- Вид работы: Контрольная работа
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 8,22 Кб
Описание урока народно-сценического танца для первого года обучения
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
Описание урока народно-сценического танца для первого года обучения
Введение
Хореография как вид искусства аккумулирует в себе физическое и эстетическое развитие, комплексно воздействует на ребенка, формируя правильную осанку, координацию, выносливость, воспитывает эстетический вкус. Народно-сценический танец является одним из профилирующих предметов хореографического образования. В процессе его изучения дети знакомятся с различными танцевальными культурами, с бытом и историей народов.
Трудно определить, сколько народных плясок и танцев бытует в России. Их просто невозможно сосчитать. Но во всех этих столь различных танцах есть что-то общее, характерное для русского танца вообще: это широта движения, удаль, особенная жизнерадостность, поэтичность, сочетание скромности и простоты с большим чувством собственного достоинства.
Народный танец является подлинным выражением чувств, темперамента, характера, жизненного уклада народа, его национальных особенностей. Поэтому, разучивая народный танец, добиваясь его правильного, правдивого исполнения желательно ознакомить исполнителей народного танца с бытом и культурой данного народа, используя при этом, прежде всего, народную музыку.
Систематические занятия дают возможность развить у ребенка восприятие национального своеобразия танцев, манеры и характера исполнения.
Занятия по народно-сценическому танцу, как и другие специальные хореографические дисциплины, призваны воспитать основы общей культуры подрастающего поколения. В процессе занятий у детей формируются не только представления о хореографии, но и элементы общечеловеческой культуры: корректное поведение, ответственность, трудолюбие, самоконтроль. Все эти качества связаны с творчеством опосредованно. Они являются базой для дальнейшего развития творческой жизни детей.
Основной организационной формой учебного процесса является урок.
1. Основные части урока народно-сценического танца
Урок народно-сценического танца состоит из трех частей:
I.Экзерсис у станка
Экзерсис (ехегсісе (фр.) – упражнение), первая часть урока народно-сценического танца, предполагает упражнения у станка и вырабатывает профессиональные качества, необходимые для выполнения танцевальной техники. Танцевальный экзерсис – это художественная система обучения танцу, постижение сущности этого искусства, а не только комплекс просто тренировочных упражнений. Он формировался на протяжении столетий как творческое освоение принципов исполнения народного, салонного и сценического танца наиболее одаренными представителями этого искусства. Экзерсис народно-сценического танца формирует танцевальную сообразительность, пластическую память, развивает силу мышц, эластичность связок, подвижность суставов, развивая тем самым танцевальные возможности, способности к танцу
Экзерсис помогает исправлению природных физических недостатков (косолапость, сутулость, расхлябанность и др.). Всемерно развивает силу мышц спины, воспитывая правильную постановку корпуса, плеч, шеи, головы, вырабатывая привычку свободно держать голову без напряжения шеи и плеч, что чрезвычайно важно для естественной гармоничности и красоты любых повседневных движений, и дает навыки для освоения принципов почти всей танцевальной пластики.
В условиях не специального танцевального образования, в задачу которого не входит воспитание профессионального танцовщика, объем освоения танцевального экзерсиса может быть ограничен его основными простейшими элементами. Помимо упражнений, непосредственно развивающих необходимую для танца выворотность ног, вытянутость колен и ступней, мягкость и плавность приседаний, легкость и воздушность прыжков, так же важны и упражнения, в которых сосредоточены принципы необходимых технических приемов
1.навыки овладения устойчивостью в танце – апломбом;
2.навык перенесения центра тяжести с ноги на ногу;
.координация движения рук, ног, головы;
.навыки плавного беспрерывного движения рук;
.умение держать спину и голову во время любых вращений.
II. Упражнения на середине зала.
Наиболее результативными упражнениями для усвоения любого народного танца служат элементы этих танцев.
Раздел включает в себя различные виды танцевальных ходов, дробей, движений, вращений, хлопушек, используемых в народных танцах, причем за основу взяты движения русского народного танца. В каждом классе предлагается изучение основных движений определенных народных танцев. На основе изученных движений, элементов постепенно выстраиваются танцевальные комбинации, которые из года в год усложняются движениями рук, наклонами и поворотами корпуса головы, исполняются с продвижением в разных направлениях, комбинируются с другими элементами танца.
