- Вид работы: Реферат
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 9,14 kb
Наука и культура в эпоху Возрождения
Наука и культура в эпоху Возрождения
План
1.Возрождение
.Гуманисты европейского Возрождения
.ВКЛ в период эпохи Возрождения
Заключение
Список литературы
1.Возрождение
Позднее средневековье было ознаменовано развитием новой, передовой, прогрессивной культуры, получившей название Возрождение (фр. renaissance), что указывает на её связь с античностью. Возрождение зародилось в Италии и затем распространилось по всей Европе. К XVll в. оно окончательно превратилось в общеевропейское культурное движение, нанесшее смертельный удар по средневековой схоластике, которая пыталась дать научное обоснование религии, примирить веру и разум.
В результате сближения с Востоком, в частности с Византией, итальянцы ознакомились с древнегреческими рукописями, произведениями изобразительного искусства и архитектуры. Часть из них была перевезена в Италию для коллекционирования и изучения. Но и в самой Италии сохранилось немало памятников античных римских авторов, которые также стали тщательно изучаться представителями городской интеллигенции. В обществе пробудился глубокий интерес к классическим древним языкам, древней философии, истории и литературе. Особо важную роль в этом движении сыграла Флоренция.
Используя античную идеологию, нарождающаяся буржуазия не просто пассивно усваивала древнюю культуру, но и перерабатывала её по-своему, формируя мировоззрение, противоположное господствующему. Другое название новой итальянской культуры – гуманизм – свидетельствует о том, что в центре мировоззрения стоит человек, а не нечто божественное, потустороннее, как в средневековой идеологии. В противоположность пессимистическим мотивам прошлого, в мировоззрении и настроениях людей эпохи Возрождения преобладали оптимизм, вера в человека, светлое будущее, торжество человеческого разума и просвещения. Аскетизму не оставалось места: человеческое тело, его страсти и потребности рассматривались не как греховные проявления, которые необходимо подавлять и истязать, а как самоцель, как самое главное в жизни (Я – человек, и ничто человеческое мне не чуждо). Земное существование признавалось единственно реальным. Познание природы и человека объявлялось сущностью науки.
2.Гуманисты европейского Возрождения
Эпоха Возрождения особенно ярко запечатлела себя в литературе, живописи, скульптуре, музыке. Однако и педагогические взгляды того времени были коренным образом преобразованы. Многие деятели просвещения в Италии выдвинули идею гражданского воспитания, смысл которой заключался в формировании члена общества, чуждого христианскому аскетизму, развитого телесно и духовно, воспитанного в процессе трудовой деятельности. Так, Леонардо Бруни (1369-1444, Флоренция), создатель новой педагогической системы, настаивал на воспитании не только духа, но и тела. Одним из первых потребовал организации светского женского образования. Его современник и соотечественник Витторино да-Фельтре (1378-1446) открыл школу под названием Дом радости, которая располагалась в красивейшем дворце, окружённом великолепной природой. В отличие от средневековых школ здесь было много воздуха и света. Учащиеся занимались физкультурой, изучали классические языки и литературу, математику, астрономию, совершали экскурсии в природу. Приоритет отдавался игровому методу.
Среди итальянских гуманистов Возрождения выделяется Томмазо Кампанелла (1568-1639), бунтарь и еретик, 27 лет жизни проведший в тюрьме. В своём знаменитом трактате Город солнца нарисовал образец общества экономического и политического равенства. Здесь заботятся об улучшении породы людей, поощряя занятия наукой, искусством, изучение истории, традиций и обычаев. Горожане свободны от таких пороков, как лень, хвастовство, хитрость, плутовство и воровство. Благодаря правильному воспитанию жители отличаются отменным здоровьем и внешней привлекательностью. В городе солнца много внимания уделяется наглядной агитации: стены зданий являются своеобразными иллюстрированными страницами учебных книг. Во главе государства стоит самый образованный, просвещённый гражданин.
