- Вид работы: Реферат
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 22,02 kb
"Модерн": от рассвета к кризису
“МОДЕРН”: ОТ РАССВЕТА К КРИЗИСУ
Период истории культуры, отсчитываемый от середины 19 в. и заканчивающийся на каждом проходящем годе современности в разных типологиях называют по-разному: технотронным веком, постмодерном, модерном, просто периодом новейшего времени и т.п. Но как бы ни называли этот период в его культурное наполнение входят не только достижения этого периода, но и культурное развитие, характерное для всех предшествующих этапов. Не случайно поэтому историки и этнографы говорят о том, что в нашу эпоху на земном шаре можно обнаружить все предшествующие формации общественно-экономического и культурного развития.
Новейшее время увеличило разрыв между стадиально разными культурами, находящимися на разных стадиях развития. Поэтому, характеризуя культуру новейшего периода, обычно пристальнее разглядывают те достижения, которых не было в предшествующих формациях, и которые составляют сущность новой культурно-исторической стадии. С региональной точки зрения она реализуется в Европе, Северной Америке и ряде стран Востока и в первую очередь в Японии. Разница между названными регионами в том, что:
в Европе новая стадия развилась на базе всех предшествующих традиционных культурно-исторических достижений,
в Северной Америке на базе безтрадиционной, искусственно взращенной копии европейской цивилизации,
в Японии – на основе симбиоза евро-азиатских традиционных культурных достижений и индустриальных новаций.
Начиная с середины 19 в. в философской и социально-политической литературе появились прогнозы и предсказания о грядущем кризисе европейской культуры. Они, действительно, нашли подтверждение в 20 в. Европа в древности отождествлялась с прогрессом античного общества, в Средние века – христианством, в Новое время – с развитием промышленности. В 20 в. Европа стала уступать первенство в разных областях развивающимся восточным странам. В чем же проявилось конкретное отставание Европы?
Она утратила политическое господство над множеством колоний и полуколоний.
Для азиатского и восточного мира исторический опыт европейских государств не является более привлекательным.
Демографические процессы свидетельствуют о необратимости этнических процессов, составляющих основу национально-культурного развития.
Иммигранты из других частей света постепенно меняют картину культурных традиций европейских государств.
Европейские технологии и товары начинают вытесняться с мировых рынков молодыми конкурентами из Азии.
Американская культурная экспансия грозит изменить европейскую ментальность (способам социального поведения людей, продиктованным их мыслительными и эмоциональными установками). Тем не менее Европа не утратила своего целостного культурно-генетического целого. Чем же характеризуется современное развитие европейских государств?
1. Материально-культурное развитие Западной Европы
Если в Новое время материальное производство основывалось на сельскохозяйственной деятельности и ремесленном труде, то материальное развитие Новейшего времени – это основанное преимущественно на индустрии (как в промышленности, так и в сельском хозяйстве) и преимущественно городское (по месту проживания). Начало 20 в. было ознаменовано для западноевропейских стран появлением новых отраслей промышленности, созданием высокотехнологичных производств, высокой степенью концентрации производства, т.е. сосредоточением все большей части средств производства, рабочей силы и продукции на крупных европейских предприятиях. Однако в 90-х годах один рабочий как в Европе, так и в США в год производил примерно 15 мотоциклов, в то время, как в Японии – 200. Концерн “Тайота” производил 3 млн. машин на 3-х заводах; “Форд” – это же количество на 20 заводах.
Уже в первой половине 19 в. европейские страны как в сельскохозяйственной, так и в промышленной областях стали сталкиваться с конкуренцией американских компаний. Отсутствие пласта традиционной национальной культуры в Америке (в определенной мере сдерживающего внедрение новаций в Европе) поточные линии, ускорить выпуск разнообразной продукции. Началось перепроизводство товаров. С 1825 г. европейские страны столкнулись с торговыми кризисами, которые стали повторяться каждые пять лет, с 1847 г. кризисы стали повторяться через десять лет. С 1857 г. кризисы стали проявляться в промышленности, выражаясь в недогрузке производственных мощностей, росте безработицы, нарушениях в денежно-кредитной и валютно-финансовой сферах. С 70-х годов 20 в. в европейские страны стали активнее добиваться с помощью политических средств доступа к энергетическим (нефтяным, газовым и др.) источникам в разных, в том числе в восточных и восточно-европейских странах.
