- Вид работы: Реферат
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 16,17 kb
Оракулы античного мира
Оракулы античного мира
Амфиарай · (A m f i a r a o z) сын Оиклея (аргосского) и Гипермнестры (Hyg. Fab. 250), участник похода семерых против Фив, прорицатель, родич Адраста (Apollod. III 6,3), сначала изгнавший его из Аргоса, но затем примирившийся с ним. Злопамятный Адраст выдал за Амфиарая свою сестру Эрифилу, зная ее коварный нрав. Она и стала причиной смерти мужа: прорицатель предвидел гибельный конец похода семерых против Фив и отказался в нем участвовать. Однако Эрифила, подкупленная даром Полиника – ожерельем Гармонии (вариант: подкупленная самим Адрастом, Hyg. Fab. 73), уговорила мужа идти в поход. Взяв с сыновей клятву отомстить за него матери, если он сам не вернется, Амфиарай отправился (Apollod. III 6,2). После разгрома войск семерых вождей под стенами Фив Амфиарай обратился в бегство, но благодаря заступничеству Зевса был не убит, а поглощен вместе с колесницей разверзшейся землей, чтобы затем по воле Зевса стать бессмертным (III 6,8). Сын Амфиарая Алкмеон, мстя за отца, убил свою мать Эрифилу.
Амфиарай истолковал зловещие знамения Зевса как предсказывающие близкую гибель войска, идущего на Фивы, и участвовал в основании искупительных игр в память немейского царевича Офельта, гибель которого Амфиарай также истолковал как дурное предзнаменование (III 6, 4).
Амфиарай изображается мужественным героем и мудрым прорицателем, которого губят корыстные и честолюбивые родственники. Как любому прорицателю и толкователю снов ему покровительствуют Зевс и Аполлон (Hom. Il. I 63, 72), причем, по одному из вариантов мифа, Амфиарай – сын Аполлона (Hyg. Fab. 128). Отсюда – бессмертие Амфиарая, его оракул, святилище и статуя в Оропе (в Аттике), где он даже почитается богом (Paus. I 34, 1-2). Здесь раз в четыре года справлялся праздник, посвященный Амфиараю и включавший в себя состязания: пятиборье, конный спорт и музыкальное искусство. Вблизи храма Амфиарая – источник, излечивающий от болезней и являющийся воплощением самого Амфиарая (I 34,4). Этот оракул связан в основном с предсказаниями и откровениями через сновидения (I 34, 5); имя Амфиарая означает “произносящий заклинания”.
Амфилох · сын Амфиарая и Эрифилы, участник похода эпигонов против Фив. По некоторым источникам, он содействовал своему брату Алкмеону в убийстве Эрифилы (Apollod. III 7,5). Как один из претендентов на руку Елены Амфилох прибыл под Трою в конце войны и вместе с Калхантом основал ряд прорицалищ на побережье Малой Азии (дар предвидения он унаследовал от своего отца).
После окончания Троянской войны Амфилох переселился в Этолию, где основал город, названный им Аргосом (Thuc. II 68,3); некоторые источники (Apollod. III 7,7) приписывают это другому Амфилоху, сыну Алкмеона и племяннику Амфилоха. Младший Амфилох вместе с прорицателем Мопсом основал также город Малл в Киликии, а затем оба погибли в поединке, споря о праве на власть в новом городе (Apollod. epit. VI 19; Strab. XIV 5. 16).
Бранх · прорицатель, сын Аполлона, по одному из вариантов мифа – супруг нимфы Аргиопы и отец жестокого Керкиона, наводившего ужас на окресности Элевсина.
Бут · сын афинского царя Пандиона, брат Эрехфея, Филомелы и Прокны (Apollod. III 14, 8; III 15, 1; Ovid. Met. VII 500). Бут – жрец Афины и Посейдона, основатель жреческого рода Бутадов или Этеобутадов в Афинах.
