- Вид работы: Контрольная работа
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 14,11 Кб
Музеи Санкт-Петербурга
Содержание
1.Исторические музеи Санкт-Петербурга
.Залы Эрмитажа, посвященные культуре и искусству стран востока.
Литература
1.Исторические музеи Санкт-Петербурга
Санкт-Петербург является одним из крупнейших центров нашей страны. За свою 300-летнюю историю в городе был накоплен огромный исторический материал, который способствовал созданию большого количества исторических и военно-исторических музеев. Целью данной работы является рассмотрение одного из ведущих музеев города, рассмотрение его структуры и подразделений. Также в работе будет приведен список основных исторических и военно-исторических музеев Санкт-Петербурга.
ПЕТРОПАВЛОВСКАЯ КРЕПОСТЬ – МУЗЕЙ ИСТОРИИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Петропавловская крепость, д. 3, метро "Горьковская"
Кассы с 11.00 до 17.00, вторник с 11.00 до 16.00, выходной – среда и последний вторник месяца.
Государственный музей истории Санкт-Петербурга (ГМИСПб) – один из крупнейших исторических музеев России, освещающий историю города, который более двух веков являлся столицей Российской империи. Музей тесно связан с историей и культурой страны в целом.
Музей был создан в 1918 г. Его основой стали коллекции Музея Старого Петербурга <#”justify”>Подразделения музея
Издательский отдел <#”justify”>Издательский отдел создан в 1991 г. Отдел осуществляет координацию всех издательских программ и планов ГМИСПб, контроль за научным и литературным содержанием, качеством художественного и технического оформления изданий, на которые распространяется авторское право ГМИСПб.
Направления деятельности отдела:
. Подготовка к изданию каталогов предметов, входящих в собрание ГМИСПб;
Обеспечение ГМИСПб печатными материалами о музее и его деятельности;
Сбор материалов и подготовка к изданию буклетов, брошюр, путеводителей, схем, поясняющих маршрутов осмотра экспозиций, пакетов программ образовательного характера для работы с детьми и т. п.;
Обеспечение постоянных экспозиций и временных выставок печатной продукцией;
Издание мультимедийных программ о музее и музейных проектах: компьютерных программ игрового, информационного и образовательного характера для выставок и постоянных экспозиций;
Установка мультимедийной аппаратуры (сенсорных киосков, проекторов, плазменных панелей) на выставках и постоянных экспозициях в музее и его филиалах;
Организация копирования предметов, находящихся в иных организациях (для выставок и изданий ГМИСПб);
. Составление и редактирование научных сборников ГМИСПб;
. Подготовка изданий научного и научно-популярного характера по следующим приоритетным направлениям: Петропавловская крепость, филиалы и коллекции ГМИСПб, история Санкт-Петербурга;
В рамках подготовки научно-популярных изданий, создание к ним справочного аппарата (написание словарей для мультимедийных программ и т. п.), подбор иллюстраций, сбор информации (в фондах музея, библиотеках, архивах);
Редактирование, корректорская правка и подготовка к печати текстового оформления постоянных и временных выставок ГМИСПб: текстов к залам, этикетажа, пригласительных билетов, афиш, листовок.
Научная библиотека <#”justify”>Краткая информация об отделе:
Научно-информационный отдел создан в 2002 г. Основной задачей отдела является создание условий для внедрения информационных технологий в деятельность музея.
Структура отдела:
научно-консультационный сектор
информационно-технический сектор
Основные направления работы отдела:
Разработка, техническая и информационная поддержка программных информационно-справочных продуктов (Электронный каталог изображений музейных предметов, тематические базы данных, мультимедийные альбомы).
Техническая и информационная поддержка официального веб-сайта и интрасети Музея.
Информационно-техническая поддержка демонстрационных публичных мероприятий.
Формирование электронных информационных ресурсов как комплексной системы сбора и хранения материалов по истории Музея, Петропавловской крепости и Санкт-Петербуурга.
Оказание различного вида информационных услуг.
Проекты:
Осуществленные:
Слайд-фильм к 50-летию включения Петропавловской крепости в структуру Музея (2004 г.)
Семинар «Мультимедийные технологии в деятельности музеев» (с 2004 г.)
