- Вид работы: Реферат
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 9,95 Кб
Митрополит Макарий: жизнь и служение
Московский Государственный Университет Геодезии и Картографии
Реферат
По теме: «Митрополит Макарий: жизнь и служение»
Работу выполнила: Ковтунец Елизавета Леонидовна
Преподаватель: Никольский Евгений Владимирович
Митриполит Макарий (Булгаков)
церковь ректорство характер студенческий
Михаил Петрович Булгаков – в будущем митрополит Макарий, выдающийся русский историк, богослов и общественный деятель, родился 1 октября 1816 года в бедной семье священника Флоровской церкви села Суркова Курской епархии. В семь лет Михаил лишился отца, мать осталась вдовой поэтому детские годы его проходили среди горькой нужды, бедности и лишений. Но несмотря на трудности, разумная и благочестивая мать его старалась дать своим детям образование.
Михаил Петрович Булгаков был привезён в Белгород и определён в уездное духовное училище. После окончания училища Михаил Булгаков поступил в Белгородскую духовную семинарию, которой заведовал ректор. Елпидифор (Бенедиктов), инок высокого аскетического подвига и чистоты. Именно он оказался тем человеком, кто оказал в эти годы значительное влияние на юношу, сумел увлечь иноческим примером нравственного совершенствования, познакомил с произведениями епископа Иннокентия (Борисова), бывшего тогда ректором Киевской Духовной академии. Под влиянием личностей этих двух известных людей и сложились те основные стороны характера М. Булгакова, которым он оставался верен всю жизнь: прямота, внутреннее благородство, жажда духовного совершенствования и тяга к постоянному труду.
В семинарии раскрылись выдающиеся дарования Михаила Булгакова. Юный семинарист отличался благородством, любознательностью, трудолюбием и благочестием. Он пользовался особым вниманием ректора семинарии архимандрита Елпидифора (Бенедиктова) и даже жил в его квартире. Другие преподаватели с интересом наблюдали за юношей и старались развить его незаурядные способности. Он приобрел такое расположение наставников, что они уважительно называли его по имени и отчеству, а не по фамилии, как обычно именовали учеников. Семинарские сочинения Михаила Булгакова отличались оригинальностью мысли, строгой логикой, последовательностью изложения и живым, безукоризненно правильным литературным языком. В семинарии Михаил Булгаков хорошо усвоил языки, древние и новые, усвоил и развил эту замечательную по ясности, легкости и простоте речь, которою выделяются и привлекают к себе читателя все груды его, строгую логичность мысли и точность языка. Благодаря содействию преподавателя русского языка Любицкого, Михаил Булгаков знакомился с литературой и впоследствии с благодарностью вспоминал, что этот живой и талантливый учитель научил его любить русскую литературу и «великий, свободный русский язык».
Юноша познакомился в семинарии с Историей государства Российского Н. М. Карамзина, с поэзией В. А. Жуковского, который навсегда остался его наиболее любимым и созвучным поэтом.
В 1837 г., 14 июня Михаил Булгаков окончил Курскую семинарию первым по списку и в августе того же года поступил в Киевскую Духовную Академию, получив высшую отметку по всем предметам вступительного экзамена. Здесь еще в большем блеске развернулись замечательные дарования студента Булгакова: сила логического мышления, способность к усвоению богословских философских и исторических знаний, к овладению иностранными языками, из которых он свободно владел латинским, греческим, еврейским и французским и свободно читал на немецком, итальянском и на всех славянских (польском, чешском, сербском, болгарском) языках. Философию в Киевской Академии он слушал у протоиерея И. М. Скворцова, богословие у Димитрия Муретова, устное красноречие у Я. К. Амфитеатрова. Но особенно сильное влияние на формирование личности будущего Митрополита Макария произвел ректор Академии архимандрит Иннокентий (Борисов).
Время ректорства и профессорства в Киеве архимандрита Иннокентия (Борисова) составляет наиболее блестящий период в истории не только Киевской Академии, но и в истории высшего богословского образования в России. Первым делом Иннокентия по прибытии в Киевскую Академию – была отмена латинского языка в преподавании богословия, господствовавшего в духовных учебных заведениях в течение столетий.
Ректор Иннокентий Борисов явился новатором и организатором также и в области преподавания общеобразовательных наук академического курса философии, истории, литературы и проч. И в сферу этих наук ректор Иннокентий внес небывалое дотоле оживление, указывая новые методы их разработки и изложения перед студенческой аудиторией. Особенное внимание обращал он на студенческие сочинения, сам назначал для них темы, способствовал печатанию лучших работ. Он обладал особенным даром возбуждать в студентах любовь к ученой работе, и очень многие из студентов Академии его времени составили себе впоследствии крупные ученые имена, из которых самым крупным является имя Митрополита Московского Макария (Булгакова). В Киевской Академии сложился этот знаменитый толкователь и излагатель православного догматического богословия, самый крупный и блестящий историк Русской Церкви.
