- Вид работы: Реферат
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 10,23 Кб
Нравственное наследие Древней Руси в современной российской культуре
Министерство образования и науки РФ
Ульяновский государственный технический университет
Кафедра "Истории и культуры"
РЕФЕРАТ
Тема: "Нравственное наследие Древней Руси в современной российской культуре"
Ульяновск 2010
План
Введение
. Мировоззрение и нравственные аспекты жизни русского народа до принятия христианства
. Русский менталитет и роль христианства в жизни людей Древней Руси
. Современная Российская культура
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Зачем в современном обществе нужно знания культурно-исторических традиций, нравственных норм которыми руководствовались наши далекие предки? Нужно ли это? Ведь сейчас совсем другое время и другие законы. Казалось, что на такие вопросы существуют естественные ответы.
Нравственность – термин, чаще всего употребляющийся в речи и литературе как синоним морали. В более узком значении нравственность – это внутренняя установка индивида действовать согласно своей совести и свободной воле – в отличие от морали, которая, наряду с законом, является внешним требованием к поведению индивида.
Традиция – набор представлений, обычаев, привычек и навыков практической деятельности, передаваемых из поколения в поколение, выступающих одним из регуляторов общественных отношений.
Целью моего реферата является показать нравственные аспекты жизни людей Древней Руси, роль христианства в их жизни и то, как в современной культуре отражено нравственное наследие Древней Руси.
1. Мировоззрение и нравственные аспекты жизни русского народа до принятия христианства
Прежде, чем говорить о нравственности и традициях нашего народа в древности отметим следующий факт. Любая общественная система, культура основываются на каких-либо постулатах и особенностях развития. Это совокупность взглядов на мир, научные открытия, географические особенности и т.п. Например, народы степи (кочевники), имеют одни стереотипы мышления, крайнего севера совершенно другие и т.д.
Каким же на самом деле было мировоззрение древних славян? Само слово язычество имеет в первую очередь древнеславянское происхождение. Язычество – буквальным образом обозначалось как – народная вера. "Народ" – это есть одно из значений древнеславянского слова – "язык".
Для понимания дохристианской древнеславянской культуры и нравственных аспектов жизни очень много дали исследования: традиций, обрядов, сказок, преданий, былин, песен, изучение народных промыслов и т.д.
Прежде всего, отметим само происхождение названия – Русь. На самом деле гипотез на этот счет существует великое множество. Норманисты прослеживают скандинавское происхождение слова (варяги – руссы). Но тут лишь отметим, что в чистом виде эта теория давно не существует. Многими исследователями, причем независимо друг от друга, был отмечен тот факт, что, основа слова – "Русс" встречается у различных индоевропейских народов. Изучение значения слова показало, что у различных евразийских народов оно одно и обозначает следующее: – сверкать, сиять, обжигать, жарить, красный, жаркий и т.д. В частности историк Л.Н. Гумилев разбирая происхождение сарматских племен, отмечал, что название главного племенного союза сармат – роксалан переводится как сияющие, блистающие аланы.
В самом названии нашей страны заложен огромный нравственный аспект, который можно и нужно использовать при работе со школьниками. Русь – страна света. Свет у нашего народа всегда ассоциировался с добром, миром.
Но не только в политической и экономической жизни, но также в культуре и традициях русского народа закрепилось почитание воды, праздники и даже регламентированные нормы поведения связанные с водой. Потому существовало великое множество купальных обрядов. Отсюда и характерное для русичей частое принятие бани, с тех времен бытует сам термин – "русская баня", ставший предметом национальной гордости.
Основой жизненного уклада древних славян являлась патриархальная родовая община. Несколько семей происходящими от одного предка называлась – Родом. Почитание памяти предков была заложена в религии.
Свободолюбие, патриотизм были присущи древним славянам. Существовала древнейшая традиция взаимопомощи, чувство локтя. Просить пощады у врагов считалось аморальным. Русские люди не боялись смерти. Они чувствовали за собой поддержку предков и родной земли. В русской культурной традиции, народных сказках красной строкой проходит идея духовно-нравственного воспитания человека. Изучение древнерусского фольклора, сказаний является отдельной темой исследования культуры и духовно-нравственных традиций русского народа.
2. Русский менталитет и роль христианства в жизни людей Древней Руси
Что мы знаем о русском характере, духе русского народа? Продолжая тему древнеславянского мировоззрения и духовно-нравственных аспектов жизни русского народа нужно учесть два основных момента.