В разработке:
Мультимедийный путеводитель «Петропавловская крепость во времени и пространстве» как виртуальный тур в прошлое крепости (полуфиналист конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире» 2004 – 2005 гг.)
Информационно-мультимедийный центр ГМИСПб
Интерактивная экспозиция «Музей-почта» (совместно с ООО «Реклама-Связь)
Центр музейной педагогики <#”justify”>Краткая информация о Центре
Центр музейной педагогики ГМИСПб создан на базе научно-просветительного отдела в 1998 году и является его правопреемником.
Основной задачей Центра является разработка и внедрение в практическую деятельность музея новых музейно-педагогических технологий, ориентированных на различные категории посетителей.
Структура центра:
В состав Центра входят :
сектора:
Школьный сектор
Сектор музейных технологий
Сектор эксплуатации помещений на Мойке,32
Сектор садово-паркового искусства
экспозиции:
Музей для детей и взрослых «Улица времени» (Инженерный дом Петропавловской крепости)
Музей печати. Экспозиция издательство и типография конца ХIХ начала ХХ вв. ( по адресу наб.р.Мойка,32)
Штат Центра:
По штатному расписанию в Центре работают 31 человек и 1 сотрудник по трудовому соглашению. Среди них 22 человек – научные сотрудники, методисты, экскурсоводы и 10 человек – обслуживающий персонал. Среди научных сотрудников: 3 аспиранта, 1 соискатель.
Основные направления работы Центра
Разработанные ведущими специалистами Центра музейной педагогики (ЦМП) музейно-педагогические программы ориентированы на работу с детской, юношеской и семейной аудиториями. При их создании главное внимание уделялось проблеме воспитания петербуржцев, а также целому комплексу вопросов, связанных с приобщением юных жителей нашего города к славной истории и богатым традициям Петербурга.
Особенность проектов Центра заключается в том, что активное познание истории города посетителями музея осуществляется через творчество.
Девиз музейно-педагогических проектов: "Познание через созидание".
Экскурсионно-методический отдел <#”justify”>исторический музей петербург эрмитаж
2.Залы Эрмитажа, посвященные культуре и искусству стран востока
ноября 1920 года по инициативе выдающихся русских ученых-востоковедов в Государственном Эрмитаже был создан отдел Востока. В него вошло около 10 000 экспонатов, собранных Эрмитажем до революции. Отдел быстро разрастался. В него влились богатейшие материалы из собрании, разбросанных по разным музеям и хранилищам. В организации отдела приняли участие крупнейшие русские востоковеды – академики В.В. Бартольд, Н.Я. Марр, С.Ф. Ольденбург, будущий директор Эрмитажа Профессор И.А. Орбели. Свою деятельность Отдел начал с объединения и систематизации восточных коллекций, разрозненным по отделениям старого эрмитажного собрания. Одновременно его фонды пополнялись за счет поступления вещей из частных собраний, других собраний и учреждений. В собрание В 1925 году Эрмитажу были переданы коллекции восточного прикладного искусства (керамика, стекло, бронзы, восточные ковры, китайский фарфор, лаки, резной камень) из музея Художественно-промышленного училища Штиглица в Ленинграде. В Отдел вошли коллекции восточных памятников, хранившихся ранее в Русском музее, Академии наук, Государственной Академии истории материальной культуры, Ленинградского университета. Уже за первые десять лет работы Отдел собрал богатейшую коллекцию восточных экспонатов, получившую мировое признание в 1931 году в Лондоне на II Международном конгрессе по иранскому искусству и археологии.Сегодня в Отделе Востока хранится более 158 тысяч памятников. Его коллекции непрерывно растут благодаря деятельности Закупочной комиссии Эрмитажа, работе археологических и эпиграфических экспедиций. Ряд вещей, пополнивших коллекции Отдела, был передан в дар музею. К ним относятся знаменитые парфянские ритоны из Нисы, переданные правительством Туркменской ССР, и Айртамский фриз – дар правительства Узбекской ССР. Замечательные образцы индийской скульптуры и миниатюрной живописи поступили от правительства Индии. Собрание памятников китайского искусства увеличилось за счет подарков правительства КНР. Необходимо упомянуть и голову Будды II-IV веков из известняка, присланную правительством Афганистана. Заметное место среди поступлений заняло большое собрание японской цветной гравюры и японской миниатюрной скульптуры «нэцкэ», переданное в дар С.