- Вид работы: Курсовая работа (т)
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 2,56 Мб
Музеи Японии
Министерство культуры Российской Федерации
Федеральное государственное учреждение высшего профессионального образования
"Тюменская государственная академия культуры, искусств и социальных технологий"
Институт изобразительных искусств и дизайна
Кафедра истории, искусствоведения и музейного дела
Музеи Японии
Курсовая работа
Исполнитель: Чушева А. Г.,
студентка 3-го курса
очного отделения
спец. "Музейное дело и охрана памятников"
Научный руководитель: Семенова В. И.,
доктор культурологии, профессор
Тюмень, 2011
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Глава I. Домузейное собирательство и становление первых музеев в Японии
§1. Традиции собирания и отношение к наследию в Японии до 1868 г.
§2. Появление в Японии музеев западного образца
Глава II. Музейная сеть Японии нач. XX – нач. XXI вв.
§1. Музеи Японии в нач. XX – нач. XXI вв.
§ 2. Коллекции корпораций
Заключение
Приложение
Список источников и литературы
Введение
Японская культура – одна из самых молодых, но это яркий, поражающий сознание феномен человеческой цивилизации.
К сер. XIX в. сложившиеся художественные формы полностью исчерпали себя, став тормозом исторического развития. Реставрация Мэйдзи с последующим открытием страны повлекла за собой потребность в активном заимствовании из культуры Запада. Превращая все "чужое" в "свое", Япония все то, что она узнала от европейцев, преобразовала в соответствии со своими собственными традициями и историческими потребностями. В русле этих радикальных преобразований лежат и причины, обусловившие появление первых японских музеев.
По музейному делу Японии публикаций очень мало. Меня заинтересовал этот вопрос, и я занялась переводом англоязычных источников – материалов официальных сайтов японских музеев.
Цель данной работы – на основании изученных источников, охарактеризовать традиции собирания, а также становление и развитие музейной сети Японии.
Задачи работы:
1. Охарактеризовать традиции собирания и отношение к наследию в Японии до 1868 г.;
2. Рассмотреть появление в Японии музеев западного образца;
3. Рассмотреть развитие музейной сети Японии в нач. XX-нач. XXI вв.
В данной курсовой работе были использованы следующие источники:
) монографии:
Конрад Н.И. Очерк истории и культуры средневековой Японии. – М.: Искусство, 1980.
Академику Николаю Иосифовичу Конраду принадлежит целый ряд капитальных работ, посвящённых самым различным аспектам истории японской культуры. В данной книге автор собрал воедино свои многолетние исследования и наблюдения, коснувшись почти всех основных явлений духовной культуры, которые описал с присущей ему энциклопедической широтой взглядов.
Эта книга глубокое и разностороннее исследование культуры средневековой Японии с древнейшего периода до начала XVI века. В поле зрения ученого – история и религия, философия и общественная мысль, идеология и искусство, литература и быт. Автор создает оригинальную концепцию исторического развития самобытной японской культуры.
Гришелева Л.Д. Формирование японской национальной культуры (конец 16 – начало 20 века). – М, Наука, 1986.
В книге рассматривается социально-политический аспект формирования культуры японской буржуазной нации в период ее становления (конец XVI – начало XX в.) и дается широкая картина культурной жизни страны в это время: общественно-политическая мысль, религия, просвещение, книгопечатание, зрелищные искусства и музыка, изобразительное и декоративно-прикладное искусство, архитектура, бытовая культура (в частности, чайная церемония и икэбана).
Николаева Н. С. Художественная культура Японии XVI столетия. – М., Искусство, 1986.
Характеристику XVI столетия как переходной эпохи, сочетавшей в себе черты традиционные и совершенно новые, автор строит на анализе трех явлений: чайного культа и так называемой чайной церемонии, архитектуры феодальных замков и дворцов, жанровой живописи на ширмах.
Сэнсом Дж. Краткая история японской культуры. – СПб, 1999.
Эта книга, первое издание которой появилось еще до Второй мировой войны, до сих пор считается одной из лучших книг о Японии. Искусство, литература, религия, изысканные нравы императорского двора, кодекс самурая, кровавые междоусобные войны, поэзия – все многообразие неповторимой цивилизации, "Страны восходящего солнца" – в одной монографии, скромно названной автором "Краткой историей культуры Японии".
