- Вид работы: Статья
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 6,07 Кб
Микеланджело и его бессмертное произведение эпохи Ренессанса
Статья
На тему Микеланджело и его бессмертное произведение эпохи Ренессанса»
Козыревой Анны Валериевны
Вряд ли кто-то из людей не знает или не видел скульптуру молодого обнаженного юноши с копной кучерявых волос, стоящим в расслабленной позе, держащим в левой руке пращу и взирающим вдаль грозным, взволнованным взглядом. Думаю, мысленно сейчас каждый воспроизвел этот образ в своей голове и понял, что речь идет о скульптуре великого царя Давида.
Множество людей встречают знакомый образ в различных программах, книгах, журналах, но не все хорошо знают, кто изображен в юном мальчике, какое значение он имел в свое время и что оставил после себя, а также кто создатель этой масштабной скульптуры. Помазанник Божий великий царь Давид и легендарный итальянский скульптор, живописец, архитектор Микеланджело Буонаротти, увековечивший избранника Господня в прекрасном образе мраморной статуи. Именно про этих двух значимых, мировых людях и их связующем звене мы поговорим сегодня.
Давид (ок 1005-965 до н.э.) – второй царь Израиля, царствовал 40 лет. Семь лет и шесть месяцев был царем Иудеи, затем 33 года царем объединенного царства Израиля и Иудеи. Согласно преданию, Господь послал на землю пророка Самуила для помазания юноши в цари Израильского народа. Иудеи верили, что идеальный царь, потомок царя Давида, будет послан богом, чтобы осуществить политическую свободу народа Израиля из под власти других народов. Согласно христианскому вероучению, пророчества сбылись, из рода Давида в мир пришел Иисус Христос. И что важно, Тайная вечеря происходила на горе Сион, именно на том месте, где был погребен царь. Но до этого, Давид прожил славную, но в тоже время полную искушений жизнь. Господь испытывает тех, кого больше всего любит. Царь знал эту истину и с благоволением принимал все испытания и удары судьбы. Повелитель небесный наделил Давида божественным духом, который придавал его хрупкому юношескому телу непреодолимую силу. Еще будучи совсем ребенком, он завоевал народную любовь, признательность и славу, победив великана Голиафа одним ударом пращи. Этот подвиг стал одним из самых ярких моментов из жизни Царя.
Много разных произведений искусства было посвящено Давиду: иконы, картины, скульптуры, иллюстрации, фрески и т.д. Над увековечиванием царя трудились такие мастера, как Рембрандт, Тициан, Донателло, Верроккьо и, конечно же, Микеланджело. Все эти художники создавали прекрасные, высококачественные работы, но то, что сделал Микеланджело, не сумел сделать ни один творец. Он изваял из огромной глыбы мрамора шедевр мирового искусства.
Микеланджело Буонаротти (6 марта 1475 г) – итальянский скульптор и художник, создавший великое множество творений. В некотором смысле, можно сказать, что ему повезло, так как он родился в то время, когда в стране правил Лоренцо де Медичи, фактический хозяин Флоренции. Он очень приветствовал новые стили, современники считали его законодателем хорошего вкуса. Флоренция превратилась в кузницу мировых талантов. Это время ознаменовалось золотым для республики. Невероятное множество творений было свершено в этот период. В городе было много мастерских, в которые то и дело поступали все новые и новые заказы, никогда художники и скульпторы не были востребованы, как тогда. Лоренцо был большим ценителем искусства и новых открытий, именно поэтому его прозвали крестным отцом эпохи Ренессанса. Именно он стал первым покровителем Микеланджело, разглядев его талант и давшим ему творческую свободу. С 1482-1490 год юный художник находился при дворе Медичи. После смерти Лоренцо Микеланджело уезжает из Флоренции и возвращается обратно только через 11 лет. К тому времени он уже сумел сделать себе имя, создав такие наиболее известные работы как «Вакха» и «Римская пьета». Здесь он получает заказ, с которым до него, не смогли справиться двое не малоизвестных скульптора. Из пятиметрового прямоугольного куска мрамора, уже испорченного до этого двумя не справившимися мастерами, нужно было изваять гигантского Давида. 