- Вид работы: Контрольная работа
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 14,68 Кб
Общественно-культурное развитие Японии
Содержание
Введение
. Общественно-культурное развитие Японии
.1 Специфика культурного развития Японии
.2 Рост развития Японии
.3 Проблемы современной японской культуры
Заключение
Список используемых источников
Введение
Тема контрольной работы «Общественно-культурное развитие Японии».
Культура Японии сложилась в результате исторического процесса, начавшегося с переселения предков японского народа <#”justify”>1)Раскрыть специфику культурного развития Японии.
2)Рассмотреть рост развития Японии.
)Рассмотреть проблемы современной японской культуры.
Объектом контрольной работы является социально-культурная работа за рубежом.
Предметом – общественно-культурное развитие Японии.
При написании контрольно работы были использованы учебные материалы отечественных авторов, таких как Воскресенская Н. О., Драч Г. В.
1. Общественно-культурное развитие Японии
.1 Специфика культурного развития Японии
японский культура модернизация развитие
Японская культура: «японская душа, западные знания» Современная Япония – это центр науки и техники завтрашнего дня, прекрасно развитое сельское хозяйство, невиданная по степени развития инфраструктура, высококачественная система образования, здравоохранения, социального обеспечения. Но пришла к этому страна не сразу.
Японская душа, японская культурная традиция – это стержень, который сплачивает нацию, помогая ей выстоять в трудные времена. И именно тот факт, что японцы твердо стояли на почве своих культурных традиций, эффективно используя из арсенала истории и культуры все, что может дать положительный результат сегодня, и обеспечило им то, что сегодня называют «японским чудом».
Не утратила своей национальной самобытности Япония и в общественной жизни. Сохранив за собой черты восточной страны, имеет благодаря этому даже преимущество перед Европой: высокая дисциплина труда, отсутствие забастовок при гармоничном сотрудничестве труда и капитала, корни которого восходят к конфуцианству. Не случайно концепция единого, объединенного информационной сетью общества единых целей с условиями для оптимального проявления человеческих способностей родилась в работах японского социолога Масуды. Концепция информационного общества фактически определила пути формирования культуры второй половины XX в.
Как и раньше, роль несущей конструкции в японском сознании играет априорно присутствующая в нем идея органического единства всего живого и неживого, прошлого и настоящего, сущностного и являющегося. Именно присутствием этой идеи можно объяснить тот факт, рационально в принципе необъяснимый, почему, например, абсолютное большинство японцев с горячим энтузиазмом и восторгом воспринимает европейский и русский балет, русскую национальную песню и мелодичную классику – сочинения П.И. Чайковского, итальянскую оперу, французских шансонье (Эдит Пиаф, Шарля Азнавура).
Эта тенденция модернизации и культурного заимствования с параллельным сохранением национальных традиций в XX в. особенно проявилась в живописи и архитектуре.
Японская архитектура и живопись – зеркало природы Японцам XX в., как и раньше, присуща не столько решимость покорять и преобразовывать природу, сколько стремление жить с ней в гармонии. Этой чертой пронизано их изобразительное искусство.
Японские художники не диктуют свою волю материалу, а лишь выявляют заложенную в нем природой красоту. Архитектор возводит постройку так, чтобы она сливалась с природой. С соблюдением этих принципов в 1919 г. было построено синтоистское святилище в Ясукуни – не конкурирующее с природой, а стремящееся стать ее частью. Садовник искусно придает саду или парку облик естественного ландшафта. Результатом являются знаменитые японские ландшафтные сады, воспроизводящие в миниатюре горы, реки, озера, долины. Повар стремится сохранить вид и вкус сырых продуктов. «Не сотвори, а найди и открой», – таков девиз японских мастеров.
Эту особенность японской культуры, в том числе и современной, отмечают все, кому довелось жить и работать в Японии. И этим она, как и раньше, существенно отличается от других национальных культур. Современный японский литератор Хидеми Кон, рассматривая различие европейской и японской культуры, отметил, что в Японии не было и не может быть ничего подобного гениальному творению XX в. – Собору Святого семейства (Саграда Фами-лиа) А. Гауди в Барселоне, потому что для европейца природа – антитеза, от которой он защищается. Японец же приспосабливается к природе, вживается в нее.