Кризисы пагубно действовали на разные стороны экономической и социальной жизни обществ. В частности они разрушительно влияли на крупные предприятия. Средством смягчения последствий кризисов в промышленности стало расширение круга средних, мелких и мельчайших предприятий. Численность рабочих на таких предприятиях колеблется: от 450 до 100 человек (на средних), от 90 до 20 (на мелких), и от 19 до 1 человека (на мельчайших). В проценте к общему числу предприятий они составляют в Великобритании 49%, Франции – 60% (для сравнения в Японии – 77%). Такие предприятия дают в целом больше новых рабочих мест, что очень важно в условиях растущей безработицы. Они скорее адаптируются к требованиям местных рынков, кроме того, они выступают в роли субпоставщиков продукции с высокими технико-экономическими показателями для крупных монополий, позволяя им снижать затраты на производство.
Выживанию в конкурентной борьбе европейским фирмами и предприятиям помогает опора на образование и науку. Это объясняется тем, что в 20 в. наука стала непосредственной производительной силой, что означает прямое участие ученых в усовершенствовании производственных циклов, работу по заданиям промышленных фирм над интересующими их проблемами. Поэтому значительная доля доходов предприятий идет на научно-исследовательские разработки (новых технологий, оборудования и др.), которые составляют производственные тайны. Кроме того, работа в условиях все усложняющихся технологических процессов, на дорогостоящем оборудовании, требующем специальных знаний, предъявляет повышенные требования к образованию работающих. Стало нормой считать , что успех производства прямо связан с квалификацией персонала. Потери из-за недостаточного качества персонала составляют: в европейских странах – 30%, США – 15, Японии – 3%. Так возникло понимание необходимости постоянного или непрерывного образования.
В 20 в. технический прогресс перешел в новую стадию научно-техническу. За полтора века европейская промышленность прошла три стадии: механизацию, автоматизацию и кибернетизацию производств. В разных отраслях промышленности стали все в больших объемах использовать новые технологии и технологические научно-технические устройства, ускоряющие производственные циклы, позволяющие выпускать больше продукции за короткое время (полупроводники, лазер, спутниковая связь, робототехника и др.). Ускорение развития за 10 лет (с 1952 по 1962 гг.) привело к росту мирового промышленного производства на 87%. Появились высокотехнологичные, наукоемкие производства, удорожающих стоимость работ, требующих высококвалифицированных специалистов. В свою очередь, внедрение новых технологий и машин ведет к сокращению рабочих мест, к безработице. Так, внедрение на итальянской фирме “Фиат” 200 многоцелевых роботов привело к сокращению 28 тыс. рабочих.
Европейские страны сегодня, также, как в 18 в. Англия, уже не могут потребить все производимое внутри стран. Поэтому с каждым годом ожесточалась борьба за рынки сбыта. Появились технологии навязывания новой продукции потребителю, основанные на социальной психологии, социологии, дизайне. В итоге манипулирования потребительским спросом, родился социальный стандарт жизни, ориентированный не на личное развитие, а на потребление престижных, модных, рекламируемых товаров, т.н. “престижное потребление”.
Передел рынков сырья и сбыта в 20 в. осуществлялся с помощью двух мировых войн и в послевоенное время с помощью скрытой колонизации. Характерной чертой материально-культурного развития стал вывоз частного и государственного капитала в форме займов, кредитов, экономической и военной помощи разным странам, валютные и торговые войны, войны цен и учетных ставок.
