- Вид работы: Реферат
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 17,92 Кб
Народные промыслы Дагестана
«Тайну кубачинского искусства
Не ищите в нитках серебра.
Носят тайну этого искусства
В сердце кубачинцы-мастера.»
Расул Гамзатов
«Если вы попросите семилетнего
горского мальчика нарисовать дом,
он его нарисует так же,
как и любой другой семилетний ребенок.
Но если вы его же попросите
положить орнамент на блюдо или кувшин,
то его работа может поспорить с рисунком
профессионального художника – декоратора.
Почему? Просто потому, что учили его этому
искусству тысячу и семь лет!»
Расул Гамзатов
«Чтобы создать совершенное произведение,
надо положить на наковальню кусочек металла,
душу творца и терпение златокузнеца».
Дагестанская пословица
Дагестан справедливо называют заповедником народных художественных промыслов, краем замечательных мастеров.
Здесь издавна получили широкое и повсеместное развитие самые различные виды ремесел – художественная обработка металла, резьба по камню и дереву, гончарное производство, ковроделие, обработка кости, узорное вязание и золотошвейное дело.
В жизни горного края в прошлом эти виды ремесел играли и ныне продолжают играть очень важную роль. Нигде в нашей стране народные художественные промыслы не приобрели такого большого значения в экономике и духовной жизни народа, не носили столь массового характера, как в горном Дагестане.
Изделия народных художественных промыслов Дагестана прошлого и современности являются свидетелями большого трудолюбия, тонкого чувства красоты и художественного дарования дагестанских народов.
Еще в эпоху Средневековья в Дагестане сложились крупные специализированные центры по производству тех или иных видов изделий художественного ремесла, находивших широкий сбыт по всему горному краю и далеко за его пределами. Среди них выделялись по степени развития и уровню совершенства изготовляемых изделий села Кубачи, Кумух, Гоцатль, Унцукуль, Балхар, Сулевкент, Ахты, Микрах, Хив, Хучни и город Дербент. Наряду с ними известны были и другие центры традиционных промыслов – ковроделия, резьбы по камню и дереву, медночеканного производства, вязания и вышивки.
История кубачинского златокузнечного дела
Более всего прославило народное искусство Дагестана во всем мире небольшое село Кубачи – аул Дахадаевского района республики. Издревле и по сей день, оно является уникальным центром культуры. Здесь зародился и расцвел знаменитый промысел ювелирной обработки металлов. Кубачинские мастера научились превращать золото и серебро в изысканные предметы, необычайно тонкой работы с причудливым переплетением линий, узоров и невиданных цветов, войдя в историю мирового прикладного искусства. Холодное оружие, женские украшения, предметы сервировки стола, письменные приборы и другие изделия во все времена поражали воображение изяществом линий, характерным причудливым орнаментом и высочайшим искусством исполнения.
Село Кубачи расположено в горной части восточного Кавказа на высоте 1800 метров над уровнем моря – но по кавказским меркам это «предгорье». Основным традиционным занятием кубачинцев с V века упоминается ремесло. Земледелие и скотоводство всегда носили побочный характер. Развитыми отраслями ремесла издревле являлись металлообработка, резьба по камню и дереву, строительное дело, обработка кости. Аул Кубачи совсем не мал, в хорошие времена он насчитывал до 7-9 тыс. жителей, что позволяло ему гордо именовать себя маленьким государством. Сейчас он носит статус поселка городского типа. (Прил.1)
В персидских летописях аул упоминается еще в IV веке как Зерихгеран («кольчужники»), что на тюркском звучит как «кубачи». В XII веке н. э. арабский историк Абу-Хамид Андалузи писал: «Зирехиранцы занимаются изготовлением всякого орудия, кольчуг, шлемов, мечей, луков, ножей, кинжалов и разной медной посуды. У них нет ни пашенки садов, но они живут зажиточно и к ним из разных мест привозят всевозможные предметы». Очень интересно описание Кубачей, сделанное Рейкерсом (ХVIII в.): «На юго-западе от Каракайтага живет 1200 семейств одного племени, которое называет себя Кубачами (кубачинцами), и которое относится к числу старейших обитателей Кавказа… Все, даже самые дикие народы Кавказа, относятся к этому племени с особым уважением. …Кавказские владетельные князья оставляют на хранение у этого народа излишки имущества или свои сокровища. …Кубачинцы вежливы, спокойны, трудолюбивы. Они очень ловкие и зажиточные люди, знающие персидский язык. Большая часть их занята торговлей. Они также известные мастера, которые выделывают оружие, пистолеты, сабли, ножи, панцири. Их работа – злато- и среброкузнечная очень похожа на работы Аусбурга и Карлобада. Так как ни Дерсия, ни Анатолия не имеют таких умелых мастеров, их изделия всюду находят спрос и дорогую оценку. Такими же ценными являются вышивки золотом и серебром, производимые их женами, которые, кроме того, ткут еще красивые ковры, производят войлочные плащи и шерстяные ткани, служащие обычно одеждой для их мужей.»
