Меню
  • Главная
  • Новости
    • Cтатьи, культурология
  • Учебные материалы
    • Основные темы по культурологии
    • Студенческие работы
  • Редакция
    • Вопросы по культурологии
  • Архивы по культурологии

НТР и художественное творчество

Культурология
Подробнее о Культорологии: Скачать реферат

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Культурология
  • Язык:
    Русский , Формат файла: MS Word 10,25 kb

НТР и художественное творчество

Студент  IVкурса  факультета
архитектуры

института  им. И.Е.Репина

Богрянцев П.А.

22.05.1997

РЕФЕРАТ

“НТР и художественное
творчество”

СОДЕРЖАНИЕ

1. Влияние на
развитие общества.

2. Личность.

3.   Влияние на искусство.

СПИСОК   ЛИТЕРАТУРЫ

статья   “НТР и
личность”                                      Д.А.Гранин

статья   “Эстетика
парадокса”                               Ю.В.Линник

статья   “К проблеме
индивидуального стиля в научных

исследованиях”                                        А.С.Архангельская

статья   “Человек и
техника в новейшей зарубежной

литературе”                                              Т.Л.Мотылева

статья    “На пути к
синтетизму”                             И.Грекова

статья    “Творческий
процесс или имитация?”     А.А.Крон

n
1 –

1. Технический прогресс и
нравственное развитие общества.Антиутопии.

В  начале ХХ века возник ряд
“антиутопий” , в которых описываются опас-

ности , которые  несет
человечеству  грядущая “машинная цивилизация”.

Как пример можно привести
сатирический рассказ  С.Линкока  “Человек в

асбесте”, написанный
еще в начале века.Итогом развития машинной ци-

вилизации, по мнению автора,
будет вечный , бессмертный и однообраз-

ный мир, полностью
безопасный и в равной мере бессмысленный.

“Будущий”
человек Линкока потерял человеческие чувства и стремления.

Линкок высмеивает
стандартизацию жизни, нивелировку человека в Аме-

рике  (действие происходит
на Бродвее).Это  произведение и ряд ему по-

добных  выражают  общую
мысль  –  опасность обнищания  духовной жи-

зни , атрофии человеческой
деятельности , деперсонализация личности .

В машинной цивилизации
К.Воннегута  (“Завтрак для чемпионов”) ясно

видны уже ставшие
реальностью  проблемы  –  умирание природы , рост

преступности , духовное
обнищание.

Отрыв научно-технического
прогресса от нравственного развития общест-

ва вызывает мнимую
альтернативу :  либо прогресс науки и техники , либо

прогресс человека. Так ,
например, английский культур-философ А.Тойнби

считает :  мораль статична ,
а техника динамична , и разрыв  между техни-

ческим развитием и
нравственным развитием человечества постоянно уве-

личивается.

Подобный подход
исключает компромиссное решение проблемы.Ключ к

решению – в комплексном
решении : единство и неразрывность научно-тех-

нического, социального и
нравственного прогресса.Если процессы НТР не

контролировать , это может
вызвать серьезнейшие диспропорции и проти-

воречия в общественном
развитии.

Античное искусство

НТР повышает меру
социальной и моральной ответственности людей в

связи с тем , что созданные
ими силы могут угрожать существованию са-

мого человечества.Проблема
свободы встает не только как проблема лич-

ного выбора , но и как проблема
общей ответственности людей за опре-

деление путей развития
человеческой цивилизации , способной обеспе-

чить не просто выживание ,
но и оптимальные условия жизни будущих

поколений.

n
2 –

2.Личность.

В истории человечества
индивидуально-личностное мироощущение и

самоощущение обычно
усиливалось в кризисные  эпохи.Индивиду прихо-

дится  самому искать ответы
на новые вопросы , к которым неприменимы

старые подходы.Человеческое
“я” приспосабливается к новым факторам.