Характерной чертой материально-культурного развития является рост городов появление мегаполисов, создание проектов строительства городов под водой, над земной поверхностью и т.п. Образ жизни индустриального города порождает все новые и новые проблемы, влияющие на социальную и духовную культуры государств. Рост городов, промышленное и дорожное строительство привели к сокращению площадей для сельскохозяйственных угодий, сокращению численности сельскохозяйственных рабочих, увеличению сферы обслуживания. Так, во Франции в 80-х годах 20 в. в сельском хозяйстве было занято не более 8% населения. В ФРГ с 1950-1970 число сельских рабочих сократилось с 7,7% до 1,4%.
Безудержный рост производства породил множество проблем в отношениях с природой: истощение запасов природных ресурсов, питьевой воды, загрязнения водной и воздушной среды, уничтожение лесов, резкого сокращения всех видов растений и животных. Процесс этот получил названия “экологической катастрофы”.
Таково содержание материально-культурного развития Западной Европы на современном этапе развития.
2. Социально-политическая культура в Новейшее время
Характерными для этого периода явились процессы революционных преобразований социального устройства государств. Абсолютные монархии как формы государственного устройства были заменены либо республиканскими, либо ограниченными конституциями монархиями (власть королей ограничена конституциями). В середине 50-х годов в Европе было 11 государств – конституционных монархий, где короли лишены права управлять государствами и стали выполнять только представительские функции. 26 государств-республик в Европе имеют либо парламентскую, либо президентскую форму правления. В Западной Европе существует одно теократическое государство – Ватикан. Защита республиканских демократических завоеваний осуществляется по-разному. Республика Австрия, например, запретила всем Габсбургам (в прошлом правящая династия) въезжать на ее территорию без специального разрешения и подписки о том, что данный человек не будет претендовать на престол.
Исторически непреходящее значение в социально-политическом развитии европейских стран имело появление после 1917 г. принципиально нового общественно-экономического социалистического уклада жизни в России, а с 1922 г. в СССР. После 2-й мировой войны создание в ряде стран исторически уникальных социальных условий, получивших название социалистического социально-экономического устройства. Его особенностью было то, что
Земля, ее недра, средства производства, транспорта и т.п. принадлежали государству, а в его лице народу данной страны.
Валовой национальный доход распределялся между отраслями промышленности, сельского хозяйства, сферами культуры, медицины, социального обеспечения, науки и образования.
Были созданы условия социальной жизни, основанные на равной оплате за сходные по значимости виды деятельности.
Была ликвидирована безработица за счет создания большого числа рабочих мест вне зависимости от их эффективности.
Юридически и экономически для всех без исключения было гарантировано право на труд, бесплатное обучение в начальной, средней специальной и высшей школе, отдых, пенсионное обеспечение.
Появление принципиально отличной от буржуазного общества системы привело к обострению идеологической борьбы, появлению политики “холодной войны”, созданию противостоящих военных блоков НАТО и Варшавского договора. После политического переворота 1991 г. в СССР, распада социалистической системы, произошла реставрация капитализма в этих странах, что не могло не сказаться на разных сторонах жизни стран Западной Европы.
В 20 в. в ряде государств были созданы авторитарные режимы (нацистская Германия, 1933-1945 гг.; франкистская Испания, 1922-1944 гг.; салазаровская Португалия, 1926-1974 гг.). Авторитарные режимы характеризовались открыто антидемократическими методами правления, ограничением или полным отсутствием демократических свобод, запрещением деятельности прогрессивных партий и организаций трудящихся; ограничением принципов выборности; опорой на карательные органы.
В 60-70-е годы европейские страны были охвачены так называемыми “студенческими революциями”, выступлениями “новых левых”, движением хиппи, протестующими против войны во Вьетнаме, социальной политики правительств своих стран, отсутствия перспектив и нравственного застоя в обществе.