О происхождении кубачинцев до сих пор спорят, есть даже версия, что они произошли от французов (наверное, из-за сходства с гасконцами). Внутриобщинная замкнутость сохраняется в этом селе до сих пор. Возможно, так мастерам с древних времен удавалось легче сохранять и передавать по наследству свои секреты. Считается, что кубачинец должен жениться только на девушке из этого же села. Тайны ремесла передавались от отца к сыну, и каждая семья хранила свой узор, свой способ росписи, технологию закалки и обработки металла.
До сегодняшнего дня здесь сохранились следы кольчужного производства.
В двух километрах от аула Кубачи расположена высокая гора Кайдашла муда. За ней среди каменных склонов, окруженная небольшим лесом и кустарником, находится пещера, доступ в которую возможен по узким крутым тропинкам. Это место кубачинцы связывают с работой древних кольчужников, и действительно, до сих пор там можно увидеть квадратные гнезда для укрепления наковален, на которых обрабатывались железные детали. По рассказам стариков, в этой мастерской в древние времена работали «кровники», изгнанные из аула за пролитие крови и не имевшие не только права жить в ауле, но и переходить установленную границу под страхом смерти в соответствии с законом. Объединенные между собой, эти люди работали в указанном месте, где находились также их дома и жили их семьи. Эта пещера, недоступная для набегов, – первая кузница, где было положено начало оружейному делу кубачинцев.
Вид промысла определило то, что неподалеку от аула находились большие залежи руды. Древние мастера научились получать из руды не только железо, но и различные сорта стали.
Когда появилось огнестрельное оружие, кубачинцы быстро научились изготавливать и его, богато украшая серебряным деталями с гравировкой орнаментальными узорами и позолотой. Поэтому кубачинцы стали преуспевать и как искусные ювелиры.
Традиции Кавказа помогли проявиться талантам мастеров и в изготовлении женских ювелирных украшений, которые, будучи неотъемлемой частью традиционного костюма горянки, служили не только и не столько декоративным дополнением, сколько выполняли магические охранительные функции. Особенно много украшений в виде подвесок, цепей, поясов, височных, теменных украшений, заколок и булавок использовалось в наряде невесты. Например, девушка надевала на себя в день свадьбы около шести килограммов серебра. Это связано с вообще широко распространенным на Кавказе культом металла. Особо почиталось здесь серебро (но не золото). (Прил.2)
Массивные кубачинские свадебные браслеты, кольца, подвески имеют свой неповторимый стиль. А по изяществу растительного орнамента им нет равных среди других мастеров по серебру. Историки уверяют, что во многих селениях еще в средневековом Дагестане имелось два-три мастера, занимавшихся ювелирным делом в свободное от полевых работ время, выполнявших заказы женщин своего и близлежащих сел.
Понятно, что в средние века само ремесло кузнецов подразумевало кольчуги, мечи и сабли. Высокое качество дагестанских клинков было общепризнанным. Постоянная угроза нашествия врагов и могущественных соседних племен способствовала широкому развитию военного ремесла и военного искусства. Дагестанские шашки, кинжалы пользовались большим спросом. Их качество казаки ставили в пример другим клинкам, что подтверждалось и старейшинами казачьих станиц Шелковского района в ходе их опроса в 1972 году.
Среди наиболее знаменитых работ кубачинцев, по легенде, считают двурогий шлем Александра Македонского, а также щит Александра Невского, саблю Надир-шаха и более позднюю реликвию – набор холодного оружия из музея «Виктории и Альберта» в Лондоне, подаренный царем Александром III королеве Виктории.
