- Вид работы: Контрольная работа
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 31,51 kb
Основание Самары (население города и его окрестностей)
НОУ ВПО Санкт-Петербургский Гуманитарный университет профсоюзов
Самарский филиал
Факультет культуры
Заочное отделение
Специальность 071401 Социально-культурная деятельность (СКД)
Контрольная работа
Дисциплина: «Краеведение»
Тема: «Основание Самары (население города и его окрестностей)»
Выполнила: Вильдина Е.А.
студентка группы СКД-08-4006
Проверил: Токмакова Л.П.
САМАРА 2011 г.
План
I. Введение. Основание Самары
. Крепость Самара
. Уездный город
. Самара – главный город самарской губернии
. «Расцвет» города
III. Население города и его окрестностей
. Дикое поле да дикие воды
. 1600-1700 года
. 1700-1800 года
. 1800-1870 года
. 1870-1900 года
IV. История народов Самарского Поволжья
. Население самарского Поволжья
. Самара и её окрестности
. Этнические процессы
V. Заключение
VI. Список литературы
I. Введение
Для того чтобы понять, что такое – Самара,
нужно иметь счастье в ней родиться
и несчастье покинуть её навсегда.
Ах, Самара, милый сердцу город!
Не желал родиться бы в другом.
Много разных городов, но дорог
Лишь один, где мой заветный дом!
Самару называют жемчужиной волжских городов, волжской красавицей. Она расположена на левом берегу Волги напротив Самарской Луки, при впадении в Волгу реки Самара.
О происхождении названия города Самара существует несколько версий. По одной из них свое имя город получил по названию реки Самара, впадающей в Волгу у города. Само название реки Самара очень древнее, но не славянского происхождения. Уже в 922 году нашей эры река под именем Самур упоминается в дорожных записках секретаря арабского посольства Ибн-Фадлана, чей караван переправлялся через нее на пути из Багдада к булгарскому царю Алмушу. По преданию, в далеком прошлом из Средней Азии через песчаные степи к берегам Волги ходили караваны купцов. Их нелегкая дорога тянулась по безводным и знойным степям Заволжья. В конце дороги путников встречали появляющиеся как оазис большая вода двух рек и обильная зелень лесов, что доставляло людям огромную радость, и они восклицали «сурра мин раа", что значит "обрадуется тот, кто увидит". Отсюда и пошло название реки.
По другой версии, название происходит от греческого слова «SAMAR» – купец, торговец и «RA» – древнего названия Волги.
Еще одна гипотеза основана на более научных фактах – топонимическом и лингвистическом анализах. Корень "сам", или "шам", является составной частью слов и топонимических названий, смысл которых отражает климатическо-природные явления в жизни людей знойно-ветреных пустынь, засушливых степей и пастбищ. Географические объекты и их топонимы как бы связывают заволжские степи с азиатскими пустынями и схожими в климатическом отношении областями. Корень "ар" также входит в словарь народов Востока, Средней Азии и Европы со значением "река". Таким образом, Самар, или в более позднем варианте Самара, означает "река знойных степей" или просто "степная река".
II. Основание Самары
1. Крепость Самара
Официально датой основания Самары считается 1586 год, когда был издан указ царя Федора Иоановича об основании на реке Волге при впадении в нее Самарской перебоины (широкого рукава реки Самары) крепости Самара. Она должна была обеспечивать прикрытие Руси от набегов кочевников, а также водный путь от Казани до Астрахани.
Между тем, Самара намного древнее этой даты: известно, что населенный пункт с названием Самара существовал на данном месте и ранее – по крайней мере, за два века до указа Федора Иоанновича. Самар, или Самарский городок – впервые упоминается в русских летописях еще в XIV веке (1361 год) и известен по карте Волги венецианских купцов Франческо и Доминико Пицигано от 1367 года, а также отмечено на карте итальянского космографа Фра Мауро в 1459 году.
Да и в самом указе царя говорится: "Того же году великий государь и великий князь Фёдор Иванович всея Руси… приказывает боярину своему и слуге и конюшему Борису Фёдоровичу Годунову да дьяку ближнему своему Андрею Щелканову городы ставить на Поле и в сивере и к Астрахани, которыя за много лет запустеша от безбожных агорян и от междуусобныя брани: Елецких князей вотчина Ливны, Койса, Оскол, Валуйка, Белгария, Самара, Кромы, Монастырёв и иныя многия польския и северская". В тексте явно сказано – "запустеша", т.е. эти города, в том числе и Самара, уже существовали "много лет", но "запустели".
Отстраивалась крепость Самара под управлением воеводы Григория Осиповича Засекина и под руководством знаменитого фортификатора того времени Фёдора Елтчанинова. Поэтому основателем Самары считается князь Г. О. Засекин. К сожалению какого-либо изображения князя не сохранилось.
В начале Самара была небольшой деревянной крепостью со стенами из остро заточенных к верху деревянных бревен, с 11 башнями и бойницами. Волга протекала в трех километрах от стен крепости, а река Самара омывала их. Внутри ограждения располагался деревянный кремль, церковь, приказная изба, дом воеводы, шесть жилых кварталов и тюрьма. Население Самары состояло в основном из стрельцов и казаков и их семей. В 1636 году длина города составляла 1,7 км, а ширина 350 метров. Из всех путевых волжских записок XVII-XVIII веков наиболее содержательное описание Самары содержится в книге Адама Олеария, секретаря посольства германского герцогства Голштинии. Голштинское посольство выехало из Москвы вниз по Волге в июне 1636 года, а 28 августа суда подошли к крепости Самара. «До восхода солнца дошли до города Самары, который считается в 350-ти верстах от Казани, – пишет А. Олеарий. – Этот город лежит по левую руку, в 2-х верстах от берега, построен в виде четырехугольника, имеет небольшое количество каменных церквей и монастырей и получил свое название от реки Самары, которая в трех верстах над городом дает рукав (его называют сын Самары) в Волгу, но главным течением своим вливается в нее лишь тридцатью верстами ниже…»
В Смутное время Самара оставалась последней крупной крепостью на юго-востоке, не занятой и не разрушенной интервентами. Именно через нее, как перевалочный пункт, проходили русские войска, отсюда шли приказы.
мая 1670 года под Самарой появился Степан Разин со своим войском. В Самаре находился небольшой гарнизон во главе с воеводой Иваном Алфимовым – около 100 конных и 200 пеших стрельцов, нескольких пушкарей. Под стенами крепости находились посадские и крестьянские дворы, торговые лавки, базар. Захватив эту слободу, мятежники начали штурм крепости. Были сожжены две сторожевые башни, но прорваться внутрь повстанцы не смогли, и вынуждены были встать лагерем в трех верстах от крепости, поджидая подкрепления.
