- Вид работы: Реферат
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 23,75 Кб
Национально-культурный этикет Италии
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ
ИНСТИТУТ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА
Реферат
По дисциплине: Культурология
Тема:
"Национально-культурный этикет Италии"
Выполнил: Студент 1-го курса
очного отделения
Гуманитарного факультета
Направление подготовки "Реклама и связи с общественностью"
Гаспринский Б.Е.
Приняла:
Санкт-Петербург 2014
Содержание
Введение
1. Национальный характер
1.1 Манера общения
1.2 Одежда и манеры держаться
1.3 Любовь
1.4 Страсти
1.5 Юмор
2. Традиции и обычаи итальянцев
2.1 Семья
2.2 Этикет общения
2.3 Кухня
2.4 Национальные праздники
2.5 Деловой этикет
3. Социальные вопросы
3.1 Образование
3.2 Благосостояние
Заключение
Список литературы
Введение
Этикет существовал с незапамятных времён, на протяжении которых он постепенно изменялся, модифицируя свои правила в соответствии с условиями жизни, культуры и цивилизации. И как всякое социальное явление, он противоречив, многоаспектен и многообразен, а его многовековая история свидетельствует о наличии особой человеческой потребности в ритуализации определенных форм поведения и общения на уровне более общих нравственно-культурных феноменов развития эпохи, социума, отдельной группы или индивида. Он видоизменяется, но не умирает, выполняя как на общественном, так и на индивидуальном уровне гуманистическую функцию организации и регламентации коммуникативных процессов. Нормы нравственности, складывающиеся на протяжении веков являются результатом длительного по времени процесса становления взаимоотношений между людьми. Без соблюдения этих норм невозможны политические, экономические, культурные отношения, так как нельзя существовать, не уважая друг друга и не налагая на себя определенных ограничений.
Существует множество самых разных подходов к определению понятия "этикет". В "Словаре иностранных слов" даётся определение: этикет – строго установленный порядок и формы обхождения при дворе монархов, в отношениях между дипломатами и т.п. Словарь по этике определяет его следующим образом: "Этикет (франц. etiquette "ярлык") – совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к окружающим людям (обхождение с окружающими, формы обращения и приветствий, поведение в общественных местах, манеры и одежда".
Таким образом, этикет – совокупность правил поведения, которые установлены в человеческом коллективе и приняты как норма общения в различных жизненных ситуациях. В конечном счете, этикет выражает содержание тех или иных принципов нравственности, хотя и является ритуалом, имеющим чисто внешнюю форму. Этикет не может существовать вне времени и пространства – это всегда этикет какого-либо народа (этноэтикет), общества, класса, социальной группы на определенной ступени их исторического развития. Другая особенность этикета – системный характер содержащихся в нем моральных предписаний. Следовательно, этноэтикет – это система характерных для данного этноса моральных предписаний ритуализованного общения в типичных, изо дня в день повторяющихся ситуациях взаимодействия.
В культурах разных народов этикетные правила имеют свои национальные особенности, которые наиболее ярко проявляются в сфере общения. Естественно, что поведение человека в обществе теснейшим образом связано с коммуникацией, общением, из чего вытекает связь языка и культуры. Также информация передается через язык жестов, мимики, поз. Следовательно, выделяется два типа культур – вербальная и невербальная.
Поскольку каждый народ имеет свои особенные традиции, ритуалы, наделен некими специфичными чертами в поведении, то можно говорить и о том, что в устойчивых шаблонных фразах также применяются национальные специфические черты. Формановская Н.И. под "речевым этикетом" понимает микросистему национально специфических устойчивых формул общения, принятых и предписанных обществом для установления контакта собеседников, поддержания общения в избранной тональности. С помощью речевого этикета выражается доброжелательное отношение, выбирается наиболее подходящая форма для общения с конкретным человеком.
Италия – родина современной западной цивилизации, колыбель Возрождение и Ренессанса. История Италии от первых поселений этрусков насчитывает свыше трёх тысяч лет. На небольшом полуострове в Средиземном море родилась и достигла своего апогея могущество Римской империи. Здесь творил Леонардо да Винчи и Микеланджело, Данте и Петрарка.
этикет италия национальный культурный
Итальянцев принято считать весёлыми и жизнерадостными. Итальянцы – очень воспитанные люди и с хорошими манерами
В данном реферате хочу более детально рассмотреть этикет Италии, страны контрастов и противоречий, государства, которое привлекает своей экспансивностью, прослеживающейся во всех сферах общественного поведения.