Информационные  перегрузки
вызывают необходимость индивидуального

отбора усваиваемой
информации.Множественность и сменяемость  соци-

альных ролей личности
создают необходимость их осознания  и интегра-

ции в определенной системе
личных ценностей , в рамках целостного об-

раза
“я”.Экстенсивность общения вызывает потребность в интимности ,

индивидуализирует
требования к любви, дружбе.

НТР  порождает новые виды
искусства, делает произведения искусства

доступнее для людей.Но
успехи НТР вызывают у ее творцов чуство пре-

восходства над
искусством.Тем более что в искусстве подобного прогресса

нет, по сравнению с НТР оно
кажется малоподвижным.Кроме того, совре-

менные формы искусства во
многом зависят от техники.Но именно в этом

ми и душевными
перивязанностями.Искусство реагирует на изменение жиз-

ни и вбирает в себя явления
современности.

НТР увеличивает меру
материальных потребностей человека, искусство

же увеличивает меру его
внутренних потребностей.Очевидно, что искус-

ство должно не расцвечивать
НТР , а помочь осознать ее не как самоцель,

а как средство.

НТР создает  человека,
уверенного в том, что знания заменяют  культуру.

Человек фиксирует
инфориацию, полученную от произведения, но диалог

с произведением не
возникает.Так в романе М.Фриша “Homo Фабер” предс-

тавляется этот новый тип
человека – преуспевающий инженер Вльтер Фа-

бер успева за три месяца
успевает облететь полмира.Эти постоянные пе-

ремещения – способ автора
раскрыть характер человека деловитого , пре-

успевающего и равнодушного к
таким понятиям , как семья , дом , родина.

Для Фабера преклонение
перед техникой заменило религию.В иных убеж-

дениях , иных духовных
ценностях он не нуждается.Характерно то , что

Фабер не читал Толстого.В
картинных галереях Парижа и Рима ему скуч-

но.Но гораздо серьезнее
жизненная позиция Фабера , определяемая по

формуле “это меня не
касается”.Мораль книги : “Технократ отчужден от

живого мира”.

В проблеме охраны
внутреннего мира человека роль искусства неоцени-

ма –  “Красота спасет
мир”.

n
3 –

“Эстетика
парадокса”

К вопросу о соотношении
науки и искусства можно подойти двояко.С од-

ной стороны , интересно
прослеживать их взаимовлияния : в науке искать

элементы художественного
мышления (диалоги Галилея) , а в искусстве

обнару живать воздействие
науки (“научная поэззия”).Но говорить о подлин-

ном синтезе науки и
искусства можно лишь в отдельных случаях.Чаще та-

кое взаимопроникновение
бывает неполным , частичным.Поэтому полезно

посмотреть на проблему ,
акцентируя внимание  на некоторых инвариан-

тах , присущих науке и
искусству , несмотря на все их различия.

Как пример –
парадоксальность.Парадокс был всегда неотъемлемым ком-

понентом научного
мышления.Но отношение к нему существенно менялось.

Обнаружив парадоксальную
антиномичность разума , Кант увидел в непри-

миримости тез и антитез
трагедию мышления, – его расколотость , разор-

ванность , разъятость.Это
типично для классического мышления.Парадок-

сы воспринимались чисто
негативно : они возмущали рационально ясную

модель мира , оценивались
как фактор дисгармонии.ХХ век создал иную

шкалу оценок.Принцип
дополнительности Н.Бора изменил негативное от-

ношение к парадоксу на
позитивное : появление парадокса может свиде-

тельствовать о приближении к
истине.Изменилось понимание истины , гар-

монии , красоты.Классическая
истина была несовместимой с антиномич-

ностью.Однако Бор указал ,
что на более глубоком уровне возникает ситуа-

ция , когда утверждение и
противоутверждение , аргумент и контраргумент

оказываются парадоксально
равноправными и в одинаковой степени истин-

ными.

В гуманитарной области
парадокс всегда был вполне законным , даже

необходимым
элементом.Парадоксальные пересечения смыслов в произ-

ведении действуют
непосредственно на сознание , обходя логический ана-

лиз.Интересно , что
современная наука приходит к парадоксальным выво-

дам и понятиям ( последние
исследования в области физики – касательно

исследования пространства и
материи).На уровне глубинных парадоксов

наука и искусство находят
точку соприкосновения.В определенные момен-

ты научного познания ведущую
роль играет интуиция , а художник неред-

ко выверяет свое
произведение с помощью математического расчета.