Геро · жрица Афродиты (вариант: Артемиды) в городе Сест на берегу Геллеспонта, в которую влюбился юноша Леандр из Абидоса (на противоположном берегу пролива). Каждую ночь Леандр переплывал пролив, чтобы встретиться с возлюбленной, Геро зажигала на башне в Сеете огонь, и Леандр плыл по темному морю, глядя на пламя маяка. Однажды огонь погас, и Леандр утонул. Когда утром Геро увидела прибитый волнами к берегу труп юноши, она в отчаянии бросилась в море (Ovid. Heroid. 17, 18; Verg. Georg. III 258 след.).
Герофила · (H r o f i l h) одна из сивилл-прорицательниц. Родилась в Троаде от нимфы и смертного отца пастуха Теодороса. Она предсказала, что женщина из Спарты (Елена) явится причиной гибели Трои (Paus. X 12, 1 след.). Как и все сивиллы, Герофила много странствовала — на Самос, Делос, в Дельфы и пр. В Кумах (Италия) Герофила предсказала судьбу Энею (Verg. Aen. VI 9— 10; Ovid. Met. XIV, 104 след.). Возвратившись в Троаду, поселилась в роще Аполлона. Отличалась долголетием, которое она испросила у богов, позабыв попросить себе вечную юность, поэтому большую часть своей долгой жизни она пребывала старухой (в Риме в праздник Анны Перенны римляне желали друг другу сивиллиных лет).
Елен, Гелен · (E l e n o z) сын Приама и Гекубы, обладающий пророческим даром (Hom. Il. VI 76). По одному из вариантов мифа, Елен и Кассандра – близнецы, дар ясновидения они получают от священных змей в храме Аполлона (на Троянской равнине), где были забыты взрослыми во время празднества.
Елен (как и Кассандра) пытается отговорить Париса от путешествия за Еленой, так как знает, какие бедствия принесет этот брак Трое. Елен не раз дает Гектору советы, которым тот охотно следует (Ноm. Il. VI 73-102, VII 44-54). После смерти Париса между Еленом и его младшим братом Деифобом разгорается спор за руку Елены, победу одерживает Деифоб, и разгневанный Елен удаляется на гору Ида, где попадает в плен к Одиссею. Тот вынуждает Елена открыть ахейцам условия, при которых они смогут завоевать Трою (по другому варианту мифа, Елен сам перешел в греческий лагерь, желая отомстить Деифобу). Среди названных Еленом условий чаще всего упоминается захват ахейцами изображения Афины (палладия), хранящегося в ее троянском храме, а также участие в Троянской войне Филоктета с его луком (Soph. Philoct. 604 – 13, Apollod epit. V 9-10).
После взятия Трои Елен, сдружившийся с Неоптолемом, советует ему возвращаться на родину по суше, благодаря чему Неоптолем, доставшаяся ему в добычу Андромаха и сам Елен избежали гибели во время морской бури, обрушившейся у острова Эвбея на ахейское войско. По завещанию Неоптолема Елен получает в жены Андромаху и царствует с ней в Эпире до конца своей жизни (Eur. Andr. 1243-47; Paus. I 11, II 23, 6).
Идмон · прорицатель, сын Аполлона, участник похода агронавтов.
Калхант · (K a l c a z, род. падеж K a l c a n t o z) жрец из Микен, сын Фестора и Феонои (Hyg. Fab. 190) и внук Аполлона, от которого получил дар прорицания (Hom. Il. I 69-74).
Калхант – участник похода ахейцев под Трою, еще в пути, в Авлиде, он истолковал знамение со змеей, уничтожившей восемь птенцов и их мать, объявив, что Троя будет взята на десятый год (II 300-332). Он же потребовал принесения в жертву Ифигении, чтобы умилостивить Артемиду (Hyg. Fab. 98, трагедия Еврипида “Ифигения в Авлиде”).
В первой песни “Илиады” он сообщает Ахиллу, за что Аполлон прогневался на ахейское войско и поразил его моровой язвой: Агамемнон отказался вернуть жрецу Аполлона Хризу его дочь, захваченную в плен, и тот проклял ахейцев (Hom. Il. I 73-100).
