- Вид работы: Контрольная работа
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 10,04 Кб
Организация деятельности архива
Содержание
Введение
Научно-справочный аппарат архива
Путеводители и фонды
Описи. Именные и тематические указатели
Заключение
Список литературы
Введение
Существует несколько вариантов трактовки понятия "исторический источник". Вряд ли можно согласиться, что таковым допустимо признать все, что может дать историческую информацию, т. е. информацию исторического характера, полезную для познания прошлого, или, что архивный источник – то же, что архивный документ. Более убедительным выглядит выработанное источниковедением на протяжении многих десятилетий понимание источника как продукта целенаправленной человеческой деятельности, как исторического (социального) явления.
Не каждый архивный документ выступает в роли исторического источника, хотя в каждом документе с момента возникновения заложена данная сущностная характеристика. Документ или архивный документ проявляет качества исторического источника, когда он востребован обществом и введен в сферу научных, культурных, художественных изысканий. Иными словами, возникла соответствующая пространственно-временная среда бытования документа.
Несколько натянутым выглядит утверждение о том, что главное отличие архивного документа от исторического источника заключается в известности и доступности его подлинникам. Подлинник может быть утрачен или трудно доступен, а документ останется источником. Первым в ряду многочисленных примеров можно назвать "Слово о полку Игореве". Хотя безусловно публичность и недоступность необходимы для проявления в документе неотъемлемого свойства исторического источника.
Проявление в документе свойств исторического источника выступает как необходимое раскрытие его сущности, но в зависимости от сложившихся условий, в которые входят уровень культурного развития социума, его социально-политическое состояние, экономическая ситуация, правовые основания доступа к документам и многие другие, вплоть до психологического состояния в определенный момент работника читального зала архива, т. е. велик элемент случайности.
Научно-справочный аппарат архива
Картотека – справочник, который содержит сведения о содержании документов на карточках. Карточки располагают в картотеках в зависимости от потребностей организации в информации. Как показывает практика работы архивов организаций, наиболее употребляемой является информация по содержанию организационно-распорядительных документов (приказов по основной деятельности, протоколов, договоров, соглашений, писем и т.д.).
В зависимости от задач по использованию документов могут создаваться предметные и предметно-тематические картотеки.
В предметной картотеке карточки группируют по алфавиту понятий (например, для приказов – по алфавиту наименований участков деятельности: акционирование, производство, сбыт, охрана труда; для писем – по алфавиту наименований организаций-корреспондентов и т.п.)
Целесообразным является создание картотек по личному составу для поиска сведений о трудовом стаже, зарплате и других данных социально-правового характера.
Карточки должны содержать фамилию, имя, отчество сотрудника организации и поисковые данные (номер фонда, описи, дела и листов) документов, в которых имеются сведения о нем. Карточки систематизируют по фамилиям в порядке алфавита в пределах одинаковых фамилий по алфавиту имен и отчеств.
При создании и применении автоматизированных систем поиска документов и дел в архивах организаций, традиционные правила регистрации и учета документов и дел, как на стадии делопроизводства, так и в архиве, должны быть использованы при разработке программ для ЭВМ.
Такая преемственность облегчит переход работы в архивоведении на новый технический уровень.
Особое место среди архивных справочников занимает историческая справка. Справку составляют при первом поступлении документов фонда в архив организации. В последующем по истечении 5-7 лет целесообразно составлять дополнение к исторической справке.
Историческую справку составляет и подписывает заведующий архивом. В организациях с небольшим объемом дел, образующихся за год, историческую справку можно заменить предисловием к описи дел постоянного хранения.
Историческая справка состоит из трех разделов:
1.истории фондообразователя;
2.истории фонда;
.характеристики документов фонда.
Первый раздел – история фондообразователя, (в хронологической последовательности) содержит следующие сведения:
1.даты, номера и заголовки распорядительных документов о создании, преобразованиях и ликвидации организации;
2.крайние даты деятельности организации;
.изменения в названии и деятельности организации;
.задачи и функции организации и их изменения;
.масштаб деятельности организации и ее место в системе государственного аппарата, отрасли;
.структура организации и ее изменения (с указанием дат).
