- Вид работы: Реферат
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 15,77 kb
Один – небесный конунг германцев
Реферат
на тему:
«ОДИН – НЕБЕСНЫЙ КОНУНГ ГЕРМАНЦЕВ»
ПЛАН
I.ОДИН, КАК БОЖЕСТВО ГЕРМАНЦЕВ
II.ЭТИМОЛОГИЯ.ОДИН В ПРЕДСТАВЛЕНИИ ГЕРМАНЦЕВ.СТАНОВЛЕНИЕ ОДИНА НЕБЕСНЫМ БОГОМ.ОДИН В ГЕРМАНСКОМ И СКАНДИНАВСКОМ ЭПОСЕ
ЛИТЕРАТУРА
ПРИЛОЖЕНИЯ
I. ОДИН, КАК БОЖЕСТВО ГЕРМАНЦЕВ
Согласно древнегерманским представлениям, в начале мироздания лежало взаимодействие двух противоположных начал: первое из них – Муспельгейм, абсолютный верх, источник огня, света, мужское начало; второе – Нифльгейм, абсолютный низ, источник холода, женское начало. От их взаимодействия появились великан Имир и мировая корова Аудумла. Корова лизала соляные камни и создала таким образом первого бога – Бури; от него пошел род небесных богов – асов, главным из которых почитался Один, изначально – бог Солнца. Кроме него выделялись Тор, бог грома и молнии, небесный кузнец, вооруженный волшебным молотом Мьёлльниром, Тюр – бог войны, Видар – бог ремесленников-башмачников, Хед – слепой бог судьбы, Локи – бог огня.
Асы (с др. исланд. áss, ǫ́ss, ás) – в германо-скандинавской мифологии высшие боги. Верховным богом и вождём асов был Один. Живут в Асгарде – стране богов-асов, находящейся на небе. Асы постоянно враждовали с ётунами (великанами). Одно время асы враждовали с ванами (богами плодородия). Руна Ансуз связана с асами.
Один, Водан, Вотан («всеотец", "воитель»), верховный бог скандинавской и германской мифологии, сын Бора и Бестлы, внук Бури. Его культ был особенно популярен у викингов, в связи с чем период его расцвета приходится на VIII и IX вв. Мореходы и пираты Севера поклонялись 6oгy, любящему битвы, и верили, что в Вальхалле, принадлежащем Одину крытом серебром жилище, этот одноглазый бог собирает рать эйнхериев, «доблестно павших» воинов. Один – отец богов – одновременно мудрый и жестокий, справедливый и вероломный, Водитель Ратей и Предатель Воинов. Таковы и прочие асы – братья и дети Одина.Похоже, что именно тогда Один потеснил Тюра, первоначально бога неба германо-скандинавской мифологии. Тюр остался «богом битвы», а Один взял под свое покровительство воинскую элиту. Лишь он мог во время сражения приводить дружинников в состояние неистовой ярости, когда они лишались чувства страха и ощущения боли. Именно то, что именно Один занял место верховного бога, показывает, какую важную роль в жизни северян играла война.
Во Втором мерзебургском заклинании (на охромение коня) (записано в X в.) Один выступает как основная фигура, как носитель магической силы. Имеются свидетельства почитания Одина германскими племенами – франками, саксами, англами, вандалами, готами. В «Истории лангобардов» Павла Диакона (VIII в.) рассказывается о том, что перед битвой винилов с вандалами первые просили о победе у жены ОдинаФрии (Фригг), а вторые у самого Одина. Один предсказал победу тем, кого увидит первыми. Это были жены винилов, которые по совету его жены сделали из волос бороды (объяснение названия «лангобарды» – длиннобородые).
Об Одине говорят, что он имеет тысячу обликов. В этом отношении он уподобляется одному из своих земных олицетворений – Мерлину(Миррдину). Тот тоже старик, оставаясь при этом единственным в своем роде: он – друид (godi), но при этом воитель, он колдун, шаман и при этом – друг земледельцев и ремесленников-художников; он – поэт, бард-чародей, а заодно лжец, плут, игрок; он дает советы королям перед тем, как надолго скрыться, став отшельником; он – инициатор и сумасшедший, демон и мудрец, ученый, алхимик… И все это – Один.