По его совету был разыскан Филоктет – обладатель лука Геракла, при помощи которого только и могла быть взята Троя (трагедия Софокла “Филоктет”). По совету Калханта был выстроен деревянный конь и вероломно взята Троя (Verg. Aen. II 176-199).
Калханту была предсказана смерть в том случае, если он встретит более сведущего прорицателя, что и произошло после его встречи с Мопсом в Колофоне (Apollod. epit. VI 2-4). Кассандра · (K a s s a n d r a) – дочь Приама и Гекубы. Уже в киклических поэмах Кассандра выступала как пророчица, предсказаниям которой никто не верит. Даром провидения наделил девушку домогавшийся ее любви Аполлон, и, когда Кассандра отказалась ответить ему взаимностью, бог в отместку ей сделал так, что ее вещие слова не стали принимать всерьез. По более позднему варианту мифа, Кассандра вместе с братом-близнецом Еленом получила пророческий дар еще в детстве от священных змей в храме Аполлона (на троянской равнине).
Она первой опознала Париса, явившегося на состязания в Трою, и хотела его убить, чтобы избавить родину от бедствий, которые впоследствии навлек юный царевич. Она уговаривала Париса отказаться от бракосочетания с Еленой, а затем убеждала троянцев не верить словам Синона и не вводить в Трою деревянного коня, но ее прорицаниям опять не поверили.
В ночь падения Трои Кассандра искала убежища у алтаря Афины, но была отторгнута от него Аяксом, сыном Оилея, который насильно овладел ею. Как пленница Кассандра досталась в добычу Агамемнону и погибла вместе с ним от руки Клитеместры, увидевшей в ней соперницу. В историческую эпоху в ряде мест Пелопоннеса (в Амиклах, Микенах, Левктре) указывали могилу и храм Кассандры, отождествляемой с местным божеством Александрой.
Трагической образ Кассандры, вещающей в пророческом экстазе страшные видения будущего, запечатлен в “Агамемноне” Эсхила и “Троянках” Еврипида, в то время как в поэме “Александра” поэта III в. до н.э. Ликофрона отражена сравнительно поздняя версия мифа, согласно которой Приам велел запереть безумную Кассандру, приставить к ней стража и поручил ему записывать пророчества дочери.
Кинир · (K i n u r a z) кипрский царь, сын Аполлона (вариант: Сандака, Apollod. III 14, 3), родоначальник Кинирадов – потомственных жрецов Афродиты Пафосской, учредивший в городе Пафос культ этой богини (Tacit. Hist. II 3).
Кинир обучил жителей острова музыке, танцам, а также литью бронзы и пользованию металлическими орудиями (Strab. XVI 2, 18) (вариант: Кинир был правителем города Библ, откуда перенес финикийскую культуру на Кипр).
Наиболее популярен миф о любовной связи Кинира и его дочери Мирры, приведшей к рождению Адониса, когда греховная связь Кинира была обнаружена, он покончил с собой (Ovid. Met. X 298 след.).
Лаокоон, Лаокоонт · (L a o k o w n) троянский прорицатель (или жрец). Когда троянцы в недоумении и нерешительности рассматривали оставленного ахейцами деревянного коня, и некоторые предлагали ввести его в город, Лаокоон яростно возражал против этого, предостерегая соотечественников от коварства греков. Однако троянцы, выслушав рассказ Синона, все больше склонялись к тому, чтобы принять в город этот дар ахейцев. В это время на Лаокоона, приносившего вместе с сыновьями жертву Посейдону, напали две приплывшие по морю змеи, растерзали детей Лаокоон и задушили его самого, после чего укрылись в храме Афины. Троянцы поняли это как наказание Лаокоона за непочтение к Афине и принесенному ей в дар коню и поспешили ввести деревянное чудовище в город, уготовив тем самым себе погибель (Verg. Aen. II 40-53 и 199-231).
