- Вид работы: Реферат
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 11,9 Кб
Организация социально-культурной работы в Санкт–Петербургском государственном музее ‘Особняк Кшесинской’
Оглавление
Введение
Глава 1. Структура и функции музея в системе социально-культурной деятельности
Глава 2. Особенности социально – культурной деятельности в Санкт – Петербургском государственном музее «Особняк Кшесинской»
.1 Описание Санкт – Петербургского государственного музея «Особняк Кшесинской»: история и современность
.2 Содержание социально-культурной работы в Санкт – Петербургском государственном музее «Особняк Кшесинской»
Заключение
Список литературы
Введение
Актуальность исследования объясняется насущной потребностью анализа системы и путей совершенствования социокультурной деятельности в социально – культурном учреждении, который связан с ростом интереса к СКД как объекту социального управления и культурного менеджмента. Это также связано с неуклонным ростом социокультурной индустрии, и с возникающей в связи с этим необходимостью создания, укрепления и модернизации системы СКД и аналитики путей совершенствования ее функционирования.
Основная цель социокультурной политики музейного учреждения – стимулирование процессов самоорганизации культурной жизни, создание условий для оптимального саморазвития СКУ путем оптимального использования культурного потенциала, материальных и человеческих ресурсов культурного объекта.
Глава 1. Структура и функции музея в системе социально-культурной деятельности
Музей как особое социально-культурное образование служит сохранению и увеличению символического капитала культурно-исторических памятников при координирующей функции культурной политики государства. Теоретико-исследовательские и проектные задачи музеев можно представить, как минимум, в виде двух групп:
. Первая группа задач ориентирована на выявление закономерностей создания, сохранения, трансляции и развития культурных ценностей, норм, практик и разработку на этой основе условий и способов оптимизации этих процессов (преимущественно, на институциональном, «отраслевом» и технологическом уровнях – в деятельности различных государственных и общественных институтов и учреждений, обеспечивающих социальную коммуникацию культурных ценностей, охрану культурного наследия и т.д.).
. Вторая группа задач предполагает «получение практически ориентированного знания о закономерностях формирования и развития различных субъектов культуры (личности, социальной группы, этнокультурной общности, региона, общества в целом) и поиск оптимальных механизмов и технологий регулирования социально-культурных процессов на соответствующих уровнях».
Именно здесь музейная СКД, направленная на оптимизацию культурной деятельности оказывается возможным и наиболее эффективным в силу статусной, содержательной, нормативно-правовой и административно-территориальной определенности как объекта, так и субъекта социально-культурного регулирования.
На уровне функционирования социально-культурной общности прикладные культурологические исследования должны обеспечить теоретическую базу технологиям, ориентированным на оптимизацию становления и динамики различных субъектов саморазвития культуры: самодеятельных групп, объединений, клубов, ассоциаций, движений и т.д.
Задачи и содержание музейной СКД специалистов Санкт – Петербургского Государственного Музея «Особняк Кшесинской» не тождественны теоретико-исследовательским целевым установкам прикладной культурологии. Их характер определяется, с одной стороны, спецификой объекта проектирования, с другой – содержанием социально-культурных проблем, носителем которых является вполне определенный субъект культуры.
Проблемы эти имеют различный уровень локализации и радиус действия (общенациональный, региональный, отраслевой, личностный и т.д.) и предстают в форме субъективно воспринимаемого несоответствия между оптимальным уровнем культурного развития (человека, социальной группы, региона и т.д.) и его реальным состоянием.
Причем, острота переживания ситуации и глубина ее анализа, как уже отмечалось, культурно обусловлены – они задаются представлением о норме, эталоне и являются результатом оценки социокультурной ситуации субъектом – профессионалом, который принимает на себя ответственность за данное состояние и доступными ему способами (включая профессиональные технологии, ресурсы) оптимизирует культурную жизнь личности, социальной группы, самодеятельной общности, территории в целом.
Музейная перцепция обеспечивает определенный образовательный и культурный уровень, прививает навыки работы с научной, научно-популярной книгой, навыки поиска и переработки информации.
Инициирование интереса публики к историческому и духовному наследию с помощью внедрения новых форм просветительской работы, а также изучение потребностей пользователей (в том числе учебных заведений, организаций, учреждений района) в историко-краеведческом информационном обеспечении активизирует кооперирование работы и осуществление совместных программ с другими организациями и учреждениями.
Проводя различные массовое мероприятия; сотрудники музея уделяют большое внимание изобразительно-выразительным средствам воздействия на аудиторию, поискам музыкального материала, монтажу и записи фонограммы, театрализации. Сотрудники музея уверены, что их работа вносит пусть небольшой, но вклад в воспитание личности гражданина России.
