- Вид работы: Курсовая работа (т)
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 134,96 Кб
Организация культурно-досуговой работы во внутренних войсках МВД России
ФГКВОУ ВПО «Военный университет» МО РФ
КУРСОВАЯ РАБОТА
ОРГАНИЗАЦИЯ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ РАБОТЫ ВО ВНУТРЕННИХ ВОЙСКАХ МВД РОССИИ
Михайлов Вячеслав Александрович
Москва – 2014
План
Введение
Глава 1. Теоретические основы культурно-досуговой работы во внутренних войсках
.1 Анализ основных научных подходов к рассмотрению категории «культурно-досуговая деятельность военнослужащих»
.2 Сущность и содержание культурно-досуговой работы во внутренних войсках
Глава 2. Характеристика организации культурно-досуговой работы во внутренних войсках
.1 Методика реализации основных задач культурно-досуговой работы в соединениях (частях) внутренних войск
.2 Специфика организации культурно-досуговой работы в ходе выполнения служебно-боевых задач
Заключение
Список литературы
Введение
Внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации играют важнейшую роль в системе национальной безопасности страны. История развития войск свидетельствует, что их боевая готовность определяется не только технической оснащенностью.
Выполнение служебно-боевых задач во всех исторических этапах становления и развития внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, в значительной степени зависит от уровня культурно-досуговой работы, которая не только заполняет свободное от службы время, но и оказывает влияние на укрепление морального духа, повышает образованность и восстанавливает физические и духовные силы военнослужащих и членов их семей. В настоящее время культурно-досуговая работа среди военнослужащих всех категорий и членов их семей оказывает огромное влияние на уровень боевой готовности войск.
В последние годы войска выполняли задачи по урегулированию межнациональных конфликтов, защите государственных интересов и прав граждан, участвовали в антитеррористических операциях. Все это привлекло к ним внимание общественности, средств массовой информации. Благодаря этому у историков появился интерес к деятельности войск на всех исторических этапах.
В связи с переходом на новую организационно-штатную структуру и сокращения численного состава внутренних войск МВД России изучение культурно-досуговой деятельности как одного из направлений поддержания их высокой боевой готовности имеет важное научно-познавательное и практическое значение.
Объект курсовой работы:
Досуг во внутренних войсках МВД России с 1991 года по настоящее время.
Предмет курсовой работы:
Деятельность командиров, штабов, органов по работе с личным составом и военных учреждений культуры по организации и проведению культурно-досуговой работы среди военнослужащих внутренних войск.
Цель курсовой работы
Провести анализ культурно-досуговой работы во внутренних войсках МВД России. Извлечь уроки и сформулировать практические рекомендации по совершенствованию этой деятельности для более широкого использования ее потенциальных возможностей.
Задачи курсовой работы
. Проанализировать основные научные подходы к рассмотрению категории «культурно-досуговая деятельность военнослужащих»;
. Рассмотреть сущность и содержание культурно-досуговой работы во внутренних войсках;
. Определить методику реализации основных задач культурно-досуговой работы в соединениях (частях) внутренних войск;
. Рассмотреть специфику организации культурно-досуговой работы в ходе выполнения служебно-боевых задач.
Глава 1. Теоретические основы культурно-досуговой работы во внутренних войсках
.1 Анализ основных научных подходов к рассмотрению категории «культурно-досуговая деятельность военнослужащих»
В России до начала XIX века не было специальных вооруженных формирований для охраны порядка и обеспечения безопасности населения, оказания помощи людям в случае стихийных бедствий и выполнения иных правоохранительных задач.
В XVI-XVII веках часть этих функций выполняли в основном подразделения стрелецкого войска. При Иване Грозном для охранения Москвы были созданы формирования так называемых «жильцов». Это было войско, состоявшее из служивых дворян, численностью около трех тысяч человек. В дальнейшем подразделения «жильцов» были размещены в Киеве, Белгороде, Курске и некоторых других городах.
При Петре I внутреннюю безопасность в государстве обеспечивали в основном формирования из неспособных к полевой службе солдат. Они именовались «гарнизонами», позднее – «гарнизонными» и (или) «внутренними батальонами» и являлись резервом полевых войск.
В первые годы XIX века задачи по охране и поддержанию порядка в городах выполняли полиция, гарнизонные батальоны, а также губернские штатные роты и команды из солдат, не годных к строевой службе, находившихся в подчинении местной администрации.
Партии арестантов препровождались в Сибирь под охраной вооруженных команд башкирцев (башкир), мещеряков (народность, обитавшая по соседству с башкирами) и специально выделенного для этого полка казаков. В отдельных случаях к конвоированию больших партий арестантов привлекались и армейские подразделения.
Развитие внутренних войск можно разделить на три исторических периода:
. Начальный период (1811-1917 гг.), длившийся более ста лет, от создания войск внутренней стражи, их реорганизации на местные войска и конвойную стражу до Октябрьской революции 1917 года.
. Советский период (1917-1991 гг.) – образование войск ВЧК-ОГПУ-НКВД-МГБ-МВД СССР, их становление, развитие и служебно-боевая деятельность.
. Современный период (с 1991 г. по настоящее время) – внутренние войска МВД Российской Федерации
Анализ, проведенный автором, показал, что фактологическую базу культурно-досуговой работы составляли прошлый и современный опыт деятельности военных учреждений культуры среди российских военнослужащих. Исторический опыт развития культурного досуга в регулярной армии России (прежде всего от Петра I до наших дней) важен для сегодняшнего дня тем» что способен уберечь от ошибок и промахов, присущих нашим предкам.
Культурно-досуговая работа во внутренних войсках МВД России с учетом их особенностей была направлена в рассматриваемый период на формирование мировоззрения, удовлетворение культурных потребностей, восстановление физических и моральных сил военнослужащих.
Автор считает, что для полного н точного представления о сущности культурно-досуговой работы необходимо рассмотреть составляющие это определение термины.
Термин «культурно-досуговая работа» складывается из таких категорий как «культура», «досуг» и «работа», Автор считает, что каждая из них имеет свою историю возникновения, диалектического развития и является довольно сложной категорией по содержанию.
Культура (лат. cultura) – первоначально обработка и уход за землей (лат. agricultura), с тем чтобы сделать ее пригодной для удовлетворения человеческих потребностей, чтобы она могла служить человеку (отсюда – «культура техники земледелия»). В переносном смысле культура – уход, улучшение, облагораживание телесно-душевно-духовных склонностей и способностей человека; соответственно существует культура тела, культура души и духовная культура. В широком смысле культура есть совокупность проявлений жизни, достижений и творчества народа или группы народов.
Культура (от лат. cultura – возделывание, воспитание, развитие, почитание) – исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Культура в образовании выступает как его содержательная составляющая, источник знаний о природе, обществе, способах деятельности, эмоционально-волевого и ценностного отношения человека к окружающим людям, труду, общению и т.д.
Культура (от лат. cultura – возделывание, воспитание, развитие, почитание). Культура в отличие от понятия природы – характеризует мир человека и включает в себя ценности и нормы, верования и обряды, знания и умения, обычаи и установления (включая такие социальные институты, как право и государство), язык и искусство, технику и технологию и т.д.
