Меню
  • Главная
  • Новости
    • Cтатьи, культурология
  • Учебные материалы
    • Основные темы по культурологии
    • Студенческие работы
  • Редакция
    • Вопросы по культурологии
  • Архивы по культурологии

Н.Ф.Катанов – первый хакасский учёный

Культурология
Подробнее о Культорологии: Скачать реферат

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Культурология
  • Язык:
    Русский , Формат файла: MS Word 13,04 kb

Н.Ф.Катанов – первый хакасский учёный

План :

1.Введение

2.Учения
Катанова.

3.Научные
работы.

4.
Творчество и значительный вклад Катанова в науку и культуру.

5.Заключение
.

6.
Вывод.

7.
Список литературы.

Введение :

6 мая 1862 года жители
изюмской степи , что под селом Аскиз , сагаец Катанов Фёдор Семенович ( по- хакаски
: Хызыл ) и качинца Чаптыкова Мария подарили миру будущего учёного –тюрколога ,
доктора сравнительного языкознания , профессора Императорского казанского Университета
, действительного статского советника Николая Федоровича Катанова .

  « Природный сагаец » ,
как иногда именовал себя Николай Федорович , был человеком с юрты . однако ,
благодаря своему природному уму , к жажде познанию окружающего мира ,
целеустремлённости характера , а так же благородной поддержки и помощи передовых
представителей русской интелигенции Сибири и Санкт-Петербурга , ему удалось
взабраться на самую вершину российского востоковедения своего времени ,
оставить глубокий след в разработке целого комплекса научных дисциплин ,
образующих востоковедение как науку .

Учение Катанова.

   Действительно , даже
сегодня мало кто отважится плыть на лодке по бурному Абакану и могучему Енисею до
Красноярска , что сделал юный Катанов в Августе 1876 года . И поплыл он не ради
приключений , а за знаниями . Его товарищ по университету , впоследствии член
Академии педагогических наук РСФСР Н.в.Чехов вспоминал , что Николай Катанов
прошёл весь курс гимназии первым учеником и окончил её с золотой медалью,… что
он всегда знал , что полагалось , и многое сверх того от чтения , которым
усердно занимался в свободное время , и сам Катанов в своей автобиографии
сообщает, что кром6 общих предметов , в гимназии изучил языки : латинский ,
греческий , французский и немецкий .

   Именно одержимость
помогла ему осуществить свою мечту – получить университетское образование в
столице . И здесь он, по воспоминаниям Н.В.Чехова , аккуратностью , с чисто «
китайским » упорством занимался… учением … Он не только не пропустил ни одной
лекции , но все застенографировал и все стенограммы переписывал на обыкновенный
шрифт….Эта работа при его исключительной памяти вероятно , давала ему
возможность крепко усвоить и навсегда запомнить все прослушанные курсы .
Готовиться к экзаменам ему не приходилось .

    Наряду с
университетскими знаниями он изучал у академика В.В.Радлова дома тюркскую
фонетику , которую он называл «новой точной наукой» , систематически посещал
«четверги» известного исследователя Ядринцева. поэтому вполне закономерно
любознательный Катанов по всем специальным дисциплинам получил «отличные»
познания . Только по русской истории его знания были признаны как «хорошие» .

   По представлению
профессора И.Н.Берёзкина Николай Федорович был оставлен профессорским
стипендиатом на факультете восточных языков императорского Санкт-Петербурского
университета и состоял в этом звании с 1888 по 1893 год, т.е. в течении всего
срока своей научной командировки в Сибирь, северную Монголию, Джунгарию и
китайский Туркестан .

   Широко известны имена
тех , кто в той или иной степени повлиял на становление « сообразительного
татарчонка » как гражданина , интиллегента , учёного. Это Иннокентий Каратанов
из Аскиза , золотопромышленники  отец и сын Кузнецовы , Красноярский учитель
Андрей Кириллович Завадский-краснопольский , известные миссионеры , учёные
тюркологи В.И Вербицкий и Н.И.Ильминский , академик В.В.Радлов , профессора
Н.И.Веселовский , И.Н.Березин , В.Д.Смирнов, сибирский областник Н.И.Ядринцев и
другие .

