- Вид работы: Реферат
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 2,65 Мб
Наследие Древней Греции
Содержание
Вступление
. Греческое искусство 8-6 вв. дон. э
.1 Архитектура 7 в. до н.э
.2 Архитектура 6 в. до н.э
.3 Изобразительное искусство и скульптура 7 – 6 в. до н.э
. Греческое искусство 5 в. до н.э
.1 Архитектура 5 в. до н.э
.2 Изобразительное искусство 5 в. до н.э
Выводы
Список литературы
Приложения
Вступление
Искусство Древней Греции принято считать продолжением эгейской культуры, древнейший период: 3 – 2 тыс. до н.э. и делить на несколько этапов:
1. Гомеровский и раннеархаический период: 11 – 8 вв. до н. э.
2. Архаический период: 8 -6 вв. до н.э.
. Классический период: 5 в. до последней трети 4 в. до н.э.
. Эллинистический период: последняя треть 4 в. – 1 в. до н.э.
Далее история Греции – история кризиса античного полиса, потеря политической самостоятельности, покорность македонскому царю.
Рассвет древнегреческой цивилизации, ее искусства приходится на 8- 4 в. до н.э. В этот период происходил колоссальный рост искусства: создан архитектурный модуль, созданы большинство известных нам древнегреческих архитектурных произведений, рост количества и качества скульптуры и вазописи. Этим великим наследием до сих пор пользуется весь мир, хоть и произведено это было в столь короткий период!
Сложность изучения греческого искусства состоит в том, что станковая живопись утрачена безвозвратно, почти вся сохранившаяся древнегреческая скульптура не имеет автора. До нас дошла не столько скульптура древних греков, сколько ее римские копии. О ряде великих скульпторов Древней Греции: Мироне, Поликлете, Лисиппе, работавших в бронзе, мы можем судить лишь по римским более менее точным мраморным копиям, сделанным 400-600 лет спустя создания оригинала.
Но, несмотря на трудности изучения античных памятников, теперь воссоздана с большей полнотой история развития Греции и Рима, дающая возможность проследить с достаточной ясностью эволюцию одного из самых значительных этапов развития художественной деятельности человека.
Главный секрет неувядаемой прелести античного искусства в его гуманистическом, жизнеутверждающем характере, в прославлении физической и духовной красоты человека. Его лучшие памятники вошли в нашу жизнь как неотъемлемая часть мировой культуры, как наше законное наследие.
В этой работе, я постараюсь описать искусство древних греков, когда они жили в самом расцвете своей цивилизации: архаический, классический периоды.
.
Греческое искусство 8-6 вв.до н.э.
Расцветом искусства Древней Греции принято считать 8-7 вв. – 4 в. до н.э.
В период 8-7 вв. до н.э. формируется греческое рабовладельческое общество и государство. Растет разделение труда. Ремесло выделяется в самостоятельную отрасль. Развивается торговля, появляются деньги. Греция делится на самостоятельные города – государства – полисы. Активное взаимодействие с другими народами побуждают в них сознание единства греческого мира. Рождают понятия «эллины» и «Эллады». Общегреческие святилища становятся центрами экономических, политических и культурных связей между изолированными полисами.
Особенно большое значение приобретает храм Зевса в Олимпии, где начиная с 776 года до н.э. каждые четыре года проводятся олимпийские игры. Участники праздников приезжали из самых отделенных уголков греческого мира, прекращались военные действия между государствами. Победитель приносил славу не только своему роду но и всей общине, от имени которой выступал. Его имя увековечивалось, прославлялось в произведениях искусства.(3, стр.4)
1.1 Архитектура 7 в. до н.э.
Эстетический канон в древнегреческом искусстве строился на сочетании и гармонии. Художники искали математически выверенные пропорции тела человека, зодчие – архитектурного сооружения. Из мегарона микенского времени был создан самый простой и самый ранний тип храма – храм в антах. Когда главный фасад оформляется торцами боковых стен, антами, между которыми находятся две колонны. Простиль имеет на фасаде четыре колонны, расположенные впереди антов. Основной тип древнегреческого храма – периптер, в котором колонны располагались по всему периметру сооружения. Наиболее сложный вид храмового здания – диптер, который включает в себя два ряда колонн, окружающих храм.
Также греки создали систему сочетания декоративных и конструктивных частей, получившую название: «ордер», (см. приложение, стр. 20). Ордер состоит из следующих основных элементов: трехступенчатого стилобата, как цокольной части храма, колонн, включающих: базу, ствол,, капитель, антаблемент – перекрывающей части сооружения. Последний, в свою очередь, состоит из архитрава (балки), фриза и карниза. Выше антаблемента находится треугольной формы фронтон, ограниченный сверху двумя скатами крыши. (3, стр.4) В архаический период сложились два вида ордера: дорический и ионический. Масштабом всех частей ордера является радиус колонны в ее нижнем основании. Этот радиус называется модулем и обозначается буквой М. В дорическом ордере модуль делится на 12 частей, а в ионическом – на 18. Эти части называются партами.
Дорический ордер считается «мужской», развивался в основном на Пелопонесе и западных районах греческого мира, ионический – «женский», в Атике и восточных районах Средиземноморья. Дорический ордер самый прочный и тяжелый на вид. В этом ордере колонна не имеет базы и стоит прямо на стилобате. Ее пропорции обычно приземисты и мощны. Одна треть колонны имеет энтазис – равномерное утолщение, которое создает ощущение упругого сопротивления тяжести антаблемента. Колонна состоит из сужающеюся кверху ствола, прорезанною желобками (каннелюрами), и капители, завершающей ствол. Капитель составляют эхин – круглая каменная подушка и абака – квадратная невысокая плита, принимающая давление антаблемента. Дорическую колонну принято сравнивать с образом героя, а сам ордер символизирует ею силу. Этот ордер как «тяжелый» помещался преимущественно внизу архитектурного сооружения.
Архитрав дорического ордера гладкий. Фриз украшают триглифы и метопы. Триглифы по своему происхождению восходят к выступающим торцам деревянных балок и разделены на три полосы вертикальными желобками. Метопы – прямоугольные плиты – заполняют промежутки между триглифами. На поверхности метопы обычно помещается рельефный декор, который в архитектуре античной Греции носил характер сюжетной сцены, но впоследствии свелся к декоративному мотиву. Антаблемент завершается карнизом.
Ионический ордер сложился к концу VII в. до н.э. Колонна ионического ордера выше и тоньше по своим пропорциям, чем дорическая колонна. Ионическая колонна символизирует грациозность женщины. Она имеет базу, а эхин ее капители образует два изящных завитка – волюты. Архитрав разделен по горизонтали на три полосы, отчего кажется легче. Фриз сплошной лентой опоясывает весь антаблемент. Карниз богато декорирован. (1, стр. 69)
В дорической архитектуре наиболее распространенным типом сооружений был периптер, в ионической – диптер. (Схема типов античных храмов представлена в приложении на стр. 19).
