- Вид работы: Доклад
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 9,60 kb
Описание культурно-исторических ценностей Санкт-Петербурга
Тамбовский Бизнес-колледж
Доклад по предмету
«Культурология»
На тему:
«Описание культурно-исторических ценностей Санкт-Петербурга»
Выполнила студентка 001 группы
Конырева Светлана
Тамбов 2010
О городе «Санкт-Петербург»
Санкт-Петербург справедливо считают одним из самых прекрасных европейских городов. Отметивший свое трехсотлетие город, часто называемый "северной столицей" России – это не только музей под открытым небом, но и просто воплощение последних трехсот лет российской истории. Переживший 11 императоров, десятки наводнений, революцию, трехлетнюю блокаду и экономическую реформу Петербург способен удивить даже самого искушенного туриста.
Первый булыжник в его основание лег в 1703 году, когда император Петр Первый принял решение выстроить новую столицу, открытую морским ветрам и европейским веяниям. Строительство города началось с Заячьего острова, на котором начали возводить Петропавловскую крепость. Столицей Петербург пробыл всего около двухсот лет, но ветра здесь до сих пор дуют свирепые, море подступает с трех сторон, а европейские веяния чувствуются на каждом шагу: от архитектуры городского центра до маленьких кофеен на Невском. Это был город, выросший внезапно средь топи блат и отстроенный почти полностью иностранными архитекторами. Его облик был так же непривычен для русского человека, как привычки носить кафтан, брить бороду и читать газеты, свойственные императору Петру и ненавистные боярской Руси.
Быть Петербургу пусту!. Пророчество это, отшлифованное до античного совершенства частым употреблением, приписывают Евдокии Лопухиной – первой жене Петра I, постриженной им в монахини и заточенной в монастырь. Будто бы она, то ли пророча, то ли в случайном размышлении, обронила эту опрометчивую фразу, тут же на лету подхваченную и превращенную в формулу неприятия Петровых преобразований. Повод для проклятия у императрицы был: новая столица строилась силами крепостных, которых насильно сгоняли на постройку города. Говорят, что Петербург стоит на костях – и действительно, на его строительстве полегло несколько тысяч рабочих. Еще в 1710 году Петр приказал переселить в Петербург около 15 тысяч разных мастеровых людей из всех областей России. Раздача земель в городе была бесплатной. Таким образом очень быстро застроилась вся та часть города, которую сегодня называют историческим центром – Садовая улица, Коломна, набережные Невы. Тогда же началась застройка Васильевского острова.
До середины восемнадцатого века Петербург застраивался исключительно из соображений прагматических, об украшении города еще мало заботились, больших каменных зданий было немного. Но в царствование Елизаветы Петровны стали заботиться о том, чтобы украсить город величественными зданиями, достойными столицы. Именно тогда началось строительство Зимнего Дворца, где сейчас расположился Эрмитаж, были построены Аничков дворец, Смольный и Владимирский соборы.
В царстование Екатерины II, для Петербурга, как и для всей России началась пора блестящего развития. При вступлении ее на престол в городе насчитывалось около 60 тысяч жителей, а через тридцать лет в столице жило уже 230 тысяч человек. Именно в эпоху правления Екатерины началась застройка города каменными зданиями. В ее царствование были исполнены или начаты сооружения, составляющие по сей день главные архитектурные достопримечательности столицы: Дворцовая площадь, Каменноостровский и Елагин дворцы, был установлен знаменитый памятник Петру I – Медный Всадник. В это же время застраивалась территория Александро-Невской лавры.
Девятнадцатый век считается золотым веком русского искусства – и в том числе, архитектуры. Тогда были построены Исаакиевский и Казанский соборы, Мариинский дворец, Михайловский дворец, где теперь находится Русский музей, храм Спаса-на-Крови и многие другие памятники архитектуры. Именно в эту эпоху город постепенно начал приобретать черты, сохранившиеся в его облике до сих пор – прямые улицы, строгость стиля и плотность застройки. От застройщиков требовали неукоснительно соблюдать установленные линии улиц: за линию фасадов могли выступать только навесы над подъездами, а на уровне второго этажа и выше – балконы и эркеры. Однако помимо роскошных частных особняков в Петербурге в ту пору быстро росли доходные дома, владельцы которых сдавали помещения внаем. Стремясь извлечь максимальный доход, каждый домовладелец застраивал свой участок как можно плотнее, нимало не заботясь о том, как это отразится на санитарном состоянии города. Высокая плотность застройки, обилие темных и сырых дворов-колодцев стали типичной чертой многих кварталов Петербурга. Особенно это касается района Сенной площади и прилегающей к ней Коломны, где происходит действие Преступления и наказания.
