Меню
  • Главная
  • Новости
    • Cтатьи, культурология
  • Учебные материалы
    • Основные темы по культурологии
    • Студенческие работы
  • Редакция
    • Вопросы по культурологии
  • Архивы по культурологии

О термине “сёгун”

Культурология
Подробнее о Культорологии: Скачать доклад

  • Вид работы: Доклад
  • Предмет: Культурология
  • Язык: Русский , Формат файла: MS Word 6,62 kb

О термине "сёгун"

О термине “сёгун”

В древнейшем японском литературном памятнике “Кодзики” (712 г.) термин сёгун не встречается. Он появляется в “Нихонсёки” (720 г.) в записи об императоре Юряку (457-479), где говорится:

“Соизволив назначить Ки-но Оюми но сукунэ и других четырех вельмож, сделал их тайсёгунами – великими воеводами, и повелел покарать и разгромить Сираги…”

Сираги – это одно из княжеств в Корее.

Видно, что вначале это был чисто военный термин.

В “Японской исторической энциклопедии” – “Кокуси дайдзитен” приводится более ранняя дата использования этого термина, которая в настоящее время считается позднейшей подменой соответствующего древнего термина. Однако это свидетельство интересно и само по себе:

“В 10-м году царствования императора Судзина (87 г. до н. э.) были посланы Охико но микото в Хокуроку, Такэнука-ввакэ в Токай, Кибицухико в Сайкай и Тамба Митинуси но микото в Тамба. [То есть, их послали не четыре стороны Японии. – Прим. Ст. Ворчуна.] Каждый из них был пожалован печатью со шнурами, назначен сёгуном , и им было повелено привести людей далеких диких мест под благодетельное государево влияние, а по отношению к тем, кто не захочет внять их убеждениям, таких бить, пустив в дело войска”.

(Каков благодетель!)

Этих полководцев называли воеводами четырех дорог – сидо сёгун .

Речь и здесь идет о чисто военном термине.

В 701 году было опубликовано положение “Тайхорицурё”, или сокращенно “Тайхорё”, в котором среди множества различных законов об организации управления страной было опубликована и структура управления вооруженными силами.

Когда случалась война и приходилось выступать в поход, то назначался тайсёгун – великий воевода, главнокомандующий; при выступлении в поход император жаловал ему особый меч – сэтто – в знак его воеводских полномочий и его права жизни и смерти над подчиненными ввиду неприятеля, и под его общую команду отдавались три армии сангун . В каждой же одной армии – итигун – были сёгун – воевода, командующий армией, фукусёгуны – помощники воеводы, гунканы – военные цензоры, наблюдатели за действиями начальников и воинов, гунсо – заведующие хозяйством и делопроизводством армии и рокудзи – делопроизводители, писари.

Следует иметь в виду, что это всё титулы военного времени.

В мирное время для несения военной гарнизонной службы призывалась третья часть мужского населения страны в возрасте от 20 до 60 лет. Из этих людей организовывались особые войсковые единицы – гунданы – местные бригады, каждая из которых приходилась примерно на четыре провинции (гуна). Численный состав этих бригад был неодинаков, соответственно и названия у них были разные. Бригада численностью более 1000 человек называлась тайгундан – большая бригада; бригада численностью от 600 до 1000 человек называлась тюгундан – средняя бригада; бригада численностью менее 500 человек называлась сёгундан – малая бригада.

Каждая бригада делилась на более мелкие единицы, состоявшие под командой соответствующего начальника. Самой мелкой воинской единицей был пяток – го ; два пятка составляли один “огонь” – ка . Ка являлся той составной ячейкой бригады (гундан), которая имела свое артельное хозяйство, снаряжение и вьючных лошадей из расчета 6 лошадей на один “огонь”. Вероятно, что эта единица получила свое название от отдельного костра, на котором ее члены готовили свою пищу.

Пять “огней” образовывали полусотню – тай , состоявшую уже под командой пятидесятника – тайсэй .

Две полусотни, одна конная и одна пешая, образовывали сотню – рё , которой командовал рёсуй .

Двумя сведенными вместе сотнями (специального названия для такого подразделения почему-то не было) командовал кои .

Бригада (гундан) обычно подразделялась на сотни (рё). Малой бригадой командовал сёки , а большой и средней – тайки , а сёки были у них помощниками, которым часто приходилось выполнять функции кои.

Служба местных бригад была службой мирного времени, гарнизонной, и она заключалась в охране окраин и тех населенных пунктов, в которых требовалось наличие вооруженной силы. Общее название для таких охранников было сакимори – охранники передовых пунктов. Из таких же бригад командировались и люди в Киото для охраны столицы и императорских дворцов. Эти стражники назывались эдзи – охранные мужи.

В военное время соединялись вместе несколько бригад и образовывали одну армию – итигун , которой командовал воевода, командующий армией – сёгун .