П. Варшавским, известным писателем и коллекционером. Особенно ценным пополнением стали материалы, собранные известным русским путешественником П,К.Козловым. В начале XX века он открыл и раскопал древний город Хара-Хото, существовавший в пустыне Гоби в XI-XVI веках. Здесь были найдены уникальные памятники буддийского искусства, главным образом многочисленные тибетско-тангутские и китайские иконы: живопись на холсте, бумаге и шелке. Таким же ценным приобретением отдела Востока стали лёссовая скульптура и стенные росписи XV-X веков до н.э. из древнего китайского монастыря Цянь Фо-дун ("Пещера тысячи будд"), собранные еще в 1910-е годы экспедицией С.Ф.Ольденбурга. Уже с конца 1920-х годов Отдел организует археологические экспедиции на Кавказ и в Среднюю Азию. Почти три десятилетия, начиная с 1939 года, велись раскопки холма Кармир-Блур в Закавказье, где был открыт главный город страны древних урартов – народа, жившего здесь в VIII-VI веках до н.э. Экспедиции, покупки через Экспортно-закупочную музейную комиссию, официальные и частные дары из стран Востока значительно пополнили коллекции Отдела. В наше время – это одно из крупнейших в мире собраний памятников культуры и искусства народов Востока, отражающих культуру всех его регионов.
В залах первого этажа Зимнего дворца расположены экспозиции Древнего Востока: Древний Египет и небольшое собрание памятников Передней Азии. На первом же этаже Зимнего дворца, вдоль Адмиралтейства, устроены экспозиции культуры и искусства Средней Азии. Здесь можно увидеть уникальные стенные росписи из древних дворцов Пенджикента и Bахарши VII-VIII веков, керамику, и изразцы, украшавшие мечети Самарканда во времена Тамерлана, и многое другое. На третьем этаже Зимнего дворца располагаются выставки богатейших собраний Византии, стран Ближнего Востока (Иран, Сирия, Турция) и стран Дальнего Востока. В особенности превосходны памятники живописи, скульптуры, редчайшие образцы художественного ремесла из собрания искусства Китая и Тибета.
Через десять лет после образования отдела Востока, в 1931 году, в Эрмитаже был создан отдел Археологии. Он объединил памятники культуры и искусства скифов и сарматов VII века до н.э. – III века н.э., которые ранее хранились вместе с античными памятниками в отделе Древностей, и материалы культуры первобытных народов. После революции сюда добавились переданные Эрмитажу частные собрания.
Сейчас собрание культуры и искусства Востока постоянно пополняется и включает около ста пятидесяти тысяч памятников.
Выставку «культура и искусство народов Средней Азии» вероятно, можно назвать одной из самых больших и интересных в отделе Востока. Здесь можно познакомиться с образцами стенных росписей и фризами, парадная и бытовая керамика и приспособления, использовавшиеся при ее изготовлении, изразца из мечети Биби-Ханым, туркменские ковры, образцы ювелирных работ XIX века. Любопытным экспонатом является камень-памятник с надписью Тимура.
На небольшой выставке культуры и искусства Византии, занимающей всего три зала, представлены памятники великого государства, просуществовавшего более тысячи лет, с IV по XV век, и занимавшего гигантскую территорию на трех континентах: в Азии, Европе и Африке (Египет и южное побережье Средиземного моря).
Коллекция византийских икон, наряду с собранием серебра, изделиями из резной кости, эмалями и др, представляет огромную художественную и научную ценность, так как позволяет на первоклассных образцах изучать важный этап развития культуры человечества в обширном районе.
Знакомясь с залами, посвященными искусству и культуре Ирана, можно увидеть прекрасные серебряные, бронзовые изделия, которыми славился Иран, а также его керамику.
