- Вид работы: Реферат
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 531,29 Кб
Обрубовка глиняной головы Гудона
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ТУЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Институт гуманитарных и социальных наук
Кафедра «Дизайн»
Реферат
по дисциплине «Академическая скульптура и пластическое моделирование»
на тему:«Обрубовка глиняной головы Гудона»
Оглавление
Введение.
. Понятие о скульптуре.
. Материалы для изготовления скульптур.
. Последовательность выполнения скульптуры.
. Методика выполнения глиняной головы Гудона.
.1 Первый этап.
.2 Второй этап.
.3 Третий этап.
.4 Четвёртый этап.
Заключение. Введение
Целью дисциплины «Академическая скульптура и пластическое моделирование» является формирование у студентов объемно-пространственного мышления, развитие художественный вкуса, расширение познаний по академическому рисунку, пропедевтике, пластике и анатомии.
Задачей академической скульптуры и пластического моделирования в университете является знакомство студентов с реалистическими работами в области скульптуры, становление образно – пластического мышления и, как итог, приобретение учащимися полного спектра знаний и навыков, необходимых для полноценной творческой работы. 1. Понятие о скульптуре
Скульптура, в широком значении слова, искусство создавать из различных пластических материалов пространственное, объёмное изображение различных вещей. Скульптура представляет собой вид изобразительного искусства, зиждимый на принципе объёмного, пластического изображения объекта в трёхмерном пространстве. Как вид изобразительного искусства скульптура характеризуется тем, что ее творения находятся и создаются в трёхмерном пространстве.
В основном скульптура воспроизводит людей и животных. Главным предметом скульптуры считается портрет. Это могут быть бюсты ил полноростные осязаемые изображения людей, которые внесли вклад в историю, науку. Чаще всего в скульптурах запечатлевают народных героев, в честь них воздвигают памятники. Художественно-выразительные средства скульптуры – выстраивание объемной формы, пластическое моделирование, метод разработка формы, фактуры.
Различают круглую скульптуру (статуя, группа, статуэтка, бюст), обозреваемую со множества ракурсов, и рельеф (разновидность скульптуры, изображение в которой находится в пограничной стадии между круглой скульптурой и плоскостным рисунком (живопись, рисунок). Рельеф бывает выпуклым или углубленным по отношению к основной плоскости (барельеф и горельеф). Монументальная скульптура (памятники, монументы) соотносится с архитектурной средой, отличается грандиозностью задумки, крупными размерами. 2. Материалы для изготовления скульптур
Материалом для изготовления скульптуры может быть практически что угодно. Традиционным материалом для изготовления скульптур считается мрамор. Именно его использовали художники античности и Возрождения. Но время движется, появляются всё новые и новые материалы.
Сейчас наибольшим спросом в учебных заведениях пользуются пластичные и неприхотливые материалы, такие как:
. Пластилин, гипс, пластик, дерево.
. Воск, парафин, стеарин; технический желатин, столярный клей.
. Полистирол (пенопласт) – ячеистый пластик.
Лучший материал для учебной лепки – глина. Именно из этого материала будет создана обрубовочная голова Гудона, основное задание этого семестра по дисциплине академическая скульптура и пластическое моделирование. Подготовка глины для лепки не самый простои и не самый быстрый процесс. Созревает глина два-три дня, после чего она не должна липнуть к рукам.
Для меня глина самый универсальный, удобный и приятный материал. Основой скульптуры служит каркаса из дерева. . Последовательность выполнения скульптуры
Лучшим инструментом для работы с глиной считаются руки. Помимо рук основными инструментами скульптора для работы с глиной и пластилином, являются стеки, петли и ножи. Для удаления лишнего материала используют петли, которые не составит труда изготовить самим из проволоки. Часто при работе с неживым материалом (например, складки одежды), применяют специальные приспособления, которые изготавливают из нержавеющей стали или дерева и покрывают их маслом. Так глина не прилипает к ним.
Стандартный станок для работы и создания скульптуры обладает крышкой, которая вращается и регулирует высоту станка. Высота станка должна быть такой чтобы работа находила на уровне глаз. Так же на этой высоте располагают натуру.
Работать лучше в комнате с верхним освещением или при рассеянном свете. Так же немало важно обеспечить себе место для отдыха и место для отхода.