В Японии существовало три типа армий: большая армия численностью свыше 10000 человек – тайгун , средняя армия численностью от 5000 до 9000 человек – тюгун и малая армия численностью менее 4000 человек – сёгун .

Соединение вместе тайгун, тюгун и сёгун давало соединение под названием сангун – три армии, которой командовал уже великий воевода тайсёгун .

По окончании войны все армии расформировывались.

Бригады (гунданы) были в большинстве провинций, но в тех провинциях, которые и в мирное время находились под военным управлением, бригад не было. После императора Камму (782-805) гунданы, в основном, прекратили свое существование.

Итак, термин сёгун обозначал воеводу, командовавшего во время войны одной армией – итигун. К этому термину добавлялись другие слова и получались термины тайсёгун – великий воевода и фукусёгун – помощник воеводы. Но это всё были обозначения для той или иной временной военной должности. Вследствие же конкретных обстоятельств каждой военной компании стали появляться и другие военные звания для воевод. Вот лишь некоторые из них:

Муцу тинто сёгун – воевода провинции Муцу, усмиритель Востока;

сэйтэки сёгун – воевода , каратель варваров;

сэй хаято дзисэцу тайсёгун – великий воевода с пожалованным мечом, каратель хаято (какое-то древнее племя на юго-западе страны);

сэйсэй сёгун – воевода, каратель Запада;

дзисэцу сэйи сёгун – воевода с пожалованным мечом, каратель варваров;

дзисэцу тайсёгун – великий воевода с пожалованным мечом;

сэйи тайсёгун – великий воевода, каратель варваров,

и т.д.

Это всё были, как я уже говорил, звания воевод военного времени с соответствующими должностями и с полномочиями в каждом конкретном случае вести боевые действия и распоряжаться реальной военной силой. Но были еще и другие должности, для мирного времени, которые учреждались в зависимости от обстоятельств и могли существовать довольно долгое время.

К ним в первую очередь относится кихэй тайсёгун – великий воевода конницы. Это был начальник кавалерийского конвоя во время путешествий императора или при прибытии иностранных послов. Их могло быть и два: дзэнкихэй тайсёгун – начальник авангардного кавалерийского конвоя и кокихэй тайсёгун – начальник арьергардного кавалерийского конвоя.

Позже эти начальники стали называться сасёгун – левый (авангардный) воевода и усёгун – правый (арьергардный) воевода. Иногда эти термины могли использоваться и в военное время и тогда они обозначали начальников левого и правого флангов армии соответственно.

С 1192 года в Японии установилось военное управление страной – сёгунат , а глава этого режима, военный правитель страны, присвоил себе одно из званий военного времени – сэйи тайсёгун – великий воевода, каратель варваров. Этот титул стал наследственным, и он знаменовал право его носителя распоряжаться всеми военными силами страны (а, следовательно, и самой страной). Все остальные звания воевод военного времени прекратили свое существование, так как императоры уже не имели возможности назначать воевод и поручать им военную силу.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.abhoc.com/

Похожие записи

“Свое” и “чужое” с точки зрения носителя цыганского языка

Культурология

Руанский собор Клода Моне

Культурология

Постимпрессионизм

Культурология

Рубрики

  • Cтатьи
  • Архивы по культурологии
  • Вопросы по культурологии
  • Новости
  • Редакция
  • Социология как наука
  • Студенческие работы
  • Учебные материалы
  • Основные темы по культурологии

Последние статьи о культурологии

  • Культурная антропология
  • Теоретические подходы к пониманию природы культуры
  • Господство сократической философии
  • Георг Зиммель и Освальд Шпенглер
  • Противостояние культуры и цивилизации
  • Духовная культура
  • Культурно-исторический подход к культуре. Основные варианты культурно-исторической типологии
  • Данилевский
  • Тойнби
  • Общая концепция цивилизаций
  • Ясперс
  • Своеобразие архаической культуры (первобытно-синкретической)
  • Транзитивный контекст современной культурной политики
  • ТЕМА 2. Возникновение и становление культуры в первобытном обществе и древних цивилизациях
  • Культура Древней Греции и Дpевнегo Рима
  • Культура Западноевропейского Средневековья
  • Культура эпохи Возрождения и Нового времени до второй половины XIX века
  • ТЕМА 6. Своеобразие русской культуры в ее историческом становлении
  • ТЕМА 7. Цивилизация и культура XX века
  • Выполнение контрольной работы
  • Темы контрольных работ и рекомендуемая литература
  • Основные функции культуры
  • Понятие «Культура»
  • Основные культурологические школыКультурно-исторические типы Данилевского
  • Особенности концепции Тойнби
  • Осевое время в концепции Ясперса
  • Культура в концепции З.Фрейда
  • Понятие культуры как символ в концепции Кассирера
  • Элитарная и массовая культура



© 2011 - 2021 Copyright :: Культурология / карта сайта | культура
При копировании материалов с сайта обратная активная ссылка обязательна.