Непохожий на другие российские города, Петербург часто становился объектом философских размышлений, местом действия литературных произведений и героем поэм. Здесь появлялось и развивалось самое новое в искусстве – от Гоголя до русского рока, считающего Петербург своим портом приписки. Петербуржцы считают свой город культурной столицей, ссылаясь на то, что лучшие русские писатели от Пушкина до Довлатова жили здесь, на берегах Невы, петербургский университет входит в десятку лучших в Европе, а Мариинский театр и Эрмитаж вобрали в себя самое лучшее, что есть в искусстве.
В течение семидесяти лет города Санкт-Петербурга вообще не было на карте Советского союза. Был Ленинград – родина революции, промышленный центр и кузница партийных кадров, как его тогда называли. Самая трагическая страница в истории Ленинграда – это девятисотдневная блокада. В сентябре 1941 войска фашистов окружили город кольцом, уничтожив в нем предварительно все запасы пищи. К концу войны население Ленинграда уменьшилось едва ли не наполовину – около 600 тысяч человек умерло от голода, десятки тысяч были эвакуированы. В планы Гитлера входило стереть Ленинград с лица Земли, устроив перед этим бал в его лучшей гостинице – Астории. Ничего у него не вышло. А выжившие ленинградцы сажали весной 42го и 43го года картошку и морковь на Исаакиевской площади – прямо перед Асторией.
Сегодня Петербург постепенно перестает быть Ленинградом. Здесь все меньше митингуют и все больше занимаются бизнесом. Сейчас здесь живет почти пять миллионов человек разных национальностей и вероисповеданий. Здесь по-прежнему из-за каждого угла в лицо норовит ударить колючий вихрь, в Эрмитаже по-прежнему висят Рембрандт с Тицианом, в кондитерской Север все так же продают самые лучшие на свете пирожные, питерская футбольная команда Зенит продолжает проигрывать – и вызывать тем самым еще большую народную любовь, и в июньскую светлую ночь таксисты продолжают ругать на чем свет стоит разведенные над Невой мосты. Говорят, что за последние триста лет здесь мало что изменилось.
Культурно-исторические объекты Санкт-Петербурга
Государственный Академический Мариинский театр
Российская национальная библиотека
Государственный музей-заповедник «Ораниенбаум»
Российский этнографический музей
Большой Санкт- Петербургский государственный цирк
Государственный Русский музей
ГМЗ «Царское Село»
ГМЗ «Петергоф»
Государственный музей Истории Религии
Государственный музей политической истории России
Всероссийский музей А.С. Пушкина
Российский государственный академический Большой драматический театр им. Г.А.Т овстоногова
Санкт-Петербургская академическая филармония им. Д.Д. Шостаковича
Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств
Государственный Пушкинский театральный центр
Санкт-Петербургская государственная консерватория (академия) им. Н.А. Римского-Корсакова
Санкт-Петербургская государственная академия театрального искусства
Санкт-Петербургский государственный университет кино и телевидения
Академия русского балета им. А.Я. Вагановой
Российский институт истории искусств
культурный исторический петербург музей
ГМЗ «Петергоф»
Государственный музей-заповедник «Петергоф» (в переводе с голландского – Двор Петра) был построен по указу Петра I. Три дворца (Верхние палаты, Марли и Монплезир), два каскада и 16 фонтанов, а также регулярный парк расположены вдоль побережья Финского залива в 30 километрах к юго-западу от Санкт-Петербурга. К августу 1723 года царская резиденция приняла первых гостей.
После смерти Петра Великого Петергоф постепенно приходит в запустение. И только в 1730 году, по распоряжению Анны Иоанновны, начинаются строительные и реставрационные работы под руководством известного архитектора М. Г. Земцова.
Во время Великой Отечественной войны бывшая царская резиденция оказалась в оккупации. Гитлеровские войска ворвались в Петергоф 20 сентября 1941 года и продержались здесь до 19 января 1944 года. За это время они уничтожили многие художественные ценности дворца. Во всех парках вырубались деревья, разорялись дворцовые здания, павильоны, мосты. Самый большой урон был нанесён Нижнему парку и Верхнему саду. Большой дворец взорвали. Интерьеры Екатерининского корпуса сгорели. Из строя были выведены подземные водоводные магистрали.
Петергоф стали восстанавливать сразу после освобождения от фашистов: разминировали парки, расчистили завалы, вновь посадили деревья. Уже 17 июня 1945 Нижний парк был открыт для посетителей, а через год включили первые восстановленные фонтаны центрального ансамбля и водометы Большого каскада. Основные реставрационные работы завершили только к середине 1964 года. Общая концепция планировки ансамбля осталась неизменной с петровских времен.