Для социально-политической деятельности европейских стран характерны многократные попытки объединения в союз государств. Идея СШЕ (соединенных штатов Европы) высказывалась в 40-60-е годы 19 в. После первой мировой войны, когда государствам нужны были гарантии против германской агрессии, были заключены Локарнские соглашения между Англией и Францией. Европейские государства заключали соглашения в рамках Лиги Наций (1919 г). После 2-й мировой войны они совместно с США и другими странами создали Организацию объединенных наций, в рамках которой с 1946 г. действует ЮНЕСКО. Цель этой организации – международное сотрудничество в области образования, культуры и науки, создание проектов по защите культурно-исторических памятников, проведении конференций, исследований и пр. В 1957 г. ряд европейских государств объединились в Европейское экономическое сообщество (ЕЭС). Принятые этой организацией программы должны содействовать общему координированному развитию экономики, образования, культуры.
В течение нескольких десятилетий европейские страны разрабатывали региональные культурные политики, целью которых была разработка мер по культурной интеграции, как средстве решения “внекультурных” проблем -технологических, социальных, политических. Осознание того факта, что европейские страны отстали в ряде областей от США и Японии, вынуждает их обратиться к проблемам “культурных измерений”, “значимости личного выбора форм занятости, способов проведения досуга и духовного обогащения”. В итоге были созданы фонды для развития и поощрения развития разных форм культурной деятельности.
Социально-политическим завоеванием в Новейшее время является завоевание социальных гарантий:
Социально-политические завоевания в Новейшее время проявляются в том, что трудящимся удалось добиться установления 8 часового рабочего дня; выплаты различного рода пособий (по безработице, по уходу за малолетними детьми и др.); введения разных форм страхования и др.
В некоторых отраслях производства, напр., химической, рабочий день сокращен до 4-х часов. Борьба рабочих за свои права, начатая еще на заре промышленной революции, сопровождается и в Новейшее время забастовками, митингами протеста, голодовками, участием в различных общественных организациях. Вместе с тем, экономическое объединение европейских стран создает много новых препятствий на пути социальных программ (снятие ограничений на перемещение рабочей силы, ужесточение требований к стандартам, закрытие многих предприятий, переориентация сельскохозяйственного и промышленного производства на новые виды труда и многое другое). Это порождает новые проблемы в жизни всех слоев трудящихся.
3. Духовная культура европейских стран
Религия. В целом духовная жизнь европейских народов основана на научном мировоззрении. Религии не оказывают более господствующего влияния на умственное, нравственное и др. развитие. Власти используют религию как инструмент официально-нравственного порядка. В Швеции, например, только 5% населения считает себя верующими и регулярно посещает церковь. Религиозные ритуалы (венчание, причастие, отпевание) традиционно сохраняют свою силу. Религиозная ситуация в каждой стране регламентируется конституционными предписаниями и трактуется как свобода совести, что является одной из демократических свобод, завоеванных в ходе длительной социальной борьбы.
Церковь, в свою очередь, все более приспосабливается к образу жизни современного мира. Ватикан активно занимается предпринимательством, финансовой деятельностью. Он владеет строительными фирмами, ведущими как промышленное, так и жилищное строительство, недвижимостью в разных странах. Так, только в Риме каждый третий житель обитает в доме, принадлежащем Ватикану. Ватикан владеет пакетами акций крупнейших химических, предприятий по производству строительных материалов, пластмасс и др. Ему принадлежат предприятия пищевой промышленности, банки, туристическо-гостиничные комплекы, полиграфические предприятия и многое другое. В телевизионном показе мод в 1999 г. ватиканские монашки демонстрировали современные светские модели костюмов. Религиозная жизнь современных западноевропейских стран характеризуется религиозной терпимостью. Наряду с католической, пртестантской, православной религиями преимущественнол в молодежных кругах распространяются восточные религиозные культы, получило хождение самое причудливое сектанство.
Наука и образование в современных условиях НТР и развития средств массовой информации стали повседневным явлением. В последние десятилетия 20 в. затраты на подготовку кадров в европейских странах увеличивались в 1.5 -2 раза быстрее, чем темпы роста национального дохода. Так, ФРГ в 1955 г. такие затраты составляли 8% государственного бюджета, а в 1978 г. – 15, 6%. Увеличились сроки обязательного обучения (в Швеции и ФРГ – до 9 лет, Англии – до 11 лет, Франции – 10 лет). Возросло число школьников в 2-3 раза. Однако в университетах могут получить образование далеко не все. Дети рабочих в университетах ФРГ составляют лишь 12% от общего числа студентов, тогда как доля рабочих выше 50%. В Дании число детей рабочих среди студентов уменьшилось с 10 до 8% в 1976 г.
