- Вид работы: Контрольная работа
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 16,71 Кб
Мужской портрет. Работа художника Сарры Шор
Мужской портрет. Работа художника Сарры Шор
Введение
Актуальность: Искусство – одно из важнейших и интереснейших явлений в жизни общества, неотъемлемая часть человеческой деятельности, играющая значительную роль в развитии не только отдельной личности, но и общества. Суть искусства определяется тем, что оно представляет собой наиболее полную и действенную форму эстетического осознания окружающего мира. Само собой, искусство должно было принять разнообразные формы, чтобы воплотить все идеи, мысли, чувства людей не в виде отвлеченных понятий, а во вполне конкретной форме. Для этого у искусства есть особое, только ему присущее средство – художественный образ. С помощью художественных образов искусство передает идеи в единстве содержания и чувственных форм. Однако, художественный образ предстает совершенно различным в разных видах искусства. Каждый вид искусства обладает своей спецификой, ставит собственные задачи и создает для их решения свои средства и приемы. Все искусства имеют свой собственный язык и определенное своеобразие художественных возможностей. В данной работе постараемся как можно точнее отразить особенности создания художественного образа в искусстве графики. На основе различных признаков искусства можно распределить по различным группам и видам.
Во-первых, графика относится к пространственным (пластическим) искусствам, то есть графическое художественное произведение имеет конкретный материальный носитель и не нуждается во временной компоненте как временные искусства, которые развиваются во времени (музыка, художественное слово).
Во-вторых, графика относится к изобразительным искусствам, то есть она отражает действительность в наглядных, зрительно воспринимаемых образах, в которых узнаются формы самой действительности и благодаря методом обобщения, типизации, воображению художника получает возможность эстетически раскрывать временное развитие событий, духовный облик, переживания, мысли, взаимоотношения людей, воплощать общественные идеи (в отличии от архитектуры, которая не изображает окружающий мир, а создает мир собственный, не похожий на действительность, данную нам природой).
Изображение головы человека – один из важных разделов академического рисунка, одна из основ искусства портрета. Многие художники посвящали свое творчество искусству портрета – Рокотов, Левицкий, Кипренский, Тропинин, Брюллов, Соколов, Дюрер, Леонардо да Винчи, Эль Греко, Ван Дейк – их можно перечислять очень долго.
Особое место в истории изобразительного искусства занимает карандашный портрет. Обращают на себя внимание карандашные портреты французских художников XVI-XVII веков, необычайно точные по характеристике рисунки Г. Гольбейна Младшего, ювелирно отточенные портреты Э. Энгра, галерея карандашных портретов О. Кипренского, портреты, выполненные углем и соусом И. Крамским.
Художник, хорошо овладевший рисунком головы человека, способен передать не только облик портретируемого, но и его внутреннюю психологическую характеристику. Однако достичь такого высокого мастерства художник может, только пройдя серьезную школу рисунка. Он должен усвоить целый ряд правил и законов перспективного построения изображения формы головы на плоскости, изучить анатомическое строение, конструктивную схему основы формы и ее видоизменения в зависимости от положения высказываниями выдающихся деятелей науки и искусства, а иллюстративный материал наглядно показывает как закономерность строения формы, так и методическую последовательность ее изображения. Для изучения пластической анатомии головы имеют значение такие органы как череп, мышцы, глаза, уши, нос и рот.
Рисунок мягким материалом, особенно портрет, способен передать характер, эмоциональность, психологию модели. Уголь обеспечивает передачу различных эффектов и состояний.
Объектом исследования служит творчество и теоритические изыскания ряда художников в графике.
Предмет исследования: рисунок мягким материалом, набросок.
Цель: изучение материала, связанного с графикой для копирования рисунка художника С.М. Шор.
Задачи:
1.изучить литературу по теме проекта;
.проанализировать способы и приёмы работы различными
графическими материалами;
.изучить технику и особенности рисунка С.М. Шор;
.выполнить копию рисунка С.М. Шор.
Методы работы: теоретический анализ, синтез, наблюдение, опытная работа.
Глава 1. Общие сведения об искусстве графики
1.1 Историческая справка возникновения и развития искусства графики
Графика как вид изобразительного искусства появилась не сразу. Графические изображения создавались уже тогда, когда люди жили в пещерах, добывали огонь трением, шли на охоту с каменным топором. Рисунки процарапывались или наносились красками на стены пещер, были контурными, силуэтными. Краски вплоть до XIII-XIV веков выполняли в изобразительном искусстве второстепенную роль, лишь подчеркивая контуры рисунка, и носили декоративный характер.