Культура – это совокупность материальных и духовных ценностей, накопленных обществом, которое характеризуется определенным уровнем их совершенства, а также процесс деятельности по созданию, освоению новых ценностей и распространению их в обществе. Это понятие культуры, по мнению автора, является наиболее распространённым.
Культура – это совокупность материальных и духовных ценностей, накопленных человечеством, а так же деятельность по их освоению, созданию новых ценностей и распространению их на данной ступени исторического развития в интересах социального прогресса и каждого человека.
Культура – это совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей.
Культура – это обработка и уход, возделывание, возделка; образование, умственное и нравственное.
Досуг – это свободное от работы время. В часы досуга. На досуге (когда свободен). Провести свой досуг с пользой.
По определению отечественного исследователя Г.А. Аванесовой, под досугом современного человека подразумевается время, которое свободно от необходимого труда в сфере общественного производства, а также от воспроизводства человеком своих жизненных функций в рамках домашнего хозяйства и социальных отношений. В «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И. Даль дает следующую характеристику человеку в условиях досуга: «досужий – умеющий, способный к делу, ловкий, искусный, хороший мастер своего дела, или мастер на все руки».
Практически до начала XX в. понятие «досуг» трактовалось как достижение, способность, возможность человека проявить себя в свободное от работы время. Современное значение интересующего нас понятия появляется в Советском энциклопедическом словаре1981 года: «Досуг – часть внерабочего времени, остающегося у человека за вычетом непреложных, необходимых затрат».
Категория «досуг» в своем первоначальном значении восходит к древнегреческой культуре. Досуг был важной составляющей жизни индивидов, занимал одно из центральных мест в системе социальных институтов, восхвалялся Сократом и являлся, по его мнению, «драгоценным состоянием» и неотъемлемым свойством жизни древнегреческого общества. Аристотель считал «художественный и эстетический досуг наивысшей добродетелью или, по крайней мере, путем к ней». Таким образом, понятие «досуг» в античном мире характеризовало счастье, крепкую государственность, порядок и гармонию во взаимодействии индивида с внешним миром.
Кроме того, досуг в его античном понимании был мерой оценки не только человеческого в человеке, но и сверхчеловеческого божественного. Критерием для подобной оценки являлись мудрость, интеллектуальное развитие, достигаемое в досуговое время. Поэтому свобода мысли, творческого воображения, созидающая человека в человеке и приближающая его к подобию бога, являлась ключевым смыслом и целью досуга. И в этом контексте, по мнению современного исследователя С. В. Андреевой, феномен досуга был родственен тому смыслу понятия «игра», который вкладывал в него нидерландский историк культуры Й. Хейзинга. Согласно его концепции игра – более древнее состояние мира, чем культура, первородное по отношению к человеку, присущее животным и являющееся фактором превращения неразумного примата в человека.
Работа это занятие, труд, деятельность. Физическая, умственная работа.
Работа определяется как совокупность взаимосвязанных действий, направленных на достижение желаемого результата за намеченный (заданный) интервал времени (к определенному сроку).
Исследование, проведенное автором, показало, что на сегодняшний день существует несколько определений культурно-досуговой работы. Они совершенствуются, дополняют друг друга и отражают изменения в содержании и задачах культурно-досуговой работы во внутренних войсках МВД России.
Профессор О.В. Золотарёв культурно-досуговую работу в армии и на флоте рассматривает как сложный диалектический процесс, как систему взаимосвязанных между собой мероприятий, осуществляемых командирами и общественными организациями по формированию у военнослужащих высоких боевых качеств, культурных потребностей, развитию творческих способностей в целях повышения боеготовности и боеспособности Внутренних войск.
Профессор В.Н. Осташкин дает более широкое определение – «культурно-досуговая деятельность» и понятие «культурно-досуговая работа» в армии и на флоте считает он как два почти равновеликих понятия, но вместе с тем отличающихся одно от другого.
Определяя понятие культурно-досуговой работы в русской армии во второй половине XIX столетия, В.Н. Осташкин считает, что это – комплекс мероприятий, проводимых командирами, штабами и священнослужителями, направленных на осуществление воспитательной просветительной, рекреационной и эвристической деятельностей среди всех категорий военнослужащих и членов их семей в часы досуга средствами, формами и методами культуры как в мирное, так и в военное время.
В докторском исследовании К.И. Вайсеро культурно-досуговая работа характеризуется как комплекс мероприятий по созданию и распространению культурных ценностей, направленных на формирование мировоззрения, удовлетворение культурных потребностей, развитие творческих способностей, снятие психической напряжённости среди военнослужащих, гражданского персонала и членов их семей.
На сборах работников культуры и досуга внутренних войск в 1993 г. было дано определение, что культурно-досуговая работа – это система мероприятий, проводимых в свободное время по развитию интеллектуально-нравственных качеств военнослужащих, приобщению их к духовным ценностям и удовлетворение их духовных запросов.
Здесь культурно-досуговая работа выступает как средство снятия высоких эмоциональных и физических нагрузок и как способ утверждения здорового образа жизни. Вместе с тем культурно-досуговая работа реализует культурную политику государства во внутренних войсках МВД России. Она основывается на национальных духовных ценностях и охватывает все органы воздействия на личный состав.
Культурно-досуговая работа, проводимая во внутренних войсках может трактоваться также как комплекс мероприятий, осуществляемых во всех видах боевой и повседневной деятельности войск (сил) по организации отдыха личного состава средствами культуры.
Культурно-досуговая работа – деятельность органов управления войсками (должностных лиц) по удовлетворению культурных и духовных потребностей, формированию у личного состава средствами культуры и искусства государственно-патриотического сознания, морально-психологических и боевых качеств, а также организации досуга военнослужащих, членов их семей и гражданского персонала.
По данному определению, культурно-досуговая работа имеет цель поддерживать на должном уровне физическое и морально-психологическое состояние личного состава, формировать у него средствами культуры высокие морально-боевые качества и мобилизовывать на успешное решение боевых задач.
В настоящее время восприятие досуга зачастую ассоциируется со свободным от работы временем. В современных энциклопедиях и справочниках понятия «досуг» и «свободное время», как правило, также уравниваются между собой. Досуг (свободное время) это часть внерабочего времени (в границах суток, недели, года), остающаяся у человека (группы, общества) за вычетом непреложных, необходимых затрат времени. Один из параметров качества жизни.
Свободное время военнослужащих структурно состоит из времени личностного взаимоотношения, времени на образование и самообразование, на общественную деятельность, на приобщение к произведениям искусства и литературы, самодеятельного творчества, на занятия физкультурой и спортом, на восстановление физических и духовных сил.