Кардинальные изменения, которые происходят в содержании, формах и методах музейной деятельности – переход информационной технологии, использование экономических методов управления, участие в них трудового коллектива – требуют формирования работника нового типа, с высоким уровнем профессионализма, с новым профессиональным мышлением и предопределяет формирование иной кадровой структуры музея.
Глава 2. Особенности социально – культурной деятельности в Санкт – Петербургском государственном музее «Особняк Кшесинской»
2.1 Описание Санкт – Петербургского государственного музея «Особняк Кшесинской»: история и современность
Особняк на Кронверкском проспекте, принадлежавший в прошлом известной балерине М. Ф. Кшесинской в дни Февральской революции был занят революционными войсками, а 11 (24) марта 1917 года в нем разместились Центральный и Петроградский комитеты партии большевиков, военная организация партии и редакция газеты "Солдатская правда".
В апреле – июле 1917 года в особняке был проведен ряд конференций большевистской партии под руководством и при участии Ленина. 4 (17) июля Ленин в последний раз выступил с балкона особняка Кшесинской, 6 июля особняк был захвачен войсками Временного правительства, а его помещения разгромлены. С конца 1930-х годов и до 1957 года в особняке находился Музей С. М. Кирова, а с 1957 года особняк был передан Музею Революции. В связи с этим он соединен со смежным зданием. Значение дворца Кшесинской как памятника революционных событий отмечают установленные на фасаде мемориальные доски. Этот особняк интересен не только в историческом, но и в архитектурно-художественном отношении.
Проект постройки особняка разработал в 1904 году А. И. Гоген – один из выдающихся мастеров архитектуры Петербурга 1900-х годов. К числу его работ относятся здания Суворовского музея на улице Салтыкова-Щедрина, Академии Генерального штаба на Суворовском проспекте и другие.
Гоген был ярким представителем того направления в архитектуре 1900-х годов, которое обычно определяется как стиль модерн. Для этого стиля характерны свободная композиция плана, отказ от строгой симметрии и стремление к живописности целого, поиски новых архитектурных форм в декоративной обработке фасадов и интерьеров, использование новых отделочных материалов, в частности керамических цветных облицовочных плиток. Особенностью особняка Кшесинской является асимметричное решение плана. Главный фасад особняка обращен на Кронверкский проспект. Однако здание с улицы не имело входа. Необходимо было пройти через ворота в небольшой дворик, а затем по парадной лестнице подняться в холл, связанный с помещениями особняка. В нижнем этаже находились служебные помещения, в первом этаже – залы и гостиные для приемов, вечеров и балов, во втором – спальня, детские, ванная, гардеробная и прочие жилые помещения. Государственный музей политической истории России был основан в 1919 г. Единственный в России Государственный музей политической истории России дает уникальный шанс окунуться в неповторимую атмосферу двух последних столетий и стать участником давних событий. Здесь можно не только соприкоснуться с удивительным миром истории, но и отдохнуть в залах старинного особняка, где можно узнать подробности романа его хозяйки – звезды русского балета М. Кшесинской – с будущим императором Николаем II.
Старейший в России историко-политический музей был создан по постановлению Петроградского Совета рабочих и красноармейских депутатов в 1919 году. Более четверти века музей размещался на втором этаже Зимнего дворца. В 1955 г. ему были переданы два великолепных здания на Петроградской стороне – особняки прима-балерины Мариинского театра М.Ф. Кшесинской (1906г., архитектор А.И. Гоген) и миллионера лесопромышленника барона В.Э. Бранта (1909г., архитектор. Ф. Мельцер). В 1991 г. музей получил федеральный статус и современное название.
Особняку Матильды Кшесинской, жемчужине стиля «северный модерн», не раз доводилось становиться свидетелем важнейших исторических событий. Весной-летом 1917 года здесь размещался Центральный и Петроградский Комитеты РСДРП (б), военная организация большевиков и солдатский клуб «Правда». Почти ежедневно в этом здании бывали В.И. Ленин, Г.Е. Зиновьев, Л.Б. Каменев, Я.М. Свердлов и другие большевистские лидеры, где балкон особняка служил им трибуной.
Сегодня музей располагает обширной коллекцией, насчитывающей свыше 500 тысяч экспонатов. Личные вещи и документы видных общественных и революционных деятелей России составили основу первой музейной коллекции Государственного музея Революции (название музея в первые годы советской власти). В музейных хранилищах и на экспозициях тысячи подлинных документов – от указа Наполеона с его собственноручной подписью до переписки М.С. Горбачева. Драматическая эпоха войн и революций дошла до нас в собрании уникальных знамЈн 1917 года и гражданской войны, сотнях редких листовок, документальных фотографиях. Музей располагает одной из самых полных в стране коллекций по современной российской истории.
