- Вид работы: Реферат
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 13,63 Кб
Моральные заповеди Моисея
МАКЕЕВСЬКИЙ ЭКОНОМИКО-ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ
ГУМАНИТАРНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ
Кафедра философии и социологии
Реферат
на тему «Моральные заповеди Моисея»
Студента 1 курса
«Социологии»
гр С-11Б
Короткова С.Ю.
Преподаватель
Агаркова А.А
Макеевка – 2013
Мораль, заповеди – понятия
Мораль, начиная с греческой античности, понималась, как мера господства человека над самим собой, показатель того, насколько человек ответствен за себя, за то, что он делает.
Вопрос о господстве человека над самим собой есть прежде всего вопрос о господстве разума над страстями. Мораль связана с характером и темпераментом. Если в человеке выделять тело, душу и разум (дух), то мораль является качественной характеристикой его души.
Мораль всегда выступает как умеренность, она ближе к способности человека ограничивать себя, наложить в случае необходимости запреты на свои природные желания.
Во все времена и у всех народов мораль ассоциировалась со сдержанностью.
Разумное поведение является морально совершенным тогда, когда оно направлено на совершенную цель, – цель, которая считается безусловной (абсолютной), признается в качестве высшего блага.
Мораль характеризует человека с точки зрения его способности жить в человеческом обществе. Пространство морали – отношения между людьми.
Мораль придает человеческому обществу изначально самоценный смысл.
Золотое правило взятое со Священного Писания, а точнее из Евангелия Иисуса Христа говорит, чтобы мы поступали с людьми так, как хотим, чтобы поступали окружающие нас люди с нами. Любой здравомыслящий человек понимает и знает и хочет, чтобы к нему относились с уважением, снисходительно, терпеливо, проявляли добро и заботу – это и есть основополагающее правило нравственности, мораль в котором запрет на насилие и любую форму зла по отношению к человеку.
Мораль можно кратко определить как:
) господство разума над душевным состоянием;
) стремление к высшему благу;
) добрую волю, бескорыстие мотивов;
) способность жить в гармонии в человеческом обществе;
) человечность или общественную (человеческую) форму отношений между людьми;
) автономию воли;
) взаимность отношений, выраженную в золотом правиле нравственности.
Заповеди которые мы будем далее рассматривать – это установленные Всевышнем законы для человечества, дабы хорошо было человеку жить на земле.
Библия как этический источник вдохновлённый Богом
Библия – собрание священных книг Ветхого и Нового Заветов, которые собой представляют уникальную ценность для человека. Книга, которая пронеслась сквозь века и осталась не повреждённой в своём содержании, чему есть многие доказательства найденных старинных рукописей и свитков. Это несомненно Богодухновенная книга и уж без всякого сомнения нельзя из её вырывать отдельные фрагменты, так как каждый из них дополняет или открывает друг друга.
«Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен.» (2 послание апостола Павла к Тимофею 3:16,17)
Моисей – законодатель и учитель еврейского народа, основатель религии иудаизма. Он исходил из основного убеждения, согласно которому путь к человеческому благополучию и согласию лежит через веру в Всевышнего и справедливого общественного устройства, верховенство закона.
С именем Моисея связан один из древнейших и самых распространенных кодексов нравственного поведения, состоящий из десяти заповедей, которые сформулированы в Библии дважды, в книгах «Исход» (20:1 – 17) и «Второзаконие» (5:6-21). Кроме того, заповеди, хотя и в иной редакции, излагаются еще в книге «Левит» (19:3 -19). О жизни и учении Моисея в целом нам известно по приписываемым ему первым пяти книгам Библии (Пятикнижие, в иудейской традиции – Тора, что означает «учение»).
Основная жизненная миссия Моисея, в рамках которой разворачивается его религиозная и нравственно-законодательная деятельность, – вывести евреев из египетского рабства. Моисей родился в то время, когда евреи испытывали особо тяжкий гнет, когда, в частности, фараон приказал умерщвлять всех новорожденных еврейских мальчиков. Мать смогла спрятать сына и по прошествии трех месяцев оставила его в камышах на берегу Нила. Младенца нашла дочь фараона, она же дала ему имя Моисей. Родился Моисей во второй половине второго тысячелетия до нашей эры, вероятнее всего на рубеже XIV-XIII вв. до н.э. Рос Моисей при дворе фараона. Став взрослым, он однажды увидел, как надсмотрщик бьет выполняющего тяжёлую работу еврея. Оскорбившись этим, он в гневе убил египтянина и спрятал его в песок. Спасаясь от гнева фараона, Моисей убежал на северо-восток, где в доме жреца по имени Иофор нашел приют и жену.