С кубачинскими саблями воевали драгуны Российской империи, гордясь не только боевыми свойствами стального клинка, но и насечкой, резьбой на ножнах и рукояти. В 1905-1914 годах почти все кубачинцы включились в производство военного снаряжения для драгунских кавалерийских частей царской армии. Поэтому этот период даже называется драгунталла вохт (драгунское время). Штыки, кинжалы, пояса, газыри были предназначены для этих полков, размещенных на Кавказе и носивших кавказскую форму. (Прил.3)
Для генералов и офицеров делались шашки, сплошь покрытые серебром с чеканкой и глубокой гравировкой, а для солдат ножны были комбинированные – серебряные накладки украшали обтягивающую ножны тисненую овечью кожу.
Мирное время внесло свои коррективы в ремесло кубачинских златокузнецов, и они занялись новой работой – ювелирными украшениями и изысканной серебряной посудой. В царствование Романовых и в советское время кубачинские серебряные рюмки, кувшины или вазы считались свидетельством хорошего вкуса хозяев дома, а дамы с удовольствием носили знаменитые браслеты, серьги и кольца. (Прил 4)
После 1917 года, с приходом к власти большевиков, многие мастера переключились с оружия на изготовление столовой посуды и женских украшений. И здесь им не оказалось равных.
В начале 1920-х годов ювелиров причислили к кулакам. Им было запрещено заниматься традиционным ремеслом, они не могли продавать даже мелкие украшения (колечки) из цветных металлов. За такую работу (обработка драгоценных и цветных металлов) попадали в тюрьмы. Но в 1924 году в селе была организована артель. Она была создана в виде исключения вместо насаждающихся повсеместно колхозов.
Однако артель просуществовала недолго – нехватка опыта, отсутствие средств, сырья, оборудования, производственных помещений привели к тому, что в скором времени в артели остался только один человек.
Плохую службу в сохранении артели сослужили бывшие богачи и сомнения самих мастеров, но несмотря на это в следующем 1925 году 38 мастеров решили возродить артель. Мастера снесли в общий фонд свое личное серебро. Начали работать. В течение полугода изготовили интересную коллекцию изделий – портсигары, шкатулки, сахарницы, кинжалы, курительные трубки и многое другое. Отправили эти изделия вместе с представителем артели в Москву для заключения договора с Мосторгом. Экспертная комиссия Мосторга также высоко оценила изделия и решила отправить их за границу. С артелью был заключен договор на изготовление 1000 портсигаров, 1000 трубок и нескольких десятков других изделий. Решено было также выделить артели 400 кг серебра. Это решение очень обнадеживало и многие, ранее сомневающиеся мастера, так же вступили в артель. К 1928 году в артеле уже насчитывалось 90 человек.
Мастера с большим энтузиазмом взялись за выполнение заказа, работали без выходных дней, с раннего утра до темноты. Где-то через полтора года серебро закончилось, а портсигары и курительные трубки все еще не были распроданы. Сказалось то, что в формировании ассортимента заказываемых изделий не был учтен реальный спрос. Налаженный вроде бы механизм работы артели начал пробуксовывать, отсутствие средств привело к очередному оттоку мастеров, многие из них стали уезжать на заработки в другие города.
О тяжелом положении артели узнали в руководстве республики, и оно предприняло определенные шаги, чтобы помочь артели. Были заключены новые договора, с учетом просчетов изменен ассортимент – он стал гораздо разнообразнее. Для оказания практической помощи на месте, а также для изучения самого кубачинского искусства в село была направлена научная экспедиция в составе Н. Яковлева, Е. Шиллинга, М. Бакланова.
Местные органы поддержали работу экспедиции. Были взяты на учет все сохранившиеся в Кубачах памятники старины, закуплено большое количество изделий для Дагестанского музея. Подобные закупки уникальных изделий продолжались и в последующие годы. Многие музеи пополнили свои коллекции за счет кубачинских изделий – это Музей народов СССР, Музей истории и культуры народов Востока, Государственный исторический музей, НИИ художественной промышленности, Государственный Эрмитаж и многие другие. Все это способствовало творческому росту мастеров.
Помимо закупок экспедиция занималась изучением кубачинских ремесел, оказывала практическую помощь руководству артели в организации и планировании производства, однако отсутствие грамотных людей затрудняло дело, малограмотным был даже председатель артели. Трудности возникали и из-за отдаленности производства от центра, тем не менее, с переменным успехом артель продолжала функционировать. Очередной взлет ее деятельности был связан с 1936 годом, когда артель получила большой заказ на изготовление уникальных, высокохудожественных изделий для представления на Международную художественную выставку в Париже в 1937 году. В это же время артель получила заказ на изготовление большого количества холодного оружия (кинжалы, шашки, сабли) для советского казачества.
