- Вид работы: Реферат
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 8,18 Кб
Монашеский орден бенедиктинцев: возникновение, деятельность, роль в христианизации Европы
Красноярский педагогический университет имени В.П. Астафьева
Кафедра Истории
Реферат
По дисциплине: «Христианство и образование»
На тему: «Монашеский орден бенедиктинцев: возникновение, деятельность, роль в христианизации Европы».
Г. Красноярск
г
Содержание
Введение
. Устав святого Бенедикта
. Бенедикт Нурсийский. Возникновение ордена бенедиктинцев
. Деятельность бенедиктинцев. Роль ордена в христианизации Европы
Заключение
Библиографический список
Введение
История монашества начинается еще с конца I века нашей эры. Уже тогда, люди, стремясь к духовным идеалам, давали обеты, вели аскетичный образ жизни, бежали в пустыню от мирских соблазнов. Колыбелью монашества называют Египетскую пустыню.
Монашеское общежитие зарождалось в III веке н.э., когда анахореты постепенно стали жить общиной. С Востока монашество распространялось на Запад. Известно много случаев отказа от богатств, принятия обета безбрачия, добровольного затворничества и т.д. В IV появляются первые монастыри. Но среди них нет единообразия монашеской жизни. Много появлялось уставов, но они не имели широкого распространения.
В конце VI века появляется «Устав Бенедикта». Благодаря простоте формулировок, а так же поддержке церкви, он завоевывает огромную популярность. Монахов, придерживающихся этого устава стали называть бенедиктинцами. Орден бенедиктинцев – это первый из католических монашеских орденов.
В этой работе мы рассмотрим возникновение этого ордена, проследим его деятельность и роль в христианизации Европы.
1. Бенедикт Нурсийский. Возникновение ордена бенедиктинцев
Практически единственным источником сведений о жизни св. Бенедикта является книга «Диалоги» св. Григория Великого, папы Римского.
Бенедикт был сыном знатного римлянина из Нурсии. Юношей он был отправлен в Рим на учёбу, но не закончив обучение, покинул город вместе с группой благочестивых людей, сбежав от столичной суеты, и поселился в Аффиде (совр. Аффиле), местечке в горах, расположенном неподалеку от Субиако. Известно, что в это время ему было около 20 лет.
По прошествии некоторого времени Бенедикт понял, что хочет стать отшельником. Случайная встреча с монахом Романом из монастыря, расположенного рядом с Субиако, помогла ему. Монах показал Бенедикту пещеру возле искусственного озера на реке Анио и согласился приносить отшельнику еду. За три года, которые Бенедикт прожил в пещере, он закалился и физически и духовно. Слава его росла, люди начали совершать паломничества к пещере, чтобы посмотреть на отшельника; а монахи из Виковаро, одного из окрестных монастырей, после смерти настоятеля уговорили Бенедикта возглавить их общину. Ничего хорошего из этого не вышло, у Бенедикта были слишком строгие представления о монашеской жизни, не понравившиеся общине. В результате он вынужден был покинуть монастырь и вернуться в пещеру после того, как его чуть не отравили.
Постепенно в голове у Бенедикта сложились представления о том, как должна быть устроена монашеская жизнь. Он разделил своих учеников, число которых к тому времени сильно выросло, на 12 групп, каждая из которых подчинялась своему настоятелю, а за Бенедиктом оставалось право общего надзора.
Около 530 г. зависть и интриги местных монахов и клира вынудили Бенедикта переселиться на юг, на гору Кассино, где им был основан знаменитый монастырь Монте-Кассино. Существовавшее на горе языческое святилище Бенедикт превратил в христианский храм, местных жителей обратил в христианство. Скоро слава монастыря разлетелась по всему краю, число братьев в общине резко выросло.
По преданию, Бенедикт молитвой воскресил сына крестьянина из соседней деревни, который принёс умершего мальчика к монастырю.
Именно для общины Монте-Кассино, которая положила начало ордену, впоследствии названному орден бенедиктинцев, Бенедикт ок. 540 г. составил свой знаменитый устав, который стал фундаментом всего западного монашества.
2. Устав святого Бенедикта
После себя Бенедикт оставил одно творение «Устав для монахов», который в IX в. был принят всей совокупностью западных монастырей. Устав делился на 73 главы: девять глав о монашеских обязанностях; двенадцать – о богослужении; двадцать девять – о дисциплинарных мерах; десять – об административных принципах; двенадцать – о частных проблемах.
Святой предлагает два основных правила: молись и работай, необходимо молиться, чтобы научить любить Бога и людей. Необходимо работать, чтобы любовь воплотилась в жизнь. Особое значение имела «лестница смирения», состоявшая из двенадцати ступеней, на вершине которой монах достигает совершенную любовь, которая изгоняет страх. Тогда монах выполняет все из любви к Богу, а не с «ужасом» из чувств долга.
Бенедикт перечисляет четыре типа монахов: киновиты, живущие общиной, под руководством аббата; эремиты или анахореты, прожившие долгое время в монастыре и укрепившееся для духовной жизни в пустыне; сарабаиты, своевольные монахи, потворствующие своим наклонностям, вместо соблюдения монашеского устава; гироваги, постоянно странствующие, переходящие из одного монастыря в другой. Сам он отдает предпочтение киновитскому монашеству. Он детально регламентирует монашескую жизнь с принятием во внимание личных сил каждого. От монахов, помимо молитвы, требуется обязательный физический труд.
3. Деятельность бенедиктинцев. Роль ордена в христианизации Европы
Средневековая монашеская жизнь состояла из молитвы, чтения и ручного труда. Молитва была первоочередной задачей монаха. Кроме молитвы, монахи выполнили множество задач, таких как подготовка медицины, надписи, чтения и других. Кроме того, эти монахи работали в садах и на земле. Они также проводили время в Монастыре, молились или читали. Некоторые монастыри держали помещение для переписки рукописей, где монахи напишут или скопируют книги. Когда монахи писали, они использовали очень опрятный почерк и делали иллюстрации в книгах. Как часть их уникального стиля письма, они украшали первое письмо от каждого параграфа.
В 580 г. Монте-Кассинский монастырь был разрушен лангобардами, и монахи были вынуждены искать спасения в Риме. Папа Григорий Великий ввел бенедиктинский устав в основанном им монастыре Святого Андрея, а после устав преподобного был утвержден во всех Римских монастырях. Из Рима были отправлены миссионеры в Англию и Францию. В 597 г. в Англии бенедиктинцы основали первый монастырь в Кентербери. Из Англии вышли миссионеры в Германию (Виллиброрд и Бонифаций), а из Германии бенедиктинская монашеская дисциплина распространились в Данию, Скандинавию и Исландию.
С VI-IX вв. бенедиктинцы распространились по всей Европе. Устав ордена утверждается в Италии, Франции, Германии, за исключением Шотландии и Ирландии, где держались еще кельтские уставы святого Колумбана.
На конец VIII в. относится восстановление многих итальянских монастырей, разрушенных лангобардами. Для восстановления требовались немалые средства, поэтому орден стал заниматься торговой деятельностью: строить корабли и перевозить различные товары в Восточные страны. От государственных торговых пошлин орден был освобожден, и весь доход шел на строительство монастырей.
Эффективность Устава святого Бенедикта в дополнение к стабильности монастырей сделала их очень производительными. Монастыри были центральными складами и очагами знания.
К IX в. относится процветание знаменитых бенедиктинских школ – в Корвейском и Новокорвейском монастырях, в Фульде, Рейхенау, Санкт-Галлене. Многие монастыри занимались ученой деятельностью, необходимой для миссионерской проповеди. Одним из основоположников ученой деятельности был известный античный философ – Кассиодор, который, приняв христианство, облекся в монашескую рясу и поступил в один из бенедиктинских монастырей. Поскольку он был человеком ученым, он и в монастыре продолжал заниматься изучением различных наук и собиранием древних рукописей.
Бенедиктинцы пользовались особым вниманием и расположением Карла Великого, который из их среды часто выбирал себе сотрудников. Монастырям покровительствовали не только папы, но и светские правители: герцоги и короли, дарившие им земли и денежные субсидии, что способствовало еще большему их укреплению.
Но уже к началу IX в., под влиянием растущего богатства монастырей и вследствие злоупотреблений светской власти, которая создавала аббатства и отдавала их в ленное пользование простым мирянам, начинают обнаруживаются первые следы духовного разложения в жизни монахов, все, что потребовало в определенной степени реформировать структуры управления ордена.
В 909 г. из-за упадка монашеской дисциплины, Аквитанским герцогом Гильомом был основан Клюнийский монастырь, строго направленный на соблюдение первоначального устава Бенедикта Нурсийского, дополненного Бенедиктом Анианским. Гильом дает монастырю полную независимость от светской власти, а папа – от власти епархиальной. Один из аббатов монастыря – Одилон, управлявший аббатством пятьдесят лет (999-1049 гг.), положил начало Клюнийскому ордену, объединив под своим руководством более 200 бенедиктинских монастырей; а последующий аббат Гуто ввел правило, чтобы настоятели всех подчиненных монастырей давали свои обеты в Клюни и проводили здесь первые три года монашеской жизни. Так создалась клюнийская конгрегация с элементами небольшой орденской централизации, неизвестной до этого времени.
Образ жизни монахов заключался в исполнении обета послушания своему аббату, благонравия, изучения Священного Писания, переписывания книг, постоянной молитвы и дел милосердия.
Наибольшего расцвета клюнийцы достигли в XII в., когда они распространились буквально по всей Европе и насчитывали до 314 монастырей. С XIII в. Клюни постепенно утрачивает свое влияние, и продолжает существовать как незначительная монашеская организация до своего расформирования в 1970 г.
Начиная с X в. из среды бенедиктинского ордена выделяется орден камальдулов, орден цистерцианцев и орден картезианцев.
Заключение
бенедикт орден монах устав
Орден бенедиктинцев оказал огромное влияние на формирование и становление общежитийного монашества в Западной Европе. На протяжении нескольких столетий практически все монастыри жили по уставу, созданному святым Бенедиктом. Он упорядочил и организовал монашеское служение, благодаря чему монастыри смогли превратиться в особый социальный институт средневекового общества, оказывавший влияние не только на религиозную, но и на все сферы жизни общества.
Бенедиктинцы стали не только помощником Церкви в обращении в христианство новых народов. По сути, именно благодаря им сегодня мы знаем о содержании многих древних манускриптов и рукописей. Монахи занимались переписыванием книг, сохранением памятников философской мысли прошлого. Обязательным было образование с семилетнего возраста. В число предметов входили музыка, астрономия, арифметика, риторика и грамматика. Бенедиктинцы спасли Европу от пагубного влияния варварской культуры. Огромные библиотеки монастырей, глубокие архитектурные традиции, познания в области земледелия помогли сохранить цивилизацию на достойном уровне.
Библиографический список
1.Красавин Л. Монашество в средние века. – М.: Ломоносов. 2012. – 194С.
2.Усков Н.Ф. Христианство и монашество в Западной Европе раннего средневековья. – СПб.: Алетейа. 2001. – 516С.
3.Культура веры. Путеводитель сомневающихся./ Бенедиктинцы – URL: <http://religiocivilis.ru/hristianstvo/christ-b/2827-benediktincy-.html> (Свободный доступ; дата обращения 1.11.2015)
.Религии мира. Relig.info/ Бенедиктинцы – URL: <http://relig.info/benediktintsy> (Свободный доступ; дота обращения 1.11.2015)