1. Национальный характер
1.1 Манера общения
Итальянцев отличает, прежде всего, общение. Если встретишь итальянцев не в Италии, они сразу бросаются в глаза: общаются итальянцы всегда и везде, причем разговаривают громко, эмоционально, так, как будто их долго держали взаперти, не позволяя раскрыть рта. Говорят одновременно все, иногда даже непонятно, слышат ли они вообще друг друга. Ситуации могут быть самыми неподходящими, например, в спортивном комплексе, где каждый занимается на своем тренажере, не переставая разговаривать с соседями. Вполне допустимы объятия и поцелуи на публике, причем не только между лицами разных полов. Также допускается не просто прикасаться к собеседнику во время беседы, но и держать его за руку или обнимать за плечи. Вполне допустимо называть малознакомых людей "каро" или "кара" ("дорогой", "дорогая") и даже "белло" или "белла" ("милый", "милая"), хотя обычно обходятся неофициальной формой приветствия и прощания – "чао" [2].
Общество зачастую делится и по половому, и по возрастному принципу: мужчины уединяются для серьезных разговоров о футболе и женщинах, женщины – о делах семейных, так же вместе собирается поболтать молодежь. Старики сидят на лавочках, наблюдают и обсуждают происходящее, даже дети разделяются на группки из мальчиков и девочек.
Общительность итальянцев отнюдь не означает их открытость. С незнакомцем, иностранцем просто так никто не разговаривает. Если, например, в Германии или Англии принято чисто из вежливости перекинуться словечком в лифте, в очереди или в поезде, то в Италии подобное поведение одобрения не вызовет. Зато, если итальянец сочтет вас своим другом, то можете считать, что проблем у вас в этой стране больше нет. Дружба для него – дело святое, в том, как итальянцы относятся к своим друзьям, есть даже что-то очень юное и наивное. Характерно, что члены мафиозных группировок называют друг друга amici, или друзья (и, кстати, не признают слова мафия), предать же друга просто невозможно.
Говорят итальянцы, как и положено артистам на сцене, не только громко, но и очень четко, выговаривая все звуки. Они всегда поправят иностранца, неправильно употребившего слово или название. Продавцы, официанты, портье, все они – с дотошностью хорошего учителя укажут на вашу ошибку, причем сделают это настолько машинально и естественно, что не возникнет и тени обиды.
Характер и жизнь итальянцев состоит из парадоксов и противоречий. Знаменитые на весь мир оперные певцы и – грубые, крикливые голоса жителей. Классические идеалы силы и здоровья – и плохие воины. Сильно развитый индивидуализм – и царство толпы. Одна из самых совершенных в Европе систем переработки мусора – и грязные улицы. Культ семьи – и крайне низкая рождаемость.
1.2 Одежда и манеры держаться
Важной составляющей итальянской натуры является стремление сохранить "bella figura" (дословно – "прекрасная фигура"). Ближайшим по значению русским эквивалентом этого понятия будет выражение "держать фасон", хотя оно и не передает всю гамму оттенков понятия итальянского. Это – особый кодекс норм и принципов внешнего поведения, крайне важный для народа, жизнь которого постоянно протекает на публике. Прежде всего, он включает в себя манеру одеваться. Одежда должна быть красивой во всех жизненных ситуациях. Никогда итальянка не позволит себе выйти на улицу (даже в соседний магазинчик за хлебом) небрежно одетой, в спортивном костюме или старом домашнем платье.
Страсть итальянцев к стильной и богатой или выглядящей богато одежде давно стала поводом для шуток. Шикарные меховые манто никого не удивляют – на улице декабрь! И неважно, что температура не опускается ниже +12°, все равно это зима. Сегодня, когда весь западный мир охвачен борьбой против ношения натурального меха, когда лисий воротник в большинстве стран вызывает косые взгляды, а в некоторых случаях и агрессивные действия, итальянки уверенно щеголяют в мехах и считают это хорошим тоном, ведь это красиво и богато. Италия – единственная, пожалуй, страна в Европе, где женщины предпочитают брюкам юбки. С юбками гораздо эффектнее смотрятся дорогие чулки и элегантные туфли. Спортивного же типа костюм – исключительно для занятий спортом, причем непременно самый модный и разный для каждого вида. Дурным тоном в Италии считается ходить по улице с пластиковым магазинным пакетом. Сумка, даже для покупок, должна быть элегантной и сочетаться с одеждой [1].
Однако, элегантно одетые люди в основном встречаются в крупных городах, преимущественно в деловой части там, где сосредоточены бизнес-компании, театры, музеи. Впрочем, это характерно для Европы в целом. Если итальянский мужчина придерживается стиля "комильфо", а таких немало, то в его манере одеваться чувствуется особый итальянский шик, который отлично уживается с непринужденностью и раскованностью. Костюм, галстук, дорогие ботинки и отсутствие носков – это запросто. Да и подход к костюму может быть весьма оригинальным. Особенности деловой одежды: Итальянцы очень тонко чувствуют цвет. В одежде не следует использовать более трех цветов (не считая полутонов). Допустимы разнообразные прически.
