- Вид работы: Реферат
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 14,25 Кб
Особенности культуры Северного Возрождения
План
1. Особенности культуры Северного Возрождения
Особенности культуры Северного Возрождения, его хронологические рамки
Трагедия возрожденческого гуманизма в творчестве В. Шекспира, Ф. Рабле, М. Де Сервантеса
Характеристика живописи И. Босха, Я Брейгеля, Э. Греко, А. Дюрера
2. Движение Реформации и его влияние на развитие культуры
Реформация – широкое социально-политическое и культурное движение. Возникновение протестантизма
Этика протестантизма как духовная основа зарождающегося капиталистического общества
Литература
1. Особенности культуры Северного Возрождения
Особенности культуры Северного Возрождения, его хронологические рамки
Само понятие "Возрождение" (rinascita) возникло в Италии в XIV веке как некий итог осмысления новаторства эпохи. Традиционно родоначальником эпохи Возрождения в литературе считают Данте Алигьери. Именно он впервые обратился к человеку, его страстям, его душе в своем произведении под названием "Комедия", которое впоследствии будет названо "Божественной комедией". Именно он был первым поэтом, который четко и непреклонно возродил гуманистическую традицию. Северное Возрождение – термин, использующийся для описания эпохи Возрождения в северной Европе, или более обобщающее – во всей Европе за пределами Италии, к северу от Альп. Северное Возрождение тесно связано с итальянским Возрождением, но имеется ряд характерных отличий. Как таковое, Северное Возрождение не являлось однородным: в каждой стране оно имело определённые специфические черты. В современной культурологии общепринято считать, что именно в литературе Возрождения наиболее полно выразились гуманистические идеалы эпохи, прославление гармонической, свободной, творческой, всесторонне развитой личности.
Примерные хронологические рамки Северного Возрождения – XV-XV вв.
протестантизм северное возрождение культура
Трагедия возрожденческого гуманизма в творчестве В. Шекспира, Ф. Рабле, М. Де Сервантеса
Театр сыграл особую роль в возрождении. В XVI-XVII веке театр выполнял особую функцию. То, что давалось на театре, часто больше привлекало своей злободневностью, чем какой-то глубокомысленностью, которую ныне мы привыкли ждать от театра, той учительской ролью, которую мы связываем с именами великих драматургов. В эпоху Возрождения в центр всей драматургии была поставлена моральная философия, в рамках которой четко обозначалась линия светской этики. Впервые в литературе (и особенно в драматургии) поэт, драматург или писатель прямо осуждает своего персонажа, рассуждает о его поведении, дает ему моральные советы. Все это должно было служить определенным воспитательным целям, выполнять назидательные функции. В драматургии разрабатываются проблемы достоинства человека, основанного не на знатности происхождения или богатстве, а на высоких нравственных качествах и способности самосовершенствования, дается новая оценка труда, творчества, волевой активности человека и, конечно, выстраиваются принципы повседневной жизни.
Творчество Уильяма Шекспира впитало в себя все важнейшие излучения эпохи Возрождения – эстетические (синтезируя традиции и мотивы популярных романтических жанров, таких как ренессансная поэзия и проза, фольклор, гуманистическая и народная драма) и идеологические (Шекспир рассуждает о миропорядке, критикует защиту феодально-патриархального уклада и политическую централизацию, ставит под сомнение мотивы христианской этики, ренессансные неоплатонизм и стоицизм, идеи сенсуализма и макиавеллизма и пр.) . Идеологию гуманизма вместе с идеалами народа всегда можно считать основой пьес Шекспира. Шекспир умел чутко уловить противоречивость Возрождения, отсюда – динамика и драматизм его пьес, именно поэтому они полны столкновений, конфликтов. Шекспир постиг тенденции времени и потому для него характерно динамичное отношение к действительности, что во многом определяет эволюцию его творчества.