В конце августа к Самаре подошли новые отряды Разина. Жители крепости, боясь полного разорения, подняли восстание, открыли ворота и встретили разинцев как дорогих гостей хлебом-солью и колокольным звоном. Воевода Алфимов, несколько дворян и подьячих были схвачены и утоплены. Крепостью стал управлять выборный атаман Иван Константинов, который объявил всем вольную и освободил население от податей. А Разин отправился дальше, но потерпел поражение и осенью он снова подходит к Самаре. Он надеялся здесь пополнить свои отряды и вновь двинуться вверх по Волге. Однако самарская беднота не пожелала вступать в армию битого атамана, и ему с сотней приближенных людей пришлось уйти за пополнением на Дон. Память о Стеньке Разине до сих пор жива. В Жигулевских горах есть утес, носящий его имя, существует множество легенд о сокровищах Стеньки, якобы спрятанных около этого утеса.
2. Уездный город
В 1688 году указом Петра I самарской крепости был присвоен статус города. Самара стала не только военным форпостом, но торговым центром. Именно через Самару осуществлялась торговля России с Востоком. Постепенно, благодаря необычайно выгодному географическому положению, Самара превратилась в один из крупнейших торговых городов на Волге.
В 1773 г. армия Емельяна Пугачева появилась у самарских стен. Самарский комендант (к которому перешла власть воеводы), памятуя, видимо, о судьбе своего предшественника Алфимова, бежал из города. Когда силы царской армии отбили у пугачевцев Самару, комендант был разжалован. Емельяна Пугачева Самара встречала колокольным звоном как освободителя. Самара стала первым городом, открыто поддержавшим Пугачева.
декабря 1850 года император Николай I издал Указ Правительствующему Сенату о создании Самарской губернии, центром которой стала Самара с населением в 15 тысяч жителей. С получением нового статуса город через 20 лет превратился в крупнейшийгород Поволжья. К концу XIX века население Самары достигло 90 тысяч человек, а к 1916 году здесь уже проживало около 150 тысяч человек.
В это время Самарская губерния стояла на первом месте в Российской империи по количеству собираемой пшеницы. Активная торговля колониальными, мануфактурными и прочими товарами осуществлялась в 375 лавках. Еженедельно на двух площадях проводились базары. В течение года проходили три крупные ярмарки: Соборная (осенняя), Казанская и Воздвиженская (летние), которые длились по десять дней, на ярмарках торговали, преимущественно, зерном, салом, шерстью, лошадьми, кожами, скотом, верблюжьим сукном.
3. Самара-главный город Самарской губернии
год стал поворотным для Самары, она становилась главным городом новой Самарской губернии. В первый день 1851 г. Назначенный первым Самарским губернатором С.Г. Волховский зачитал собравшимся гостям указ императора Николая I об «открытии» Самарской губернии, а епископ Феодотий отслужил молебен с крещением святой водой и благословил город иконой Митрополита Алексия. В городе, расположенном на 10 тысячах, проживает 19753 человека. Для них открыты и действуют епархия, почта, врачебная управа, судебные учреждения, типография, статистический комитет, представлены первые театральные спектакли. Через год начали создаваться газета «Самарские губернские ведомости», затем открылись духовное и приходские училища (мужское и женское), установлено уличное освещение – 100 фонарей на двух центральных улицах, построен театр на 550 мест, создан фонд первой публичной библиотеки.
У Самары, как губернского города, появился новый герб. На нем изображена белая дикая коза, стоящая на траве в голубом поле в овале золотого картуша, увенчанного серебряной короной. Почему именно белая коза? В России не было традиций герботворчества, поэтому многие гербы пришлось создавать искусственно. Для этой цели Петр I учредил Герольдмейстерскую контору. Исполнителем работ был назначен итальянский граф Франциск Санти. Он, имея в штате всего двух художников, провел колоссальную подготовительную работу по собранию материалов для полноценных городских, губернских гербов, отвечающих своему главному предназначению – быть символом определенной территории. Для этого разослал по губерниям анкету из восьми пунктов, где требовал указать историю возникновения города, особенности окружающей природы, быт и национальность жителей, памятные события. Но в 1727 году граф был арестован по обвинению в заговоре против Анны Иоанновны и дело по созданию гербов пришло в упадок. Поэтому, когда Военной Коллегии Сената потребовалось выпустить «Знаменный гербовник», второй по счету справочник, по образцам которого изготавливались полковые знамена и печати, она была вынуждена передать работу неспециалистам – в Ведомство фортификации, в Контору инженерного правления, где и рассматривались варианты-«мнения». Первоначально Самаре предлагалась «Могила зеленая, знак золотой», что означало: «Месторождения серы в горах». Но остановились на копытном животном: «Дикая коза, белая стоящая на траве поле голубое». Это потому, что при ответе на второй вопрос анкеты графа Санти «о партикулярных» (представительных) животных у самарцев затруднений не было: огромными стадами в окрестностях г. Самары с весны до середины зимы паслись антилопы – степные козы, которых местные кочевники называли сайгаками. Но, видимо, в нашей канцелярии справедливо предположили, что для Санкт-Петербурга это животное в диковинку и прислали обстоятельное доморощенное описательное название, отражающее и цвет зимней шкуры, и половую структуру стада: дикая коза, белая.
4. «Расцвет» города
«Новый русский Орлеан» (как назвал Самару путешествующий по Волге Тарас Шевченко) бурно разрастался – раздвигал свои границы, обзаводился промышленностью. Появились крупные заводчики, «отцы города», которые радели не только о развитии своих производств, но по мере сил помогали народному образованию и культуре.
XIX век, особенно вторая его половина – это социально-экономический расцвет города. В то время в Самарской губернии собиралось пшеницы больше, чем где бы то ни было в России. В Самаре были крупнейшие мукомольные предприятия России, через Самарскую хлебную биржу российский хлеб имел выход на европейские рынки. Богатейшими купеческими семьями были Аржановы, Субботины, Шихобаловы, Головкины, Мясниковы, Журавлевы, Курлины.
В городе активно развивались пароходство и рыбная ловля. На всю страну известен самарский пивной король фон Вакано и его Жигулевский пивоваренный завод. В 1877 году через Самару была проложена Оренбургская железная дорога, что также способствовало бурному экономическому развитию края. Самару тех лет называли Русским Чикаго, потому что, как и в Чикаго, здесь был центр торговли зерном, салом, шерстью, лошадьми, кожами, скотом, и даже верблюжьим сукном. К концу 19 века в Самаре было 46 заводов и фабрик, а к 1917 – 90.
С Самарой конца XIX – начала XX веков связаны имена Льва Толстого, Алексея Толстого, Ильи Репина, Василия Сурикова, Ивана Айвазовского, Максима Горького, который именно в Самаре опубликовал свои знаменитые "Сказки старухи Изергиль" и "Песню о Соколе". В Самаре был дописан и впервые прозвучал знаменитый вальс "На сопках Маньчжурии", написанный И. А. Шатровым, капельмейстером Мокшанского полка.