Начало теоретического обоснования правил рисования принадлежит египтянам. Обучение технике рисования осуществлялось по двум направлениям.
С одной стороны, отрабатывалось свободное движение руки, чтобы главные контурные линии легко наносились кистью на поверхность доски или папируса. С другой стороны, ученик должен был иметь крепкую и твердую руку, чтобы уверенно выцарапывать контур на стене для фрески, на камне для барельефа. Среди рисунков древних египтян наряду с религиозными сюжетами можно увидеть рисунки, отражающие жизненные впечатления: кошки гуляют среди зарослей папируса; девушка ловит рыбу; люди играют на музыкальных инструментах.
Древнегреческие художники утверждали, что сущность прекрасного в симметрии, в гармонии частей и целого. В основу метода обучения рисунку было положено рисование с натуры, однако рисунок использовался только в подготовительных и учебных целях, самостоятельного значения он ещё не имел.
В эпоху Римской империи само изобразительное искусство, а значит и рисунок в частности, имели как бы прикладной характер. Поэтому при обучении рисованию преобладало копирование образцов, повторение приемов работы древних греков.
Средневековое изобразительное искусство отвергало реалистические тенденции, если они не отвечали религиозному сюжету. Рисунок был направлен не на точность передачи натуры, а на её эмоциональное и духовное состояние.
В эпоху Возрождения искусство рисунка приобрело самостоятельную значимость. Изучение памятников античности обусловило новое содержание искусства. Сложилась другая система художественного видения – изображение стало строиться как реальная картина. Особенно важным было формирование специфического языка рисунка. Линия приобрела пластическую выразительность, способность в самом нажиме передавать объём и пространство.
К этому времени в рисунке использовались свинцовые, серебряные и другие металлические грифели (штифты), графит, итальянский карандаш, сангина, уголь, мел, пастель, а также жидкие материалы – бистр, тушь, разноцветные чернила, акварель, белила. Рисовали перьями, кистями на белой бумаге и на бумаге разнообразных цветов, тонированной и грунтованной. Это обогатило художественные и технические возможности изображения [3].
В истории развития рисунка существовали два различных подхода к изображению, две системы передачи формы: объёмная, живописная. При объёмном изображении форма передаётся чётким контуром и моделировкой объёма, при живописном – контуры словно бы растворяются в окружающем воздушном пространстве.
Строгой, линейной манере следовали такие художники эпохи Возрождения как А. Матеньи, Леонардо да Винчи, Микеланджело.
Венецианские художники рисовали в свободной манере, к ним относятся: Джорджоне, Тициан, Б. Веронезе, Я. Тинторетто.
Большой вклад в развитие рисунка внёс Леонардо да Винчи. У него были целые альбомы с набросками, зарисовками и рисунками, которые потом становились шедеврами изобразительного искусства. Леонардо да Винчи является создателем первого в европейском искусстве пейзажного рисунка.
Великими мастерами линейного рисунка, выполненного серебряным штифтом, были Ян ван Эйк, А. Дюрер, Рафаэль и другие. А. Дюрер создавал рисунки всех типов и жанров.
Русская школа XVIII-XIX веков также внесла много нового в технику рисунка. Виртуозно владели рисунком О. Кипренский, К. Брюллов и многие другие ученики Академии художеств.
Рисунки А. Лосенко, А. А. Иванова, И. Репина и многих других русскихмастеров дают представление о различных приёмах использования графических материалов.
И. Репин любил выполнять остропсихологические рисунки графитным карандашом и использовать растушку.
Большое значение имеет иллюстративный рисунок. Многие писатели и поэты делали рисунки и зарисовки, как иллюстрации к своим произведениям. Были художники, которые делали иллюстрации к детским книгам. Лучшие рисунки к ним создали Ю. А. Васнецов – иллюстратор сказок, Е. И. Чарушин – анималист, мастер детской книги для дошкольников, и другие.
С наступлением Великой Отечественной войны рисунок стал носить военный характер. Выпускалось огромное количество плакатов и листовок. Рисунок стал серьёзным защитником Родины, который морально уничтожал врага.
После окончания войны основной тематикой рисунка стала жизнь советского человека.
Развитие графического искусства не останавливается, художники ищут новые формы и техники, сочетания материалов, чтобы ярче и точнее раскрывать образы действительности и мира фантазии. По-прежнему, можно с уверенность назвать рисунок не просто видом изобразительного искусства, но и его основой.