   Сегодня в их числе
хотелось бы  особо назвать имя веры Арсеньевны Баландиной , урожденной Емельяновой
. Между тем это была передовая , высокообразованная женщина своего времени ,
внесшая большой личный вклад вклад в развитие производительных сил Хакасии.

   В годы учёбы в
Красноярске  Вера Арсеньевна была знакома с Катановым , она брала у него уроки
французского языка . Учился у него французскому языку так же родственник Веры
Арсеньевны , будущий профессор Арсений Арсеньевич Явилов (1868- 1948). Николай
Фёдорович неоднократно бывал в семье Яриловых в селе Медведево Новоселовского
района .

   После весьма
плодотворной четырёхлетней командировки Н.Ф.Катанов успешно выдержал экзамен на
степень магистра турецко-татарской словесности и предложил Министерству
народного просвещения свои знания , « применить к делу распространения русской
грамотности среди инородцев » . И как он пишет в своей автобиографии ,  по
высочайшему повелению определён казанский университет на должность VI класса преподователем в звании экстраординарного профессора по кафедре
турецко-татарских наречий , где трудился почти около 30 лет , до конца своих
дней . Именно здесь наиболее ярко проявились его черты , новатора ,
первопроходца в науке . уже во вступительной лекции « Этногафический обзор
турецко-татарских племён » Н.Ф.Катанов изложил своё видение предмета « тюркский
язык » как комплексную проблему . в ней он дал типологическую характеристику
тюркских языков , сведения о географии распространении « тюрского языка » , о
религии и верованиях тюркоязычных народов , об их образе жизни , об их образе
жизни и государственных образованиях . Именно он возглавил чтение в Казанском
университете тюркских, арабского персидского языков .Именно он положил начало
учению о стилях татарского языка , заложил элементы сопостановительной
грамматики русского и татарских языков .

  Венцом научного
творения Н.Ф.Катанова является его главный труд «Опыт исследования урянхайского
языка с указанием главнейших родственных отношений его к другим языкам
тюркского корня . По признанию учёных , этим трудом « определяется значение
Катанова как тюрколога » . Крупнейший тюрколог нашего времени Н.К.Дмитриев
оценивал этот труд как «колоссальный справочник по всем тюркологическим
материалам».

   В 1903 году
Н.Ф.Катанов защитил «Опыт исследования урянхайского языка » как диссертацию на
соискание учёной степени магистра турецко-татарской словесности . Через четыре
года он за все свои труды по языковедению удостоился учёной степени доктора
сравнительного языкознания без защиты диссертации , что по тем временам , да и
по нынешним , было редким случаем в научной практике .

По сведения библиографов
, как литературный факт насчитывается 382 научные работы Н.Ф.Катанов в
различных изданиях , причём в это число не вошли многочисленные публикации в
газетах и журналах .библиографы так же указывают , что Николай Федорович использовал
в своих научных трудах данные 114 языков мира , а сам он свободно владел почти
всеми европейскими и азиатскими языками , включающие классические и
древнетюркские . В его рукописных фондах , хранящихся в Казани , есть письмена
и алфавиты из японского, китайского , санскритского, арабского, латинского,
греческого языков .

 Творчество
и значительный вклад Катанова в науку и культуру.

 Творческие устремления
Николая Федоровича Катанова охватывают обширный круг вопросов: древние и
современные ему языки и литературу тюрков и монголов, нумизматику , музейное
дело, просвещения «инородцев» их религию и культуру .Н.Ф.Катанов науку
рассматривал как средство просвещения народа , повышения его народа , повышения
его культуры . Поэтому он много времени отдавал общественной и просветительской
деятельности . Эта его деятельность с наибольшей полнотой и очевидностью
выявляет высокие гражданские и человеческого характера первого хакасского
учёного .

   Николай Федорович
ратовал за обучение детей на родном языке , чтобы они могли получить
полноценные знания об окружающем мире и человеке. Без знания языка и словесного
творчества , считал он , невозможно узнать историю и духовную жизнь народа .