В архитектуре того времени в Самаре преобладал классицизм. Первая треть ХIХ века – это блестящий и завершающий этап русского классицизма, создавшего градостроительную систему, не имеющую аналогов. На перекрёстках улиц, на углах, ставились более крупные здания. Выходящие на улицы дома, построенные приблизительно в одно время, имели равную высоту, соответствующую ширине улицы. После реформы 1861 года, отменившей крепостное право, в Самару резко усилился приток крестьян, активно заявил о себе новый класс – буржуазия, начался период расцвета самарского купечества. Торговый люд, вчерашние крестьяне, во многом определяли жизнь и быт города. Относительная дешевизна земли, изобилие, доступность и простота обработки дерева – всё это способствовало возникновению крупного массива деревянной застройки соответственно крестьянскому укладу жизни. Купеческий дом выглядел своеобразнее, чем дворянский. Он состоял преимущественно из двух этажей. Первый – кирпичный, второй – деревянный. Комнаты хозяев помещались на втором этаже. Первые этажи занимали функциональные помещения: кладовая, лавка, комната для прислуги, конторка. Дом в русском стиле стал самым распространённым. Резная орнаментация изб, мотивы крестьянских уборов, узоры тканей, резьба на прялках, сундуках, лодках – словом, народное деревянное искусство, веками хранившее древние традиции, изжившее себя в городах, вышло на новый, весьма своеобразный уровень.
Но самарские купцы строили не только деревянные дома. Очень интересным и необычным, словно сказочный пряничный домик, выглядит особняк купца Ивана Клодта. Дом с флюгерами, башнями и балконами затмил все особняки старой Самары. Надо отметить, что городская Управа дозволяла строить такие оригинальные особняки в центре города лишь за особые заслуги. За что же И.А. Клодт получил такое право? Он вместе со своим братом Карлом создал электрическую компанию, обеспечивавшую горожан Эдисоновскими лампочками, динамомашинами, проводами и другими приборами. Кроме того, братья снабжали Самару водопроводными трубами и сантехнической утварью. Сейчас в особняке расположилась детская картинная галерея.
В Самаре очень много различных интересных памятников архитектуры и деревянного зодчества: особняки, лавки, красивейшие церкви и храмы. Все они характерны для архитектуры России, а вот готический стиль – это довольно редкое явление в архитектуре нашей страны. Но в Самаре есть здание, как будто сошедшее с полотен средневековых художников, величественный замок сказочных королей. Это католический костел, в настоящее время – Католический Храм Пресвятого Сердца Иисуса. В начале 1890-х годов самарская католическая община, состоявшая, главным образом, из поляков, собрала средства для покупки участка земли и построила на нем деревянную церковь. В 1902 году началось возведение каменного здания храма. Стрельчатые башни костела, взметнувшиеся на 47 метров и выдержанные в готическом стиле, были построены в период с 1902 по 1906 годы по проекту петербургского архитектора Ф.Богдановича, который был признан одним из лучших в России. Строительство продолжалось по 1906 год и обошлось примерно в 80 тысяч рублей.
Противоположность костелу, с его готическими башенками и стрельчатыми окнами – Самарский академический театр драмы имени Горького. Он был построен в 1881 году по проекту московского архитектора Михаила Чичагова в стиле московского зодчества XVII века. Вот описание самарского театра одним из современников: "В условно-русском стиле, темно-красная кирпичная кладка, с небольшими как бы мозаичными, разноцветными панно во впадинах и крышей в красно-зеленую клетку, здание эффектно высилось над пышными купами городского сада и – за ним – над неоглядным раздольем Волги – акварельною неясной панорамой Жигулевских ворот». Здание театра почти не изменилось, самарчане называют его «теремком» или «пряничным домиком».
III. Население города и его окрестностей
До основания крепости Самара на берегах Волги жили вольные русские, не признававшие над собой ни чьей власти, а на землях восточных промышляли кочевники. Не даром землю эту называли Диким Полем. Не раз вольные люди совершали набеги на города Волжской Булгарии, на столицу татаро – монгол Сарай и грабили проезжающие по Волге суда.
Кстати, речка Татьянка, ныне тихая и безмятежная река, вплоть до XVIII века была известна как речка "Татьёша", и называлась так не от женского имени, а от древнерусского "тать" – "вор, разбойник". Позже речку переименуют из – за непристойности названия в Татьянку.
На портолане братьев Пицигано Самарская лука указана как "Loters f." ("лотерс фуро") – "особо разбойное место".
Перед тем, как сжечь Москву в 1382 г. за поражение татар на Куликовском поле в 1380 г. хан Тохтамыш приказал "пограбить русских гостей в Булгарии, перехватить их суда".
С 1361 по 1382 г. татаро – монголы трижды проходили по Волге для борьбы с разбойным людом.
Но сила вольных людей – Волжских казаков крепла год от года, и доходило до того, что царь Иван Грозный пригрозил ногайскому князю Улусу русскими казаками. Особо известны атаманы Ивашко Кольцо, Богдан Барбоша, Иван Орюсов, покоритель Сибири – Ермак Тимофеевич, Матвей Мерещак. Позже на этих землях господствовали атаман Ураков да легендарный Стенька Разин.
Местные топонимы до сих пор хранят память о легендарных атаманах:
село Ермаково – стан Ермака Тимофеевича, покоривший Сибирь;
Старо – Семейкино – по имени Семейки Коьцова;
Гаврилова Поляна – по имени ермаковца Гаврилы Ильина;
Барбошихина поляна (ныне поляна им. Фрунзе) – место стоянки Богдана Барбоши;
урочище Матвеева Грива – в честь Матвея Мещеряка;
утёс Шелудяк в память о атамане, погибшем в горах;
гора Маньчиха (легендарная девушка, ставшая атаманшей – сирота, воспитанная старым дедом Чихом: Маня Чиха – Маньчиха);
пещера Степана Разина и т.д.
2. 1600 – 1700 года
Уже в 1646 году в Самаре насчитывался 137 дворов и 356 жителей мужского пола, без учёта гарнизона. Самара медленно росла. В то же время произошло серьёзное гидрологическое изменение. Сильное весенние половодье промыло выход к южному склону Сокольих гор. Результатом такого изменения стало образование протоки между Волгой и Самарой "Самарской перебоины". Таким образом Волга подошла вплотную к Самаре. Новое русло Волги позволило расположить пристань непосредственно у крепости.
Остатки ногайских татары были уничтожены в 1632 г. кочевыми калмыками, ставшими новой реальной угрозой для города. В 1639 г. калмыцкие отряды численностью в 10 000 человек подошли вплотную к Самаре и осадили крепость. Сочно была направлена помощь из Казани. Крепость отстояли. А в 1644 г. Самарцы отправились в военный поход и наголову разбили калмыков.