Артель расширялась, в ней уже числилось около 100 мастеров и несколько учеников. Ведущими мастерами были Ахмед и Гаджи Кишевы, Акайла Алимагомедов, Гаджи-Саид Курбанов, Алихан Ахмедов, Абакар Мацаев, Бахмуд и Абдулла Тубчиевы, Муса Чабкаев, Имимма Уоаев, Джабраил Тиккаев, Уммалат и Гаджи Иммаевы, Саид-Магомед Шахаев, Курбаиали Ахмедов, Юсуп Ирганов и Али Шайтанов.
Уже в 60-е годы был создан кубачинский художественный комбинат. Продукцию комбината – и столовое серебро, и ювелирные украшения узнал весь мир. Жемчужины международных выставок стали, в том числе достоянием музеев Англии, Франции, США, Ирана, Голландии.
На изделиях, изготовленных в советский период, растительные узоры сочетаются с символикой СССР, барельефами вождей, пятиконечными звездами.
Во второй половине XIX-начале XX века кубачинские мастера выставляли свои изделия на 27 региональных, российских и 12 всемирных выставках. Четверо мастеров-кубачинцев были удостоены 28 золотых и серебряных медалей.
В 1937 году кубачинские мастера послали свои уникальные изделия из серебра с чернью на Парижскую всемирную выставку, где они были удостоены высшей награды выставки – «Гран-При» с присуждением золотой медали.
Уникальные высокохудожественные изделия были представлены также на выставках в Брюсселе (Бельгия) – 1958 год; Монреале (Канада) – 1967 год; Осако (Япония) – 1970 год; Загребе (Югославия) – 1980 год; Копенгагене (Дания) – 19я2 год; Дюссельдорфе (ФРГ) – 1983 год, пользовались большим успехом и были удостоены многих дипломов.
В начале 1990-х в мастерских знаменитого кубачинского комбината работало около 600 человек. Тогда в месяц обрабатывали примерно тонну серебра. Но перестроечные годы полностью обанкротили предприятие, мастера разошлись, и по сей день работают надомно, пытаясь сохранить для потомства свое уникальное ремесло.
Это представляет на сегодняшний день определенную угрозу процветания промысла. По словам современных мастеров, хотя сейчас разрешено заниматься индивидуальным производством, цены на серебро сильно поднялись и кубачинцы не могут работать в прежних масштабах.
оружейный златокузнечный кубачинский
Техники обработки металла кубачинского промысла
Дагестанское оружие имеет ряд только ему свойственных черт. Клинок прямой, двулезвийный, его поверхность разделена долами (продольными канавками) для облегчения веса, количество которых колебалось от одного до четырех. Долы не только уменьшали вес клинка, увеличивали его прочность, но и придавали ему декоративность. Для дагестанских кинжалов характерны длинные клинки – до 45-55 см. Многие клинки имеют надписи, содержащие имена мастеров, владельцев, дату изготовления, клейма, иногда какие-нибудь изречения. В старое время клинок, прежде чем выйти из рук мастера, должен был пройти тринадцать стадий обработки.
Такая сталь была чрезвычайно крепка и в то же время эластична. Шашку из этой стали можно было согнуть в колесо и ею же рубить гвозди. Причем на лезвии не оставалось никаких следов.
Работа была весьма трудоемкой, на выработку одного хорошего сабельного клинка мастер затрачивал восемь дней. У каждого кузнеца были свои секреты; один умел придавать различные оттенки стали, другой знал особые секреты сочетания стальных полос, секреты, дававшие лучшее качество стали. А самым главным в этом искусстве был опыт мастера. Работали ведь без измерительных приборов и термометров, все на глазок. Чуть перегрел, чуть перековал, чуть перекалил – и пропало дело. Поэтому хороший клинок был дорогим.
Ювелирная техника кубачинских мастеров очень сложна и разнообразна. Если в других ремеслах используется строго ограниченный вид работ, то здесь можно найти одновременно гравировку с чернением (прил. 6), чеканку (прил. 7), мелко-зернистое канфарение, филигрань с перегородчатой эмалью (прил.8.) и резьбу по слоновой кости. Только здешние ювелиры славятся своим умением так работать штихелем по серебру, что получается настоящая имитация сияния бриллиантов.