Шекспир осознавал комические и трагические несообразности жизни, но изображал их традиционно: трагическое ужасно, комическое – это фарс. Будучи гуманистом, он верил в гармоническое разрешение жизненных противоречий. Суть пьес определяют те, кто вносит гармонию в государство, в общественные и личные отношения (Ромео и Джульетта, Виола, Генрих V). Носителей зла (Тибальда, Шейлока, Мальволио) – Шекспир оставляет в одиночестве. Безоговорочное торжество принципов гуманизма, умение растворить идеи в ситуациях и сложных образах свидетельствуют о высоком мастерстве Шекспира. Если сфера хроник – человек и государство, то темой большинства трагедий является отношение человека и эпохи, внутренний мир человека. Социальный конфликт у Шекспира – прежде всего противоречие нравственное, семейное ("Гамлет", "Король Лир"), личное ("Отелло"). Основной темой трагедий Шекспира является человек и общество. Тема раскрывается через столкновение отдельных личностей, но конфликт охватывает всю цепь бытия: приобретая всемирный, даже космический характер, он одновременно проецируется в сознание героя. Независимо от этого суть трагического гуманизма Шекспира заключается в образе главного героя. Герои трагедий – титаны и по мощи характеров, и по способности в личных бедах видеть беды общественные и всемирные. Сама грандиозность достоинств – разума (Брут, Гамлет), чувства (Ромео, Отелло), силы характера (Макбет) – влечёт героя к гибели. В финале трагедий всегда есть возврат к некоему равновесию, существовавшему вначале. Драматизируя историю, Шекспир рисует её через столкновения отдельных людей. Человек – средоточие всей драматургии Шекспира, и изображение человеческой личности во всей её многогранности, значительности и величии, сложности и динамике духовного развития – важнейшее художественное достижение Шекспира.
Франсуа Рабле – типичный человек Возрождения по своим симпатиям и привязанностям, об этом говорит и его необычная – странническая, почти бродячая жизнь, и разнообразие занятий. Рабле – не только гуманист, но и медик, юрист, филолог, археолог, натуралист, богослов. Все эти занятия, как и все умственное, нравственное и социальное брожение его эпохи отразились в его романах. ПО форме романы мифологически-аллегорические. Великое значение книг Рабле ("Гаргантюа" и "Пантагрюэль" составляют одно нераздельное целое) заключается в соединении отрицательных и положительных сторон. Стоя на почве несомненной исторической действительности, Рабле сатирически клеймил существовавшую систему воспитания, с преобладанием в ней сухой и нелепой схоластики. Объект его критики – система гражданского права, приемы медицины, направление политики, вечные войны, с их ужасными последствиями, и победы, с их гнусными результатами, злоупотребления в судопроизводстве. Самой жесткой критике подверглась церковь в лице ее высших и низших представителей, причем он стоит вне и выше всяких партий, с одинаковой строгостью осуждая все, что находит дурного у католиков, лютеран, кальвинистов и т.д. Орудие сатиры Рабле – смех. В положительной стороне его романов на первом плане теория воспитания, в которую он вложил все, что почерпнул из своего житейского опыта и из своих научных знаний.
Главная тема произведений Мигеля де Сервантеса – человеческие свойства и человеческие отношения. Проступающие в "Назидательных новеллах" Сервантеса, они еще более глубоко выражены в "Дон Кихоте". Идея "Дон Кихота" – создать пародию на рыцарские романы. Дон-Кихот, бедный провинциальный идальго, сведенный с ума чтением рыцарских романов и решивший восстановить древний институт странствующего рыцарства, подобно героям рыцарских романов, выезжает на подвиги в честь своей воображаемой "дамы" для защиты всех обиженных и угнетенных в этом мире. "Дон Кихот" очень важен для понимания последующей литературной традиции. Разрушив старый рыцарский роман, Сервантес вместе с тем заложил фундамент для нового типа романа, что означало огромный шаг вперед в развитии художественного реализма. Здесь по-новому трактуются гуманистические идеалы. Подход к действительности становится разносторонним и расширяется в философскую концепцию жизни без какого-либо ущерба для конкретности и живости образов. Значительно превосходя в этом отношении существовавшие в ту пору жанры психологического, социально-сатирического и бытового романа, роман Сервантеса был вначале XVII в. явлением исключительным, значительно опередившим свою эпоху. Идеи, образы, манера повествования, общий тон и отдельные стилистические черты "Дон Кихота" находят широкий отклик в европейской литературе.
Живопись мастеров Северного Возрождения имеет свои особенности. Она сочетает готику и Ренессанс и уходит корнями во французско-фламандскую книжную миниатюру. Для картин некоторых мастеров характерен почти фотографический реализм. Импульс от зрелого итальянского Возрождения соединился с местными традициями привёл к формированию нового художественного языка. Пейзажная живопись у мастеров Северного Возрождения очень своеобразная. Пейзаж становится отдельным объектом живописи. Точное в изображение явлений природы перешла на образы человеческих тел. Альберт Дюрер изучал нюансы движения тела человека и отражал это до мельчайших подробностей в своих работах. Новизной его стиля считается детализированное описание поверхностей предметов и пластичность, достигаемая за счёт удачно применяемых световых эффектов. Человек на картинах больше не идеализировался. Перед зрителем предстают настоящие люди со всеми своими человеческими недостатками. Морщины, мешки под глазами, – всё без прикрас натурально изображалось на картине.