Ранний храм дорического стиля – храм Геры в Олимпии (конец 7, начало 6 вв. до н.э.) (Смотрите приложение на стр. 21). Храм, разделенный на три части, имел размеры 50,01 на 18,76 м. Вдоль двух рядов дорических колонн можно было войти в целлу, в конце которой на пьедестале гордо возвышались статуи Зевса и Геры. Каменная голова Геры сохранилась до сих пор и сейчас находится в археологическом музее Олимпии. Целлу можно по праву считать тем местам, где рождались олимпийские игры. Именно там 16 элейских женщин каждые четыре года накрывали статую богини новым пеплосом. Именно там хранился бронзовый диск, на котором были увековечены правила игр. И именно там в наше время зажигается олимпийский огонь.
В храме хранились многие реликвии, но многие из них не выдержали испытания временем. От самого храма осталось лишь основание с нижней частью колонн. Но даже в таком состоянии он продолжает оставаться величественным и неповторимым.
1.2 Архитектура 6 в. до н.э.
В этот период построен храм Аполлона в Коринфе – типичное архаическое сооружение (6 на 15 колонн). Сейчас от него остались 7 колонн. К первой половине 6 в. до н.э. относятся храмы Селинунта (на южном побережье острова Сицилия). Из них наиболее типичным является так называемый храм «С». Характерный архаический храм с удлиненной однонефной целлой. Храм Артемиды в Эфесе был большой диптер (75 на 142 м в плане), ионического ордера, со своеобразными капителями. Последние имели сильно свисавшие валюты и широкие пояса над базами, украшенные рельефными фигурами. (См. приложения на стр. 21). Многие древнегреческие храмы строились из мрамора. Первые мраморные храмы – ионического ордера.
.3 Изобразительное искусство и скульптура 7 – 6 в. до н.э.
В это период виды искусства, такие как скульптура, живопись, прикладное искусство получают, также как архитектура, быстрое развитие. Творческие усилия художников направлены на овладение правильным построением фигуры человека, его пластической анатомией, передачей движения.
Наиболее типичными образцами архаической пластики являлись юношеская обнаженная атлетическая фигура – курос и женская одетая – кора. Так изображались и боги, и богини, и простые смертные. Эти образы сохранялись в греческом искусстве и в последующие столетия, лишь видоизменяясь в стиле.
Ранние куросы имеют атлетическое строение, с подчеркнуто очень широкими плечами, сильными крепкими ногами. Но корпус и бедра непропорционально узки, что особенно ясно выступает при взгляде на статуи в фас, или со спины, в профиль корпус выглядит достаточно округло и объемно. Такое построение фигуры обусловлено приемом работы скульптора. Последний отсекал от прямоугольного блока камня, поэтому руки были всегда опущены. Поднятые руки тяжело было сделать. Лица статуй переданы большими гладкими плоскостями. Особенно характерны рисунок сильно выпуклых глаз и своеобразная декоративная прическа в виде округлых выпуклостей. Пример такого куроса: статуя обнаженного юноши, курос из Аттики.
Со временем плоскостность фигур сменяется объемностью, округлостью форм, более свободным становится движение. Большее внимание уделяется прическе, моделировке лица. Пример атлетической фигуры начала 6 в до н.э. являются статуи Клеобиса и Битона работы Полимеда Агросского, помещенные в дельфийское святилище.
Надгробная статуя Кройсоса – следующий шаг в развитии типа куроса. Фигура стройнее, гибкие формы, мягче передана мускулатура, пластичнее формы лица.
Женские скульптуры архаического периода, коры, снизу до пояса изваяны в виде круглого столба; пластически промоделированы лишь плечи, грудь, руки. Складки хитона строго параллельны, обозначены гравировкой, плоские и расположены декоративно, не согласуясь с формами тела. Пример «Кора в пеплосе».
Акропольские статуи, выполненные из мрамора, превосходно обработаны; гладкие плоскости слегка полированные, углубления складок, локоны обработаны буравом и резцом. Волосы, глаза, губы раскрашены красным. Одежда украшена пестрой каймой и мелкими узорами синего, красного и зеленого цветов. Все коры стоят прямо, фронтально, одной рукой церемонно приподнимая хитон, другой протягивая цветок. Коры Акрополя полны изысканной грации, даже некоторой манерности. Это изображений девушек аристократического круга.
Метопы. Фронтоны. Зофорный фриз. В 6 в. до н.э. храмы строили из камня, с каменными рельефными фронтонами, выполненными многофигурными скульптурными композициями. Сюжетом для храмовой скульптуры служили греческие мифы и гомеровский эпос. Сцены из легенд о богах, о подвигах Геракла, Тезея, героев «Илиады» и «Одиссеи» воплощались в композициях на фронтонах, фризах, метопах. Метопы храма в Пестуме (юг Италии), датируемые 560 г. до н.э. посвящены подвигам Геракла.
Труднейшей задачей расположения многофигурной композиции является треугольное поле фронтона. Постепенно художники добиваются равномасштабности фигур, выделяют центр композиции и заполняют углы. Так фронтон дорического храма Артемиды на острове Керкира (около 585 г. до н.э.) выполнен на отдельных плитах и швы перерезают фигуру. В центре помещена огромная фигура Горгоны в схематической позе коленопреклоненного бега. По сторонам ее, занимая большую часть фронтона, две пантеры, а по углам – сцены битвы богов с гигантами. Композиция распадается на три части и тематически и масштабно. Фигуры по углам резко уменьшаются в размерах, таким образом Зевс оказался крошечным по сравнению с Медузой. (3, стор. 5)
Живопись 7 – 6 вв. до н. э. Еще со 2-3 тыс. до н.э., крито – микенский период, греки осваивают искусство вазопись. Тогда появился так называемый стиль «камарес». Это декоративный в вазовой росписи, представляет собой законченную систему орнаментального искусства. Со временем расширяется разнообразие видов греческих ваз (см. приложения на стр. 22), вводится в орнамент изображение человека, только очень схематическое, в виде пиктограммы. В 7-6 вв. до н.э. происходит расширение тематики вазовой росписи, становится более реалистический рисунок, фигуры передаются в различных ракурсах, в движении; также полихромно решаются росписи.