Первое: влияние христианской идеологии на жизнь русского общества. Православие сумело войти в духовную жизнь русского общества. Многие исследователи древнерусской истории отмечают тот факт, что процесс введения христианства на Руси занял достаточно длительное время и растянулся на века. По мнению большинства историков, принятие православия русским народом, самого духа христианского учения произошло лишь в 14-15вв. Это время образования сильного русского государства, централизации русских земель вокруг Москвы и разрыва с Золотой Ордой. Православие стало идеологией борьбы с Ордой. Еще в 11в. в уникальном произведении первого русского митрополита Илариона ("Слово о законе и Благодати"), вместе с идеей величия, сакральности и прославления русской земли, прозвучала также мысль, что Благодать выше закона Божьего. Это, в конце концов вылилось в то, что Сергий Радонежский благословил на смертельную битву "за землю нашу", войско Дмитрия Донского и послал на бой двух иноков – Пересвета и Осляблю. На самом деле историкам известно, что эти иноки были служилые люди при Троице-Сергиевой лавре. Но здесь символичен сам факт того, что православная церковь стала выражением интересов всего русского народа, стояла на защите интересов русских земель, русской государственности. Знаменательно и то, что на Куликовом поле инок Пересвет бился насмерть с татарским богатырем Челубеем. Как известно оба в этом поединке пали мертвыми. В результате христианство полноправно входит в жизнь и быт Русского общества и создает ту прочную связь с Русским народом, которая сохраняется, по сей день.
Второе: характерная черта христианства – это адаптация к местным условиям жизни любого общества. Общее мнение исследователей по проблеме утверждения христианской религии на Руси, то что православие вобрало в себя черты, нормы поведения, культурные традиции которые существовали у древних славян испокон веков до введения новой веры. Произошел – синкретизм, смешение и слияние различных элементов христианства и русского язычества. Эта черта не специфическая для условий жизни русского общества, а присуща всему христианству, и имеет закономерный характер. Принятие христианства было в первую очередь политическим актом, принятым сверху правящей властью для укрепления своей внутренней власти, поднятии престижа нового государственного образования (Киевской Руси), и централизации государства. Надо отметить и тот факт, что Киевская Русь приняла христианскую веру лишь в 10в.
Христианство, по сути, космополитическая система, в своей цели имеет тенденции к объединению различных народов. Эта вера несет идеи любви и равенства всех людей. Она стремится к созданию единой, мировой гармоничной системы основанной на вере в единого творца, любви и согласии всех людей. Но на деле, мы видим из истории, происходило и происходит совершенно иное. Здесь дело конечно не в вопросах церковных догматов, обрядов, своего толкования божественного бытия и т.п., что, верно, подметил Гумилев.
Процесс христианизации русского общества проходил очень сложно и неравномерно. Даже теолог Е.Е. Голубинский в своем труде – "История русской церкви", признавал и отмечал примеры механического соединения в русском православии элементов христианства и язычества. Он сделал вывод о том, что явное христианско-языческое двоеверие населения Киевской Руси так и не было преодолено в последующие века. Оно лишь приобрело скрытые формы. Просто после времен двоеверия сознательного, пришло время двоеверия замаскированного. Причем он полагал, что в плену суеверий, языческих обрядов, находилось не только население, но и духовенство.
Многие элементы православия были близки русскому народу. Само слово "православие" русского происхождения. Его можно разделить на две составляющие – слава и правь. Многие древние традиции русского народа, обряды слились с христианскими праздниками. Православные святые заменили многих языческих богов: День рождества Св. Иоанна Предтечи (24июня) составляет один из особенно торжественных праздников не только в славянском мире, но и почти во всей Европе, он приходится примерно на день летнего солнцестояния.
Вся церковная литература, службы в русских землях велись на родном, понятным народным массам языке. В православии существовало мистическое направление – исихазм. Она оказало большое влияние на развитие русской религиозной философии. Монахи в монастырях (например Новый Афон), практиковали специальные упражнения, чтобы ощутить себя ближе к божественному свету. Методы постижения духовного были: мистическое переживание, созерцание, безмолвное спокойствие, озарение, интуиция. У человека есть душа и тело, которые должны находиться в гармонии друг с другом. В традиции исихазма опровергается утверждение о том, что тело является темницей души. "В "Прозопее" или сочинении, в котором ум осуждает тело, а тело себя защищает Палама описывает суд, во время которого дух и тело взаимно обвиняют друг друга, дух настаивает на своем божественном происхождении, жалуется на прихоти тела и требует господства над ним, а тело опровергает жалобы, так же указывая на свое божественное начало. Но на самом деле в русской культурной традиции существует известное правило, дошедшее до сегодняшнего дня – в здоровом теле – здоровый дух.
