- Вид работы: Реферат
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 12,18 Кб
Мифология современного кинематографа
Мифология современного кинематографа
Мифология (греч. μυθολογία от μῦθος – предание, сказание и λόγος – слово, рассказ, учение) – фантастическое представление о мире, свойственное человеку первобытнообщинной формации, как правило, передаваемое в форме устных повествований – мифов [БСЭ, 1969-1978].
Мифологические представления существовали на определённых стадиях развития практически у всех народов мира. Это подтверждается как изучением истории, так и современных примитивных народов, у каждого из которых существует тот или иной вид мифологии [Фрэзер, 2001].
Мифология имманентна человеческому сознанию. Время происхождения мифологических образов не поддаётся определению, их образование неразрывно связано с происхождением языка и сознания [Афанасьев].
Основные функции мифа – объяснительные, ритуальные и сакральные. Миф воспринимается и рассказчиком и слушателем как реальность [Мелетинский].
Таким образом, главная задача мифа заключается в том, чтобы задать образцы, модели для всякого важного действия, совершаемого человеком, миф служит для ритуализации повседневности, давая возможность человеку обрести смысл в жизни.
В технической, т.е. современной, цивилизации существует своя мифология [Кузьмичев, 2011: 225]. Основой технической мифологии является ритуальная рациональность: расчетливость и планирование, устранение неоднозначностей, попытка сведения всего к исчислимой форме. При соприкосновении с новой областью непознанного наука порождает свои «гносеологические» мифы (открытие марсианских «каналов», вопрос о распространенности жизни во Вселенной), которые использует научная фантастика [Гойя].
В современных мегаполисах развивается городская мифология [Мир фантастики]. Кроме того помимо уже существующих мифологических существ в современном мире появляются новые. В качестве примера можно упомянуть появившегося в XX веке Гремлина, а также огромное количество персонажей «Городских легенд» и современного фольклора. Кроме того, некоторые современные герои кинофильмов, мультфильмов и комиксов являют собой выполненные по всем канонам мифотворчества культовых героев. Таковы, например, Индиана Джонс, Черепашки-ниндзя, Человек-Паук, Бэтмен и др. Все эти персонажи имеют предысторию, столь важную для мифических героев, а также способность существовать вне времени, особые способности и выполняют некие подвиги на благо всего человечества. Стоит отметить, что популярная культура, на подобии современной культуры масс-медиа-персонажей, существовала в поздней Римской империи, где подобную нишу занимал Геракл-Геркулес.
Современное киноискусство наполнено разнообразными сюжетами и персонажами, корни которых можно без труда обнаружить в мифологии. Более того, кинематограф не только строится на мифологемах – он и сам создает мифы. Мифы в кино превращаются в устойчивые клише, которые свободно переходят из фильма в фильм. Киномифы не только заимствуют сюжет, но и создают саму мифологическую реальность с ее специфическими законами, в рамках которой этот сюжет развивается. «Мифическое слово есть сообщение. Оно не обязательно должно быть устным: это может быть письмо или изображение; и письменная речь, а также фотография, кинематограф, репортаж, спортивные состязания, зрелища, реклама могут быть материальными носителями мифического сообщения» [Барт, 1989 : 72]. Соответственно, и многие явления в современном массовом кино могут быть рассмотрены как мифы-сообщения. Массовая культура вообще является благодатной почвой для артикуляции установок мифологического сознания, а кино, как одно из самых массовых искусств, продуцирует мифы, которые «натурализируются» в сознании обычного зрителя, поддаются прочтению и распознаванию думающим зрителем [Савченко, 2010].
Мифы кинематографа разнообразны. Например, для Америки русские – это бандиты и алкоголики с большим запасом атомного оружия, которое все время кто-то ворует, а американским спецслужбам и отдельно взятым героям приходится постоянно спасать мир от ядерной катастрофы. От укуса вампира человек сразу становится вампиром, а сами вампиры в солнечном свете умирают, превращаясь в жидкое зеленое мыло или пепел и так далее. Р. Барт также приводит пример подобного мифа из голливудского кино в своей работе «Мифологии» [Барт, 1989]: правильно причесанный американец или англичанин вполне сойдет за римлянина времен империи.
Киномифы не скрывают часть какой-то правды и не афишируют какую-то секретную информацию, они ее только слегка деформируют. Миф в кинематографе – не ложь, а всего лишь искривление, искажение реальности, «похищенное слово», как называет это Барт. Мифологизация как фактор, участвующий в создании кинопроизведения, лишает предмет, о котором идет речь, всякой историчности. История из подобных мифологических сюжетов просто испаряется, она переделывается, универсализируется, упрощается, превращаясь в красивое и дорогое (в плане создания) подобие исторической реальности.
