- Вид работы: Статья
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 10,32 Кб
О библиотеке Макарьевского Желтоводского монастыря в XVII в.
О библиотеке Макарьевского Желтоводского монастыря в XVII в.
А.В. Сиренов
Изучение монастырских библиотек русского Средневековья позволяет реконструировать историю книгописной деятельности в монастырях, дает новый материал для исследования самых разных памятников древнерусской книжности – как выдающихся, так и рядовых, что также имеет немаловажное значение. Начатое трудами Н.К. Никольского, Н.Н. Зарубина, М.В. Кукушкиной это направление отечественного источниковедения активно развивается в настоящее время [1; 2; 3; 6; 8; 10].
В XVII в. в составе монастырских библиотек происходят качественные изменения, поскольку все большее значение приобретает печатная книга. Если применительно к XVI в. еще нельзя говорить о постоянной книгоиздательской деятельности в Московском государстве, то в XVII в. ситуация изменилась в лучшую сторону. На протяжении всего столетия в Москве действовал Печатный двор, объем продукции, которого постоянно увеличивался. Немалое значение имели и книги, напечатанные в украинских землях. Все это привело к постепенному вытеснению рукописной книги из монастырских библиотек. Если в XVI в. мы имеем дело по преимуществу с собраниями рукописной книги, то к концу XVII в. рукописи, как правило, составляют лишь небольшую часть монастырской библиотеки (разумеется, есть и исключения из этого правила). Собственно, такую цель и ставили пред собой организаторы книгопечатного дела, стремясь, прежде всего, к тому, чтобы церковная служба осуществлялась исключительно по печатным текстам, подготовленным опытными и надежными справщиками на Печатном дворе.
Описанные тенденции особенно заметны при обращении к книжным собраниям монастырей молодых, не имевших вековых традиций собирания рукописей и книгописания. К таким обителям относится Макарьевский Желтоводский монастырь. Первоначально основанный в середине XV в. известным нижегородским подвижником св. Макарием, этот монастырь вскоре был разорен казанскими татарами и пребывал в таком виде до 20-х гг. XVII в. [13; 14]. Собственно, было известно только место, где некогда находился монастырь – на берегу Волги, в 88 верстах от Нижнего Новгорода. Песчаное дно находящегося рядом Желтого озера создает впечатление, что вода в нем желтоватого оттенка, поэтому монастырь стали называть «на Желтых водах» или Желтоводским.
Восстановление монастыря в 1620 г. имело свою предысторию. Макарий Желтоводский особенно почитался в Поволжье. Этому способствовала деятельность братии основанного св. Макарием Унженского монастыря, в котором покоились мощи святого. В Смутное время почитание Макария Желтоводского и Унженского приобрело всероссийский масштаб. Участники второго ополчения, отправляясь из Нижнего Новгорода освобождать Москву от поляков, несли образ св. Макария. По-видимому, его покровительство рассматривали как залог успеха в деле освобождения страны от интервентов. Отсюда и особое почитание св. Макария представителями династии Романовых. В 1619 г., когда царь Михаил Федорович отправился в богомолье по городам Поволжья, его отец, только что вернувшийся из польского плена, писал ему о необходимости посетить Макарьев Унженский монастырь. При таком отношении к Макарию царя и патриарха вполне закономерным выглядит восстановление Желтоводского монастыря в 1620 г. [11]. Монастырь быстро богател и обстраивался. Появившаяся у его стен Макарьевская ярмарка со временем стала крупнейшим рынком России. С Желтоводским монастырем связана биография многих выдающихся деятелей русской церкви середины – второй половины XVII в. Например, именно здесь состоялось знакомство будущего патриарха Никона и протопопа Аввакума. Священником села Лысково, расположенного в непосредственной близости от монастыря, был в начале своей карьеры Иван Неронов. Из архимандритов Желтоводского монастыря на Рязанскую епархию был поставлен другой сподвижник Никона – епископ Илларион.
Во второй половине 70-х гг. архимандритом Желтоводского монастыря Тихоном была составлена так называемая Латухинская Степенная книга – крупнейшее историческое произведение второй половины XVII в. Ее автор в 1680 г. стал келарем любимого царем Федором Алексеевичем Савина-Сторожевского монастыря, а позднее, в 1695 г., патриаршим казначеем. Обращаясь к тексту Латухинской Степенной книги, отметим большое количество источников, привлеченных при ее составлении. Это Воскресенская и Типографская летописи, Новый летописец и Летописный свод 1652 г., а также Синопсис в издании 1678 г., печатные Пролог и Киевопечерский патерик. Основой текста стали две редакции канонического текста Степенной книги XVI в. – Пространная и редакция Ионы Думина. Уникальные известия Латухинской Степенной исследователи возводят к недошедшим до нас запискам современников о Смутном времени. Логично предположить, что источники Латухинской Степенной хранились в библиотеке Желтоводского монастыря, поэтому её изучение имеет немаловажное значение.