Современный досуг, несмотря на его различие в разных социальных группах, рассматривается как досуг нового типа, как продукт индустриализма и урбанизма. Научно-технический прогресс (НТП) вызвал рост производительности труда и подъем жизненного уровня населения, что позволило сократить время необходимого труда и значительно увеличить объем свободного времени. Произошла концентрация досуга в конце рабочего дня, рабочей недели, в отпуске, что помимо других причин, вызвало новое явление – сильную досуговую миграцию (отпускную и конца недели). Условия проживания в городе привели к ослаблению общинных связей, к росту социальной и духовной автономии личности и одновременно усилили процессы массовизации потребления, культуры, что отразилось на формах досуга. Такая экономическая функция досуга, как отдых после труда и подготовка к труду, как утверждают западные социологи, перестала быть главной, важнее – потребление товаров и услуг, обеспечивающее воспроизводственный цикл. Социальные функции досуга связываются с общением и воспроизводством социальной структуры через свойственные различным социальным группам типы и образцы досугового поведения. Отмечается возросшая ценность досуга как сферы потребления культуры и культуротворчества.
Возникновение социологии свободного времени связывается с работой Веблена “Теория праздного класса”. Наибольший вклад в разработку экономического обоснования и определения классовой сущности свободного времени внес К. Маркс в “Капитале”. Эмпирические исследования досуга начались в 20-30-е гг. сначала в рамках других массовых обследований (напр., работа супругов Линд “Средний город”, 1925-1929, 1935), затем в качестве самостоятельных исследований (Ландберг и др. “Городской досуг”, 1934). Этому способствовало введение 8-часового рабочего дня, а в некоторых странах (как, напр., во Франции в 1936 г.) – 40-часовой рабочей недели, двух выходных дней в неделю и двухнедельных отпусков, резко увеличивших объем свободного времени. Поток исследований досуга нарастал после второй мировой войны во всех странах. Появились обобщающие работы типа “Досуг в Америке” М. Каплана (1960), “Досуг” К. Робертса (1970), “Досуг и общество в Британии” М.А. Смита (1973) и др. Во Франции с 1949-1951 гг. началось изучение феномена вакансий, которое с 1961 г. стало постоянным и репрезентативным для страны. Культурная досуговая практика изучалась в связи с бурным развитием телевидения и других средств массовой коммуникации. В 1964-1965 гг. в рамках изучения бюджетов времени было проведено сравнительное международное обследование городского населения 13 стран (включая США и СССР), в т. ч. по использованию свободного времени. С 1969 г. издается международный журнал “Общество и досуг” – до 1976 г. в Праге, затем в Квебеке (Канада).
Завершение формирований социологии свободного времени как самостоятельной отрасли социологической науки отразилось в публикациях типа “Социология досуга” С.Р. Паркера (1976), “Эмпирическая социология досуга” Дюмазедье (1974). Рассмотрение досуга как социального института потребовало макроподхода, и он был осуществлен авторами концепций постиндустриального общества потребления, теории “массовой культуры” и наиболее полно воплотился в идее “цивилизации досуга” (Дюмазедье, Фурастье), согласно которой досуг, начиная с некоторого уровня экономического развития, приобретает все большую автономию от труда и становится самодовлеющей ценностью.
С начала XXI века наблюдается существенный рост значимости досуга как общественной ценности. Свободное время по своему объему начинает превышать время труда. Резервы воспитательного воздействия общества на личность в этой связи перераспределяются, и досуг ныне превратился в столь же важную сферу формирования личности, какими традиционно выступали прежде учеба и труд. Досуг приобретает все большую субъективную ценность для людей, ибо обладает широкими возможностями для самореализации личности, для удовлетворения ее многообразных потребностей и интересов. Однако по своей организации он заметно отстает от труда. Научным обеспечением труда общество занималось на протяжении тысяч лет, а научная организация досуга вошла в орбиту интересов ученых и практиков сравнительно недавно.
Социальная практика свидетельствует, что бюджет времени человека складывается из трех органично взаимосвязанных, но качественно различных компонентов: рабочего времени, необходимого внерабочего и свободного времени (См. рис. 1).
Рабочее время (для обучающихся – учебное время) – это часть общего бюджета времени, детерминированная уставами, правилами распорядка и иными обязательными предписаниями, которые четко определяют параметры трудовой, учебной или иной изначально регламентированной деятельности.
Личность свободна в выборе профессии и путях ее овладения, но в принципе трудовая или учебная деятельность, когда ее форма, содержание и технология целиком предопределяются администратором, мастером, педагогом или иными лицами, становится для человека первейшей необходимостью, естественным условием существования, требованием природы и общества.
Необходимое внерабочее время – это часть внерабочего времени, затраченная на исполнение непреложных непроизводственных обязанностей:
удовлетворения физиологических и санитарно-гигиенических потребностей (сон, прием пищи, физическая зарядка, уход за собой и т.д.);
подготовки к работе, выполнения домашних заданий, передвижения к месту работы или учебы и обратно, а также всего остального, что органично вытекает из профессионально-трудовой или учебной деятельности;
самообслуживания, помощи семье и товарищам, других видов хозяйственно-бытовой деятельности.
Необходимое внерабочее время не имеет столь четко определенных границ, как рабочее, но и оно обусловлено рядом социально-экономических и физиологических факторов, находится в прямой зависимости от направленности, содержания и структуры рабочего времени. В основе своей оно направлено на сохранение жизнедеятельности и работоспособности личности и выступает как фактор восстановления физических сил, растраченных в рабочее время. Это значит, что в течение необходимого внерабочего времени происходит процесс простого воспроизводства сил индивида.
В отечественной социологии изучением свободного времени занимался известный социолог, статистик С. Струмилин в 20-е годы XX века. Сам по себе свободное время он разделил еще на две части. Первая часть – время, которое затрачивается на необходимую общественную, творческую и другую деятельность: повышение квалификации, обучение, занятия с детьми, общественные обязанности, художественная самодеятельность. Вторая часть – это собственно досуг: хобби, потребление духовных благ, физкультура, встреча с семьей, прогулки, туризм, чтение газет, книг, культурный отдых (См. рис. 2).
Свободное время – часть внерабочего времени, которая остаётся у человека после исполнения непреложных непроизводственных обязанностей (передвижение на работу и с работы, сон, приём пищи и др. виды бытового самообслуживания).
Если в рабочее и необходимое внерабочее время поведение человека предопределено гражданскими, профессиональными и иными обязанностями и непреложными физиологическими, санитарно-гигиеническими, бытовыми, материальными потребностями, то в свободное время оно определяется уровнем духовных и физических потребностей, чувством общественного долга, умением рационально организовать свой досуг.
Элементы структуры свободного времени:
учеба и повышение квалификации, включая самообразование (для работающих, служащих);
воспитание детей;
досуг.
Рис. 1. Компоненты бюджета времени человека
Рис. 2 Элементы структуры свободного времени
.2 Сущность и содержание культурно-досуговой работы во внутренних войсках
Военнослужащий внутренних войск МВД России является субъектом культурно-досуговой работы. Он организовывает и принимает участие в культурно-досуговых мероприятиях. Культурно-досуговая работа оказывает на военнослужащего воспитательное, обучающее воздействие, кроме того восстанавливает духовные и физические силы.
Таким образом культурно-досуговая работа – это работа, которая направлена на формирование морально-психологических и боевых качеств военнослужащих, а так же обучение, воспитание, восстановление духовных и физических сил военнослужащих и членов их семей.