Главева Д.Г. Традиционная японская культура: Специфика мировосприятия. – М.: "Восточная литература" РАН, 2003.
В основу исследования, осуществленного на письменных источниках (исторических хрониках, художественных, в том числе поэтических, произведениях, буддийских философских трактатах) положено фундаментальное для культуры Японии понятие "взгляд". Именно взгляд актуализирует ту систему ценностей, символов и ритуалов, которая наиболее полно соответствует потребностям японского культурного организма в различные исторические эпохи.
Мещеряков А.Н. Император Мэйдзи и его Япония. – М., – 2006.
Книга известного япониста представляет собой самое полное в отечественной историографии описание правления императора Мэйдзи (1852-1912), которого часто сравнивают с великим преобразователем России – Петром I. Страна, которая стояла в шаге от превращения в колонию, преобразилась при Мэйдзи в мощное государство, в "полноправного игрока" на карте мира. За это время сформировались японская нация и японская культура, которую ценят во всем мире. А. Н. Мещеряков составил летопись событий, позволивших Японии стать такой, как она есть. За драматической судьбой Мэйдзи стоит увлекательнейшая история его страны.
) сборники:
Горегляд В. Н. Классическая культура Японии – очерки духовной жизни.-СПб, 2006.
Книгу "Классическая культура Японии: Очерки духовной жизни" составили статьи В. Н. Горегляда (1932-2002), написанные им в разное время и по разным поводам.
В. Н. Горегляд – лидер петербургской школы японоведения, признанный специалист по истории японской литературы, переводчик памятников классической японской словесности, знаток скорописи и японской рукописной традиции, автор 14 книг, кавалер Ордена Восходящего Солнца 4-й степени на малой ленте, полученного за развитие добрососедских отношений между Россией и Японией. В сборник вошли статьи по истории, религии, литературе и культуре Японии. Диапазон затрагиваемых тем – от первых русско-японских контактов до особенностей японской рукописной книги – отражает широту и многогранность научных интересов В. Н. Горегляда.
Вещь в японской культуре.Сб.ст. / Сост. Н.Г. Анарина.-М.: Вост. лит., 2003.
Настоящий труд представляет собой собрание статей известных японоведов – Л. М. Ермаковой, Е. К. Симоновой-Гудзенко и др. Книга посвящена активно разрабатываемой в современной науке теме о смысле "вещей" в пространстве культуры. Статьи размещены в хронологическом порядке и охватывают обширный временной пласт – от древности до сегодняшнего дня; написаны на материале археологии, истории, изобразительного искусства, литературы, театра, музыки и ритуалов. Повышенное внимание к вещи в Японии, поэтизация, мифологизация и сакрализация мира вещей, многомерный "язык" взаимодействия вещей между собой и с человеком в ритуалах и церемониях, вещь как дар или знак отличия в социальном обиходе и как примета культурно-исторических эпох – таковы концептуальные подходы авторов к этой интереснейшей теме.
) Электронные ресурсы:
Мною была проведена работа по переводу англоязычных официальных сайтов музеев.
Таким образом, структура курсовой работы включает в себя:
Введение, главу I. Домузейное собирательство и становление первых музеев в Японии, которая состоит из двух параграфов: § 1. Традиции собирания и отношение к наследию в Японии до 1868 г., § 2. Появление в Японии музеев западного образца, главу II. Музейная сеть Японии нач. XX – нач. XXI вв.
Глава I. Домузейное собирательство и становление первых музеев в Японии
§1. Традиции собирания и отношение к наследию в Японии до 1868 г.
Важная часть японской культуры – вещепочитание, ибо вещь рассматривалась в традиционном японском обществе в космоцентрической перспективе, благодаря чему происходили мифологизация и поэтизация мира вещей. Вещи суть проявления Дао; как все сущее, они саморождаются, но через посредство человека. В пространстве музея вещи говорят с человеком на вневербальном языке символов. Вынос и показ вещей – ярчайшее проявление этого немого языка, это демонстрация истины, важнейших сущностей (Вещь в японской культуре, 2003. – С. 4).
