- Вид работы: Контрольная работа
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 7,94 Кб
Образ Венеры в античности и в эпоху Ренессанса. На примере скульптуры ‘Венеры Милосской’ Агесандра Антиохийского и полотна Сандро Боттичелли ‘Рождение Венеры’
Министерство культуры Российской Федерации
Федеральное государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Ярославский государственный театральный институт»
Кафедра гуманитарных наук
античность ренессанс венера художник
Контрольная работа
Образ Венеры в античности и в эпоху Ренессанса
На примере скульптуры «Венеры Милосской» Агесандра Антиохийского и полотна Сандро Боттичелли «Рождение Венеры»
Исполнитель
Филичев Михаил Михайлович
заочная форма обучения
специальность
«Технология художественного оформления спектакля»
квалификация «Художник-технолог»
Ярославль 2012г.
Прежде чем прослеживать влияние античности на последующие эпохи или характеризовать трансформации образов и тем, необходимо дать описания интересуемых временных рамок.
Античность – период времени, который способствовал развитию искусства в последующих веках до нашего времени. В общем смысле слово античность означает «греко-римская древность», иначе говоря, цивилизация Древней Греции и Древнего Рима во всём многообразии её исторических форм. Также иногда Античностью называют любые очень древние времена, используя это понятие синонимично слову «древность». В Античности следует искать истоки многих ценностей, которые составили впоследствии европейскую культуру. Поскольку на Античность приходится несколько столетий человеческой истории, её принято подразделять на эпохи и периоды. Нас будет интересовать «Третий эллинистический период», в который и была создана « Венера Милосская».
Кроме этого, как и при описании стилей и эпох, для исследования понадобятся такие сведения как: что из себя представляла древняя Греция и древний Рим в социальном, историческом, культурно-бытовом плане. В историческом плане – период эллинизма в античной Греции начинается в последней трети IV века до нашей эры и заканчивается в последних десятилетиях I века до нашей эры, когда страну завоевали римляне. Это эпоха военной, экономической и культурной экспансии эллинского мира на восток. Культуре этого периода присущий синкретизм, следствие взаимодействия эллинской и местных культурных традиций. Начало эллинистическому периоду положила деятельность Александра Македонского, который за свою короткую, но выдающуюся жизнь успел создать новый мир. Однако, формирование новой эллинистической цивилизации не способствовало, эффективному выходу Греции из экономического и социального кризиса позднего классического периода. При всем разнообразии в местных проявлениях эллинистическая культура – явление целостное, результат синтеза культур греков-завоевателей и покоренных народов. Еще Александр Македонский, верный ученик Аристотеля, стремился в своей политике к культурному объединению завоеванных стран. Поэтому, потеряв господствующие социально-политические и экономические позиции, Греция все еще играла роль главного объединительного фактора эллинистической культуры. Кроме целеустремленного привлечения Александром Великим греков и македонцев к созданию главных отраслей культурного мира, этому способствовала еще и характерная для периода эллинизма повышенная подвижность населения. Благодаря этому немало греков очутилось в наибольших новообразованных культурных центрах эллинистических государств. Кроме того, греческие полисы, особенно Афины, оставались культурными центрами, которые влекли к себе ценителей искусства, греческого философского образования. То есть период эллинизма, хотя и не был благоприятен для греческого процветания, все-таки выявил культурное господство Эллады в тогдашнем мире. История возложила на Элладу большую миссию – не государственно-созидательную, а именно культурную. Мировая империя Александра Македонского распалась очень быстро, но в государствах, которые сформировались из ее остатков, сформировалась греческая культура. Однако эта культура, уже отличалась от классической греческой. Во-первых, это была космополитическая культура, которую творил «гражданин мира», а не только греческого полиса. Не в социальной области, а именно в области культуры воплощался идеал единства человечества, который воссоздал в мечтах Александр Македонский. Поэтому эллинистическая культура – не только воплощение уникальности греческого духа, но и собрание наилучших достижений культурного разнообразия объединенного мира. Во-вторых, это была культура резко стратифицированного общества: больше чем когда-либо она стала культурой интеллектуальной элиты, удовлетворяя потребности новой рабовладельческой знати, утонувшей в восточных роскошах царских дворов. В-третьих, эта культура отразила основные проблемы переходного эллинистического периода, как перехода человека от античной полисной коллективности, к рабовладельческому, монархическому государству, породившему индивидуализм. В эллинистической культуре воплотилось мировоззрение человека, который выпал из стабильной полисной коллективности и потерялся в масштабах централизованной империи, испытав при этом, новое для античности ощущение индивидуализма. Религия греков – пантеон языческих богов, но в отличие от славянского язычества греческие боги сильно очеловечены, кроме того, существует переходный момент от бога к человеку – такие персонажи мифотворчества как Геракл, Агамемнон, Ахилл и т.д. Как следствие всего этого – культ сильного, здорового тела, культ героя и всего героического.
Второй пример взят из культурного наследия эпохи Ренессанса.