   Следуя этой истине ,
Н.Ф.Катанов  оказывал постоянную помощь многим авторам , работавшим в области
тюркской филологии и фольклористики .

   Значительный вклад
внёс Н.Ф.Катанов в деятельность переводческой комиссии при братстве святителя
Гурия . Это братство занималось реализацией просветительской программы
известного тюрколога и миссионера Н.Ильминского , предложившего создать систему
миссионерских школ для «инородческого» населения России . К сожалению , в целом
их гуманитарная роль еще не получила должной оценки в нашей науке , их история
или замалчивалась, или толковалась превратно.

Россия территориально
находится на границе между востоком и западом , представляет собой евразийскую
страну . Значительный массив её народонаселения представлен тюркоязычными
народами . Без их просвещения и образования Россия не могла рассчитывать на
государственную прочность и благополучие . В этом кон-тексте миссионерские
школы закладывали надежную основу для исторической перспективы России, поднимая
уровень образованности и общественной активности тюркского мира .

    Как специалист по
восточным языкам и знаток «инороднеческих» школ , Н.Ф.Катанов часто привлекался
Министерством народного просвещения для решения назревших вопросов
«инородческого» образования .

   К важнейшей сфере
просветительской деятельности Н.Ф.Катанова следует отнести его неизменную и
значительную по своему диапазону помошь переферийным краеведческим музеям и
библиотекам . Известно , что на свои средства он приобрёл большое количество
экспонатов для музеев Казани , участвовал в основании Красноярского и
Тобольского краеведческих музеев . Уделял внимание музеям средней Азии и
Кавказа , оказывал помошь библиотеке иркутского университета .

   Постоянно поддерживал
творческие связи с музеем Н.М.Мартьянова в Минусинске . Весьма плодотворной
была его помощь в подготовке музея к участию во всемирной выставке 1900г. В
Париже. На выставке Минусинскому музею был присуждён почётный диплом

   Нужды переферийных
музеев Катанов знал как специалист , будучи сам директором Нумизматического
музея Императорского казанского университета , членом совета Историко-этнографического
музея в Казани представителем Совета Казанского городского научно-промышленного
музея . Немало сил он отдал созданию Этнографического музея при духовной
академии .

Наряду с музейным делом
Н.Ф.Катанов серьёзно занимался краеведением . Как вспоминал его современник
И.В.Барашков – Эпчелей , он упрекал тех кто в поисках самообразования уходит из
родного села  Аскиз. « А мой ответ : Всё начинаете со своего гнезда » , –
наставлял Николай Федорович . Он перечислял исторические достопримечательности
села Аскиз , называл темы для исследования . Учёный заключал : « начинайте
изучать свой край , своё село , которое вы невежливо именуете «дырой» . Как
считал Катанов , оттолкнувшись от разностороннего изучения « родных палестин »
, двигаться дальше легче и лучше в изучении других народов .

   Творческая жизнь и
просветительская деятельность Николая Федоровича Катанова не замыкалась узкими
рамками национальных пристрастий , а служили общему делу продвижению народов
России к новым рубежам научного познания и культуры . Его труды получили
широкое познание не только в России , но и далеко за её пределами . Он был
избран действительным членом Русского географического общества , действительным
членом Общества любителей естествознания , антропологии  и этнографии в Москве
, членом сотрудником . русского археологического общества в Санкт-Петербурге и
ряда других обществ России , действительным членом международного общества наук
в Будапеште членом-корреспондентом Финно-угорского общества в Гельсингфорсе . 