В живописи в XX в. имели место явления органического синтеза традиционных японских элементов с западными. Примером служит творчество Кисида Рюсэй, индивидуальный стиль которого характеризуется тем, что в метод европейской живописи был привнесен традиционный японский сюрреализм. Умахара Рюдзабу-ро и Ясуи Сотаро искусно соединили специфическое видение мира, японскую живописную манеру с европейской техникой письма.
.2 Рост развития Японии
В XX в. контекстуальность, эмпиризм, повседневность японской культуры, синтоистское восприятие мира как единственной реальности обусловили высокие возможности адаптации страны к новым реалиям (в частности, поражение во второй мировой войне было воспринято в Японии не с позиций рефлексии, а как стимул для консолидации общества, поиска своего места в послевоенном мире НТП). Но прежде всего развитие ее культуры связано с националистическим и милитаристским оттенками конфуцианства в его японской версии. После окончания двухсотлетней изоляции, перед лицом угрозы со стороны Запада интеллигенция, воспитанная в духе японско-конфуцианской этики, сумела сплотить страну и создать сильное современное государство. Именно благодаря национальной форме конфуцианства Япония с ее классовыми и региональными противоречиями за сравнительно короткий срок, примерно за 20 лет, легко превратилась в сильную нацию.
Мощный экономический взлет Японии в последние десятилетия побудил многих исследователей к тщательному изучению социокультурных основ этого взлета, впервые осуществленного на азиатской почве. После так называемого «переворота Мэйдзи» (1868) японцы предприняли попытку копировать методы передовых стран Европы и США, но не добились больших результатов. После второй мировой войны был избран принципиально иной путь – модернизация страны на базе традиций, а не вопреки им. По мнению как японских, так и западных ученых, главную роль в успехах социально-экономического развития Японии сыграли принципиальный учет в ходе реформ культурных традиций страны, отказ от слепого заимствования западных моделей как не учитывающих специфику ее культуры. Примечательно, что начало «экономического чуда» по времени совпадает с резкой активизацией интереса к родной культуре, который, может быть, и был вызван потребностями модернизации.
В послевоенной Японии проводилась целенаправленная политика изменения психологии народа без ломки старых культурных архетипов. Никто не ставил под сомнение традиционный кодекс чести, но в качестве его главной ценности вместо готовности отдать жизнь за императора прославлялся труд, который объявлялся «миссией», средством закаливания духа. Семя упало на благодатную почву знаменитого японского трудолюбия, сформированного издревле, когда, расселившись в горных долинах, люди стали культивировать рис, упорным трудом отвоевывая для этого каждый клочок земли. (Было даже время, когда Япония именовалась не Страной восходящего солнца, а Страной спелых колосьев риса.) Широко использовался опыт традиционных семейных учебно-трудовых коллективов, первый из которых возник еще в XVII в. В такой «фирме» хозяин и ученики жили под одной крышей, ученики получали от хозяина все необходимое, а он обучал их чтению, письму, посвящал в тайны ремесла. Даже богатые родители отдавали своих детей в ученики. И сегодня многие японские предприятия и учреждения строятся по модели «большой семьи»; значительная часть сотрудников принимается на работу в фирму на условиях пожизненного найма по итогам тщательной проверки. Оборотная сторона системы пожизненного найма состоит в том, что фирма не прощает тех, кто уходит из нее по своей воле: это не просто уход, а нарушение важнейшего жизненного принципа – принципа верности. (Не примет ушедшего и другая фирма традиционной ориентации.)