Кубачинский мастер обычно владеет несколькими профессиями; он должен быть гравером, знать до тонкостей слесарное дело, насечку по металлу, художественное литье, филигрань, эмаль, резьбу по кости, дереву и камню. Все эти виды работ в различных сочетаниях применяются при создании кубачинских произведений, в процессе изготовления которых принимают участие несколько мастеров или один. Вначале мастером создается графический рисунок, который украсит будущее изделие. Затем он приступает к изготовлению самого произведения. Эта работа разбивается на несколько этапов: монтировка, гравировка, насечка, филигрань, эмалевая работа. Автор, как правило, в совершенстве владеет одним из этапов работы, хотя в Кубачи есть мастера, которые выполняют все виды работ от начала и до конца. Одним мастерам нравится глубокая гравировка с дополнительной чеканкой. Другим – насечка золотом по слоновой кости. Третьим – филигрань или перегородчатая эмаль. Известные техники каждый применяет по-своему.
Обычно же, создание любого кубачинского произведения начинается с изготовления его формы путем ковки или отливки, будь то ваза, кувшин, блюдо, ножны для шашек или кинжалов. Этот процесс называется монтировкой. После монтировки заготовка будущего изделия поступает к «хабичу уста» – мастеру гравировки, который очень часто является автором будущего художественного произведения.
Всевозможные виды художественной обработки металлов представлены здесь: ковка, литье, чеканка, чернение, монтировка по серебру, насечка золотом и серебром по вороненому железу, инкрустация драгоценными металлами по слоновой кости, скань, филигрань, гравировка.
Гравировка может быть нескольких видов. Возможно, она, как почерк, отражает в орнаменте и характер художника. Глубокая гравировка – очень трудоемкая вещь. Нужно в металле вырезать тонкую, но довольно глубокою колею, да так, чтобы ни одно неосторожное движение не испортило весь рисунок. Тут важно все – и как держать резец, и сила, с которой на него нажимаешь. По преданию, в старину рядом со взыскательным мастером всегда лежал молоток – на случай, если неверная рука не сумеет перенести на металл родившийся образ. Тогда без колебаний, одним ударом уничтожалось то, что создавалось много дней.
Уникальна у дагестанских мастеров филигрань. Ее применяют для украшения дорогой столовой утвари или ювелирных изделий. Это так называемая «сканная работа» с применением зерна. Металлическое зерно (обычно это золото или серебро, реже – платина), вставляется между углублениями или нитями металла. А если в сталь, из которой куют клинки и шашки, нанести орнамент из золотой нити, это называется насечкой. Такой метод был давно известен в Персии, в арабских странах. Но нигде, кроме Дагестана, не инкрустировали золотом слоновую кость. Здесь же, по традиции инкрустируют золотом и металлы – серебро, железо. Однако и эта работа делается на свой лад: не вырезают углубления для проволочки резцом, а выбивают зубилом – хотя это и гораздо труднее, зато фон получается изящнее.
Другие «типично кубачинские» изделия – те, в которых применена техника чернения. Чернь – это специальный сплав из красной меди, свинца, серебра и серы. Им изделие покрывается, когда гравировщик нанес первый узор. Остынув, сплав приобретает темный оттенок, после чего заготовка шлифуется. Напильник, наждак, песок – и вновь, словно по волшебству, проявляется орнамент, чернь остается только в углублениях. Очистив изделие, мастер, как правило, наносит еще один узор, композиционно перекликающийся с первым.
Сегодня кубачинцы применяют некоторые такие методы, о которых раньше и не слыхали. Например, научились делать на мягком металле оксидировку серой – получается матовый фон к рисунку.
Художественные особенности и стилистика кубачинских ювелирных изделий
В каждой семье села Кубачи хранили свой узор – как в обычных семьях рецепты хлеба или аджики. Кубачинский орнамент имеет изначально растительную основу, ведь ислам – основная религия местных жителей запрещал изображение живых существ. Поэтому всю свою фантазию мастера вкладывали в причудливые стебли, листья и цветы, которые, казалось бы, и не могли вырасти на каменистой земле предгорья.
Кубачинские узоры различают по сочетанию, комбинированности, по расположению деталей – асимметричные и симметричные, причем последние сложнее и ценнее. Каждое изделие украшено своим оригинальным рисунком.
