- Вид работы: Курсовая работа (т)
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 41,21 Кб
Некрополь как объект изучения и охраны
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Государственный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки
Отдел второго высшего образования
Специальность: «Культурология»
Работа по курсу «Сохранение природного и культурного наследия»
на тему: «Некрополь как объект изучения и охраны»
Касаткина Наталья Николаевна
Москва 2012
Оглавление
Введение
. Некрополь – как явление. Культура погребения
. Некрополь как объект изучения
. Некрополь как объект охраны
. Эпитафия как исторический источник
. История кладбищ Москвы
.1 Введенское кладбище
.2 Ваганьковское кладбище
.3 Кладбище Новодевичьего монастыря
.4 Донской монастырь
Заключение
Список литературы
Введение
Похоронная культура является одной из древнейших форм социальной культуры, распространенной повсеместно. Практики захоронений существуют в большом разнообразии, и традиции, сложившиеся вокруг самого явления смерти, отражают принципиально важные черты, характерные для того или иного общества. Через отношение к смерти раскрывается отношение к жизни и окружающему миру. Память о предках и ритуалы погребения, зачастую имеющие важную пространственную составляющую, лежат в основе географически обусловленного феномена культуры любого народа. Поэтому некрополистика является очень перспективным направлением в рамках изучения культуры в целом.
В России богатая история захоронений и организации мемориальных комплексов. Здесь идет продолжение общеевропейских традиций, и также создание уникальных самобытных элементов в этой области. Однако, научное обеспечение развития похоронного дела в России долгое время оставалось вне сферы академического внимания. Некрополи оказались в крайне невыгодном положении во многом из-за жесткой конкурентной среды в обрасти землепользования. Для их создания нередко отводились земли, малопригодные для этих целей, в том числе глинистые и обводненные. В таких условиях, препятствующих разложению останков умерших, не только возникает необходимость постоянного расширения территории для создания новых мест захоронений, но также появляется реальная угроза заражения окружающей среды продуктами полураспада и распространения болезнетворных микроорганизмов. Серьезные недостатки в обустройстве некрополей способствовали исключению их из сферы культурных ценностей. Это стало одной из причин разобщения «города мертвых» с «городом живых». Некрополи стали реже посещаться, что приводит к утрате не только ценных архитектурных памятников, но и части истории.
Данная работа имеет цель рассмотреть феномен некрополя в нескольких аспектах, прежде всего, как историческое явление, как предмет изучения и охраны. Также в задачу работы входит краткое описание развития некрополистики в России и обзор истории наиболее известных кладбищ Москвы.
некрополь погребение кладбище эпитафия
1. Некрополь – как явление. Культура погребения
Некрополь (гр. nekropolis – город мертвых) – кладбище, могильник, мемориальный ансамбль. В этом значении и будет рассматриваться некрополь в данной работе.
Захоронения некоторые ученые считают значимым признаком появления человеческой культуры как таковой, создание погребальных памятников – важнейшим императивом цивилизации. Их сооружение зачастую было обязательным, закрепленным законодательно. Христианство сохранило это отношение, но выработало особую традицию: постулируя пренебрежение к тленной, телесной оболочке, оно при этом тщательно оформляло места захоронения (это свойственно восточным религиям и связанное с представлением о единстве всех, живых и мертвых, членов Церкви) с надеждой на скорое воскрешение во плоти.
Некрополь может выступать не только как вещественный источник, «антропологический источник», но являться существенным компонентом духовной культуры и нести в себе массу социальной информации. В этом смысле его значимость определяется отражением понимания проблемы жизни и смерти: представление о сохранении памяти об умерших, памяти о предыдущих поколениях и сохранения представлений о прошлом вообще. Шокарев отмечает, что «Некрополь и его восприятие в различные эпохи является показателем существовавшего или существующего в обществе исторического самосознания. Для исследования этих проблем важен весь комплекс захоронения: расположение останков, наличие или отсутствие погребальных сооружений, наличие или отсутствие погребального инвентаря и иные признаки погребального обряда. Существенен и сам факт наличия некрополя как сочетания не скольких захоронений.»
Большое значение также имеет форма погребального сооружения – курган, ладья, деревянная домовина, каменный саркофаг, плита, «палатка», часовня, склеп и др. В этом можно почерпнуть, какие были представления об устройстве мира, и представления о сущности человека, и погребальный и поминальный обряд.
Практики захоронения широко варьировалось у разных народов и в разные времена. Наиболее распространенными типами погребений в древности были кремация (сожжение) и ингумация (захоронение в земле). Так поступали, например, древние народы Ирана, калифорнийские индейцы, племена Латинской Америки (ацтеки и другие), германцы (свевы). Протоиндоиранцы, принадлежавшие к одной из "ямных" степных культур, хоронили знатных сородичей на дне глубоких колодцев, покрытых земляными курганами. Простолюдинов в соответствии с их званием просто зарывали в землю.
Народы, населявшие территорию Анатолии в VII-VI тысячелетии до н. э., тоже раздельно хоронили мужчин и женщин. Погребения женщин зачастую устраивали под полами некоторых святилищ (это было связано с культом женщины-богини, женщины-жрицы, символизировавшей единство жизни и смерти). Прочих же покойников (мужчин и детей) нередко хоронили прямо под полами жилых домов.
Сарматы, меоты и другие народы, населявшие в античный период Причерноморье, рыли простые земляные ямы прямоугольной или овальной формы; иногда их стенки выкладывали плитами, иногда перекрывали сверху камнем.
У чеченов и ингушей (Северный Кавказ) старые могильники состояли из каменных склепов, сложенных таким образом, что тела умерших практически изолировались от земли и воздуха.
На Самоа, Тонга, Маркизских островах, если умирал вождь, его тело бальзамировалось и помещалось в особую усыпальницу. Рядовых же членов племени зарывали в землю, пускали в лодке в море, иногда применяли воздушный способ захоронения – на дереве или на деревянном помосте.
Западные и восточные славяне до принятия христианской веры предпочитали кремацию, южные же, как правило, хоронили в земле и над могилой насыпали курган. Позднее курганную систему захоронений переняли у славян скифы и сарматы. Хотя курганы разных видов встречаются у многих народов мира, скифы оставили наиболее впечатляющие курганные погребения.
Список, конечно, неполный. Интересным представляется факт, что «положение останков – вытянутое на спине, скорченное на боку, сидячее, их ориентация по сторонам света и др. – являются одним из важнейших определяющих элементов археологических культур от палеолита до развитого средневековья и дают возможность реконструировать верования людей древности о загробном мире. Так, смена скорченных погребений на вытянутые показывает переход от представлений о будущем рождении человека к представлениям о смерти как долгом сне (успении); аналогичные выводы делаются на исследовании обряда кремации, свидетельствующем о распространении представлений о перелете души с земли в верхний мир, мир предков, рай». Аналогичное значение, как и существование, цельность и расположение останков в погребении, имеет погребальный инвентарь, показывающий бытовавшие представления о загробном мире. Не менее важное значение имеет форма погребального сооружения – курган, ладья, деревянная домовина, каменный саркофаг, плита, «палатка», часовня, склеп и др. Она отражают и коренные представления об устройстве мира, и представления о сущности человека, и погребальный и поминальный обряд.
Современные правила захоронений
Мы здесь рассмотрим лишь обычаи, принятые в основных мировых религиях.
Так, христианский обряд предписывает располагать гроб в могиле так, чтобы тело располагалось горизонтально, голова умершего человека была обращена на запад, а ноги на восток. Над могильным холмиком устанавливается крест, он должен находиться над ногами усопшего. У католиков и протестантов крест ставится над головой усопшего, чтобы после воскрешения он поцеловал крест.
По православному обряду самоубийц нельзя хоронить на кладбище, поэтому их хоронили за оградой. Однако по законодательству в России нельзя хоронить не на территории кладбища.
У мусульман умершего хоронят завернутым в саван, без гроба, причем лицо покойного должно быть обращено в сторону главного святилища ислама в Мекке.
Очевидно, что за всю историю человечества было выработано огромное множество способов и практик захоронений (вышеперечисленный список, конечно, можно продолжать и продолжать). Но здесь для нас важно то, что не у всех народов и не во все времена были кладбища как таковые.
О некрополях «всерьез» можно говорить, начиная с древних египтян, этрусков. У них они часто представляли собой обширные «города мёртвых» с улицами и переулками, где гробницы могли выглядеть как архитектурные сооружения. Наиболее значительные египетские некрополи находились в Абидосе, около Мемфиса и Фив. Крупнейшие этрусские «города мёртвых» были возведены в древности вблизи городов Цере (ныне Черветери), Тарквинии, Клузий (ныне Кьюзи). Существовали подземные некрополи – катакомбы. Знаменит также Дипилонский некрополь вблизи Афин с замечательными мраморными надгробиями.