Обострение обстановки в 1639 – 1644 г. привело к тому, что крепость стали дополнительно расширять и укреплять полевую оборону.
После разгрома калмыки обратились к царю с челобитною, с просьбой разрешить им торговать в поволжских крепостях. Просьба была удовлетворена, с условием: "К которым городам придут с торгом и в тех городах воеводам учинить за городом надолбы, и велеть торговать за надолбы с великим бережением". В качестве дополнительных укреплений были использованы два оврага идущих от берегов рек Волги и Самары под прямым углом, соединённых глубоким рвом и насыпью, с основанием дополнительных сторожевых башен и надолбов. (район ул. Ленинградской).
К 1670 г. численность мужского населения в Самаре составила 700 человек.
В 1670 г. перед приходом отрядов Степана Разина в Самаре начинается восстание. Гарнизон крепости был перебит, а воеводу утопили в Волге. В конце августа 1670 г. Самарцы восторженно встретили передовые суда Степана Разина. Самарские жители подарили разинцам две пушки и две бочки пороха. Основные силы Разина (порядка 20 000 человек) решили сократить путь от Саратова до Симбирска, поэтому прошли мимо Самары, через Переволоки – прямо на Симбирск.
После неудачной осады Симбирска Разин отошёл на Дон. Но был схвачен и 6 июня 1671 года казнён в Москве. Народный гнев вновь вспыхнул с новой силой и через три дня ночью 9 июня 1671 года. Отряд под предводительством Фёдора Шелудека вновь напал на Симбирск. Потерпев неудачу атаман Шелудяк вернулся в Самару, подписав с воеводой Симбирска договор об условиях перемирия.
Война и восстания продолжались до 1682 г. В это время Самара подверглась нападению башкир, они захватили "полон" – много людей и скота. Воевода Нестеров поднял гарнизон, догнал башкиров и отбил "полон" и скот. Город вновь стал укрепляться.
3. 1700 – 1800 года
В 1688 г. крепость Самара получила статус города.
В 1700 и 1703 годах в Самаре случились страшные пожары. Однако крепость уцелела.
Расширение границ русского государства привело к тому, что к 1739 г. В. Н. Татищев доложил: "Ныне, с построением разных городов, Самара стала в закрытии и опасности нету". Город потерял своё военное значение.
апреля 1765 г. случился страшный пожар. Огонь уничтожил три четверти Самары. "Погорело церквей каменных две, деревянных две же и все тамошнего купечества лавки, два кабака, да обывательских 418 домов, детей женского пола 2 человека." Уцелели всего 170 дворов. После пожара на месте погорелых домов решено было строить дома с учётом "распоряжения и плана… с лучшим регулярством…". Самара обзавелась первым регулярным планом.
В 1772 г. Самара вновь горела. Сгорело 76 дворов и 2 питейных дома.
В 1780 г. Самара вошла в состав Симбирского наместничества и получила статус уездного города. Указом Екатерины II был подтверждён городской герб – в форме щита, на котором изображена "дикая коза белая, стоящая на траве в голубом поле".
В мае 1782 года Самара получила первый регулярный план перспективной застройки. Население Самары к тому времени выросло до 2000 – 2200 человек.
4. 1800 – 1870 года
Самара росла и к 1820 г. население составляло 5179 человек, 784 жилых двора. В 1820 году в Самаре было построено первое каменное жилое здание. Но уже к 1830 году в Самаре было 20 каменных домов.
В 1839 г. в Самаре насчитывалось 10530 жителей и 1411 жилых домов.
Население росло быстро, поэтому в 1840 г. был составлен третий "геометрический" план.
В 1846 г. в Самаре было 14204 жителя 1645 жилых домов.
К навигации 1847 г. в хлебные амбары Самары было засыпано 150 000 т. зерна. Самара стала одним из основных поставщиков хлеба.
И вновь в 1850 г. в Самаре пожар. Самый большой в истории города пожар. Сгорело 486 деревянных и 35 каменных жилых домов, больницы, тюремный замок, 126 хлебных амбаров, более 20 судов по перевозке пшеницы и другие строения.
Пожар 1850 г. вызвал царское постановление о составлении нового плана города.
января 1851 г. состоялось торжественное открытие Самарской губернии.
В 1851 г. в Самаре было около 20 000 жителей, 2324 жилых дома, из них 253 каменных.
Экономическая структура Самары была главным образом нацелена на переработку сельскохозяйственного сырья.
В 1853 г. начинается освещение города. Установлено 100 керосиновых фонарей.
Ежегодно Самара вырастала на 35 – 45 жилых домов.
И вновь пожар. В 1854 г. сгорело 150 домов.
В 1869 г. по решению губернского и столичного начальства было запрещено строить деревянные дома в старом городе. Это привело к тому, что к 1872 г. в Самаре было 788 каменных домов. Строительство велось под надзором полиции, следившей за выполнением противопожарных правил, соблюдением красных линий улиц и границ земельных владений.
Потребовалось много камня. Стали активно разрабатываться штольни
5. 1870 – 1900 года
В 1875 г. границы города расширились до нынешней улицы Полевой. Была организована Засамарская слобода – "зона для производственных заведений".
В 1877 г. через Самару пролегла железная дорога.
В 1881 г. товариществом А. Ф. фон Вокано и М. М. Фабер был построен Жигулёвский пивоваренный завод. Монопольное право варить жигулёвское пиво принадлежало только Самаре.
января 1887 г. в Самаре пущен водопровод. Водопровод подавал до 300 000 вёдер в сутки.
В 1890 г. началось строительство каменной подпорной стены нынешней набережной.
В 1894 г. был построен Самарский кафедральный собор, один из самых красивых и величественных на всей территории России, высотой 85 метров, снесённый в 1935 г. большевиками. Храм строили 25 лет.
В 1900 г. население Самары составляло 94 000 человек. Было 2755 торговых заведений, 59 заводов и фабрик с официальной численностью работающих 3968 человек.
IV. История народов Самарского Поволжья
самара этнический народ город
Изучение географических названий, выявление характера их происхождения невозможно без знания истории народов, проживавших в данной местности. Общеизвестно, что определяющее влияние на возникновение того или иного топонима оказывает этническая принадлежность его создателей.
1. Население Самарского Поволжья в XVI – начале ХVIII вв.
Складывание современной топонимической карты Самарского края в первую очередь зависело от характера заселения региона, начального периода становления сети постоянных поселений, сохранившейся до настоящего времени, этнического состава переселенцев и особенностей миграционных потоков.