В научной литературе встречаются упоминания о двух описях монастырской библиотеки – 1640 и 1702 гг. Первая из них дошла в составе духовной изустной памяти строителя монастыря Авраамия и отражает начальный этап формирования монастырской библиотеки. Здесь описывается всё монастырское имущество, в том числе 69 печатных и рукописных книг. В Никольской церкви, находящейся в монастырской слободе, числилось семь книг: «Евангелие престольное печатное, евангелисты медные, крест на празелени, Евангелие толковое – печать киевская, служебник печатной, Апостол печатной, Псалтирь – печать киевская, потребник письменный, Послушание письменное» [4]. Остальные книги хранились в монастырском Троицком соборе: «Да у Троицы же в церкви книг печатных одинацать миней месячных, да три минеи письменные месячные, да четыре Евангелия толковые печатные, да три Апостола печатных, два Октоиха печатных на осьмь гласов, два Устава печатные, Псалтирь со следованием печатная, другая Псалтирь в полдесть печатная, два Часовника печатных, Минея общая печатная, два Потребника печатных, Часословец письменной в подесть, да Потребник же печатной в десть, да Полууставие письменное, два Пролога письменные, соборник письменной в полдесть, книга Златоуст письменная, книга Иван Лествичник, книга Ефрем Сирин, книга Беседы апостольския – печать киевская, книга же Житие Макария чудотворца, два Ермоло- га, Канонник в четверть, седмь Канонничков маленьких, книга сена- дик, книга Григорий Богослов, два соборника в десть, Лествица в четвертину, книга Василей Великий, книга Иоасаф царевичь, книга Сава Сербский, Евангелие письменное престольное» [4, с. 45-46].
Отметим, что книги исторического содержания в описи отсутствуют, если не считать таковыми Житие Макария Желтоводского и рукописные Прологи. Упомянуты также три рукописных сборника, о содержании которых в настоящее время ничего нельзя сказать, поскольку идентифицировать их пока не удается. В конце описи помещено немаловажное для истории библиотеки указание: «А куплено тех книг, опричь прикладных, на тридцать рублев с полтиною» [4, с. 46]. Таким образом, уже в самом начале существования возобновленного монастыря уделялось внимание комплектованию его библиотеки.
Вторая опись [12. Оп. 7. Ч. 1. № 56. Л. 30 об. – 61 об.] входит в состав описи монастырского имущества – Описной книги Макарьев- ского Желтоводского монастыря 1702 г. Рукописные и печатные книги содержались в то время в специальной книгохранительнице, над которой надзирал старец книгохранитель Илларион. Опись библиотеки 1702 г. составлялась, по всей видимости, на основе предыдущей описи 1700 г. В конце описной книги перечислено то имущество (в том числе и книги), которое явилось «сверх переписных книг прошлого 208-го году»: «А книгохранитель старец Илларион про те прибылыя книги сказал, что де явилось сверх переписных книг печатных и писменных книг 208-го году: Апостол печатной в десть, оклеен бархатом зеленым, на верхней дске на средине круг и наугольники и кругом камы и травы серебреные чеканные и позолочены, а на исподней дске на средине репей и науголники прорезные чеканные, застешки серебреные же резные, проклатка //тафтяная, на ней репей шит канителью з зерны жемчюжными и с камешки и с канителью; да три Служебника печатные, в полдесть, оклеены бархатом: один лазоревым, а два зеленым, у одного на верхней и на исподней дске в средине круги и наугольники серебреные чеканные прорезные, застешки и петли серебреные чеканные прорезные, застешки и петли серебреные резные, у дву Служебников на верхних и на исподних цках науголники, да на срединах по одному репью серебряныя резныя; да Треодь цветная в десть, печатная; Псалтырь в полдесть, печатная; Часослов в десть, печатной; Канунник в десть, печатной; Соборник в десть, писменной; Минея месечная в десть, писменная; Книга Беседы евангелския в десть, писменная; Книга Иоанна Лествичника да Иоасафа царевича в четверть, писменная. И те де все вышеписанныя книги печатныя и писменныя были до тех вышеписанных переписных книг прошлого 208-го году в книгохранителнице, а что де в те переписныя книги те вышеписанныя печатныя и писменныя книги не написаны, и то де учинилось пропискою без хитрости». Далее помещено собственноручное рукоприкладство Иллариона: «Книгохранитель монах Илларион сказал и руку приложил» [12. Оп. 7. Ч. 1. № 56. Л. 123-123 об.]. Как видно, наличие в монастыре книг, не отраженных в описи, рассматривалось как существенное упущение книгохранителя.