Место захоронений. Важно обратить внимание, что это были отдельные, специально выделенные места, иногда довольно обширные (что могли быть названы «городом») и, как правило, находящиеся за пределами города.
Сама же смерть была довольно распространенным явлением, т.е. гораздо более привычным и обыденным, чем в наше время. Филипп Арьес пишет об этом: «Вполне ощущая свою близость со смертью, древние, однако, боялись соседства с умершими и держали их в стороне от себя. Погребения чтили. Отчасти потому, что опасались возвращения мертвых, и тот культ, которым окружали могилы и манов – души усопших, как раз и имел целью помешать мертвым вернуться. Захороненные в земле или сожженные на костре покойники считались нечистыми, и их близость могла осквернить живых. Местопребывание одних должно было быть отделено от мира других, чтобы избежать всякого контакта между ними, за исключением специальных дней, когда приносились умилостивительные жертвы манам. Таково было правило. На протяжении долгих столетий истории римской цивилизации, от закона XII таблиц до Кодекса Феодосия, умерших предписывалось хоронить или кремировать за пределами города, дабы, как объясняет эту норму в своем комментарии юрист Павел (III в.), городские святыни не были осквернены соседством мертвых тел или праха».
Действительно, некрополи в античную эпоху располагались на окраине города или поселения, обязательно за пределами жилой зоны. Исключение могло быть сделано только для весталок. В императорскую эпоху погребение внутри города, обыкновенно на Марсовом поле, рассматривалось как высокая почесть, воздававшаяся по особому постановлению сената. Общее кладбище, называвшееся puticuli, было устроено в Риме на Эсквилинском холме для рабов, преступников и т. п. Общие места погребения существовали также для тех из свободнорожденных лиц низших классов, которые состояли членами похоронных коллегий.
Позже отношение к смерти меняется, вместе с ним меняется и место захоронений: смерть стала восприниматься с большой покорностью, а мертвые соответственно спокойно, их близость уже не пугала и не смущала. «Эта позиция характерна для вполне определенного исторического периода: она появляется к V в. н. э. и исчезает в конце XVIII в., не оставив следа в наших современных обычаях. Этот период начинается со сближения живых и мертвых и проникновения кладбищ в города и деревни, в центр поселения людей. Завершается же он тогда, когда подобное смешение живых и мертвых стало более неприемлемым».
Эти изменения во многом связаны с победой христианства. С VI – VII веков отдельные гробницы и кладбища стали устраивать внутри города (а до этого в катакомбах), на площадях, около церквей, часовен и в них самих. В правление византийского императора Льва VI Мудрого (886 – 912 гг.) эта практика получила окончательное законодательное закрепление.
До XIV столетия церковные дворы служили почти единственным местом для кладбищ, но с умножением городского населения они сделались недостаточными, вследствие чего стали устраивать кладбища на окраинах городов. В XVII и особенно в XVIII столетиях правительства, исходя из соображений санитарного свойства, стали запрещать погребение умерших при церквях, а в XIX столетии установился принцип, не допускающий устройства кладбищ внутри городов и даже селений.
Европейские законодательства проводят тот основной принцип, что умершие погребаются лишь на особо отведённых для того кладбищах; погребение при церквях (в Царстве Польском – внутри костёлов) допускается лишь в виде исключения, которое в России установлено для некоторых старинных монастырей, находящихся в черте города. В странах, где действует кодекс Наполеона, землевладелец может быть предан земле в пределах своего имения. Сами кладбища должны быть устроены на известном расстоянии от последнего жилья. В Италии расстояние это определено в 100 м, в Саксонии в 136 м, в Австрии и Франции в 200 м; брюссельский гигиенический конгресс 1852 г указывал, как на минимум такого расстояния, на 400 м; по русскому законодательству кладбища должны быть устроены в городах на расстоянии не менее 100 саженей (то есть более 200 м) от последнего жилья, а в селениях – на расстояние полуверсты.
В Англии законодательство о кладбищах было выработано особой комиссией 1843 года, учреждённой вследствие того, что плохому устройству кладбищ приписывали обострение холерной эпидемии; по предложению комиссии, установлены особые инспектора, наблюдающие за кладбищами.
Почти во всех странах кладбища носят исповедный характер (то есть данное кладбище доступно лишь для лиц известного исповедания) и состоят в заведовании духовных властей; лишь в некоторых странах (Вюртемберг, Баден, Гессен, Франция) кладбищем заведует городское общественное управление. В отношении внешнего благоустройства и украшения, кладбища, за небольшими исключениями (см. Кампо-Санто), еще в XVIII в. находились в полном пренебрежении. Первыми стали заботиться о красоте кладбищ гернгутеры.
На Руси же надгробия были разными. С XIII в. надгробные плиты украшаются резными орнаментами, с XVв добавляют резную надпись, через век орнаменты появляются и на боковых сторонах плиты. Все это время (с XIII по XVII века) существует другой тип надгробий, распространенных на Севере (Псков, Новгород) – это были вертикально стоящие кресты. Помимо этого был и третий вид надгробий – камни-валуны, тоже преимущественно на Русском Севере. Кроме них встречались плитки-таблицы, врезанные в стену храма. С концы XII или XIII был выработан новый тип – белокаменные надмогильные плиты.
Интересно отметить, что плита как памятник отдельной личности родилась в ходе становления христианской культуры, вместе с такими явлениями позднеримской и раннесредневековой погребальной традиции, как победа обряда трупоположения и переход к строго индивидуальным погребениям. Христиане отказались считать покойных единоверцев «окончательно мертвыми», предпочитая видеть в них «усопших». По этой же причине стало очень важным сохранять память о мертвецах, ограждать места захоронений, обозначать их надписями и благочестивой символикой. А оформление надмогильной плиты было перенято с традиции оформления саркофагов.
Наконец, особого внимания заслуживает специфика восприятие некрополя в целом. Помимо общехристианских представлений о святости некрополя и православной традиции погребения и поминовения, в России XVI-XVII вв. некрополь начал воспринимался и как родовая святыня и как исторический памятник.
2. Некрополь как объект изучения
Некрополи являются главным предметом изучения такой науки как некрополистика. Она относится к вспомогательным историческим дисциплинам. Своими целями она ставит описание, изучение и сохранение некрополей. Эта наука имеет особое значение в исследованиях генеалогий, биографий.
В связи с тем, что некрополи, как правило, украшены надгробными стелами и памятниками, на помощь исследователям приходят и смежные дисциплины, такие как история архитектуры, скульптуры, эпиграфика, геральдика, ставрография и др.
В дореволюционной России некрополистика была достаточно хорошо развита. В XIX – начале XX века усилиями энтузиастов публиковались как отдельные статьи, так и фундаментальные сводные труды по центральным и провинциальным некрополям Российской империи. Так, известный русский библиограф и историк литературы Владимир Иванович Саитов, первоначально опубликовавший свой труд «Санкт-Петербургский некрополь» (М., 1883) как приложение к журналу «Русский Архив», в 1912 – 1913 годах осуществил уникальное издание обобщающего труда «Петербургский некрополь» в 4-х томах, также был выпущен «Московский некрополь» (Саитов В. И., Модзалевский Б. Л.), т. 1-3 в 1907-08гг. Были изданы другие известные некрополи: Шереметевского В. В. «Русский провинциальный некрополь» (1914), Чернопятова В. И. «Русский некрополь за границей» (1908-1913), Андерсона В. М. «Русский некрополь в чужих краях» (1915).
В такие издания помимо сведений о лицах, захороненных на кладбищах, входили тексты надгробных надписей (фамилии, имена, отчества, даты рождения и смерти, чины, звания и т.п.).
После 1917 года все подобные исследования стали считаться классово чуждыми, а с 1929 года были и вовсе небезопасными. Отмена всех титулов и сословий, антирелигиозная пропаганда, закрытие и уничтожение многих тысяч церквей и монастырей с их древними некрополями привели к утрате огромного пласта национальной исторической памяти.
Публиковались лишь материалы, связанные с революционными событиями, Гражданской и Великой Отечественной войнами.
Возрождение интереса к некрополистике произошло в конце 1980-х – начале 1990-х годах. Хотя отдельные энтузиасты начали собирать свои материалы значительно раньше, возможность их публикации представилась именно в эти годы.
Беляев свидетельствует: «Изучение надгробия в России и за рубежом вышло сейчас на новый уровень. Хотя история погребальных памятников в Европе в целом, начиная с поздней Античности и до начала Нового времени долгое время не рассматривалась и не была достойно представлена в науке. Ситуацию начала менять известная работа Филиппа Арьеса, но и в ней данные разрозненны и не позволяют составить полную картину. Не лучше обстояло дело и с надгробиями Древней Руси. С какой культурной традицией связано их появление, что послужило импульсом формирования их конкретного исторического облика – до недавних пор не было известно. Странность и непритязательность оформления при скупости текста оставили их вне зоны интересов культурологов. Это – недопустимое расточительство. Предметная культура средневековой Руси достаточно эфемерна. Ее мир составляли вещи из недолговечных материалов – дерева, кожи, ткани. Даже храмы, иконы и рукописи истлевали и гибли в постоянных пожарах. Но каменные надгробия сохранялись». «Они отразили вкусы большого слоя жителей средневековых городов и деревень, их религиозные представления, направленность художественных контактов страны и многое другое».