В дошедших до нас источниках по скандинавской мифологии Один – глава скандинавского пантеона, первый и главный ас, сын Бора (как и его братья Вили и Ве) и Бестлы, дочери великана Бёльторна, муж Фригг и отец других богов из рода асов. В частности, от Фригг у него сын Бальдр, а от любовных связей с Ринд и Грид сыновья Вали и Видар. Тор также считается сыном Одина.
Один выступает под многочисленными именами и прозвищами (см. список имен Одина), часто меняет обличья (т. н. хамингья). Он живет в Асгарде в небесном, крытом серебром жилище, называемом Валаскьяльв или Гладсхейм, восседая там на престоле Хлидскьяльв.В одном из основных мифологических текстов, в «Речах Гримнира», утверждается, что их не менее сорока четырех. Другие источники говорят о 160 и даже о 240. Имена эти дают возможность глубже понять сущность Одина. Так, например, имя Фьолнир означает «изменяющийся», Гримнир или Гримр-«скрывающийся под-маской» и т. д.
Таким образом, Один – высшее божество. Он – правитель Богов, но он и бог войны. В своей обители Асгард он собирает павших воинов, эйнхериев, тех героев, что должны будут сражаться на стороне божественных сил в день последней битвы. Один также возглавляет касту воинов-магов,берсерков, – воинов-медведей. Один, безусловно, покровитель и вождь воинов – и в том, и в этом мире. Он обладает целым рядом магических «даров» – даром вездесущности или, по крайней мере, даром мгновенного перемещения, владеет искусством изменения внешности, даром бесконечной метаморфозы, наконец, – даром ослеплять, оглушать, парализовывать своих противников и лишать всякой силы их оружие.
II. ЭТИМОЛОГИЯ
Этимология имени Одина (Водана) указывает на возбуждение и поэтическое вдохновение, на шаманский экстаз. Таков смысл др. исл. óðr (Од). Тацит (I в. н. э.) описывает Водана под римским именем Меркурия, тот же самый день недели (среда) связывается с его именем («Германия», IX). К VI-VIII вв. относятся надписи с именами Одина и Водана в разных местах.
На Нордендорфской фибуле (VI-VII вв.) имя Одина появляется в форме Водан (Wodan). Это слово соответствует:
·староанглийскому Woden,
·старому верхненемецкому Wuotan,
·древнесаксонскому Woden
·Wodin, старошведскомуOthin,
·староисландскомуOdhin.
Предположительно, эти имена произошли от первоначальных форм Wodanaz и Wodinaz, образованных путем прибавления суффиксов -an и -in, означающих обладание чем-либо, к германскому корню Wotha, родственному латинскому vates и кельтскому ouateis. Следует также добавить, что имя Один отождествляется со звательной формой oden, употребляемой в шведских и норвежских диалектах в значении «в ярости»;odast означает «испытывать любовную страсть». К этому можно добавить нидерландскоеwoeden-«страстно желать», woedig-«воспламененный (любовью)».
По другой теории, имя Один происходит от древнескандинавского ôdhr, соответствующего немецкому Wut («ярость») и готскому wôds («неистовый»). Добавим, употребленное как имя существительное, это слово означает в равной мере «опьянение», «раздражение», «поэтическое вдохновение», что сравнимо с англосаксонским wôth-«пение», «песнь», а также яростное «буйство мороза, огня, грозы»; в качестве же имени прилагательного означает либо «необузданный», «неистовый», либо «стремительный»; помимо германских, близкие индоевропейские слова могут означать исступленное поэтическое и пророческое вдохновение: латинское uates, староирландскоеfaith. Таким образом, это верховный бог, жизненно важный для германцев, бог «первого ранга», на что, главным образом, и должно было указывать подобное имя.
Само его имя является, прежде всего, магическим понятием, которое сразу позволяет почувствовать идею возвышенности. Однако подразумевающийся ужасающий аспект образа этого «священного неистовства» не должен рассматриваться иначе как страх перед numinosumtremendum (устрашающее проявление «божественного»).