Японское чудо, по-видимому, сравнительно быстро дало результат потому, что в японской культуре глубоко укоренились конфуцианское представление об изначально рациональном устройстве мира, а также высоко ценимые конфуцианской этикой культура физического и умственного труда, культ знаний и способностей. Известный экономист М. Морисима, анализируя проблему, «почему именно в Японии налицо наибольшее развитие капитализма», указывает на роль конфуцианства в этом процессе. По его мнению, японский капитализм – это конфуцианский капитализм. Конфуцианство кодифицировало групповую этику и разделение обязанностей между представителями различных классов и сословий, закрепляющих и сохраняющих иерархический характер общества. В связи с этим в Японии была создана капиталистическая экономика, в основе которой лежат служебная иерархия, пожизненный труд, верность работников своим компаниям и акционерная система, вполне адекватные характеру японского конфуцианства. В японской версии конфуцианства господствовала ориентация на предельное напряжение способностей, старание и тяжелый повседневный труд (для свободного владения азбуками катакана, хира-гана и иероглифической все эти качества были обязательны), что в принципе служит оптимальной основой для воспитания творческой активности, энергии и даже предприимчивости, столь необходимых для функционирования капитализма.
Психологический облик современного японца, как и представителя любой другой общности, определяется особенностями национальной культуры, которая обладает большой устойчивостью ко всем изменениям в жизни общества. Это связано с тем, что в основе культуры лежит национальная история, язык народа, его психология. Процессы модернизации и заимствований не касаются глубинных основ национальной психологии, которые проявляются и у современного японца в общепринятых способах поведения.
Географические условия Японских островов искони влияли на характер их обитателей. Из древнейших дошедших до нас хроник (около 6 века н.э.) ясно, что население в ту эпоху было уже достаточно большим, во всяком случае, для уединенной отшельнической жизни оставалось не так уж много шансов. В 10 веке Киото, древняя столица Японии, являлся весьма крупным городом, возможно, даже входил в первую тройку самых больших городов мира. Японцы всегда жили очень скученно, так что сама идея индивидуальности, независимости от соседа, от других людей начисто стерлась из сознания нации.
Только входящему в категорию учи японец доверит свои сокровенные тайны. С просто знакомыми он ограничится разговорами о погоде. Смешение «жанров» невозможно ни при каких обстоятельствах. Например, японец всегда сделает вид, что не замечает незнакомого человека в углу лифта или коридоре. Дверь захлопнется перед носом, острый локоть двинет кого-то под дых, а тяжелый кейс оставит на коленях соседей внушительные синяки, – и никто даже не извинится. Но если вы знакомый, а тем более, клиент, то перед вами расстелют ковровую дорожку.
Подавляющему большинству японцев присущи приверженность к стабильности, равновесию, социальному равенству, неприятие крайностей. В производственной деятельности это проявляется в недопустимости большого личностного превосходства руководителей над подчиненными, коллективизме, доходящем до семейственности, клановости и корпоративности, стремлении соглашаться с мнением большинства, глубоком уважении к старшим, начальству. Большое значение для экономической культуры Японии имеют также господство общественной целесообразности над этикой, культ мелочей, отказ от четких высказываний и формул.
Кроме особенностей трудовой деятельности (выращивание риса требует коллективизма, слаженности, равномерности, усредненности усилий, большого трудолюбия) на формирование этих качеств и оказывают влияние религиозно-философские традиции. Так, один из боссов компании «Сони» Сигеру Кобаяси полагает, что непостижимая эффективность работы японского гиганта заключается в строгом выполнении дзен-буддистского принципа му, согласно которому не признается никаких жестких планов. Неожиданные решения, пожалуй, – самое поучительное в истории «Сони».
Ошеломляющий экономический рост Японии и культурно родственных ей стран позволяет характеризовать наступившим XXI в. как «век Тихого океана», когда во всю силу проявится жизненная сила азиатских обществ. Одной из причин такого быстрого роста является характерное для азиатских культур групповое сознание, готовность людей к самопожертвованию во имя блага группы, к которой они принадлежат, отнесение на второй план личных интересов. Именно эти черты могут дать в следующем веке азиатским народам большие преимущества перед народами западных стран, где люди стремятся прежде всего получить еще большие права, а чувство обязательства перед обществом как целым все больше исчезает. Известный религиозный и политический деятель Д. Икэда солидарен с точкой зрения ряда ученых о наступлении в XXI в. эпохи Азии и Тихого океана, где «Япония должна взять на себя руководящую роль в процессе постепенного перехода от западной цивилизации к новой, тихоокеанской».