Другие источники (в том числе не дошедшая трагедия “Лаокоон” Софокла, fr. 370-377) объясняли гибель Лаокоона иначе: Аполлон запретил Лаокоону, бывшему его жрецом, вступать в брак и иметь детей, но Лаокоон нарушил запрет и, больше того, сошелся со своей женой в самом храме Аполлона (на троянской равнине). За это он и был наказан богом, причем, по одному из вариантов мифа, змеями были задушены только дети Лаокоона (произошло это в том же самом храме, где Лаокоон оскорбил Аполлона), сам же он оставался в живых, чтобы вечно оплакивать свою судьбу (Quint. Smyrn. XII 444-497).
Манто · (M a n t w) дочь слепого фиванского прорицателя Тиресия, его поводырь, сообщавшая ему о различных приметах. Манто сама обладала пророческими способностями и после смерти отца и взятия Фив эпигонами (детьми павших вождей в войне семерых против Фив) была отправлена ими в Дельфы, где получила указание оракула переселиться в Малую Азию и основать там город Кларос. Сыном Манто был прорицатель Мопс, соперничавший с Калхантом (Paus. VII 3, 1-2; Apollod. epit. VI, 3-4).
Имя Манто греки сближали с греч. корнем m a n t-, обозначающим “ясновидение” (m a n t i z, “прорицатель”).
Меламп, Мелампод · (M e l a m p o u z, родит. падеж M e l a m p o d o z) прорицатель, сын основателя Иолка Амифаона и Идоминеи, брат Бианта (Hom. Od. XV 225 след.). В послегомеровской традиции Меламп – основатель культа Диониса и фаллических шествий, перенесенных им из Египта в Элладу (Неrodot. II 49). Он первым начал лечить болезни при помощи трав и очищений (Apollod. II 2, 2); считался основателем жреческого рода Меламподов.
Получение Мелампом пророческого дара связывается со следующим мифом: Меламп из разоренной змеиной норы взял змеенышей и выкормил их; когда змеи выросли, они ночью вползли Мелампу на плечи и своими языками прочистили ему уши, после чего он стал понимать язык животных и предсказывать будущее (I 9, 11). Благодаря своему пророческому дару он помог брату Бианту получить в жены Перо – дочь пилосского царя Нелея.
По одной из версий мифа, Меламп исцелил также дочерей тиринфского царя Прета – Претид, которые за отказ участвовать в дионисиях были поражены безумием (Herodot. IX 34, Strab. VIII 3, 8). За это Меламп получил от Прета часть его царства, которое разделил с братом (Apollod. I 9, 12; II 2, 2).
О чудесах, совершенных Мелампом, рассказывалось в недошедшей поэме “Меламподия”, приписываемой Гесиоду.
Мопс · (M o y o z) два прорицателя: 1. лапиф из Фессалии;
2. сын Манто, отцом Мопса считался критянин Ракий (Paus. VII 3, 2; IX 33, 1) (вариант: Аполлон, Apollod. epit. VI 3-4). Мопс почитали как героя, и он имел свой оракул в окрестностях Колофона и в городе Малл (Киликия), основанном им вместе с Амфилохом Младшим; они сражались друг с другом за обладание этим городом и оба погибли (Apollod. epit. VI 19; Strab. XIV 5, 16).
По одному из вариантов мифа, Мопс состязался с прорицателем Калхантом, который, потерпев поражение, умер от огорчения (Apollod. epit. VI 3-4; Strab. XIV 1, 27 со ссылкой на Гесиода).
Питфей · (P i t q e u z) сын Пелопа и Гипподамии, брат Фиеста и Атрея; царь Трезен, обладатель вещего дара. Питфей понял смысл ответа оракула царю Эгею, вопрошавшему, будет ли у него потомство; напоив Эгея, Питфей уложил его спать со своей дочерью Эфрой, которая родила от Эгея Тесея (вариант мифа о рождении героя; Apollod. III 15, 6-7; 16, 1).
Сибилла (сибиллы, сивиллы) · (S i b u l l a i) пророчицы, прорицательницы, в экстазе предрекающие будущее (обычно бедствия). Имя “Сибилла” (этимология его неясна), по свидетельству Плутарха (De Pyth. огас. – Об оракулах “пифии”, 6), впервые встречается у Гераклита.