16 августа 1501 года Микеланджело принял заказ, а уже 13 сентября приступил к работе. До этого юного Давида изображали уже после победы над Голиафом, Микеланджело решил изобразить его по-своему, перед битвой с великаном. Скульптор подготовил сотни набросков, но, тем не менее, он должен был работать предельно точно. Перед тем как высекать статую он клал миниатюрную модель Давида в ванную с молоком. Заливал те части, которые выступали над поверхностью и служили началом для высечки уже из мрамора. Сначала он выточил левую руку, часть огромного тела, которая, в последствии, помогла ему в работе. Чтобы добиться шероховатой поверхности он использовал чеканный молоток, далее следовала высокоточная обработка. Он полностью погрузился в дело, как одержимый, простаивая сутки напролет добивался первоклассного результата. Стремясь к чести и славе, он жаждал признания. Микеланджело не хотел оставлять свое творение ни на минуту, поэтому зачастую спал около него. Из трудов древнегреческих философов он усвоил, что благородный дух проявляется в красивом теле. Он с юных лет стремился к совершенству во всем. Про себя он говорил: «Я был рожден, чтобы изображать красоту». Он хотел, чтобы скульптура получилась идеальна, и она получилась идеальна.
В 1504 году, через 2,5 года статуя впервые была представлена публике. Первые художники Флоренции во главе с Боттичелли, Джулиано да Сангалло, Пьеро ди Козимо и Леонардо да Винчи по-прежнему настаивали на том, чтобы скульптуру разместить близ собора, считая, что гражданский посыл превышает религиозный. Но великому Давиду было суждено стоять на главной площади Флоренции. Транспортировка заняла 4 дня, Микеланджело тщательно продумывал каждую мелочь для перевозки статуи. Он не мог рисковать, весь его колоссальный труд мог рухнуть в одно мгновенье. Скульптор контролировал весь процесс, каждое движение. Перевоз происходил только по ночам, так как днем на улочках было слишком людно, и транспортировка была невозможна. 8 сентября 1504 года Давид был впервые представлен флорентийцам на площади Синьории. Скульптуру сразу же единогласно назвали шедевром мирового искусства. Это был успех! Микеланджело Буонарроти получил все, что хотел славу, уважение, почесть, богатства. скульптур искусство микеланджело художник
«Когда смотришь на этого нового Давида бессмысленно искать что-то более совершенное», писал Ваззари. Скульптура сразу же стала символом Флоренции, граждане считали, что теперь они под надежной защитой Давида. Он будто грозно смотрит вдаль и отгоняет одним своим присутствием врагов, посягающих на Флоренцию. Так скульптура простояла более четырехсот лет на площади Синьории, после чего в 1873 году, в целях сохранности, ее переместили в академию изящных искусств на почетное место. Сейчас на площади, на том же самом месте стоит точная копия Давида и все так же смотрит вдаль своим грозным, волнующим взглядом. Важно заметить, что Микеланджело был, одним из первых, творцов эпохи Возрождения. Он привнес в сокровищницу мирового искусства неоценимый вклад, не жалея себя, художник работал днем и ночью. Прежде чем рисовать орех или виноград, он шел на рынок и изучал продукт. И так было со всем, просиживая ночи в морге он на мертвеце, задыхаясь от ужасно запаха, чуть ли не теряя сознание, исследовал человеческие мышцы и кости, благодаря чему, в свое время, приобрел нелесную репутацию. Это был колоссальной выдержки человек, сильный, волевой. К 30 годам он заработал ровно столько, сколько Леонардо Да Винчи заработал за всю жизнь, а к старости он и вовсе стал мультимиллиардером, учитывая то, что в детстве и юности он практически нищенствовал. Умер Микеланджело 18 февраля 1564 года в возрасте 88 лет, оставив после себя такое богатейшее наследство. Он действительно был создателем красоты на земле и, думаю, никто не сможет с этим поспорить.
«В красоте образ божественного идеала» – Микеланджело Буонарроти.