XXI век мыслится как век победы культуры над политикой, силы человеческого духа над силой оружия, что предполагает диалог между разными культурами. Ведь культура по самой своей сути вписана в мирную деятельность людей, а конструктивный обмен культурными ценностями требует прежде всего, чтобы люди были взаимно терпимы к культурным особенностям. Они всегда должны считаться с точкой зрения других, быть способны видеть не только в одной, узкой перспективе, а -с возможно с наибольшего числа точек зрения. Подчеркивая культурное равноправие, историческую миссию других культур, Икэда обращает внимание на то, что «культурно-историческое значение века Азии и Тихого океана состоит В том, что контроль властью и оружием будем заменен контролем культурой и человечностью».Однако возникает вопрос: какая культура будет доминировать в наступающем веке и осуществлять контроль? Логика событий и подтекст размышлений Д. Икэды не вызывают сомнений, что в качестве таковой выступит японская культура, впитавшая в себя, как мы уже видели выше, принципы синтоизма, конфуцианства и буддизма. Япония уже сейчас готовится осуществить свою экспансию тихим, мирным путем при помощи культуры как наиболее действенного средства. Вот почему, по мнению Д. Икэды, культурная замкнутость должна уступить место открытости, и мы должны мыслить и действовать прежде всего как люди, а не как граждане отдельных стран, имея в виду «новое» (т. е. необуддистское) мировоззрение. Однако само по себе мировоззрение действовать не может, для этого необходим определенный тип носителя культуры. Вот почему сейчас требуется модель нового типа личности, которая может преодолеть националистические предрассудки и инертность в мышлении, обладать индивидуальным мышлением, быть способной к единоличному руководству и готовой идти на риск. Исторический прецедент есть: такие люди осуществляли модернизацию в эпоху Мэйдзи – буржуазной революции во второй половине XIX в. Динамичный, энергичный, способный воспринять непривычные для японцев морально-этические нормы, адаптироваться к чужой культуре и вместе с тем привить чужой культуре японскую систему ценностей, – вот образ нового «интернационального», «мирового» японца, вот каким должен выглядеть японец в глазах мирового сообщества в XXI в. Понятно, что фанатичный японец такого религиозно-культурного типа сможет осуществить культурную экспансию Японии прежде всего в странах тихоокеанско-азиатского региона, имеющих общую культурную основу.
Следует отметить, что, будучи лидерами постиндустриального общества, японцы сознают трудности сохранения культурной идентичности. В частности, традиционный японский менталитет имеет пределы в стратегической перспективе дальнейшего подъема Японии: гениально используя открытия и изобретения других стран и народов, японцы вынуждены обращаться к либерализму, ведь научное творчество – дело преимущественно индивидуальное, а не коллективное.
.3 Проблемы современной японской культуры
Некоторые проблемы в развитии культуры имели место и в послевоенный период. Такие виды японского искусства, как театральные представления гагаку, но, кёгэн, кукольный театр дзёрури, сохранились лишь как культурные ценности далекого прошлого, к их числу относится и театр ка-буки и японская музыка хогаку. Их место заняли кино, джаз, спорт, являющиеся продуктами современной жизни. Несмотря на все свое совершенство с точки зрения искусства, театр кабуки и музыка ся-мисена не могут привлечь к себе сегодня массового зрителя. Один из наиболее талантливых японских кинорежиссеров Акира Куросава (р.1929), фильмы которого («Расёмон», «Смута», «Двойник», «Семь самураев») мировая кинокритика назвала вершинами кинематографического искусства, в свое время не получил должного признания со стороны своих соотечественников. Все его фильмы сочетают зрелищность с показом внутренней человеческой драмы.