Постепенно набирают популярность различные волонтерские общества, занимающиеся некрополистикой. 31 января 2008 года было официально зарегистрировано Общество некрополистов в Управлении Федеральной регистрационной службы по Москве и получило название – Некоммерческое партнёрство «Общество некрополистов».
Цели и задачи Общества:
·Обеспечение сохранения захоронений известных людей.
·Составление реестра могил известных людей, нуждающихся в реставрации и уходе.
·Установление контактов, разработка и представление в соответствующие органы государственной власти предложений о сохранении могил известных людей, как объектов культурного наследия.
·Создание и ведение Интернет-сайтов различной функциональной направленности по вопросам деятельности Общества некрополистов.
·Осуществление контактов, обмен информацией и сотрудничество с международными и национальными организациями, действующими в сфере интересов Общества, а также с историками, краеведами и некрополистами России и за рубежом.
·Организация, подготовка и проведение поисковых работ, экспедиций, возможно экскурсий, лекций, конференций и других массовых мероприятий (юбилейных и памятных), связанных с людьми, чьи захоронения находятся в сфере внимания Общества некрополистов.
·Осуществление издательской деятельности, выпуск тематических сборников и видеофильмов.
Одной из самых важных и актуальных целей Общества некрополистов является популяризация некрополистики и способствование её признанию в качестве серьёзной исторической дисциплины.
Виртуальные некрополи
Сегодня существует и такой феномен, как виртуальный некрополь. Как правило, это интернет сайт, посвящённый жизни и смерти, центром которого является собрание информационных памятников, создание базы данных по захоронениям. В отличие от реальных захоронений, виртуальные могут содержать намного больше данных: биографии, фотографии, воспоминания. Такие ресурсы, как правило, тесно связаны с обществами некрополистов, о которых сказано выше.
Несмотря на отсутствие самого тела усопшего, такие ресурсы во многом решают те же задачи, что и традиционные мемориалы на кладбищах: это прежде всего, сохранение памяти об умершем, возможность создания уникальных (или нет) эпитафий. И здесь существуют принципиально новые возможности: такой памятник всегда доступен, несмотря на любые расстояние и в любое время, в отличие от традиционных, огромный потенциал для редакции, пополнения самой разной информацией, в том числе аудио, видео и т.д., возможность использования гиперссылок.
Существуют даже такие сервисы, когда автор памятника и его родственники могут получать е-mail с напоминаниями о приближающихся годовщинах рождения и смерти их близких.
Последнее время также получила широкое развитие практика поиска пропавших людей, т.е. в данном случае их могил или тел, с дальнейшим их захоронением. Существуют целые базы данных по установленным погибшим. Специальные организации, чаще на добровольных началах с помощью различных благотворительных фондов и жертвователей занимаются такой поисковой деятельностью. Например, они создают и публикуют списки советских граждан, насильственно угнанных на подневольные работы и умерших в Германии, размещают информацию о страшных событиях, произошедших с европейским еврейством в ХХ веке (составляется Книга Памяти героев и жертв Катастрофы).
Своими целями подобные проекты видят, в том числе, создание площадки для обмена некрополистической и исторической информацией, публикацию интересных и важных исторических статей, баз данных, фильмов и иных материалов, сотрудничество и обмен информацией с некрополистами, историками, краеведами и всеми заинтересованными лицами и, наконец, популяризацию некрополистики среди широких слоёв населения.
Любопытно, что в рамках таких сайтов могут быть и «веселые» страницы: соответствующие тематике анекдоты, афоризмы, байки, стихи. Создатели сайта видят в этом возможность для посетителей преодолевать при помощи юмора страх ухода в мир иной.
Однако, при всем росте интереса к некрополям, старые проблемы продолжают усугубляться. Так, при существующем подходе к организации и использованию городских некрополей в Москве проблема дефицита новых мест захоронения умерших будет постоянной, при постоянном увеличении неблагоустроенных и загрязненных территорий. Оценка геолого-геоморфологических, гидрогеологических и микроклиматических условий размещения кладбищ Москвы показала, что около 50% некрополей находятся в неудовлетворительных геолого-экологических условиях, территории большинства некрополей подтоплены или подвержены периодическому подтоплению. Около 40% московских кладбищ являются потенциальными источниками загрязнения окружающей среды.
3. Некрополь как объект охраны
Кладбище, особенно старинное, является средоточием духовной и материальной культуры. Сегодня они нуждаются не только в исследовании, но, порой, и в спасении.
Некрополю может быть придан специальный статус – объект охраны государства, что в определенной степени обеспечивает ему относительно привилегированное положение. С этой точки зрения, некрополь – это специфический вид исторических, архитектурных и этнографических объектов, представляющих собой комплексы по-разному устроенных и оформленных могил.
Процесс придания некрополю этого статуса происходит следующим образом.
Любой объект охраны, прежде всего, должен быть тщательно описан. Для этого определяются нематериальные и материальные особенности этого объекта культурного наследия (в данном случае, некрополя).
К числу материальных особенностей могут относиться: объемно-пространственные характеристики (в том числе взаимное расположение составных частей объекта); вид, состав, физико-механические свойства несущих, ограждающих конструкций, а также текстура, фактура, цвет материалов декора, фасадов и интерьеров; историческая среда; другие особенности (акустика помещений, освещенность и т.п.).
В целях унификации определения оснований для включения в реестр, повышения уровня повторяемости результатов государственной историко-культурной экспертизы нематериальные ценностные особенности нуждаются в формализации.
Методом формализации нематериальных особенностей (аспектов историко-культурной ценности) служит их структурирование на отдельные элементарные нематериальные характеристики: датировка, историческая (мемориальная) ценность, историко-художественная ценность, технологическая ценность, редкость, авторство, историческая функция, градостроительная, ансамблевая ценность.
Историко-культурная ценность конкретного объекта культурного наследия определяется некоторой совокупностью из приведенных нематериальных особенностей.
Предмет охраны объектов культурного наследия должен быть формализован в текстовых и графических материалах в соответствии с видом и типологией объекта культурного наследия: описанию необходимо быть кратким и полным одновременно, описание должно быть научным и последовательным, фотографии объекта должны содержать для памятника – снимки общего вида, фасадов, основных особенностей, подлежащих обязательному сохранению (главных элементов, деталей и фрагментов); для ансамбля – снимки общего вида, передающие планировочную структуру элементов и композиционные особенности ансамбля, снимки общего вида и фасадов памятников, входящих в состав ансамбля, их основных особенностей, подлежащих обязательному сохранению (главных элементов, деталей и фрагментов).
Утверждение предмета охраны объектов культурного наследия осуществляется специальной комиссией, созданной при органе государственной власти субъекта Российской Федерации в области охраны культурного наследия.
После этого объект регистрируется в Едином государственном реестре объектов культурного наследия предмет охраны утверждается приказом органа государственной власти Российской Федерации в области охраны культурного наследия.
В то же время существует законодательно закрепленные правила создания кладбищ и их функционирования. Так, законодательство всегда существенно ограничивало спектр манипуляций с кладбищами, как таковыми (т.е. вне зависимости от их исторической ценности и т.п.). Кстати, любопытно обратить внимание на даты принятия основ кладбищенского законодательства. В России 1771 г. – после эпидемии чумы, в Англии 1843 г. – после эпидемии холеры. Основы общеевропейских санитарно-гигиенических требований к кладбищам были приняты в 1852 г. на Брюссельском гигиеническом конгрессе.
Законы давали общие указания об устройстве кладбищ, возлагая руководство последними на национальные, либо религиозные общины. Организация частных кладбищ запрещалась. Все работы на кладбищах выполнялись артелями могильщиков, на православных кладбищах староста артели входил в состав церковного причта. Сочетание духовного надзора священнослужителей и работы артелей позволяло обходиться без громоздкого административного аппарата: так, в Москве работу кладбищ контролировал один Гласный Городской думы. Никаких централизованных служб не было.
Правила содержания и устройства кладбищ изложены в ст. 693721 "Устава врачебного". Нормативные акты предписывали выбирать для кладбищ места с сухой, крупнозернистой и воздухопроницаемой землей. Грунтов с высоким содержанием глины надлежало избегать. Предписывалось выбирать под кладбища "высоколежащие места с естественным дренажем". Уровень грунтовых вод допускался не менее 0,5 м от подошвы могилы. Предписывалось всячески избегать омыления тел (п. 1.1.4). Кладбище, на котором наблюдались случаи омыления, считалось не соответствующим санитарным нормам.