Второй раздел-история фонда, содержит следующие сведения:
1.Количество дел в фонде и крайние даты дел фонда;
.состав документов фонда и крайние даты каждой группы;
.время поступления фонда в архив организации;
.степень сохранности документов;
.изменения в составе и объеме документов фонда;
.указание (если организация передает документы на государственное хранение) даты и места передачи дел на государственное хранение (наименование государственного архива; № фонда, присвоенный государственным архивом, ссылка на акт приема-передачи дел, его дату и номер).
Третий раздел-характеристика документов фонда, содержит перечисление видов научно-справочного аппарата к фонду.
В третьем разделе-характеристике документов фонда, перечисляют:
. основные виды документов;
. указывают на особенности документирования в данной организации;
. дают общие сведения об использовании документов (основное содержание и количество справок социально-правового характера, подбора и выдачи документов в структурные подразделения, и т. п.
Справку печатают на общем бланке организации в 4-х экземплярах (3 экземпляра предназначены для государственного архива и передаются вместе с описями при приеме-передаче дел.
Путеводители и фонды
Путеводитель – архивный справочник, содержащий краткие сведения о документах одного или нескольких архивов. Видами путеводителя являются: путеводитель по архивам, путеводитель по фондам архивов, краткий справочник по фондам архивов, тематический путеводитель по фондам архивов.
Путеводитель по архивам (архиву) – вид путеводителя по фондам архивов, содержащий систематизированный перечень архивов с характеристикой хранящихся в них документов. Он может включать информацию обо всех архивных учреждениях, музеях, библиотеках и других архивохранилищах, осуществляющих постоянное хранение документов АФ РФ, отдельных субъектов Российской Федерации или ее регионов. Объектом описания в путеводителе по архивам выступает архив или любое из перечисленных выше хранилищ документов АФ РФ.
Характеристика архива в путеводителе по архивам состоит: из названия архива (полного или сокращенного), адреса архива (полные адресные данные), количества фондов на бумажной основе, объема фондов на бумажной основе, крайних дат документов на бумажной основе, исторической справки, аннотации. Она может содержать список изданных справочников. При наличии в архиве кинофотофонодокументов и научно-технической документации (НТД) указывается их объем и крайние даты.
Путеводитель по фондам архива – вид архивного справочника, содержащие краткие характеристики или краткие сведения об архивных фондах (коллекциях, комплексах) в систематизированном порядке и предназначенного для общего ознакомления с составом и содержанием фондов архива.
Тематический путеводитель по фондам архивов – вид путеводителя по фондам архивов, характеризующий ту часть документов этих фондов архива, в которой заключена информация оп теме (темам), и указывающий наименования или номера архивных фондов.
Путеводитель, краткий справочник и тематический путеводитель могут создаваться по фондам всех или нескольких архивов любого региона, по фондам отдельного государственного архива, по отдельному комплексу фондов государственного архивов.
Подробно рассмотрим методику создания подобного рода архивных справочников на примере путеводителя по фондам архива.
Любой путеводитель состоит из двух частей: характеристик фондов (документов) и справочного аппарата.
Основной частью в путеводителе является характеристика фонда – это совокупность сведений включающих название фонда, справочные данные о нем, историю организации – фондообразователя (для фонда личного происхождения – основные биографические сведения о лице), информацию о составе и содержании документов фонда. Она может дополняться библиографическим списком литературы о фонде. Порядок расположения характеристик зависит от классификационной схемы, которая определяется составом фондов архива. Так, для архивов, хранящих фонды досоветского, советского и современного периодов, характеристики на них даются раздельно по историческим периодам, например:
1.Фонды досоветского периода.
2.Фонды советских, современных учреждений, организаций и предприятий.
Характеристики фондов досоветского периода могут располагаться оп следующей схеме:
vвысшие и местные органы государственного управления;
vорганы финансово-хозяйственного управления и подчиненные им учреждения; хозяйственно-экономические организации и предприятия;
vкультурно-просветительские органы и подчиненные им учреждения;
vорганы сословно-городского и земского самоуправления;
vучреждения религиозного культа;
vобщественные организации;
vфонды личного происхождения и архивные коллекции.