Как известно, истоки сегодняшнего постоянного населения края лежат сравнительно неглубоко. Только со второй половины XVI столетия, после присоединения Среднего и Нижнего Поволжья к России начинается сначала медленный, а затем все более ускоряющийся процесс земледельческого и промыслового освоения новых территорий. Если Самарское Правобережье, и прежде всего Самарская Лука, заселилось довольно рано, уже в ХVIIв., то степное Заволжье лежало пустынным до 30-х гг. ХVIIIв. Неравномерность и противоречивость колонизационных процессов вынуждают нас исследовать их, совмещая хронологический и территориальный подходы, выделять и рассматривать конкретно отдельные небольшие районы.
Перед "Казанским взятием"
Присоединение Среднего и Нижнего Поволжья к России на первых порах не оказало сколько-нибудь существенного влияния на характер размещения населения на территории Самарского края, его этнический состав.
Практически все Левобережье контролировалось кочевниками. На tore, примерно, до р.Самары находились кочевья Ногайской Орды (с середины ХVIв. Большой Ногайской Орды), объединившей около 2-х десятков тюркоязычных племен. В основном это были потомки древних половцев-кипчаков с небольшой примесью монгольских элементов. Основные зимние ногайские кочевья находились на юге в прикаспийских степях, сюда же ордынцы приходили на летние пастбища, перегоняя огромные стада скота.
К северу от р.Самары располагались охотничьи и промысловые угодья башкир. Для башкирского населения основной коренной территорией расселения являлись земли собственно Башкирии, а лесостепь Самарского Заволжья была для него периферией, окраиной.
До присоединения Башкирии к России её население находилось в вассальной зависимости от ногайских князей, поэтому можно говорить об определенном влиянии ногайцев на территорию Заволжья, находящуюся к северу от р.Самары.
Ни тот, ни другой народы сколько-нибудь постоянных поселений на территории нашего края не имели.
В начале ХVII в. ногайцев из Левобережья постепенно вытесняют, пришедшие сюда из Монголии, калмыки. Начиная с 1630-х гг. они становятся подлинными хозяевами степных районов Заволжья. Однако, как и у их предшественников, основные места кочевий калмыков находились южнее. В отличие от мусульман ногайцев, калмыки исповедовали разновидность буддизма – ламаизм.
На лесостепное Правобережье кочевники заходили гораздо реже, но все же до начала 1680-х гг. селиться здесь оседлому земледельческому населению было чрезвычайно опасно из-за постоянной угрозы нападений.
Вместе с тем мы располагаем данными о том, что во второй половине XVI – начале ХVПвв. коренные народы Среднего Поволжья, и прежде всего мордва, – "наездом", то есть время от времени, эксплуатировали природные богатства края. Наиболее массовую подборку сведений об этом явлении собрал саратовский ученый А.А.Гераклитов. По мнению исследователя сюда, на Луку, приезжала прежде всего мордва-эрзя из Казанского, Тетюшского и других уездов центральной части Казанского Поволжья. Возможно, благодаря такому способу хозяйственной деятельности сохранился до начала массовой колонизации Самарской Луки и её окрестностей пласт более древних названий, таких, как Шелехметские и Морквашские горы и т.д.
В XVIв., а возможно и ранее, на волжских островах, в укромных местах Самарской Луки устраивались временные ватаги русских рыболовов, приходивших сюда на сезонный промысел красной рыбы.
Казачья вольница
В XVI столетии на южных и юго- восточных лесостепных пограничьях России и Речи Посполитой начало складываться вольное казачество. Оно формировалось прежде всего на основе славянских великорусских и украинских компонентов, с известной долей тюркских и, в меньшей степени, финноугорских. К концу ХVIв. процесс деления казачества на донское, яицкое, терское, волжское был в самом начале. Ватаги вольницы находились в постоянном движении, перемещениях.
Волга с ее богатствами, купеческими и посольскими караванами более других мест привлекала вольных атаманов. Самарский край оказался в эпицентре действий казачества. Строить постоянные городки на Волге, зимовать здесь казаки боялись, но вот приходить с Яика или Дона для кратковременных набегов, засад, выполнять государеву службу на "перелазах" считалось у них одним из выгоднейших занятий. Обычный путь с Яика шел через систему волоков по рр. Иргизу и Самаре на Волгу.
Постоянными, упоминавшимися как во второй половине XVI, так и в первой половине XVIIвв., излюбленными местами казачьих стоянок на территории края были на Самарской Луке устье р.Усы и Переволока, овражная долина напротив старого, ныне сухого, устья р.Самары (Казачье зимовье, Казачий подьем),поляны меж гор на южном берегу Луки (Ермакова поляна); Казачья гора ниже современной Сызрани, переправа через Волгу у Соснового острова напротив современного Хвалынска, Самарское урочище и местность, ныне входящая в черту городской застройки (Барбашина поляна) и т.д.
"Казачий период" в истории Самарского края был недолог. Складыванию казачества в этой местности помешало сооружение Самары. А почти через столетие, в 1680-х гг., после строительства Сызрани и окончательного освоения Правобережья, вольные казаки потеряли возможность хотя бы эпизодически появляться для своих грабительских предприятий на Волге.
2. Самара и её окрестности
Самарский городок, с начала своего строительства в 1586г., являлся поселением с преобладанием великорусского населения. Пути формирования его жителей были самыми различными. Подавляющее большинство горожан относилось к служилым людям местного гарнизона. Основу его составили стрельцы, переведенные из крепостей-городов Казанского края, в том числе и самой Казани. Присылаемые первоначально погодно, служилые люди постепенно оседали, обзаводились дворами, семьями и стали начальным коренным населением Самары.
Собственно городское или, как его тогда называли, посадское население Самары было невелико и в лучшие годы не превышало 1/5 всех жителей. Оно складывалось из самых различных компонентов. Прежде всего это были беглые или вольные люди, приходившие на Среднюю Волгу для заработков и постепенно оседавшие на посаде. Наибольший приток переселенцев давали уезды Казанского Поволжья, но отдельные жители приходили из Нижегородского Поволжья, центральных уездов страны.
Значительную группу (до 70 человек) среди служилых людей составляли, так называемые, "иноземцы" – выходцы из украинских и белорусских земель Речи Посполитой. Порой их называли еще "литвинами". Находясь в более привилегированном положении, чем большая часть гарнизона, в ряде случаев получая за службу поместные земли, иноземцы смогли оказать определенное воздействие на формирование топонимии окрестностей Самары и Самарской Луки.
С окрестностями Самары теснейшим образом были связаны близлежащие кочевья ногайцев, а затем калмыков. Под городком устраивались места для особого торга с кочевниками.
И, наконец, Самара являлась перевалочным пунктом не только на волжском торговом пути, но и на дорогах из Средней Азии и Яика. В городе существовал специальный "тезицкий двор" для среднеазиатских купцов, под городом – специальные заставы – таможни ( в Осинниках и т.д.), на сухопутных путях – уметы и караулы (Станишный умет, Уметной караул от Дубового буерака, Мочинский подъем).