Однажды, когда Моисей пас овец, он увидел охваченный огнем, но не сгорающий куст терновника. Подойдя ближе, он услышал обращенный к нему голос, который представился как Бог его предков и объявил о своем решении спасти свой народ от рук египтян и о том, что сделать это его именем должен Моисей: «Иди, и Я пошлю тебя к фараону, и выведи Мой народ, сынов Израиля, из Египта» (Исх., 3:10) . Первой реакцией Моисея была мысль, что он не готов и недостоин такой миссии.
На сомнения Моисея Бог обещает быть с ним. На его вопрос, каким именем он должен назвать Бога, последовал ответ: «Я есмь Тот, Кто Я есмь!». И Он сказал: «Так скажи Сынам Израиля: «Я-Есмь послал меня к вам». И сказал Бог Моисею: «Так скажи сынам Израиля: Яхве, Бог ваших отцов, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова, послал меня к вам» (Исх., 3:14 15). Бог обещает карами принудить фараона выполнить свою волю. Моисей продолжает сомневаться. «А если израильтяне не поверят, что мне являлся Яхве-Бог?», – спрашивает он. Бог научает Моисея трем чудесам, которые должны стать знамением его избранности. По приказу Бога Моисей превращает свой посох в змея, воду – в кровь, его рука поражается проказой и вновь выздоравливает. Тогда Моисей находит новые аргументы для сомнения. Он обращает внимание на то, что он лишен красноречия и заикается. Бог отвечает, что он научит Моисея нужным речам, а до народа эти речи будет доносить его старший брат Аарон, обладавший ораторскими способностями. Моисей вынужден согласиться.
Человек, выступающий в роли вождя и учителя народа, оказывается в нравственно двусмысленном положении, ибо всегда остается немой вопрос: «А достоин ли он этой роли?» И в самом деле: святой, считающий себя святым, святым не является. Бог освобождает Моисея от такой двусмысленности тем, что берет на себя ответственность за его высокую миссию. Сомнения же Моисея относительно своих прав и способностей быть предводителем народа говорят о его высоких моральных качествах. Моисей с женой и детьми возвращается к своему народу. В это время ему было уже 80 лет. По пути его встречает посланный Богом Аарон. Они объявляют израильтянам волю Яхве; народ принял их. Потом они пошли к фараону и передали тому просьбу израильтян отпустить их в пустыню на расстояние трех дней, чтобы принести жертвы своему Богу.
Фараон отклонил эту просьбу и, чтобы евреи не предавались праздным мыслям, велел усилить гнет.
Бог, указывая днем путь облачным, а ночью огненным столбом, повел евреев по пустынной дороге, чтобы у них не появилось искушения вернуться. Тем временем фараон догадался, что евреи ушли не для одноразового свершения обряда, как говорили Моисей и Аарон, а навсегда, и снарядил погоню. Шестьсот отборных египетских колесниц во главе с самим фараоном настигли израильтян у берега Тростникового (Красного) моря. Гибель последних казалась неминуемой. Тогда Моисей по указанию Яхве своим посохом разделяет воды, превращает море в сушу. Когда наутро вслед за ними по тому же пути пустились египтяне они увязли в грязи и Моисей вернул море на свое место, и оно поглотило преследователей. Так был найден чудесный выход из безвыходного положения, подтверждающий всемогущество Бога и необходимость веры в Него.
Через три месяца после ухода из Египта израильтяне достигли подножия священной горы в пустыне. Моисей поднялся на гору, и там Бог возвестил ему, что сыны Израиля, если они будут слушать Бога и соблюдать союз с ним, станут для него святым народом, более близким, чем остальные, и что через три дня он спустится на гору в облаке, чтобы израильтяне навеки поверили Моисею. Так и случилось. Гора Синай сотрясалась, и Бог Яхве сошел на нее в огне под сильный трубный звук. Моисей вторично поднимается на гору, где Бог к возвещенным им перед всем Израилем десяти основным заповедям добавляет множество предписаний юридического, нравственного и религиозно-ритуального характера. Моисей передал народу полученное им учение Яхве, все его слова и приговоры.
«И отвечал народ одним голосом, и они сказали: «Все слова, которые говорил Яхве, исполним» (Исх., 24:3).
Так был заключен договор между Яхве и израильским народом.
После этого Яхве снова вызвал к себе Моисея, чтобы передать ему каменные таблицы с записанными на них повелениями. Моисей снова взошел на гору и был там сорок дней и сорок ночей. Оставшийся внизу народ пришел в волнение из-за долгого отсутствия Моисея. Израильтяне решили сделать себе других Богов, чтобы вообще не остаться без них. Они собрали все золотые серьги, и Аарон переработал их в литого тельца, который заменил им Яхве. Они сказали, что этот золотой телец вывел их из Египта. Яхве возмутился и хотел уничтожить это необузданное племя и заново создать великий народ из потомков Моисея. Моисей заступился за евреев.