В общем, итальянцы, как и все современные европейцы, довольно демократичны в одежде, но, все подряд на себя не наденут. Они всегда подмечают, как одеты другие, это касается и своих соотечественников и иностранцев. Последние, по их мнению, одеты не лучшим образом. Жители Италии утверждают, что по манере одеваться, способны узнать "своих" за границей. Иногда внешний вид вещей говорит о том, что гардероб можно и обновить. Но итальянец убежден, что гораздо лучше лишний раз посидеть с друзьями в ресторанчике за бокалом вина или съездить, куда-нибудь отдохнуть и развлечься, а не тратит время и деньги на беготню по магазинам. В общем, люди умеют наслаждаться жизнью и одежда для них не самое главное. Может быть, именно поэтому итальянцев нередко, и несправедливо, упрекают в лености. Марк Твен, путешествовавший по Италии, со свойственным ему резким юмором писал: "У здешних жителей только и дела, что есть и спать, спать и есть; порою они немного трудятся – если найдется приятель, который постоит рядом и не даст им уснуть. Обыкновенно они работают, не надрываясь, часа два-три, а потом предаются ловле мух. В них нет ничего почтенного, ничего достойного, ничего умного, ничего мудрого, ничего блестящего, но в их душах всю их глупую жизнь царит мир, превосходящий всякое понимание! Как могут люди, называющие себя людьми, пасть так низко и быть счастливыми?"
Стремление выглядеть "на высоте" относится не только к одежде, но и к манере держаться на публике. Крайне важно показать окружающим свою уверенность, решительность, отсутствие слабости и сомнений. Столь любимая русским рефлексия неприемлема для итальянца. Все должны видеть, что ты – хозяин своей жизни, даже если на самом деле ты весь состоишь из комплексов. С этим связаны и многие особенности поведения итальянцев, на первый взгляд кажущиеся проявлением невоспитанности. Автомобилист, объехавший хвост пробки и ставший первым на светофоре, вызовет, конечно, естественное раздражение, но и уважение тоже. Если в Англии пролезть куда-нибудь без очереди равносильно самому страшному преступлению перед обществом, то в Италии это – показатель решительности и твердости характера. Один из путеводителей по Италии, не без юмора, советует читателям, которые хотят вести себя как настоящие итальянцы, никогда не показывать свое незнание по какому-либо вопросу; не ходить в магазин в тренировочных штанах и футболках с надписями, не уступать дорогу пешеходам на узкой улице; не заговаривать с незнакомцами; не позволять обогнать себя во время езды на машине; не выказывать гнев; не общаться на равных с обслуживающим персоналом [1].
1.3 Любовь
Повсеместно распространенным является убеждение, что итальянцы прекрасные любовники. Идея эта импонирует как туристам, приезжающим в Италию, так и им самим. Наигранная страстность поведения только укрепляет это представление, а стремление сохранить за собой эту репутацию заставляет итальянцев поддерживать имидж. К тому же здешней культуре действительно присуще особое отношение к женщине, хотя и довольно противоречивое. С одной стороны, в обществе существует культ сильного мужчины, хозяина дома, который не может унизиться выполнением традиционно женских обязанностей по дому или любовными страданиями. Женщина же должна знать свое место как до, так и после брака – таков идеал итальянских мужчин. С другой – как это нередко бывает в подобных ситуациях, на самом деле безраздельной хозяйкой в семье является женщина, которая может позволить себе все – капризы и желания, причуды и требования.
Женщиной принято восхищаться и не скрывать этого. Причем восхищаться итальянцы будут любой – некрасивой, красивой, старой, молодой, глупой, – не делая никаких исключений. Женщина здесь действительно имеет возможность быть в центре мужского внимания, чувствуя себя желанной и восхитительной. Пусть это игра, но игра, которая тайно нравится даже самым отчаянным феминисткам. Не отсюда ли пошел образ страстного итальянца, распространенный на политкорректном Западе, где мужчины уже не позволяют себе откровенных знаков внимания к посторонним женщинам.
Секрет успеха настоящего итальянского мужчины хорошо раскрывают многочисленные комедии. Сначала откровенное приставание со стороны героя привлекают к нему внимание героини, затем успех закрепляет его очевидно наигранное полное к ней невнимание и снисходительность к ее бурному кокетству, и после небольшой размолвки новая наглая выходка героя навсегда покоряет ее сердце. При этом мужская дружба – превыше всего, и герой скрывает от окружающих свою постыдную слабость – серьезное увлечение особой женского пола, врет, обманывает, а, в конце концов, так заигрывается, что зритель (не итальянский) вообще перестает понимать, где правда, а где розыгрыш.
