- Вид работы: Реферат
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 11,59 Кб
Октоих
Содержание
Введение. Немного предыстории
Развитие Октоиха на Востоке и Западе
Развитие Осмогласия на Западе
Развитие Осмогласия на Востоке
Употребление Октоиха за богослужениями Русской Церкви
Творцы Октоиха
Подводим итоги
Список использованной литературы
Ссылки на источники цитирования
Введение. Немного предыстории
По дошедшим до нас свидетельствам, Спаситель, совершив со своими учениками Тайную вечерю, положившую начало таинству Евхаристии и установлению новозаветного богослужения, воспев, вошел со своими учениками на гору Елеонскую (Мф. 26:30). Так пение вошло в церковь Христову. По примеру Божественного Учителя и святые апостолы после вознесения Господня, посвящая 3, 6, 9-й, а также полуночный час молитве, сопровождали ее псалмопением (Деян. 16:25). Распространяя веру Христову, они научали этому и верных (1 Кор. 14:26, Еф. 5:19). Дело апостолов продолжили их преемники. Например, о святителе Игнатии Богоносце, епископе Антиохийском, известно, что он ввел пение антифонное, то есть поочередно исполняемое несколькими хорами.
Из вышеизложенного можно сделать вывод, что христианское богослужебное пение не случайность, вызванная слабостью или увлечением человеческим, а наоборот – оно ведет свое начало от Спасителя, утверждено трудами Апостолов и существует в Церкви от первых дней ее как обязательный атрибут молитвенных собраний христиан. (1)*
Их пение не было по своим музыкальным основаниям чем-то новым для своего времени, оригинальным или самобытным, Напротив, оно покоилось на тех же самых основах, на коих зиждилось античное певческое искусство. Большее внимание уделялось догматической составляющей песнопений. Подробное и более тщательное изучение музыки и пения, унаследованных Церковью от нехристианских народов, составило задачу последующих веков. А в I веке девизом пения были свобода и терпимость ко всем родам и видам музыки того времени. Впрочем, делу распространения христианства это ничуть не мешало, так как единый вокальный стандарт позволял неофитам сразу же во всей полноте участвовать в общественном богослужении.
Ближе к VIII веку, существующие сборники молитвенных песнопений, такие как Кондакарий, Ирмологий, Канонарь, Стихирарь, Кафисматарь и им подобные уже не могли удовлетворить потребности регентов и клириков при совершении богослужений. Это вызвано в первую очередь тем, что в этих книгах существует неопределенное количество песнопений для воскресных дней и праздников, из которых в каждой церкви выбирались нужные по усмотрению регента материалы (по принципу «как Бог на душу положит»).
* Этим значком обозначаются ссылки на источники цитирования (список в конце работы).
Со временем возник единый стандарт песнопений, объединенный в несколько богослужебных книг: Минею, Триодь и Октоих. О последней книге и пойдет речь на страницах этой работы.
Развитие Октоиха на Востоке и Западе
Успешное распространение ересей спровоцировало в Церкви не только усиленную деятельность по определению православного учения. Значительные силы были направлены и на приведение в порядок и благолепие оправление богослужений.
В музыкальном отношении отмечалось отмежевание церковно-певческого искусства от мирского, что проявлялось в ограничении количества музыкальных тонов, допущенных к употреблению за православным богослужением. В период V-VIII веков это привело к созданию осмогласия – музыкальной системы, в границах которой впредь должно развиваться и существовать богослужебное пение. (2)
Таким образом, Климент Александрийский был первым учителем церкви, высказывающийся против употребления в церковном пении напевов страстных и искусственных. Позднейшие его последователи, на западе святые Амвросий Медиоланский и Григорий Великий, на востоке святой Иоанн Дамаскин из своей системы гласов исключили хроматический строй и приняли дорийский и фригийский диатонического характера.
Что же касается текста, то писатели III века хвалились перед язычниками обилием песней в своем богослужении и состязались с ними в этом отношении. Правда до наших дней дошли лишь немногие их творения. Это можно объяснить в первую очередь уничтожением христианских книг язычниками и тем, что христиане не метали бисер перед свиньями, трубя на каждом углу свое учение. Напротив, учитывая время гонений, можно заключить, что песни и стихиры не записывались, а запоминались и передавались из уст в уста. Из церковных писателей того времени можно упомянуть Непота, епископа Пентапольского, Климента Александрийского, священномученика Мефодия, епископа Тирского. Примерно в это же время была написана и песнь «Свете тихий» святителем Софронием, патриархом Иерусалимским. (5)
В IV веке святитель Амвросий Медиоланский, по мнению некоторых исследователей, составил нотный Антифонарий. Он заключает в себе четыре напева, основанных на четырех греческих музыкальных ладах: лидийском, дорийском, фригийском и миксолидийском. Различие напевов заключалось в различном главенствующем звуке (доминанте). Так получилось четыре гласа, принятых Римо-Католической церковью под названием амвросианских. В составе современного Римо-Католического осмогласия они соответствуют 1-ому, 3-ему, 5-ому и 7-ому гласам. Первые три из них очень похожи на православные 1-ый, 2-ой и 3-ий гласы. (6)
В конце VI века развитие пения и Октоиха на Востоке и Западе идет самобытно, порой в диаметрально противоположных направлениях, поэтому далее лучше рассматривать это в отдельных главах.