Культурно-досуговая работа осуществляется по следующим направлениям:
. Организация художественного самодеятельного творчества военнослужащих и членов их семей.
Работа по данному направлению организуется следующим образом:
Создается из числа военнослужащих, умеющих играть на музыкальных инструментах вокально-инструментальный ансамбль. (например в 21 оборон ВВ МВД России создан ансамбль «Эдельвейс», в состав которого входят военнослужащие разных категорий. Руководителем является начальник клуба);
В подразделениях создаются команды КВН (1 от батальона или отдельной роты);
Военнослужащие и члены их семей принимают совместное участие в театрализованных представлениях;
Дети военнослужащих занимаются в танцевальном кружке «Синяя птица», кроме того выступают перед военнослужащими.
. Организация досуга военнослужащих и членов их семей.
Благодаря взаимодействию с учреждениями культуры на воинскую часть выделяются бесплатные билеты в театры. Билеты распространяются среди военнослужащих, которые со своими семьями могут посетить театральное представление.
Командование части организует балы в честь празднования дня Внутренних войск, или дня воинской части. На эти балы приглашаются военнослужащие по контракту со своими женами.
В свободное от службы время согласно графика военнослужащим, проходящим военную службу по контракту предлагается посещать спортивные секции, действующие на территории воинской части.
Организуются кружки для детей военнослужащих.
. Библиотечное обслуживание, пополнение книжных фондов.
Библиотеки создаются в гарнизонных домах офицеров, гарнизонных клубах, клубах воинских частей (учреждений) внутренних войск на правах их структурных подразделений. Библиотеки гарнизонных домов офицеров, гарнизонных клубов, клубов воинских частей являются информационными, культурно-просветительными и образовательными учреждениями, призванными с помощью библиотечных фондов содействовать обучению и воспитанию, повышению культуры и общего образования личного состава внутренних войск. Комплектование и пополнение библиотечных фондов осуществляется путем издания литературы на типографской базе внутренних войск, закупок изданий в розничной торговой сети за счет лимитов бюджетных обязательств, выделяемых на организацию МПО, подписки на периодические издания, книгообмена с другими библиотеками, получения книг в дар от организаций и частных лиц, из других источников. При комплектовании библиотечных фондов необходимо учитывать состав и решаемые воинской частью задачи.
. Кино-, теле-, видео- и радио обслуживание предназначено для воспитания военнослужащих, а так же для организации досуга военнослужащих и членов их семей. Клуб воинской части оборудован кино и радио оборудованием. По выходным и праздничным дням для военнослужащих и членов их семей организовывается показ художественных фильмов. В подразделениях воинской части имеется теле и видео аппаратура. В свободное время, предусмотренное распорядком дня военнослужащие могут смотреть телепередачи и видеофильмы.
. Организация музейного дела и работы комнат боевой славы (истории) воинских частей.
Военно-музейная работа – это систематизированная, целенаправленная деятельность по сбору, хранению, экспонированию исторических документов, предметов, представляющих ценность для истории внутренних войск, ее популяризации среди широких масс населения. Для более полного охвата личного состава с целью изучения истории во внутренних войсках создаются образования музейного типа региональных командований, ряда соединений внутренних войск и оборудуются комнаты боевой славы (истории).
. Организация подписки на периодические печатные издания.
Приоритетным направлением в работе должностных лиц по повышению эффективности информационного обеспечения, организации и проведению коллективной подписки на периодические печатные издания во внутренних войсках является принятие мер к полному обеспечению личного состава войск периодическими изданиями в соответствии с расчетом коллективной подписки на периодические печатные издания для личного состава внутренних войск – наглядно-художественное оформление территорий военных городков и расположения воинских частей и подразделений.
. Наглядно-художественное оформление территорий военных городков и расположения воинских частей и подразделений.
Территория, клуб воинской части, комнаты информирования и досуга в подразделениях оборудуются плакатами на баннерной основе. На этих плакатах отображено: история и боевой путь войск и воинской части, выписки из нормативно-правовых актов, великие полководцы, герои внутренних войск, дни воинской славы и др. Данное направление оказывает воспитательное воздействие на личный состав воинской части. Воспитывает патриотизм, чувство гордости за службу во внутренних войсках и воинской части.
. Организация взаимодействия с учреждениями культуры, творческими организациями и мастерами искусства в интересах эстетического воспитания военнослужащих.
Благодаря взаимодействию с учреждениями культуры военнослужащие и члены их семей могут на льготных основаниях посещать музеи, театры, концерты. Периодически творческие коллективы и мастера искусства посещают воинские части с концертными, литературными программами.
Принципы культурно-досуговой работы:
Принцип комплексности заключается в сочетании познавательных, развлекательно-рекреационных, коммуникативных и других компонентов, индивидуальных, групповых, массовых форм работы.
Принцип массовости предусматривает участие в досуговых мероприятиях всех желающих. Обеспечить массовость может применение следующих приемов: 1) проведение единых тематических мероприятий; 2) привлечение военнослужащих и членов их семей ко всем фазам досуговых мероприятий – от разработки сценария, оформления школьного вестибюля, зала, сцены до участия в реализации конкретного мероприятия в самых разных ролях – артистов, костюмеров, художников, рабочих сцены, звукооператоров, ведущих, зрителей.
Принцип диалогичности означает равноправное взаимодействие всех участников в подготовке и реализации всех досуговых мероприятий. Этому может способствовать активное вовлечение в этот процесс вместе с военнослужащими не только офицеров-воспитателей, непосредственно отвечающих за подготовку и проведение досуговых мероприятий, но и командиров, членов семей военнослужащих, желающих и способных принять участие в культурно-досуговом мероприятии. Подобное объединение общей идеей способствует сплочению коллектива, формированию у воинов ответственности, единения, гордости за воинскую часть, в которой они служат.
Некоторые виды культурно-досугового имущества могут выполнять функции технических средств воспитания.
Учреждениями (объектами) культурно-досуговой работы являются: гарнизонные дома офицеров, гарнизонные клубы, клубы воинских частей, культурно-досуговые центры, библиотеки, ансамбли песни и пляски, образования музейного типа, комнаты боевой славы (истории) воинских частей.
Таким образом, по мнению автора, можно утверждать, что содержательно культурно-досуговая работа была представлена следующими элементами: информированием, развлекательно-массовой работой, культурно-художественной деятельностью, рекреационно-спортивным функционированием военных учреждений культуры.
Глава 2. Характеристика организации культурно-досуговой работы во внутренних войсках
2.1 Методика реализации основных задач культурно-досуговой работы в соединениях (частях) внутренних войск
Культурно-просветительская деятельность командира заключается в приобщении военнослужащих и членов их семей к культуре: в ознакомлении их с достижениями в различных сферах культуры общества, в развитии их культурных интересов и потребностей. Она непосредственно включена в преподавательскую и воспитательную деятельность командира. При этом он должен хорошо понимать специфику механизмов приобщения личности к культуре.
