- Вид работы: Статья
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 12,02 Кб
Милосердие и благотворительность как вероучительные принципы христианской церкви
Милосердие и благотворительность как вероучительные принципы христианской церкви
М.А. Арефьев
христианство благотворительность милосердие православная церковь
В истории нашего отечества и его культуры XVII век известен как время Великого раскола Русской православной церкви. Под расколом понимается разделение Церкви вследствие реформы патриарха Никона и царя Алексея Михайловича (Тишайшего). «Предпринятая ими реформа ставила задачей унифицировать русский богослужебный обряд с греческим и выверить русские тексты Священного Писания и богослужебных книг по греческим образцам» [4, с. 848]. Первоначально раскол, приведший к разделению православной церкви на никониан и старообрядцев, затрагивал исключительно внешнюю сторону церковных установлений. Однако со временем он перерос в столкновение между традиционным стилем византийско-русского мышления, стремящегося к познанию истины умом и сердцем в их гармоническом единстве, с новоевропейским рационализмом реформаторов. Антагонизм этих ветвей единой Русской православной церкви («никониане – старообрядцы») сохраняется до сегодняшнего дня. Он дополнялся в своем историческом развитии социально-политическим противостоянием, различиями в обрядовой стороне, отношением к древнерусским традициям Святой Руси.
В ходе полемики духовных лидеров старообрядчества (протопоп Аввакум, братья Денисовы, Феодосий Васильев и др.) со сторонниками церковных реформ проявились вероучительные особенности старообрядческого богословия: идея гармоничного единства вербальных и невербальных форм отношений между человеком и Богом, воплощенных в церковном богопочитании; представление о неразрывном единстве духовной сущности и совокупности ее внешних явлений; убеждение в исчезновении истинного священства и воцарении вочеловеченного Антихриста и др. Эти особенности старообрядческого богословия до сих пор препятствуют воссоединению старообрядческих церквей и Русской православной церкви Московского патриархата, хотя в социальнорелигиозном аспекте (гонения на старообрядцев со стороны государства и официальной церкви в прошлом, так называемые «клятвы» на старообрядчество) сегодня уже нет препятствий для их объединения. Одной, достаточно важной точкой единения, на наш взгляд, является социальное служение русских церквей. В основе его лежит практика церковной деятельности, базирующаяся на принципах милосердия и благотворительности, подвижничества. В свое время духовный глава старообрядчества протопоп Аввакум, по словам дореволюционного историка В.А. Мякотина, привлекал к своему учению сторонников тем, что у него была слава «человека высоконравственного или, что считалось тем же самым, религиозного, и такой ореол подвижничества, окружавший проповедника, в значительной мере переносился и на его учение» [2, с. 178]. Общехристианские ценности милосердия, благотворительности, подвижничества во имя идеи и блага людей могут стать той платформой, на которой различные конфессии найдут пути к преодолению разногласий.
В современном энциклопедическом издании, посвященном выявлению характеристик полиэтнической и поликонфессиональной российской цивилизации, благотворительность определяется как сфера практических действий, направленных на помощь тем, кто нуждается в поддержке со стороны частных лиц, общественных организаций и государства. «Милосердие и благотворительность в России – одна из сфер деятельности государственных и общественных (светских и религиозных) организаций, древнейшая нравственная и гуманистическая традиция. Милосердие (лат. misericordia) – высшее проявление человеческого сострадания и идеал духовного развития, объединяющий жалость, сопереживание с активной деятельной любовью к ближнему, с конкретно выраженной добротой по отношению к страждущим и обездоленным. Благотворительность – бескорыстное оказание помощи нуждающимся и неимущим» [5, с. 195].
В отечественной социально-философской мысли проблема благотворительности как деятельностной стороны феномена христианского милосердия рассматривается в контексте философии братолюбия. Она связана с такой ментальной особенностью русского народа, как предрасположенность к соборному сознанию и общинности. Соборность с древнейших времен онтологически вошла в традиции русского общественно-религиозного сознания в качестве морально-нравственной нормы. Любовь и братолюбие – важнейшие понятия древнерусской литературы, в которых проявился особый примирительный метод разрешения социальных конфликтов и практика взаимной помощи и поддержки. Социальные, территориальные, хозяйственно-бытовые условия жизни русского человека заставляли его не просто придерживаться этих морально-нравственных позиций, но и строить свою жизнь в соответствии с ними. В.В. Долгов, современный философ, пишет: «Концепция, согласно которой отношения между людьми должны строиться на основе любви (а не на балансе интересов, например), является одной из самых популярных и влиятельных в древнерусской книжной культуре» [1, с. 83].