При этом исторические фильмы наиболее популярны у зрителей, а из распространяемых через магнитофоны, телевизоры, радио
И диски песенок наиболее популярны те, которые сохранили в себе ярко выраженные черты традиционных народных мелодий. Такую устойчивость национальных предпочтений японский культуролог Иэнага Сабуро связывает с досовременной структурой японского общества.
Развитие средств массовой информации ускорили процесс обмена знаниями и распространение культуры среди населения. Одновременно этот процесс имел серьезные негативные последствия. К числу их Сабуро относит сформировавшуюся у японцев в течение последних десятилетий привычку «не столько активно мыслить самим, сколько бездумно принимать то, что преподносится другими», довольствоваться не столько накоплением знаний, сколько удовлетворением потребительского стремления к развлечениям. Речь идет о том, что средства массовой информации «нивелируют знания и образ мыслей народа».
Во второй половине XX в. в ходе модернизации многие деформационные процессы были преодолены благодаря следующим обстоятельствам. Во-первых, была введена новая конституция, основанная на принципах демократии, во-вторых, был пересмотрен гражданский кодекс, и созданы предпосылки для формирования современных семейных отношений, в основе которых лежит принцип равенства мужчины и женщины, в-третьих, проведена реформа, коренным образом изменившая и существенно улучшившая условия жизни крестьян.
Главным противоречием японской культуры конца столетия является существенная разница между элитарной и массовой культурой, о чем сожалеют сами японские культурологи. И политика современного японского государства строится с осознанием этого противоречия и желанием хоть в какой-то степени его разрешить. В этих целях важнейшим элементом воспитания подрастающего поколения стало воспитание в духе уважения к культурному достоянию нации. Культурная традиция сохраняет, как правило, лучшие образцы национальной культуры: не будет преувеличением сказать, что японец живет в атмосфере уважения к культурному достоянию, исторической памяти своей страны.
Заключение
Таким образом, на основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы.
Японская культура во многих отношениях уникальна и удивительна, она насыщена контрастами в духовной жизни. С одной стороны, изумительная вежливость, гораздо более искренняя и менее церемонная, чем в Китае, с другой – острый меч самурая, смелость, отвага и готовность к самопожертвованию, которые могут быть сравнимы только со слепым фанатизмом воинов ислама.
Редкое трудолюбие сочетается с обостренным чувством чести и глубокой преданности императору, учителю или главе фирмы; необычное даже для изысканного Востока чувство прекрасного, в котором сочетаются скромность и простота; лаконизм и прелестное изящество одежды, убранства, интерьера. Умение отрешиться от суеты повседневности и найти душевный покой в созерцании прекрасной природы, моделируемой в миниатюре крохотным двориком с камнями, мхом, ручейком и карликовыми деревьями.
Японию отличает поразительная способность заимствовать и усваивать, перенимать и развивать достижения других народов, культур, сохраняя при этом свое национальное, своеобразное, японское. Особенно сильное влияние на культуру Японии оказали индийская и китайская цивилизации в самых разных аспектах, она впитала и переработала в соответствии со своими потребностями традиции индуизма, конфуцианства, даосизма, буддизма, придав им свои неповторимые черты.
Главным противоречием японской культуры конца столетия является существенная разница между элитарной и массовой культурой, о чем сожалеют сами японские культурологи.
Список используемых источников
1)Алпатов, В. М. История и культура Японии./ В. М. Алпатов. – М.: Институт Востоковедения РАН. – Изд-во «Крафт+», 2002. – 288 с.
2)Воскресенская, Н.О. Культурология. История мировой культуры./ Н. О. Воскресенская. – М.: ЮНИТИ, 2008. – 759 с.
3)Драч, Г. В. История мировой культуры (мировых цивилизаций)./Г. В. Драч. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2004. – 544 с.
4)Сахоко Кадзи. Норико Хама. Джонатан Райс. Эти странные японцы. – Режим доступа: [#”justify”>5)Японцы в повседневной жизни. Виртуальный альманах. – Режим доступа: [http://www.cultline.ru/articles/jizn/3797/].