В архивном фонде Желтоводского монастыря в Центральном архиве Нижегородской области хранится «Сказка монастырского книгохранителя старца Иллариона о книгах, не указанных в переписи» [15. Оп. 588. № 524], из которой следует, что в декабре 1701 г. «перед стольником Петром Борисовичем Вельяминовым Нижегородского уезду Закудемского стану Макарьева монастыря Желтоводского книгохранитель старец Илларион сказал, что явилось сверх переписных книг прошлого 208-го году». Объяснения, данные Илларионом в 1701 г., были полностью повторены в описи 1702 г. В сказке 1701 г. приведены также данные о двух утраченных с 1700 г. книгах: «А что по тем же вышеписанным переписным книгам не явилось в книгохранителнице двух книг печатных Ефрема Сирина с аввою да тетради об антимисе, и книга де Ефре[ма] Сирина была в том монастыре у дьякона Савватия в келье, и в пожарное время та книга в келье згорела, а тетрадь об антимисе взял бывшей архимандрит Герман с собою в Печерский монастырь, что в Нижнем Новегороде» [15. Оп. 588. № 524]. Таким образом, по описи 1702 г. мы можем составить представление о монастырской библиотеке 1700 г. Опись 1702 г. включает 480 книг, большинство из которых печатные – рукописных только 128. Можно выделить рукописи описи 1640 г., фигурирующие в описи 1702 г. Это относительно легко и с большой долей вероятности удается сделать для произведений, количество списков которых с 1650 до 1702 г. осталось неизменным:
Опись 1640 г.Опись 1702 г.три минеи письменные месячныеДве книги миней же месечных, письменные, в полдесть, одна писана по хартии, месяцов сентября да октябрь, по зеленому обрезу, в красной кожеПолууставие письменноеКнига письменная, в полдесть, Полуус- тавье, ветхаякнига Григорий БогословКнига Григория Богослова, письменная, в десть, по зеленому обрезу, в красной коже, застешки и петли медныекнига Василей ВеликийКнига Василия Великаго, письменная, в десть, по зеленому обрезу в красной кожеКнига Сава СербскийКнига Житие Саввы Сербскаго, в полдесть, писменная, по зеленому обрезу, в красной коже, застешки и петли медные
Обратим внимание на дополнительную информацию, которую сообщает опись 1702 г. относительно предшествующей описи. Так, орукописных минеях опись 1640 г. лишь кратко сообщает. Из описи 1702 г. узнаем, что две минеи были на бумаге, а одна – на пергамене. Рукописную книгу «Полууставие» опись 1640 г. также только называет, а в описи 1702 г. сказано, что эта книга форматом в полдесть, ветхая.
Труднее отождествлять рукописи, которые по описям 1640 и 1702 гг. числятся в разном количестве экземпляров:
Опись 1650 г.Опись 1702 г.«книга Иван Лествичник», «Лествица в четвертину»Две книги Иоанна Лествичника, в полдесть, писменная, в красной коже. Книга Иоанна Лествичника, в четверть, писменная, по зеленому обрезу, в красной кожеЖитие Макария чудотворцаДве книги Житие чюдотворца Макария Желтоводскаго, письменные, в десть; один по обрезу золочено, другой по зеленому обрезу, в красной коже, за- стешки и петли медные. Книга Житие чюдотворца Макария, письменная, в полдесть, по зеленому обрезу, в красной коже, застешки и петли медныеКнига Иван Лествичник, … Лествица в четвертинуДве книги Иоанна Лествичника, в полдесть, писменная, в красной коже. Книга Иоанна Лествичника, в четверть, писменная, по зеленому обрезу, в красной кожеКнига Иоасаф царевичКнига Житие Иоасафа царевича, письменная, в лицах, в десть, по желтому обрезу, в красной коже, застешки и петли медные. Книга Житие Иоасафа царевича, письменная, в полдесть, по зеленому обрезу, в красной коже, застешки и петли медныеВесьма вероятно, что вторые и третьи списки хранящихся в монастырской библиотеке сочинений появились в результате переписки этих рукописей, организованной непосредственно в монастыре.