мироздание мифология божество
IV ОДИН В ПРЕДСТАВЛЕНИИ ГЕРМАНЦЕВ
Представители каждого народа видят своих богов по-особенному, давая положительным богам силу и героизм, а отрицательным напротив, злость, трусость и другие подобные качества. В представлении германцевОдин выступает одноглазым – свой правый глаз он отдал Мимиру, чтобы испить из источника мудрости. Добавим также, что судя по некоторым эпитетам в германских источниках, Один был возможно даже слеп.Подобное самопожертвование во имя мудрости – не редкость для Одина. В частности, чтобы постичь силу рун он, принеся самого себя в жертву, 9 суток провисел на стволе ясеня Иггдрасиля, прибитый к нему своим же копьём Гунгнир, после чего утоляет жажду священным медом из рук деда по матери – великана Бёльторна и получает от него руны – носители мудрости. Это «жертвоприношение» Одина, описанное в «Речах Высокого» в «Старшей Эдде», представляет, однако, не столько воинскую, сколько шаманскую инициацию.
Один сохранил черты хтонического демона, ему служат хтонические звери – вороны и волки – Один кормит их мясом в Вальхалле; хтонические черты имеет и его восьминогий конь Слейпнир, на котором сын Одина – Хермод скачет в царство мертвых Хель. В небесном царстве мертвых, где живет его дружина – павшие воины, ему подчинены воинственные валькирии, распределяющие по его приказу победы и поражения в битвах. Один – бог войны и военной дружины (в отличие от Тора, который, скорее, олицетворяет вооруженный народ), дарователь победы и поражения (воинской судьбы), покровитель героев (в том числе Сигмунда и Сигурда), сеятель военных раздоров. Один, по-видимому, – инициатор первой войны (война между асами и ванами; см. в статье Ваны), он кидает копье в войско ванов. Копье (не дающий промаха Гунгнир) – символ военной власти и военной магии – постоянный атрибут Одина.
Как покровитель воинских инициации и жертвоприношений (особенно в форме пронзания копьем и повешения), Один, по-видимому, – скрытый виновник «ритуальной» смерти своего юного сына Бальдра.
Будучи мастером перевоплощений, Один часто является людям в различных образах. Чаще всего – в образе старца в синем плаще и войлочной шапке. Именно этот образ старика в синем плаще и надвинутой на лоб широкополой шляпе олицетворял слепоту или полу-слепоту Одина.Считалось, что под видом бедного странника или уродливого карлика он бродит по свету, и плохо будет тому, кто, забыв законы гостеприимства, оттолкнет его от своего порога. Жители Скандинавии и нынешней Германии верили, что он часто объезжает на своем коне землю или, невидимый для людей, принимает участие в их сражениях, помогая достойнейшим одержать победу.
Исходя из анализа дошедших до нас текстов вероятно суждение о том, что Один не нуждался в пище – в ряде источников (в частности, в «Саге об Олаве Святом») намекает, что он никогда не ест, а живёт лишь тем, что пьёт мёд или брагу.
Следует также отметить, что во время зимних бурь Один в сопровождении погибших в боях проносится в небе. Эти выезды носят название «дикой охоты».
Древние германцы считали, что Верховное божество, не всегда передвигается по свету в божественном обличии, а напротив в виде старца со своими волшебными спутниками. Германцы считали спутниками:
·двух воронов, Хугина и Мунина («мысль» и «память»), летающих по свету, а потом рассказывающих ему, что где творится,
·волшебное копьё Гунгнир, которое никогда не пролетает мимо цели и поражает насмерть всякого, в кого попадает,
·золотое кольцо Драупнир, каждую девятую ночь производящее восемь таких же,
·восьминогого коня Слейпнира, рождённого Локи,
·отрубленную голову (терафим) Мимира, предсказывающую ему будущее,
·двух волков Гери и Фреки, которым он бросает всю подаваемую ему в Вальхалле пищу, не употребляя ничего, кроме вина и мёда.
·корабль Одина – Скидбладнир («сложенный из тонких дощечек»), самый быстрый корабль мира, вмещающий любое количество воинов, который, однако, можно при надобности сложить и спрятать в карман.
Один у германцев – это, прежде всего, воплощение ума, не отделенного, впрочем, от шаманской «интуиции» и магического искусства, от хитрости и коварства. В «Песни о Харбарде» («Старшая Эдда») Один представлен умным и злым насмешником, который издевается над простодушным силачом Тором, стоящим на другом берегу реки и потому неопасным для Одина (последний под видом перевозчика Харбарда отказывается перевезти Тора через реку). Хитрость и коварство Одина резко отличают его от Тора и сближают его с Локи. Именно по инициативе Одина Локи похищает Брисингамен у Фрейи.