Древнерусская теория общественного примирения – братолюбия – является формой соборного конфессионально-православного и нравственно-правового сознания. Однако традиции милосердия как осуществление идеала духовного развития складывались на Руси раньше, они составили основы благотворительности, зародившейся еще в домонгольский период. Простейшие виды благотворительности в тот период состояли в основном в кормлении нищих, которое осуществлялось православным духовенством и находящимися под его влиянием князьями. Фактически это была основная форма частной благотворительной деятельности. Неверно было бы связывать возникновение благотворительности на Руси исключительно с принятием христианства. Как свидетельствуют исторические документы, славянские народы в дохристианский (языческий) период обладали высокой духовностью, человеколюбием, состраданием, стремились разделить чужое горе, помочь преодолеть беду. Эти ментальные характеристики древнеславянского этноса вошли в кровь и плоть национального характера русского народа.
Период Киевской Руси можно выделить в качестве особого в формировании традиций милосердия и благотворительности. В то время они были делом отдельных лиц и не включались в круг государственных обязанностей. Одним из первых князей, показавших пример сострадательности к убогим, нищим, сиротам, был Владимир Святославич (Красное солнышко). Находясь под впечатлением раннехристианских идеалов, провозгласивших любовь к ближнему главной чертой человека, он запретил смертную казнь и дал пример благотворительной деятельности. Вслед за ним милосердно-благотворительной деятельностью стали заниматься и другие государственные деятели раннесредневековой Руси.
Мысль о развитии государственной помощи неимущим, убогим, страждущим была впервые высказана царем Иваном Грозным на Стоглавом соборе, где он утверждал, что в каждом городе должны быть построены богадельни, больницы и приюты. Церковный собор с участием царя Ивана IV и представителей Боярской думы заседал в Москве в январе – феврале 1551 г. Свое название он получил от сборника соборных решений, поделенного на 100 глав. Целью Стоглавого собора было стремление укрепить положение Русской православной церкви в борьбе с еретическими движениями. Однако его деяния вышли далеко за пределы религиозно-церковных вопросов, затронули социальную и культурную жизнь страны шестнадцатого столетия. Программа реформ, предложенная Стоглавым собором, предусматривала наряду со значительной перестройкой внутрицерковной жизни секуляризацию церковных земель, установление подсудности духовных лиц светскому суду, запрещение монастырям основывать новые слободы в городах. Решениями Стоглавого собора была осуществлена унификация церковных обрядов и пошлин на всей территории Руси, проведена регламентация норм внутрицерковной жизни с целью повышения образовательного и нравственного уровня духовенства. На протяжении второй половины XV-XVII вв. «Стоглав» наряду с Кормчей книгой являлся основным кодексом правовых и социальных норм, определявших жизнь духовного сословия и органов власти в государстве.
Во времена Петра I развитие мер общественного призрения стало одной из задач российского государства. Петр указывал на предупреждение нищеты как лучший способ борьбы с ней. Он разделил убогих и нищих по категориям, поставил виды оказываемой помощи в зависимость от нужд. Ему принадлежит заслуга в принятии решительных мер по урегулированию частной благотворительности, установлению органов призрения и определению средств для их развития. Тем самым в стране были заложены основы целостной системы милосердно-благотворительной работы. В качестве примера можно указать, что в петровский период в Москве насчитывалось 90 богаделен, в которых содержалось четыре тысячи нищих. Петр создал целую сеть социальных заведений, имевших специальное назначение («Смирительный дом», «Прядительные дома» и др.), т. е. требовал, чтобы нищие были заняты общественно-полезным трудом.
Система благотворительности и общественного призрения, созданная Екатериной II, сохранилась до наших дней. В 1775 г. она указала, чтобы в каждой губернии, согласно общественному Приказу, были созданы управления под председательством губернатора, которым поручалось руководить народным образованием, открывать богадельни, аптечные управления, сиротские дома, дома для неизлечимых больных и другие службы. В этот период была создана разветвленная структура государственного общественного призрения. Существенным шагом в области милосердия и благотворительности в России стало назначение Павлом I своей супруги Марии Федоровны руководительницей всех социальных учреждений в стране. По инициативе Марии Федоровны создавались все новые и новые благотворительные учреждения, ведомства, сиротские дома. В 1828 г. вся эта сеть получила специальное наименование «Учреждения императрицы Марии Федоровны».
