- Вид работы: Реферат
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 5,16 kb
Натюрморт как искусство, его значение
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. КОМПОЗИЦИОННОЕ РЕШЕНИЕ НАТЮРМОРТА В ДЕТСКОМ ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТВОРЧЕСТВЕ
2. ЦВЕТОВОЕ И КОНТРАСТНОЕ РЕШЕНИЕ НАТЮРМОРТА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
ВВЕДЕНИЕ
Натюрморт – один из самостоятельных жанров живописи. Своеобразие жанра заключается в его больших изобразительных возможностях и в детском творчестве особенно. Возможности натюрморта имеют большое значение для воспитания художественного и эстетического вкуса у ребенка. Здесь можно упростить или усложнить тему в зависимости от возраста ребенка, развития его умений и навыков, с тем, чтобы добиться определенного результата и стимулировать его дальнейшее творчество.
Через материальную сущность конкретных предметов ребенок может в образной форме отразить существенные стороны окружающей его жизни, вкусы и нравы его среды обитания, социальное положение своих родителей, исторические события к которым он оказался причастным, сведения, полученные им при чтении книг или просмотре фильмов и телепрограмм.
Через целенаправленный отбор объектов изображения, и их трактовку он выражает свое отношение к действительности, раскрывает свои мысли и чувства. Это повышает актуальность выбранной для исследования темы.
Объект исследования: изобразительное искусство.
Предмет исследования: натюрморт.
Цель исследования: определение сущности жанра натюрморта и его влияния на процесс художественного развития ребенка.
На пути к поставленной цели решались следующие задачи: определить приемы композиционного решения натюрморта; проанализировать особенности цветового и контрастного решения натюрморта.
Методы исследования: историческое определение, наблюдение, художественное обобщение.
Работа базировалась на трудах: Е.А. Кибрик, Т.С. Комаровой, Н.П. Костерина, В.Е. Шорохова.
1. КОМПОЗИЦИОННОЕ РЕШЕНИЕ НАТЮРМОРТА В ДЕТСКОМ ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТВОРЧЕСТВЕ
Натюрморт – это группа предметов, расположенных на картине в зависимости от фантазии художника и его эстетического видения. По сравнению с тематической картиной или пейзажем в творческом натюрморте художник свободнее распоряжается расположением предметов, которые может в случае необходимости поменять местами, передвинуть, изъять, наконец, изменить уровень зрения на постановку. Подобная перестановка не исключается и в процессе непосредственного изображения натюрморта.
Вся композиционная работа сосредоточивается на вопросах размещения натюрморта на картинной плоскости. В зависимости от характера натюрмортной группы предметов – ее высоты и ширины, глубины пространства, степени контрастности предметов по величине и цвету, рисующий определяет формат и размер плоскости, положение композиционного центра, находит тональное или цветовое решение, словом, ведет поиски наиболее выгодной композиции, в которой найдут свое разрешение вопросы равновесия, пропорциональных отношений по величинам и т.д.
Сюжетный центр выбирается с таким расчетом, чтобы он, притягивая к себе все остальное, выполнял функцию своего рода камертона для предметов, находящихся вне композиционного центра. Он может выделяться, заявлять о себе по законам контраста форм, тона, цвета и т.д., но никогда не вырываться из целостности изображения натюрморта как группы взаимосвязанных предметов.
На особенностях зрительного восприятия основывается закон композиционной цельности. Об этом должен помнить каждый, изображающий натюрморт. Именно те предметы, которые составляют зрительный центр, включаются в натюрморт как главные, как центр композиции, подчиняющий себе второстепенные части. Он выявляется масштабными величинами предметов, их формой, тональными и цветовыми контрастами при сохранении целостности восприятия натюрморта как единой объемной формы, расположенной в пространстве.
Иногда при выборе формата пользуются видоискателем, с помощью которого определяется соотношение горизонтальных и вертикальных сторон картинной плоскости. Художник то приближается с видоискателем к натуре, то отходит от нее, или приближает его к глазам, или удаляет, оставаясь на одном и том же расстоянии от постановки. Видоискатель как подсобный инструмент в какой-то степени облегчает нахождение величины изображения и свободного места вокруг сгруппированных предметов.
Конкретизация формата в своей основе зависит от пропорций группы. В том случае, когда высота группы значительно больше ширины, берется вертикальный формат. Если же предметы, взятые вместе, занимают больше места по ширине, требуется горизонтальный формат. Если разница между шириной и высотой группы предметов небольшая, формат выбирается близким к квадрату. Однако в этот принцип определения формата порой вносятся коррективы, связанные с тем замыслом, который рисующий стремится воплотить в натюрморте. Иногда при явно преобладающей высоте группы формат уменьшается по высоте, что способствует передаче ощущения тесноты того помещения, где находится натюрморт. То же самое можно сказать о стеснении горизонтальной группы слева и справа.
К тонкостям поиска формата относится выяснение величины свободных мест слева и справа, сверху и снизу от группы предметов. Это весьма важно для определения композиционного центра. Количество свободного места вокруг основной группы предметов во многом зависит от их положения в пространственных планах. Практика показывает, что наиболее выгодно помещать основную группу на втором плане; при этом несколько сокращается величина изображения, однако сохраняется воздушная перспектива, действующая от переднего плана в глубину картинной плоскости.
Обычно крупному изображению бывает тесно на картинной плоскости, оно как бы упирается в края избранного формата и тем самым, как утверждает В.А. Фаворский, уничтожается специфика изобразительного искусства, то есть исчезает задача передачи пространства на плоскости. В этом случае величина изображения, равная (или почти равная) картинной плоскости, не даст возможности передать иллюзию пространства, остаются видимыми лишь предметы сами по себе. Вот почему опытные художники придают большое значение соотношению размера плоскости и величины изображаемого на ней.
При наличии значительного количества свободного места с той или иной стороны формата смысловой, зрительный и композиционный центры оказываются сильно смешенными в противоположную сторону от большой свободной площади. В подобных случаях натюрморт выглядит перегруженным в той части, где располагается основная масса, и тем самым нарушается композиционное равновесие. Кроме того, это противоречит зрительному восприятию реальной действительности человеком.
Композиционный центр в большинстве случаев не совпадает с геометрическим центром изобразительного поля, но и не смещается от него далеко к краям картинной плоскости.