Как мы уже говорили ранее, Один был провидцем и колдуном. Он мог узнавать судьбы людей и еще не случившееся, а также причинять людям болезнь, несчастье или смерть, а также отнимать у людей ум или силу и передавать их другим. Мужам считалось зазорным заниматься этим колдовством, так что ему обучались жрицы. Одину было известно о всех кладах, спрятанных в земле, и он знал заклинания, от которых открывались земля, скалы, камни и курганы, и он словом отнимал силу у тех, кто в них жил, входил и брал, что хотел. Один мог менять свое обличье, превращаясь в птицу, рыбу, змея или зверя. Он мог словом потушить огонь, утишить море, повернуть ветер в любую сторону. Один был красноречив. Он говорил так складно и гладко, как будто пел песню. Друзья уважали Одина, а недруги панически боялись его. Люди поклонялись Одину и двенадцати верховным жрецам, называли их своими богами и долго верили в них.
Один вместе с другими «сынами Бора» участвует в поднятии земли и устройстве Мидгарда, в составе троицы асов (вместе с Хёниром и Лодуром) находит и оживляет древесные прообразы первых людей Аска и Эмблы. Кроме этого участия в космо- и антропогенезе, Один выступает также в качестве культурного героя, добывающего мед поэзии. В «Младшей Эдде» также рассказывается о соревновании Одина в конной скачке с великаном Хрунгниром и об участии (совместно с Локи и Хёниром) в добывании клада карлика Андвари. В эсхатологической последней битве Один сражается с волком Фенриром и побежден в этом поединке (волк проглатывает Одина); за него мстит сын Видар. С Одином в какой-то степени связаны и мотивы плодородия, о чем, возможно, свидетельствует такой его атрибут, как кольцо Драупнир («капающий»), порождающее себе подобных.
V. СТАНОВЛЕНИЕ ОДИНА НЕБЕСНЫМ БОГОМ
В мифах многих народов мира широко применяется перевоплощение богов, а также одаривание их новыми качествами или статусом. Германский эпос не является здесь исключением. Ярким примером служит первоначальный бог войны Один. Первоначально,по-видимому, Воданбыл в генезисе хтоническим демоном, покровителем воинских союзов и воинских инициаций и бог-колдун (шаман). В отличие от Тиу-Тюра и Донара-Тора, имеющих определенные соответствия в индоевропейской мифологической системе, Водан-Один первоначально не входил в небесный пантеон богов. Это, разумеется, не исключает правомерность его сравнения с индийским богом Варуной (как бы выражающим темную сторону небесного бога) или с Рудрой (по «характеру»), с кельтским Лугом и т. д. (Впрочем, не менее близкую параллель находим в финском Вяйнямёйнене.) В конечном счете (но далеко не с самого начала) Водан-Один стал представлять духовную власть и мудрость как первую функцию богов в трехфункциональной системе (другие функции – военная сила и богатство-плодородие), которая считается специфичной для индоевропейских мифологий.
Стоит отметить, что превращение Водана-Одина внебесного и верховного бога связано не только с укреплением воинских союзов и повышением удельного веса бога – покровителя военных дружин. К тому же имелась даже попытка представить Одина как «аристократического» бога – военного вождя – в противоположность «крестьянскому» богу Тору. Добавим, что с расщеплением первоначального представления о загробном мире и с перенесением на небо особого царства мертвых для избранных – смелых воинов, павших в бою. В качестве «хозяина» такого воинского «рая» (Вальхаллы) Один оказался важнейшим небесным божеством и сильно потеснил и Тюра, и Тора в функции богов и неба, и войны.
Процесс превращения Одина в верховного небесного бога, по-видимому, завершился в Скандинавии. Здесь Один оставил заметные следы в топонимике, главным образом в названии водоемов, гор. Правда, если судить по современным толкованиям скандинавских наскальных изображений эпохи бронзы, в то время там еще не было отчетливого эквивалента Одина.