Во Франции ярким представителем гуманистических идей в педагогике был писатель Франсуа Рабле (1494-1553). В романе Гаргантюа и Пантагрюэль он, используя интересный сюжет и яркие образы, показывает преимущества нового и недостатки старого подходов к образованию на примере воспитания Гаргантюа. Вначале отец пригласил учёных-схоластов, которые заставляли мальчика зазубривать весь материал наизусть. Мальчик выучил книги так, что мог пересказать их как с начала до конца, так и обратно, в результате чего лишь отупел. Увидев это, король выгнал всех учителей-схоластов и пригласил одного учителя-гуманиста, который сформировал из мальчика сильного, разносторонне воспитанного и образованного человека, умеющего плавать, охотиться, играть на музыкальных инструментах, подражать голосам зверей и птиц.
Другим представителем французского гуманизма является Мишель де Монтень (1533-1592), автор известной книги Опыты. Он советует молодым людям вдумчиво и без предвзятости изучать образ жизни, своеобразие духовности и мышления различных народов, природу их стран. Монтень верит в неисчерпаемые возможности человека, относясь с большой долей скепсиса к божественному провидению, т. е. предпочитает снять перед Богом шляпу, но не становиться на колени. По его убеждению, ребёнок превращается в личность не столько благодаря полученным знаниям, сколько развив способность к критическим суждениям. Размышляя, какими должны быть воспитание и обучение, он рекомендует, чтобы ученик больше говорил, а учитель больше слушал. По мнению Монтеня, между двумя представителями рода человеческого сходства меньше, чем между двумя различными животными.
Большой вклад в развитие педагогической мысли внёс английский философ и гуманист Томас Мор (1478-1535), автор Золотой книжки, столь же полезной, как и забавной, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия. Рисуя идеальный строй на фантастическом острове, он декларирует новые принципы в образовании: равный характер общественного воспитания, широкое общее образование, преподавание на родном языке, связь теоретического обучения с трудом (ведущий вид – земледелие), самообразование. Опираясь на тезис, что природа одинаково благоволит ко всем, Мор особое внимание уделил проблеме женского образования. Он ценил в женщине учёность в сочетании с присущими ей добродетелями:
Когда существо женского пола соединит хотя бы небольшие знания со многими похвальными добродетелями, тогда я ставлю её выше сокровищ Креза и красоты Елены… Разница пола в смысле учёности значения не имеет, так как при наступлении жатвы совершенно безразлично, посеяны зёрна рукой мужчины или женщины. И мужчины, и женщины одинаково способны к тем занятиям, которые совершенствуют и оплодотворяют разум, подобно почве, на которой посеяны семена мудрости.
За свои религиозно-политические убеждения лорд-канцлер Томас Мор был заключён в Тауэр, а затем казнён.
Один из властителей дум эпохи Возрождения – Эразм Роттердамский (1469-1536) в сатирическом сочинении Похвала Глупости высмеивал нравы и пороки тогдашнего общества: невежество, тщеславие, лицемерие. Он отстаивал идею раннего обучения и воспитания.
Гуманисты заново открыли, как много для культуры и образования сделали Древние Греция и Рим. Педагогическую триаду Возрождения составляли классическое образование, интенсивное физическое развитие, гражданское воспитание.
3.ВКЛ в период эпохи Возрождения
возрождение педагогический княжество литовский
Среди ряда таких представителей европейского Возрождения, как Леонардо да Винчи, Микеланджело, Томас Мор, Николай Коперник и других, нужно назвать имя белорусского и восточнославянского гуманиста, первопечатника и просветителя, учёного и писателя, уроженца древнего Полоцка Франциска Скорины (около 1490-1551), который видел, что Европа была более образованной в то время, чем его родина и хотел, чтобы и в восточных землях было больше лучей просвещения. 6 августа 1517 г. в Праге впервые на русском языке он издаёт 23 книги Библии с комментариями и Псалтирь на славянском. Для того чтобы снять с Библии одежды божественности и показать, что книга – творение рук человеческих, нужно было перевести её на живые языки европейских народов. Три года спустя в Вильно он продолжает работу по изданию книг на белорусском языке. Выходят Апостол и Малая подорожная книжица. Издание книг на белорусском языке, по мнению Скорины, имело решающее значение в развитии просвещения и культуры – всё доброе и злое в обществе идёт от родного языка.