Зал искусства Китая 18 в. Зал находится на третьем этаже Зимнего дворца, где раньше размещались помещения обслуживающего персонала. В экспозиции представлены памятники китайского искусства периода династии Цин (1644-1911): произведения декоративно-прикладного искусства, выполненные в технике перегородчатой эмали, часть огромной эрмитажной коллекции китайского резного камня, живописные произведения, выполненные тушью на бумаге или шёлке. К наиболее интересным экспонатам выставки относятся: двенадцатистворчатая ширма коромандельского лака (17 в.), изделия из нефрита, а также свиток, выполненный тушью на шелке художником Цао Куйинь "Пейзаж на озере" со стихотворным текстом известного китайского поэта IX в. Бо Цзюйи. Прекрасно изделие из нефрита в виде плода семейства цитрусовых "Рука Будды"
Зал искусства Китая XII – XIII вв. Хара-Хото. Зал находится на третьем этаже Зимнего дворца, где ранее также размещались помещения обслуживающего персонала. В экспозиции представлены памятники XII-XIII вв. из древнего города Хара-Хото – одного из крупнейших центров Тангутского государства Си Ся. В ходе проводимых П.К. Козловым в начале 20 в. археологических раскопок этого стоявшего на границе пустыни Гоби и погибшего в XIII в. города были найдены древние живописные произведения буддийского искусства, которые пролежали в сухих песках без доступа воздуха около семи столетий. На выставке можно видеть такие редкие памятники XI-XII вв., как буддийские иконы (свитки на шелке) "Ботхисаттва Гуаньинь" и "Явление Будды Амитабха", "Портрет сановника" (свиток на бумаге) – прекрасный образец портретного искусства эпохи Сун, а также ксилографы – книги, печатанные с деревянных досок – с тангутскими и китайскими текстами
Зал культуры и искусства Византии. Главную роль в отделке интерьера этого зала играет роспись потолка, выполненная в технике гризайльной живописи, с использованием античных орнаментальных мотивов. В зале выставлены памятники культуры и искусства некогда великого государства – Византии, происходящие из столицы империи Константинополя и её провинций: Малой Азии, Сирии, Палестины и Египта. В экспозиции представлена одна из лучших в мире коллекций ранневизантийского серебра и изделий из слоновой кости V-VII вв. Среди шедевров выставки – евхаристическое Блюдо Патерна (498 г., Константинополь), найденное под Полтавой в 1912 г. и принадлежавшее епископу города Томи (Констанца) Патерну; консульский диптих (ок. 500 г., Константинополь), с изображением цирковых сцен, интерес к которым в Византии был очень велик.
Зал культуры и искусства Сасанидского Ирана III-VII вв. В экспозиции представлена часть лучшей в мире коллекции иранских серебряных сосудов эпохи правления Сасанидской династии (III-VII вв.). Сосуды были найдены в древних кладах на русском Севере в 19 – первой пол. 20 вв., что является абсолютным свидетельством их подлинности. К шедеврам коллекции относятся два блюда, украшенных выразительными сценами царской охоты: "Шапур II, охотящийся на львов" (IV в.) и "Бахрам Гур и Азаде" (VII в.) – с изображением легендарного эпизода охоты царевича Бахрам Гура на газелей. В зале можно также видеть часть богатейшей коллекции сасанидских резных камней с изображениями божеств, людей, реальных и фантастических животных, цветов. Эти камни использовались как печати и служили в качестве талисманов. На выставке демонстрируются также монеты, чеканенные сасанидскими царями
Залы культуры и искусства Ирана 16 – первой половины 19 вв. Залы находятся на третьем этаже Зимнего дворца, где когда-то размещались апартаменты императора Николая I. Главенствующую роль в отделке одной из комнат – в прошлом статс-секретарской – играет оформление потолка, живописная роспись которого имитирует кессоны. На выставке в зале можно видеть лаковые изделия конца 17 в. и созданные в первой половине 19 в. живописные произведения на холсте, среди которых – портреты правителя Ирана Фатх-Али-шаха (худ. Михр-Али). В отделке бывшей Портретной гостиной Николая I сохранилась нарядная отделка потолка: свод, оформленный в виде купола, расписан в технике гризайльной живописи, в парусах – живописное изображение гениев славы. В экспозиции здесь представлены богатая коллекция иранской керамики 16-17 вв., сопоставимая с лучшими в мире собраниями, одна из самых больших и высококачественных коллекций медных и латунных сосудов 16-17 вв., образцы иранской миниатюры и ковры 17 в.
Литература
.Музеи Санкт-Петербурга и Ленинградской области: Справ. СПб., 2002, – 512 с.
.История и культура Санкт-Петербурга – СПб., 2009., 356 с.