За пределами Европейского континента первые музейные учреждения стали создаваться в последней трети XVIII в., при этом в каждом из регионов мира обстоятельства их появления имели свою специфику и свои итоги. В Северной Америке и Австралии, где отнятые у коренного населения земли стали ареалом переселения значительного числа эмигрантов, по сути дела, сложились очаги европейской цивилизации с присущими ей институтами и культурными формами, в том числе и музеями.
В странах Востока с давними традициями коллекционирования развитие музейной сферы тоже началось лишь под влиянием западной цивилизации, в результате так называемой модернизации неевропейских стран. Это говорит о том, что коллекционирование само по себе, в силу одних только внутренних потенций, автоматически не приводит к появлению феномена музея и для его возникновения необходима совокупность факторов социокультурного характера. Именно их и не было ни в социальном развитии восточных стран, ни в философии, психологии и мироощущении населяющих их народов.
Восточной философской мысли были чужды те просветительские идеи, которые широко распространились в европейской культуре в конце XVII -XVIII в. и подготовили почву для постепенного превращения закрытых собраний в публичные музеи. По мнению многих исследователей, для Запада и Востока характерны также и разные типы мировоззрения. Древнейшие верования народов Азии изначально формировали в их психологии созерцательное мироощущение, требующее полного слияния с природой и универсумом. Поэтому восточный подход к искусству в корне отличался от западного и предполагал, что полноценное эстетическое наслаждение возможно при рассматривании единовременно лишь небольшого количества произведений, причем в избранном кругу. Восточным народам была чужда созданная европейцами "система сочетания произведений, пожирающих друг друга. Они не соединяли несовместимые единицы наслаждения применительно к их инвентарным номерам и соответственно отвлеченным принципам" (Валерии П. Об искусстве, 1993. – С. 230).
Тем не менее, идея публичного музея не только прижилась в странах Азии, но в ряде случаев даже получила дополнительные стимулы для своего упрочения. Музеи стали восприниматься как символ национальной славы и атрибут суверенного государства. Они зарекомендовали себя как надежные хранилища национального культурного наследия, угроза расхищения и распыления которого была актуальна для многих стран Востока. Свою роль в их создании играла и экономическая составляющая, ведь стимулированный ими туризм приносил реальные доходы в государственные бюджеты многих государств.
В основе появления первых коллекций в странах Востока лежали религиозные мотивы. В буддийских монастырях исстари хранились и выставлялись на обозрение драгоценности, произведения искусства, редкие животные и растения.
Храмовые сокровищницы долгое время были единственными хранилищами как религиозного, так и светского искусства в Японии. Всемирную известность снискала сокровищница Сёсоин, созданная в VIII в. в монастыре Тодайдзи в Наре. Ее основу составили предметы, принадлежавшие императору Сому (724 -756) и пожертвованные его вдовой будде Вайрочане. Этот вклад включал оружие, доспехи, облачение монахов, зеркала, ширмы, музыкальные инструменты – всего около 650 предметов. Для его размещения на территории монастыря было сооружено специальное деревянное здание, впоследствии неоднократно обновлявшееся. В XX в. сокровищница превратилась в музей (Конрад Н.И. Очерк истории…, 1980. – С. 105).
§2. Появление музеев европейского образца
Японию европейцы открыли для себя в 40-х гг. XVI в., но уже в конце столетия ее правители, обеспокоенные успехами христианских миссионеров и усилением позиций католической церкви, решили оградить страну от западного влияния и запретили въезд в нее иностранцам. Конец этой добровольной самоизоляции положили в 1854 г. США и европейские державы: отправив к берегам Японии военную эскадру, они силой вынудили ее открыть порты для иностранных кораблей (Мировая художественная культура, 2001. – С. 550).
