Меню
  • Главная
  • Новости
    • Cтатьи, культурология
  • Учебные материалы
    • Основные темы по культурологии
    • Студенческие работы
  • Редакция
    • Вопросы по культурологии
  • Архивы по культурологии

О цыганизмах в русских арготических словарях первой трети ХХ века

Культурология
Подробнее о Культорологии: Скачать доклад

  • Вид работы: Доклад
  • Предмет: Культурология
  • Язык: Русский , Формат файла: MS Word 4,75 kb

О цыганизмах в русских арготических словарях первой трети ХХ века

О ЦЫГАНИЗМАХ В РУССКИХ АРГОТИЧЕСКИХ СЛОВАРЯХ ПЕРВОЙ ТРЕТИ ХХ ВЕКА

Ставшая уже классикой статья А.П. Баранникова “Цыганские элементы в русском воровском арго” [Яз. и лит., VII, Л., 1931, с. 139-158], основанная на материале 4 источников, многое разъяснила, но ряд вопросов все же остался без ответа.

1. Нельзя игнорировать диспропорцию между дореволюционными и послереволюционными источниками: Tрахтенберг В.Ф. (Блатная музыка, 1908): ракол босяк; возм. ухрять убежать; Попов В.М. (Сл. воровского и арестантского яз., 1912) добавляет: хавать есть. Ряд других слов, отнесенных в статье 1931 к цыганизмам, имел и иные этимологии: тырить, хавир, лярва, харить, чирик; бета, же, шкары / шкеры / шхеры, шухер / шухор и др. Даже с этими спорными случаями получим менее 20 цыганских корневых слов.

Потапов С.М. (Блатная музыка, 1923), не учтенный А.П. Баранниковым, добавляет мента задний ход (менжа), но дает ошибочно хватать вм. хавать. Лишь в переиздании (Потапов С.М. Словарь жаргона преступников) 1927 вдруг появляется до 200 несомненных цыганизмов, правда, со всеми особенностями рабочей фиксации. (В словари последующих лет попала только их меньшая часть.) Таким образом, данные этого источника опасно переносить на дореволюционное арго.

2. Источник (далее стр. в []) был переоценен, но и недооценен одновременно. Не отмечены как цыганизмы: буравин вино [Потапов 1927: 21] < бравинта водка (сближение с буро[е] вин[о] и осмысление -то как частицы);

гугно сахар [Потапов 1927: 40] < гугло, гудло м.р., ед. сласти;

коло рубль [Потапов 1927: 71] < кало черный (переосмысление в цыг. арготизма колесо рубль);

манижаско револьвер [Потапов 1927: 87] < маримаско то, что служит для драки (маримос), сближенное с манджя vulva;

понырдать покурить [Потапов 1927: 41, 125] < тырд- курить;

потрым конская карточка [Потапов 1927: 127] < патрин лист, документ;

пысоман выджину доказан [Потапов 1927: 133] < пэ со ман выджино? - букв.: на чем меня вы-знано?;

сартари сундук [Потапов 1927: 139] < сынтари, сылтари < вост.-ром. к слав. *so,dъ сосуд;

як спички [Потапов 1927: 196] < яг огонь;

а также, вероятно: джи идти [Потапов 1927: 44] < джя иди;

письмари вши [Потапов 1927: 118] < кэлд. пишоморры ж. ед. блошка;

ракзура жеребец [Потапов 1927: 134] < *[г]ра[h] зура[ло] конь сильный (понятое, возм., как "ракзура - во!");

уэрбайу ардом [Потапов 1927: 170] < о кхэр баро дом большой (тюрьма).

3. А.П. Баранниковым не отмечен вариант балабас сало [Потапов 1927: 10], хорошо документированный в дальнейшем.

лары-на-ны нет денег [Потапов 1927: 81] более точно возводится не к ловэ нанэ, а к ловорэ нанэ денежек нет (со стяжением).

дарашля иди подальше, по нашему мнению, не от daranу sl’a или daran sl’a стало страшно, испугался, а от кэлд. дур ашиля(н) далеко остался (ты), форма прош. время в зн. категоричного императива (ср. пошел ты! и цыг. калька гыян! и пр.). А < у: просторечная ассимиляция безударных гласных в заимствовании, по А.Ф. Журавлеву,

ср. мусуро мясо < масоро мясцо (в материалах В.Д. Бондалетова).

комыл украл [Потапов 1927: 71] = помыл [Потапов 1927: 124], как кисалавка бритва [Потапов 1927: 67] = писалка [Потапов 1927: 117].

4. хлим делать отправляться на кражу [Потапов 1927: 178] может быть объяснено как цыг. калька аргот. делать скок < ухтл-им-о прыжок.

Однако глаголы ухлить смотреть, глазеть; слышать и хлить идти и их производные, по всей вероятности, имеют не один источник, ср. съюхтить украсть.

Во всяком случае “суздальское” похли иди фиксируется у Палласа в кон. 18 в., когда говорить о сколько-нибудь существенных следах цыганизмов в русских арго не приходится.

Список литературы

М. Т. Дьячок , В. В. Шаповал. О ЦЫГАНИЗМАХ В РУССКИХ АРГОТИЧЕСКИХ СЛОВАРЯХ ПЕРВОЙ ТРЕТИ ХХ ВЕКА

Похожие записи

Христианские церкви в Макао

Культурология

Джорджо Вазари

Культурология

Лупанарии Помпеи

Культурология

Рубрики

  • Cтатьи
  • Архивы по культурологии
  • Вопросы по культурологии
  • Новости
  • Редакция
  • Социология как наука
  • Студенческие работы
  • Учебные материалы
  • Основные темы по культурологии

Последние статьи о культурологии

  • Культурная антропология
  • Теоретические подходы к пониманию природы культуры
  • Господство сократической философии
  • Георг Зиммель и Освальд Шпенглер
  • Противостояние культуры и цивилизации
  • Духовная культура
  • Культурно-исторический подход к культуре. Основные варианты культурно-исторической типологии
  • Данилевский
  • Тойнби
  • Общая концепция цивилизаций
  • Ясперс
  • Своеобразие архаической культуры (первобытно-синкретической)
  • Транзитивный контекст современной культурной политики
  • ТЕМА 2. Возникновение и становление культуры в первобытном обществе и древних цивилизациях
  • Культура Древней Греции и Дpевнегo Рима
  • Культура Западноевропейского Средневековья
  • Культура эпохи Возрождения и Нового времени до второй половины XIX века
  • ТЕМА 6. Своеобразие русской культуры в ее историческом становлении
  • ТЕМА 7. Цивилизация и культура XX века
  • Выполнение контрольной работы
  • Темы контрольных работ и рекомендуемая литература
  • Основные функции культуры
  • Понятие «Культура»
  • Основные культурологические школыКультурно-исторические типы Данилевского
  • Особенности концепции Тойнби
  • Осевое время в концепции Ясперса
  • Культура в концепции З.Фрейда
  • Понятие культуры как символ в концепции Кассирера
  • Элитарная и массовая культура



© 2011 - 2021 Copyright :: Культурология / карта сайта | культура
При копировании материалов с сайта обратная активная ссылка обязательна.