Сам город со слободами в конце XVI – начале ХVШвв. занимал сравнительно небольшую территорию в междуречье Волги и Самары, однако хозяйственная деятельность его жителей распространялась на довольно обширную округу. К югу от городка в качестве промысловых и сенокосных угодий осваивалось Самарское урочище. Практически все топонимы этой территории русского происхождения.
В северном и восточном направлениях предпринимательская деятельность самарцев в XVII – начале XVIIIвв. распространялась на обширный район от устья Сока до устья Кинеля. Здесь, особенно вверх по Волге, горожане эксплуатировали угодья, которые еще раньше, до строительства Самары осваивали мордва и татары. Сведения об этом сохранились в документ
Самарская Лука
Наиболее ранним районом сельского расселения на территории Самарского Поволжья, сохранившим комплекс своих поселений до настоящего времени, являлась Самарская Лука. Излучина Волги, огибающая массив Жигулевских гор, создала на границе лесостепи и степи относительно безопасный, труднодоступный для внезапного набега кочевников, полуостров. В его межгорных долинах, на низменных плато появился ряд земледельческих и промысловых селений, в течение почти всего XVIIв. на сотни километров оторванных от основного ареала аграрного расселения России.
Складывание русского, мордовского и чувашского оседлого населения Луки происходило практически одновременно и началось, по всей видимости, в конце XVI – первой четверти XVIIвв. Наиболее ранние поселения – первые упоминания относятся к концу 1620-х гг. – возникли в юго-восточной части полуострова, в низменной подгорной его части, соседствующей через Волгу с Самарским городком.
Доминировали здесь русские селения Рождествено, Подгоры-Ильинское, дд.Новокараульная (Новинки) и Выползова. Владевший этими землями самарский патриарший Спасо-Преображенский монастырь селил на них беглых и гулящих людей. Среди переселенцев подавляющее большинство вышло из уездов Среднего Поволжья – Алатырского, Арзамасского, Казанского, Тетюшского и других. Жители этих селений доминировали на данной территории, являлись основными её природопользователями.
Селения мордвы и чуваш занимали окраинные укромные места низменности, располагались на границе леса и степи, рядом с горами – дд.Шелехметь, Борковка, Торновая, Че(у,а)ракаевка и другие. По-видимому, ранее в эти места пришла мордва и заняла наиболее удобные земли в районе деревень Терновой, Шелехмети, Борковки (совр. с.Новинки). Причем, в отличие от более раннего периода, когда Лука осваивалась "наездом", поселения основывались мордвой-мокшей из Алатырского, Темниковского и других юго-западных уездов Среднего Поволжья. Чуваши выбирали более укромные, закрытые лесом и горами места (д.Че(а,у)ракаевка) или подселялись в уже существующие мордовские селения.
С начала 40-х гг. XVIв. на Самарской Луке появляются помещичьи селения – дд.Моркваши, Ширяев Буерак (Ширяево), Осиновый Буерак (Осиновка), несколько позднее Брусяна, Ермаково, Мордово, Кольцове. Их основывали, как правило, рядом с Волгой, в межгорных долинах, на низменных местах. Подавляющее большинство жителей составляли русские, беглые и гулящие из уездов Казанского и Нижегородского Поволжья. Местные помещики крайне редко переводили своих крестьян из других владений.
В середине – второй половине XVII столетия чувашские и мордовские переселенцы начали осваивать центральную часть Самарской Луки, территорию, которая для жителей Рожденственской волости находилась "за лесом". Преобладали в этой местности чуваши, основавшие деревни Аскула, Сосновый и Березовый Солонцы, Севрюкаево, Бахилово.
В XVII – начале XVIIIBB. среди населённых пунктов Луки количество селений, в которых жили представители коренных народов Среднего Поволжья, значительно превышало их современный состав. Уже в XVIII – Х1Хвв. исчезли дд.Ахтулина, Черакаевка, Чувашские Брусяны, "Мордвиная на Ключе", Ширяевские Вершины и целый ряд других. Документы, свидетельствующие о начальном периоде освоения Луки, позволяют сделать вывод о том, что её центральная часть и, особенно, овражные долины, выходящие к Волге, были буквально "облеплены" небольшими, каждое в несколько дворов, чувашскими и мордовскими поселениями.
В последней четверти XVII столетия вся пригодная для сельскохозяйственной деятельности территория Самарской Луки оказалась освоенной. Наступает аграрное перенаселение региона, начинается массовый отток населения на Урал, Дон, в селения Левобережья.
К началу XVIIIв. селения восточной подгорной части Самарской Луки настолько запустели, что местная администрация предприняла энергичные меры по массовому переселению в эти места крестьян из других уездов страны. Ярким примером такой политики явился перевод в 1706г. из Пензенского уезда из владений Г.И.Головкина около 700 лиц мужского пола на "свободные тягла" в селения Рождественской волости.
В первой трети XVIII столетия продолжался приток беглых на Самарскую Луку. Например, власти Троице-Сергиева монастыря обнаружили в самарском селе Винновке и близлежащих поселениях десятки семей беглых крестьян, живших ранее на землях приписного к метрополии алатырского монастыря.
В конце XVII – первой трети XVIIIвв. завершается период известной автономии Луки, когда её территория являлась единственным земледельческо-промысловым освоенным районом на территории Самарского края. Это обстоятельство предопределило характер дальнейшей колонизации региона.
Надеинским Усольем в XVII-XVIIIвв. называлась территория занимающая западную часть большой Самарской Луки от Брусянского и Морквашинского оврагов до междуречья Усы и Тишерека. Центром, ядром освоения этой местности стали соляные источники у западной оконечности Жигулевских гор, за устьем р.Усы. Появление первых постоянных поселений, сохранившихся до настоящего времени, следует связывать с именем предприимчивого ярославского гостя Надеи Светешникова, основавшего в начале 1630-х гг. в этих местах крупное солеваренное производство.
Первопоселенцами Усольских слобод и хорошо укрепленного городка стали русские люди – гулящие, беглые, крепостные Светешникова. К середине XVIIв., при общем преобладании среди жителей Усолья переселенцев из Нижегородского и Казанского Поволжья, значительная часть населения, прежде всего из числа зависимых людей предпринимателя, была переведена из других солеваренных центров страны – Соли Камской, костромских Усолий и т.д.
Во второй половине XVII столетия новые владельцы Надеинского Усолья власти Савво-Сторожевского монастыря освоили практически всю территорию вотчины. Были устроены крупные русские поселения на переволоке между Волгой и Усой – Переволокская слобода, в восточной части владения – с.Же(и)гулевка. Подавляющее большинство жителей этих селений составляли либо беглые, либо переселенцы из Усольских слобод. В 1680-х -1690- х гг. приток беглых переселенцев уменьшился. Монастырские власти начали переводить на приволжские земли своих крепостных крестьян из центральных уездов страны, из вотчин в Тамбовском, Шацком и Других уездах.
