- Вид работы: Эссе
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 6,84 Кб
Образец русского ‘импрессионизма’. И.И. Левитан. Березовая роща
Министерство образования Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Саратовский государственный университет
имени Н.Г.Чернышевского
Образец русского «импрессионизма». И.И. Левитан. Березовая роща
Выполнила: Маркова А., ИИиМо (ист), гр. 112
Саратов
«Левитан – истина, то, что именно нужно,
то, что именно любишь, то, что дороже всего на свете».
А.Н.Бенуа
Исаак Ильич Левитан (1960-1900) родился в интеллигентной, но бедной еврейской семье. Несмотря на это, родители стремились обеспечить детям (а их было четверо) достойное образование, и не противились выбору сыновей, когда они пожелали связать свою жизнь с искусством. Авель и Исаак поступили в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Склонность к искусству, именно к пейзажной живописи, и понимание природы появились у Левитана еще в детстве. Во многом на фоне этого чувства сложились столь плодотворные отношения юного художника с уже прославленными учителями – В. Г. Перовым и А. К. Саврасовым. На Левитана также влияют и другие его современники, например К.А. Коровин, Ф.А Васильев и В.Д. Поленов. В этот же период, во время своего ученичкства, он проникается творчеством Жана Батиста Коро, вдохновителем импрессионистов.
Еще одним замечательным современником, а впоследствии и близким другом И.И. Левитана, стал А.П. Чехов. «Подлинно задушевной, сердечной стала дружба писателя и художника с 1885 года, когда Левитан вместе с семьей Чеховых впервые провел лето в подмосковной усадьбе Киселевых Бабкино». Именно там художнику приглянулась березовая роща, ярко освещенная солнцем, именно там и была начата картина. Однако ее Левитан «вынашивал» достаточно долго (1885-1889). Окончательно она была завершена спустя несколько лет в Плесе на Волге.
Следует отметить, что к этому времени Левитан был уже известен, написаны такие картины как «Осенний день. Сокольники», «Зимой в лесу», «Вечер. Дорога» и многие другие.
Итак. Березовая роща. В искусствоведческой среде о ней говорят, как об образце «русского импрессионизма». Какая связь между русским живописцем и новым течением? Уместно ли вообще говорить об отечественном импрессионизме на примере такого незаисимого и своеобразного художника, как И.И. Левитан?
Искусство, как известно, развивается не линейно, хотя это более понятно нашему восприятию. Да и подходят ли такие понятия как «эволюция» и «развитие» к такому сложному и многогранному явлению? Ведь это ставит один период выше другого, один стиль совершеннее и правильнее, чем предыдущий. Эволюция подразумевает детерменированность искусства. А это не совсем верно. Конечно, внешние факторы, среда, события истории так или иначе отражены в произведениях разных мастеров всех эпох. Более того, некоторые из них есть прямой отклик на современные актуальные события. Однако существует гипотеза о том, что в целом искусство независимо. Из чего вытекает то, что если какое-то явление в этом Мировом Искусстве имеет место быть в определенном месте, оно обязательно случится и в другой точке земли в это же время. Исходя из этой позиции, интересно наблюдать, как в отечественной живописи проявляются новые течения, хотя и неосознанно.
Что касается импрессионизма Левитана, то здесь, как и во многих глубоких и живых творческих процессах, не может быть однозначности, определенности.
Некоторые исследователи считают, что русская живопись вплотную подошла к импрессионизму благодаря исканиям И.И. Левитана. И, кажется, именно в Березовой роще эти искания достигли цели. Ведь недаром художник столь долго трудился над этой, относительно небольшой (28,5 х 50 см), картиной. Он буквально вынашивал идею картину, то откладывая, то вновь возвращаясь к этой теме.
Схожесть с французскими «впечатленцами» заключалась в «развитом пленэрном начале, в стремлении приобщить зрителя к своему впечатлению от неповторимого момента, живого контакта с вечно движущейся световоздушной средой. Передача жизни «здесь и сейчас», фиксация трепета, зыби воздуха, праздничность переживания, фактурное богатство, фрагментарность композиций – все эти качества присущи и указанным работам Левитана, и характернейшим произведениям французского импрессионизма».