В течении почти всего 6 в. до н.э. господствует в вазовой росписи силуэтная, чернофигурная техника. Чернофигурная роспись очень декоративная, превосходно украшает сосуды, сделанные из желтой, розовой, оранжевой глины. Аттические керамисты усовершенствовали качество черного лака. Лак имел блестящую, глубокого черного или слегка оливкового оттенка. Фоном росписи служили яркая оранжевая аттическая глина, белая и пурпурная (коричневого оттенка), краски употреблялись очень умеренно. (3, стр. 6)
Известный чернофигурный кратер Франсуа, 570 г. до н.э., названный по имени археолога, открывшего эту вазу. ( См. приложения на стр. 21). Его авторы гончар Эрготим и художник Клитий. Сосуд украшен росписью, состоящей из пяти поясов с девятью мифологическими сценами: почти у каждой из двухсот фигур надпись, объясняющая кто здесь нарисован. Сцены изображают шествие богов на свадьбу Пелея и Фетиды, битву лапифов с кентаврами, корабль Тезея, Каледонскую охоту. Здесь представлены различные образы: боги, сильные герои, простые гребцы, юмористические персонажи – силен с мехом. Даже есть архитектурные сооружения – дом Пелея, портик над источником, крепостная стена.
Великим художником, мастером композиции, в Аттике третьей четверти 6 в. до н.э. был Эксекий, создатель сцен на мифологические сюжеты. Одним из лучших произведений эксекия является амфора из музея Ватикана с двумя композициями: Ахилл и Аякс, играющие в кости и Кастор и Полидевк, братья Диоскуры. Другим известным произведением Эксекия является чаша, с изображением Диониса плывущего в ладье.
В 530 – 525 гг. до н.э. появляется новый способ росписи ваз – краснофигурный, когда фигуры оставляются в цвете глины, а фон покрывается черным лаком. Детали в такой технике не надо процарапывать, их можно рисовать линиями разной толщины и разной разводки лака, гуще и темнее или светлее. Новая техники открыла новые возможности: художники изображали одежду в мелких складках, узоры каймы, тонкие пряди волос. Эта техника впервые встречается в мастерских аттического мастера Андокида. Некоторые вазы Андокида исполнены двумя способами: чернофигурная роспись и краснофигурная.
Новым в работах аттических мастеров является изображение жанровых сцен: пир, пляска, игра музыкантов. Одним из сильнейших аттических художников является Евфроний. Его знаменитая роспись на кратере «борьба Геракла и Антея» носит монументальный характер, полна эмоциональности. Главные фигуры охарактеризованы очень ярко: греческий Геракл с тонкими чертами лица, красиво уложенными кудрями и гибким сильным, тренированным телом противопоставлен дикому Антею с косматой гривой волос. Образ Антея выступает воплощением варварской силы.
Само по себе искусство вазопись, очень занятно. Почему греки уделяли ему такое большое внимание? Ответ в том что греки очень удивительный народ. Не имея единого государства и права, они имели сильнейшие национальные чувства. Все другие народы они называли варварами. Они глубоко чтили своих богов. Сами стремились к совершенству во всем. У них были устойчивые традиции и обряды. Юноши учились в гимназиях, постигали науку, философию, занимались спортом. По окончании гимназии каждый юноша должен был организовать симпозий, т.е. вечеринку. Это было не просто, мало того, что все должно быть на высшем уровне: кушанья, питье и т.д. Но существовал запрет на любые виды разговоров. Кроме как обсуждение росписей на вазах и киликах, Обсуждение подвигов героев, рассказах о богах и т.д. А для этого каждому выпускнику гимназии дарили посуду: набор ваз, киликов, амфор и т.д.
2. Греческое искусство 5 в. до н.э.
Греко – персидские войны (500 – 449 гг. до н.э.) заканчивают архаический период формирования античного полиса, начинают период расцвета. Победа раздробленных маленьких городов государств над огромной Персидской державой. Центр развития переместился на Балканы. Афины возвысились.
Однако. Вскоре произошла Пелопоннесская война, которая длилась 27 лет. «За это время Эллада пережила столько бедствий, сколько ни разу не испытывала раньше», (современник событий, историк Фукидид). Война закончилась победой Спарты и тяжелым поражением Афин.
2.1 Архитектура 5 в. до н.э.
Архитектура этого периода ознаменована появлением великолепных архитектурных сооружений в разных городах Греции. Восстанавливаются и воссоздаются наиболее совершенные в архитектурно-художественном и строительно-техническом отношении комплексы и здания. Было также воздвигнуто множество храмов с богатыми скульптурными украшениями. Храмы были не только культовыми зданиями, посвященными богам. Они воплощали в себе идеи гражданственности и патриотизма, выражали силу, мощь греческого полиса. Такими были храмы на острове Эгина, в Олимпии, Дельфах, и в Афинах. Хорошо сохранившийся храм Геры (ІІ) в Пестуме (конец первой четверти 5 в. до н.э.) – большой периптер, из грубого известняка. 6 на 14 колонн. Внутренняя архитектурная конструкция сохранилась также хорошо, как и внешняя: двухъярусные колоннады, разделявшие целлу на три нефа.
Храм Зевса в Олимпии, (см. приложения на стр. 19) построенный архитектором Либоном в период 468 и 456 гг. до н.э. – одно из высших достижений греческой архитектуры. Дорический периптер с 6 на 13 колоннами (высотой й 10,5 м, диаметром 2,25м) отличается черезвычайной гармоничностью пропорций. В храме достигнуто полное зрительное и эстетическое равновесие между несущими и несомыми архитектурными элементами. Детали отточены в совершенстве, рисунок точен. В пределах целлы находится огромная статуя Зевса работы Фидия.
В 447 г. до н.э., после греко-персидских войн. Началась реконструкция Афинского акрополя, под руководством скульптора Фидия. Акрополь – укрепленная крепость жителей, находится на возвышенности, естественной скале, 150 м над уровнем моря, в 5 км от порта Пирей. Размеры по горизонтали: около 300 м в длину и 130 м в ширину. ( Смотрите приложения на стр. 23). В 7-6 в. до н.э. здесь был центр города и значительные архитектурные постройки, храмы, однако. Они не составляли единого ансамбля. Новый комплекс Афинского акрополя асимметричен, но в основе его лежит единый архитектурный замысел: создание наиболее гармоничного соответствия между отдельными частями ансамбля, что подсказывалось неправильными очертаниями холма. Пропилеи (входные ворота в акрополь, в священную ограду Теменос), построены архитектором Мнесиклом, 437 – 432 г. до н.э. Высота колонн – 8,57 м. Ионические колонны, расположенные за Пропилеями, несколько выше, 10,25 м. Помимо западного и примыкавшего к нему восточного портиков, через которые проходили поднимающиеся на Акрополь, в состав Пропилеи введены боковые крылья. Левое, северное – пинакотека – служило для собраний произведений живописи, а в правом, южном – помещалось хранилище рукописей, библиотека. В целом возникла ассиметричная композиция, уравновешенная небольшим храмом Нике Аптерос (бескрылой богини победы Нике), архитектор Калликрат (449-421 гг. до н.э.), построенным в ионическом стиле. Интересно, что ось храма Нике Аптерос расположена не параллельно оси Пропилей: главный фасад храма несколько развернут в сторону подхода к Пропилеям, что сделано в интересах наибольшего раскрытия перед зрителем художественных качеств этого сооружения. Храм Нике имеет форму амфипростиля (тип храма, имеющего четырехколонные портики на торцах храма), представляется изяйщнейшим творение античного зодчества. Размеры его минимальны: цела в ширину всего 3,78 м, в длину – 4,19 м, высота колонн – 4,19м.
