- Вид работы: Реферат
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 6,02 Кб
Оглашение как необходимое условие для крещения в древней церкви
Введение
Оглашенные (катехуме́ны в христианстве) – люди, не принявшие крещение, но уже наставляемые в основах веры (в церковнославянской филологии прилагательное «оглашенный» означает «желающий принять Святое Крещение и учащийся христианским догматам»). Термин «оглашенный» (катехумен) впервые встречается у Климента Александрийского. Понятие о оглашенных возникло в древней церкви в связи с тем, что крещению предшествовал обязательный период катехизации.
Катехизация (от греч. слова катехизис – κατήχησις – поучение, наставление) – наставление новоначальных в христианской вере. Катехизация – это обучение истинам православной веры и чину церковной жизни. Целью катехизации является воцерковление – приобщение людей к христианской богоугодной жизни. Все канонические нормы православной церкви, касающиеся подготовки к таинству Крещения, говорят о важности изучения веры (2 пр. I Вс. Собора, 45 и 47 пр. Лаод. Собора, и другие). Более того, правилами предусмотрено испытание правильности усвоения веры и искренности желаний тех, кто намеревается принять Крещение (46 пр. Лаод. Собора, 8 пр. VII Вс. Собора). Каноны также предписывают новообращенным пребывать в церкви и слушать поучения (7 пр. II Вс. Собора).
1. Оглашение в древней церкви
В истории древней церкви институт катехизации занимает центральное место в духовной жизни христианской общины. Этому были две причины: во – первых, катехизация являлась единственными вратами в Церковь; во – вторых, как раз в границах катехизационных учреждений формировалось догматическое богословие. Катехизаторы выступали в роли богословских авторитетов, экспертов по теологическим вопросам, арбитров в вероучительных спорах. Примером можно взять хотя бы Оригена, который выполнял подобную миссию не раз.
Особенный рассвет институт катехизации переживает в ΙΙΙ-ΙV веках. Это время можно назвать «золотым веком» огласительной практики. Ведь такие важные в богословской традиции труды, как «О началах» Оригена, «Большое огласительное слово» Григория Нисского и многие другие, были написаны именно в целях катехизации.
Но начиная с V века, катехизационная практика пошла на спад, а в VΙΙ веке фактически полностью прекратила свое существование. Удивительная ситуация, если учитывать роль катехизаторских структур в Церкви первых четырех веков.
Раннехристианский период показывает отсутствие развитого института оглашения, чему способствовала живая апостольская проповедь, обилие даров, напряженное эсхатологическое ожидание скорого пришествия Христа.
Но основные элементы все же сохраняются:
) предварительное научение (проповедь);
) предкрещальная подготовка (например, пост и молитва).
Естественно предположить, что тогда община, сама состояла из вчерашних язычников и не имела опыта давления со стороны государства, не смотрела на языческое общество как на крайнее зло. Ожидая скорого пришествия Христа, члены ее не требовали от вновь приходящих той длительной практики оглашения и очищения, какую мы встречаем позднее.
Церковь первых веков (ΙΙ-ΙΙΙ) – церковь гонимая. С точки зрения римского общества она является маргинальным преступным религиозным сообществом, зловредной сектой, подрывающей общественные устрои. Римская империя считала себя универсальной, Pax Romana не признавал существования независимых структур, какой бы характер они не носили – религиозный, политический или культурный. Христианская община этой универсальности не принимала и считала языческий мир царством дьявола, языческих богов и их слуг. Сами же христиане помнили слова апостола Павла: «не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего». (Евр. 13:14) На войне при переходе из стана в стан «перебежчик» должен был пройти проверку, доказать искренность своего обращения. Для этого в христианстве и существовала катехизация, через которую человек – как правило, не менее трех лет – доказывал свое желание и возможность жить по христианским заповедям, и только после этого он допускался к таинству Крещения. Однако срок мог быть сокращён или, наоборот, продлён в случае совершения катехуменом тяжких грехов.
Следует учитывать, что в позднеантичной цивилизации был довольно высокий уровень образования, и каждый, жаждущий спасения, хотел не просто веры, но веры разумной. Есть известное выражение Блаженного Августина: «Верую, чтобы понять». Противостояние языческого и христианского мира к концу ΙΙΙ века было не просто противостоянием двух мировоззрений, но – двух интеллектуальных элит Римской империи. Римская интеллигенция сплотилась против христианства под знаменем неоплатонизма, который стал не только филосовской, но и религиозной системой. Соответственно христианство должно было дать ответ.
Философия оказалась для христиан очень полезным врагом. Именно посредством рецепции античной философской традиции христианство проникло в стан врага. Как справедливо замечает священник Павел Гаврилюк: «Для того, что бы говорить с язычниками на понятном им языке, христиане должны были найти то проявление языческой культуры, которое наиболее созвучно христианству… Таким образом, философия потенциально могла служить единственной общественной почвой для диалога христианства с миром языческой культуры». И это оказало влияние на катехизаторскую практику, так как уже в ΙΙΙ веке катихизация включала в себя опровержение языческого любомудрия, а в Александрии приходящие в огласительное училище проходили на первом этапе курс светских наук и языческую философию и лишь потом приступали к изучению Священного писания. В ΙV веке те же отцы-каппадокийцы сначала получали высшее образование, как бы мы сейчас сказали, философское образование и только потом приступали к таинству Крещения, уже в полнее сознательном возрасте (в среднем, в 25лет). Эта традиция была повсеместной. Раннего крещения избегали боясь согрешить после него из-за соблазнов юности. Некоторые, самый яркий пример – римские императоры ΙV века, откладывали свое крещение в плоть до смертного порога.
Но уже в V веке ситуация начала меняться, катехизация и крещение взрослых все больше стало уступать место крещению младенцев, процесс катехизации стал угасать, пока в VΙ веке не исчез окончательно.
оглашенный катехизация христианский церковь
Заключение
Понятие «катехизация» по своему смыслу близко к понятию «оглашение <http://azbyka.ru/dictionary/14/oglashenie-all.shtml>». Его часто используют как синоним оглашения. Однако надо помнить, что сегодня смысл катехизации значительно шире, чем смысл катехумената или оглашения в древней церкви, где практика наставления в вере имела определенные особенности, вытекающие из исторического положения церкви:
в древней церкви оглашение было преимущественно устным назиданием, а сегодня для наставления новоначальных используют катехизическую литературу, в которой систематически раскрываются основы христианского вероучения;
в древней церкви оглашение («принятие в катехуменат») означало принятие христианства, было первой ступенью в духовном становлении христианина, ведущей ко второй ступени – крещению, а сегодня катехизическая работа ведется с крещенными и некрещеными людьми, которые могут относиться как верующим христианам, так и к ищущим познания Бога. Такое различие вызвано тем, что жизнь древней церкви происходила среди гонений и оглашение часто служило не только приготовлением ко крещению и участию в евхаристии, но и приготовлением к подвигу мученичества и исповедничества. В тоже время современная практика катехизации сохраняет преемственность с практикой оглашения в древней церкви, ибо служит одним и тем же задачам научения в вере. Поэтому современную практику катехизации можно рассматривать как оглашение в иной исторической ситуации.
Список использованной литературы
1. Болотов В.В. Лекции по истории Древней Церкви. М., 1994. Т. 2.
. Гаврилюк П. История катехизации в Древней церкви. М., 2001.
. Toon P. Олашаемый, или Катехумен // Теологический Энциклопедический словарь / Под ред. У. Элвелла. М., 2003.
.Сидоров А. Жизненный путь Оригена // Патристика. Н. Новгород, 2001.