Вместе с научным созреванием в студенте Булгакове нарастало аскетическое настроение, выразившееся, между прочим, в стихотворении «Смерть старца-отшельника», в особенности же в курсовом сочинении в старшем отделении на тему: «План христианской аскетики» – рассуждение о том, как осуществить дух христианского учения в жизни. Это последнее сочинение рецензировавший его профессор оценил как «превосходящее все известные сочинения иностранной литературы, писанные на ту же тему», и даже скупой на похвалы Митрополит Московский Филарет (Дроздов) отметил в своем отзыве, что сочинение студента Булгакова «стоило немалого обдумывания и во многих частях соответствует целям познания».
Другое сочинение, представленное студентом Михаилом Булгаковым в высшем отделении, как итог двухлетней работы, «История Киевской Духовной Академии» было написано по предложению ректора Иннокентия Борисова. Эта работа поражает тем, что не получивший никакой исторической выучки автор-студент обнаружил ряд качеств настоящего уже сложившегося историка. В основу сочинения положено обширное знакомство с соответствующими источниками и литературой, тщательное изучение до последних мелочей архивов Академии, Софийской и Лаврской библиотек; построение книги было превосходно задумано, правильно указаны периоды в жизни Академии; язык удивляет живостью, ясностью и легкостью изложения.
15 февраля 1841 г. студент Михаил Булгаков, согласно заявлению своему, был пострижен в монашество с именем Макария и по прошествии нескольких недель посвящен в иеродиакона. Окончив Академию с ученой степенью магистра, он 23 июня 1841 г. был посвящен в иеромонахи и 2 августа назначен бакалавром Академии по только что открытой кафедре русской гражданской и русской церковной истории.
В 1842 году иеромонах Макарий был назначен ректором Киевско-Подольских Духовных училищ, а летом того же года переведен в Санкт-Петербургскую Духовную академию и назначен помощником инспектора. Судьба, однако, не судила молодому ученому отдать свои силы на служение воспитавшей его Киевской Академии: 5 августа 1842 г. иеромонах Макарий был переведен на работу в С.-Петербургскую Духовную Академию.
Петербургский период жизни Макария длился 15 лет (1842-1857), в продолжение которых он прошел весь путь академической работы – от преподавательской деятельности до ректуры включительно.
В 1846 г. появилась в печати вторая книга архимандрита Макария «История христианства в России до равноапостольного князя Владимира», служащая как бы введением к Истории Русской Церкви и послужившая основанием для избрания автора ее действительным членом Общества истории и древностей российских при Московском университете. В 1847 г. была издана книга архимандрита Макария под заглавием «Взгляд на историю Русской Церкви до нашествия татар», заключавшая в себе его лекции, читанные в 1841-1842 гг. в Киевской Академии. В том же 1847 г. появилось в печати новое сочинение его «Введение в православное догматическое богословие», за которое автор был удостоен ученой степени доктора богословия. Докторская диссертация его по справедливости считается лучшим и наиболее полным изложением православного догматического богословия и была вскоре же переведена на иностранные языки.
Ректорство епископа Макария (Булгакова) оставило глубокий благотворный след в истории Петербургской Академии, составив определенный период в ее истории. Прочитанный им в академии курс лекций лег в основу первого самостоятельного, ставшего знаменитым труда «Введение в православное богословие» (1847), за который автору была присуждена ученая степень доктора богословия.
В 1848 году архимандрит Макарий начал создание полного свода «Православно-догматического богословия», и уже в 1849 году вышел первый его том, а в 1851 году – второй и третий тома. Одновременно неутомимый автор трудился в Комитете духовного ведомства по изданию духовно-нравственных книг для народа: житий святых, описаний святых мест и др.
Начиная с 1846 года стали издаваться труды архимандрита Макария, связанные с русской церковной наукой. Фактически он был зачинателем нового направления – систематического изложения истории Русской Церкви. 1847 год считается началом издания многотомного труда архимандрита Макария «История Русской Церкви».
И сослуживцы, и воспитанники Академии с глубоким уважением и любовью относились к своему ректору за его радушие, благородство души, трудолюбие, высокую ученость, беспристрастие и ласковую со всеми общительность. Даже внешность епископа Макария, в которой светился его богатый внутренний мир, его поэтическая, несколько «восторженная» в те годы личность, привлекала к нему всех, с кем ему приходилось иметь дело.
После выхода в свет в 1857 году первых трех томов «Истории Русской Церкви» Преосвященный Макарий получил кафедру в Тамбове. Назначение открыло перед ним новые горизонты. Вся предшествующая деятельность Преосвященного Макария, его высокий патриотизм, глубокая вера в высокое предназначение Русской Церкви помогли ему чутко уловить требования эпохи и стать в один ряд с передовыми людьми своего времени.