После того как поднимавшиеся на Акрополь проходили Пропилеи, перед ними открывалась широкая панорама центральной части комплекса. Левее, можно было видеть не сохранившуюся до наших дней гигантскую статую Афины Промахос (Афины – воительницы), созданную Фидием. За ней вдали виден был храм небольших размеров – Эрехтейон. Последний посвящен двум главным божествам города Афин – Афине Полиаде и Посейдону. Построен в период 421 – 407 гг. до н.э., архитекторы Архилох и Фиолоклом. Ассиметричный храм, состоящий из четырех частей: целлы Афины Полиады, целлы Посейдона и двух портиков – большого северного и малого южного, называемого портиком кариатид. Здесь, в Эрехтионе выступает один из основных принцепов древнегреческой архитектуры, – принцип постепенного развертывания композиции перед зрителями. После того как вошедший побывал в восточной целле храма – целли Афины, он мог, спустившись по лестнице, пройти в северный портик Эрехтейона и через него проникнуть в западную целлу Посейдона. Портик кариатид являлся выходным, через него выходили из целлы Посейдона на площадку Акрополя. Размеры Эрехтейона невелики: основный прямоугольник плана 23,5 на 11.6 м, высота кариатид – 2,3 м. но храм полон особого изящества и утонченности. Построен из мрамора в ионическом стиле. Мотв кариатид – вариант ионического стиля. Где роль опор играет изображение девушек – кор.
Справа позади Пропилеев, на самом высоком месте, возвышался величественный храм Парфенон, посвященный Афине Парфенос (Афине – деве). Парфенон – октастильный (восьмиколонный на коротких фасадах) периптер, построенный из мрамора в период 447 – 432 гг. до н.э., архитекторами Иктином и Калликратом (8 на 17 колонн; размеры верхней ступени – 69,5 м в длину, 30,9 м в ширину, высота колонн – 10,5 м). Внутри здания, помимо пронаоса и опистодома хранилась вся казна Афинского морского союза. В Парфеноне, решенном в дорическом стиле, ощущаются черты влияния ионического стиля. В это время в архитектуре Афин в связи с повышением их политической роли появилась тенденция к выработке единого общегреческого стиля архитектуры. (3, стр. 7 )
Акрополь как бы парит над Афинами, его силуэт формирует силуэт города. В этом замечательном ансамбле, греческими строителями было проявлено удивительное умение художественно связать сооружения между собой и в тоже время органически ввести их в природную среду, окружающий пейзаж.
.2 Изобразительное искусство 5 в. до н.э.
древнегреческий искусство храм вазопись
Мастера краснофигурной вазописи приходят к более свободному пониманию композиции, располагают на стенках сосуда мифологические сюжеты и сцены из современной им повседневной жизни с учетом формы сосуда и его назначения. В начале века Евфроний создал замечательные по тонкости, стройности и красоте рисунка композиции, обрамленные поясом чернофигурного орнамента. Такова, например, «Ваза с ласточкой», (см. приложения на стр. 24) на которой изображена встреча весны юношей, мужчиной и мальчиком. Другой вазописец – Бриг – мастерски размещает на дне килика жанровую сцену: «Последствия симпозии». В вазах, расписанных Дурисом: «Афина, наливающая вино отдыхающему Гераклу» и других, композиции отличаются строгостью, простотой, четкостью орнаментального ритма, разнообразием жестов и виртуозностью в передаче сложных поз.
К концу 5 в. до н.э. вазопись приходит в упадок. Рисунки перегружены декоративными деталями, фигуры людей теряют своё главенствующее значение. Постепенно вазопись превратилось в ремесло, основанное на копировании излюбленных образцов.
Мраморные фронтонные группы храма Афины Афаи на острове Эгине близ Аттики являются памятником переходной эпохи, где еще сильны старые художественные приемы и вместе с тем ярко проявляется новое в искусстве скульптуры. Сооруженный после марафонской битвы величественный дорический периптер (от которого теперь осталось 15 колонн) стал памятником крупной победы греков над персами. Фронтонные группы изображали сцены борьбы греков с троянцами. Такой выбор не случаен, говорил о том что греки и раньше побеждали в войне с азиатами. От западного фронтона сохранились лишь 10 фигур. Центр – фигура Афины, выполненная в архаическом стиле. По сторонам симметрично расположены фигуры воинов. Соблюден принцип одинаковой масштабности всех фигур. От восточного фронтона до нас дошло лишь пять фигур, сделанные позднее и более реалистично. Мастера эгинского искусства достигли многого в овладении реалистического построения человеческой фигуры, но не смогли показать в пластике свободу движений. Хотя и правдиво передан выпад или наклон вперед воина, но фигура кажется окаменелой в той или иной позе, а не динамичной.
Мастерами, которые еще дальше отошли от старого были Критий и Несиот, создатели знаменитой группы тираноубийц – Гармодия и Аристогитона. Вместо изящных архаических куросов, перед нами предстают совершенно иные фигуры, мощные, удлиненных пропорций, с массивным корпусом, в энергичном движении. Старший – Аристогитон, защищает младшего, занесшего над титаном меч. Мускулатура обнаженных тел героев пролеплена несколько обобщенно, но очень точно, с ясным пониманием натуры. «Тираноубийцы» – памятник суровый, полный патриотического пафоса, воспевал победу демократии, сбросившей не только тиранию, но и отразившей персидское нашествие.
Вполне определенный классический тип лиц мы видим у сохранившихся в оригинале знаменитых «Дельфийского возницы» и статуи Зевса (или Посейдона), выполненных около 470 г. до н.э. неизвестными скульпторами. Лепка головы, рук, ног «возничего» показывает насколько свободно автор владел пластической анатомией. Статуя Зевса воплощает собой скрытую энергию, духовную силу. Величие главного олимпийского бога выражено не только мощными формами корпуса, не только в сильном движении и повелительном жесте, но и главным образом в чертах красивого мужественного лица, в серьёзном взгляде. Труднейшей задачей на данный момент в скульптуре стала фиксирование момента перехода от статики к динамике.
Сочетание плавного, не прерывающегося движения с устойчивым положением мастерски передано в замечательном произведении мраморном троне с рельефами (так называемом троне Людовизи). Рельеф представляет собой сцену рождения Афродиты из морской пены. Это один из великолепных памятников греческой пластики. Здесь изображена выходящая из морских вод Афродита. По сторонам от богини две прислужницы – юные Оры, времена года. Стоя на берегу, они поддерживают поднимающуюся из вод Афродиту, прикрывают ее плащом. Движения поднимающейся вверх богини и наклоняющихся к ней Ор противопоставлены друг другу по направлению, но линии композиции не разрываются. Переплетение рук и мягкие складки одежд создают впечатление непрерывного действия. На боковых рельефах трона с одной стороны изображена фигура женщины, закутанной в плащ, перед курильницей – хозяйка домашнего очага. На другой стороне – фигура обнаженной девы, гетеры, служительницы культа Афродиты. Она играет на флейте. Обе эти фигуры являются как бы двумя разными ипостасями женщины, но едиными в своей сути, Афродитой – женщиной.