Из ряда мастеров Северного Возрождения выделяется самый загадочный художник – Иероним Босх, чьё творчество до сих пор во многом не разгадано. Средневековый человек видел в картинах Босха множество символов и посланий. Символы по-разному трактуются в зависимости от контекста и источника – от мистического трактата до практической магии, от фольклора до ритуальных представлений. Значительное количество символов Босха считается алхимическими. Алхимия в позднем средневековье была ярким явлением культуры, фантастическим вариантом химии. Босх придаёт алхимии негативные, демонические черты. Различные стадии превращения зашифрованы в цветовом переходе; зубчатые башни, полые внутри деревья, пожары, являясь символами Ада, одновременно намекают на огонь в опытах алхимиков; герметичный же сосуд или плавильный горн – это ещё и эмблемы чёрной магии и дьявола. Босх использует расхожую символику бестиария – "нечистых" животных: на его картинах встречаются верблюд, заяц, свинья, лошадь, аист и множество других. Жаба, в алхимии обозначающая серу, – это символ дьявола и смерти, как и всё сухое – деревья, скелеты животных.
В работах Питера Брейгеля сплетаются грубоватый народный юмор, лиризм и трагизм, острая реалистическая наблюдательность и фантастический гротеск, интерес к бытовым деталям, подробной повествовательности и стремление к широкому обобщению, созданию синтетической картины мира. От сатирических нравоучительных рисунков Брейгель с середины 60-х гг. перешёл к созданию обобщенных картин народной жизни, обычно изображённых на фоне широкого пейзажа и более сдержанных по цвету. Главный герой произведений Брейгеля – постоянно движущаяся народная масса. Художник создаёт (в несколько условной, гротескной форме) широкую панораму жизни народа, изображая его труд и быт, тяжёлые народные бедствия; в форме иносказания он выступает против социальной несправедливости и насилия. Брейгель раскрывает вместе с тем и заключённые в народе мощные жизненные силы, его достоинство и неиссякаемое жизнелюбие.
Эль Греко (Доминикос Теотокополус) – автор уникального стиля. В эволюции колорита Эль Греко краски теряли материальность. Разнообразны композиционные приемы Эль Греко, которые менялись им в зависимости от назначения картины, от ее масштабов, формата, иконографических мотивов и изобразительных факторов. Передача пространства, освещения, движения, ритмики форм и интервалов между ними – все это обладает особой силой выразительности. Некоторые произведения Эль Греко производят впечатление свободной художественной импровизации. Но даже самые "хаотичные" из них, нарушающие все традиционные представления о композиции, ритме, рисунке, линейной перспективе, сочетании цветов, не выходят за рамки строго продуманной и смелой художественной системы. Может быть, здесь сильнее всего ощущается, насколько Эль Греко, обладавший способностью ярко чувствовать, был вместе с тем рационально мыслящим художником и гуманистом. Внутренняя структура образа угадывается даже в его самых сложных картинах, построенных на ритмическом созвучии красочных пятен, линий, геометрических фигур – треугольников, овалов, полуовалов, прямоугольников. Элементы действительности вторгаются в образной строй его произведений. В конечном счете, в основе образов Эль Греко всегда лежит человеческое чувство, и не случайно зритель не может остаться к нему безучастным.
2. Движение Реформации и его влияние на развитие культуры
Реформация – широкое социально-политическое и культурное движение. Возникновение протестантизма
Процесс Реформации – массовое религиозное и общественно-политическое движение в странах Западной и Центральной Европы XVI – начала XVII вв., целью которого было реформирование католического христианства в соответствии с Библией. В 1517 г. католический священник-монах Мартин Лютер повесил на ворота дворцовой церкви в Виттенберге 95 тезисов. Суть тезисов в следующем:
покаяние важно для отпущения грехов.
покаявшийся получает прощение по милости Бога, индульгенция – обман
Лучше сделать доброе дело, чем заплатить деньги и откупиться.
Главное сокровище церкви – Священное Писание.
Этот день, 31 октября 1517 г считается началом Реформации в Германии. Реформация повлекла преобразование в католическом христианстве, серьезно повлияла на общество, культуру, экономику и политику.
Можно выделить следующие причины Реформации.
1). Противоречия между светской властью и ролью церкви.
Церковь эпохи средневековья – крупнейший феодал. Церковная иерархия выстраивалась по образцу иерархии светской. Католическая церковь в разных государствах Западной Европы владела до 1/3 количества всей обрабатываемой земли, при этом использовался труд крепостных, применялись те же методы и приёмы, что и использовали светские феодалы. Узурпируя, таким образом, готовые формы феодального общества, церковь одновременно формировала идеологию феодального общества, ставя своей задачей обоснование закономерности, справедливости и богоугодности этого общества. Монархи Европы вынуждены были считаться с экономической мощью церкви и ее политической властью.