Результат действия мифа в серийном произведении (а кино постмодернизма серийно) – это обездвиживание мира, где он должен давать картину, в которой раз и навсегда установлена знаковая реальность, претендующая на глобальное прочтение. И Африка, и Америка, и Азия – все должны понимать юмор, мотивацию персонажей, историю именно так, как это преподносит современное мифологизированное киноискусство. Так артикулируется одна из важнейших особенностей мифологического сознания – его общезначимость и глобальность. Потребители кинопродукции воспринимают мифологизированную реальность с помощью уже заданных универсальных ключей и поэтому допускают различные логические несоответствия и искривления, для них это просто вариант существования действительности. Зрители не задаются вопросами: «А правда ли это?», «А может ли это быть на самом деле?» Для них таких вопросов просто не существует, ибо ответ очевиден: в рамках киномифа все возможно и все реально.
На подобный феномен специально обращает внимание в своей «Логике античного мифа» Я. Голосовкер: «Читатель часто поневоле пренебрегает искусством пристального чтения. Читая мифы, ум редко вглядывается в чудесный механизм, движущий миром мифологии, потому что он не вооружен знанием этого механизма. Внимание скользит по мифологической фабуле и мифологическим образам, как по чему-то давно знакомому, улавливая только явную или весьма прозрачную аллегорию…» [Голосовкер]. Зритель пришел в кинозал, заплатив за билет, или сел дома в кресло, купив DVD, для того, чтобы смотреть на красивое подобие реальности, и ему нужен лишь один инструмент – это воспринимать мифологизированный образ, что не сложно, ведь он прост и универсален, понятен и ясен всем.
Миф в традиционных культурах, как известно, рассматривался как трансляция коллективного знания и опыта и образец для повторения. Эта тенденция сохранилась и сейчас, особенно ярким примером этому может служить стремление современного кинопродукта к серийности. В 1954 году Ричард Мэтисон опубликовал свой роман «Я – легенда». Это произведение считается классическим хоррор-романом о пандемии вампиризма, вызванного распространением ужасного вируса, и о последнем оставшемся в мире человеке. Идея была подхвачена кинематографом, роман экранизировался: «Я – легенда» («I Am Legend», 2007, США); он породил целую серию литературных и кинематографических произведений о засилии вампиров – «30 дней ночи» (2007), «Пастырь» (2011), «Война миров Z» (2013) и др. Вскоре архетип последнего человека в мире, населенном чудищами, отпочковался от мэтсоновской «Легенды» и плотно вошел в сюжеты десятков фильмов о конце света.
Продукция серийного кинопроизводства отсылает зрителя к «неподвижному» прототипу, к воссозданному в кино архетипу мифологического героя. Современные киногерои, из какой бы страны они ни были, схожи между собой как братья и обладают стандартным зафиксированным набором качеств, привычек и похожей парадигмой поведения. Это еще один аргумент, подтверждающий существование в кинематографе особой мифологизированной и универсальной реальности. При этом воображаемый мир мифа имеет большую жизнеспособность, чем мир реальный. То же происходит и с мифологическим героем, который оказывается более настоящим и жизнеспособным, чем его реальный прототип. Например, такой культурный герой как Жанна дАрк, на страницах школьного учебника кажется далекой и почти нереальной личностью, и ни исторические документы, ни изображения того времени не придают ей реальности и «жизненности». А вот Жанна дАрк в кинопроизведении – это личность настоящая, она мифологично сильная и героичная. М. Элиаде в работе «Аспекты мифа» обращает внимание на так называемую живучесть определенных мифов о героях или легендарных событиях: «Миф является живым в том смысле, что он предлагает людям модель для подражания» [Элиаде, 1996 : 12]. Персонажи мифа – это существа со сверхвозможностями. Например, в мифе про «обычного» человека, который вырастет и поможет человечеству в борьбе против роботов, сверхспособностью становится невероятная живучесть и харизма героя, объединяющего вокруг себя людей на борьбу с машинами, поработившими весь мир(Джон Конор «Терминатор», Сэм Уитвики «Трансформеры», Рэй Фэрриер «Война миров»). Логика мифа «забывает» о логике реальности, игнорируя количественные отношения (вес, скорость), и управляет персонажами так, как будто физические законы недейственны: Человек-Паук может руками остановить поезд, а «крепкий орешек» Джон Макклейн ускользнуть от ракеты на грузовике. Очевидно, что такой герой вполне может претендовать на спасение человечества в грядущей вселенской катастрофе.