Спустившись вниз с двумя плитами, на которых перстом Божьим были выведены законы, Моисей увидел разнузданную картину плясок вокруг тельца и был настолько разгневан, что швырнул в сторону плиты, которые от этого разбились, взял изображение тельца, сжег его, истолок в мельчайшие кусочки, посыпал ими воду и заставил всех испить ее. Затем он приказал представителям своего колена, дома Левиев, мечом привести народ к покорности, что и было сделано. За день было истреблено около трех тысяч человек. На следующее утро Моисей объявил израильтянам, что хотя они «согрешили великим грехом», он попробует очистить их грех перед Богом. Моисей по указанию Бога заготовил две новые каменные плиты с заповедями, подобные прежним.
Моисей – больше, чем мудрый вождь своего народа. Он является духовным отцом нации. Для того чтобы племена переплавились в народ и из естественного, природного состояния поднялись до исторического бытия, они должны сплотиться духовно. Кровное родство должно перерасти в отношения, которые цементируются общей верой, идеалами праведности и справедливости. Если в этническом смысле евреи происходят от Иакова (Израиля), то в историческом смысле они происходят от Моисея. Моисей разработал детализированный свод правил, регулирующий все сферы жизни народа, – от благочестия до элементарной гигиены. Общей основой этого свода являются десять заповедей, которые содержат самые общие религиозно-нравственно-юридические принципы поведения. Именно благодаря им Моисей приобрел значение, выходящее далеко за пределы еврейско-иудаистской культуры, и стал одним из учителей человечества.
Десять заповедей
.Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.
.Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого [рода], ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.
.Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.
.Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой – суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его.
.Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.
.Не убивай.
.Не прелюбодействуй.
.Не кради.
.Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
.Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.
Первые три заповеди говорят о вере в Бога, управляющего всем миром, ещё первая книга Пятикнижия Моисея – Бытие говорит о том, что Всевышний создал свет, небо, землю, моря и океаны, всю растительность, животный мир, а также человека по образу и подобию своему. И что нет больше других богов, что все остальные боги суть идолы, получившие свои названия и очертания из повреждённого разума людей. Предостерегая от практикуемого другими народами многобожия, Моисей подчеркивает, что они приносят в жертву богам своих сыновей и дочерей, наносят себе порезы, едят всякую мерзость, что они колдуют, ворожат, вызывают духов, вопрошают мертвых. Именно против этого варварства восстает Яхве, свидетельством силы и справедливости которого является то, что он вывел евреев из египетского рабства. Даже веруя в единого и святого Бога, люди и Ему порой хотят предначертать какой-либо образ, но даже Моисей не видел лица божьего, хотя и разговаривал с Ним лицом к лицу. Когда Моисей попросил увидеть лик божий, Господь сказал ему: «…что нельзя человеку увидеть Бога и остаться в живых…», в другом контексте Священного Писания говориться: «что Бога никогда никто из людей не видел». Один из современников архиепископ Украинской Реформаторской Православной Церкви, а он по образованию художник, говорил, что в советские времена, когда был на вершине атеизм и советская власть пыталась, под большим давлением отлучить людей от веры в Бога, он пережил в камере, где находился в голоде и холоде, с многочисленными побоями от пыток, удивительную встречу с Иисусом Христом. Долее он описывает, что свет, который исходил от Него был в семь раз ярче солнца, но не слепил, тепло которое исходило от Него было настолько сильно, что плавило внутренности внутри, однако было приятно и что самое главное каждая клеточка Его естества была полна жизни. Дальше он говорит, что Того Кого я видел невозможно изобразить. Вот поэтому все попытки человечества изобразить Бога будут тщетны. Почему я сопоставил, Всевышнего и Иисуса Христа, да потому, что в Библии в многих местах написано: «В начале было Слово… и Слово было Бог, всё через Него начало быть… и Слово стало плотию и обитало среди нас, полное благодати и истины и мы видели славу Его, как единородного от Отца.» (Ев. от Иоанна 1 гл.)
В послании к евреям Всевышний говорит о Сыне « в начале Ты, Господи основал землю, и небеса – дело рук Твоих;»
Четвертая заповедь: «соблюдения субботы» является исключительно важной с точки зрения связи Бога и народа. В ней отношение к Богу и отношение к ближним оказывается одним и тем же отношением. Суббота – день, который отдается служению Богу, чтению Торы, воспитания детей в семье в духе смирения, послушания, милосердия, любви к ближнему. И в то же время это – день, в который перед лицом Бога уравниваются все в пределах Израиля, независимо от их социального статуса.