Усваиваемые знания и способы деятельности являются элементами культуры в той степени, в какой несут в себе воплощенный в них человеческий дух и его творческую сущность. Если эта сущность не осознается и не принимается как значимая тем, кто усваивает данные знания и способы деятельности, освоения культуры не происходит. Результатом освоения культуры выступают не столько знания и умения, сколько ценности, личностные смыслы. В следствии чего военнослужащий становится не только носителем культуры, но и обладателем определенной суммы знаний и умений.
Основными задачами культурно-досуговой работы являются:
воспитание у личного состава художественными средствами культуры и искусства преданности своему народу и Отечеству, верности воинскому долгу, воинским традициям, мужества, смелости и отваги, утверждение в его сознании уверенности в своих силах, чувства дружбы народов России и войскового товарищества;
развитие военной культуры, духовная мобилизация военнослужащих на исполнение обязанностей военной службы и неуклонное соблюдение ими требований уставного порядка и воинской дисциплины;
организация работы войсковых учреждений культуры;
духовно-нравственное воспитание военнослужащих, гражданского персонала, приобщение их к мировым и национальным культурным ценностям;
пополнение книжных фондов библиотек;
осуществление культурно-художественного обслуживания войск, формирование, развитие и удовлетворение культурных потребностей военнослужащих;
организация и поддержание художественного самодеятельного творчества военнослужащих, членов их семей, гражданского персонала;
снятие стрессовых ситуаций, восстановление морально-духовных сил военнослужащих после выполнения СБЗ;
увековечение боевой славы, героических подвигов и примеров мужественного выполнения СБЗ военнослужащими;
проведение военно-музейной работы, обобщение, хранение и изучение истории, традиций и боевого пути внутренних войск, исторических фактов, героических примеров выполнения СБЗ, документов и материалов.
Для выполнения задач культурно-досуговой работы привлекаются:
офицеры органов по работе с личным составом, отвечающие за ее организацию;
военнослужащие (служащие) гарнизонных домов офицеров, гарнизонных клубов, клубов воинских частей, библиотек, ансамблей песни и пляски, образований музейного типа;
организаторы культурно-досуговой работы в подразделениях;
участники художественного самодеятельного творчества.
В целях выполнения задач культурно-досуговой работы используется культурно-досуговое имущество, которое является составной частью технических средств МПО и включает в себя:
телетехнику, кино-, видеопроекционное, звуковое и световое оборудование;
сценическое оборудование;
музыкальные инструменты;
книжные фонды библиотек;
настольные игры;
музейные, выставочные экспозиции.
Еженедельно заместителем командира воинской части по работе с личным составом и офицером отделения по работе с личным составом, отвечающим за культурно-досуговую работу разрабатывается план культурно-досуговых и спортивных мероприятий на предвыходные, выходные и праздничные дни.
Для реализации данных задач необходима методика.
Например, для проведения мероприятий художественной самодеятельности автор хочет предложить следующую методику:
Этапы подготовки культурно-досуговой программы
Первый этап подготовки программы условно можно назвать этапом обоснования выбора программы. Данный этап включает в себя несколько организационно-проектировочных разделов.
. Определение количества и распределение обязанностей участников культурно-досугового мероприятия.
. Название мероприятия. Выбор темы будущего проекта. Тематическая обоснованность исходит из названия мероприятия и подразумевает, о чем там пойдет речь.
. Постановка целей и задач. Задачи являются поэтапными ступенями достижения поставленной цели, а сама цель выступает как конечный спланированный результат.
. Определение формы культурно-досугового мероприятия, времени и места ее проведения. Форма мероприятия обычно строится на основе психолого-возрастной характеристики аудитории и соответствует ее особенностям.
Второй этап подготовки мероприятия – написание сценария. Распределение ролей, репетиция. Приглашение гостей.
Третий этап. Выступление. Фото и видеосъемка мероприятия.
Четвертый этап. Подведение итогов. Освещение мероприятия в стенной печати подразделений, по возможности в средствах массовой информации.
При организации культурных выходов в музеи, театры необходимо до военнослужащих довести дату и время посещения объектов культуры, значимость данного мероприятия. Так как 100% посещение объектов культуры, расположенных за территорией воинской части всеми военнослужащими не возможно (из-за служебной необходимости), то необходимо произвести расчет либо по взводной или выбрать лучших военнослужащих. Данный метод, по мнению автора, будет способствовать тому, что военнослужащие, которые имеют упущения по службе, нарушители воинской дисциплины начнут исправлять свое поведение, лучше относится к должностным обязанностям.
Любые культурно-досуговые мероприятия должны быть ориентирована на достижение определенного результата. В качестве ожидаемых результатов может быть запланировано:
осмысление военнослужащими досуга как ценности, его значимости для развития и самореализации личности;
осознание своих возможностей и способностей, путей и способов их реализации в свободное от службы время;
изменение установок военнослужащих на способы и формы проведения своего досуга;
приобретение практических навыков организации досуговых мероприятий, умения содержательно и разнообразно проводить свободное время;
освоение основных средств общения, основ зрительской культуры;
повышение культуры взаимоотношений военнослужащих и их поведения в воинских коллективах;
изменение атмосферы в воинском коллективе на основе массового участия военнослужащих в совместных досуговых мероприятиях;
формирование традиций воинской части.
Для организаторов культурно-досуговой работы, может стать полезна схема анализа досугового мероприятия. В процессе анализа целесообразно зафиксировать и оценить следующие моменты.
. Общая характеристика воинского коллектива:
состав, возраст, учет индивидуальных особенностей, интересов и запросов.
. Место и время проведения.
. Тема, цель, форма проведения.
. Анализ качества подготовки мероприятия:
наличие плана проведения;
определение задач;
активность военнослужащих;
участие и заинтересованность членов их семей и др.
. Анализ хода мероприятия:
содержание и воспитательная направленность;
отношение военнослужащих к мероприятию, увлеченность, творчество, инициатива;
характеристика педагогических средств; проявление качеств воспитателя, его авторитет;
создание условий для влияния на военнослужащих.
. Выводы, замечания, предложения:
оценка методического своеобразия и эффективности мероприятия;
недостатки в ходе подготовки и проведения мероприятия, пути их устранения; пожелания по улучшению подготовки мероприятий.
2.2 Специфика организации культурно-досуговой работы в ходе выполнения служебно-боевых задач
В условиях радикальных экономических и социальных преобразований 90-х годов в нашем многонациональном государстве обострилась и внутриполитическая обстановка. В ряде регионов бывшего Союза ССР возникли острые конфликты на межнациональной основе. Важная роль в ее стабилизации была отведена внутренним войскам МВД России, которые принимали участие в контртеррористических операциях, направленных на восстановление конституционного порядка.
В силу этого резко возрос объем задач, выполняемых внутренними войсками в чрезвычайных ситуациях и локальных вооруженных конфликтах. С 1988 года многие оперативные и специальные моторизованные части участвовали в пресечении кровавых конфликтов и столкновений на межнациональной почве в Азербайджане, Нагорном Карабахе, Армении, Узбекистане и в других «горячих точках» бывшего Советского Союза.
Незабываемой страницей в историю войск войдёт участие в боевых Действиях с незаконными вооружёнными формированиями в Чеченской республике и Дагестане, где военнослужащие и сотрудники органов внутренних дел прошли суровые испытания.