Еще российское законодательство дореволюционного образца устанавливает:
·запрет на использование опустевших кладбищ под пашню;
·запрет на строения на кладбищах;
·запрет на перенесение, без особого дозволения, с закрытого кладбища гробов и мертвых тел;
·кладбища не могут состоять в частной собственности, но те из них, которые устраиваются на общественной земле, но перестают быть собственностью общества, городского или сельского, хотя в административном отношении и подлежат ведению духовного начальства;
·общество не может претендовать на хозяйственную эксплуатацию опустевшего кладбища, но с другой стороны, и духовное начальство может пользоваться кладбищем лишь согласно его назначению.
Лицо, откупившее место на кладбище, не приобретает его на правах собственности, а получает лишь исключительное право пользоваться этим местом для погребения.
Закон 27 ноября 1889 года даёт и указание относительно устройства могил, возлагая надзор за этим на кладбищенских священников: трупы должны быть закапываемы на глубине не менее 2½ аршин; могилы должны быть засыпаемы землей вровень с поверхностью, а в Санкт-Петербурге над могилами должна быть сделана ещё крепко убитая насыпь земли или песка не менее 1/2 аршина высоты.
Новое законодательство о кладбищах начало формироваться сразу же после Октябрьской революции 1917 года – 7 декабря 1918 года был принят Декрет СНК «О кладбищах и похоронах», после которого Православная Церковь и иные конфессии были отстранены от похоронного дела. В 1920-х годах появились первые «Санитарные нормы и правила устройства и содержания кладбищ» принятые советскими властями. Согласно этим нормам, кладбища не могли находиться рядом с общественными зданиями, каковыми например являлись храмы. Следуя этим нормам и инструкциям, были уничтожены большинство кладбищ находящихся на территории бывших монастырей или около православных храмов.
Сегодня организация похоронного дела в России – самостоятельный вид деятельности, разновидность бытовых услуг, регламентируемая Федеральным законом «О погребении и похоронном деле» от 12 января 1996 года. Похоронное дело осуществляется федеральными и местными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления. В системе этих органов создаются специализированные службы (бюро, комбинаты) по вопросам похоронного дела, которые осуществляют погребение умершего и оказание других услуг в связи с погребением.
Законом о погребении и похоронном деле регламентированы санитарные и экологические требования к размещению и содержанию кладбищ. Важное значение имеют свойства грунтов: не менее чем на глубину 2 метра они должны быть сухими, легкими, воздухопроницаемыми. Запрещено устройство кладбищ на территориях с уровнем стояния грунтовых вод выше двух метров от поверхности земли, а также на затапливаемых, заболоченных территориях, на землях, подверженных оползням и обвалам. При захоронении тела (в гробу или без гроба) глубина могилы составляет 1,5-2 метра. При захоронении тела умершего в сидячем положении слой земли над трупом, включая намогильную насыпь, составляет не менее 1 метра. Расстояние между могилами – не менее 0,5 метра.
Кладбищенский период (срок полной минерализации трупов) устанавливается не меньше чем в 20 лет после закрытия кладбища для захоронения. По истечении этого срока территория кладбища может быть использована под зеленые насаждения (парки, скверы). Строительство зданий и сооружений на этой территории запрещается.
В Европе работники похоронного дела объединены в следующие общественные организации. EBU – Европейский союз работников похоронного дела; АЕТ – Европейская ассоциация танатологов. AET/EBU является ассоциированным членом IFTA – Международной Федерации ассоциаций танатологов. Этические положения профессии определяются КОДЕКСОМ ЧЕСТИ работников АЕТ. Кладбища стран – участников AET/EBU – независимые от магистратов экономические предприятия со своими структурами; однако Устав каждого из этих предприятий должен соответствовать КОДЕКСУ ЧЕСТИ работников АЕТ. Правила содержания кладбищ, требования к конструкции гробов и урн, правила перевозки усопших согласованы с Всемирной Организацией Здоровья – ВОЗ.
Страны – участники AET/EBU имеют подробно разработанные законодательства о похоронном деле, отражающие национальные и религиозные особенности каждой из стран, но практически единые по части санитарно-гигиенических требований и норм, которые обязательны для конфессиональных, муниципальных и частных кладбищ.
4. Эпитафия как исторический источник
Эпитафия, как и надгробие несет в себе богатую культурную информацию. «Сложные вопросы духовной жизни различных слоев общества, их ценности, мировоззрение, обусловленные, в частности, территориальными и конфессиональными отличиями, так ярко проявляются в коротких, афористичных, подводящих итоги жизни надписях, что уже становится невозможным игнорировать их, изучая уклад жизни народа, его традиционные верования, занимаясь народознанием и культурой в целом».
Эпита́фия (см. эпитафа; эпитафиой) – в античности – надгробная надпись, обычно стихотворная, в виде краткого и емкого изречения – эпиграммы. Такие надписи составляли и высекали на плитах, надгробных стелах с целью увековечения памяти великих предков. В Древней Греции при погребении павших воинов произносили надгробную речь – эпитафию – о роли героя в жизни полиса. В Древнем Риме такие речи, произносимые перед траурным шествием (лат. pompa funebris) называли laudatio funebris (лат.) – "траурные восхваления" или legere sepulcra (лат.) – "читать, декламировать надгробную надпись". В западноевропейском Средневековье эпитафиями называли не только надписи, но также надгробные скульптурные и живописные изображения. С XIV в. эпитафия – сложная композиция, представляющая собой архитектурный памятник – надгробие или кенотаф – статую, рельеф, надпись и изображение донатора, прославляющего своего небесного покровителя. Такие архитектонические композиции устанавливали в нефах храмов вдоль стен либо у западной стены интерьера, но они не были связаны с заупокойным культом.
В эпоху Барокко, особенно в Германии, Чехии, Силезии и Польше, в XVI-XVIII вв. получили распространение рельефные (на надгробных плитах) или живописные (в виде картин) эпитафии. В верхней части композиции изображали сцену Оплакивания Христа или Положения во гроб (см. надгробный плач) либо Распятие с предстоящими фигурами (Богоматери и Иоанна Богослова), внизу – портреты донаторов с членами их семей. В Италии чаще изображали Мадонну с Младенцем на троне в окружении избранных святых, а у подножия трона – донаторы храма, живые и усопшие, их предки и дети, собранные вместе.
Эпитафии являются важнейшим источником для изучения общественного самосознания. «Л.А.Беляевым установлена связь между поминальным обрядом и появлением эпитафий на плитах XV-начала XVI вв. Загадочной особенностью русских эпитафий является их хронологическая ограниченной седьмой тысячью лет от сотворения мира. Очевидно, что датирование надгробных надписей в седьмую тысячу лет связано с эсхатологическими представлениями конца XV в. – ожиданием конца света и второго пришествия по истечении шести тысяч лет от сотворения мира, однако объяснения этому явлению пока не существует. До первой половины XVI в. эпитафии практически не содержат социальных характеристик, только со второй половины вместо безличного «раб Божий» появляются указания, что погребенный был «боярин», «кольчужник», «селитренный мастер», «палач» и др. Здесь возможны два объяснения. Появление в конце XVI в. указаний на служебный чин, профессию и социальный статус погребенного можно связывать с формированием абсолютистского государства, в котором на первое место выдвигается служебная пригодность человека. Примат «государевой службы» отражается в значительном числе упоминаний о гибели на службе, в бою. Другое возможное объяснение – рост личностного начала в конце XVI в., явившийся предвестником краткого торжества личности в событиях Смуты».
Важно помнить, что далеко не каждое надгробие было удостоено эпитафией. Даже произаические (не говоря уже о стихотворных) эпитафии в XIX-XXвв., как отмечает Царькова, большая редкость: «Рядовые могилы XIX в. в большинстве своем вообще были лишены каких-либо надписей, т.к. основное население России составляло неграмотное крестьянство». Типичным для конца XIX и XX вв. на подавляющем количестве намогильных памятных знаков (кресте, обелиске, деревянной колонке и др.) становится формулярное представление. Обычно оно содержит полное имя или инициалы, даты рождения и смерти, иногда с точностью до минуты. Далее степень распространения надписи варьируется, она может включать указания на:
1.Сословную принадлежность покойного: «дворянин», «купец», «мещанин», «крестьянин».
2.Род деятельности, профессию: «художник», «врач» и т.д.
.Последний служебный чин: «генерал от инфантерии», «коллежский асессор» и т.д., возможен также срок службы.
.Особые награды (ордена, медали, дипломы, именное наградное оружие, перечисление наиболее значительных изданных трудов, т.д.)