1.2 Материалы графики
Материалом для рисования с древних времён служил уголь; в Эпоху Возрождения входит в употребление так называемый «итальянский карандаш» (чёрный мел по качествам своим похожий на уголь) и сангина («красный мел»); с XVI-го века применяется графит, а с конца XVIII-го века появляется карандаш в деревянной оправе.
Для выполнения заданий по рисунку наиболее предпочтительны графитные и цветные карандаши, фломастеры, акварель, тушь, соус, цветные мелки, а также уголь, сангина, пастель.
Разнообразие графических материалов
Остановимся на некоторых особенностях графических материалов.
Графитный карандаш удобен и для учебных, и для творческих работ. Он имеет приятный серый тон и некоторый блеск, легко стирается резинкой. Этим карандашом создают рисунки линейного, линейно-штрихового и тонально-живописного плана. Для рисования графитный карандаш самое простое и доступное средство.
Графит ложится на любую бумагу и не осыпается. Линией и штрихом хорошо работать на плотной, гладкой бумаге, а зернистая бумага подойдёт для тональной работы. Хорошо выглядят рисунки карандашом на пожелтевшей от времени бумаге.
Графитный карандаш хорош для рисунков в альбоме, на ватманском листе.
. Цветными карандашами также можно достичь разнообразных графических и живописных эффектов особенно акварельными карандашами, которые можно размыть водой. В статье учителя Юрской Т. И. отмечено: «Это материал, который доступен и прост в работе, поэтому им часто рисуют дети. Возможности цветных карандашей значительно богаче, но дети их не используют. Причина здесь в том, что детям, школьникам необходимо методически грамотно и увлекательно представить эти приёмы. Тогда цветные карандаши станут спутником творчества многих людей, даже непрофессионалов».
«Научите детей использовать фантастические узоры для заполнения плоскости предмета, например, клеточки, волны, ромбики, кружки и вы увидите радостные глаза ребёнка. Он понял, что его рисунок стал значительно красочнее и интереснее. Использование декоративных пятен обогащает и раскрепощает детскую фантазию и непосредственно детский рисунок», – пишет Т. И. Юрская.
«Уголь как рисовальный материал использовался художниками с глубокой древности. Углём можно работать двумя способами: используя линии и штрихи и применяя тональную тушевку. Уголь даёт глубокий бархатистый чёрный цвет и большой диапазон тональных переходов. Им выполняют быстрые наброски, эскизы и длительные рисунки. Он очень удобен в работе и легко стирается. Уголь четко выявляет форму предмета, позволяет передать свет и тень. Им рисуют на бумаге, картоне, холсте, стене и других поверхностях. Лучше использовать шероховатую бумагу. Интересные рисунки углём получаются на цветном фоне неярких тонов.
Рисунки углём следует закреплять специальным фиксативом или лаком для волос», – дает пояснения Сокольникова Н.М., авторитетный ученый-методист по изобразительному искусству.
Фломастер легко скользит по бумаге и оставляет красивую плавную линию, которую нельзя стереть. Рисунок выполняют, используя линии, штрихи или декоративные пятна. Хороши фломастеры для набросков с натуры, зарисовок пейзажей, декоративно-оформительской работы.
Сангину, материал красно-коричневого цвета, использовал в рисунке ещё Леонардо да Винчи. Рисунки сангиной бывают линейные, штриховые и тоновые. Она хорошо растушевывается на шероховатой бумаге, картоне, грунтованном холсте. Осваивать технику работы этим материалом следует начинать с набросков, а продолжать в более длительных рисунках с натуры или по представлению.
Соус – это материал для рисования в виде толстых палочек-карандашей из прессованных красителей с клеем, обёрнутых в фольгу. Он применяется в больших и длительных рисунках, в набросках и зарисовках. Существует две техники выполнения рисунков соусом: мокрый соус (размывается кистью с водой) и сухой соус (наносится на бумагу штрихом).
Пастель – живопись сухими мягкими цветными карандашами без оправы, «спрессованными из стёртых в тонкий красочный порошок минеральных красителей с добавлением скрепляющего или разбеливающего вещества – гуммиарабика, молока, мела, гипса, талька. Пастельные карандаши бывают твёрдые, средней твёрдости и мягкие», – так определяет свойства материала Егоров Ф. И. «В школьной практике учителя изоискусства используют пастель. С помощью нежных оттенков материала дети постигают закономерности колорита, могут выразить настроение, характер объекта, т. е. учатся тонко чувствовать эстетику окружающего мира», – замечает один из классиков методики изоискусства Б. М. Неменский.