Скульптуру храма Зевса в Олимпии, метопы и фронтоны, можно считать самой значительной скульптурой 5 в. до н.э. ( см. приложения на стр. 23). Храм был выстроен из известняка, лишь карниз, крыша и скульптуры были выполнены из паросского мрамора и раскрашены. Метопы наружного фриза были украшены бронзовыми позолоченными щитами. Двенадцать метоп над входом в пронаос и опистодом были с рельефами изображавшими подвиги Геракла. В метопах чередовались группы в сильном энергетическом движении, например: Геракл и критский бык. И группы фигур в спокойном состоянии: Геракл, Атлас и Афина; Геракл, подающий Афине убитых стимфалийских птиц. В метопах нет незаполненных мест, фигуры выполнены большим рельефом.
Грандиозные композиции разворачивались на фронтонах храма. Восточный фронтон: сцена из мифа о состязании, положившем начало Олимпийским играм. Центр фронтона занимает величественная фигура Зевса. По сторонам от него – главные герои: Эномай с женой Стеропой и Полопс с невестой Гиподамией. Дальше к углам стоят по четверке коней с колесницами, с конюхами, прислужниками, старец, прорицатель, лежащие юноши – воплощение рек Кладея и Алфея. Сцена изображает момент перед началом состязания Пелопса и Эномая. Пять стоящих в центре величественных фигур придают всей сцене торжественность, серьезность.
Другим настроением проникнут западный фронтон. Здесь показана битва лапифов и кентавров на свадьбе Перифоя. Необузданная дикая сила кентавров, энергичность бойцов, храбрость защищающихся женщин, ожесточение и боль на лицах, разорванные одежды, все это придает всей сцене жизненную убедительность. В центре – юный Аполлон, повелевающим жестом указывает чья будет победа. По обеим сторонам аполлона – герои Тезей и Перифой с силой замахнулись на кентавров секирой: далее – фигуры кентавров, от которых отбиваются лапифянки, одна из них невеста Перифоя. Далее к углам расположены группы кентавров и юношей. У одного юноши, которого кентавр кусает за руку, лицо искажено гримасой боли. Еще ближе к углам находятся замечательные по композиционному решению и мастерству исполнения группы из кентавра, похищаемой им женщины и юноши, нападающего на кентавра. Расположением фигур показаны самые острые моменты схватки.
Мастер сумел использовать узкое пространство углов фронтона и поместил в них по две возлежащие фигуры: старух- матерей кентавров, с тревогой следящих за битвой, и молодых девушек-нимф. Образам безобразных кентавров противопоставлена красота греков победителей.
Тема кентавромахии звучала после греко-персидских войн особенно злободневно, она символизировала победы греков над варварскими силами. Скульптуры олимпийского храма отличаются замечательными и своеобразными пластическими достоинствами: обобщенной сильной лепкой, выделением основных масс, характеризующих движение фигуры, лаконичностью и некоторой графичностью складок одежды.
Олимпийские скульптуры представляют первый пример в монументальной пластике, где ярко охарактеризованы различные возрасты: старухи – матери кентавров, юная Гипподамия, старик прорицатель с лысеющим лбом, одутловатым лицом и грузной фигурой и мальчик-прислужник. Выразительно переданы и различные эмоции: грусть, задумчивость, боль, ярость. Метопы и фронтоны исполнены руками разных мастеров, одних, работающих еще в старой традиции (что видно, например, в передаче волос мелкими декоративными локонами и в суховатой трактовке обнаженного тела) и других, достигших большей мягкости в пластике тела и одежды (например, фигура Зевса). Но композиция фронтонов и метоп говорит о едином замысле.
По сравнению с эгинскими фронтонами, олимпийские представляют дальнейший этап в развитии фронтонной композиции. На олимпийских фронтонах, так же как и на эгинских, центр обозначен одной фигурой большего масштаба, чем остальные; так же углы заняты лежащими фигурами, но в олимпийских нет той зеркальной симметрии, которая определяла построение эгинских. Если на восточном олимпийском фронтоне четыре фигуры по сторонам Зевса симметричны по расположению, то остальные фигуры – пять прислужников, прорицатель в угловые наблюдатели – различны не только и позах, но и в том, что среди них есть фигуры обнаженные, одетые в длинные хитоны, задрапированные в плащи. Мы видим не отдельные, расположенные друг за другом фигуры, а разнообразные группы из двух либо трех фигур. Но хотя количество фигур и групп с каждого крыла фронтона одинаково, однако положение борющихся кентавров, лапифов и лапифянок совсем различно. Художник добился симметрии и в массе, и не нарушил общего равновесия фронтона как части архитектурного целого. Жизненность, правдивость действия им была достигнута с большим мастерством, хотя еще и имеет место некоторая застылость в движении и жесткость фигур.
В Олимпии открыта статуя богини победы Нике работы Пэония, середина 5 столетия до н. э. Мраморная статуя стояла на девятиметровом трехгранном пьедестале и изображала богиню в тот момент, когда она, легко паря в воздухе, спускается на землю. Фигура поставлена в легком наклоне вперед и уравновешивалась большим раздувающимся плащом, еще более усиливающим впечатление полета.
Около середины 5 в. до н. э. творил выдающийся греческий скульптор Мирон родом из Элефевр в Беотии, на границе с Аттикой, но вся деятельность его протекала в Афинах. Мирон, творчество которого известно нам только по римским копиям, работал в бронзе и был мастером круглой пластики. Скульптор великолепно владеет пластической анатомией и передает свободу движения, преодолевая некоторую скованность, которая еще существовала в скульптурах Олимпии. В «Дискоболе» Мирон выбрал смелый художественный мотив – кратчайшую остановку между двумя сильными движениями, тот момент, когда сделан последний взмах руки перед броском диска. Вся тяжесть тела падает на правую ногу, даже пальцы которой напряжены, левая нога свободна и едва касается земли. Левая рука касаясь колена, как бы удерживает фигуру в равновесии. Прекрасно тренированный атлет красиво и свободно выполняет выученное движение. При таком сильном напряжении всего тела лицо юноши удивляет зрителя своим совершенным спокойствием. Передача мимики лица, соответствующей напряжению тела, могла бы исказить красоту атлета, образ которого воплощает свободного, прекрасного и доблестного греческого гражданина
Знаменитая группа Мирона, стоявшая некогда на Афинском акрополе, изображала Афину и силена Марсия, сохранилась в мраморных копиях. Дикий, необузданный лесной демон со звероподобным лицом, резкими грубыми движениями противопоставлен очень юной, но спокойной Афине. Фигура Марсия выражает страх перед богиней и сильное, жадное желание схватить флейту. Афина одним жестом руки останавливает силена. Мирон в этой группе предстает перед нами как мастер ярких и острых характеристик.