Первоначально Сибилла – собственное имя одной из прорицательниц (Plat. Phaedr. 244 b; Aristoph. Pax 1095, 1116). По традиции первой сибиллой, от которой получили свое имя остальные пророчицы, была троянка, дочь Дардана и Несо (Eustath. 266; вариант: дочь Зевса и Ламии, имя которой впервые было дано ливийцами, Paus. X 12, 1). Эти легенды и этимология имени Сибиллы позволяют предполагать восточное происхождение мифа, хотя в пифийском рассказе, приводимом Павсанием (X 12, 1-3), Сибилла названа греческим именем Герофила и ее происхождение связывается с Аполлоном и музами (Plut. De Pyth. orac. 9). Позднее возникли легенды о странствиях Герофилы по Средиземноморью; она жила в Эрифрах, на Геллеспонте, в Малой Азии – Кларосе и Колофоне, на островах Самос и Делос, в Дельфах, а потом в Троаде, где была похоронена в роще Аполлона Сминфейского (Paus. X 12, 5). В эллинистическое и римское время возникли представления о двух, четырех и даже десяти сибиллах. Этих сибилл называли по месту их обитания; некоторые сибиллы имели собственные имена, хотя имя Герофилы часто переносилось на сибилл, происходивших из других мест. В Малой Азии обитали фригийская, колофонская, эрифрейская сибиллы, на островах Самос и Делос – самосская и делосская, в текстах упоминается также персидская, халдейская, египетская, палестинская сибиллы. В Древней Греции наиболее известна была дельфийская сибилла, в Древнем Риме – куманская, тибуртинская (Альбунея) и римская (Кармента).
Прорицания сибилл не были связаны с определенным оракулом или местностью, не ограничивались точным сроком. Известно предсказание сибиллы, что спартанка Елена принесет гибель Трое (Paus. X 12, 2). Считалось, что сибилла может предсказывать на тысячу лет вперед, она якобы предсказала извержение Везувия (Plut. De Pyth. orac. 9), указала место битвы, положившей конец независимости Древней Греции. Сибилла покровительствовала бежавшему из разрушенной Трои Энею: она предупредила его о грядущих бедах, помогла ему спуститься в подземное царство, чтобы увидеть умершего отца, и предсказала великое будущее основанному им городу (Verg. Aen. VI 9 след.).
В Греции, а затем в Риме мифы о сибиллах переплетаются с мифами об Аполлоне. Куманская сибилла получила от влюбленного в нее Аполлона дар прорицания, испросила у него долголетие, но, позабыв вымолить себе вечную молодость, через несколько столетий превратилась в высохшую старушку (Ovid. Met. XIV 103-153). Подобно оракулам, дававшимся пифией, предсказания сибилл делались обычно в стихотворной форме – гекзаметром. Впоследствии предсказания куманской сибиллы были записаны на пальмовых листьях и составили девять книг – сивиллиных книг (Sav. Verg. Aen. III 444). Куманская сибилла предложила римскому царю Тарквинию Приску купить у нее эти книги, а когда царь отказался, пророчица сожгла три книги; затем она повторила свое предложение и при вторичном отказе сожгла еще три книги. Тогда царь по совету авгуров купил уцелевшие книги (Dion. Halic. IV 62). Впоследствии к этим книгам были добавлены прорицания тибуртинской сибиллы и других. Сгоревшие в 83 до н.э. книги были возобновлены при Августе и Тиберии. Сивиллины книги, считавшиеся тайными, хранились особой жреческой коллегией в храме Юпитера Капитолийского, и ими пользовались до V в. н.э. Содержание сивиллиных книг представляло собой причудливое смешение греко-римских, этрусских, иудейских и христианских воззрений и верований.
Тиресий · (T e i r e s i a z) сын нимфы Харикло, потомок спартов, фиванский прорицатель.
По одной из версий, изложенной в гимне Каллимаха “На омовение Паллады”, Тиресий, будучи юношей, случайно увидел Афину обнаженной во время ее купания и был за это ослеплен богиней, но затем по просьбе Харикло Афина возместила Тиресию потерю зрения даром прорицания.