Особенностью развития образования в западноевропейских странах следует считать быстрое внедрение новых обучающих технологий, обучающей техники. Это оказывается возможным благодаря увеличивающемуся финансовому обеспечению. В 60-е годы затраты на эти цели возросли в Англии почти в 30 раз, в Швеции – в 15 раз. В Женеве создано Международное бюро образования (с 1972 г. ), которое проводит систематическое изучение методов оценки среднего образования, применяемые в разных странах. Концепция “непрерывного образования” одобрена ЮНЕСКО и рядом международных и региональных организаций. В Европе действует исследовательская программа “Эврика”, объединяющая усилия 19 стран, в целях ликвидации отставания от США и Японии. Для ликвидации этого разрыва активно используется политика “перекачки мозгов” из разных стран.
В связи с политическими изменениями в странах Восточной Европы научные, учебные и исследовательские учреждения западных стран стали пополняться учеными из бывших советских республик, стран социалистического содружества.
В науке все активнее идет процесс дифференциации и углубления знаний. Энциклопедизм, характерный для ученых прежних периодов, ушел навсегда. Растет число специалистов в узкой области знаний.
Язык. В Новейшее время изменилась языковая ситуация в западноевропейских странах. Она характеризуется тем, что в настоящее время языком международного общения стал английский язык, ему уступил место язык французский, который с 18 в. был языком международных переговоров, соглашений, королевских дворов, светского общества, научных конференций.
Государства Западной Европы продолжают сохранять полиэтничность. Внутри разных государств, в соответствии с территориально-этническими особенностями, местные жители владеют несколькими языками. Так, в центральной части Европы в приграничных районах жители пользуются 6 языками. Во Франции по подсчетам еженедельника “Пуэн” из 55 млн. французов 5 млн. говорят на местных диалектах, 10 млн. понимают и иногда используют их. На языковую ситуацию огромное влияние оказывает не только школьное образование, но и средства массовой информации (печать, радио, телевидение), которые делают литературные нормы языка общедоступными, внедряют в повседневную речь научную, художественную, юридическую, экономическую лексику. В отличие от 19 в. и начала 20 в., европейские страны стали ареной распространения высококачественной художественной литературы (Бальзак, Диккенс, Гюго, Метерлинк, Ибсен, Ж.Верн и др).
Новейшее время более характеризуется как период развития аудиовизуальных средств художественного творчества. Кино и телевидение, зародившиеся в Новейшее время, формируют новые эстетические потребности и вкусы, отодвигая на второй план чтение. В разных возрастных группах растет число нечитателей. Этот процесс, безусловно, оказывает влиние на развитие языка, также как темпы жизни, особенности мышления, прагматизация отношений в разных социальных слоях и семьях.
Художественная жизнь в европейских городах опирается на давние традиции. Так, до второй мировой войны в Германии и Франции существовало большое число школ, курсов, ателье, студий, которые давали частные уроки любителям живописи, рисунка и графики. Существовали сельские художественные школы, школы при музеях, Академиях художеств и высших художественно-прикладных училищах и институтах. В Веймаре в 1919 г. было открыто первое в истории учебное заведение “Баухауз”, целью которого было обучение дизайнерских кадров для разных областей промышленности. Руководил им прогрессивный архитектор Вальтер Гроппиус. Он собрал творческий интернациональный коллектив педагогов, в числе которых был и русский живописец В. Кандинский, обучавший искусству росписи тканей. Баухауз заложил основы дизайнерского образования. После прихода Гитлера к власти Баухауз был закрыт.