Кроме переписки рукописей, еще одним и, видимо, основным источником пополнения монастырской библиотеки оставалась покупка книг. Так, удалось отождествить список Толковой Псалтири первой половины XVII в., числящейся в описи 1702 г., а ныне хранящейся в Нижегородской областной библиотеке под шифром Р 1010. В описи эта рукопись описана так: «Псалтырь болшая толковая, письменная, в десть, по красному обрезу, в красной коже, застешки и петли медные». В действительности она содержит еще запись о продаже в монастырь Е.А. Пашковым в 1667 г.: «Лета 7175-го генваря во 2 день продал я, Еремий Афонасиев сын Пашков сию Толковую Псалтирь в Макарьевской Желтовоцкой монастырь архимандриту Пахомию з братьею. А взял за сию книшку пятнадцать рублев» [5, с. 69].
Отметим, что в описи 1702 г., подобно большинству других описей монастырских библиотек этого времени, не указывается информации, содержащейся в записях на кодексах. Так, Н.В. Соколова обнаружила в ОР ГИМ список сочинений Дионисия Ареопагита с вкладной записью: «В монастырь Жолтовоцкий по приказу и по духовной росписи преосвященнейшего Иллариона митрополита Рязанского и Муромского отдана в Макарьев сия книга ради вечного помяновения по душе его и сродник» [13, с. 163]. В описи 1702 г. источник поступления этой рукописи в монастырскую библиотеку не указан: «Книга Деонисия Ареопагита, письменная, в полдесть, по красному обрезу, в черной коже, застешки и петли медные». Постриженик Желтоводского монастыря, его настоятель, впоследствии ставший рязанским митрополитом и выдающимся церковным деятелем, Илларион в конце жизни удалился на покой в родной монастырь. Можно думать, что от него в монастырскую библиотеку поступило немало книг. Н.В. Соколовой обнаружена еще одна рукопись с вкладной записью Иллариона: «182-го септевриа в 22 день дана сия книга в обитель чюдотворца Макария на Желтые воды вечнаго ради помяновения души преосвященнейшаго Иллариона митрополита Рязанскаго и Муромскаго и сродников его» [13, с. 163].
монастырский библиотека рукопись книгописание
Список литературы
Белова Л.Б. Гравированный «экслибрис» иеродиакона Стефана Сахарова 1691 г. на старопечатных служебных минеях // Книга в России / отв. ред.
Белова Л.Б., Кукушкина М.В. К истории изучения и реконструкции рукописного собрания Антониево-Сийской библиотеки // Материалы и сообщения по фондам отдела рукописной и редкой книги БАН. – Л., 1978. – С. 154-187.
Буланин Д.М. Владимирский Рождественский монастырь как культурный центр Древней Руси // Тр. Отдела древнерус. лит-ры (ТОДРЛ). – Л., 1988. – Т. 36. – С. 71-79.
Духовная изустная память строителя Макарьево-Желтоводского монастыря Авраамия (1640 года 5 апр.) // Временник Общества истории и древностей российских (ОИДР). – М., 1850. Кн. 8. Смесь.
Каталог рукописных книг из собрания Нижегородской государственной областной универсальной научной библиотеки (НГОУНБ) / сост. И.В. Нестеров. Ч.1. XV-XVII вв. – Н. Новгород, 1999.
Кукушкина М.В. Монастырские библиотеки Русского Севера: Очерки по истории книжной культуры XVI-XVII веков. – Л., 1977.
Макария Желтоводского и Унженского // Научно-богословские труды по проблемам православной миссии. Т. 2. – Белгород, 1999. – С. 82-84.
Никольский Н.К. Рукописная книжность древнерусских библиотек (XI-XVII вв.): Материалы для словаря владельцев рукописей, писцов, переводчиков, справщиков и книгохранителей. – СПб., 1912.
Опись строений и имущества Кирилло-Белозерского монастыря 1601 года. – СПб., 1998.
Описи Соловецкого монастыря XVI века: Комментированное издание / сост. З.В. Дмитриева, Е.В. Крушельницкая, М.И. Мильчик; отв. ред. М.И. Мильчик. – СПб., 2003.
Понырко Н.В. Обновление Макариева Желтоводского монастыря и новые люди XVII в. – ревнители благочестия // ТОДРЛ. – Л., 1990. – Т. 43. – 59-61.
Российский государственный архив древних актов (РГАДА). Ф. 237 (Монастырский приказ).
Соколова Н.В. Роль Макарьевского Желтоводского монастыря в хозяйственном и культурном развитии Нижегородского края в XVII – первой четверти XVIII в. // В памяти Отечества: материалы науч. чт. Горький. 31 мая – 5 июня 1987 г. – Горький, 1989.
Титов А.А. Троицкий Желтоводский монастырь у старого Макарья (1435-1887). – М., 1887.
Центральный архив Новгородской области (ЦАНО). Ф. 998 (Макарьев Желтоводский монастырь).