По другой версии, Тиресий, увидев спаривающихся змей, ударил их палкой, и за это был превращен в женщину; вновь стать мужчиной ему удалось только после того, как спустя сеть лет он снова подстерег двух змей в том же состоянии и ударил их. Поэтому, когда между Зевсом и Герой возник спор о том, какая из двух сторон получает большее наслаждение при половом общении, они попросили Тиресия рассудить их, так как он знает свойства обоих полов. Тиресий ответил, что наслаждение, испытываемое женщиной, в девять раз превышает ощущения мужчины, и за это был ослеплен разгневанной Герой, а Зевс наделил его даром прорицания и продолжительностью жизни, в семь раз превышающей обычную.
Существенна роль престарелого Тиресия как прорицателя в “Царе Эдипе” и “Антигоне” Софокла, в “Финикиянках” Еврипида.
Тиресий не утратил пророческих способностей и после смерти, настигшей его при бегстве из Фив во время похода эпигонов; Одиссей спускается в подземный мир, чтобы услышать от прорицателя предсказание о своем будущем.
Феоклимен · (Q e o k l u m e n o z) в “Одиссее” – брат Феонои, прорицатель родом из Аргоса, вынужденный покинуть родину из-за совершенного им убийства. В Пилосе он встречает Телемаха (сына Одиссея и Пенелопы), который дает ему убежище и привозит с собой на Итаку. Здесь Феоклимен предсказывает Телемаху и Пенелопе скорое возвращение Одиссея, а женихам Пенелопы – неминуемо грозящую им гибель (Hom. Od. XV 256- 281, 525-534; XVII 151 – 161; XX 350- 370)
Феоноя · (Q e o n o h) дочь египетского царя Протея, сестра Феоклимена, обладала пророческим даром. Не сочувствуя желанию брата взять в жены Елену, Феоноя скрывает от него намерение Елены бежать вместе с Менелаем, занесенным бурей в Египет. Когда их бегство удается, Феоклимен обвиняет Феоною в заговоре и хочет ее казнить. Феоноя спасает от смерти вмешательство Диоскуров (Eur. Hel. 865-1029, 1624-1657).
Финей · (F i n e u z) слепой прорицатель, сын Агенора (вариант: Посейдона), царь города Салмидесса во Фракии (Apollod. I 9, 21). Финей был женат на дочери Борея Клеопатре, от которой имел сыновей Плексиппа и Пандиона. Разойдясь с Клеопатрой, Финей женился на дочери Дардана Идее. По навету новой жены Финей ослепил сыновей (вариант: жестоко истязал их; Diod. IV 43). В наказание Зевс ослепил Финея (вариант: это сделал Посейдон за то, что Финей указал детям Фрикса морской путь из Колхиды в Элладу; Apollod. I 9, 21; III 15, 3). Боги наслали на Финея крылатых гарпий, которые похищали и грязнили его пищу, и Финея терзал постоянный голод. От гарпий Финея избавили аргонавты Зет и Калаид (Бореады). В благодарность за это Финей рассказал аргонавтам, как проплыть мимо сдвигающихся скал Симплегад (Apollod. I 9, 22; Hyg. Fab. 19).
По одной из версий, Финея ослепили Бореады – братья его отвергнутой первой жены Клеопатры, за жестокое обращение с их племянниками (Serv. Verg. Aen. III 209). По другому мифу, за это же его убил Геракл (Diod. IV 44).
Фрасий · кипрский прорицатель. Когда однажды Египет посетила засуха, он предсказал, что бедствие прекратится, если царь Египта Бусирис будет ежегодно приносить в жертву Зевсу одного чужеземца. Первым Бусирис умертвил самого прорицателя, а затем убивал у алтаря Зевса всех чужестранцев, прибывавших в Египет. Эта участь ожидала и Геракла, когда на пути к саду гесперид он остановился в Египте; но герой, когда его подвели к жертвеннику, порвал путы и убил Бусириса и его сына Амфидаманта (Apollod. II 5, 11).
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://greekroman.ru/