Государственная и церковная благотворительность была поддержана общественностью. Были открыты многие частные благотворительные фонды, комитеты, в которых активное участие принимали князь
В.Ф. Одоевский, доктор Ф.П. Гааз, граф Шереметев, помещик Лутови- нов, княгиня Н.С. Трубецкая и др. Их благотворительная деятельность впоследствии была дополнена деяниями известных русских меценатов, которые не только покровительствовали развитию науки, искусства и образования, но и помогали неимущим в получении образования, получении профессий, трудоустройстве (Демидовы, Юсуповы, старообрядцы Рябушинские и др.). Так, в 1816 г. было основано Императорское человеколюбивое общество, цель которого состояла в назначении бедным людям всякого рода пособий. Человеколюбивым обществом были учреждены такие заведения, как Попечительский комитет бедных (1816), Институт слепых (1819), Маросейский богадельный дом (1825) и др.
Российское государство, несмотря на привилегированное положение православной церкви, стремилось не делать различий между многочисленными религиозными конфессиями, входящими в поликонфессиональную структуру общества. Однако поддержкой пользовались, по преимуществу, конфессии, представлявшие собой традиционные религии в нашей стране. Так, например, при Александре I были учреждены кассы на содержание вдов и сирот пасторов Саратовских протестантских колоний (1806). В 1813 г. были созданы так называемые убогая и училищная кассы в Дерпте (лютеранская Прибалтика). К концу XIX в. в России насчитывалось более 14 тысяч благотворительных обществ и заведений. По ведомственной принадлежности они распределялись следующим образом: Ведомство учреждений императрицы Марии – 683, Российское общество Красного Креста, Императорское человеколюбивое общество – 518, Попечительство о домах трудолюбия и работных домах – 274, ведомства православного вероисповедания и военного духовенства – 3358, Министерство внутренних дел – 6835, Министерство народного просвещения – 68 и др. Только за 1898 г. услугами этих учреждений воспользовалось более 7 млн чел. [5, с. 196]. Царский Манифест 1905 г., уравнявший старообрядчество с другими традиционными конфессиями в России, создал широкое поле деятельности для старообрядческих общин в области поддержки образования и книгопечатания, дал возможность для отдельных выходцев из старообрядческой среды проявить свои благотворительные таланты в области искусства, литературы, театральной деятельности. Известно, например, что Московский художественный театр был построен на средства старообрядца С.Т. Морозова и что основателем этого театра, вместе с В.И. Немировичем- Данченко, был выходец из старообрядческой среды выдающийся режиссер и актер К.С. Станиславский.
Благотворительность в России имела достаточно большое распространение и существовала как в лоне Русской православной церкви, так и неправославных конфессий (протестантизм, буддизм, ислам и др.). Можно говорить также о таких ее формах, как государственная благотворительность (земские, городские управы) и негосударственная благотворительность, т. е. деятельность общественных организаций. В настоящее время принят Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», который обеспечивает правовое регулирование благотворительной работы, гарантирует её поддержку. В законе определяются направления милосердной и благотворительной деятельности, ее цели и формы реализации, обеспечивается государственная поддержка и правовая база. Помимо государственных, существует немало общественных благотворительных организаций, важнейшее место среди которых занимают религиозные. Компонентами религиозного милосердия и благотворительности являются помощь больным и престарелым, участие и сострадание пострадавшим от вооруженных конфликтов, природных катаклизмов и т. д. Основные принципы религиозной благотворительности мы находим в Библии и Коране, содержатся они в священных книгах буддизма, индуизма, других религиозных направлений. В исламе, например, принцип благотворительности выступает одним из важнейших догматов, а милость и милосердие рассматриваются как важнейшие качества, атрибуты самого Бога. В Коране и Сунне предусмотрены системы мер, заставляющих человека заботиться о слабых, беззащитных, нуждающихся в помощи.
Мы можем утверждать, что традиции милосердия, благотворительной деятельности являются общим моментом, характеризующим меж- конфессиональные отношения как в прошлом, так и в настоящем. Именно здесь можно обозначить те сферы взаимодействия, которые характеризуют деятельность различных конфессий, то общее, что их объединяет. Так, например, принцип милосердия свойственен деятельности восточно-христианской церкви с самого начала ее формирования. Концепция милосердия является одной из центральных в православии. Современные православные богословы представляют милосердие как активное вмешательство христиан в земные дела, стремление смягчить причины страдания.