Поэтому военные учреждения культуры обратились к историческому прошлому Отечества, где пробовали найти ответы на те вопросы, которые волновали военнослужащих внутренних войск МВД России.
В целях выполнения названных задач была организована и проводилась культурно-досуговая работа в особых условиях, которая клялась составной частью морально-психологического обеспечения войск. Показателями действенности реализованных мер были высокий моральный дух, героизм и отвага военнослужащих при выполнении служебно-боевых задач.
Теоретический анализ проблем организации культурно-досуговой работы в особых условиях позволил глубже проникнуть в сущность рассмотренной деятельности.
Необходимость культурного воздействия на личный состав в особых условиях обусловлено важностью перехода внешних воздействий во внутренние побудительные силы воинов посредством культурно-досуговой работы и невозможностью автоматически, без целенаправленной сознательной деятельности учреждений культуры, создавать у военнослужащих высокий боевой порыв на героические действия в экстремальных ситуациях.
В особых условиях преобладает потребность сделать достоянием внутреннего мира воина нравственные и эстетические ценности, необходимые для выполнения служебного долга и важность приведения в соответствие объема, содержания и структуры духовных ценностей с требованиями условий экстремальной обстановки. Наиболее остро в силу сложных условий и ограниченного времени стоят задачи удовлетворения духовных и культурных запросов военнослужащих, формирования у них культурных ценностей, а также потребность восстановления морального «духа, физических сил и организации эффективного досуга.
Цель культурно-досуговой работы во внутренних войсках МВД России чрезвычайных ситуациях и локальных вооруженных конфликтах определялись руководящими документами рассматриваемого периода. При этом, как показало исследование, она была достаточно динамична и уточнялась с учетом морально-психологического состояния личного состава и конкретных задач, которые необходимо было решить. К примеру, в Директиве командующего объединённой группировкой войск на территории Чеченской Республики от 16 февраля 1995 года №1 «О неотложных мерах по укреплению дисциплины, законности и правопорядка в объединённой группировке войск и правоохранительных органов на территории Чеченской Республики» от органов по работе с личным составом МВД России требовалось планировать и проводить мероприятия по психологической реабилитации и организации досуга личного состава с учётом характера, содержания и напряжённости служебно-боевых задач, выполняемых в районе вооружённого конфликта. Подобные меры принимались в связи с имевшимися среди личного состава случаями правонарушений.
По мнению автора, общей целью культурно-досуговой работы являлось поддержание на должном уровне духовно-эмоционального, психологического состояния личного состава, формирование у него средствами культуры высоких боевых качеств, способствующих успешному Решению боевых задач.
При этом главные задачи культурно-досуговой работы, вытекающие из оставленной цели, не изменялись, они лишь конкретизировались, исходя из условий, в которых находились в особый период соединение или часть.
Для внутренних войск МВД России при выполнении служебно-боевых задач в особых условиях были характерны следующие направления культурно-досуговой работы: информационно-просветительское, воспитательное и рекреационное.
Анализ материалов и документов, проведенный автором показал, что культурно-досуговое обеспечение частей и подразделений внутренних войск для выполнения служебно-боевых задач в особых условиях проводилось в три этапа:
первый-культурно-досуговая работа в ходе подготовки к выполнению служебно-боевых задач в особых условиях;
третий-культурно-досуговая работа после выхода из районов боевого предназначения, восстановление душевных и физических сил.
В соответствии с этими этапами проводилась культурно-досуговая работа и строили свою деятельность органы по работе с личным составом и учреждения культуры войск.
Первый этап. Культурно-досуговая работа в ходе подготовки к выполнению служебно-боевых задач в особых условиях.
В это время требовалось обеспечить полное укомплектование штатов, обеспеченность техническими средствами воспитания, проведение тщательного планирования культурно – досуговой работы в пунктах временной дислокации, инструктирование исполнителей, указанных в плане мероприятий.
Приоритеты в организации культурно-досуговой работы были отданы мобилизации личного состава на предстоящее выполнение служебно- боевыхзадач в особых условиях.
Важная роль при подготовке личного состава к убытию в район выполнения служебно-боевых задач отводилась развитию и совершенствованию самодеятельного художественного творчества военнослужащих.
С одной стороны, оно осуществляло развитие творческих способностей человека в погонах, с другой – заполняло его свободное от службы время.
Органы по работе с личным составом и учреждения культуры организацию самодеятельного художественного творчества военнослужащих считали одним из средств для изучения духовных потребностей. знание проблемы и содержания духовных потребностей военнослужащих – одно из временных условий качественной организации морально – логического обеспечения служебно-боевой деятельности войск в особых условиях.
В ходе подготовки личного состава к убытию в район выполнения служебно-боевых задач культурно-досуговая работа организовывалась по нескольким направлениям.
Важнейшим из них являлась информационно-просветительская работа.
Она проводилась как в служебное время, так и в часы досуга военнослужащих. Личному составу доводились обращения Президента российской Федерации к воинам, требования военной присяги и уставов, качение воинской дисциплины. Особое внимание уделялось разъяснению истории народов страны и происходивших событий в «горячих» точках.
Учитывая тот факт, что период формирования и боевого слаживания по времени продолжался от двух недель до одного месяца, деятельность учреждений культуры была строго спланирована. При этом активно использовался опыт боевых действий прошлых лет. Разъяснительная работа велась в клубах, комнатах информирования и досуга подразделений и непосредственно в полевых условиях.
Характерной особенностью проводимой культурно-досуговой работы было проведение ее по категориям: офицеры, прапорщики, сержанты и солдаты (по призыву и по контракту).
Органами по работе с личным составом и учреждениями культуры внутренних войск организовывалось взаимодействие учреждений культуры войск с ветеранскими организациями и проведение во взаимодействии с ними различных мероприятий. Они принимали активное участие в патриотическом воспитании военнослужащих. В округах, соединениях, воинских частях и военных институтах организовывались и проводились встречи личного состава с ветеранами-фронтовиками, которые передавали опыт молодому поколению, рассказывали о героизме военнослужащих в годы войны.
В центральном музее внутренних войск МВД России оформлены специальные стенды «На страже закона, внутренние войска в горячих точках». В позиции представлены материалы об участии войск в боевых действиях. Обзорные и тематические экскурсии воинам, убывающим в районы служебно-боевого предназначения, сопровождались показом кинофильмов. Материалы посвященные действиям войск в Великой Отечественной войне, в горячих точках бывшего СССР и Российской Федерации представлены в комнате боевой славы 21 оборон внутренних войск МВД России.
Культурно-художественное обслуживание личного состава было одним из самых востребованных, так как активно применялось еще с периода войсковой операции первой Чеченской компании.
Культурно-художественное обслуживание осуществлялось профессиональными и самодеятельными коллективами.
Профессиональные коллективы – это Академический ансамбль песни и пляски внутренних войск МВД России, ансамбли песни и пляски округов внутренних войск, но основное место в культурно-художественном обслуживании личного состава заняли самодеятельные артисты и коллективы. Как показал анализ документов и материалов, практика создания агитационно-художественных бригад оправдала себя. В состав этих бригад включались, как правило, авторы и исполнители своих песен, чтецы, исполнители монологов, интермедий, артисты оригинального жанра.