 Заключение
:

Мне представляется , что
сейчас можно говорить о катановедении , как сложившийся отрасли знаний в
области тюркологии . Жизнь и творческое наследие Н.Ф.Катанова давно стали объектом
изучения учёных разных специальностей . Надо признать как научный факт ,
неоднозначность оценки и его личности в прошлом . Так , в первом издании
Большой советской психологии Н.Ф.Катанов назван «проводником русификаторской
политики царской России» . Во втором издании Большой советской Энциклопедии он
по своей идеологии оценивался как монархист . даже известный хакасский писатель
и учёный Н.Г.Доможаков 1951 г. Утверждал , что «Н.Ф.Катанов был монархистом по
убеждению , реакционером в в науке . Правда , надо отдать должное самокритичности
Николая Георгиевича . это своё утверждение он дезавуировал в декабре 1957 г. В докладе «Николай Федорович Катанов ». Только после разоблачения культа личности И.В.Сталина
стало возможным по – новому оценить и личностные качества , и научные труды , и
просветительскую деятельность .И впервые это было сделано на объединенном
заседании Учёных Советов Хакасского научно-исследовательского института языка ,
литературы и истории и АГПИ в декабре 1957 г. С тех пор Катановедение , конечно , значительно продвинулась вперёд .тем не менее пока ещё не удалось в полной
мере изучить творческое наследие Н.Ф.Катанова. Серьёзный прорыв может быть
сделан в изучении его огромного рукописного наследства , педагогической  и
просветительской деятельности .

  ВЫВОД :

Н.Ф.Катанов , будучи
выходцем из хакасского народа , не принадлежит только ему . Его именем и
трудами может гордится весь народ республики Хакасия , могут гордиться
красноярцы , где получил гимназическое образование , может гордится
Санкт-Петербург , который дал ему основательную научную подготовку , может
гордится Казань , где протекала основная его научно-педагогическая деятельность
. В мире тюркологии он стал звездой мировой величины своего времени. Жизнь и
деятельность первого хакасского учёного нового времени с мировым именем будут
служить примером для новых поколений учёных Республики Хакасия .

   Пока существует и
развивается востоковедческая наука , имя Н.Ф.Катанова не растаёт в тумане
времени , а его труды переживут века.           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ :

1.Николай Федорович
Катанов . Материалы и Сообщения

Абакан: Хакасское
книжное издательство, 1958.

2.БСЭ, Государственное
научное издательство « большая советская энциклопедия » , 1953.

3. С.П.Ултургашев «
Звезда мировой величины » Абакан – 1993г.

4.История Хакасии с
древнейших времён до 1917. Л.Р.Кызласов

В.С.Свиткова. «восточная
литература» 1993.

Похожие записи

Цветонаименование “серый” в контексте книги А.Н. Бенуа “История русской живописи в XIX веке”

Культурология

Библия как культурно-исторический памятник

Культурология

Вертикальное озеленение

Культурология

Рубрики

  • Cтатьи
  • Архивы по культурологии
  • Вопросы по культурологии
  • Новости
  • Редакция
  • Социология как наука
  • Студенческие работы
  • Учебные материалы
  • Основные темы по культурологии

Последние статьи о культурологии

  • Культурная антропология
  • Теоретические подходы к пониманию природы культуры
  • Господство сократической философии
  • Георг Зиммель и Освальд Шпенглер
  • Противостояние культуры и цивилизации
  • Духовная культура
  • Культурно-исторический подход к культуре. Основные варианты культурно-исторической типологии
  • Данилевский
  • Тойнби
  • Общая концепция цивилизаций
  • Ясперс
  • Своеобразие архаической культуры (первобытно-синкретической)
  • Транзитивный контекст современной культурной политики
  • ТЕМА 2. Возникновение и становление культуры в первобытном обществе и древних цивилизациях
  • Культура Древней Греции и Дpевнегo Рима
  • Культура Западноевропейского Средневековья
  • Культура эпохи Возрождения и Нового времени до второй половины XIX века
  • ТЕМА 6. Своеобразие русской культуры в ее историческом становлении
  • ТЕМА 7. Цивилизация и культура XX века
  • Выполнение контрольной работы
  • Темы контрольных работ и рекомендуемая литература
  • Основные функции культуры
  • Понятие «Культура»
  • Основные культурологические школыКультурно-исторические типы Данилевского
  • Особенности концепции Тойнби
  • Осевое время в концепции Ясперса
  • Культура в концепции З.Фрейда
  • Понятие культуры как символ в концепции Кассирера
  • Элитарная и массовая культура



© 2011 - 2021 Copyright :: Культурология / карта сайта | культура
При копировании материалов с сайта обратная активная ссылка обязательна.