В художественной жизни времен Перикла центральное место занимал аттический скульптор Фидий. Огромное значение этого величайшего греческого художника подчеркивают многие античные авторы; его именем теперь называют целый период истории искусства – период расцвета классического стиля 5 в. до и. э.
Фидий родился около 500-490 гг. и умер около 431 г. до н. э. Фидий воплотил в своих произведениях высокие идеи гражданственности, создал образы, полные поэзии и красоты, образы, прославляющие свободного грека, его человеческое достоинство и высокую духовную культуру. Самыми знаменитыми в древности считались его колоссальные статуи: Афина Парфенос и Зевс в Олимпийском храме,( см. приложения на стр. 23) выполненные в хрисоэлефантинной технике, и Афина Промахос из бронзы стоящая на площади Афинского акрополя. Для строящегося Парфенона Фидий в 438 г. до н. э. выполнил двенадцатиметровую статую богини. Основу статуи составляла деревянная очень тщательно вырезанная фигура, на лицо и обнаженные части тела которой были наложены тонкие пластинки слоновой кости; одежда и вооружение были выполнены из золота, весом около 2000 килограммов. Все золотые части были съемные, и каждые четыре года проверялся их вес, так как одежда богини представляла собой золотой фонд государства. Бледное воспоминание о Парфенос сохранилось в небольшой мраморной копии 2 в. н. э., найденной близ Афин в Варвакионе.
Афина Парфенос. одетая в длинный пеплос, с эгидой на груди, в шлеме, увенчанном тройным гребнем со сфинксом и грифонами, с фигурой богини Нике, щитом и копьем в руках, производила впечатление величия, непоколебимости и мощи. Строгость складок одежды не скрадывала формы стройного сильного тела; классически правильное прекрасное лицо богини, обрамленное локонами, оживлено было легкой нежной улыбкой. Нащечники шлема, щит, находившийся у ног богини, пьедестал были украшены рельефами на мифологические темы. На щите Афины были прочеканены с наружной стороны сцены амазономахии; а с внутренней – гигантомахии. Статуя Зевса в храме этого божества в Олимпии высотой 14 метров, превосходившая в древности славу Парфенос, изображала верховное греческое божество сидящим на троне с Нике в руке. Огромный пьедестал был также богато украшен рельефами и живописью.
Афина Промахос (высота около 9 м) в шлеме и с копьем, позолоченный кончик которого был виден с моря, воплощала в себе военную мощь Афин. Меньшего масштаба бронзовая статуя Афины, так называемая «Лемниянка», сохранилась в нескольких римских копиях. Здесь Фидий изобразил мирную Афину, держащую свой шлем в руке, но еще не оставившую копья. Расположение складок одежды близко напоминает Афину Парфенос, но колоссальная Афина была полна торжественного спокойствия, ее строго фронтальная композиция согласована с архитектурой интерьера храма. Лемниянка, стоящая на открытом месте, женственна, подвижна; поворот ее головы, свободное движение рук создают впечатление гибкой живой фигуры. Особенно замечательна ее голова с мягким овалом и со свободной трактовкой волнистых волос, перехваченных широкой лентой.
Скульптура Парфенона. Античные литературные источники называют Фидия руководителем работ по созданию скульптурного убранства Парфенона. Вся скульптура Парфенона, в особенности фриз и фронтоны, ясно говорят о едином замысле, и хотя выполняли работы руки многих мастеров, творцом всей композиции был один художник.
Самыми первыми в процессе строительства Парфенона должны были быть готовы девяносто две метопы исполненные в период между 448-442 гг. до н. э. На каждой стороне храма метопы были посвящены особой теме: на востоке – гигантомахии, на западе амазономахии, на севере битве греков и троянцев, на юге кентавромахии. В сохранившихся метопах ясно видны не только разные руки, их исполнявшие, но и разный стиль: одни рельефы еще полны угловатости и жесткости, присущих искусству первых десятилетий века, в других свободно передано движение, а пластичность форм и мягкость складок одежды говорят о новом стиле времени Фидия. Композиционное решение метоп отличается единообразием: почти во всех метопах по две фигуры, которые гармонично вписываются в прямоугольное поле, составляя единое целое со всем антаблементом. Резкие вертикали триглифов чередовались с метопами, где фигуры борющихся греков в кентавров создавали живую игру линий.
Вместе с последними метопами началась работа над фризом с изображением двенадцати олимпийских богов и панафинейского шествия. Фриз имел в длину около 160 м. и был помещен над входом в пронаос, опистодом и на стенах целлы на высоте 12 м и исполнялся уже на месте. Если метопы даны в очень высоком рельефе – местами фигуры только несколькими точками касаются фона,- то фриз исполнен в очень низком рельефе (всего 5,5 см.), но богатом живописной моделировкой обнаженного тела и одежд.
Не весь фриз уцелел, но можно рассчитать, что здесь было изображено больше 350 человеческих фигур и около 250 животных – коней, жертвенных быков и овец.
Приготовление к шествию и начало его находилось на юго-западном углу фриза; далее процессия шла по западной стороне, затем двигалась параллельными рядами всадников и колесниц по северной и южной сторонам и заворачивала на восточную, где идущих в голове шествия девушек со священными сосудами встречали старейшины города Самый центр восточной стороны занимали жрец и жрица храма и прислужники, принимающие подарок для богини – пеплос. По обе стороны от жрецов помещались две группы сидящих богов.
Композиция фриза, несомненно, принадлежит выдающемуся мастеру, который при изображении такого большого количества фигур сумел избегнуть повторения и создал живую картину народного праздника, где все участники проникнуты общим настроением, слиты в едином движении, но каждый при этом, подчиняясь общему тону, сохраняет индивидуальность. Эта индивидуальность выражена в жестах, в характере движения, в костюме. Черты лица, строение фигуры, как богов, так и простых смертных представляют собой обобщенный образ – идеал греческой красоты.
Чередование фигур животных и людей, всадников и пеших, одетых и обнаженных, членение общего потока шествия фигурой, обернувшейся назад, придают всему фризу особую убедительность, жизненность. Раскраска и аксессуары, выполненные из меди, способствовали тому, что рельеф четко выделялся на фоне мраморной стены.
По сравнению с метопами фриз представляет собой дальнейший шаг в развитии реализма; ни следов жесткости или застылости в позах, полная свобода движения, легкость одежд, которые не только выявляют формы тела, но и способствуют выразительности движения, например развевающиеся плащи, передача глубины пространства – все это делает фриз ярчайшим примером расцвета классического искусства.