В ходе подготовки личного состава к убытию в район выполнения служебно-боевых задач органами культуры в местах дислокации воинских частей внутренних войск и местными администрациями проводились культурные мероприятия и акции.
Организовывались встречи личного состава с представителями мусульманского духовенства и Русской православной церкви.
Второй этап. Организация Культурно-досуговой работы в местах временной дислокации частей и подразделений и непосредственного выполнения служебно-боевых задач.
Культурно-досуговая работа в условиях применения внутренних войск в пунктах временной дислокации проводится в строгом соответствии с характером выполняемых служебно-боевых задач.
Для организации культурно-досуговой работы применяются полевые клубы (как палаточного, так и модульного типа), полевые автомобильные клубы.
Указанные объекты оснащаются штатными техническими средствами, культурно-досуговым имуществом, библиотеками-передвижками. Полевые клубы палаточного, модульного типа могут совмещаться с пунктами боевого информирования.
Пункты временной дислокации оформляются мобильными комплектами наглядности, которые изготавливаются заранее и содержатся в готовности к использованию.
Работа по культурно-досуговому обеспечению войск в особых условиях была направлена на формирование у личного состава высоких нравственных качеств, поднятие боевого духа, повышение уровня боевой готовности частей и подразделений.
Можно определить следующие формы организации культурно-досуговой работы в особых условиях: концертные выступления агитационных бригад, концерты, кинопоказы, просмотр телевизионных программ, прослушивание радиопередач, тематические вечера, встречи с деятелями культуры и искусства, вечера чествования награждённых государственными наградами.
Работу по концертно-художественному обеспечению проводили ансамбли песни и пляски, гражданские творческие коллективы1. Каждый коллектив давал за поездку 10-12 концертов. Достаточно сказать, что в боевых поездках были: группы «ДДТ» и Ю. Шевчук, А. Розенбаум, А. Барыкин, группа «Чайф» и другие коллективы.
Активная роль в проведении культурно-досуговых мероприятий в условиях выполнения служебно-боевых задач принадлежала библиотекам и библиотечному активу. Исследование деятельности библиотек показало, что основным направлением в работе была пропаганда книги, материалов периодической печати о нашем Отечестве и его армии.
Для личного состава воинских частей, где не было стационарных библиотек, проводились литературно-музыкальные утренники, литературные вечера, посвященные писателям и поэтам, погибшим на фронтах Великой Отечественной войны.
При подведении итогов специальных операций основное содержание культурно-досуговой работы сводилось к обобщению и распространению передового опыта отличившихся воинов, популяризации боевого мастерства, смелых и решительных действий личного состава и отличившихся подразделений.
Большое значение имела организация воспитания и культурно-художественного обслуживания посредством художественного, документального и научно-публицистического кино. При помощи кино проводилась большая работа по пропаганде государственной важности задач, выполняемых войсками, примеров мужества и героизма.
В целом кинематограф в рассматриваемый период в значительной мере содействовал обобщению представлений личного состава о действиях войск при решении задач поддержания общественного порядка, формированию целостного, системного видения военнослужащими масштабов и содержания деятельности внутренних войск в условиях чрезвычайных обстоятельств.
Третий этап. После выполнения служебно-боевых задач в особых условиях. Учреждения культуры внутренних войск работу по комплексной реабилитации военнослужащих после выполнения служебно-боевых задач в особых условиях организовывали совместно с командирами, штабами, органами по работе с личным составом и проводили её по нескольким направлениям.
Одними из основных задач культурно-досуговой работы являются:
снятие стрессовых ситуаций, восстановление морально-духовных сил военнослужащих после выполнения СБЗ;
проведение военно-музейной работы, обобщение, хранение и изучение истории, традиций и боевого пути внутренних войск, исторических фактов, героических примеров выполнения СБЗ, документов и материалов.
В период подготовки к встрече личного состава разрабатывались комплексы мероприятий для перехода от боевой служебно-боевой деятельности к обычной повседневной. В период реабилитации учреждения культуры участвовали в организации торжественных встреч личного состава в пунктах постоянной дислокации с приглашением представителей местной администрации, общественности, благотворительных организаций, родителей. На базе учреждений культуры проводились массовые культурно-досуговые мероприятия по пропаганде примеров мужества и героизма военнослужащих; вечера чествований героев, вечера мужества, а также спортивно-развлекательные мероприятия, посещение культурно – дорических достопримечательностей. Ежедневно организовывалась реляция популярной музыки в расположениях подразделений.
Отдельно планировался и организовывался отдых офицеров, прапорщиков, военнослужащих по контракту совместно с семьями.
После вывода или замены частей и подразделений внутренних войск культурно-досуговая работа была направлена на обобщение боевого опыта, возвеличивание подвига и воинской славы.
В гарнизонных Домах офицеров, солдатских клубах были проведены вечера чествования сослуживцев, вернувшихся после выполнения боевых задач в особых условиях с вручением правительственных наград.
В библиотеках постоянно оформлялись книжно – иллюстративные выставки по общественно-государственной подготовке, папки с тематическими подборками по вопросам экономической реформы и политики военного строительства.
Значительную роль играла организация военно-шефской работы и участие в обеспечении культурно-досуговой деятельности благотворительных фондов. В состав Ассоциации благотворительных фондов входили: «Фонд социальной защиты военнослужащих и членов их семей», благотворительный фонд «Звезда и лира», Российский благотворительный фонд содействия милиции, Гуманитарный фонд «Ветеран органов внутренних дел Российской Федерации» и другие. Согласно Уставу ассоциации и роду своей деятельности они решали задачи в интересах военнослужащих войск, воинов запаса, ветеранов войн и конфликтов, а также пострадавших при выполнении воинского долга и членов их семей. Совместно с ними в войсках проводились благотворительные акции, бесплатные концерты и выступления, оказывалась помощь военнослужащим. Благотворительными фондами членам семей погибших военнослужащих оказывалась материальная помощь, проводилось страхование жизни детей, организовывался их отдых.
Особое внимание культурно-досуговые работники уделяли памяти павших на Северном Кавказе. Большое воспитательное воздействие имеют Дни памяти военнослужащих, погибших при выполнении правительственного задания в Чеченской республике, а так же открытие памятников и мемориалов. Так например в пос. Ашукино Пушкинского района Московской обл. открыт памятник, военнослужащему 21 оборон внутренних войск МВД России – последнему герою СССР, старшему лейтенанту Бабак Олегу Яковлевичу, кроме того его именем названа одна из улиц поселка.
Заслуживает внимания участие священнослужителей в мероприятиях, Посвященных Дню памяти и скорби. В этот день были освящены мемориалы воинские захоронения, проведены молитвы во славу российского воинства. Представители религиозных объединений приглашаются для участия в воинских ритуалах, проведения дней частей и дней воинской лавы, других воспитательных мероприятий, выступают перед воинами с беседами направленные на патриотическое воспитание военнослужащих.
В практике культурно-досуговой работы после выполнения служебно-боевых задач в особых условиях необходимо выделить работу в госпиталях.