В связи с этими соображениям особенно показательным для мифологии современного кинематографа, как отмечает С. Савченко, кажется именно апокалиптический миф в его постоянном серийном тиражировании. Мифы апокалиптического цикла приобрели большую популярность в кино, выделившись в своеобразный поджанр научной фантастики, в котором действия развиваются в мире, находящемся на самой грани глобальной катастрофы или во время нее [Савченко, 2010].
Апокалиптические мифы присутствуют во все времена во всех культурах, меняясь и варьируясь в зависимости от культурно-исторических контекстов. Для живучести киномифа поливариантность чрезвычайно важна – она обеспечивает возможность различной концовки сюжета, а также причин возникновения катастрофы и появления новых действующих лиц. благо, ведь рассказывать одну и ту же историю можно бесконечно долго.
В современном киноискусстве распространено несколько концепций конца света или видов апокалипсиса [Савченко, 2010].
) Техногенная катастрофа: «Терминатор» («The Terminator», реж. Д. Кэмирон, 1984), «Матрица» («The Matrix», реж. Э. и Л. Вайчовски, 1999), «Книга Илая» («The Book of Eli», реж. Альберт Хьюз и Аллен Хьюз, 2009). В таких историях сюжет, как правило, развивается по следующему сценарию: после страшной катастрофы мир погиб, но жизнь на планете еще сохранилась, она сосредоточилась в небольших оазисах, где люди ведут полуживотное существование: здесь внезапно появляется супергерой, наделенный особым знанием (либо умением), именно он способен изменить мир к лучшему.
) Неосторожное использования биологического оружия или специально устроенный вред: «Я – легенда» («I Am Legend», реж. Ф. Лоуренс, 2007), «Обитель зла» («Resident Evi», реж. П. Андерсон, 2002), «28 дней спустя» («28 Days Later», реж. Д. Бойл, 2002), «Безумцы» («The Crazies», реж. Б. Эйснер, 2010) «Война миров Z» («World War Z», реж. М. Форстер, 2013). Подобные истории повествуют о том, как страшный вирус вырвался на свободу из секретных лабораторий и теперь губит человечество в промышленных масштабах. В этом кошмаре пара людей пытается спасти свои жизни (либо герой спасает всех). Мифологический кинематограф убежден, что продукты с ГМО, поразительные результаты микробиологии и всевозможные гриппы вполне способны сотворить орды зомби или непобедимый вирус, уничтожающий человечество.
) Природный катаклизм: «Армагеддон» («Armageddon», реж. М. Бей, 1998), «Столкновение с бездной» («Deep Impact», реж. М. Ледер, 1998), «Послезавтра» («The Day After Tomorrow», реж. Р. Эмерих, 2004), «2012» («2012», реж. Р. Эмерих, 2009). В таких фильмах мир ожидают глобальные природные катаклизмы: сильнейшие землетрясения, цунами и извержения вулканов превратят страны и целые континенты в руины, в любом случае катастрофа неизбежна. Страх перед разрушительной силой природы, перед враждебностью стихий силен еще со времен Потопа. Всевозможные катастрофы в природе чаще всего предсказывались, а еще чаще случались. Десятки научных программ, статей и книг посвящены предсказанию и описанию гибели планеты.
) Вторжение инопланетного разума: «День независимости» («Independence Day», реж. Р. Эмерих, 1996), «Марс атакует» («Mars Attacks!», реж. Т. Бертон, 1996), «Война миров» («War of the Worlds», реж. С. Спилберг, 2005), «День, когда Земля остановилась» («The Day the Earth Stood Still», реж. С. Дерриксон, 2008). Эти фильмы сообщают, что наша планета подверглась нападению. Инопланетяне, непонятные и бездушные существа, высаживаются на нашей планете и атакуют землян. Романтические мечтания астрономов и простых обывателей о том, что мы не одни во Вселенной, перерабатываются мифологической машиной. Инопланетяне отныне не братья по разуму, не высшие существа, а безумные агрессоры, которые хотят уничтожить нас и нашу цивилизацию.
Некоторые из упомянутых сценариев развивают и постапокалиптический сюжет: после катастрофы, как правило, осталось лишь несколько людей, которые способны снова воссоздать мир («Марс атакует», «Я – легенда», «Обитель зла», «Пандориум», «Книга Илая»). Следует вспомнить о том, что и в традиционном мифологическом сознании конец света никогда не бывает окончательным – всегда остается кто-нибудь, чаще всего пара, которая возродит человечество, как и остаются какие-то указания насчет того, как это сделать. Всегда должна оставаться надежда. Так и киномифы предпочитают предоставлять своим героям и зрителям вполне конкретный и реальный шанс на выживание. Как и традиционный миф, киномиф претендует на функцию трансляции знания и опыта из поколения в поколение. И логично, что эти знания имеют не только космологический, но и вполне конкретно-практический характер, а именно являются планом по спасению людей в случае чего-то апокалиптического.