.Характеристики семейного положения (чаще на женских надгробиях), как правило, переплетающиеся с общественно-социальными представлениями: «дочь губернского секретаря».
.Обстоятельства гибели, если они представляются значимыми или исключительными. Часто отмечается насильственный характер смерти.
.Если даты рождения или смерти отсутствуют, возможны возрастные определения: «умер 87 лет», «младенец», «девица».
.Сообщается также, кем поставлен памятник: «от родных», «от Исполкома».
.В XIX в. Формулярная часть нередко начиналась христианской формулой: «Раб Божий…», а заканчивалась устойчивыми фразеологизмами: «Мир праху твоему», «Да будет земля тебе пухом».
«Формулярная» эпитафия могла быть очень разных стилей: деловом, документальном, почти протокольном, высокоторжественном, эмоционально-экспрессивном.
При все этом, однако, поздние надгробные надписи не пользуются уважением в литературоведении. Они ведь являются массовой продукцией, лишенной печати авторской индивидуальности; они стандартны настолько, что иногда только имя умершего отличает одну надпись от другой. Исследователи также задаются вопросом, каким образом тиражировались эпитафии, потому что одинаковые стихи и целые надписи можно встретить не только на одном некрополе, но и в разных концах света; и о том, наконец, с литературой ли, пусть массовой, стандартной и подражательной, имеет дело исследователь или же с чем-то иным. Часто для исследователя интерес представляет лишь эпитафия, написанная до оформления книжной литературы, а с появлением последней теряет она свою самостоятельность и информативность для ученых.
Но некоторые исследователи полагают, что эпитафию не удается определить непротиворечиво в рамках общепринятого разграничения фольклора и литературы. Они полагают, что эпитафия – особый род устного творчества, фиксируемый письменно, «письменный фольклор».
Для культурного анализа эпитафии любопытны еще и потому, что, как правило, отражают обобщенный образ умершего, фиксирует идеальные представления о человеке, нормативы: счастливые семьи, преданные супруги, любящие родители, почтительные дети, добрые хозяева, полные благодарности рабы.
Так, на материале хвалебных эпитетов М.Н.Тод рисует нормативную характеристику «среднего» грека: он благочестив, но не религиозен, его добродетели проявляются в отношении к родным, друзьям и соседям, его чувства теплые, но сдержанные, он не проявляет особой преданности ни государству, ни правителю, ценит верность, достоинство и честность и все те качества, которые помогают «легко вращаться колесикам социальных взаимоотношений», он «приветствует мрачноватый юмор и делает выносимей унылую повседневность».
Квазииндивидуальные обстоятельства смерти указываются тогда, когда они имеют парадоксографический характер. Скажем, похоронена половина тела рыбака, другую проглотила акула; описывается злодейское убийство, смерть от молнии, в огне и т. п. Эти обстоятельства интересуют эпитафию не в контексте индивидуальной судьбы (как кара или воздаяние), а как чудесное вообще, как проявление стихийных сил, как тема превратности судьбы. Не индивидуальное, а социальное и религиозное значение имеют указания на погребение вдали от родины или на кенотаф для погибших в море. И здесь нет места для выражения личного отношения к такого рода смерти. Эпитафия говорит от имени конкретного лица:
5. История кладбищ Москвы
Москва с очевидностью является лидером по числу некрополей среди городов страны. Кладбища размещены как в черте города, так и на территории Московской области.
В дореволюционной России кладбища создавались при монастырях, городских и сельских церквах.
Покойников хоронили при каждой приходской церкви. В Москве в конце XVII века по разным оценкам было от 300 до 600 мест погребения. А в 1917 г. В Москве было 769 церквей и почти 20 монастырей.
Историк Н.М. Карамзин к числу «первейших московских достопамятностей» отнёс «гробы древних московских святителей, митрополитов и патриархов» в Успенском соборе Московского Кремля и захоронения государей в Архангельском соборе.
В течение трёх столетий Архангельский собор Московского Кремля служил усыпальницей московских князей и русских царей (до Петра I). Самая древняя гробница в Архангельском соборе принадлежит собирателю земель русских Ивану Калите.
Захоронения в Архангельском и Успенском соборах Кремля, в Донском и Новодевичьем монастырях – самые древние из сохранившихся до наших дней на Москвы.
В 1657 году было запрещено захоронение у церквей на территории Московского Кремля. В октябре 1723 император Пётр I издал Указ, запрещавший захоронение внутри города всех лиц, кроме «знатных персон».
Но указ этот почти не выполнялся. В 1758 году (по другим источникам – в 1750 году) в Марьиной роще открылось первое в Москве (за пределами города) городское Лазаревское кладбище.
Во время моровой язвы (чумы) в 1771 году, когда в Москве умирали каждый день сотни людей, мест на
Лазаревском кладбище стало не хватать, и указом Екатерины II от 24 марта 1771 года Сенат запретил хоронить москвичей, умерших от чумы, на всех московских кладбищах, предписав хоронить их в особых местах за чертой города, а прочих – в отдалённых от центра города монастырях и церквах.
ноября 1771 года Указ Сената окончательно запретил в Москве и по всем городам России захоронения при церквах и потребовал создать кладбища за городской чертой: «В Москве и других городах мёртвых человеческих телес, кроме знатных персон, внутри городов не погребать».
В результате, в начале 1770-х годов (после 1771 года) за пределами Москвы (за Камер-Коллежским валом и заставами) было создано около 20-ти общегородских кладбищ, в том числе: Ваганьковское, Армянское, Даниловское, Калитниковское, Миусское, Пятницкое, Семёновское, Дорогомиловское и др. Среди них – два старообрядческих кладбища Преображенское и Рогожское, на которых хоронили умерших от чумы 1771 года старообрядцев (старообрядческие кладбища в черте города у Серпуховской и Тверской застав были закрыты).
В Москве была крупная община староверов, и вновь созданные Преображенское и Рогожское кладбища стали духовными центрами старообрядческих общин.
В это время также были открыты Еврейское, Караимское, Татарское (Мусульманское) кладбища.
Традиционными местами погребения московской аристократии стали кладбища при монастырях – Андрониковом, Даниловском, Донском, Новодевичьем.
Знатных же и богатых господ разрешалось хоронить в монастырях, причём только за Земляным валом: так стали развиваться некрополи и других монастырей (Симонова, Новоспасского и др.), позже вошедшие в черту города.
В конце ХIХ – начале ХХ вв. с ростом населения Москвы и расширением жилой застройки увеличивалось и число городских кладбищ. Многие из них, бывшие за городом, теперь оказались в его черте. Одни из них закрывались для захоронений, другие – переносились на новые места. Несколько старых московских кладбищ: Донское, Новодевичье, Ваганьковское – превратились в своеобразные исторические памятники – некрополи, сохраняющие не только память об упокоившихся здесь людях, но и собрания произведений выдающихся скульпторов, архитекторов и художников – авторов надгробий. В создании надгробий и памятников на этих кладбищах участвовали виднейшие скульпторы – Ж.А. Гудон, Ф.Г. Гордеев, М.И. Козловский, И.П. Мартос, П.П. Трубецкой, Н.А. Андреев, В.О. Шервуд и др.; в советское время – С.Д. Меркуров, М.К. Аникушин, С.Т. Конёнков, А.С. Голубкина, В.И. Мухина, И.Д. Шадр, Б. Королёв, Г.А. Йокубонис и др.
С начала Первой мировой войны в селе Всехсвятском (современный район Сокол) было создано Московское городское братское кладбище. Это воинский некрополь, в котором нашли последнее пристанище 17,5 тыс. русских воинов, забытых героев Первой мировой войны. Здесь были похоронены генералы, офицеры, солдаты, военные врачи, сёстры и братья милосердия. Кладбище было заложено 15 февраля 1915 году великой княгиней Елизаветой Фёдоровной, здесь же возвели храм Преображения Господня – всероссийский памятник Великой войне.
В ноябре 1917 года в братской могиле были погребены «русские мальчики» – юнкера, погибшие в Кремле в боях с большевиками. Позже на этом кладбище хоронили многочисленных жертв «красного террора».
Все они были «врагами народа», и память о них нужно было стереть. Церковь в 1930-х гг. советские власти взорвали, кладбище сровняли с землёй. Затем это место было застроено жилыми домами Песчаных улиц, а в конце 1950-х гг. появился кинотеатр «Ленинград».
После Октябрьской революции 1917 года декреты Советской власти об отделении церкви от государства, о свободе вероисповеданий превратили кладбища из религиозного учреждения в гражданское, светское.
На смену религиозным обрядам похорон пришли гражданские. Изменяется вид надгробий, на которых появляется советская эмблематика (пятиконечные звезды, серп и молот и т.д.). Эпитафии утрачивают религиозное содержание.
