- Вид работы: Статья
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 7,6 Кб
Обзор Дома-Музея Булгакова
Обзор Дома-Музея писателя XX века дом музей М.А. Булгакова
музей культурный посетитель экспонат
26 марта 2007 года в квартире №50 Правительством города Москвы был учрежден первый в России Музей М.А. Булгакова.
Начну, пожалуй, с пары «сухих» фактов.
Музей располагается по улице Большой Садовой, дом 10, в квартире №50. Этот первый московский адрес писателя и стал первым же мемориальным музеем Булгакова в Москве. Вообще это первый и единственный музей писателя в России.
Булгаков приехал в Москву осенью 1921 года и это был голодный и бесприютный город. Вместе с женой он поселился в вышеуказанной квартире, заняв комнату в огромной коммунальной квартире. Именно здесь до своего переезда в 1924 году Булгаков писал свои первые московские произведения. Образ «скверной коммуналки» долгие годы преследовала писателя.
Спустя 70 лет был создан Фонд Булгакова, в преддверии столетия со дня рождения писателя, основной целью которого стало открыть квартиру №50 для посетителей. В желающих недостатка не было. И тогда в стенах квартиры небольшой коллектив энтузиастов, состоявший в основном из творческой молодёжи, вёл большую культурную, исследовательскую и просветительскую деятельность – всё на общественных началах. Здесь проходили театрализованные представления, научные конференции, литературные вечера, художественные и фотовыставки, музыкальные концерты и т.п. В квартиру обеспечивался свободный доступ.
Сейчас знаменитая «Нехорошая квартира» – музей, где можно погрузиться в среду московского периода жизни Булгакова. Особенную атмосферу этого места, бывшего и общежитием Высших женских курсов до революции, и классической коммуналкой, ставшей на время прибежищем писателя, и мифической «нехорошей квартирой» в пространстве знаменитого романа, и, наконец, местом паломничества поклонников Булгакова, удалось сохранить вопреки всему.
Квартира оказалась точкой соприкосновения с тремя эпохами российской реальности – с постсоветской современностью; с эпохой «советского прошлого» (его бытом, его литературой, его трагедиями и его уроками); с эпохой дооктябрьской России, полноправным гражданином которой до 26 лет был Булгаков и ностальгию по которой он перенес в свои книги. Именно творчество Булгакова позволяет найти то, что объединяет эти три эпохи, а музей М.А. Булгакова надеется продолжать вести эти поиски.
Далее хотелось бы совершить краткое путешествие по нескольким комнатам музея, которое, безусловно, не сравнится с реальным посещением «нехорошей квартиры», но и этого будет достаточно чтобы проникнуться атмосферой этого мистически-прекрасного места.
«Гардероб».
При входе в квартиру, если посмотреть налево, в глаза бросается гардероб. Театр начинается с вешалки, и музей самого театрального русского писателя ХХ века – тоже. Гардероб как-будто переносит нас сразу куда-то в прошлое квартиры 50. Здесь множество старинных чемоданов и саквояжей, зонтов и шляп, изрядно попутешествовавших по свету. И сундук – с секретом. Даже крючки для пальто здесь – из разных стран, городов, домов… Высоко, под самым потолком особая вешалка, до нее не достать при всем желании. Когда-то она висела в прихожей у Булгакова.
«Синий кабинет».
Сразу направо можно увидеть кабинет. Здесь, в стенах Музея, попытались воссоздать образ последнего кабинета Булгакова в квартире в «писательской надстройке» дома 3/5 в Нащокинском переулке – на основе воспоминаний близких и друзей, сохранившихся фотографий и рисунков, а главное, включая в экспозицию часть стоявшей там мебели, которая по воле случая спустя 70 лет после кончины писателя поступила в музей. Целью не была реконструкция этого интерьера – это и не возможно. Главным стремлением было нащупать атмосферу, в которой создавались «Театральный роман», «Мольер», «Мастер и Маргарита».
Возможно, в своем синем кабинете, окружая себя предметами прошлых веков, работая за старинным секретером с множеством потайных отделений, возле витиеватых подсвечников, выглядевших так несовременно в электрическую эпоху 1930-х, Булгаков пытался собрать, склеить этот постоянно ускользающий образ вечного приюта, старинного дома, увитого виноградом, того самого, дарованного Мастеру, но так и не обретенного самим писателем.
«Комната Булгакова».
Эти рамы, щеколды, паркет и стены помнят, как осенью 1921 года сюда въехал в будущем знаменитый русский писатель Михаил Булгаков с женой Татьяной. Здесь он провел первые свои годы в Москве, – суетливые, голодные, но невероятно плодотворные. Здесь он работал над «Дьяволиадой», «Записками юного врача» и «Морфием», «Роковыми яйцами» и здесь создавалась «Белая гвардия». Обстановка – диван, зеркало, походная кровать, стол и два шкафчика. Еще – полное собрание сочинений Данилевского. Почти ничего (ну разве что кроме причудливой книжкой полки с русалками и нескольких книг) не сохранилось с тех времен, но важно ли это, если из окон по-прежнему виден все тот же двери те же стены дома «покоем».
Теперь стоит перейти к впечатлениям людей, которым посчастливилось лично побывать в музее Булгакова.