Пастелью также называют произведения, выполненные пастельными карандашами. Ими рисуют на шероховатой бумаге, картоне, загрунтованном холсте, замше, пергаменте. Рисунки, выполненные пастелью необходимо закреплять фиксатором или лаком для волос.
1.3 Особенности работы с мягким материалом
«Мягкий материал» – уголь, сепия, соус, сангина, мел и т.д. Техника рисунка «мягким материалом» имеет свои особенности и нюансы, отличные от рисунка карандашом.
Материалы более пластичны, подвижны (т.е. одновременно более быстрое покрытие больших плоскостей, тонировка).
Сложнее поддаются стиранию ластиком, поэтому требуют точного рисунка – твердой руки ,уверенной линии.
Материалы: (рис.1) брусок (угля, сепии, сангины и т.д.), карандаш (в пару выбранному материалу – сейчас продаются угольные карандаши, карандаш сепия и т.д.), мягкий ластик. кисть – плоская синтетика, белка – большая (№20-30) (для смахивания тона и мягкой растушевки).
Рис.1. «Мягкие материалы»
Бумага: для «мягкого» материала обычный ватман – можно. Но лучше ложится тон на пастельную бумагу (плотная зернистая поверхность). Чаще используют тонированную бумагу разных оттенков (в таком случаи работа выглядит выигрышно)
Тон бумаги подбирается в зависимости от задумки композиции, натуры и в первую очередь материала выполнения. (т.е. – для сангины темные тона бумаги не подходят, она смотрится на светлых фонах – от белой молочной до охры ( хорошо подходит крафт) , при угле на темном фоне в пару хорош мел и т.д.) Техника: очень разнообразна. И лучше всего попробовать все на набросках, чтобы понять, что вам ближе.
Рис.2. Плоскостью бруска – большие плоскости и равномерный тон.
Рис.3. Ребром – темная, плотная линия.
Рис.4. Карандаш – штрих. (аналогичный карандашу)
Рис.5. Кисть – растушевка кистью нанесенный плоскостью тон и рисунок по получившемуся темному тону ластиком.
Рисунок: материал требует порой «моментального» подхода плохо удаляется с листа (т.е. несколько раз перерисовать не получится) – но рисунок сохраняет все законы перспективы ,построения и светотени.
Одна из самых распространённых ошибок – потеря цельности в тоне. Поскольку часто рисунок углем ( или другим материалом) акцентируется на светотени очень важно следить чтобы изображение «не дробилось».
Для хорошо поставленного рисунка «мягким материалом» обязательно нужна практика набросков.
Для того чтобы на расходные упражнения ( наброски – постоянно и много, и не всегда с первого раза получится) не тратится много, можно использовать крафт или альбомчики из крафта (самые недорогие и на крафте смотрятся все материалы хорошо). Для больших работ не годится – не прочный и еще хуже взаимодействуют с ластиком, чем ватман.
1.4 Творчество Сарры Шор как яркого представителя советской графики
Шор Сарра Марковна родилась в 1897 году, в городе Дубно, Волынской губерния, ныне Украина, – живописец, график, театральный художник. Первые профессиональные уроки рисунка и живописи Шор брала во время учебы в дубновской гимназии у преподававшего там черчение и рисование А.М. Рудченко, ссыльного студента Санкт-Петербургской Академии художеств. В 1911 г. поступила в Киевское художественное училище, в класс живописи И. Макушенко и Г. Дядченко. Во время учебы сблизилась с группой молодых художников-евреев (И. Рабинович <#”justify”>Глава 2. Процесс работы над практической частью курсового проекта
.1 Обоснование выбора темы
В процессе выбора работы, копию которой было предложено сделать, я сразу обратил внимание на набросок головы, выполненный С.М. Шор. Эта работа ярко передавала характер образа. Простые, даже в какой-то мере небрежные линии и пятна были именно там, где и должны были быть. Лаконичность сочеталась с эмоциональностью, а кажущаяся небрежность и простота не была таковой. В этом читалось высокое мастерство автора, его умение схватывать главное, играть со светотенью, линией и пятном. А ведь это был всего лишь набросок.
Рисование головы человека в набросках имеет свои особенности: рисовальщику приходится одновременно заботиться об убедительной трактовке объемной формы, о передаче индивидуальных особенностей головы, а также выявлять портретную характеристику человека. В набросках характеристика портретируемого человека основывается на весьма скупом информативном материале, на общих, но существенных пластических и психологических признаках.
Выполняя набросок головы, необходимо прежде всего заботится о передаче целого, стараться сразу оценивать главные особенности формы, индивидуальные признаки модели.