На Красной площади у Кремлёвской стены возник Революционный некрополь. Здесь, у Кремлёвской стены, в ноябре 1917 года были захоронены красногвардейцы, погибшие в Москве в боях за власть Советов. В 1924 году на Красной площади был возведён Мавзолей В. И. Ленина.
В 1927 году в связи с постройкой первого крематория (под который была переоборудована церковь Серафима Саровского и Анны Кашинской) и первого колумбария на Донском кладбище, на других кладбищах Москвы устраиваются колумбарии для захоронения урн с прахом усопших. Они представляли собой здания в несколько этажей, в котором всё свободное пространство, включая подземные этажи, отводится под ниши с замурованными урнами с прахом. Еще под колумбарии обычно используются внутренняя сторона ограды кладбищ. В нишах Кремлёвской стены на Красной площади урны с прахом устанавливаются с 1925 г. В 1973 году крематорий Донского кладбища был демонтирован и перенесён на Николо-Архангельское кладбище.
В советский период в ходе реконструкции Москвы часть старых кладбищ была снесена: Дорогомиловское, Лазаревское, Семёновское. Также были ликвидированы без особой необходимости: Братское, Всехсвятское, Дьяковское кладбища, а также – кладбища Симонова, Даниловского, Новоспасского, Покровского, Алексеевского (женского), Спасо-Андроникового и др., монастырей. На месте уничтоженных монастырских кладбищ были разбиты парки (часто-детские), построены кинотеатры, жилые дома. К уничтоженным нужно еще прибавить 426 кладбища при снесенных московских церквах. Останки только некоторых выдающихся людей были перенесены на Новодевичье кладбище (С.Т. Аксакова, А. С. Хомякова, И.И. Левитана и др.). Кладбищам Донского и Новодевичьего монастырей повезло больше – в советское время здесь были открыты музеи.
.1 Введенское кладбище
Иностранцев (как их всех тогда называли – «немцев») в XVII веке хоронили на специальном кладбище в Марьиной роще (не сохранилось), а затем в Лефортове, на Введенских горах, на Немецком кладбище (ныне – Введенское кладбище). Оно было предназначено для погребения иноверцев-христиан (лютеран и католиков, за что и называли его Немецким или Иноверческим). Здесь хоронили иностранных коммерсантов, чьи имена пестрели на вывесках Кузнецкого Моста, Мясницкой (Оливье, Феррейн и др.).
Введенское кладбище (оно же Немецкое или Введенские горы) основано в 1771 г. в период эпидемии чумы и расположено на востоке Москвы в Лефортово. Кладбище – ровесник Ваганькову. Название получило из-за Введенских гор (иначе Лефортовский холм) – возвышенности на левом берегу Яузы (один из «семи холмов» Москвы).
Стена и кладбищенские строения были построены в конце XIX – начале XX века. В 1960-е годы произошло увеличение территории кладбища, была построена стена-колумбарий. Многие скульптурные памятники и надгробия на кладбище сооружены известными скульпторами и архитекторами. По проекту выдающегося архитектора Ф.О. Шехтеля сооружены надгробие Е.Ф. Жегиной (1893), мавзолей мукомольных заводчиков Эрлангеров (1911) и мавзолей Феррейнов (1900-е).
В 1911 году на кладбище по проекту архитектора В. А. Рудановского построена часовня, которая использовалась представителями разных конфессий для погребальных служб. В 90-е годы XX века здание было передано Церкви Ингрии.
На кладбище захоронено: 54 Героя Советского Союза, 27 Героев Социалистического Труда, 90 революционеров и старых большевиков, свыше 770 ученых, около 300 артистов, композиторов и дирижеров, 95 литераторов более 80 художников, скульпторов и архитекторов, почти 200 заслуженных врачей, учителей, строителей, заслуженных деятелей культуры, заслуженных мастеров спорта.
В XIX веке здесь были перезахоронены останки сподвижников Петра I: генерала Франца Лефорта и генерал-адмирала Патрика Гордона. Есть разная информация и о том, что Лефортатперезахоронили на Введенском кладбище, и о том, что это не так, потому что могила его пропала, возможно, это произошло в 1812 году, когда Лефортово выгорело. Возможно, еще раньше, при Елизавете Петровне, которая приказала упразднить все приходские погосты на пути ее следования из Кремля во дворец на Яузе, чтобы видом похорон и самих кладбищ не расстраивать чувства. А по Немецкой улице, где изначально он был похоронен, она как раз и проезжала.
На кладбище похоронено много выдающихся военных: герой походов Русской армии 1813-1814 годов, командир Астраханского кирасирского полка, генерал-майор Карл Густавович Сталь, дважды Герой Советского Союза летчик С. Кретов, совершивший более 400 успешных вылетов в тыл противника, маршал авиации Ворожейкин, летчик-полярник И.Т. Спирин.
На Введенском кладбище похоронены многие выдающиеся архитекторы: Р.И. Кпейн, Н.Д. Колли, Г.Б. Бархин, К.С. Мельников, Ф. Кампорези (1754-1831 гг.) – архитектор дома князя Лобанова-Ростовского на Мясницкой улице; И.И. Рерберг – по его проектам построены Центральный телеграф, Киевский вокзал, здание бывшего Президиума Верховного Совета СССР.
Здесь покоятся многие знаменитые музыканты: А.Ф. Гедике (1877-1957 гг.) – композитор, основоположник советской органной школы; И.И. Геништ (1795-1853 гг.) – основоположника русского "рыцарского" романса; С.Н. Василенко (1872-1956 гг.) – композитор, дирижер, педагог, автор оперы "Сказание о граде великом Китеже", балетов "Цыганы" и "Иосиф Прекрасный"; знаменитый пианист Джон Фильд (1782-1837 гг.); скрипач, композитор и дирижер В.П. Ширинский (1901-1965 гг.); композитор Б.И. Фомин (1900-1948 гг.); виолончелист, педагог А.А. Брандуков (1856-1930 гг.); органист, композитор М.Л. Старокадомский (1901-1954 гг.).
Крупнейший домовладелец Якоб Рекк, книгоиздатель Иван Сытин, основатель "товарищества Эйнем", впоследствии кондитерской фабрики "Красный Октябрь" Фердинанд Теодор Эйнем также похоронены на Введенском кладбище.
Здесь же похоронены известные русские художники братья В. и А. Васнецовы, художник-передвижник Н.С. Матвеев, сын и внук Л.Н. Толстого, семья Алексеевых – родственников К.С. Станиславского, а также правнучка А.С. Пушкина Галина Т.Н.
На кладбище покоятся свыше 770 ученых (академики, профессора, доктора наук). Из наиболее старых захоронений: Веселовский Александр Николаевич (1838 -1906) – русский историк литературы, филолог, Зенгер Николай Карлович (1841-1877) – зоолог, Золотницкий Николай Фёдорович (1851-1920) – один из зачинателей русского аквариумистского движения, Кауфман Николай Николаевич (1834 -1870) – ботаник, Рулье Карл Францевич (1814-1858) – биолог, Тиле Ричард Юльевич (1843-1911) – ученый, фотограф, пионер аэрофотографии и инженерной фотограмметрии в России, Фишер фон Вальдгейм Григорий Иванович (1771-1853) – естествоиспытатель, Шредер Рихард Иванович (1822-1903) – естествоиспытатель, ботаник, один из основоположников Тимирязевской академии.
На Введенском кладбище захоронены выдающиеся инженеры, конструкторы: изобретатель противотанкового ежа Гориккер Михаил Львович (1895-1955) – генерал-майор технических войск, изобретатель, Гофбауэр Георгий Михайлович (1919-1994) – авиаконструктор, работал в ОКБ А. Н. Туполева, руководил разработкой беспилотных самолетов (БПЛА) – Ту-123, Ту-139, Ту-141, Ту-143, Ту-243, Липгарт Андрей Александрович – автоконструктор, разработчик автомобиля "Победа", Цыбин Павел Владимирович (1905-1992) – авиакосмический конструктор, заслуженный деятель науки и техники РСФСР, Лауреат Ленинской премии, друг и заместитель С. П. Королёва, создатель первого советского спутника-шпиона, космических кораблей "Восход".
Заслуженные, известные деятели театра и кино, актеры покоятся на Введенском кладбище: Всеволод Абдулов, Николай Александрович Анненков (умер в 1999 году, прожив 100 лет) (1899-1999), Елизавета Ауэрбах, Вадим Бероев, один из первых актеров советского немого кино Владимир Бестаев, Геннадий Бортников, Николай Волков (знаменитый "старик Хоттабыч"), Борис Горбатов, Борис Дуленков – народный художник РСФСР, художник-постановщик Киностудии им. Горького ("Тихий Дон", "Доживем до понедельника", "Семнадцать мгновений весны" и др.), Рина Зеленая, Михаил Козаков, Анатолий Кторов, Михаил Кузнецов, Ольга Лепешинская, Мария Максакова, Люсьена Овчинникова, Николай Озеров, Юрий Озеров, Татьяна Пельтцер, Владимир Рапопорт, Марк Рейзен, Абрам Роом, Николай Рыкунин, Лидия Смирнова, Алла Тарасова, Евгения Ханаева, Сергей Чекан, Феликс Яворский и другие.