Посетив множество сайтов, на которых поклонники творчества писателя оставили свои восторженные отзывы, я выбрала самые яркие из них:
Мария Парамонова: «Музей, который казался мне невероятно интересным и необычным, удивил малым количеством народа в своих стенах, даже наличием комнат, в которых удавалось уединиться. Работники музея создали и сохранили атмосферу российской интеллигенции начала двадцатого века. Самым запоминающимся лично для меня экспонатом «Нехорошей квартиры» оказалась книга «Мастер и Маргарита» в картинках. Поразил также очаровательный огромный черный кот, обитающий там, разбавляющий мрачноватую атмосферу.
MorkovkaJul: «Все стены здесь были когда-то исписаны и разрисованы, тематика рисунков очевидна. Видимо, не так давно был ремонт, остались лишь небольшие фрагменты, по которым узнаем персонажей знаменитого произведения. Много надписей, в основном это и цитаты из «Мастер и Маргарита. Заходим внутрь. Перед нами длинный коридор коммунальной квартиры. В транзисторе музыка, звучит Шаляпин. Старая мебель, обои, пол, запах здания и предметов, все создает не передаваемую атмосферу. Как сказала подруга «Я чувствую что в воздухе что-то витает».
Elenina: «Всё время ждёшь, что вот-вот откуда-нибудь выползет толстый Кот Бегемот, который действительно там живет. В самой квартире полно старых вещей и старой мебели, есть фотографии и документы того времени, связанные с жизнью и деятельностью писателя. Всё это нам было очень любопытно и интересно, именно поэтому я и советую вам посетить это миленькое место!».
Тверичанка: «Экскурсия в «нехорошую квартиру» №50, описанную Булгаковым в бессмертном романе «Мастер и Маргарита», запомнится мне на всю жизнь. Это загадочное и мистическое место воздействует на любого, кто сюда приходит, и это чувствуется уже на подходе к знаменитому дому и не менее знаменитой квартире. Поднимаясь в квартиру по «нехорошей» лестнице, мы увидели много графити. Понравились они нам чрезвычайно! В этом уже есть некий шарм и таинственность. Лестница словно готовит посетителей к самой квартире. Сама квартира нам тоже понравилась. Здесь мы окунулись в суровую эпоху 20-х годов прошлого века. Когда мы ходили по комнатам, нас охватывало странное чувство: как будто здесь есть кто-то еще, кроме нас. Мне, как натуре особо впечатлительной, даже померещился кот Бегемот:))) А если серьезно, то на самом деле в этой квартире есть что-то таинственное и мистическое. Мы полностью погрузились в ее загадочную атмосферу. После посещения квартиры 50 я еще очень долго ходила под впечатлением».
Yalaashka: «Экскурсия произвела впечатление. Спасибо экскурсоводу. Даже дети, которые ещё не читали произведений Булгакова слушали с интересом».
Марина: «Была на экскурсии в Булгаковском Доме, экскурсовод – Алексей Беклемешев. Ребят, я просто в шоке, просто в восторге! Такая интересная информация, и НАСТОЛЬКО потрясающий экскурсовод! Это просто не описать словами, с каким чувством, жаром он рассказывал! У меня просто мурашки по коже бежали всю экскурсию. Вернулась домой, ни тени усталости, просто неповторимое чувство какого-то душевного подъема».
Анна Гладилина: «Музейчик просто замечательный, впечатляет все, начиная с арки при входе с улицы, которая украшена деревянными панельками с изображением сцен из «Мастера и Маргариты», в самом музее тоже все старательно хранит булгаковский дух – вещи, которые принадлежали писателю и его близким, теле-панели по которым крутят экранизации его произведений. Очень жаль, что фотосъемка внутри была запрещена. Другие, я видела, снимали тайком, а я не стала. Но воспоминания с собой унесла очень теплые!».
Ольга: «Мне кажется, эта квартира до сих пор хранит дух писателя, ведь всё то, что его окружало можно по деталям найти в его творчестве. Все и везде мистика. Там бы какой-нибудь экстрасенсорный эксперимент устроить, точно что-нибудь будет!».
Татьяна Писарева: «Самый смак музея в том, что он располагается в той самой известной по роману «Мастер и Маргарита» квартире. Для меня, как для огромной поклонницы великого писателя, этот музей имеет огромное значение. В одной из комнат здесь воссоздан интерьер и редакция газеты Гудок, в другой – рабочий кабинет Булгакова в одном из его домов. Не обошлось и без знаменитой коммунальной кухни, и гардероба, как будто выплывшего из дымки прошлого.»
Елена Сабурова: «Очень интересно было побывать в той самой «нехорошей квартире» из «Мастера и Маргариты».
Правда, экскурсия по самому музею не особо связана именно с этим романом, скорее с историей самого писателя. Запомнились всякие забавные предметы быта тех времен, еще впечатлило, какая же она огромная, эта коммуналка.
Отдельного внимания заслуживают стены в подъезде и в арке на входе во двор, когда мы там проходили, там были очень интересные граффити сюжетами из бессмертного романа».
Прочитав все эти, в большинстве своем восторженные отзывы, я и сама загорелась идей посетить этот музей, ибо он не похож на все остальные. Он заметно выделяется на фоне среднестатистических государственных музеев. Кажется, таким был и сам Булгаков – неординарной, выделяющейся личностью. От атмосферы музея прямо веет «нехорошей квартирой», со всей ее мистикой, загадочностью и погружающей в творчество Михаила Афанасьевича Булгакова.