Работая с глиной, ее вынимают из емкости для хранения так, чтобы оставались углубления и выступы, тогда она в этих местах будет различной по мягкости. Глину кладут плотно вокруг каркаса, а дальше – так, чтобы она формовалась легко. В перерывах скульптуру держат под влажной тряпкой. Засушенные места лучше срезать. . Методика выполнения глиняной головы Гудона
Постепенно изучая пространственное, объёмное изображение различных вещей мы переходим к наиболее сложному заданию – создание обрубовочной головы Гудона. В этой работе происходит знакомство с пропорциональным членением головы, развитие чувства меры, художественного вкуса в процессе копирования классического образца. Так же происходит закрепление навыков, полученных ранее, при работе с глиняным и гипсовым черепом.
Обрубовочная голова многому может нас научить. Она имеет важнейшее значение для освоения портрета. Хорошо если обрубовочная голова всегда будет находится в качестве пособия при лепке портрета.
При лепке глиняной обрубовки перед автором нет сверхновых и сложных задач. Голова лепится по тем же принципам что и фигура.
Существует множество различных методик выполнения обрубовочной головы Гудона. Общим для всех них является одно требование – скульптура должна передавать объёмно-пластические черты и характеристики модели. Именно поэтому для того чтобы сделать характерную, точную голову Гудона необходимо, прежде всего, провести анализ и изучить её строение. Основными задачами являются:
· определение пропорций,
· определение формы объекта в целом и его частей.
Все эти действия выполняются последовательно, но не изолированно.
4.1 Первый этап
Лепку головы всегда начинают с изготовления каркаса. Перед тем как начать набирать массу на каркас его необходимо смочить, чтобы глина лучше прилегала к дереву. Каркас должен стоять на вращающемся станке и находится на уровне глаз.
Для лепки мы используем ранее замоченную глину. Глина должна быть средней мягкости, не твёрдая, но не слишком жидкая. Массу мы набираем сразу до низа каркаса. Нужно чтобы масса головы на что-то опиралась. Для правильного хода работы и хорошего результата очень важен первый этап – набор массы.
Стараемся набирать массу сразу задавая характерные для головы основные пропорции. Прежде всего нужно верно взять основные соотношения, правильно расположить в пространстве голову – передать и сохранить до конца работы движение головы, шеи, а именно набрать общую массу. Так же следует определится с габаритами скульптуры. Необходимо стараться брать общую форму. Форма головы – это планы, плоскости и повороты формы. Нужно с самого начала настраивать себя на восприятие формы состоящей из планов и поворотов. Проще это сделать, если попробовать представить форму головы обобщенно. Можно представить, что обрубовку накрыли тканью. На данном этапе нельзя увлекаться деталями. Необходимо взять общие пропорции с четырёх точек обзора. Это два профиля (левый и правый), вид сзади и фас. .2 Второй этап
После набора массы идёт лепка самых простых и общих форм.
На данном этапе не нужно, так же, как и при рисунке обрубовочной головы, увлекаться мелочами. Нужно следить, чтобы не было перекосов. Уже сейчас голова должна быть симметрична. Полной симметрии при лепке обрубовочной головы добиться очень сложно, но нам необходимо научится в большей степени держать эти вещи под контролем. Нам необходимо ухватить и не потерять в процессе работы пропорции и общий характер.
Так же следует обозначитьприблизительное расположение основных мест для построения лица. Для этого находим среднюю линию головы, линию, проходящую через середину глаз, надбровной дуги, носа и рта. Определяем линию расположения слухового отверстия.
скульптура голова гудон глиняный
В определении расположения этих линий поможет знание некоторых основных пропорций лица.
Основные пропорции головы:
· средняя линия глаз является средней линией головы;
· высота лицевой части головы расчленяется на три равновеликие части. Расстояние от основания подбородка до начала носа равновелико расстояниям от основания носа до надбровных бугров и от надбровных бугров до середины лобных костей.
· расстояние от бровей до края подбородка делится пополам кончиком носа;
· между глазами приблизительно умещается один глаз.
Пользуясь этими данными и пропорциями с натуры можно переходить к построению черт лица. .3 Третий этап
Когда основные пропорции взяты начинаем намечать крупные детали по отмеченным ранее линиям расположения надбровных дуг, глаз, носа и рта. Крупные дели нужны чтобы взять общие характерные черты лица и формы головы.