Одновременно с фризом шла работа и над фронтонами Парфенона. На восточном была изображена сцена рождения Афины из головы Зевса в присутствии олимпийских богов, на западном – спор Афины с Посейдоном из-за господства в Аттике.
Фронтоны Парфенона являются вершиной композиционного решения многофигурной группы такого рода: глубина раскрытия сюжета выражена совершенными художественными средствами, яркой характеристикой образов и вместе с тем поразительной гармонией с общим архитектурным целым. Центр огромных фронтонов разделен между двумя главными действующими лицами: Зевс и Афина, Посейдон и Афина между которыми была помещена на восточном – небольшая фигурка Нике и на западном масличное дерево, дарованное богиней жителям Аттики.
По сторонам Афины и Посейдона находились их колесницы с горячими вздыбленными конями, с трудом удерживаемыми возницами; далее к углам сидели свидетели спора аттические герои Кекропс и Эрехтей с членами их семей и в самых углах фигуры – персонификации аттических рек и источников Кефис, Иллис и Каллироя.
На восточном фронтоне за главными центральными фигурами была еще два божества, сидящих на тронах – Гера и Посейдон. На втором плане за главными богами-фигуры младших богов, Гефеста, Ириды, еще дальше к углам – стоящие фигуры богов и сохранившиеся доныне сидящие и возлежащие боги: справа – три богини: Гестия, Диона и Афродита, слева – группа из двух богинь, вероятно, Деметры и Персефоны и возлежащий молодой бог, по-видимому, Дионис. С левого угла фронтонной композиции из волн океана, показанных рельефно, поднималась четверка коней Гелиоса, бога солнца, в правом углу спускалась в воды океана Селена, богиня луны, на своей колеснице.
Великое событие – рождение богини – свершилось: одни боги с удивлением рассматривают новое олимпийское божество, другие спешат известить мир о совершившемся чуде. Весть постепенно достигает слуха богов, далеко находившихся от места событий, одна из трех сидящих богинь – Гестия обернулась к вестникам, вторая – как бы прислушивается, а третья – Афродита безмятежно возлежит на коленях у матери Дионы, глядя, вероятно, на заход луны; эти три богини – одна из самых величественных по своей красоте, изяществу линий, богатству складок одежды, живописной игре светотени скульптурных групп в мировом искусстве. В левом углу помещена мужская обнаженная, свободно раскинувшаяся на склоне скалы фигура. Рядом с этим молодым, прекрасным, атлетического сложения богом, безмятежно любующимся небесным светилом, сидят, тесно прижавшись друг к другу, Деметра и Персефона.
Группировка углов восточного фронтона показывает удивительную смелость их автора, дерзко нарушившего сложившуюся традицию обращать угловые фигуры к центру, разнообразя их позу лишь в некоторых деталях, как, например, на фронтонах храма в Олимпии. Здесь конь Гелиоса движется слева направо, в этом же направлении уходит в морские воды Селена; мужской обнаженной, изолированной от других фигур, соответствует одетая женская фигура из двухфигурной группы.
Впервые во фронтонных композициях исключительно смело были поставлены в ряд с целыми фигурами и фигуры Гелиоса, погруженного по грудь в волны, и Селены, видимой лишь до пояса и только головы их коней.
Скульптура Парфенона сделалась неисчерпаемой сокровищницей образов, композиционных приемов, художественных мотивов для многих поколений греческих мастеров пластики, живописи, вазовой росписи, терракотовых статуэток даже ювелирных украшений.
Современниками Фидия были знаменитые в античности скульпторы Кресилай, Поликлет и Алкамен, произведения которых известны нам в римских копиях.
Ярчайшим представителем пелопоннесской школы 5 в. до н. э. был Поликлет, родом из Сикиона либо из Аргоса. Деятельность его протекала в Аргосе, работы его находились во многих городах Греции. Он побывал в Афинах, где победил в конкурсе на статую амазонки.
Поликлет – мастер бронзовой скульптуры – был не только ваятелем, но и теоретиком искусства. Он написал сочинение «Канон» (известное нам лишь по более поздним источникам) о пропорциях человеческого тела Корпус его фигур был широким, массивным, общие пропорции приземистые. Воплощением его правил была статуя юноши копьеносца («Дорифор»), Это обнаженный юноша атлетического строения, с лицом спокойным и классически прекрасным.
«Раненая амазонка» Поликлета чрезвычайно близка «Дорифору»: те же пропорции, те же черты спокойного меланхолического лица Амазонка, положив руку на голову, скорее просто отдыхает, чем страдает от раны, обозначенной несколькими капельками крови на правом боку.
Герои Поликлета – ярчайшее воплощение идеала греческого свободного гражданина Спокойную уверенность в своей силе, красоте, превосходстве выражают его творения.
Ученик Фидия Алкамен известен статуей Афродиты, стоявшей некогда в афинском саду на берегу реки Илисса (так называемая «Афродита в садах»). Произведение это было очень популярно и неоднократно копировалось в римское время.
Развитие искусства последней трети 5 в. до н. э. совершается в трудное для Греции время, в период Пелопоннесской войны. В изобразительном искусстве ставится новая большая проблема: показать внутренний мир человека, его индивидуальность.
Фриз храма Аполлона в Бассах. Храм в Фигалии (Бассах), построенный Иктином в 420 гг. д. н. э., имел тридцатиметровый фриз, опоясывающий внутри целлу с изображением двух сцен: амазономахии и кентавромахии. Баталии отличаются большой динамичностью, сильными резкими движениями, смелостью ракурсов, выразительностью жеста в мимикой лица. Фигуры поставлены тесно в два плана – почти всюду обозначена под ногами почва. Кентавры охарактеризованы традиционно, их свирепые некрасивые лица, грубые движения напоминают кентавров олимпийского западного фронтона.
В целом фриз Фигалии – оригинальное произведение мастеров, стремившихся к глубокой реалистической передаче жизненных явлений, смело подходивших к сложной проблеме движения. Следует также подчеркнуть великолепное понимание декоративной задачи: ритм линии, чередование низкого и высокого рельефа, игра света и тени, все учтено мастерами для того чтобы фриз смотрелся снизу как гармоничная часть антаблемента.
Фриз храма Нике Аптерос. созданный приблизительно в то же время, что и фриз Фигалии, имеет свои особенности. На восточной его стороне изображены олимпийские боги, очень близкие по стилю к фризу Парфенона, на трех других сторонах – битва греков с варварами. Особенно замечателен рельеф длиною 35 м, украшавший балюстраду Пиргоса – укрепленного выступа скалы Акрополя, на котором стоял храм Нике. Содержанием этого рельефа было прославление Афины: многочисленные Нике в присутствии богини, которая изображена здесь два раза, ведут жертвенных быков, поднимают трофеи, приносят жертвы.