1.4 Страсти
Страсть к игре. "Весь мир – театр, в нем женщины, мужчины – все актеры…" Шекспир никогда не был в Италии, но часто делал ее местом действия своих произведений, а их героями – итальянцев. Эта фраза из его комедии, пожалуй, как нельзя лучше определяет важнейшую черту итальянского характера. Итальянцы – экстраверты, публичный народ, им нужно все время что-то демонстрировать: работу, стряпню, красивое, себя. (Паясничать, веселиться, режиссировать, сооружать) … Итальянец – артист: ему нравится жестикулировать, резко меняться в лице, театрально смеяться, соревноваться на публике, экспериментировать с ролью. Итальянец играет всегда – он постоянно на сцене, если, конечно, есть (как и положено в театре) публика и зрители. Поведение, стиль общения, речь, манера одеваться – все подчинено внутренней логике игры. Кто-то считает, что определяющую роль здесь сыграли многочисленные завоевания, приучившие притворяться и сделавшие игру второй натурой. Кто-то – что "виновата" окружающая среда, ведь живя среди исторических памятников, как среди декораций, люди привыкли ощущать себя частью театрального действия. А может, свою роль сыграли традиции карнавальной культуры, с течением времени постепенно смешавшие розыгрыш и явь.
Черты итальянского характера и темперамента в концентрированном виде отражает карнавал. Естественным апогеем театральности итальянцев являются знаменитые итальянские карнавалы, проходящие не только в Венеции, но и во многих других городах. Венецианцы целый год готовятся к празднику, создавая костюмы-шедевры. Костюмы эти неповторимы, они из года в год разные и представляют собой истинные произведения искусства [1].
Страсть к кофе или жизнь в ритме сердца. Маленькими глоточками густого ароматного эспрессо итальянцы регулируют ритм сердца, дня и жизни. Итальянец в среднем от двух до шести раз в день заходит в кофейню на чашечку кофе, потакая не столько увлечению напитком, сколько страсти к систематизированию и концентрации жизни и коммуникации с "живым медиа", например барменом (проводником новостей и слухов).
Страсть к карнавалу или Болезнь стиля сказывается во всем. От цвета шнурков до шляпной резинки. Особенно проступает она в больших городах в старомодных старушках и пожилых джентльменах.
Эти дамы ездят на велосипедах в драгоценном колье и норковых шубах при полноценном макияже до 80-ти лет. А мужчины идут в овощной магазин в галстуках и перчатках под цвет своих фетровых шляп. Итальянцы уделяют своему внешнему облику много времени и внимания. Они готовы потратить выходные на поиски броши к зеленому платью, расшитому мурано. Только бы в тон подошло.
Сюда также можно отнести страсть делать покупки. Шоппинг, торговля и охота за скидками служит профилактикой неврозов, и поддерживают подвижный ритм жизни.
Страсть к Адриано Челентано – безапелляционный кумир. Его можно услышать в соло продавщицы, в напевах кофе-машины, он звучит в супермаркете и его напевает таксист… Он следует за вами фоном и задает восприятие в формате … (слова из песни). Одержимость мелодией сложно объяснить, но можно только списать как общенациональную черту.
Гастрономическая страсть Еда – это настоящее итальянское помешательство. Вся жизнь итальянцев вращается вокруг производства прекрасной еды и ее последующего поглощения. Долгожданная трапеза может длиться от двух до пяти часов.
Зажигательное обаяние Они считают себя неотразимыми, улыбчивыми, щедрыми. По крайней мере, такой имидж они пытаются создать. Но к нему нужно относиться осторожно. Ибо за итальянскую улыбку, обаяние, и тем более щедрость – придется платить 1: 1 взаимностью.
Дурачество и дурачки Итальянцу жизненно необходимо назвать кого-нибудь дураком (fessi).
Страсть во плоти Любовь – это то, о чем поют, о чем говорят, о чем думают в Италии, о чем светит солнце, и о чем поет ветер 24 часа в сутки. Однако на юге подобная страсть может стать совсем навязчивой и даже опасной. Особенно если вы одинокая девушка, и, не дай Бог, блондинка.
Страсть к удовольствию Если была бы такая возможность, итальянцы развлекались бы все отведенное им на жизнь время. Удовольствие – это для них и есть сама Жизнь! Поэтому итальянцы работают ровно для того, чтобы жить комфортно, а не наоборот [4].
