- Вид работы: Реферат
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 7,49 Кб
Образ Божий и Его подобие в человеке
Реферат
Образ Божий и Его подобие в человеке
1. Учение об Образе и подобии Божьем
Стержневой частью христианской антропологии является учение о человеке как Образе Божием и Его подобии. Известный религиозный ученый-антрополог Василий Васильевич Зеньковский утверждал, что «необходимо видеть в людях примат духовного начала, а для этого нужно признать краеугольным камнем религиозной психологии учение об Образе Божием в человеке, и тогда основное отношение к человеку должно быть отношением радости, любви и веры в него». (Зеньковский В.В. Об образе Божием в человеке. Париж, 1930, с. 39).
В этом учении в первую очередь поражает то, что оно на почти Божественную высоту возносит человека по сравнению с другими сотворенными Богом существами – не только животным, но и ангелам. Начнем с того, что даже сам способ творения человека кардинально отличался от того, как были созданы другие твари. Блаженный Феодорит Киррский указывал: «Описывая творение, великий пророк замечает, что другие твари Бог всяческих создал словом, а человека образовал Своими руками» (цитируется по книге «Серафим (Роуз), иеромонах. Православное понимание книги Бытия. М., 1998, с. 87»). При этом человек занял наивысшее место в иерархии всех тварей. Вот как повествуется об этом в Библии: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле» (Быт. 1, 26-28).
2. Образ и подобие – синонимы или обособленные понятия?
Ключевыми словами в этом тексте несомненно являются «По образу Нашему», «По подобию Нашему». Ни одна тварь не была создана по таким непостижимым «лекалам». Очевидно, что их два – образ и подобие. Но нужно сказать, что некоторые исследователи не делают различия между образом и подобием, а считают эти слова синонимами (полагают эти понятия тождественными). Например, современный религиозный ученый Петр Владимирович Добросельский пишет: «…Кирилл Александрийский не одобряет этого различия (различия между образом и подобием – П.Д.), считая оба слова имеющими одно значение». (П.Д. Добросельский «Введение в православную психологию», изд. «Благовест», 2008 год).
Также, по мнению митрополита Филарета (Дроздова), «образ и подобие Божие не нужно изъяснять как две различные между собой вещи: потому что в слове Божием часто употребляется одно из этих слов в том же значении, как и оба вместе»» (Филарет (Дроздов), митрополит, «Записки, руководствующие к основательному разумению Книги Бытия, заключающие в себе и перевод сея книги на русское наречие. Ч. 1. – М., 1867. – С. 21».
Иного мнения придерживался святитель Василий Великий: «Если речь идет об одном и том же, то не стоило бы дважды повторять одно и то же. Заявлять, что в Писании находятся пустые слова, – опасное богохульство. Да и на самом деле (Писание) никогда не говорит (ничего) пустого. Итак, неоспоримо, что человек создан по образу и по подобию». (Василий Великий «Беседы на шестоднев», беседа 10.)
Что же такое Образ Божий в человеке?
Многие Отцы и Учителя Церкви считают, что Образ Божий находится в самой природе нашей души, в ее разуме, в ее свободе. Образ Божий получаем мы от Бога вместе с творением, в момент «вдухновения» Богом в Адама Святого Духа. П.В. Добросельский в упоминавшейся работе пишет: «Архимандрит Сильвестр (Малеванский) считает образ Божий существенной принадлежностью души человеческой: «…мы прежде и непосредственнее всего приходим к необходимости признать за душою, как существенную и неотъемлемую ее принадлежность, ту самую важную и многознаменательную особенность, которою, по словам Бытописателя, человек отличен и возвышен был перед всеми земными тварями, то есть образ Божий.
Некоторые из отцов церкви, как например Григорий Назианзен (Григорий Богослов – П.Д.) и Дамаскин образом Божиим прямо называли душу человеческую, и наоборот душою – образ Божий, чем, конечно, ясно высказывали то убеждение, что образ Божий так внутренне и нераздельно слит с душою, что с нею составляет одно нераздельное единство, или, что тоже, составляет самую душу человеческую» (П.Д. Добросельский «Введение в православную психологию», изд. «Благовест», 2008 год).
3. Черты Образа Божия
В чем же конкретно состоит образ Божий в человеке? Отцы и Учителя Церкви выделяли такие черты:
ум – «является образом Божиим и ведает Бога и единственный из всего находящегося в мире, если пожелает, становится Богом» (Григорий Палама. Т. 3. 1993, с. 131); «ум именно потому есть образ Его, что он способен на постижение Бога и на то, чтобы быть Его причастником. Столь великое благо не возможно иначе, как посредством того, что он есть образ Божий» (Блаженный Августин. 2004, с. 332-324); именно в уме бл. Августин видел главное отличие человека от животныx;
образ Божий в человеке – разум и свобода (Иоанн Дамаскин. 1992, с. 201);
«Бог, как Дух, имеет и существенные свойства духа, – ум, свободу, и по самой природе своей бессмертен: потому, в частности, можно полагать образ Божий, вместе с одними учителями Церкви, в уме человека; вместе с другими – в свободной его воле; вместе с третьими – в неразрушимости его души и бессмертии» (Макарий (Булгаков). Т. 1. 1999, с. 455).
«Носителем образа Божьего в человеке является его душа. Более конкретно – образ Божий заключается в способности души мыслить, чувствовать, исполнять принятые решения, а также в ее бессмертии (как невозможности разрушения или уничтожения).