При выполнении наброска рисовальщик руководствуется общепринятыми методическими принципами изображения головы человека, но процесс создания наброска должен быть очень быстрым, и некоторые действия осуществляются только мысленно, а именно: конструирование формы, сравнение пропорций – частей и т.д.
2.2 Работа над практической частью курсового проекта
Копирование наброска оказалось непростой задачей – ведь в наброске больше передаётся эмоциональная составляющая, как натуры, так и художника, и чтобы максимально точно скопировать набросок нужно войти в это эмоциональное состояние, и естественно применить все умения и знания, необходимые для создания рисунка. После тщательного изучения работы, манеры изображения, передачи светотени и особенностей натуры была начата практическая работа.
Рис. 6. С.М. Шор. Мужской портрет
Заключение
Искусство всегда созвучно своему времени, оно современно и отражает мировоззрение общества в целом. В свою очередь, искусство оказывает сильное влияние на массы, поэтому так важно, отношение самого художника к жизни. Развитие многообразных искаженных направлений в искусстве, так называемого псевдоискусства, созвучно своей эпохе.
Вся история искусств и архитектуры представляет собой живую ткань, постоянно развивающуюся и изменяющуюся. В любую из эпох, будь то классическое искусство Греции, итальянский Ренессанс или древнерусское искусство, происходила борьба тенденций, влияний, борьба старых представлений с возникающими качественно новыми проявлениями.
Однако при всей изменчивости форм искусства в пределах того или иного периода всегда имелись относительно устойчивые художественные признаки – композиционные, пластические, колористические, ритмические и другие, определяющие стиль того или иного времени.
Лучшие представители культуры: художники, графики, скульпторы, архитекторы, кинематографисты, актеры, писатели вчера и сегодня стремятся в своем творчестве отражать лучшие мысли и чувства человечества, бережно относиться к шедеврам мировой культуры.
Также можно сказать, что цели и задачи, поставленные во введении выполнены. В данной работе мы как можно точнее отразили особенности создания художественного образа в искусстве графики.
Подводя итоги, можно сделать вывод о том, что графика действительно является основой изобразительного искусства, так как графический рисунок является первым этапом создания любого произведения изобразительного искусства. Все авторы едины во мнении о том, что рисунок является основой изображения, дает четкое, ясное представление о конструкции, объеме объекта.
О художественных возможностях графики подробно и образно написано много трудов теоретиками искусства. В ходе исследования мы опирались на работы художника-графика С.М. Шор и педагога-методиста Н.М. Сокольниковой. Исследование графики обогатило, расширило наши знания о графике, о её художественных возможностях.
Знакомство с творчеством Сарры Марковны даёт нам основание считать, что учить детей понимать искусство графики, изучать художественные возможности разных материалов и предоставлять детям радость рисования карандашом, пастелью, фломастерами – это необходимый компонент художественного развития детей.
Изучение теории графического искусства необходимо мне, как будущему учителю, для более глубокого понимания организации работы на уроках.
Список литературы
1. Грушевицкая, Т.Г., Гузик, М.А., Садохин, А.П. Словарь по мировой художественной культуре [Текст] / Т.Г. Грушевицкая, М.А. Гузик, А.П. Садохин. – М.: Академия, 2001. – С. 198.
. Дуканин, К.Н., Егоров, Ф.И., Лукинов, Б.П., Седов, К.М., Чарнецкий Я.Я. Виды изобразительного искусства [Текст] / К.Н. Дуканин, Ф.И. Егоров, Б.П. Лукинов, К.М. Седов, Я.Я. Чарнецкий. – СПб.: «Искусство», 1999. – С. 200
. Изергина, А.Н. Энгр об искусстве [Текст] / А.Н. Изергина. – Ленинград: Издательство Академии художеств, 1962. – С. 216.
. Карлов, Г. Н. Изображение птиц и зверей: изд. 2-е, дополн. [Текст] / Г. Н. Карлов. – М.: Просвещение, 2001. – С. 76.
. Конев, А. Ф., Маланов, И. Б. Учимся рисовать. Рисуем собаку [Текст] / А. Ф. Конев, И. Б. Маланов. – Минск, Харвест, 2003. – С. 102.
. Неменский, Б. Н. Мудрость красоты: учебное пособие для учителя [Текст] / Б. Н. Неменский. – М.: Просвещение, 1992. – С. 307.
. Сокольникова, Н. М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе [Текст] / Н. М. Сокольникова. – М.: Академия, 1999. – С. 324.
. Юрская, Т. И. Рисуем цветными карандашами [Текст] / Т. И. Юрская // Начальная школа. – № 10. – 2003. – С. 15- 18.