Основной задачей раздела является постепенное и последовательное развитие и усложнение техники исполнения, силы и выносливости учащихся, приобретение навыков и умения передавать характерные особенности того или иного народного танца.
III. Работа над этюдами и танцами.
Раздел включает в себя этюды в характере русских, украинских, белорусских, молдаванских, цыганских, испанских танцев. Каждый этюд должен представлять собой небольшой народный танец.
Основной задачей раздела является закрепление полученных знаний и умений упражнений у станка и на середине зала, развитие и совершенствование техники танца, актерского мастерства.
Каждая часть урока представляет собой педагогическую ситуацию, которая направлена на решение определенных учебно-творческих задач.
Особое место в учебном процессе занимает самостоятельная работа студентов, тщательно планируемая преподавателем, который ее прогнозирует, контролирует, анализирует и оценивает.
Основные принципы организации педагогического процесса:
системность, последовательность;
развитие от простого к сложному;
распределение физической нагрузки;
выработка правильного дыхания;
перспективность, целенаправленность.
2. Методы, приемы, организационные формы урока и требования к музыкальному оформлению урока
Методы проведения урока народно-сценического танца:
– наглядность (практический показ педагога, а также наиболее успевающих студентов);
словесное объяснение (методическая раскладка, нюансы исполнения, характер);
иллюстрации (музыкальные, художественные видеофильмы).
Приемы проведения урока народно-сценического танца:
– Приемы развития музыкальности, координации исполнения движений соло и в паре;
приемы, побуждающие к творческой активности;
приемы, формирующие навыки самостоятельной деятельности и прочее.
Организационные формы урока народно-сценического танца:
групповая,
подгрупповая,
мелкогрупповая,
индивидуальная.
Требования к музыкальному оформлению урока народно – сценического танца:
Музыка на уроке народно-сценического танца – важнейший фактор эстетического и художественного воспитания студентов. Музыка – основа народного танца.
Принципы музыкального оформления урока- – соответствие характера движения, его темпу, ритму, стилю; – подчинение учебно-танцевального материала особенностям народной музыки, ее национальному колориту;
проведение предварительной работы педагога с концертмейстером (значение творческого контакта педагога и концертмейстера очень велико);
подбор музыкальных произведений с учетом задач различных частей урока (экзерсис у станка, экзерсис на середине зала, этюдная работа);
использование на уроке народно-сценического танца «живого» музыкального сопровождения (фортепиано, баян), а также фонограмм: требования к их звучанию;
воспитание музыкального вкуса обучающегося, развитие музыкальной культуры.
. Содержание, цели и задачи урока первого года обучения
урок музыкальный танец
Тема урока:
Экзерсис народно-сценического танца у станка.
Цели урока:
Воспитание личности ребенка, его гуманного отношения к окружающему миру, формирование в нем эстетических идеалов на основе овладения искусством хореографии.
Ввести детей в мир народно-сценическогого танца, познакомить детей с его основными элементами
Опираясь на основную цель, закономерно конкретизировать блок задач, направленных на выявление и развитие интересов ребенка, его творческих возможностей и личностного потенциала.
Задачи урока:
Обучающие
. Учить различать народные танцы, запоминать их названия.
. Формировать общие навыки культуры.
. Научить детей раскрывать художественный образ танца, эмоционально исполнять элементы танца.
Развивающие
. Развивать выносливость, целеустремлённость, самостоятельность, эмоциональность, творческие способности.
. Развивать память, внимание, понятие «амплитуды движения»,
умение работать в группе и индивидуально.
Воспитательные
. Через народное творчество формировать интерес к русской танцевальной культуре.
. Воспитывать любовь и уважение к традициям и истории своей страны.
Тип урока: закрепление пройденного материала.
Форма урока: урок – закрепление пройденного материала.
Используемые методы: Словесный, объяснительно-показательный, практический, метод соучастия.