1.5 Юмор
У итальянцев хорошее чувство юмора, они умеют смеяться, как над собой, так и над другими. Но с большим пиететом относятся к исполняемой роли и не склонны разрушать свой имидж ради красного словца. Общественное достоинство очень важно для них, и если они исполняют какую-либо номенклатурную функцию, то выдадут вам весь свой бюрократизм и апломб. Профессор права не станет сдабривать свои лекции анекдотами. Быть может, поэтому итальянские научные труды – самые серьезные и самые нудные в мире. В предисловии и комментариях можно порой найти скрытую иронию, но для этого надо иметь наметанный глаз.
Поскольку грех кощунства (тех, кто письменно оскорбляет политиков или государственных чиновников, могут привлечь к уголовной ответственности) не распространяется на рисованные иллюстрации, в итальянских газетах и журналах занял прочное место жанр карикатуры. Их авторы с убийственной иронией клеймят политиков и политическую обстановку.
2. Традиции и обычаи итальянцев
2.1 Семья
Итальянцы – своеобразный народ. С одной стороны, это эксцентричные говоруны с выразительной мимикой и активной жестикуляцией, чтобы любым способом привлечь внимание собеседника, с другой – они степенные, любящие свой дом и семью, люди.
Итальянские мужчины – галантны по отношению к любой женщине, но семья – святое, и глава семьи, как правило, носит с собой фотографии жены и детей.
Итальянцы любят похвастаться, рассказывая о своем доме, работе и о талантах своих отпрысков. Семья для итальянца – это центр Вселенной. Она – основа его существования, в ней он может быть самим собой, не стыдясь своих слабостей. Особенно трепетное отношение отмечается к матерям и детям. Итальянские мужчины дольше других европейцев живут под крылышком у своих матерей. Даже создав свою семью, они продолжают сохранять тесную связь с родительским домом. В итальянском языке одним из самых популярных восклицаний является Mamma mia! (сравните русское "Мамочки!"), которое во многих других культурах невозможно представить. В минуту отчаяния или страха вряд ли немец воскликнет "Mutter!", или француз – "Maman!", или англичанин – "Mother of mine!"
Что касается детей, то их не просто любят, ими восхищаются, их балуют, им поклоняются и позволяют делать все что угодно. Один западный журналист выразил свое отношение к этому кратко и емко: "В следующей жизни я хотел бы быть итальянским младенцем" [1].
2.2 Этикет общения
Чаще всего общение происходит на улицах или в барах. Каждый занимает свое, отведенное ему место, и смешение не происходит не потому, что оно невозможно, а потому, что это никому не нужно.
Если обратиться к итальянцу на улице с просьбой указать дорогу, он с удовольствием объяснит и даже предложит проводить, единственная трудность – в Италии немного англоговорящих, вот тут-то и идет в ход жестикуляция.
Когда итальянцы знакомятся, они обычно добавляют к своему имени профессию или специальность: "Винценцо, журналист". Поэтому, представляясь им, неплохо поступать также.
В первой половине августа, когда наступают самые жаркие дни ("феррагосто") не работают многие рестораны, магазины и музеи.
Святое правило – сиеста (обед, переходящий в послеполуденный отдых) с 13: 00 до 16: 00. В это время (самое жаркое), когда все магазины, лавки, банки закрываются, не принято даже назначать встречи и звонить друг другу. В сиесту, как говорят в Риме, "гуляют только собаки и французы".
Элементом хорошего воспитания считается здороваться при входе в магазин и прощаться на выходе. В обоих случаях достаточно сказать buon giorno (добрый день) или buonа sera (добрый вечер).
Вечером обязательна – passegiata vesperale (вечерняя прогулка).
Перед обедом итальянцы, обычно, пьют аперитив – легкое белое виноградное вино. Чаевые за мелкую услугу – тоже традиция.
Комплименты дамам принято делать даже на строго официальных встречах.
В итальянском общественном транспорте, в такси, в театрах и кинозалах, в магазинах не курят.
В итальянских городах, особенно небольших, приняты "la passegiata" – традиционные вечерние прогулки перед ужином. Люди надевают нарядные одежды и выходят на улицы пройтись перед едой. Обычное место действия этого вечернего представления – центральная улица или площадь города, которая до такой степени наполняется народом, что останавливается движение. Ничего особенного не происходит: все здороваются, разговаривают, обсуждают мелкие местные (итоги матча между городскими футбольными командами) или крупные государственные (футбольный матч между региональными командами) события, разглядывают друг друга. Так повторяется каждый вечер, но стороннему наблюдателю кажется, что люди на улицах давно не видели друг друга, настолько радостно и оживленно проходит эта прогулка.