Развитие Осмогласия на Западе
Как было сказано ранее, Западная Церковь к началу V века окончательно установила у себя господство пения на четыре гласа (дорийский, фригийский, лидийский и миксолидийский), основанные исключительно на диатонике, отвергнув при этом прочие лады. Это пение впервые было введено в Церкви Миланской стараниями святителя Амвросия Медиоланского, поэтому и называлось по имени своего основателя «амвросианским». По своему содержанию оно было общецерковным, близким к пению Восточных Церквей. Амвросианское пение при Папе Дамасии было принято Римской Церковью в качестве основного и в течение V века распространилось не только по всей Италии, но и в Галлии и Германии. В начале V века подобное пение введено было и в Церкви Иппонийской блаженным Августином. К концу IV и началу VII века амвросианское четверогласие обогатилось еще четырьмя распевами и превратилось в осмогласие. По мнению историков, произошло это при святителе Григории Двоеслове Папе Римском на рубеже VI и VII веков, но на самом деле это произошло позднее. Во всяком случае, григорианское осмогласие заменило собою амвросианское четырехгласие, и было принято Западной Церковью в качестве «Cantus`a firmus`a», то есть пения, утвержденного как бы на все времена. (7)
Но, завершив создание осмогласия, Западная Церковь не удовлетворилась многовековой работой. Забыв все каноны и правила Запад отказывается от двух традиций церковно-певческого искусства, о которых писалось выше. Была введена полифония – многоголосное исполнение церковных песнопений, весьма посредственный вокал церковных хоров стали ретушировать музыкальным сопровождением. Орган при этом получил большое распространение как пособие для открытия новых музыкальных средств.
С изобретением полифонии, развитие Западного осмогласия, утратившего свое самостоятельное значение, было приостановлено. Церковные напевы были поглощены оригинальными авторскими произведениями. Западное богослужение, как носитель предания Святых отцов умерло, превратившись со временем в пышное вокально-инструментальное представление, что в свою очередь способствовало расцвету европейской музыки и пения. Но с другой стороны этот выбор Западной Церкви увел ее далеко от общецерковной музыкальной традиции. (8)
Развитие Осмогласия на Востоке
В Восточной Церкви пение на восемь гласов также развивалось очень активно. В распевах преобладал диатонизм, как лад наиболее соответствующий духу церкви. С начала V века устойчиво практиковалось осмогласие, никаких полифонических опытов проведено не было. Это способствовало упорядочению церковного пения, всякие излишества и страстность ослабели и исчезли. Богослужения стали более понятными и удобоисполнимыми, вместе с тем и более разумными и выразительными.
Из дошедших до нас текстов той эпохи можно судить и о количестве не дошедших до нас песнопений. Пусть Православный Восток в эпоху VIII-X веков и не сделал никаких открытий в области церковного пения, зато в это время было пересмотрено богослужебное наследие прошлого, выбрано лучшее и дописано новое. Окончательно определены виды песнопений, допущенные к богослужебному употреблению – стихиры, тропари, икосы и кондаки, прокимны, ипакои, светильны, блаженны и каноны. Определился также и круг богослужебных книг для пения. Одна из них, содержащая последование седмичного богослужебного круга восьми напевов или гласов, так и называлась «Октоих» или «Осмогласник». В этой книге был введен новый способ нотного письма – крюковой. Происхождение этого письма относят к преподобному Ефрему Сирину. В период VIII-X веков крюки получили всеобщее признание и распространение.
С появлением осмогласия мелодическое творчество не прекратилось, ему лишь были указаны определенные рамки, не позволявшие творцам преступать границы дозволенного. (9)
Употребление Октоиха за богослужениями Русской Церкви
После крещения Руси в 988 году новообразованная Церковь Русская вместе с вероучением приняла и церковное искусство, в частности богослужебное пение и тексты. Это и понятно, потому что церковная литература уже была к тому времени переведена на славянский язык. Вместе с книгами славяне приняли и готовые осмогласные распевы (гласы) и способ их изложения крюками. Во всей своей полноте, со всей широтой русской души, русичи приняли и святоотеческие взгляды на богослужебное пение, и установившиеся на Востоке способы и виды церковного пения, одиночного и хорового, и византийскую нетерпимость к музыкально-певческим течениям Западной Церкви.