Кладбище уже давно стало последним приютом не только для католиков и лютеран, но и для усопших других вероисповеданий.
5.2 Ваганьковское кладбище
Ваганьковское кладбище самое большое в черте города. Его площадь – 49 га. Здесь раньше на его месте находилось древне подмосковное село Ваганьково. В конце XV века дед Ивана Грозного, Иван III основал вблизи Ваганькова Псаренный двор для разведения охотничьих собак. Далее, через 100 лет здесь разбил свою вотчину Василий Шуйский. Название возникло от слова «ваганить» – здесь москвичи устраивали игрища и потехи, до лишь до 1629 года, когда этому положил конец своим указом Михаил Федорович Романов. Существуют и другие версии происхождения названия: от слова вага (весы) или от ваганного налога, взимавшегося за взвешивание товаров; от слова ваганы – так называли псарей, живших на Государевом Псаревом дворе. Исторически достоверно, что с 1446 г. возле Кремля в районе Пашкова дома и нынешней Библиотеки им. Ленина находилось поселение ваганов – Старое Ваганьково (сохранившееся в названии современного Староваганьковского переулка), которое в ХVII в. было переведено в район пресненских Трех гор, на отдаленную окраину города и получило название Новое Ваганьково. По местности стало называться и кладбище – Ваганьково.
В 1696 г. отвели это место под кладбище. Но огромный прирост она получила в 1771 году – когда умерших от чумы запретили хоронить в Москве, эта дата и считается официальной открытия. Кладбище было заложено благодаря графу Григорию Орлову, которого императрица Екатерина II отправляет в Москву, наделив его чрезвычайными полномочиями для борьбы с бушующей в то время чумой.
На протяжении последующих полутора веков на Ваганькове находили последний приют люди небогатые – крестьянского и мещанского сословий, мелкие чиновники, отставные военные и подобранные на улицах обитатели московских трущоб. Только в ХIХ в. здесь появились могилы людей, оставивших след в отечественной истории.
В 1824 г. по проекту архитектора А.Г. Григорьева здесь, на месте старой Церкви, был возведен храм Воскресения Словущего с северным приделом во имя Иоанна Милостивого, а в память о старой одноименной церкви сооружена ротонда.
По захоронениям Ваганьковского некрополя можно проследить отечественную историю по ее трагическим моментам: здесь находится братская могила воинов, погибших в битве при Бородино в 1812 г. и братская могила жертв Ходынки, погибших в давке при раздаче подарков после коронации императора Николая II, памятник жертвам сталинских репрессий 1930-х гг., братская могила защитников Москвы, державших ее оборону во время Великой Отечественной войны в 1941-1942 гг., памятник жертвам путча 1991 г. и, наконец, памятник детям-актерам мюзикла Норд-Ост, ставших жертвами террористического акта на Дубровке в 2002 г.
На Ваганьковском покоятся многие московские знаменитости. Здесь и составитель Толкового словаря живого русского языка В.И. Даль и известный булочник И.М. Филиппов, один из основателей Московского зоопарка – профессор С.А. Усов и всемирно признанный академик К.А. Тимирязев, основатель Театрального музея А.А. Бахрушин и певец русской души – поэт С.А. Есенин, великие художники В.А. Тропинин, А.К. Саврасов, В.И. Суриков и знаменитые артисты П.С. Мочалов и Г.Н. Федотова, композитор С.С. Гулак-Артемовский и королева романса певица Варя Панина, Московский утешитель протоирей В.Н. Амфитеатров и революционер Н.Э. Бауман, а также прославленные деятели советской науки и искусства: изобретатель ракетной техники Н.И. Тихомиров, основоположник отечественной транспланталогии В.П. Демихов, режиссеры Ю.А. Завадский, В.Н Плучек, Г.Н.Чухрай, С.И. Ростоцкий, известные артисты всех поколений: Е.Н Гоголева, М.И. Царев, Э.П. Гарин, Б.Ф. Андреев, Г.М. Вицин, Р.Д. Нифтонова, М.Э. Лиепа, В.С. Высоцкий, А.А. Миронов, В.М. Соломин, Л.А. Филатов, певцы и музыканты Е.Ф. Светланов, Ю.С. Саульский, Д.В. Покровский, Ю.А. Гуляев, В.Г. Мигуля, И.В. Тальков, писатели и поэты Е.А. Пермяк, Б.Ш. Окуджава, Л.И. Ошанин, Г.И. Горин и целая плеяда спортсменов, прославивших нашу Родину на международных аренах: футболисты Н.П. Старостин, Л.И. Яшин, Э.А. Стрельцов, И.А. Нетто, хоккеисты и их тренеры А.В. Тарасов, А.И.Чернышев, Е.А. Майоров, фигуристы Л.А. Пахомова, С.А. Жук, гимнаст М.Я. Воронин и мн. др. достойные люди.
За 235 лет существования Ваганьковского некрополя на нем захоронено более полумиллиона человек. В настоящее время здесь более 100.000 могил московских горожан.В 1977 году на Ваганьковском кладбище построен большой двухэтажный белокаменный колумбарий.
.3 Кладбище Новодевичьего монастыря
Новодевичье кладбище – пожалуй, самый именитый некрополь Москвы. Это пантеон нашей страны, людей создавших СССР и новую Россию. Он находится в юго-западной части города, в Хамовниках, на территории, примыкающей к Новодевичьему монастырю.
Первоначально захоронения находились на территории монастыря. Первые захоронения в районе нынешнего Новодевичьего кладбища появились в 70-е годы 16 века на территории Новодевичьего монастыря. В обители хоронили монахинь, а позднее и прочих. Именно здесь находятся самые древние захоронения. В подклете Смоленского собора Новодевичьего монастыря покоятся останки дочери Ивана Грозного Анны, его снохи и невестки. Здесь же похоронены дочери царя Алексея Михайловича, сёстры Петра I, а также царевны Софья (инокиня Сусанна), Евдокия и Екатерина Милославские, первая жена Петра I Евдокия Лопухина (инокиня Елена). В 19 веке на территории монастыря начали хоронить состоятельных купцов, писателей, ученых, музыкантов, видных политических и общественных деятелей.
К концу 19 столетия монастырский некрополь был почти заполнен и в 1898 году для увеличения площади кладбища выделили два гектара земли с южной стороны монастыря. Под руководством профессора архитектуры И.П. Машкова были построены стены кладбища и распланированы участки. Официальное открытие Новодевичьего кладбища состоялось в 1904 году, но захоронения начали производить до его открытия. Сейчас территория этого кладбища называется "старым Новодевичьим кладбищем".
В 1922 году Новодевичий монастырь вместе с кладбищем обрел статус музея и был взят под охрану государства. Но, несмотря на высокий статус некрополя, из 2811 памятников, которые до революции он включал в себя, после разорения в 1930-х гг. (в 1930 году было принято решение на месте некрополя разбить сквер с газонами и аллеями) осталось около ста полуразрушенных надгробий, причём, у большинства – сбиты кресты.
Но на территории монастыря преобразования были не так разрушительны. Здесь сохранились могилы знаменитого героя Отечественной войны 1812 года поэта Дениса Давыдова, князя С. Трубецкого, подполковника М.И. Муравьёва-Апостола, А.Н. Плещеева, писателей И.И. Лажечникова и А.Ф. Писемского, создателя сиротского приюта Николая Рукавишникова, историка С.М. Соловьёва, философа Вл.С. Соловьёва, писателя Вс.С. Соловьёва, историка и писателя М.П. Погодина, основателя Исторического музея граф А.С. Уварова, генерала А.А. Брусилова, отца Герцена помещика Ивана Алексеевича Яковлева, директора Департамента духовных дел Министерства духовных дел и народного просвещения – А.И. Тургенева, братьев Н.А. и Д.А. Милютиных. Сохарнилась и могила А.П. Чехова. Чехов умер от туберкулеза в Немецком курортном городке Баденвейлере в июле 1914 года. Тело писателя доставили в Москву в специальном вагоне-рефрижераторе, предназначенном для перевозки устриц. Вначале Чехова похоронили рядом с могилой его отца, а позднее перенесли прах писателя на «старый» участок Новодевичьего кладбища.
У апсид Смоленского собора можно увидеть большую белую мраморную плиту – здесь похоронена первая игуменья Новодевичьего монастыря, Елена Деточкина (умерла 18 ноября 1548 г.). На территории обители похоронили и настоятельницу матушку Серафиму Черную (годы жизни: 1914-1999), при которой в 1994 году возобновилась деятельность монастыря.