Рельефы относятся к концу 5 в. до н. э. и отличаются изяществом форм юных богинь, особой живописностью складок одежды. Лучше всего эти художественные особенности выражены в знаменитой «Нике, подвязывающей сандалию». Ее широкая одежда и плащ струятся волнами, облегая тело богини, создают богатую игру светотени.
Хорошо сохранились знаменитые шесть кариатид с южного портика храма. Они напоминают девушек с фриза Парфенона в длинных пеплосах, спадающих до земли вертикальными параллельными складками, подобно каннелюрам. Три кариатиды опираются на правую ногу, слегка выставив левое колено, три другие – на левую. Капитель на головах девушек не имеет волют. Антаблемент не полный, в нем нет фриза, что облегчает тяжесть, которую поддерживают кариатиды. В кариатидах скульптор великолепно сумел соединить жизненность фигур, красоту линий тела девушек с подчинением общего композиционного замысла архитектурной задаче. Ведь кариатиды не только украшают портик, но и являются частью конструкции сооружения.
В последнюю четверть 5 в. до н. э. работал замечательный греческий портретист Дмитрий из Алопеки (один из районов Аттики). Его деятельность захватывает первую четверть 4 в. до н. э. Дмитрий был мастером, который создавал образ человека, в отличие от художников, изображавших богов, то есть указывалось на правдивое, без идеализации изображение определенного лица. Индивидуализм как выражение умонастроений этого исторического периода нашел свое воплощение в развитии реалистического портрета. Дмитрий (работы его известны лишь по римским копиям) передавал с большим вниманием индивидуальные черты лица портретируемого, его возраст, ничего не приукрашивая, не сглаживая. Дмитрий предпочитал лица немолодые, так как морщины на лице, складки на щеках и под глазами давали художнику повод для выявления пластики лица. Пышные волосы, густые длинные бороды с крутыми локонами служили всегда живописным обрамлением лицу. Пряди волос располагаются не симметрично с правой и левой стороны, не симметричны и складки на лбу, на переносице в около глаз. Свободное расположение масс составляло своеобразие одного из художественных приемов Дмитрия и помогало наряду с точной передачей физиономических особенностей создавать портреты, хотя еще несколько поверхностные, без раскрытия характера, но живые и индивидуальные («Портрет философа Антисфена», нач. 4 в. до н.э.).
Античный мир был миром, который сами греки называли Эллада. А себя называли эллинами. Они не имели единой территории, но имели единый национальный дух. Они сделали модуль.
Подлинников почти нет а античность есть.
Выводы
Античный мир был миром, который сами греки называли Эллада. А себя называли эллинами.
У Греков не было государства, права, их города – полисы были разбросаны по побережьям Черного, Азовского, Мраморного, Средиземного морей. Но был высокий национальный дух, который помогал побеждать в войне с персами. «Греки гордились своим демократическим строем, предполагающим активность каждого гражданина и равную ответственность всех граждан: он возвеличивал свободную гражданскую личность. Чувство меры, гармонии и симметрии было присуще мироощущению греков. Изобразительное искусство считалось одним из видов ремесла, при этом художники пользовались почетом как искусные мастера своего дела.» (1, 64) Победить для них на Олимпийских играх значило гораздо больше, чем победить в войне. Древние Греки всюду стремились к совершенству. Совершенным должно быть тело человека. Совершенной должна быть скульптура, второй сорт сразу уничтожался. Совершенными должны быть даже празднества, симпозии. Где нельзя было ни о чем другом разговаривать кроме как о том, что изображено на киликах и амфорах, т.е. о богах и героях греков. Для них человек был высшим существом, стремящимся к наивысшему, божественному, истребляя в себе все животное, что изображено в так называемой «кентавромахии», борьбе человека с кентаврами, воплощениями всего животного, присущего человеку.
Возникают вопросы. Почему за столь короткий период истории греки смогли создать огромный пласт искусства? Почему все их творения идеальны и неповторимы? Почему сейчас ничего подобного или, точнее сказать, лучшего, не создается? Ответ в самих греках, в их сути, в том, что они создавали специальную атмосферу, где рождалась та магма, из которой выходило то неповторимое греческое искусство.
Древняя Греция оставила всему миру великое наследие, не только в области изобразительного искусства, архитектуры, но и литературы, музыки, театрального искусства, философии, науки, демократии, спорта. Вся Европейская культура до сих пор пользуется этим наследием. Причем подлинников почти не осталось, а античность есть!
Список литературы
1. Сокольникова Н.М. «История изобразительного искусства в двух томах». – Москва: Издательский Центр «Академия», 2007 г. – 304 стр.
. «Памятники мирового искусства», Выпуск ІІІ, серия 1./ Колпинский Ю.Д. «Искусство Эгейского мира и Древней Греции». – М.: Издательство «искусство», 1970г. – 446 стр.
. Искусство Древней Греции и Древнего Рима» – методическая разработка: Клипалов Б.Я., Донецк.
. Алпатов М.В. Художественные проблемы искусства Древней Греции. – М.: Искусство, 1987.
Приложения
Карта Древней Греции
Храм Зевса в Олимпии (реконструкция)
Рис. 1. Типы храмов:
– храм в антах;
-в двойных антах;
– простиль;
– амфипростиль;
– псевдопериптер;
– диптер;
– псевдодиптер;
– периптер;
,11 – толосы.
храм Аполлона в Коринфе
<#”805117.files/image006.jpg”>
храм Геры в Олимпии
Храм Артемиды в Эфесе
Кратер Клития и Эрготима (Ваза Франсуа). Около 560 г. до н. э. Флоренция. Археологический музей.
Рис. 13. Типы греческих сосудов: 1-3 – килики: 4-7 – кратеры; 8 – гидрия; 9 – псиктер; 10 – кальпида; 11 – ойнохоя; 12-14 – амфоры; 15 – пелика; 16 – панафинейская амфора; 17 – лутофора; 18 – стамнос; 19 – арибал; 20 – алабастр; 21 – пиксида; 22 – лекиф; 23 – скифос; 24 – киаф; 25 – канфар
Реконструкция Афинского Акрополя
<#”805117.files/image012.jpg”> <#”805117.files/image013.jpg”>
Метопа с изображением Атланта, приносящего Гераклу яблоки из сада Гесперид храм Зевса в Олимпии.
Первая половина V в. до н.э. Музей в Олимпии
Статуя Зевса работы Фидия (реконструкция)
<http://www.google.com.ua/url?sa=i&rct=j&q=&esrc=s&source=images&cd=&cad=rja&docid=be2xMPJ8joKhIM&tbnid=E4bb27dyWGUmSM:&ved=0CAUQjRw&url=http://fb2.booksgid.com/content/04/aleksey-losev-platon-aristotel-3-e-izd-ispr-i-dop/92.html&ei=WzewUoCeCIKD4ATBlICgBw&psig=AFQjCNFKw0W2QVtzU69gyzwFHYOM_PVM_A&ust=1387366577484134>
Портрет философа Антисфена», нач. 4 в. до н.э.).