Все это вместе взятое и предрешило судьбу русского церковного пения, с самого начала направленного в одном направлении с пением христианского Востока. Плодом такой деятельности оказалась дальнейшая деятельность Русской Православной Церкви по сохранению и умножению тысячелетней традиции церковного искусства.
Творцы Октоиха
Не лишним будет и упомянуть имена тех, чьими стараниями составились восемь церковных напевов (гласов) и сам сборник песнопений с одноименным названием. Объем этой работы не позволит поведать обо всех, поэтому я укажу лишь основных авторов, чьи песнопения и гимны вошли в Октоих.
Преподобный Авксентий ввел в свое богослужение первые довольно сырые и примитивные тропари-стихиры.
Первым автором кондаков по праву считается преподобный Роман Сладкопевец. У него было множество подражателей, из которых хочется отметить Анастасия, чьи кондаки слушались с живым интересом и блаженного Георгия Писиду. Перу последнего приписывают и литургическую песнь «Да исполнятся уста наша».
Изобретателем канона считают святителя Софрония Патриарха Иерусалимского. Именно он во время утрени чередовал стихи библейских песней с кондаками собственного сочинения. Продолжателями его дела стали преподобные Андрей Критский, Иоанн Дамаскин, Косма Маюмский, святитель Герман, Патриарх Константинопольский и многие другие.
Святитель Анатолий, патриарх Константинопольский составил воскресные стихиры. Хотя некоторые оспаривают его авторство, считая, что подпись к стихирам «Анатолиево» относится к месту написания, а не к конкретному автору.
Святитель Косьма, епископ Маюмский друг преподобного Иоанна Дамаскина и его соученик принимал с Дамаскиным участие в составлении песнопений Октоиха. Им также составлены каноны: на Успение Пресвятой Богородицы, Рождество Христово, Богоявление, Сретение, Пятидесятницу, Преображение, Воздвижение и на Вход Господень в Иерусалим.
Преподобный Иосиф Песнопевец может считаться одним из самых плодовитых богослужебных писателей. Он составил каноны на будние дни седмицы в Октоихе и на другие дни памяти святых. Трудами преподобных Иосифа и Феофана Начертанного составлено множество канонов, дополнивших Октоих Дамаскина, и приведших его к современному состоянию.
На личности преподобного Иоанна Дамаскина стоит остановиться подробно. Бывший царедворец, приговоренный за измену, которую он не совершал, к отсечению правой руки и исцеленный Пресвятой Богородицей написал 64 канона. Из них известны:
.Пасхальный канон «Воскресенья день, просветимся людие…»;
.Канон на Успение Божией Матери: «Отверзу уста моя и исполнятся Духа…»;
.Каноны на Рождество Христово, Богоявление, Преображение, Пятидесятницу и другие двунадесятые праздники (кроме Введения в храм и Крестовоздвижения);
.Каноны на начало индикта (1/14 сент.), на Зачатие Иоанна Предтечи, Усекновение и Обретение честной главы его и другие средние и малые праздники;
.Канон апостолам Петру и Павлу («Несть тебе подобен…»), каноны апостолу и евангелисту Иоанну, апостолу Андрею, первомученику и архидиакону Стефану, святителям Ипполиту Римскому, Василию Великому, Григорию Богослову, Иоанну Златоустому, преподобным Симеону Столпнику, Максиму Исповеднику и другие;
.Каноны на неделю Фомину и прочие воскресные дни, составившие основу «Октоиха»;
.Различные стихиры и тропари, в том числе, такие известные, как нынешний тропарь Нерукотворному Образу: «Пречистому Твоему образу поклоняемся, Благий…».
Иоанн Дамаскин, уже будучи иноком и насельником монастыря святого Саввы Освященного, около 730 года составил книгу, содержащую в себе тексты воскресных служб практически всего года, начиная со второго воскресения по Пасхе (с Фоминой недели) и заканчивая пятым воскресеньем Великого Поста (неделей преподобной Марии Египетской). Перу Дамаскина принадлежат ирмосы воскресных канонов, догматики и некоторые стихиры, написанные по преимуществу шестистопным ямбом – его любимым размером. Остальные песнопения, содержащиеся в книге, были удержаны из предшествующей богослужебной традиции. Последование служб пелось на восемь распевов (гласов) уже известных Восточной церкви. Октоихом Иоанна Дамаскина завершилась систематизация церковных мелодий, в которой Восток очень нуждался.