В кубачинском орнаменте представлено более 25 основных элементов («бутонов»), есть среди них и заимствованные из орнаментального искусства Ирана, Турции, России, народов Кавказа. Но в основе – элементы местного творчества. Из них, как из букв, составляется простая композиция («слово»), далее из «слов» складывается сложная симметричная композиция, образ («предложение») и, наконец, «предложения» свиваются в единый «венок», который, в зависимости от мастерства автора, становится очень часто настоящим произведением искусства.
Каждый узор носит свое название. «Мархарай» («заросль») – он не имеет симметрии и составлен из свободно разбросанных веточек, листьев, цветов, это вьющиеся побеги травы, а «тутта» – это стебель с зеркально расположенными листьями. Тутта применяют для украшения поясов, кинжалов. Раньше кубачинцы ценили искусство мастера тутта выше других, потому что оно труднее, чем вольный мархарай. В рисунке тутта может быть от двух до десяти симметрично расположенных элементов, и главная сложность для мастера заключается в том, чтобы эти элементы не отличались друг от друга. У гравировщика нет права на ошибку: одно неловкое движение, одна грубая линия – и всю проделанную работу можно отправлять на переплавку. Сейчас этот орнамент, к сожалению, вышел из моды и не применяется. Существует еще «миндурма» – сетчатый орнамент, он повторяется как бы по трафарету, подобно рисунку на обоях. А орнамент «тамга» предусматривает дополнительно к чеканке чернение. (Прил. 5)
Цвета в перегородчатой эмали тоже регламентированы – в основном это голубые, фиолетовые, желтые, белые соцветия и зеленая листва, однако, их расположение в узоре целиком уникально.
Массивные серебряные изделия часто богато украшены сердоликами, кораллами, альмандинами, бирюзой, гранатами, яшмой, лазуритом, агатами, цветным стеклом.
На некоторых можно различить в узорах птиц, змей, коней – древнюю символику, восходящую ко временам языческих верований, когда такие изделия служили амулетами.
Заключение
О непревзойденном совершенстве работы кубачинцев сложена легенда, которая имеет под собой реальную историческую основу. Когда-то персидские златокузнецы, желая похвастать, прислали в аул тончайшую проволоку, сопроводив запиской: «Попробуйте вытянуть такую же – и пришлите ее нам.» Каково же было их изумление, когда в скором времени в ответ на свой вызов они получили… ту же самую проволоку, но просверленную изнутри! «Мы из такой проволоки трубы делаем», – насмешливо пояснили кубачинцы.
Теперь мастеров в ауле не более 100. Творческий характер труда дает возможность мастеру импровизировать, иметь «свой почерк», поэтому произведения народного искусства всегда самобытны и неповторимы. Художественная обработка серебра, других цветных металлов – в крови у каждого кубачинца; это искусство прививается с детства, изучается в общеобразовательной школе, в учреждении дополнительного образования – школе искусств им Р. Алиханова, практически реализуется в работе художественного комбината. В республиканской целевой программе развития художественных народных промыслов на период до 2010 года ГУП «Кубачинский художественный комбинат» включен в государственный свод особо ценных объектов культурного национального достояния республики Дагестан. Появилась надежда, что традиционное искусство златокузнецов будет и дальше развиваться, радуя людей.
Кубачинцы всегда считали делом чести каждую свою работу. Как писал о «взыскательности аульских мастеров» Расул Гамзатов:
И, славы кубачинцев не нарушив,
Он вновь блеснёт высоким мастерством,
Которое волнует наши души
И кажется порою волшебством…
Передавая секреты мастерства из поколение в поколение, сохраняя многовековой опыт, кубачинские златокузнецы прославили и внесли большой вклад в развитие искусства народных художественных промыслов Республики Дагестан.
Ведущим мастерам, бережно сохраняющим и развивающим традиции народного искусства, присвоены почетные звания заслуженных деятелей искусств РД, РФ, народных художников Дагестана, России, многие из мастеров являются членами Союза художников России, награждены орденами и медалями СССР и России.
Искусство народных художественных промыслов является бесценным национальным достоянием дагестанских народов и составной частью их традиционной культуры.
Образцы оружейного и ювелирного искусства кубачинских мастеров хранятся в Оружейной палате Кремля, в Историческом музее, и в Музее истории и культуры народов востока в Москве, а также в музеях Махачкалы, а также во многих крупнейших музейных центрах мира.
Литература и источники
1.Ельза Владимировна Кильчевская <#”justify”>3.«Народы России. Атлас культур и религий.» – М.: Дизайн. Информация. Картография, 2010г.