Художник замечательно передает трепет и игру солнечных лучей на белых стволах и ярко-зеленых листьях берез и сочной траве, среди которой то здесь, то там виднеются цветные искорки цветов. Они не акцентируются вниманием. В этой картине взгляду сложно на чем-то остановиться.
В то же время Левитана отличает вдумчивость, постепенность, даже роковая для французских импрессионистов неторопливость. Его картины не есть впечатление от природы, они являются его источником. Левитан скорее нащупал интересный метод, позволяющий довольно точно передать чувства, впечатление и трепетно-священное отношение к природе. Он будто бы инкорпорирует технику живописи, хотя на самом деле создает ее (так как к этому времени Левитан, возможно, видел лишь репродукции картин французких художников; с оригиналами он познакомится уже после написания Березовой рощи, на Всемирной выставки в Париже). В этом его гений и неповторимость. По словам А.Н. Бенуа: «Расстояние между Левитаном и другими огромное – целая незаполненная пропасть. Левитан – истина, то, что именно нужно, то, что именно любишь, то, что дороже всего на свете».
Левитан был признанным своим временем мастером. Современники оставили немало признаний в том, что именно благодаря Левитану родная природа «представала перед нами как вечно новое и вместе с тем очень близкое дорогое и родное». Одно из точных, на мой взгляд, воспоминание И.Э. Грабаря: «Левитан любил русскую природу фанатически, почти исступленно, и благодаря своей особой чуткости и нервной проникновенности он сумел вобрать в себя все мысли и чувства, которым горели его сверстники и товарищи. Претворив их в своем индивидуальном, ему одному присущем лиризме, он выразил все это в своих картинах, отразивших искания целого поколения. Он был самым большим и самым мудрым мастером русского пейзажа».
Каждая новая картина Левитана была для подлинных ценителей искусства того времени «новым откровением, ни с чем несравнимым наслаждением и радостью. Они вселяли в нас бодрость и веру, они заражали и поднимали. Хотелось жить и работать».
В этом волшебство искусства. Оно понимается не рационально и не фрагментарно. О нем трудно говорить, но зато «так легко любоваться, отдаваясь необъяснимому очарованию».
В диалоге между произведением искусства и человеком последний в большей степени является объектом воздействия. Поэтому описывать настоящие шедевры так нелегко. Не раз было замечено, что картины Левитана очень поэтичны и музыкальны. Оттого их очень сложно описать вербально. О чем картины Левитана? Можно описать некий, пусть и пейзажный, сюжет, проанализировать технику передачи света, модуляцию цвета и динамику мазков. Это важно и необходимо для понимания самого художника, его мастерства, выучки, его таланта. Но гений, на мой взгляд, появляется несколько в ином. Создал не свое впечатление, а вдохнув в картины жизнь и свежесть, как бы заставил картины говорить, даже больше – звучать. То есть, непосредственно воздействуя на зрителя, картины Левитана сами являются источником импрессии. Мы запоминаем то, какие чувства и ассоциации возникли у нас при соприкосновением с его творчеством. А это несколько отличается от цели западных импрессионистов. Левитан приблизившись к этому направлению усвоил технику передачи идеи, но не саму идею. В этом его гениальность, неповторимость и самобытность. Михаил Пришвин как-то написал: «Когда мы глядим на картину, нам кажется, словно по этому мостику только что прошел человек и осветил собой ничем не замечательную природу». Это действительно так, ведь после картин Левитана совершенно иначе воспринимаешь русскую природу, более того начинаешь понимать и, быть может, впервые видеть ее. Тогда происходит узнавание и проникновение, тогда поражаешься тому, как художник может глубоко смотреть и чувствовать. Именно тогда при узнавании до этого неприметного пейзажа понимаешь, как точно А.П. Чехов называл его «левитанистым». Все потому, что этот великий художник поистине освятил русскую природу.
левитан живопись березовый роща
Список литературы
1.Бенуа А.Н. История русской живописи в XIX веке. М., 1995.
.Ильина Т.В. История искусств. Отечественное искусство. М., 2000.
.Иогансон Б.В. Статья народного художника СССР Иогансона Б.В.//Исаак Ильич Левитан/Куратова И.А. М., 1970.
.Петров В. А. Исаак Ильич Левитан. СПб., 1992.