Характеристики фондов советского и современного периодов могут располагаться по такой схеме:
высшие и местные органы государственного управления;
органы народного и государственного контроля;
органы управления промышленностью, сельским хозяйством и другими отраслями экономики и подведомственные им учреждения и организации;
общественные организации;
фонды личного происхождения и архивные коллекции.
Внутри разделов фонды группируются в подразделы по отраслям или характеру производственной деятельности. В пределах подразделов характеристики могут объединяться по признаку ведомственного подчинения или однотипности учреждений. В нутрии этих групп возможно расположение характеристик по хронологии, значимости фондов, алфавиту названий и т.д.
При составлении характеристик фондов существует различные методы и способы описания документов данного фонда или группы фондов архива, которые заключаются в выборе принципа группировки в аннотации, различной методике подачи информации о содержании отдельных видов документов, в разной степени подробности сведений, включаемых в историческую справку, в составе и степени полноты справочного аппарата к изданию.
Теперь рассмотрим характеристики фондов. Они могут быть индивидуальные и групповые. Название фонда в индивидуальной характеристике должно соответствовать его названию в учетных документах.
Для групповой характеристике дается типовое или обобщенное название группы фондов, включенных в характеристику. Для групповой характеристики, объединяющей последовательно сменявшие друг друга организации с родственными функциями, названием может служить перечисление в хронологической последовательности этих фондообразователей.
Основное требование, предъявляемое к характеристике фонда, заключается в том, чтобы она отражала основное содержание документов фонда, давала четкое представление об объеме и характеристике его документной информации. Максимально полный охват содержания документов фонда без лишний детализации возможен при четко намеченных пределах описания, зависящих от целевого назначения данного вида справочника.
Цель характеристики фонда в целом – дать необходимую и достаточную информацию о составе и содержании документов фонда и адрес информации. Необходимость и достаточность информации определяется тем, что в характеристике фонда отражаются основные направления деятельности организации, зафиксированные в ее документах, с учетом специфики е деятельности. Выполнению этой задачи служат все элементы характеристики фонда: название фонда, справочные данные о фонде, историческая справка, аннотация, библиографический список литературы о фонде.
Каждый элемент характеристики фонда несет определенную информационную нагрузку.
Название фонда – обязательный элемент характеристики, который может дать указание:
1)на историческую эпоху деятельности фондообразователя;
2)название фондообразователя, его функции в государственном аппарате или отрасли экономики, культуры и т.п.;
3)масштаб деятельности фондообразователя, который содержится в понятиях «губернский», «областной», «волостной», «уездный» и т.д. В то же время по названиям фондов предприятий нельзя, как правило, установить масштаб их деятельности;
4)местонахождение фондообразователя.
Справочные данные о фонде сообщают поисковые сведения в виде номера фонда; объем фонда позволяет судить в определенной мере о сохранности документов, составе фонда.
Хронологические рамки документов дают информацию об их принадлежности к определенной исторической эпохе и их сохранности за весь или частичный период деятельности фондообразователя, что вместе с характеристикой объема фонда дает представление о возможном содержании фонда. Сведения о наличии научно-справочного аппарата к документам фонда указывают дальнейшие пункты поиска информации.
Важной частью фонда является историческая справка, которая помогает вскрыть сущность исторических и логических связей документов описываемого комплекса, уяснить характер и правильно оценить содержание документов, включенных в аннотацию. Историческая справка является своего рода введением к аннотации, давая общее представление о месте данной организации в системе государственного аппарата, периода ее деятельности, масштабе и функциях (если название фонда не сообщает эти данные).
Аннотация состава и содержания документов фонда представляет собой краткое обобщенное описание состава документов и их содержания.
В аннотации может быть указана хронология темы, вопросов и отдельных групп документов и обозначены их графические границы.
В характеристику фонда может включаться библиографический список литературы о фонде. В соответствии с действующими государственными стандартами в нем дается описание изданий по истории фондообразователя, справочников и исследований о документах и публикациях документов фонда.
Основную часть путеводителя дополняет характеристика печатных изданий, в которой приводятся сведения о количестве печатных изданий, их хронологических рамках, аннотируется их состав и содержание, отмечается наличие редких изданий, изданий на языках народов РФ и иностранных языках, журнального фонда, персональных и коллекционных собраний, системы каталогов.