Кроме апокалиптических мифов, выделяемых С. Савченко, необходимо обозначить и, так называемую «вымышленную вселенную» от американской компании Marvel Comics. Каждый житель на планете Земля знаком с продуктом производства данной корпорации: «Фантастическая четвёрка», «Человек-паук», «Невероятный Халк», «Железный человек», «Сорвиголова», «Призрачный гонщик», «Тор», «Капитан Америка» и «Люди Икс». Большинство персонажей «Marvel» обитают в одной вымышленной вселенной, получившей название Земля-616. Главные герои одноименных фильмов являются супергероями, которые также спасают, как и нашу планету, так и свои миры, сражаясь при этом с целыми отрядами «зла». Мы смотрим на Тора, Железного человека, Росомаху и других героев, затаив дыхание. Мысль М. Элиаде подтверждает вышесказанное: «роль мифа в структуре всего человеческого существования неизмерима. Благодаря мифу <…> понятия реальности, значимости, традиционности, постепенно обнаруживают свой путь» [Элиаде, 1996 : 147].
Мифологизация в искусстве существовала всегда, но именно в ситуации постмодернизма и массовой культуры она стала всеобъемлющей. Этому способствует современное представление об отсутствии единой конкретной истины, допущение плюральности смыслов, лояльное отношение к ним как со стороны потребителя, так и со стороны самого искусства. Современный мир – это пространство существования различных мифов, они создаются, разрушаются, потом снова создаются или повторяются, превращаясь в феноменальный мифологический серийный продукт.
Кинематограф наполнен разновариантными мифами о конце света, который вмонтирован в созданную этими же мифами особую реальность с собственной историей, героями и даже физическими законами.
Мифологические конструкты, которые лежат в основе современного серийного кинематографа, находят свое воплощение и в образе культурного героя, обеспечивая кинопродукту доступность понимания и привлекательность для массового зрителя.
миф киноискусство серийный сюжет
Библиографический список
1.Афанасьев, А. Древо жизни. Древо жизни: Избранные статьи [Электронный ресурс]. Режим доступа: <http://www.webcitation.org/6FwJb0W1B>. Дата обращения: 11.12.2013
.Барт, Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика [Текст] / перевод с фр. Г. К. Косикова. – М.: Прогресс, 1989. – 616 с.
.Большая советская энциклопедия [Текст]. – М.: Советская энциклопедия. 1969-1978
.Голосовкер, Я. Логика античного мифа [Электронный ресурс]. Режим доступа: <http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Literat/Golos/01.php>. Дата обращения: 11.12.2013
.Кузьмичев, Д. Мифология технической цивилизации [Электронный ресурс] / Д. Кузьмичев. Режим доступа: http://week-science.spbstu.ru/upload/xl/11-xl.pdf#page=224 <http://week-science.spbstu.ru/upload/xl/11-xl.pdf>. Дата обращения: 11.12.2013
.Мелетинский, Е.М. Фольклор и постфольклор: структура, типология, семиотик: миф и сказка [Электронный ресурс] / Е.М. Метелинский. Режим доступа: <http://www.ruthenia.ru/folklore/meletinsky11.htm>. Дата обращение: 11.12.2013
.Мир Фантастики. Сумерки большого города: городская фантастика и фэнтези [Электронный ресурс]. Режим доступа: <http://www.mirf.ru/Articles/art495.htm>. Дата обращения: 11.12.2013
.Савченко, С. Феномен апокалиптического мифа в серийном кинематографе [Электронный ресурс] / С. Савченко. Режим доступа: <http://archive.nbuv.gov.ua/portal/Soc_Gum/doksa/2010_15/407-414.pdf>. Дата обращения: 11.12.2013
.Франсиско Гойя. Мифология технической эры [Электронный ресурс]. Режим доступа: <http://istoriya-kino.ru/books/item/f00/s00/z0000010/st002.shtml>. Дата обращения: 11.12.2013
.Фрэзер, Дж. Золотая ветвь: Исследование магии и религии [Текст] / Пер. с англ. М. К. Рыклина / Пер. с англ. И. Утехина. – М.: ТЕРРА-Книжный клуб, 2001. – 528 с. – (Боги и ученые). – ISBN 5-275-00248-3
.Элиаде, М. Аспекты мифа [Текст] / М. Элиаде.- М.: Инвест-ППП, 1996. – 240 с.