Государственный Академический Мариинский театр
История Мариинского театра – одного из красивейших театров мира – берет свое начало в 1783 году, когда в Петербурге, по приказу Екатерины Великой, был открыт Большой (Каменный) театр, на месте которого сейчас находится Санкт- Петербургская консерватория.
января 1849 года на Театральной площади по проекту архитектора Альберта Кавоса строят Конный цирк. Изначально он был спроектирован так, что мог использоваться и как театральное помещение. Ровно через десять лет цирк сгорел. Здание восстановили и с этого времени использовали его только для музыкальных спектаклей. Открывшийся 2 октября 1860 года оперой Михаила Глинки «Жизнь за царя» театр стал называться Мариинским, по имени супруги Александра II императрицы Марии Александровны. Это был театр, по свидетельству современников, «великолепнейший в Европе», но из-за нехватки служебных площадей и устаревших деревянных конструкций его приходилось постоянно перестраивать.
В XIX веке здание театра дважды реконструировалось. По проекту главного архитектора Дирекции Императорских театров Шретера в 1884-1886 годах перестраивались закулисные помещения. В 1894-1896 главным инженером Смирновым проведена реконструкция зрительской части. К главному фасаду, выходящему на площадь, пристроили новый корпус с вестибюлем, парадными лестницами и фойе.
Во время Второй мировой войны в здание театра попало более двух десятков снарядов, но к осени 1944 года оно уже было восстановлено. В конце 1960-х годов в ходе реконструкции перестроили сцену.
На сегодняшний день творческий потенциал театра давно перерос технические возможности, которыми он располагает. Необходимость строительства второй сцены продиктована острой нехваткой помещений в существующем историческом здании (площадью 25 735 кв. м), которое обеспечивает потребности театра лишь на 40%. Дефицит площадей и устаревшее оборудование ограничивают реализацию творческих возможностей всемирно известной труппы. Восхищаясь такими сложными постановками как «Война и мир», тетралогия «Кольцо нибелунга», трудно поверить, что в театре XXI века технологический процесс немногим отличается от второй половины XIX столетия: до сих пор декорации приходится перемещать вручную.
Помимо строительства второй сцены предполагается реконструкция основного здания: обновление фасадов, замена инженерного оборудования, модернизация сцены. В Шушарах строят складские помещения для хранения реквизита и декораций. Кроме того, планируется провести реконструкцию и самой Театральной площади.
Государственный музей Истории Религии
Первый в мире Музей истории религии основан в 1932 году по инициативе ученых – этнографов АН СССР. Это не только музейный, но и уникальный научный центр. Редкие предметы культа из Африки, Индии, Китая и других стран, картины и скульптуры известных мастеров, редкие книги, рукописи. Экспозиции долгое время располагались в Казанском соборе. Однако в 1990 – е годы встал вопрос о возвращении храма церкви. Музею передали здание на Почтамтской улице, где вскоре началась реконструкция.
В начале XVIII века здесь была усадьба Ягужинских, однако, в 1766 году дом на Почтамской за долги передали в ведение городского магистрата. Помещения сдавали внаём. Позднее здесь поместили почтамт. Через 20 лет построили новый «Почтовый стан» (современный Главпочтамт), а на месте «дома Ягужинского» решили возвести более современное здание (арх. А.К. Кавос). Его соединили с Почтовым станом арками и галереей, перекинутыми через улицу. В отделке фасадов сочетаются элементы барокко, ренессанса и классицизма.
В 1930-х годах дом вновь стал жилым. В 1980 г. здание расселили для капитального ремонта, а в 1991г. передали Музею истории религии.
Государственный музей политической истории России
В октябре 1919 года постановлением Петроградского Совета рабочих и красноармейских депутатов был создан Государственного музей Революции, экспонаты которого расположились в залах Зимнего дворца. Это был «первый в мире историко-революционный музей». Филиалы музея открыли в усадьбе Аракчеева в Грузино, Трубецком бастионе Петропавловской крепости, Шлиссельбургской крепости.
В 1955 году музею передали два новых здания. Особняк Кшесинской, созданный в 1904-1906 гг. по проекту известного архитектора А.И. фон Гогена для знаменитой балерины, и дом Бранта, также принадлежащий к числу архитектурных памятников города. Он был построен в 1909 году по проекту архитектора Р.Ф. Мельцера для крупного лесопромышленника. В 1955-1957 гг. здания соединили в единый комплекс, куда переехали все экспозиции.
В августе 1991 года Музей революции переименовали в Государственный музей политической истории России.