VI. ОДИН В ГЕРМАНСКОМ И СКАНДИНАВСКОМ ЭПОСЕ
Мифы, записанные в 1200-х гг. СнорриСтурлусоном, описывают жизнь асов и их переселение в Скандинавию из Трои и Анатолии. Согласно Эддам, Один имел владения в Азии (на востоке от реки Танаис, «в стране турок»). Переселился в Данию, оставив править в Асгарде сыновей Ве и Вили. Править страной саксов поставил троих сыновей: Вегдег в восточной стране саксов, Бельдег (или Бальдр) в Вестфалии, Сиги (родоначальник рода Вольсунгов) в земле франков. Дальше Один пошёл в страну Рейдготланд (Ютландия)и сделал её правителем своего сына Скьельда (от которого род Скьельдунгов, датских конунги). Затем Один достиг Швеции, где его радушно встретил правитель Гюльви, и основал Сигтун. Затем он поехал на север и поставил сына Сэминга править Норвегией, родоночальника норвежских конунгов, ярлов и др. правителей. А с собою Один взял сына Ингви, конунга Швеции, основателя рода Инглингов. Внук Одина Фроди правил Данией (тогда называемой «Страной готов») во времена жизни императора Августа при рождении Христа. Согласно Эдде асы, потомки Одина, расселившись по Стране Саксов, принесли туда древний язык из Азии.
Будучи провидцем, Один знал, что его потомки будут владеть Северными странами. Оставив в Асгарде своих братьев, он отправился сначала на запад, в Гардарику, а затем на юг, в Страну Саксов, где посадил правителями своих сыновей. Сам же Один поселился на острове Фюн. Наконец он отправился в Швецию, где правил конунг Гюльви. Долго состязались Гюльви и Один в хитрости и ловкости, и понял Гюльви, что не одолеть ему правителя асов, и закончили они дело миром. Гюльви дал Одину и его жрецам земли в Швеции. Один поселился в СтаройСигтуне на берегу озера Меларен, Ньорд – в Ноатуне, а сын его Фрейр – в Уппсале.
Во время своего правленияОдин ввел в своей земле такие же законы, какие были у асов, и обучил людей многому из того, что знал. По всей Швеции люди платили Одину подать, по деньге с человека, а он должен был защищать страну и приносить жертвы за урожайный год.
Один умер от болезни в Швеции. Когда он был при смерти, он велел пометить себя острием копья и присвоил себе всех умерших от оружия. Он сказал, что отправляется в Жилище Богов и будет там принимать своих друзей. Свеи решили, что он вернулся в древний Асгард и будет жить там вечно. В Одина снова стали верить и к нему обращаться. Часто он являлся свеям перед большими битвами. Некоторым он давал тогда победу, а некоторых звал к себе. И то и другое считалось благом. Один был после смерти сожжен, и его сожжение было великолепным. Люди верили тогда, что, чем выше дым от погребального костра подымается в воздух, тем выше в небе будет тот, кто сжигается, и он будет тем богаче там, чем больше добра сгорит с ним.
Стоит отметить, что в германском и скандинавском эпосе, Бог, т.е. Один, является действующим лицом различных мифологических сказаний, многие из которых весьма назидательны. Упомянем об одном из них – RunatalsthattrOdhins(«Перечисление Одином таинств»), которое является одним из базовых текстов нордической традиции. Это сказание изложено в строфах 138-165 «Речей Высокого», т. е. Одина.
ЛИТЕРАТУРА
1.А. Басов Один
.А. д`Апремон Один – владыка рун
.А. Фанталов Один
.А. Чочиев. Нарты-арии и арийская идеология
.В. Щербаков Асгард – город богов
.Г. Бедненко Один – бог военного безумия, магии и поэзии, демиург
.Г. Бедненко Один (Водан, Вотан)
.Д. Гаврилов Бел-бог против Чернобога. Один против Одина
.Илайдж. Анонимная строфа из ТГТ о воронах Одина
.М. Элиаде Асы и ваны. Один и его чудесные «шаманские» свойства // История веры и религиозных идей
.М. Энмеркар Что сказала Одину Голова Мимира?