Прощание ректора со студентами и сослуживцами носило необычайный характер и свидетельствовало о глубокой нравственной связи, установившейся между всем коллективом Академии, о полном единодушии в нем. «Да сподобит Всеблагий Господь и меня и вас, которые ныне со скорбью прощаемся между собой, – сказал о. ректор в заключении своей прощальной речи, – да сподобит Он нас снова увидеться с живейшей радостью, если не здесь, то там – в светлых обителях Отца нашего Небесного и уже не разлучаться никогда». В 1859 г. епископ Макарий был переведен архиепископом из Тамбова в Харьков, а в 1868 г. из Харькова в Вильно. В 1879 г. архиепископ Макарий был возведен в сан Митрополита Московского.
Важнейшими учеными сочинениями Митрополита Макария являются: «Введение в православное догматическое богословие» (первое издание вышло в 1847 г., пятое – в 1884 г.), пятитомное «Догматическое Православное Богословие» (первое издание в 1851-1853 гг., четвертое в 1883 г.). В 1854 г. вышла в печати История русского раскола старообрядчества, а с 1857 г. «История Русской Церкви» в 12 томах, из которых последний напечатан уже после кончины автора, его братом протоиереем Петербургского Казанского собора Александром Петровичем Булгаковым. Все эти монументальные труды и поныне сохраняют свое значение, как первоклассные произведения этих областей знания.
Пятитомное Православное Догматическое Богословие предваряется введением, в котором изъясняется понятие о христианских догматах, как предмете православно-догматического богословия, о происхождении догматов, о раскрытии их в источниках, план и метод православно-догматического богословия и исторический очерк его, распадающийся на три периода: от учеников мужей апостольских до св. Иоанна Дамаскина (то есть, со II века до половины VIII), от св. Иоанна Дамаскина до Митрополита Киевского Петра Могилы (от половины VIII до половины XVII веков) и от Петра Могилы до наших дней.
Пять томов Православно-догматического богословия преосвященного Макария слагаются из двух частей: часть первая раскрывает православно-богословское учение о Боге в Себе Самом и Его общем отношении к миру и человеку; здесь излагается учение о Боге, Едином в существе и Троичном в лицах, о Боге, как Творце мира видимого и невидимого, о Боге, как Промыслителе по отношению к главным видам Своих творений. Часть вторая заключает учение о Боге-Спасителе и особенном Его отношении к человеческому роду. Только окончив издание Догматического Богословия, преосвященный Макарий отдается весь занятиям по истории Русской Церкви.
С 1857 г., как уже было сказано, стала выходить «История Русской Церкви» епископа Макария, составившая эпоху в нашей церковной историографии. По богатству фактического содержания и документальности изложения этот монументальный труд остается доселе непревзойденным. Некоторые считают «Историю Православной Русской Церкви» Митрополита Макария равноценной с «Историей России с древних времен» С. М. Соловьева.
Первые три тома вышли еще в петербургские годы деятельности автора, томы четвертый и пятый вышли через 10 лет после первых трех – в 1865 г., уже в конце служения в Харькове; томы шестой и седьмой – в 1873 г., в бытность автора архиепископом Литовским; там же вышли восьмой и девятый – силы автора как бы молодели от всеобщего признания его успехов и самой напряженности работы; за 1879-1883 гг., уже в бытность автора Московским Митрополитом, вышли в свет десятый и одиннадцатый томы, а XII и начало XIII были изданы (в одной книге) уже братом почившего великого историка, протоиереем Петербургского Казанского собора, Александром Петровичем Булгаковым.
Заслуги Высокопреосвященного Макария перед историей Русской Церкви не исчерпываются его фундаментальными научными трудами. В 1869 году по его инициативе и под его редакцией был издан новый устав духовных академий, составивший, по отзыву профессора А. П. Лебедева, «бесспорную эпоху в развитии церковно-исторической науки у нас, в России». Согласно этому уставу все науки академического курса распределялись на три отделения, одно из которых было церковно-историческим. Записавшись на это отделение, студенты четыре года могли посвятить почти исключительно изучению исторических наук. Вскоре в некоторых академиях (например в Московской) церковно-историческое отделение сделалось самым популярным и переполнилось слушателями.
Еще более важное нововведение макарьевского устава 1869 года – изменение порядка присуждения ученых степеней. Степень магистра богословия давалась отныне за печатное сочинение, публично защищенное обычным порядком. А степень доктора богословия теперь стали присуждать не в Синоде, исключительно редко удостаивавшем этой степени ученых богословов, а в самих академиях. Таким образом, благодаря Преосвященному Макарию в академиях введены были такие же порядки присвоения ученых степеней, как и в русских университетах. Это «сильно» двинуло вперед церковно-историческую науку. Появилось значительное число как магистерских, так и докторских ученых диссертаций по вопросам церковно-исторической науки, и значение этой науки поднялось повсеместно. Устав Макария 1869 года закрепил тенденцию к возрастанию роли Истории Русской-Церкви как поприща для ученых занятий. В Московской духовной академии популярность русской церковно-исторической науки значительно возросла.
Список использованной литературы
1. Добромыслов В. П.«Макарий Булгаков, митрополит Московский, как расколовед».
. Помазанский М. 1996 год. «Митрополит Макарий (Булгаков), как представитель старой Русской школы богословия»