Видимо, с конца 1650-х гг. на территории Усолья появились первые постоянные поселения чувашей. Первое из них – Старый Теплый Стан было основано неподалеку от Усольских слобод (с. Усолье), остальные – выходцами из него в районе современных с. Шигон (Новый Теплый Стан на Ногайском Броду) и Большая Рязань (Новый Теплый Стан у Брусянского Ключа). Мордва практически не участвовала в освоении Надеинского Усолья. Известен лишь единственный факт появления маленькой мордовской деревушки в Яблоневом овраге.
В конце XVII – первой трети ХVIIIвв. система сельских поселений и этнический состав населения Надеинского Усолья приобрели свой завершенный, близкий к современному, облик.
Русскими, в основном беглыми переселенцами были основаны селения Комаровка, Левашовка, Валы, Большая Рязань, Александровка, Актуши. По всей видимости с.Б.Рязань (Брусяна) появилось вследствие перевода крестьян из Рязанского уезда, где у Савво-Сторожевского монастыря имелись крупные владения.
Отсутствуют сведения о дальнейшем чувашском заселении Надеинского Усолья, так как д.Тайдакова, единственная, появившаяся в это время, возникла вследствие переселения жителей из возникших ранее Старого и Нового (на Ногайском Броду) Теплых Станов.
Сызранское Правобережье
Поворотным пунктом в массовом освоении Сызранского Правобережья стало строительство в 1683г. Сызранской крепости и устройство в ключевых пунктах района системы военно-административных пунктов – слобод. В них – Печерской, Усинской, Подвалье, Жемковской, Суринской и других были поселены служилые люди – казаки, солдаты выборных полков, стрельцы, переведенные из укрепленных пунктов Симбирской и Корсунской линий.
Окончательное закрепление территории региона завершилось строительством в 1687г. Кашпирской крепости, защитившей южные подступы к Сызрани. Границы ареала постоянных поселений передвинулись дальше на юг, а Сызранское Поволжье постепенно становилось территорией массового распространения помещичьего и монастырского землевладения. Крупнейшими центрами освоения края стали селения, возникшие на монастырских землях. Население Новопречистенской слободы (с.Новодевичье), принадлежавшей московскому Новодевичьему монастырю, составляли как беглые и гулящие люди, так и крестьяне, переведенные из монастырских вотчин в центральных уездах страны. Еще более разительным примером массового переселения являются селения, возникшие на землях московского Вознесенского монастыря – с.Городище (Костычи), Кузмодемьянское (Старая Рачейка). Сюда, в течение нескольких лет было переведено более двухсот крестьянских семей из Владимирского и соседних с ним уездов. Вдоль правого берега Волги, начиная с села Новодевичьего и почти до Саратова, сложилась цепочка крупных промыслово-земледельческих селений: с.Сосновый Остров (Хвалынск) с округой Чудова монастыря, с.Терса (Вольск) с округой Новоспасского монастыря , население которых практически полностью составляли переведенцы из Ростовского, Верейского, других центральных уездов России.
Наиболее многочисленную группу среди селений, возникших в конце XVII – первой трети ХVIIIвв., составили деревни и села, принадлежавшие местным симбирским и сызранским помещикам. К ним следует отнести Ивашевку, Подъячевку, Репьевку, Заборовку, Троицкое, Богородское, Семионовку, Губину, Кушникову и другие. Как правило, небогатые владельцы либо приглашали на свои земли беглых из близлежащих уездов Среднего Поволжья, либо из собственных владений в тех же уездах переводили крестьян, либо на определенных условиях разрешали селиться на своих поместных землях служилым приборным людям. В большей степени переводом крепостных крестьян занимались привилегированные землевладельцы – Трубецкие, Троекуровы (дд.Трубетчино, Троекуровка).
Сызранское Правобережье, как и Симбирское, прежде всего стало территорией расселения мелко- и среднепоместных служилых людей и принадлежащих им крестьян, либо переведенных из близлежащих уездов Среднего Поволжья, либо беглых. Однако, в отличие от Симбирского Поволжья и Самарской Луки, здесь весьма редки были поселения чувашей и мордвы. Ни о каком массовом заселении региона представителями этих народов не может быть и речи. В рассматриваемый период можно говорить лишь о заселенной "служилыми татарами"(?) деревне Старый Тукшум, двух ясачных чувашских деревнях Малячкиной и Байдеряковой, да расположенной за с.Подвальем чувашской (?) д. Сенкиной. В общем массиве русских поселений эти деревни явно терялись, не играли сколько-нибудь существенной роли.
К концу первой трети XVIII столетия Сызранское Поволжье в основном было освоено, здесь сложилась сеть постоянных поселений, сохранившихся до настоящего времени и определявших характер и специфику данной территории. Есть основания предполагать, что часть чувашских, мордовских и татарских селений северных и северо-восточных районов Самарской области возникла уже в конце XVII – первой трети XVIII столетий, то есть до строительства Новозакамской оборонительной линии, однако сведения об этих населённых пунктах нуждаются в дополнительной проверке. Поселенцы разных национальностей жили в добром согласии друг с другом, имелись и деревни со смешанным национальным составом. Все это способствовало взаимообогащению культур всех народов. Так, на территории современного Похвистневского района Самарской области переселенцы из государственных крестьян основали чувашские деревни Питтипель (Ганькино), Рзи яль (Рысайкино), Стюхино, Султангулово, Аверкино, Ибряйкино, Чекалинка, Скородумовка, татарские Кутлугушево (Похвистнево), Али аул (Алькино), мордовские – Алешкино, Большой и Малый Толкай, Era, Ключи (Архангельское) и другие. Аналогично шло заселение других районов края. В северных и центральных уездах будущей Самарской губернии сложились сплошные массивы мордовских поселений, перемежающиеся русскими и чувашскими селами и деревнями. В северных и восточных уездах компактными группами оседали татары.
Названия многих существующих и доныне сел и деревень донесли до нас имена первопоселенцев из ХVIIIв. В Шенталинском районе Подлесная Андреевка названа по Андрею Лукоянову. В Похвистневском районе названия Ибряйкино, Аверкино, Ганькино сохраняют память о Борисе Алексееве (языческое имя Ибрай), Аверьяне Андрееве (Аверка или Аерка), Гавриле Степанове (Каник Яшкин). Селу и райцентру Клявлино дано имя от Клевле Чюрекеева (Василия Иванова в крещении), с.Саперкину Исаклинского района – Сапера Тоимекеева (Савелия Борисова).