Парадоксы маркируют
границу между обыденным и небывалым , канони-

ческим и новым.Современная
наука находит удивительнные аналогии ,так

в концепции Фридмана
проведена аналогия между микрочастицей и вселен-

ной.

Аннулируя привычные
алгоритмы мышления , парадокс подталкивает нас

к новизне.

n
5 –

3.Влияние на искусство

Синтетизм.

НТР часто порождает
смешение и взаимопроникание жанров.В отдель-

ных  случаях границы между
точными и гуманитарными науками становят-

ся практически
неразличимы.Творческого человека не можее удовлетворить

его узкопрофессиональная
деятельность.Математические методы проника-

ют в чисто гуманитарные
области и часто помогают глубже осмыслить яв-

ление , обнаружить в нем
важные законоиерности.При этом применение

ности научному исследованию.
С помощью этого аппарата исследунтся не

само явление , а его
математическая модель , которая может быть как

удачной , так и не удачной
(что в гуманитарных науках встречается чаще).

На грани науки и
искусства стоит такая форма творчества , как педагоги-

ческое мастерство.Хороший
педагог – всегда не только ученый, но и худож-

ник , артист.Огромную роль
здесь играет искусство отбора – из необозримо-

го объема информации
необходимо отобрать нужную и в каком виде донес-

ти до слушателя.Через
педагогическое творчество происходит вовлечение

людей в сферу научных идей и
концепций , в сферу научной этики и эсте-

тики.

Романтизм

Этические и эстетические
вопросы все чаще проникают в научные ис-

следования , т.к.
ответственность науки перед природой и человечеством

за последнее время сильно
возросла.(Главный герой пьесы “Физики” убеж-

ден – “нынешний гений
обязан быть непризнанным”)

Еще одно соединение
науки и искусства – научно-популярная литерату-

ра.В своих лучших образцах
она поднимается до уровней художественных

произведений.”Популярное
изложеие” – вовсе не “вульгаризация”.Потреб-

ность в литературе,
способной рассказать высокоразвитым читателям, что

происходит вне их узкого
круга , характерна для эпохи НТР.

“Научная”
проза.Значимость науки в жизни общества резко повышается.

Совершенно закономерно
стремление искусства проникнуть в мир науч-

ных проблем , отразить жизнь
и быт , взаимоотношения  и  столкновения

людей , связанных с
наукой.Для того чтобы писатель мог достоверно пере-

дать мир науки и его людей ,
он должен  прежде всего знать эту область

жизни , и не в общих чертах
, а довольно близко.Писатель не должен бла-

гоговеть перед
“таинством” и величием науки , именно прозаичность и обы-

денность придает
произведению достоверность и силу.

n
4 –

Искусственный интеллект и
творчество.

ЭВМ , как один из
продуктов НТР , по моему мнению , должна занимать

отдельную нишу.Насколько
применим компьютер к творческому процессу –

вопрос неоднозначный и
сложный.

Всякое познание
действительности – в той или иной степени ее модели-

рование.Современные машины
способны не только моделировать окружа-

ющую действительность , но и
в определенной мере ее интерпретировать.

Однако творчество на
сегодняшний день остается прерогативой челове-

ка.Сторонники машинного
творчества утверждают – если машина способ-

на создать произведение ,
которое будет восприниматься людьми , как ис-

кусство , то уже не
существенно , каким путем достигнут этот эффект.Кро-

ме того , наука нетерпит
никаких запретов , кроме наложенных самой при-

родой.Поэтому утверждать ,
что машинное творчество никогда не возник-

нет , нельзя.

Человек не способен
выдумать ничего , что не было бы комбинацией уже

существующих в природе
элементов.Применительно к искусству это верно

лишь наполовину.В искусстве
все решает не состав , а контекст , взаимо-

действие.Машина способна
создать произведение , отвечающее всем за-

ложеным требованиям , но это
произведение не будет нести никакой идеи.