Особенно мощный поток заимствований хлынул в Японию в последней трети XIX в., когда в результате революционного переворота 1868 г. она вступила в эпоху радикальных преобразований, способствовавших ее переходу на капиталистический путь развития. Первой среди азиатских стран она стала в широких масштабах усваивать достижения европейской цивилизации, сознательно ориентируясь на западные модели при строительстве нового государства. Перенимался индустриально-технический опыт, перестраивалась правовая система, заимствовались европейские формы организации государства и общества, включая принципы конституционной монархии, демократической процедуры, гражданского общества. Сознательная ориентация на западные стандарты проводилась и в сфере науки, образования, просвещения. В 1870-е гг. в ряде городов появились университеты европейского образца, для чтения лекций в которых приглашались европейские специалисты; немало японской молодежи отправилось на учебу за границу. Государство стало активно проводить политику стимулирования научной деятельности (Мещеряков А.Н. Император Мэйдзи.., 2006. – С. 87).
В русле этих радикальных преобразований лежат и причины, обусловившие появление первых японских музеев. В 1871 г. было принято решение о создании Токийского национального музея, который рассматривался в ту пору прежде всего как учреждение, призванное способствовать развитию отечественной промышленности. Его основу составили экспонаты, возвратившиеся в столицу после закрытия Всемирной парижской выставки 1867 г., участие в которой стало для Японии дебютом. Когда в 1872 г. музей открылся для широкой публики, в его экспозиции демонстрировались также и материалы, собранные для предстоящего показа на Всемирной выставке в Вене. Министерство образования организовало в зале конфуцианского храма Сэйдо выставку национальных художественных ценностей. После закрытия выставки часть вещей оставили для показа публике в определенные дни. Первоначально собрание было очень разнородным: предметы изящных искусств, исторические, естественно-научные коллекции, а также материалы по сельскому и лесному хозяйству, армии и флоту (#”724194.files/image001.gif”>
Токийский национальный музей
Национальный научный музей
Национальный музей Нары
Национальный музей Киото
Национальный музей западного искусства в Токио
Национальный музей современного искусства
Музей Эдо-Токио
Национальный музей современных научных достижений и инноваций Японии "Мирайкан"
Список источников и литературы
1. 100 великих музеев мира / Автор-сост. Н. А. Ионина. – М.: Вече, 2002. – С. 83-85.
2. Валерии П. Об искусстве / Изд. подг. В. М. Козовой.-М.: Искусство, 1993. – С. 230.
. Вещь в японской культуре.Сб.ст. / Сост. Н.Г. Анарина.-М.: Вост. лит., 2003. – С. 4.
. Все о музеях мира. – СПб: ООО "СЗКЭО", 2008. – С. 155.
. Главева Д.Г. Традиционная японская культура: Специфика мировосприятия.-М.: "Восточная литература" РАН, 2003. – С. 213.
. Горегляд В. Н. Классическая культура Японии – очерки духовной жизни.-СПб, 2006. – С. 71-78.
. Гришелева Л.Д. Формирование японской национальной культуры (конец 16 – начало 20 века). – М, Наука, 1986. – С. 92-96.
. Конрад Н.И. Очерк истории и культуры средневековой Японии. – М.: Искусство, 1980. – С. 105.
. Кубеев М.Н. 100 великих музеев мира.-М., 2010.- С. 90-91.
. Мещеряков А.Н. Император Мэйдзи и его Япония.-М., – 2006. – С. 87-89.
. Мировая художественная культура: учеб. пособ. / под. ред. Б. А. Эренгросс. – М.: Высш. шк., 2001. – С. 550-552.
. Сэнсом Дж. Краткая история японской культуры.-СПб, 1999. – С. 108-112.
. http://www.nihon.ru/culture/museums – сайт о культуре Японии
14. http://www.tnm.jp/ – Официальный сайт Токийского национального музея
15. http://www.kahaku.go.jp/ – Официальный сайт Национального музея природы и науки
. http://www.narahaku.go.jp/ – Официальный сайт Национального музея Нары
. http://www.kyohaku.go.jp/ – Официальный сайт Национального музея Киото
. http://www.nmwa.go.jp/ – Официальный сайт Национального музея западного искусства
. http://www.momat.go.jp/ – Официальный сайт Национального музея современного искусства
. http://www.edo-tokyo-museum.or.jp/ – Официальный сайт Музея Эдо-Токио
. http://www.miraikan.jst.go.jp/ – Официальный сайт Национального музея науки и инноваций