3. Этнические процессы
Хотя и среди крепостных встречались крестьяне не только русские, но и других национальностей, но все же особой этнической пестротой отличался поток вольных переселенцев. С 1799 по 1811гг. в Бузулукский уезд прибыло на жительство 10 тыс. душ мужского пола русских государственных крестьян, до 4 тыс. душ мордвы и небольшое количество татар и чуваш. За те же годы среди казенных крестьян-переселенцев в Бугурусланский и Бугульминский уезды прибыло соответственно русских 6,3 и 9,1 тыс. душ, мордвы – 2,5 и 4,8 тыс. душ, чувашей – 1,7 и 4,4 тыс. душ, а также несколько сот душ мужского пола татар и тептярей.
Приток земледельческого населения из числа русских и народов Поволжья продолжался все последующие десятилетия Х1Хв. и завершился в основном к концу того же столетия. На рубеже ХХв. статистики указывали, что "наплыв сюда новых поселенцев год от году уменьшается, даже замечается преобладание выселений над переселениями".
Соответственно росту земледельческого сокращалось кочевое население. К концу Х1Хв. на территории современной Самарской области поселения башкир имелись на крайнем ее востоке, район сезонных кочевий был немногим шире. Формально уже в 1842г. было ликвидировано Ставропольское калмыцкое войско, и калмыки переселялись в Оренбургскую губернию. Однако, еще несколько десятилетий калмыцкие кочевья в Самарском крае, в частности в Бузулукском уезде еще сохранялись.
Русские по своей численности преобладали во всех уездах Самарской губернии, за исключением Бугульминского. Особенно очевидным было их преобладание в Бузулукском и Николаевском уездах. В общей массе переселявшихся в Самарское Заволжье русских выделялись, во-первых, выходцы из соседних поволжских губерний, прежде всего Симбирской и Казанской, которые оседали большею частию в северных и приволжских районах нашего края. Во-вторых, это были жители из центральных черноземных губерний, селившиеся, как правило, глубже в степи. О местах выхода говорят некоторые названия селений: Московка, Питерка, Тульская, Курская, Харьковка, Пензенка, Киевка, Ломовка и др.
Украинские переселенцы прибывали в Х1Хв. из Черниговской, Харьковской, Полтавской губерний. Среди сельских жителей было незначительное количество белорусов, поляков и проч.
Основная масса переселенцев из мордвы явилась в Самарский край с северо-запада и запада: Нижегородский, Арзамасский, Алатырский, Казанский уезды. Они предпочитали оседать в лесостепной зоне севернее р.Кинель, где возникли сплошные массивы мордовских поселений. Наиболее высокий процент мордовского населения (до четверти всех жителей) был в Бугурусланском уезде. Среди мордовских крестьян было также немало выходцев из Пензенско-Саратовского региона. Те более решительно продвигались и обосновывались в южных частях нашего края, в т.ч. в степи. Здесь мордва обычно была в числе самых первых переселенцев.
Совместное проживание мордвы в одних селениях с русскими было обычным явлением. Реже встречались смешанные поселения мордвы с чувашами и очень редко с татарами, тептярями, башкирами. В целом мордва занимала в Самарском крае по численности второе место после русских.
Чуваши проживали в основном на территории Бугульминского и Бугурусланского уездов. В степных районах их практически не было. С русскими и мордвою смешивались мало, предпочитали в качестве соседей татар. В отличие от мордвы, которая формально была вся крещена, многие чуваши семьями и даже целыми селениями держались языческих обрядов и верований. Да и крещеные чуваши были в целом не очень-то верными христианами.
Татарское население можно разделить на две группы. На северо-западе они обосновались раньше и были связаны происхождением и близостью расселения с татарами Казанской губернии. Южнее и восточнее им приходилось селиться на башкирских землях в качестве припущенников, то есть долгосрочных арендаторов. Так сложилась своеобразная этнографическая группа тептярей. В настоящее время в с.Балыкла потомки тептярей не осознают себя чем-то отличным от жителей соседних татарских селений (Камышла, Ермаково, Усманово), хотя те помнят об их происхождении и продолжают называть балыклинцев "типтарями".
С казанскими татарами сближались не только другие этнографические группы татар, но и башкиры. Примером является с.Камышла, где еще в середине прошлого века население числилось башкирским, а ныне это типичное татарское поселение, хотя жители его помнят о проживании предков на башкирских землях.
С 1850-х гг. на северо-западе Самарского края на покинутых калмыками землях стал складываться массив немецких колоний с Центром в Александертале (ныне с.Надеждино). Соответственно появился целый пласт немецких географических названий, но он был полностью уничтожен административными методами в ходе депортации 1941 года. Еще более ранние и многочисленные немецкие колонии существовали на юге Самарской губернии, но они все располагались за пределами современной одноименной области, и поэтому не рассматриваются в данной работе. В крае имелось также небольшое число эстонских и латышских переселенцев.
V. Заключение
Самара – очень красивый город. В ней переплелись милая прелесть старины с ажурной резьбой, вычурной лепниной на домах и громоздкой, чуть наглой, но не лишенной привлекательности современной архитектурой. Маленькие уютные деревянные домики дружелюбно соседствуют с громадными зданиями из стекла и бетона. Историческое прошлое города соседствует с настоящим, ненавязчиво предлагая заглянуть в прошедшие века…
Современная Самара, опираясь на богатые исторические и культурные традиции, строится, растёт, хорошеет день ото дня, оставаясь жемчужиной на Волге, сердцем России.
К концу ХIХ в. в Самарском Заволжье в основном сложилась та структура поселений, которая сохранилась в значительной мере доныне. В начале ХХ в. перемены в ней были связаны, как правило, с появлением новых поселков на местах выселков, хуторов, отдельных усадеб, промышленных заведений. Крупный поселок, названный Иващенково по фамилии руководителя строительства (ныне г.Чапаевск), возник при казенном Самаро-Сергиевском пороховом заводе.
В послереволюционное время эта структура изменялась и деградировала под воздействием урбанизации и других факторов, которые требуют специального изучения.
Население Самары по данным на январь 2010 года составляет 1 миллион 134 тыс. жителей[39]. Численность населения двухцентровой агломерации Самара-Тольятти, включающей города-спутники Самары и Тольятти – Новокуйбышевск, Кинель, Чапаевск, Жигулёвск составляет 2,3 млн. человек (3-е место в РФ – после Москвы и Санкт-Петербурга по состоянию на 2005 год).
VI. Список литературы
. Храмков Л.В., Храмкова Н.П. Часть 2 // Край Самарский. – Куйбышевское книжное издательство. – Куйбышев: 1988.
. Пылявский Я.Г. Самара – Куйбышев: Хроника событий. 1586-1986. – Куйбышевское книжное издательство. – Куйбышев: 1985.
Моргун А.Г. От крепости Самара до города Куйбышева: Заметки об 3. архитектуре. – Куйбышев: 1986.
. Павлов А.Е. Запасная столица. – Самара: 1995.
. Каркарьян В.Г. Старая Самара: история, дома и люди. – Самара: 1998.
. Кабытов П.С., Завальный А.И. Самарское население. – Издательство Самарского Университета. – Самара: 1994.