Пятая заповедь предписывает почитание отца и матери, на её соблюдении зиждется одна из основ построения семьи. Ее необходимость объясняется не только фактами преступного попрания детьми воли родителей (так, в Пятикнижии мы находим норму, предусматривающую смертную казнь детям, побившим или проклявшим отца и мать). В контексте Десятисловия она приобретает особый смысл – призвана подчеркнуть, что новый религиозно-национальный горизонт общественного поведения не отменяет родственные обязанности, проявляя уважение к родителям, повинуясь их слову и относясь к ним с любовью.
Последующие заповеди можно охарактеризовать как нормы отношения человека к человеку.
Шестая заповедь говорит о святости человеческой жизни и что никто не может забрать жизнь у другого, как только один Бог, который и дал её.
Седьмая заповедь рассказывает нам о святости брака, семейного союза между мужчиной и женщиной.
Восьмая заповедь открывает нам святость свободы, эти слова «не кради», относятся к краже человека с целью поработить его, использовать как раба или продать его в рабство. Нарушение этого запрета наказывается смертной казнью. Запрет воровства, как незаконного присвоения имущества, также является одним из запретов Торы, однако подробно он описывается в других местах текста.
Девятая заповедь это запрет ложного свидетельства, наговора, клеветы, в общем любой неправды во всех её проявлениях, это также важно, как и все другие заповеди, так как в книге «Откровения» пишется, что участь всех лжецов, не Царствие Небесное, а озеро горящее огнём и серою – это смерть вторая, куда в последствии будет помещена вечно живущая душа человека.
Также и рассмотрение десятой заповеди, которая говорит «не пожелай», т.е. о запрете желать чужого, которая отличается от предыдущих тем, что устанавливаемый ею запрет ограничивает не деятельность и не произнесения слов, а эмоции и желания человека, даже не высказанные словами и не нашедшие выражения в действии. Человек не должен желать завладеть тем, что он не может приобрести честно, законным путём. Этот запрет направлен на то, чтобы уничтожить корень всех преступлений, о которых говорится в предыдущих заповедях. Человек, который не желает принадлежащие другому, не будет давать против него ложных показаний, он не украдёт, не ограбит, не убьёт и не станет прелюбодеем. Всевышний никогда не даёт человеку заповедей, которые тот не в состоянии исполнить; каждый способен контролировать свои желания и не позволять им овладеть собою. Более того невозможно представить себе человека, живущего достойно без постоянного самоконтроля. Самоконтроль является критерием оценки достоинства как мужчины, так и женщины. Мудрецы Талмуда задают вопрос: «кого можно назвать нравственным?». И сами отвечают на него: «того, кто подавляет свои дурные желания» (Авот)
Установления Декалога – прежде всего: «не убивай», «не прелюбодействуй», «не кради», «не лжесвидетельствуй» – вошли в культуру как всеобщие требования и стали важной составной частью нравственных канонов христианства и ислама, общечеловеческой основой нравственности.
Они наталкивают человека строить свою жизнь по законам справедливости.
Субъектом этики Моисея является народ. И в этом качестве она является этикой справедливости. Идея справедливости составляет смысловой центр всего учения Моисея.
Эти страницы книги «Исход» судьба неслучайно сделала буквально кодом универсальной этики. Десять заповедей обращены ко всем людям, и они на протяжении всех столетий будут оставаться повелениями Бога. Историки изучающие становление и развитие цивилизаций, придерживаются единого мнения, что этические стандарты современного мира, вне всякого сомнения, были бы гораздо ниже, если бы не то всеобъемлющее влияние, которое во все времена, оказывали на человечество Десять заповедей.
Десять заповедей, о которых рассказывает Библия – это как программа достойной человека жизни, говорит о том, что не ум, не хитрость, не сила, не красота и не какие-нибудь иные антропологические свойства делают человека человеком, а его способность жить по законам, предначертанными Богом, по законам справедливости и честности.
Конечно с моим рефератом, возможно многие не согласятся, но по моему мнению нельзя понимать Священное Писание и размышлять о нём не имея духовного образования, так как это не просто история отдельного народа, это история сотворения мира, история человечества и законы Божие записанные для каждого человека в котором есть дух жизни и который живёт на земле.
На сегодняшний день современное общество не смогло заложить прочного фундамента и нуждается в законе Бога, который бы учитывал все стороны жизни и деятельности человека.
Мудр и разумен, кто из вас, докажи это на самом деле добрым поведением с мудрою кротостью. (послание Иакова)
бог мораль заповедь библия
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Библия. Синодальный перевод
. Пятикнижие и Гафтарот. Ивритский текст с русским переводом и классическим комментарием. Д-р Й. Герц