Современный свой вид «Октоих» получил благодаря стараниям преподобного Иосифа Песнопевца. Он значительно дополнил Осмогласник Дамаскина, добавив в него последования седмичных служб восьми гласов. Эта книга используется при оправлении богослужений Русской Православной Церковью. Греки же называют ее «Параклитик», оставив наименование «Октоих» за сборником Иоанна Дамаскина.
Подводим итоги
октоих церковь богослужение
Из этой работы мы узнали что:
.Октоихом называется книга, содержащая богослужебные тексты восьми церковных напевов (гласов) и сами эти напевы.
.Октоих – греческое название. На славянский язык переводится как Осмогласие.
.Церкви Восточная и Западная вначале вместе проводили работу по систематизации церковных распевов, но затем Запад, поправ все существующие каноны, ввел в церквях «полифонию», то есть пение многоголосное, партосное, когда каждый певец в хоре исполнял свою партию под музыкальное сопровождение. Еще одним нарушением Западной церкви стало использование органа в качестве церковного музыкального инструмента.
.Восток же, напротив, систематизировал церковное пение, введя систему осмогласия, и составил каноны (правила), которым следовало и следует впредь следовать при оправлении богослужений.
.Преподобный Иосиф Песнопевец значительно дополнил Октоих, добавив в него последования седмичных служб восьми гласов.
.В Русской Православной Церкви Октоихом называют сборник преподобного Иосифа, в то время как в Греции так называют лишь творение преподобного Иоанна Дамаскина, именуя первую книгу «Параклитик».
.В Октоих вошли лишь немногие произведения песнописцев, большая их часть была отсеяна и со временем забыта. Так, например, мы уже никогда не сможем послушать стихиры святителя Григория Двоеслова на праздник Пасхи, о которых упоминает в своих поучениях авва Дорофей.
Как бы то ни было эволюция Октоиха закончена успешно. Мы теперь имеем и восемь церковных напевов и множество изменяемых и неизменяемых песнопений для них. И пусть повсеместно распространен обиход, при пении стихир, канонов, тропарей, кондаков и многих других произведений не обойтись без старых добрых гласов.
Список использованной литературы:
1.Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета с параллельными местами, М. 2006, «Сибирская благозвонница».
.Алымов Виктор, «Лекции по исторической литургике», Сергиев Посад, издательство МДАиС.
.Арранц Михаил, «Око Церковное», М. 1999, без издательства.
.Климент Александрийский, «Педагог», электронное издание, http://www.azbyka.ru/otechnik/?Kliment_Aleksandrijskij/pedagog
.Климент Александрийский, «Строматы», электронное издание, http://www.azbyka.ru/otechnik/?Kliment_Aleksandrijskij/stromaty
.Красовицкая М.С., «Литургика», М. 1999, Свято-Тихоновский Богословский Институт.
.Никольский А.В., «Краткий очерк истории церковного пения в период I-X веков», электронное издание, http://www.seminaria.ru/chsing/nikol_ocherk.htm
.Скабалланвич Михаил, проф., «Толковый Типикон», М. 1995, «Паломник», репринтное издание 1910 года.
.Материалы онлайн-энциклопедии www.wikipedia.org
Ссылки на источники цитирования:
1.Никольский А. В., «Краткий очерк истории церковного пения в период I-X веков», 1-я глава, электронное издание, http://www.seminaria.ru/chsing/nikol_ocherk.htm
.Там же.
.Скабалланвич Михаил, проф., «Толковый Типикон», М. 1995, «Паломник», репринтное издание 1910 года, с. 113
.Климент Александрийский, «Педагог», электронное издание, http://www.azbyka.ru/otechnik/?Kliment_Aleksandrijskij/pedagog , книга вторая.
.Скабалланвич Михаил, проф., «Толковый Типикон», М. 1995, «Паломник», репринтное издание 1910 года, с. 116-118.
.Никольский А.В., «Краткий очерк истории церковного пения в период I-X веков», 3-я глава, электронное издание, http://www.seminaria.ru/chsing/nikol_ocherk.htm
.Никольский А.В., «Краткий очерк истории церковного пения в период I-X веков», 4-я глава, электронное издание, http://www.seminaria.ru/chsing/nikol_ocherk.htm
.Никольский А.В., «Краткий очерк истории церковного пения в период I-X веков», 4-я глава, электронное издание, http://www.seminaria.ru/chsing/nikol_ocherk.htm