Традиции уличной жизни остаются неизменными на протяжении столетий. Один русский помещик наблюдал их в свое время в Милане: "…Днем все окна закрыты, на улицах почти нет никого. Как жар сваливает, открываются окна; люди выходят из своих домов, а вечером большая улица Corso, кажется, di porta Venezia, полна народа гуляющего, сидящего у кофеен за столиками с бокалами мороженого и прохладительных напитков и беседующего со всевозможными возгласами и телодвижениями. Езда по улице в это время прекращается; тротуары и самая улица превращаются в многолюдные салоны, и все кишит жизнью самою полною и самою разнообразною".
Удивительно тонкий эстетизм и врожденное чувство вкуса крайне свойственны итальянцам. Это проявляется во всем – красивой одежде, гармоничной мебели, в высокохудожественном оформлении витрин. В самом отдаленном уголке страны можно встретить магазины, чьи интерьеры сродни произведению искусства. Обшарпанные и полуразвалившиеся на первый взгляд жилища прячут в своих недрах шедевры современного интерьера. Маленькая придорожная закусочная поразит тонко продуманным дизайном.
К такому удовольствию, как еда, итальянцы относятся крайне серьезно и со всей страстью.
2.3 Кухня
Еда здесь не просто принятие пищи, гастрономические изыски, обилие и разнообразие – это важный и очень ответственный процесс, в котором значительно все: и порядок, и время, и обстановка, и настроение. Ни место, ни цена в этом случае значения не имеют: и дорогой изысканный ресторан, и маленькая скромная пиццерия, и деревенская траттория – все живет и играет по одним общим правилам. Единственное исключение – это заведения в местах скопления туристов. Можно оправдать итальянцев: не только жажда наживы движет ими – какой смысл тратить божественное искусство приготовления пищи на жалких людей, которые могут потребовать макароны на гарнир к мясу, съесть сыр на закуску или в холодный день выпить перед едой виноградной водки.
Чтобы получить удовольствие от итальянской еды, нужно расслабиться и отдаться на волю случая и помнить, что хороший хозяин ресторана или кафе всегда немножко насильник. Надо быть готовым к тому, что на вашу просьбу принести бокал красного вина вам твердо ответят: "только белого и не меньше пол-литра" (еще бы, ведь вы заказали морепродукты). Интересно, что хозяин готов идти даже на финансовые потери, лишь бы выдержать ритуал. Самый искренний ужас напишется на лице официанта, бросающегося, как в воду к утопающему, к клиенту, если он видит, что тот по неопытности пытается посыпать пармезаном пасту с трюфелями: "Нет, этого нельзя делать! И никакого масла! Там его уже достаточно!" И в этих вопросах итальянцам можно верить: обед, составленный по их рекомендации, превзойдет все ожидания. Даже французы, эти мировые кулинарные снобы, в вопросах еды тайно отдают пальму первенства итальянцам, видимо, им самим для совершенства не хватает серьезности и страстности.
Итальянская кухня является одной из главных достопримечательностей этой прекрасной страны, а ее самые знаменитые блюда встречаются буквально на каждом шагу. Это пицца и паста, то есть макароны. Идея украсить плоскую лепёшку из дрожжевого теста цветами национального флага – красными помидорами, белым сыром и зелёными травами – впервые появилась в Неаполе, под сенью Везувия.
Первая пицца получила название "Маргарита" – в честь итальянской королевы.
Итальянцы любят поесть и знают в этом толк. Среди бесчисленных видов и сортов итальянского сыра наиболее известен, конечно, пармезан. Его производят в провинции Эмилия-Романья и трут только вручную. Сыр моцарелла из молока буйволицы необходим для приготовления салатов и закусок. Как, впрочем, и бальзамический уксус, который готовят только из винограда теббиано и только в Модене. Его производством заняты более трехсот известных семей, а одним из главных кудесников в этом деле считается певец Лучано Паваротти.
2.4 Национальные праздники
Их в Италии предостаточно. Так что, планируя свою поездку, стоит задуматься как о положительных, так и об отрицательных сторонах этих мероприятий. Самый большой осенний праздник – День Всех Святых, приходится на 1 ноября.4 ноября – День национального единства.8 декабря итальянцы отмечают день непорочного зачатия. Не работают они на Рождество – 25 декабря и в День Святого Стефана – 26 декабря. Естественно, что 1 января отмечается Новый год, а 6 января – Крещение. Весной отмечается Пасха (выходной день – Пасхальный Понедельник), День освобождения от фашизма – 25 апреля и праздник труда – 1 мая. Летом в первое воскресенье июня отмечается День провозглашения республики, а 15 августа – Успения (феррогосто). Каждый город, к тому же, отмечает день своего святого: Милан – Амвросия, Неаполь – Януария, Рим – Петра. Во многих городах есть местные праздники, ставшие очень знаменитыми и популярными: Палио (скачки на лошадях) в Сиене, регата в Венеции.