Характеристика небольшого по объему фонда печатных изданий может быть дана в предисловии к путеводителю.
Описи. Именные и тематические указатели
Опись документов (основная информационная часть) состоит из описательных статей. Описательная статья описи представляет собой совокупность сведений о единице хранения и состоит из следующих элементов:
vпорядкового номера;
vделопроизводственного индекса (номера дела по номенклатуре или старого инвентарного номера);
vзаголовка дела и в ряде случаев аннотации документа;
vкрайних дат документов в деле (число, месяц, год);
vколичества листов в деле;
vпримечаний.
Указатели к описи представляют собой перечень предметных понятий, встречающихся в описи, с необходимыми пояснениями и ссылочными данными. Задача указателей – ускорить и облегчить тяжкий труд пользователя по работе с вашей описью. Указатели по виду могут быть предметными (общими и специальными), именными, географическими ( как разновидности предметных), хронологическими и др. Возможны комбинированные указатели при незначительном количестве личных имен, географических названий и предметов.
Указатели могут быть именными и тематическими.
К подготовленной архивной описи обязательно должна быть составлена заверительная надпись на отдельном листе – заверителе. В заверительной надписи указывается количество листов в описи. Листы собственно описи и справочного аппарата к ней пронумеровываются в валовом порядке. Заверительная надпись подписывается составителем описи, например:
В опись внесено 24 (двадцать четыре) дела с № 1 по № 24
Составитель_____________________
Дата – 00.00.00
путеводитель архив фонд документ
Заключение
Государственный учет документов АФ РФ заключается в определении их количества в учетных единицах и отражение этого количества, состава и состояния в учетных документах. Учету подлежат все документы, хранящиеся в архив. Учет документов обеспечивает организационную упорядоченность, идентификацию и возможность адресного поиска документов, контроля за их наличием и состоянием.
Учет документов с 1992 г. регламентируется соответствующими нормативными и организационно-распорядительными документами. Это, прежде всего Положения об отделе обеспечения сохранности, госучета и научно-справочного аппарата документов.
Учет архивных документов способствует их сохранности, помогает осуществлять контроль за наличием документов и обеспечивать их поиск. Учет документов, хранящихся в ведомственных архивах, позволяет госархивам проводит планомерное комплектовании в соответствии с их профилем и является основой планирования работы госархива.
Основу НСА архива составляли описи дел и каталоги, картотеки документальных материалов, исторические справки, обзоры фондов, тематически обзоры.
Основные усилия сектора НСА направляются на усовершенствование описей: создание предисловий к описям фондов, титульных листов, оглавлений, указателей.
Список литературы
1.Совершенствование научно-справочного аппарата к документам бывших партийных архивов: Метод. рекомендации. – М., 1994.
2.Архивоведение: Учебник для нач. проф. образования: Учебное пособие для сред. проф. образования / Е.В. Алексеева, Л.П. Афанасьева, Е.М. Бурова; Под ред. В.П. Козлова. – М.: ПрофОбрИздат, 2002. – 272 с.
.Федеральные архивы России и их научно-справочный аппарат. – М., 1994.
.Основные положения развития системы научно-справочного аппарата к документам государственных архивов. – М., 1981.
.организация использования документов ГАФ СССР: Пособие для архивистов. – М., 1987.
.Гост. Р 51141-98 «Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения». – М., 1998.
.Автократов В.Н. Общая теория архивоведения // Вопросы истории. – 1973. – № 8.
8.Алексеева Е.В. Архивы и права. – М., 2003
9. Бакалинская Г.Г. О пересмотре отраслевого состава источников комплектования АФ РФ. – М., 2004
10. Банасюкевич В.Д. Формирование Архивного фонда Российской Федерации. – М., 2003
. Крайская З.В. Архивоведение. – М., 2004
12. Основные правила работы архивов организаций. – М., 2002
13. Алексеева Е.В., Афанасьева Л.П. Архивоведение. – М., 2004
14.Алексеева Е.В. Архивы и права. – М., 2003
15.Дифференцированный подход к описанию документов. Методичсекие рекомендации. – М., 1969. – Вып. 1.