Начать следует с надбровных дуг. После следует наметить глазничные впадины. Затем начинаем построение носа. Далее намечаем рот. На данный момент достаточно сделать просто условный надрез.
В процессе стараемся работать параллельно по всему объекту. В идеале так чтобы никакая из частей обрубовочной глиняной головы не отставала. Мы продолжаем уточнять общую форму и пропорции. Не стоит концентрировать внимание на какой-то одной части головы. Постепенно разбиваем форму головы на всё более мелкие формы и размеры. Общий характер формы головы по мере того как мы делаем детали должен только выигрывать.
При лепке с натуры мы стараемся уточнить общую форму и пропорции согласно той натуре, которая перед нами и для этого мы стараемся чаще смотреть с расстояния в основном с четырёх основных сторон, уточняя пропорции и форму. Нужно обращать внимание на симметрию. В конце данного этапа обрубовка становится более конкретной. .4 Четвёртый этап
Основная часть работы сделана. Теперь первостепенной задачей является работа над плоскостями обрубовки и поиском деталей. Прежде всего нужно сделать уши, они служат одной из ключевых точек, играя роль разделения лицевой, мозговой и затылочной части головы. От глаз двигаемся к затылку на расстояние равное носу, там и будет верхний кончик уха. От кончика отмеряем расстояние равноеносу, это будет низ уха.
Теперь переходим непосредственно к «огранке». Передний план(1)начинается с перелома формы на лбу, который проходит в районе лобных бугров. Дальше он ограничен переломами формы на лбу, переходами формы от передней к боковой части, углом надбровных дуг. Далее по скуловым костям до подбородка. При этом боковые поверхности(2) имеют свойство стремится к переднему плану. Передний план делится на подпланы на лобной и скуловой частях, на губах, носу и подбородке.
Центром бокового плана является слуховое отверстие. Боковой план, так же, как и передний делится на подпланы.
Над передним планом, выше перелома формы по лобным буграм, идёт верхний план идёт верхний план, охватывающий почти всю мозговую часть.
Переход между задним и верхним планом образует форму напоминающую треугольник.
Теперь, зная все планы, плоскости и повороты формы с помощью ножа и некоторых обмеров можно срезать лишние куски получая при этом обрабовку.
Заключение
В данной курсовой работе я рассмотрела скульптуру как один из видов изобразительного искусства, а также описала этапы работы над глиняной обрубовкой Гудона.
Создание скульптуры – это активный трудовой процесс. Творчество скульптора – тяжелая физическая работа, борьба с материалом. Человек как бы преодолевает безжизненность камня, дерева или глины, покоряет материал, создает из него полный жизни художественный образ.
В скульптуре идея автора преобразуется в реальную, осязаемую форму. Основным выразительным средством скульптуры является – объемно-пластическая, трехмерная форма, обладающая реальной тяжестью. Именно через скульптурную форму раскрывается содержание скульптурного произведения, доносится до зрителя замысел скульптора. Выразительные возможности в реалистическом искусстве этой объемно-пластической формы поистине безграничны.
. Государственная Третьяковская галерея. Живопись. Скульптура. Графика: Альбом (сост. Плотникова). – М.: Советский художник, 1977.
. Гусева С.П. скульптор Домочацкий: Альбом. – М.: Советский художник, 1972.
. Коломинский Ю. Скульптура древней Эллады. – М.: Издание академии художеств СССР, 1963
. Отдел слепков. С античной и западноевропейской скульптуры: Каталог. – Л.: Академия художеств СССР, 1958. Немецкая скульптура 1350 -1550. – М.: Искусство, 1980. -иллюстрации.
. Гоменюк Е.А. Академическая скульптура: материалы, техника исполнения. Основы композиции: учеб. пособие/ Е.А.Гоменюк; АмГУ. ФПИ. – Благовещенск: Изд-во Амур. Гос.ун-та, 2007. -40 с.: а -рис.
. Попов.А.С. Академическая скульптура: материалы, техника исполнение: Учеб. метод. пособие/ С.А.Попов, Ю.Г.Наконечный; АмГУ. ФПИ. – Благовещенск: Изд-во Амур. Гос.ун-та, 2001. -32с.
. Локтев В.И. Барокко от Микеланджело до Гварини (проблема стиля): учеб. пособие: рек. УМО/. -М.: Архитектура-С, 2004. -496.-5 экз.