Февраль – месяц карнавалов, которые проходят почти в каждом городе. Самые знаменитые – в Венеции и Виареджо.
Для карнавального бала маски делают из папье-маше, хотя настоящая венецианская маска сделана из обработанной специальным образом тонкой кожи. Таких в уличных лавках сейчас не найдешь. В Венеции есть всего несколько мастеров, которые изготавливают маски по старинным рецептам, они считаются произведением искусства и стоят очень дорого. Маску и костюм для бала можно арендовать, обойдется это от 50 до 250 тысяч лир. Если же вы пожелаете сделать костюм на заказ, то верхнего предела стоимости наряда просто не существует.
Венецианский карнавал масок – самый известный и самый старинный, самый оригинальный и неожиданный: здесь царство масок и сама жизнь напоминает театральные подмостки среди каналов. Танцы на площадях, роскошные шитые золотом и украшенные драгоценными камнями карнавальные костюмы. Только венецианскому карнавалу присуща таинственность и магия, мистика и колдовство.
Карнавал в Виареджо, проводимый с конца прошлого века, был изначально задуман как спектакль-шествие. Главные события приходятся на четыре воскресенья, когда по главной набережной Виареджо движутся гигантские повозки с возвышающимися на них огромными фигурами и "группой поддержки, одетых в самые фантастические костюмы.
2.5 Деловой этикет
Что касается итальянских бизнесменов, они придают важное значение тому, чтобы переговоры велись между людьми, занимающими примерно равное положение в деловом мире и обществе. Для налаживания деловых отношений достаточно обмена официальными письмами с предложениями. Нередки случаи, когда для установления деловых контактов прибегают к услугам посредников, институт которых постоянно расширяется. Немаловажное значение для представителей деловых кругов имеют неформальные отношения с партнерами, в том числе и в неслужебное время. Комплименты дамам принято делать даже на строго официальных встречах
Условия проведения деловых переговоров в Италии аналогичны нормам, установленным во всех европейских странах. При этом необходимо отметить отличие деловой этики крупных итальянских фирм, мелких и средних. Как правило, представители мелких и средних фирм Италии оказываются более энергичными и активными на первых этапах установления партнерских отношений, не затягивают решения организационных и формальных вопросов, охотно идут на альтернативные варианты. Это объясняется тем, что у них отсутствуют сложные бюрократические процедуры принятия административных решений. Нередки случаи, когда для установления деловых связей обращаются к услугам посредников. В последнее время эта практика довольно популярна и быстро развивается.
В Риме и некоторых других городах обеденный перерыв длится около двух часов с 13.30 до 15.30. Рабочий день длится до 19.00.
Правительственные организации работают с 8.30 до 13.45. Часы работы большинства банков – 8.30. – 13.30.
Магазины открыты: 8.30-12.45 и 17.00-20.00.
Государственные учреждения, открывшись в 9 утра, в 10 уже пустеют – все в баре, в 11 – все опять там же, за непременным кофе, ну а в 12 – законное время обеда. Спустя два часа во многих местах начинают говорить "добрый вечер!", видимо, намекая на то, что рабочий день скоро заканчивается. Таков привычный ритм итальянского утра, таковы особенности жизни. Жизни простой и понятной, где есть друзья, родственники, вкусная еда, любимые напитки, щедрость солнца, – жизни, которая приносит радость и удовольствие.
Но если этот привычный ритм по какой-то причине сбивается, тогда, подобно карточному домику, рушится все – мир, покой, счастье [1].
Такова реакция итальянцев на любые события, нарушающие привычный уклад их жизни.
Любое знакомство с представителем итальянского делового мира начинается с обмена визитными карточками, поэтому при общении с итальянскими бизнесменами необходимо иметь с собой достаточное количество визиток.
Если к визитке будет приложен небольшой проспект с описанием вашей фирмы, то это будет рассматриваться как положительный вклад в начало совместной деятельности.
Большое значение итальянские бизнесмены придают тому, чтобы переговоры велись между людьми, занимающими приблизительно равное положение в деловом мире. Поэтому при организации встреч итальянцы стремятся узнать трудовую биографию собеседника, его должность, возраст и т.д.
На визитных карточках деловых людей Италии имена, фамилии, занимаемые должности, как правило, напечатаны на итальянском и английском языках, реже на французском.
Рукопожатие
В Италии широко распространено рукопожатие. Итальянцы любят пожимать руки и жестикулировать при разговоре. Они не особо пунктуальны, но в деловых отношениях все же следуют протоколу и обычно следят за его соблюдением.