Когда в 30-е годы развернулась активная антирелигиозная кампания, то из разоряемых монастырских некрополей на Новодевичье кладбище перенесли могилы многих известных людей, среди которых были захоронения Н.В. Гоголя, Д.В. Веневитинова, писателя С.Т. Аксакова, художника И.И. Левитана, Сергея и Павла Третьяковых других. На старой территории располагается и могила знаменитого русского баса – Ф.И. Шаляпина. Первоначально после смерти Шаляпин был похоронен в Париже, а почти пятьдесят лет спустя прах певца перезахоронили в Москве на Новодевичьем кладбище.
В 1949 году кладбище расширили еще южнее, и эта территория получила название "Новое Новодевичье кладбище", которое стало пантеоном военачальников, государственных и партийных мужей, деятелей науки и культуры Советского Союза.
В течение 1950-1956 года вокруг новой территории построили стены, а также служебные помещения. Еще раз расширялось Новодевичье кладбище в 1970 году "Новейшее Новодевичье кладбище". Сегодня Новодевичье кладбище состоит из четырех частей общей площадью более 7,5 гектаров. Здесь похоронено около 26 000 человек.
Теперь это самый значительный и «чиновный» некрополь столицы. Быть на нём похороненным стало своеобразной оценкой заслуг человека; после Кремлёвской стены Новодевичье кладбище стало самым почётным местом захоронения.
Невозможно перечислить всех министров и членов Центрального комитета партии, маршалов и генералов, лауреатов Сталинской и Ленинской премий, чьи имена можно сегодня прочесть на могильных плитах.
Среди них назовем лишь несколько по (из нескольких букв, взятых наугад, чтобы был понятен «общий уровень»): Аллилуева Н.С., Ахмадулина И.А., Басов Н.Г., Бондарчук С.Ф., Борисов О.И. ,Булгаков М.А., Быков Р.А., Вавилов С.И., Вахтангов Е.Б., Вернадский В.И., Вертинский А.Н., Вучетич Е.В., Гиляровский В.А., Гинзбург В.Л., Гоголь Н.В., Горбачёва Р.М., Грабарь И.Э., Гризодубова В.С., Громыко А.А., Дейнека А.А., Дуров В.Л., Ельцин Б.Н., Ермолова М.Н., Ефремов О.Н., Жжёнов Г.С., Зыкина Л.Г., Ильф И.А., Ильюшин С.В., Исаковский М.В., Капица С.П., Касаткина Л.И., Третьяков П.М., Туполев А.Н., Уланова Г.С., Ульянов М.А., Утёсов Л.О. и огромное количество других не менее достойных людей.
Новодевичье кладбище включено в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Многие туристические компании упоминают его в качестве историко-культурного памятника. Помимо захоронений выдающихся личностей, кладбище известно и уникальными надгробиями, выполненными такими архитекторами как: Н.А. Андреев, М.К. Аникушин, Е.В. Вучетич, Л.Е. Кербель, С.Т. Коненков, В.И. Мухина, Э.И. Неизвестный, Н.В. Томский, И.Д. Шадр и другими. Некоторые могилы и урны являются памятниками культурного наследия регионального и федерального значения.
.4 Донской монастырь
Из монастырских некрополей в Москве сохранился лишь некрополь Донского монастыря. Донской монастырь, основанный в 1591 г., занимает особое место в Московском некрополе. На кладбище, которое считалось одним из самых аристократических, хоронили московских вельмож и видных государственных мужей. Такого множества известных имён прошлого, такого обилия великолепных надгробий не было ни на одном московском кладбище. Семейство князей Голицыных построило здесь храм Святого Михаила
Архангела, превратив его в свою родовую усыпальницу. Донское кладбище стало своеобразным музеем надгробной скульптуры конца XVIII – начала XX вв. Многие надгробия выполнены известными русскими и иностранными скульпторами – И.П. Витали, В.И. Демут-Малиновским, Ж.А. Гудоном и др.
В советское время сюда свозили старинные надгробия с уничтоженных кладбищ, так что Донское кладбище стало некрополем могильных памятников. В южную стену Донского монастыря вмонтировали 6 мраморных горельефов со взорванного храма Христа Спасителя, которые доступны для осмотра и сегодня.
Донское кладбище расположено в юго-западной части Москвы. Кладбище делится на Старое и Новое. Старое Донское кладбище возникло в конце XVI в. на территории Донского монастыря. Территория его простирается от Михайловской церкви (усыпальницы князей Голицыных) к Большому и Малому собору и далее в юго-восточную часть монастыря, занимает площадь 2 га и поделена на шесть участков. Ансамбль Донского монастыря включает в себя Большой и Малый соборы, Михайловскую церковь, а также Водосвятую часовню, церковь Тихвинской иконы Божьей матери, церковь Тихона, патриарха Всероссийского, церковь Захарии и Елизаветы, церковь Михаила Архангела. На кладбище сохранились могилы грузинских царевичей Давида, Матвея и Александра (конец XVII – начало XVIII вв.).
На кладбище Донского монастыря похоронены многие общественные деятели: И.И. Дмитриев, А.А. Щербатов, П.Д. Кисилев, И.А. Алексеев, П.А. Демидов, писатели и поэты: А.П. Сумарков, В.Ф. Одоевский, М.М. Херасков, В.А. Сологуб, И.М. Долгоруков, В.Л. Пушкин, В.И. Майков, П.Я. Чаадаев, П.А. Козлов, архитекторы, внесшие существенный вклад в облик Москвы: В.И. Шервуд, О.И. Бове, П.Д. Барановский, известные историки: В.О. Ключевский, Д.Н. Бантыш-Каменский, русский художник XIX в. В.Г. Перов, написавший картины "Охотники на привале" и "Чаепитие в Мытищах", известный издатель А.А. Гатцук, патриарх всея Руси Тихон и архиепископ Амвросий, основоположник русской авиации Н.Г.Жуковский, легендарная актриса императорской Московской оперы А.Д.Александрова-Кочетова, народный артист СССР М.Ф. Астангов, ученые-медики И.К. Каменецкий, Ф.И. Иноземцев. Здесь погребены декабристы М.М. Нарышкин, В.П. Зубков, П.Д. Черевин., М.А. Дмитриев-Мамонов, П.Н. Свистунов, С.Н. Трубецкой; герои Отечественной войны 1812 г. и обороны Севастополя 1854-1855 гг. На Донском некрополе были похоронены композитор С.И. Танеев и художник В.А. Серов. Позднее их останки перенесены на Новодевичье кладбище.
Новое Донское кладбище, расположенное за южной стеной монастыря, было открыто в начале XX в., там, в 1927 г. сооружен первый московский крематорий с колумбарием. На его территории расположены две церкви: Иоанна Лестичника и Серафима Саровского.
На Новом Донском кладбище имеется Братская могила воинов, погибших в 1941-1945 гг. и умерших от ран в московских госпиталях. К 60-тилетию Победы в Великой Отечественной войне воздвигнут воинский некрополь погибших в ВОВ В 1941-1945 г., а также три общие могилы (№1, №2, №3) жертвам сталинских репрессий. В одной из них покоится известный режиссер В.Э. Мейерхольд. Также здесь находится захоронение пленных японских солдат.
Заключение
Некрополь является очень ценным источником для понимания культуры в целом, а также в исторических исследованиях, для ученых искусствоведов, для исследования истории градостроительства, как материал для изучения исторической психологии, политической истории, генеалогии, истории общественного сознания, истории литературы и языка и других направлений исторических исследований.
Список литературы
1.Большая Советская Энциклопедия , 1969-1978
.Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). – СПб., 1890
.Словарь исторических имен, названий и специальных терминов (С. Сорочан, В. Зубарь, Л. Марченко).
4.Энциклопедия "Искусство" в 4 т. Под ред. Горкина А. П.
5.Словарь изобразительного искусства. – 2004-2009
6.История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. Учебное пособие для студентов. – Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2010. – 81 с.
7.Артамонов М.Д. Веденские горы. М., 1993;
.Он же. Ваганьково. М., 1991Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. М.: Прогресс – Прогресс-Академия, 1992.
.Беляев Л.А. Русское средневековое надгробие. М.,2006
10.Царькова Т.С. Русская стихотворная эпитафия. XIX – XX вв. Источники, эволюция, поэтика. СПб.,1999;
.Брагинская Н.В. «Эпитафия как письменный фольклор», Институт высших гуманитарных исследований
.Шокарев С.Ю. Некрополь как исторический источник // Источниковедение и краеведение в культуре России. М., 2000. – С 21-26
.Диссертация Караваевой Н.В. «Социально-экологические аспекты изучения некрополей как феномена культурного наследия :на примере Москвы», Москва, 2007
14.Федеральный закон от 12 января 1996г. N 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле»