- Вид работы: Статья
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 7,28 Кб
Монументальные произведения лицевого шитья мастерской ‘Покров’, особенности композиции и иконографии
Монументальные произведения лицевого шитья мастерской «Покров», особенности композиции и иконографии
Линтула. Сб. научных статей. СПб, 2013. С. 205-208.
Казарина В.Б.
Программными произведениями мастерской «Покров» среди общего числа богослужебных предметов несомненно являются плащаницы Спасителя. К этому жанру церковного искусства мастерская обращалась как на заре своей творческой деятельности, так и до сего дня. Востребованность в такого рода изделиях в начале 90-х годов XX века была обусловлена массовым открытием разоренных храмов и острой нехваткой литургических тканей.
Одним из первых монументальных произведений стала плащаница «Положение во гроб» 1994 года, выполненная для Успенского подворья Оптиной пустыни (ил. 1). Работа замышлялась как копия плащаницы XV века из Русского музея (ил. 2). Знаменщик Т. К. Круглова тщательно изучив композицию и иконографию древнего памятника, создала новое произведение, которое во многом повторяя оригинал, явило новое понимание образа. Лики стали несколько мягче и нежнее, фигуры более пропорциональны. При сохранении композиции, сокращены малозначимые детали. При выборе материалов для работы приходилось довольствоваться тем, что предлагали поставщики трудных 90-х годов. Ткань произведения была выбрана темно-голубого цвета, что шло в разрез с современной традицией краснофонных страстных плащаниц, но заказчик согласился следовать принципам XV века, где голубой фон, обилие ангелов с рипидами, склоненных над лежащем во гробе Спасителем, символизировали действо Великой Субботы, литургии ангелов.
Повторяя композицию плащаницы XV века, вживаясь в древний образ во время продолжительной работы, получая из рук в руки опыт средневековых золотошвей, мастерская приобрела новый бесценный опыт.
Плащаницу выполнили на бархате, одежды предстоящих были сделаны аппликацией из парчи. Личное шито телесным шелком по форме, в раскол, нимбы, крылья и гробница – золотными и серебряными нитями в прикреп. Звезды, киворий и надписи вышиты на машинке.
Далее, после первой большой работы не раз создавались господские плащаницы, но более простые по композиции: Христос помещался в среднике, а на каймах вышивался тропарь Великой Субботы, который обрамлялся легким орнаментом, углы заполнялись евангелистами. Одной из таких первых работ стала плащаница 2002 года для храма Покрова в поселке Дудачкино Тихвинского района Ленинградской области. При разборе подвалов Спасо-Парголовской церкви была обнаружена фигура Спасителя писанная на холсте в конце XVIII века, и предназначавшаяся для плащаницы, на совести XX века была ее страшная порча: фигуру грубо замалевали белой эмалью. Реставраторы из Александро-Невской Лавры восстановили ее, а задача мастерской состояла в переложении ее на синий бархат и обрамлении вышивкой в традициях XVIII века. Для этого изучив подобные плащаницы, и несколько переработав их композиции, создали проект работы.
Над головой Христа вышили золотными нитями в прикреп нимб, на уровне плечей выложили монограммы Господа золотными шнурами, а на каймах расположили по бордовому бархату жемчугом тропарь праздника и шитыми золотными нитями в прикреп евангелистами (ил. 3).
Фигуру Спасителя отсканировали, провели компьютерную обработку и оставили на хранение. В скором времени это пригодилось. В последующем не раз приходилось повторять на плащаницах композицию «Христос во гробе», варьируя ее в материале, размерах и технике исполнения. Применяя различные оттенки бархата от ярко-красного – пасхально-радостного, до бардового, трагического цвета Страстной Пятницы, мастерская добивалась различных эффектов воздействия (ил. 4). Композиция в основном не менялась – по центру средника помещалась копия писанной в конце XVIII века фигуры Христа со сложенными на груди крестообразно руками, вокруг шитый золотными нитями нимб, по обе стороны от фигуры – подписи, а иногда и клейма с Божией Матерью и Иоанном Предтечей (ил. 5). Работы эти замышлялись для бедных приходов, где была неуместна роскошь вышивки и строгая стилистика плащаниц, без лишних украшений, вполне соответствовала трагическим страстным дням.
В мастерской вышивались и несколько другие по иконографии плащаницы того же типа – «Христос во гробе», приближающие нас к памятникам лицевого шитья XIV-XV веков византийского круга, плащаницам «Христос в окружении ангельских сил», к которым относится воздух 1354 года из Ватопедского монастыря (ил. 6). Композиция этого памятника удивительна проста и в то же время величественна. На темно-голубом (небесном) фоне, усыпанном золотыми крестами в кругах и квадрифолях, в торжественном умиротворении лежит Спаситель, вытянувшийся во весь рост, с перекрещенными на чреслах руками. По углам в орнаментальных сегментах склоняются в безмолвной скорби ангелы с рипидами в руках. По этому подобию создавались плащницы в мастерской. На фоне красного, либо бордового бархата, шелком в раскол вышивался Спаситель (ил. 7). Его божественное тело, утонченное, почти невесомое, не опирается на что-либо материальное, Оно как бы парит в небесах, не связанный уже ни с чем земным. Каймы, напротив, заполнены тропарем Великой Субботы, который вышит золотными шнурами, а под ним бегущая волна с капельками жемчуга, по углам шитые в прикреп евангелисты. Более плотное заполнение краев, по сравнению с воздушным средником, создает эффект перехода от небесного плана к земному. Спаситель после Своей крестной смерти в неземном покое пребывает на небесах, а плотно зашитые буквами тропаря каймы олицетворяют то молитвенное славословие, которое произносят скорбящие христиане оставшиеся здесь, на земле.