В эмоциональном плане православие на Руси стало формой народного мироощущения. Подавляющее большинство верующих, не умея разобраться в нюансах церковной догматики, "выбрали" православие, поскольку оно отвечало их психологическому настрою. Кроме целого ряда социально-политических причин, принятие ценностей христианства, по-видимому, было обусловлено тем, что оно несло с собой новый взгляд на человека: идея равенства и достоинства всех в Боге ("перед Господом нет ни раба, ни господина"), создавала основу новых отношений между людьми.
Идея России – открытость, щедрость души, любовь к ближним.
3. Современная Российская культура
мировоззрение христианство православие нравственный
В наше время культура все чаще осознается как эпицентр человеческого бытия. Укрепляется убеждение в том, что любой народ, любая нация могут существовать и развиваться только в том случае, если они сохраняют свою культурную идентичность, не теряют своеобразия своей культуры. При этом они вовсе не отгораживаются "китайской стеной" от других народов и наций, взаимодействуют с ними, обмениваясь культурными ценностями. В сложных исторических и природных условиях Россия выстояла, создала свою самобытную оригинальную культуру, оплодотворенную влиянием как Запада, так и Востока.
"Человеческая культура в целом не только обладает памятью, но это память по преимуществу. Культура человечества – это активная память человечества, активно же введенная в современность", – так писал в своих "Письмах о добром и прекрасном" величайший знаток отечественной и мировой культуры академик Дмитрий Сергеевич Лихачев (1906-1999).
"Память – основа совести и нравственности, память – основа культуры, "накопленной" культуры, память – одна из основ поэзии – эстетического понимания культурных ценностей. Хранить память, беречь память – это наш нравственный долг перед самими собой и перед потомками. Память – наше богатство". Сейчас, в начале нового века и тысячелетия, эти слова Д.С. Лихачева о культуре звучат как духовное завещание. Современный системный подход к изучению культурно-исторического наследия России предполагает прежде всего знакомство с ее православной культурой. Говоря о православной культуре России, мы имеем в виду не только прошлое нашего Отечества, но и современную жизнь. Культура современной России – это не только музеи, библиотеки или выдающиеся памятники древней архитектуры. Это и воссозданные и заново выстроенные храмы, возрожденные и впервые основанные монастыри, переизданные церковные книги, а также создаваемая ныне иждивением Российского государства многотомная "Православная энциклопедия".
Современная культура России – это прежде всего наша речь, наши праздники, наши школы и университеты, наше отношение к родителям, к своей семье, к своему Отечеству, к другим народам и странам. Академик Д.С. Лихачев писал: "Если вы любите свою мать, вы поймете и других, любящих своих родителей, и эта черта будет вам не только знакома, но и приятна. Если вы любите свой народ, вы поймете и другие народы, которые любят свою природу, свое искусство, свое прошлое".
Не может человек не любить свою Родину, не может не вставать на ее защиту, если он сохранил в своем сердце святую преданность родной старине.
Более чем тысячелетняя история православной культуры России – это один из наиболее ярких в мировой истории примеров живой культурной преемственности различных исторических эпох. Если бы от многовекового культурно-исторического развития России нам осталось лишь несколько памятников православной культуры – Остромирово Евангелие, "Слово о Законе и Благодати" митрополита Илариона, храм Покрова на Нерли, Лаврентьевская летопись и "Троица" Андрея Рублева, то и тогда наша отечественная культура славилась бы во всем мире как величайшая и богатейшая. Без изучения этих памятников и соприкосновения с этими святынями невозможно знакомство с культурным наследием нашего Отечества. Это наследие свидетельствует, что именно православие во многом определило путь культурно-исторического развития России.
Россия сегодня переживает переходный период, когда старые идеалы разрушены – образуется духовная пустота. Отсюда снова большой интерес у русских людей вызывает своя древняя история, религия, национальная культура.
Люди начали посещать церковь, образуются военно-патриотические клубы. В школах проводятся специальные занятия, где детям рассказывают о основах религий, о прошлом нашей страны.
Заключение
В Древней Руси были такие нравственные традиции как православная вера, патриотизм, память о своих предках, уважение к старшим, свободолюбие и взаимопомощь. Сохранились они и в современной российской культуре.
Список используемой литературы
. Л.Н. Гумилев. Древняя Русь и Великая Степь. М: Мысль 1993г.
. Д.С. Лихачев. Земля родная: Книга для учащихся.- М., 1983.
. Д.С. Лихачев. Письма о добром и прекрасном.- М., 1989.
. В.Н. Демин. Загадки Русских летописей. М: "Вече" 2001г.
. http://www.slavya.ru/trad/history/nravs.htm