Возрождение возникло в Италии, где первые его признаки были заметны ещё в XIII и XIV веках, но оно твёрдо установилось только с 20-х годов XV века. Во Франции, Германии и других странах это движение началось значительно позже. К концу XV века оно достигло своего наивысшего расцвета. Новая культурная парадигма возникла вследствие кардинальных изменений общественных отношений в Европе. Рост городов-республик привёл к росту влияния сословий, не участвовавших в феодальных отношениях: мастеровых и ремесленников, торговцев, банкиров. Всем им была чужда иерархическая система ценностей, созданная средневековой, во многом церковной культурой, и её аскетичный, смиренный дух. Это привело к появлению гуманизма – общественно-философского движения, рассматривавшего человека, его личность, его свободу, его активную, созидающую деятельность как высшую ценность и критерий оценки общественных институтов. В городах стали возникать светские центры науки и искусства, деятельность которых находилась вне контроля церкви. Новое мировоззрение обратилось к античности, видя в ней пример гуманистических, неаскетичных отношений. Изобретение в середине XV века книгопечатания сыграло огромную роль в распространении античного наследия и новых взглядов по всей Европе.
В данной работе хотелось бы проследить трансформацию образа Венеры созданную в античный период и представленную в работах художников Ренессанса.
«Венера Милосская» – статуя богини любви Афродиты из белого мрамора, созданная приблизительно между 130 и 100 годами до нашей эры. Пропорции – 86х69х93 при росте 164см. Была найдена в 1820 г. на острове Милос (Мелос) – одном из Кикладских островов в Эгейском море при следующих обстоятельствах: Французский моряк Оливье Вутье решил, сойдя на берег, поискать древности (в то время был бум на древности) для продажи. На пару с местным крестьянином Йоргосом Кентротасом он откопал статую на развалинах древнего амфитеатра. Вутье попытался уговорить капитана немедленно плыть в Константинополь, чтобы получить разрешение на вывоз, но капитан отказался и Вутье махнул рукой на свою находку. Но другой морской офицер Жюль Дюмон-Дервиль отправился в Константинополь и получил разрешение. По возвращении он обнаружил статую на русском судне, капитану которого один турецкий чиновник заплатил, чтобы он перевёз статую в Константинополь. После тяжёлых переговоров с островитянами, Дюмон-Дервиль всё-таки добился выкупа статуи. Позже турецкие власти, взбешённые тем, что такая ценная находка ушла от них, приказали подвергнуть наиболее влиятельных жителей острова Милос публичной порке.
«Рождение Венеры» – Картина Сандро Боттичелли представляет собой живопись темперой на холсте размером 172,5×278,5 см. Большинство историков искусства сходятся на мнении, что картина была написана для Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи, владевшим виллой Кастелло в 1486 году.
Как и следует из приведенных выше характеристик эпох изображение Венеры в греческой традиции наполнено жизненными силами, превалирует природные человеческие данные, особое внимание уделено движению тела, строению тела, его красоте. Физическая составляющая произведения это основное что входит в задачу художника, своего рода песнь «в здоровом теле здоровый дух». Если взглянуть на Венеру Боттичелли, сравнивая с древнегреческим образцом, становится видно, что именно физическая красота – это второй план и на первый план выходит красота духовная, которая передается через позу и окружение. У Венеры Боттичелли интимные места тела прикрыты, есть некая надуманность позы, постановка тела, отсутствие физической силы тела. Понятно, что Боттичелли брал образ античности, но при этом, беря в расчет эпоху: стыдливость признак влияние христианской культуры, само тело представляет собой классический образец средневекового идеала красоты, на которую уже влияют такие мелкие подробности как корсеты. Длинные волосы, которые её закрывают – это тоже смесь с христианской мифологией. Кроме всего прочего образы в произведениях древней Греции являются самоцелью данных произведений, т.е. они сами представляют собой центр и единственное ребро, без композиции. Если посмотреть на ренессансное воплощение, то мы видим, что здесь есть достаточно мощное окружение. Можно предположить, что в греческой мифологии Венера это богиня, и этим все сказано, то для ренессансного художника это сочетание античности и христианства, показывает нам скорее что она человек, женщина и в данной ситуации нуждающаяся в поддержке, несмотря на то что изображена богиня. Есть мнение, что Венера Боттичелли – смесь античной Венеры и Богородицы. Если посмотреть на зефиров, то также можно увидеть явную связь с христианской культурой – это не просто зефиры, а зефиры-херувимы. Таким образом, он рассказывает нам о своем восприятии христианского мифа.
В заключении надо написать о том что несомненно греческие мифы и легенды оказали на последующие века огромное влияния и до сих пор этими образами и темами пользуются и художники, и писатели и остальные, но нельзя забывать о том что любой из этих образов проходит длинный путь трансформации и накладывается на уже созданную систем координат, то есть обусловлено географически, исторически, временные рамки, в которых живет тот или иной художник.