Знаменитая плащаница XIII века Милутина из Уреша (ил. 8) вдохновила работу для Петропавловского собора Петропавловской церкви (ил. 9). По композиции она совпадает с предыдущими плащаницами мастерской, но имеются и существенные отличия. В первую очередь в техническом исполнении. Если в более ранних работах Спаситель отпечатан на холсте, то теперь Он полностью выполнен в технике лицевого шитья. Образ максимально аскетичен, расположен в свободном пространстве, надпись уплотнена, но при этом так гармонично подобрана по цвету, что буквально растворяется на бордовом фоне, только буквы таинственно поблескивают на свету. Темная, живая поверхность ткани с золотными буквами отступает перед яркой, словно светящейся фигурой Христа. Этот эффект достигается благодаря гладким, атласно уложенным стежкам, которые пластично огибают фигуру по мышцам. Шелк играет, переливается, оживает в мерцании свечей.
Самым значительным произведением мастерской «Покров» стала плащаница 2013 года «Положение во гроб», выполненная для Линтулы (ил. 10). Ее иконография не имеет прототипов, хотя и достаточно традиционна. Композиция расположена в два уровня – вертикальный и горизонтальный. Центром вертикальной является Голгофский крест, а горизонтальной – Христос во гробе. Пересечение этих двух плоскостей, символически – земли и неба, в своем соединении представляют крест, обнимающий все вселенную, все человечество. Горизонтальная линия, включающая Христа, умершего за наши грехи и погребаемого, отождествляет земной план бытия, в котором царствует смерть. Для победы над ней Бог воплотился в человека, принял крестные страдания, воскрес и тем самым указал нам путь к вечной жизни. Над Его распятым телом возвышается Крест, крест нашего спасения, он устремлен вверх, в Небо, в наше истинное отечество.
В погребении участвуют всего двое, самых близких Спасителю людей – Пресвятая Богородица и любимый ученик Иоанн Богослов. Лики их скорбны и сосредоточены, Божия Матерь нежно склоняется к лику Своего Божественного Сына, а Иоанн благоговейно припадает к Его ногам. Над ними витает голубь в мандорле, символизирующий Святую Троицу и ангел, как сонмище сил небесных.
Ритм построения плащаницы то же достаточно прост: на среднике расположено несколько фигур, они свободны, ничем не стеснены, много воздуха, что подчеркивает темно-голубой фон. А бордовые, напряженные каймы по своей структуре весьма плотны, шесть клейм окружены жемчужной надписью. Особенностью работы явилось полное отсутствие золотного шитья, все исполнено шелком. В среднике, для создания ритма, использовались разные лицевые техники. Голубь и ангел вышиты в раскол. Фигуры Божией Матери и Иоанна Богослова плотно зашиты двойным восточным швом, который рельефно выступает над поверхностью фона. Спаситель выполнен в раскол, по форме, шелковые нити переливаясь под лучами света создают необыкновенно живую поверхность. И, наконец, гробница, вышитая шелком в прикреп, создает шероховатый камень. Над всем возвышается Крест, того же цвета, что и гробница, а его прикрепное шитье дает ощущение того, что он выполнен из дерева.
Интересно сочетание цветов, они ничем не разбиваются, смотрятся цельными пятнами, теплые и холодные тона гармонично чередуются. Безукоризненно белые нимбы, своей сверкающей поверхностью, созданной стежками в раскол, свидетельствуют о святости и небесной чистоте. Божия Матерь облечена в теплого оттенка бордовый мафорий, Иоанн Богослов – в травянисто-зеленый. Голубой цвет определяет небесный характер голубя и ангела. А мареновый ангельских крыльев, свидетельствует о пламенеющей любви к Богу. Те же цвета использованы и в вышивке клейм обрамления.
Выбор сюжетов на каймах не случаен. Возвышается над всем действом образ Троицы, что верно иерархически и соответствует тому храму в который предназначена плащаница – Святой Троицы в Линтуле (подворье Константино-Еленинского женского монастыря). Внизу расположена икона равноапостольных Константина и Елены, небесных покровителей монастыря. В углах особо чтимые святые – Иоанн Предтеча, Мария Магдалина, Иоанн Кронштадтский, Философ Орнатский.
Рассмотренные выше работы характеризуют путь развития мастерской Константино-Еленинского женского монастыря «Покров»: от первой, копийной работы, позволившей изучить и впитать в себя традиции древнерусского шитья; затем последовал цикл плащаниц с писанным средником, который дал возможность отточить искусство составления композиции; далее следовали плащаницы подобной композиции, но уже с лицевыми средниками, разделившиеся на два типа: на те, где Спаситель вышит в трехчетвертном развороте и в анфас; кульминацией мастерства стала последняя по времени плащаница оригинальной иконографии, многофигурная и полностью выполненная в технике лицевого шитья.
плащаница иконографический лицевое шитье