Машина может создать заготовку
, но окончательный отбор останется за

человеком.Отбор – главнейший
элемент всякого творчества.

Без человека творчество
превращается в имитацию , подражание суще-

ствующему.Образ индивидуален
и неповторим , он не конструируется , а

рождается , в нем
концетрируется опыт всего человечества , преломлен-

ный через индивидуальный
опыт сознания , через особенности характера

и темперамента личности.Если
в будущем машина обретет личность , она

сможет творить.

Жизненность любого
творческого метода может быть подтверждена толь-

ко одним способом –
созданием шедевров. Только шедевры заставляют че-

ловека пресмотреть свои
эстетические принципы.Версификация ничего не

доказывает , это лишь
пережевывание уже существующих шедевров.И по-

этому новое произведение ,
созданное в стиле какого-то старого мастера ,

может вызвать лишь
поверхностный интерес.

Произведения искусства не
изоморфны своим схемам , как продукты точ-

ных наук.Однажды
В.И.Немирович-Данченко добросовестно изложил одно-

му драматургу некую схему построения
драмы.В ответ на удивленный воп-

рос “Что же из этого
может получиться?” он ответил : “Смотря у кого.У Гри-

боедова – <<Горе от
ума>>”.

n
6 –

Особенность
художественного  синтеза  – подчиненность не четко сфор-

мулированному заданию ,
каковым является всякий алгоритм , а “сверхза-

даче”.Термин этот ,
введенный К.С.Станиславским, по мнению многих, мо-

Станиславский исходил из
неразрывности сферы мышления и эмоциональ-

ной жизни художника.

Искусственный интеллект
может (пока) выступать лишь в роли инстру-

мента художника.Машина
существенно облегчает работу творца , сводя к

минимуму рутину в его
деятельности , дает новые возможности.Возника-

ют новые формы искусства ,
обязанные своим появлением НТР , но твор-

ческая иннициатива остается
за человеком.

– 7 –

Похожие записи

Жизнь и быт древних удмуртов

Культурология

Т.Г. Шевченко как художник

Культурология

Происхождение первобытного искусства. Эволюция изображения животных в первобытном искусстве

Культурология

Рубрики

  • Cтатьи
  • Архивы по культурологии
  • Вопросы по культурологии
  • Новости
  • Редакция
  • Социология как наука
  • Студенческие работы
  • Учебные материалы
  • Основные темы по культурологии

Последние статьи о культурологии

  • Культурная антропология
  • Теоретические подходы к пониманию природы культуры
  • Господство сократической философии
  • Георг Зиммель и Освальд Шпенглер
  • Противостояние культуры и цивилизации
  • Духовная культура
  • Культурно-исторический подход к культуре. Основные варианты культурно-исторической типологии
  • Данилевский
  • Тойнби
  • Общая концепция цивилизаций
  • Ясперс
  • Своеобразие архаической культуры (первобытно-синкретической)
  • Транзитивный контекст современной культурной политики
  • ТЕМА 2. Возникновение и становление культуры в первобытном обществе и древних цивилизациях
  • Культура Древней Греции и Дpевнегo Рима
  • Культура Западноевропейского Средневековья
  • Культура эпохи Возрождения и Нового времени до второй половины XIX века
  • ТЕМА 6. Своеобразие русской культуры в ее историческом становлении
  • ТЕМА 7. Цивилизация и культура XX века
  • Выполнение контрольной работы
  • Темы контрольных работ и рекомендуемая литература
  • Основные функции культуры
  • Понятие «Культура»
  • Основные культурологические школыКультурно-исторические типы Данилевского
  • Особенности концепции Тойнби
  • Осевое время в концепции Ясперса
  • Культура в концепции З.Фрейда
  • Понятие культуры как символ в концепции Кассирера
  • Элитарная и массовая культура



© 2011 - 2021 Copyright :: Культурология / карта сайта | культура
При копировании материалов с сайта обратная активная ссылка обязательна.