.О. Шапошников Путь Одина
.П. Илайдж Текстовые образы Одина
.П. Мюнх Мифология Севера: легенды о богах и героях
.Р. Баландин Один (Водан, Вотан)
.С. Пивоваров Пришелец
.Т. Стридманн Один
.Ф. Кардини Истоки средневекового рыцарства
.Х. Дэвидсон Древние скандинавы. Сыны северных богов
21.G. Dumesil Mythes et dieux des Germains
.R. Boyer Le Mond du Double: La Magie chez les Anciens Scandinaves
ПРИЛОЖЕНИЯ
.Имена Одина
Альфёдр (Alföðr, «всеотец»); Атрид (Atríðr); Бальейг (Báleygr); Бёльверк (Bölverkr, «злодей»); Бивлинди (Biflindi, «потрясающий щитом»); Бильейг (Bileygr); Вавуд (Váfuðr); Вак (Vakr); Вальфёдр (Valföðr, «отец павших»); Вегтам (Vegtamr, «привыкший к пути»); Видрир (Viðrir); Видур (Viðurr); Гагнрад (Gagnráðr, «правящий победой»); Ганглери (Gangleri); Гаут (Gautr);Гёндлир (Göndlir); Глапсвинн (Glapsviðr); Грим (Grímr); Гримнир (Grímnir, «скрывающийся под маской»); Игг (Yggr, «страшный, ужасный»); Кьялар (Kjalar); Один (Óðinn); Оми (Ómi); Оски (Óski); Офнир (Ófnir); Санн (Saðr); Саннгеталь (Sanngetall); Свафнир (Sváfnir); Свидрир (Sviðrir); Свидур (Sviðurr); Свипуль (Svipall); Сигфёдр (Sigföðr, «отец победы»); Сидграни (Síðgrani, «длинная борода»); Сидскегг (Síðskeggr, «длиннобородый»); Сидхётт (Síðhöttr); Скильвинг (Skilfingr); Текк (Þekkr); Триди (Þriði, «третий»); Трор (Þrór); Туд (Þuðr); Тунд (Þundr); Уд (Uðr); Фарматюр (Farmatýr, «Тюр ноши»); Фенг (Fengr); Фьёльнир (Fjölnir); Фьёльсвинн (Fjölsviðr); Хар (Hár, «высокий»); Харбард (Hárbarðr, «седая борода»); Хельблинди (Helblindi); Хенгикьёфт (Hengikjöptr, «с отвисшей челюстью»); Хертейт (Herteitr); Херьян (Herjann, «воитель», «вождь войска», глава эйнхериев); Хникар (Hnikarr, «сеятель раздоров»); Хникуд (Hnikuðr, «сеятель раздора»); Хрофт (Hroptr, «воитель»); Хрофтатюр (Hroftatýr); Хьяльмбери (Hjálmberi); Явнхар (Jafnhár, «равновысокий»); Яльк (Jálkr).
.Род Одина
I.Бури.Бёр
üОдин
.Тор.Магни
.Бальдр.Форсети
.Хёд
4.Хермод
.Вали
.Видар;
.Сэминг;
.Сиги;
.Шёльд;
.Юнгви;
.Гаути;
üВили
üВе
Мать Одина: Бестла
Жены Одина:
.Йёрд;
2.Фригг;
.Ринд;
.Грид;
.Скади.
.Интересные факты
·Считается, что Один похоронен на эстонском острове Осмуссаар, который до 1918 года носил шведское название «Оденсхольм» («могила Одина»).
·Имя Одина-Вотана восходит к древнегерманскому корню -wut- (букв. «неистовство»). Языковеды и историки культуры пришли к заключению об изначальном единстве религиозных представлений древних германцев, почитавших одних и тех же богов. Свидетельством этого стали, как ни покажется на первый взгляд странным, названия дней недели. Переняв от римлян семидневную неделю, германцы, заменили названия дней именами своих божеств. Одину досталась среда, у римлян – «день Меркурия», diesMercuri, а у древних германцев – «день Одина (Водена)»: Wuotanestac (староверхненемецкий), Wednesday (английский), Woensdag (нидерландский), Odinnsdagr (староскандинавский) и др. Так что правильнее говорить не о том, что древние римляне отождествляли Одина с Меркурием, а о том, что древние германцы восприняли вражеского (римского) бога Меркурия в отождествлении с понятным им образом грозного божества войны – Одином.
·Знаменитый путешественник и учёный-антрополог Тур Хейердал выдвинул теорию, что Один, князь Асгарда, был реальной исторической личностью. Он жил на рубеже нашей эры в Приазовье в городе Танаис и переселился в Скандинавию со своим народом (асы) из-за давления римлян. Археологические раскопки Хейердала в данной местности обнаружили «три пряжки, принадлежавшие средневековым викингам».