Титулы
Помните, что обладание университетским дипломом в Италии означает наличие ученого звания. Поэтому не удивляйтесь, что вчерашний студент, сегодня прибавляет к своему имени "инженер", а бывший аспирант "доктор".
Темперамент
Итальянцы славятся своим взрывным темпераментом, особенно на юге, и поэтому допускают, что и вы на какое-то короткое время можете выйти из себя. Они допускают шумное поведение на улице, в общественных местах.
Подарки
Деловые подарки необязательны, но в принципе являются довольно обычным явлением. Если вы приглашены на ужин домой, можете захватить цветы (можно даже горшок с цветами), коробку конфет или бутылку вина.
После установления партнерских связей с итальянской фирмой и подписания совместных документов возникает проблема продолжения и развития деловых отношений. Поэтому, необходимо периодически обмениваться с партнерами информацией о ходе выполнения достигнутых договоренностей. Очень велико значение стабильных и долгосрочных контактов с итальянскими предпринимателями. Необходимо убедить их в серьезности своих намерений.
Немаловажное значение придается в Италии налаживанию дружественных, неформальных отношений с иностранными партнерами, в том числе в неслужебное время. Здесь следует иметь в виду, что итальянцы очень гордятся своей страной, как колыбелью многих видов искусств и ремесел, поэтому проявление уважения и знаний в этой сфере всегда производит благоприятное впечатление и позволяет очень быстро создать атмосферу доверия.
Многие вопросы итальянцы любят обсуждать в неслужебной обстановке, в ресторанах, барах. Считается, что неофициальные условия способствуют сглаживанию возможных противоречий, позволяют более свободно высказывать истинное мнение или критические замечания в адрес партнера, не рискуя вызвать его неудовольствие.
3. Социальные вопросы
3.1 Образование
Итальянцы традиционно придают очень большое значение образованию, особенно высшему. Многие столетия положение человека в обществе определялось либо знатностью, либо его образованностью. И если первое преимущество можно было получить только по наследству, то второго человек мог добиться сам. Соответственно, и уровню обучения здесь всегда уделялось повышенное внимание. В стране действует множество признанных во всем мире учебных заведений, в том числе старейшие университеты Болоньи и Салерно. Однако парадоксальным является факт, что в наши дни Италия занимает последнее место среди "старых" членов Евросоюза по уровню расходов на образование.
3.2 Благосостояние
До сих пор наблюдается определенное неравенство в уровне доходов между севером и югом Италии, заметно и социальное разделение, характерное для индустриального общества. Италия имеет достаточно высокий уровень безработицы и столь же высокий уровень иммиграции, особенно с территории Балканского полуострова и Африки. Некогда обширная социальная поддержка государства в последнее время была значительно сокращена в соответствии с требованиями Евросоюза, и имущественное неравенство постоянно растет. Хотя благодаря своей находчивости и легкости нрава итальянцы способны приспосабливаться к любым условиям, что отражается в абсолютной незаметности многих внутренних проблем в глазах незнакомого с местными реалиями туриста.
Речь – наиболее яркий "маркер" социального статуса в Италии. Чем более образованный и преуспевающий человек, тем ближе его язык к литературному национальному и тем меньше в нем диалектного. Второй яркий элемент – стиль одежды, выбор продуктов питания и мест отдыха. Однако следует отметить, что все итальянцы, независимо от уровня достатка, стараются одеваться модно, поэтому на первый взгляд выделить статус человека бывает непросто – хороший костюм и галстук от престижного бренда есть практически у всех. У бедняков это будет, скорее всего, китайская подделка, но попробуй отличить это с одного взгляда! Впрочем, в последнее время принят ряд законов, жестко карающих за приобретение и ношение контрафактной продукции.
Другой стороной этой тенденции является явное стремление итальянцев экономить везде, где это можно сделать без потери престижа. Мотороллеры и велосипеды в ходу даже у достаточно обеспеченных горожан, а машины с дизельными двигателями зачастую преобладают в транспортном потоке. Однако никогда итальянец не позволит себе экономить на насущном – у каждой категории населения понятия о мере насущности, естественно, свои, но встретить неопрятно одетого человека здесь проблематично.
Заключение
Список литературы
1. Павловская А.В., Италия и итальянцы – 2008
. Тэн И.А. Путешествие по Италии. Издательство: Арт-Родник, 2008. – 356 с.
. Шэнклэнд Х. Италия. Обычаи и этикет. Издательства: АСТ, Астрель, 2009. 128 с.
4. Эти страстные итальянцы <http://www.mia-italia.com/node/294> <http://www.italy.ru/>
. Этикет в странах Южной Европы http://stud. ibi. spb.ru/simkina/html_files/south.html <http://stud.ibi.spb.ru/simkina/html_files/south.html>