Профессиональными артистами и творческими коллективами были даны благотворительные концерты в гарнизонах почти всех округов внутренних войск. Сборы от этих концертов пошли в фонд помощи военнослужащим, находящимся на излечении в госпиталях. В этих благотворительных акциях принимали участие и профессиональные артисты: Игорь Саруханов, Владимир Пресняков (старший), группа «Любэ» и др.
Таким образом, в большинстве округов внутренних войск было налажено деловое взаимодействие военных учреждений культуры, офицерских собраний, женских советов, спортивных клубов и других общественных объединений в реализации культурно-досуговых мероприятий.
Заключение
Таким образом, результаты исследования показали, что культурно-досуговая работа представляла две тесно взаимосвязанные и взаимозависимые части целого. Культурно-досуговая работа как теоретические знания и как практическая деятельность. Их взаимообусловленность проявлялась в том, что развитие знаний об организации культурно-досуговой работы должно было постоянно соответствовать реальному состоянию нашего общества, внутренних войск, их задачам и потребностям практической деятельности.
Причем недопустимо как отставание развития теории культурно-досуговой работы, что выражается в невозможности обеспечения выполнения возложенных на нее задач, так и отрыв ее от войсковой жизни, культурных потребностей и запросов воинов, который чреват чрезмерным теоретизированием, отставанием от существующей практики. То есть теория должна постоянно чувствовать пульс жизни войск.
Культурно-досуговую работу необходимо рассматривать в тесном единстве с научными знаниями, которые вносят определенный вклад в деятельность командиров, штабов, воспитательных структур, военных учреждений культуры. Так, например, военная наука определяет особенности и закономерности культурно-досуговой работы в мирное время и в период выполнения служебно-боевых задач частями и подразделениями внутренних войск МВД России.
Исходя из вышесказанного можно сделать вывод, что в повседневной жизни и при выполнении служебно-боевых культурно-досуговая работа не меняется. Следует заметить, что необходимо знать и применять на практике методику для реализации задач культурно-досуговой работы. Учреждения культуры войск средствами культурно-досуговой работы доводят до сознания каждого военнослужащего важность выполнения задач, стоящих перед воинской частью, обеспечивают высокое морально-психологическое состояние личного состава, его дисциплинированность, организованность и бдительность, проявляют умение мобилизовывать личный состав на мужество, героизм, как в повседневной деятельности, так и при выполнения служебно-боевых задач.
Пристального внимания заслуживает опыт деятельности военных учреждений культуры по формированию и наращиванию решительных действий в пунктах временной дислокации в районах служебно-боевого применения частей и подразделений внутренних войск.
Культурно-досуговая работа при выполнении служебно-боевых задач проводилась активно, имела достаточно гибкую структуру и строилась по определенным периодам, совпадающим с порядком подготовки частей и подразделений к выполнению поставленных задач. Они были направлены на мобилизацию воинов на решение служебно-боевых задач, осуществление мероприятий по организации отдыха личного состава в часы досуга, восстановлению духовных и физических сил.
культура военный отдых досуг
Список литературы
1) Федеральный закон РФ от 17.11.1992 г. №34-ФЗ «Основы законодательства Российской Федерации о культуре»;
) Федеральный закон РФ от 28.12.1994 г. №78-ФЗ «О библиотечном деле»;
) Федеральный закон РФ от 26.05.1996 г. №54-ФЗ «О музейном фонде Российской Федерации и музеях Российской Федерации»;
) Федеральный закон РФ от 24.11.1996 г. №132-Ф3 «Об основах туристической деятельности Российской Федерации»;
) Указ Президента Российской Федерации от 1.07.1996 г. №1010 «О мерах по усилению государственной поддержки культуры и искусства в Российской Федерации»;
) Приказ главнокомандующего внутренними войсками МВД России от 22 марта 2007 г. № 106 «Наставление по морально-психологическому обеспечению служебно-боевой деятельности внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации»;
) Приказ главнокомандующего внутренними войсками МВД России от 27 декабря 2013 г. № 585 «Об утверждении Руководства по организации информационно-воспитательной работы во внутренних войсках МВД России»;
) Приказ Главнокомандующего внутренними войсками МВД России № 55 от 04 февраля 2014 г. «Об утверждении Руководства по организации культурно-досуговой работы, деятельности войсковых средств массовой информации, снабжению техническими средствами морально-психологического обеспечения и организации их эксплуатации во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации»;
) Директива Заместителя министра внутренних дел – командующего внутренними войсками МВД России Д-33 от 30 сентября 1994 г. «Об организации культурно-досуговой работы во внутренних войсках МВД России»;
) Иванов А.Н. Деятельность военных органов управления и армейских учреждений культуры по организации культурно-досуговой работы в Сухопутных войсках: 90-е годы XX века: Автореф. дис. канд. ист. наук. М., 2000.;
) Левчук А.А. Культурно-досуговая работа во внутренних войсках МВД России с 1991 года по 2001 год: Автореф. дис. канд. ист. наук. М., 2002.;
) Леонов Л.М. Партийно-политическая работа в частях и соединениях НКВД в годы Великой Отечественной войны (1941 – 1945 гг.): Автореф. дис. канд. ист. наук. М., 1984.;
) Осташкин В.Н. Культурно-досуговая работа в русской армии второй половины XIX века: Автореф. дис. докт. ист. наук. М., 1998.;
) Арнольдов А.И. Введение в культурологию. М.: Народная академия культуры и общечеловеческих ценностей. М., 1993. 349 с
) Большой Российский энциклопедический словарь. М., 2008.;
17) Внутренние войска. Исторический очерк. М., 2007. 272 с.;
) Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: М., 1980.;
) Золотарев О.В. Культура, просвещение и досуг в Вооруженных Силах. М.:ГАВС. 1993. С. 54;
) История Внутренних войск. В 5 т. М., 2011/ Под общ. ред. ген. армии Н.Е. Рогожкина.; Внутренние войска. Исторический очерк. М., 2007;
) Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2000.;
) Максютин Н.Ф. Учебное пособие: Культурно-досуговая деятельность: конспект лекций, опорные занятия и определение. Казань: Медицина, 2005. 352 с.;
) Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1991.
24) Словарь основных терминов, применяемых в уставных и руководящих документах внутренних войск мвд россии и других силовых структурах РФ ГКВВ МВД России М. Редакция журнала «На боевом посту» 2013.
) Словарь русского языка: В 4 т. //Под ред. А.П. Евгеньевой. 2-е изд. испр. М.: Русский язык, 1981. Т.1.;
) Словарь-справочник основных терминов и понятий. //Под ред. А.А. Чертополоха. М., 2010.;
) Соколов Э.В. Свободное время и культура досуга. Л.: Лениздат, 1977. 364 с.;
) Спирин Л.М. Теория, методология и методика исследований по истории КПСС. М., 1982. 189 с.;
) Степанищев А.Т. История: Методология научного исследования и преподавания. М. ВУ., 2009. 564 с.;
) Философский энциклопедический словарь. М., 1997.;
) Материалы журнальных изданий: «На боевом посту», «Братишка», «Военная мысль», «Культура и досуг».