В современной концепции социального служения Русской православной церкви принцип милосердия и благотворительности – один из самых востребованных. В ней говорится, что православная Церковь, будучи вселенской, состоит из множества автокефальных поместных церквей, и православные христиане, сознавая себя гражданами небесного отечества, не должны забывать и о своей земной родине. Сам Божественный Основатель Церкви, Господь Иисус Христос, не имел земного пристанища (Мф. 8. 20), поэтому можно сделать вывод, что он жил за счет помощи тех, кто словом и делом поддерживал дело Иисуса. Благотворительность изначально присуща христианству как виду религиозного творчества. «В осуществлении своих социальных, благотворительных, образовательных и других общественно значимых программ Церковь, – пишется в Основах социальной концепции Русской православной церкви, – может рассчитывать на помощь и содействие государства. Она также вправе ожидать, что государство при построении своих отношений с религиозными объединениями будет учитывать количество их последователей, их место в формировании исторического, культурного и духовного облика народа, их гражданскую позицию». Среди важнейших областей «соработничества» Русской православной церкви и государства называется пункт «дела милосердия и благотворительности, развитие совместных социальных программ».
В разделе «Труд и его плоды» прямо говорится о том, что заповедь Божия повелевает трудящимся заботиться о тех людях, которые по различным причинам не могут сами зарабатывать себе на жизнь, – о немощных, больных, пришельцах (беженцах), сиротах и вдовах – и делиться с ними плодами труда, «чтобы Господь, Бог твой, благословил тебя во всех делах рук твоих» (Втор. 24. 19-22). Продолжая на земле служение Христа, который отождествил себя именно с обездоленными, гонимыми, Церковь всегда выступает в защиту безгласных и бессильных. Поэтому она призывает общество к справедливому распределению продуктов труда, при котором богатый поддерживает бедного, здоровый
-больного, трудоспособный – престарелого. Духовное благополучие и самосохранение общества, по учению Русской православной церкви, возможны лишь в том случае, если обеспечение жизни, здоровья и минимального благосостояния всех граждан считается безусловным приоритетом при распределении материальных средств. Церковь однозначно выступает против сверхобогащения, неправедно нажитого богатства, социального паразитизма.
Процессы глобализации современного общества, те вызовы, что встали перед ним в начале XXI в., поставили перед религиозными конфессиями задачу возрождения и воплощения в жизнь нравственно-этических и религиозных добродетелей, в том числе милосердия и благотворительности. В настоящее время милосердная и благотворительная работа религиозных организаций осуществляется по разным направлениям и в различных формах. Среди них: помощь страдающим людям в рамках медицинских учреждений, поддержка людей с умственно-психическими и физическими недостатками и детей-инвалидов, забота о немощных стариках. В первую очередь речь идет о социально незащищенных группах населения. Отдельно стоит воспитательная и благотворительная работа с алкоголиками и наркоманами. Помощь беженцам, мигрантам, жертвам межэтнических распрей, бездомным, людям, попавшим в экстремальную ситуацию, распределение гуманитарной помощи является также одним из важнейших направлений социального служения религиозных организаций. Эти формы в той или иной мере практикуют все современные конфессии, вне различий их вероучительного контекста.
В качестве вывода отметим, что светские, религиозные организации различной конфессиональной направленности, индивидуальная благотворительность, существующие в современной России, опираются на многовековой опыт милосердия и благотворительности. Они имеют, как было показано выше, своё собственное историко-культурное, концептуальное, нравственно-религиозное обоснование. Несмотря на то, что эта деятельность в последние годы наталкивается на ряд трудностей материального характера (напомним годы дефолта, экономического кризиса двухтысячных годов), она неуклонно расширяется и получает все большее количество сторонников.
Список литературы
1. Долгов В.В. Очерки истории общественного сознания Древней Руси Х-ХШ веков. – Ижевск, 1999.
. Кожурин К.Я. Протпоп Аввакум: Жизнь за веру. – М.: Молодая гвардия, 2011.
. Основы социальной концепции Русской православной церкви (принятые Освященным Архиерейским собором Русской православной церкви. – Москва, 13-16 авг. 2000 г.).
. Шахов М.О. Раскол в русском православии // Религиоведение: энцикл. слов. – М.: Академический Проект, 2006.
. Элбакян Е.С. Милосердие и благотворительность в России // Рос. цивилизация: Этнокультурные и духовные аспекты: энцикл. слов. / ред. кол.: М.П. Мчедлов и др. – М.: Республика, 2001.