В предисловии и комментариях к Библии Скорина показывает пути и средства изучения семи свободных искусств: грамматики, риторики, диалектики, музыки, арифметики, геометрии и астрономии. Для каждого из предметов он указывает соответствующие книги и разделы Библии. Так, основные сведения по арифметике содержатся в четырёх книгах Моисея, для развития счёта он предлагает использовать порядковый ряд псалмов; по вставленному им календарю можно было учиться определять время солнечного затмения и подсчитывать разные церковные и светские праздники. Геометрию он рекомендует изучать по книге Иисуса Навина, в которой даются описания различных земель – Египта, Междуречья, Финикии, Иерусалима, Сирии, Аравии и др. К семи свободным искусствам Скорина предлагает добавить изучение истории и добродетельности, материала по которым в святых книгах предостаточно. Реальные земные потребности человека занимают самое важное место в размышлениях Скорины. Самопознание, изучение внутреннего мира человека он считает главным как в интеллектуальной деятельности, так и в моральном совершенствовании.
Книги Скорины по оформлению превосходили не только предшествующие церковно-славянские, но и современные ему венецианские книги, считавшиеся эталонами издательского дела. Украшенные красочными гравюрами, со вкусом выполненными заставками, они выглядели значительно лучше и более поздних западноевропейских изданий. Сейчас его работы находятся в разных странах мира.
История не сохранила подробностей жизни Скорины, но время не стёрло из памяти его имя, оно донесло до наших дней его книги, гравюры, мысли, идеалы:
Понеже от при рождения звери, ходящие в пустыне, знають ямы своя; птицы, летающие по воздуху, ведають гнезда своя; рибы, плавающие по морю и в реках, чуят виры своя …тако ж и люди, где зродилися и скормлены… к тому месту великую ласку имеють.
Франциск Скорина – великий белорусский просветитель эпохи Возрождения стоит в одном ряду с Леонардо да Винчи и Альбрехтом Дюрером.
Среди гуманистов эпохи Возрождения видное место принадлежит Николаю Гусовскому (1480-1540). По решению ЮНЕСКО в международном масштабе отмечалось 500-летие поэта белорусской народности. Его сравнили со звездой, которая блуждала по чужим орбитам. Именно Гусовский, выступая в эпоху расширения идей гуманизма в Европе со своими художественными произведениями, стал носителем ново-латинской поэтической традиции. Его произведения по своей тематике и идейному содержанию существенно отличались от произведений античной, средневековой традиции старолатинистов, корифеев Вергилия, Горация, Цицерона. Известным дошедшим до нас произведением Гусовского является поэма Песня про зубра, написанная на латинском языке не случайно, потому что это был язык международного культурного общения, и произведение, созданное на нём, могло иметь более широкий круг читателей. Песня про зубра была написана в Риме по просьбе Папы, (Николай Гусовский находился в составе посольской миссии от Великого княжества Литовского), под впечатлением боя быков, на котором он присутствовал.
Другим известным поэтом-латинистом того времени был Ян Вислицкий (1480-1520), автор поэмы Прусская война, в которой рассказывается о битве под Грюнвальдом в 1410 г. и её участниках.
Великокняжеский указ, который вошёл в историю под названием Александров привелей, стал своеобразной конституцией ВКЛ. Этим документом ограничивалась власть великого князя и повышалась роль Рады, определялись основы гражданского и уголовного права. Широко известно, что конституция США – одна из первых в мире, однако Александров привелей был принят в 1492 году, когда Колумб ещё только открывал Америку.
В целом культура и образование Великого княжества Литовского в период эпохи Возрождения носили прогрессивный и, в частности, ярко выраженный белорусский характер.
Заключение
Гуманистическое мировоззрение стало одним из крупнейших завоеваний эпохи Возрождения, оказавшим сильное влияние на всё последующее развитие европейской культуры.
Список литературы
1)Варенова Т.В. Краткая история педагогики. Мн., 2009.
)История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ в./Под ред. А.И. Пискунова. М., 2001.
3)Мыслiцелi i асветнкi Беларусi: Энцыклапедычны даведнiк. Мн., 1995.
4)Кулiнковiч К.А., Грымаць А.А. Гiсторыя падагогiкi. Мн., 2001.