2.2 Содержание социально-культурной работы в Санкт – Петербургском государственном музее «Особняк Кшесинской»
Сегодня экспозиция музея посвящена важнейшим проблемам политической истории России XIX-начала XX веков и включает ряд стационарных и временных выставок, мемориальных и исторических интерьеров <#”justify”>2. «ХХ съезд КПСС в жизни страны и политической судьбе Н.С. Хрущева» (Музейная лекция)
. «А.Д. Сахаров: правозащитник, депутат, человек» (Музейная лекция)
. «Становление современных политических партий в России. Коллективный портрет их лидеров» (Музейная лекция)
. «История России ХХ века в предметах, песнях и голосах эпохи» (музейное занятие)
Музей предлагает для студентов и школьников следующие абонементы:
Музейный абонемент № 1:
2.«Российское общество на рубеже XIX-XX веков и возникновение многопартийности» (Экскурсия)
3. «Россия, год 1917» (Экскурсия)
4. «Война без победителей. Гражданская война в России» (Музейная лекция)
. «Тоталитаризм в СССР» (Музейная лекция)
. «Репрессивная политика сталинизма» (Музейная лекция)
Музейный абонемент № 2. «Общество и власть в России»
.«Российское общество на рубеже веков и возникновение многопартийности». (Экскурсия)
. «Судьба российского парламента в начале ХХ века» (Экскурсия)
3. «Россия, год 1917» (Экскурсия) . «Россия, год 1917: народ, партия, власть» (Музейное занятие)
. «Война без победителей. Гражданская война в России» (Музейная лекция)
. «Тоталитаризм в СССР» (Музейная лекция)
Музейный абонемент N 3. «История России с 40-х годов ХХ века до наших дней»
1.«Великая Отечественная война: подвиг и трагедия» (Экскурсия)
2.«ХХ съезд КПСС и его значение в жизни СССР» (Музейная лекция)
. «Я выбираю свободу» (Диссидентское движение в СССР)» (Музейная лекция)
. «СССР в период перестройки: политический портрет лидеров» (Музейная лекция)
. «Исторические параллели: Россия 1917 – 90-е годы ХХ века» (музейное занятие)
Музейный абонемент № 4. «История России с 40-х годов ХХ века до наших дней»
. «Великая Отечественная Война: подвиг и трагедия» (Экскурсия)
2. «ХХ съезд КПСС в жизни страны и политической судьбе Н.С. Хрущева» (Музейная лекция) . «А.Д. Сахаров: правозащитник, депутат, человек» (Музейная лекция)
4. «Становление современных политических партий в России. Коллективный портрет их лидеров» (Музейная лекция) . «История России ХХ века в предметах, песнях и голосах эпохи» (музейное занятие)
музей социальный культурный кшесинская
Заключение
Вторая проблема рождается противоречием в системе «предмет культуры – экспонат». Экспонат – это всего лишь «знак» предмета культуры, который раньше существовал в культуре непосредственно и прямо, это вещь, извлекаемая из потока времени, сферы духа и помещаемая в вечное настоящее, – вещь, превращенная в информацию, лишенная своих функций, которые она выполняла внутри человеческой жизнедеятельности.
Одним из способов преодоления этого противоречия может стать персонифицированность – экспоната, события, среды, которая концентрирует смысл события, придает большую осмысленность и полноту его переживания, превращает среду в место и время контакта с ценностью культуры. Это особенно важно учитывать при разработке программ развития музеефикации объектов и памятников истории и культуры.
Список литературы
1.Актуальные проблемы состояния и перспектив социальной работы в России. Материалы координационного совещания 12-14 октября 1992 г., Москва // Социальная работа. 2002. Вып. 6.
2.Ариарский М. А. Прикладная культурология. – СПб.: Ун. культуры и искусств. – 2001. – 324 с.
.Афанасьев С. В., Ярошенко В. Н. Эффективность информационного обеспечения управления. М., 1997.
.Кузин Ф.А. Культура делового общения: Практическое пособие для бизнесменов. М., 1996.
.Листвина Е. В. Особенности современной социокультурной ситуации в России. //#”justify”>.Михеева Н. А. , Галенская Л. Н. Менеджмент в социально-культурной сфере. – СПб, 2000. – 169 с.
.Опалев А.В. Умение общаться с людьми… Этикет делового человека. М., 2001.
.Основы теории и практики социальной работы. Барнаул, 2004
.Панов А.М. Социальная работа как наука, вид профессиональной деятельности и специальность в системе высшего образования Российский журнал социальной работы. 2001. № 1
.Петрова А.С. История социально – досуговой сферы Петербурга. СПб., 2002.
.Теория и методика социальной работы Под ред. В.И. Жукова. М., 2002.
.Теория и практика социальной работы: Отечественный и зарубежный опыт. Т. 1,2. Москва; Тула, 2003.