Из этого, в свою очередь, следует, что образ Божий:
присутствует в человеке независимо от его духовного состояния. Другими словами, образ Божий присущ как праведнику, так и грешнику;
Итак, можно выделить, как минимум, пять основных черт образа Божия в человеке: разумность (мышление и речь), свобода воли (свобода), бессмертие, владычество (господство) и творчество.
4. Что такое подобие Божье в человеке?
Принципиально иное качество в данном контексте имеет понятие «подобие». Василий Великий писал: «Сотворим человека по образу Нашему и по подобию». Одно мы имеем в результате творения, другое приобретаем по своей воле. При первоначальном творении нам даруется быть рожденными по образу Божиему; своей же волею приобретаем мы бытие по подобию Божиему. Тем, что зависит от нашей воли, мы распоряжаемся в полную силу; добываем же мы это себе благодаря своей энергии. Если бы Господь, создавая нас, не сказал предопределительно: «Сотворим» и «по подобию», если бы нам не была дарована возможность стать «по подобию», то своими собственными силами мы бы не стяжали подобия Божиего. Но в том-то и дело, что Он сотворил нас способными уподобляться Богу. Одарив нас способностью уподобляться Богу, Он предоставил нам самим быть тружениками в уподоблении Богу, чтобы мы получили за (этот) труд вознаграждение, чтобы мы не были инертными вещами, подобно портретам, созданным рукой художника, чтобы плоды нашего уподобления не принесли похвалы кому-нибудь другому. В самом деле, когда видишь портрет, в точности передающий модель, то не портрету воздаешь хвалу, а художником восхищаешься. Итак, чтобы восхищение относилось ко мне, а не к кому-то другому, Он предоставил мне самому позаботиться о достижении подобия Божиего. Ведь, «по образу» я обладаю бытием существа разумного, «по подобию» же я делаюсь, становясь христианином». (Василий Великий «Беседы на шестоднев», беседа 10.)
Похожее мнение имел святой Григорий Нисский: «В самом моем сотворении я получил – по образу, а по произволению бываю – по подобию… Одно дано, а другое оставлено недовершенным, дыбы ты, усовершив сам себя, соделался достойным мздовоздания от Бога. Как же мы делаемся – по подобию? Через Евангелие. Что есть Христианство? Уподобление Богу, сколько то возможно для природы человеческой. Если ты решился быть христианином, то старайся соделаться подобным Богу, облечься во Христа». (СПб.: Аксиома, 1995.).
5. Практическое значение православного учения об Образе и подобии Божьем в человеке
подобие образ божий священный
Важные практические выводы делает христианам из учения об Образе и подобии Божьем в человеке уже упоминавшийся Борис Левшенко, клирик храма святителя Николая в Кузнецкой слободе: «Богоуподобление есть задача совершенствования человеческих возможностей, задача приближения к Богу. Если к образу Божиему относится разум, который присущ человеку, то, естественно, развитие разума является задачей человека, причем развитие такое, которое приближало бы человека к Богу. Развитие любви в человеке делает его ближе к Богу. Воля, если она направлена к Богу, также приближает человека к Нему. Задача приближения к Богу, Богоуподобления – это задача нашей жизни».
Подобие Божие в человеке представляет собой, по сути дела, праведность (святость) человека, обусловленную его лучшими чертами, в частности: стремлением к Богу, чистой совестью, добродетелью, бескорыстной любовью. Подобие дается человеку только в потенции (как возможность). Иначе говоря, человеку дается не готовое подобие Божие, а только возможность достичь его, то есть дается возможность перехода от богообразия к богоподобию (богоуподоблению).
Из этого следует, что подобие Божие, в отличие от образа:
присуще только праведнику, то есть присутствует в человеке только при его определенном духовном состоянии;
не входит в природу человека, достигается им своим трудом (в духовной брани) с помощью Божьей (то есть в сотрудничестве, или в синергии двух воль: Бога и человека) и, в связи с этим, является заслугой человека и результатом его победы в духовной борьбе». (Борис Левшенко, Клирик храма святителя Николая в Кузнецкой слободе – Москва. «Катахезис», Изд. Православный Свято-Тихоновский Богословский институт, 1997 г.)
Учение об Образе и подобии Божием очень важно для воспитания и образования. Ведь само слово «образование» изначально подразумевает воспитание по образу и подобию Божию». Правда, в последнее время это существенно подзабыто нашей отечественной школой, что следует безусловно поправлять.
Не менее важно это учение и для повседневной жизни – как основа взаимоотношений между людьми. Ведь только подход к человеку, как образу Божию, делает возможным и реальным любовь к любому человеку, независимо от личного к нему отношения. Это та любовь к врагам, о которой говорил Иисус Христос: «Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф. 5, 43-44).
Литература
1.Лоргус А. Православная антропология. Курс лекций. Вып. 1. – М.: Граф-Пресс, 2003.
2.Зеньковский Василий, профессор, протоиерей. Принципы православной антропологии // Страницы русской зарубежной печати. М. 1990
.Иерофей (Влахос), митрополит. Православная психотерапия. Свято-Троицкая Лавра, 2004. – 367 с
.Борис Левшенко, Клирик храма святителя Николая в Кузнецкой слободе – Москва. «Катахезис», Изд. Православный Свято-Тихоновский Богословский институт, 1997 г.
.Василий Великий Беседы на шестоднев.
.П.Д. Добросельский «Введение в православную психологию», изд. «Благовест», 2008 год