После второй мировой войны дизайнерская профессия прочно вошла в повседневную жизнь европейского производства, оформления интерьеров, промграфику и др.
Новейшее время – это время рождения и расцвета кинематографа. В 90-х годах 19 в. французы братья Люмьер впервые продемонстрировали кадры движущейся фотографии. Кино прошло путь от немого кино до широкоэкранного, стереофонического. В ходе его развития сложились основные виды киноискусства: игровое, мультипликационное и документальное и огромное количество жанров (комедии, притчи, фантазии, мюзиклы, драмы и т.д.). Выдающиеся кинорежиссеры, работавшие в разные периоды: Ч. Чаплин, Р. Клер, Л. Висконти, В. де Сика, Ф. Филлини, Ию Бергман, М. Форман и многие другие создали разные по стилевой направленности фильмы, обогатившие мировую кинематографическую культуру.
Развитие средств массовой коммуникации (радио, кино, печать, телевидение) создали предпосылки появления феномена “массовой культуры” – культуры, рассчитанной на обывателя, людей с невысокими духовными запросами. В противовес “массовой культуре” искусство классического образца, насыщенное индивидуально-творческим выражением содержания, стали называть элитарным, подчеркивая тем самым его малую доступность для аудитории, предпочитающей сниженные художественно-эстетические ценности (“мыльные оперы”, поп-музыку, сериалы телевизионных фильмов, комиксы и т.п.).
Развитие стилевых тенденций в современном западном изобразительном искусстве основано на трех исходных мировоззренческих принципах:
реалистическом (показ действительности такой, как она есть, с выявлением основных тенденций и противоречий),
на натуралистическом (подчеркнутое фотографическое изображение, гиперреализм, фотореализм), пиджионализм
и формалистическом ( субъективное, эклектическое соединение деталей: абстракционизм, искусство абсурда, беспредметность, кубизм, сюрреализм и т.п.).
Архитектура 20 в. отошла окончательно от античной ордерной системы, начав освоение новых материалов, конструкций, новых художественно стилевых принципов (модерн, кубизм, конструктивизм и др.).
Театральное искусство Новейшего времени характеризовалось появлением рабочих театров, театров окраин, этнографических театральных спектаклей. Вместе с тем, театры продолжают развивать реалистические и не реалистические приемы сценографии и актерского искусства, разработанные в художественной практике 19 века. Особенностью современного театра продолжает оставаться упрочение режиссерского театра, расширение сценического пространства за счет использования новых технических приемов, кино и др.
Выводы:
Наиболее значительными достижениями западноевропейской культуры Новейшего времени следует считать:
внесословное социальное устройство обществ;
преобладание республиканских форм правления;
освобождение многих государств от колониальной зависимости;
утверждение социалистических элементов в социальной и политической жизни капиталистических обществ (социальное страхование, пенсионное обеспечение, введение бесплатного начального и среднего специального образования и т.п.);
заботу о сохранении демократических завоеваний и свобод личности;
все более активное включение науки во все сферы жизнедеятельности;
укрепление экологического движения и осознание роли глобальности происходящих перемен.
Список литературы
Белова Т. Культура и власть. – М., 1991.
Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // М.Вебер. Избранные произведения. – М., 1990.
История крестьянства в Европе. В 3-х т. Т. 3. – М., 1986.
Коваль Б.И. Революционный опыт ХХ в. – М., 1987.
Культурология. ХХ век. Антология. – М., 1995.
Манхейм К. Диагноз нашего времени. – М., 1994.
Модернизм: анализ и критика основных направлений. – М., 1991.
Постмодернизм и культура. -М., 1991.
Самосознание европейской культуры ХХ века. – М., 1991.
Современный революционный процесс и прогрессивная литература. – М., 1976.
Согрин В.В. и др. Либерализм Запада XVII-XX вв. – М., 1995.
Теория и история мировой и отечественной культуры.//Под ред. Сапрыкина. – М., 1995.
Что есть Что в мировой политике. Словарь. – М., 1987.
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://websites.pfu.edu.ru/IDO/ffec/