Структурное звено урока:
I. Подготовительная часть.
II. Основная часть.
III. Заключительная часть.
Ход урока
Виды деятельности учащихсяПервая часть урока (Подготовительная)Поклон Разминка – Простой шаг – Переменный шаг – Переменный шаг с притопом – Шаг на каблук – Припадание – Бег с переступаниемВторая часть урока (Основная)- Demi plie – Battements tendus – Battements tendus jete – Ronds de jambe par terre – Battements fondues – Pu torte – Выстукивание – Flig-fluc – Веревочка – Battements releves lentsТретья часть урока (Заключительная)- Вращение – Растяжка
Описание некоторых шагов:
1. Простой
Движение занимает 1/2 такта. Исходная позиция ног – I свободная.
А) С продвижением вперед. На каждую четверть, начиная с правой ноги делается по одному шагу. Юноши ставят ногу на всю стопу; шаги широкие. Девушки в начале ставят ногу на низкие полупальцы, затем мягко опускают ее на всю стопу.
Б) С продвижением назад. Первая четверть – правая нога делает шаг назад на низкиеполупальцы и опускается на всю стопу. Левая слегка сгибается в колене и остается впереди; каблук слегка приподнят над полом. Вторая четверть – тот же шаг с левой ноги.
2. Переменный.
Движение занимает один такт. И.п. – I свободная.
А) С продвижением вперед. Первая четверть
первая восьмая – шаг правой ногой вперед,
вторая восьмая – шаг левой ногой вперед.
Вторая четверть
первая восьмая – шаг правой ногой вперед,
вторая восьмая – пауза.
Б) С продвижением назад.
3. Переменный с притопом.
Движение занимает один такт.
А) С продвижением вперед. Первая четверть
первая восьмая – шаг правой ногой вперед,
вторая восьмая – шаг левой ногой вперед.
Вторая четверть
первая восьмая – одновременно с шагом правой ногой вперед левая слегка поднимается над полом,
вторая восьмая – левая нога с одновременным ударом в пол опускается на всю стопу.
Девушки выполняют притоп легко, каблучком. Юноши – сильно, всей стопой.
Б) С продвижением назад.
Выполняется также, как и переменный шаг назад. Притоп выполняется также, как и в шаге с продвижением вперед.
Итог урока:
Подводя итоги урока, необходимо закрепить полученные в ходе урока знания;
Отметить лучших и активных детей.
Материально-техническое оснащение выполнения ОП:
·хореографический класс, оборудованный станками, зеркалами,
·баян, фортепиано), нотный материал,
·аудио-, видеотехника, фонотека,
·помещение для переодевания,
·танцевальная обувь,
·сценические костюмы,
·помещение для хранения костюмов,
·возможность использования сцены для репетиций и выступлений.
Заключение
Народно-сценический танец, как предмет обучения, является составной частью художественно-эстетического образования и воспитания, способствует формированию и развитию учащихся необходимых качеств. В процессе обучения учащиеся развивают свой суставно-связочный аппарат, эластичность и силу мышц, координацию и выразительность движений, подготавливаются к восприятию и усвоению любого рисунка танца. Занятия по народно-сценическому танцу оказывают воспитательное воздействие: у учащихся вырабатываются такие качества как трудолюбие, целеустремленность, творческая дисциплина, коллективизм, работа в ансамбле.
При работе над программным материалом преподаватель должен опираться на следующие основные принципы:
·целенаправленность учебного процесса,
·систематичность и регулярность занятий,
·постепенность в развитии танцевальных данных учащихся,
·строгая последовательность в освоении лексикой и техническими приемами танца.
В зависимости от требований современного хореографического искусства
образовательная программа периодически пересматривается и пополняется новыми движениями.
Список литературы:
1.Богаткова Л. Хоровод друзей. – М: Детиздат, 1957.
2.Гусев Г.П. Методика преподавания народного танца – Танцевальные движения и комбинации на середине зала. – М: Владос, 2004.
.Гусев Г.П. Методика преподавания народного танца. Упражнения у станка. – М: Владос, 2005.
.Гусев Г.П. Методика преподавания народного танца. Этюды. – М: Владос, 2004.
.Звягин Д.Е. Народно-характерный танец. Первый год обучения: методическая разработка для студентов хореографического отделения. – СПб, 1999.
.Ткаченко Т.С. Народный танец. – М, 1954.
.Пуртова Т.В. «Учите детей танцевать» Учебное пособие для студентов учреждениях среднего профессионального образования. Владос, 2004