2). Зарождение нового класса буржуазии.
Буржуазии требовалось христианство нового образца. Необходимо было ввести простоту и дешевизну: меркантильной буржуазии деньги были нужны не для того, чтобы строить величавые соборы, а для того, чтобы, вкладывая их в производство, создавать и приумножать свои разрастающиеся предприятия. И в соответствии с этим становилась не только ненужной, но и просто вредной вся дорогостоящая организация церкви с её папой, кардиналами, епископами, монастырями и церковным землевладением. Чем сильнее была буржуазия, тем большей глубины достигли реформаторские процессы.
3). Гуманизм как новое идейное течение.
Гуманизм и изменившаяся интеллектуальная среда в Европе повлиял на нравственный климат в Европе. Критический дух эпохи Возрождения позволил по-новому взглянуть на все явления культуры, в том числе и на религию. Упор Возрождения на индивидуальность и личную ответственность помог критически пересмотреть церковную структуру, а мода на древние рукописи и первоисточники обратила внимание людей на несоответствие первохристианства и современной церкви. Люди с пробуждённым рассудком и мирским мировоззрением становились критически настроенными к религиозной жизни их времени в лице католической церкви.
4). Порча церкви.
Вглядываясь вглубь веков, верующие задавали себе вопрос: апостольское христианство с его простотой и аскетизмом – нельзя ли вернуть его? Как ответ на этот вопрос, возникает реформация, которая отвергает, кроме негативных сторон католичества, и многие вековые традиции. Главным принципом протестантизма становится принцип "Sola Fide", о котором пойдет речь в дальнейшем.
Лютер выдвинул несколько столпов – основных идейных опор реформации. Среди таких принципов были:
. Sola Scriptura (только Писание)
. Sola Gratia (только благодать)
. Sola Fide (только вера)
. Solus Christus (только Христос)
. Soli Deo Gloria (одному Богу слава) .
Опираясь на святое писание, Лютер доказывал, что вся иерархия католической церкви, монашество, большинство обрядов и служб не основаны на "подлинном слове Божьем", "истинном Евангелие". Вера понималась отцами реформаторской церкви как "доверие".
Этика протестантизма как духовная основа зарождающегося капиталистического общества
Термин "Протестантская трудовая этика" был введён в научный оборот немецким социологом и философом Максом Вебером в его знаменитой работе "Протестантская этика и дух капитализма" в 1905 году. Исследовав экономическую ситуацию в Германии, где исторически проживало смешанное население (в южных землях – католики, в северо-восточных – протестанты, хотя деление было условным), М. Вебер увидел, что протестантское население экономически успешнее. Швейцария, Нидерланды, Великобритания, США также показывали высокие темпы роста. Начав искать этому объяснение, М. Вебер сделал ряд выводов, связанных с протестантизмом. Именно протестантская трудовая этика, по мнению исследователя, явилась причиной такого быстрого темпа развития.
Протестантизм, по мнению М. Вебера, привел к тому, что у человека, воспитанного в духе протестантских идей, есть здоровый рационализм и трудолюбие. "Остерегайся считать своей собственностью все, что ты имеешь, и жить сообразно с этим. В этот самообман впадают многие люди, имеющие кредит. Чтобы избегнуть этого, веди точный счет своим расходам и доходам. ". Характерная черта протестантских обществ – ведение коммерции не только ради увеличения личного потребления, а в качестве добродетельного вида деятельности. Вебер считал, что стремление к предпринимательству ("стремление к наживе") к денежной выгоде, само по себе ничего общего не имеет с капитализмом. По мнению М. Вебера, капитализм может быть идентичным обузданию этого иррационального стремления, во всяком случае, его рациональному регламентированию. Капитализм, безусловно, тождествен стремлению к наживе в рамках непрерывно действующего рационального капиталистического предприятия, к непрерывно возрождающейся прибыли, к рентабельности. "И таковым он должен быть. Ибо в рамках капиталистической системы хозяйств, предприятие, не ориентированное на рентабельность, неминуемо осуждено на гибель". Протестантская трудовая этика, по мнению Вебера, уходит корнями в Писание, которым протестанты руководствуются в повседневной жизни. При этом наиболее важны следующие принципы:
. Нельзя задерживать жалованье рабочему
. Запрещены издевательства и жестокое господство начальства над подчиненными
. В Писании поощряется честное отношение к клиентам
. У протестантов – жесткий регламент рабочей недели и обязательный отдых в воскресенье.
Точка зрения М. Вебера имеет сторонников и критиков. Некоторые социологи считают, что этика, подобная протестантской, может присутствовать лишь в тех этических системах, в которых имеется оптимальный баланс обязанностей и прав человека (чувство долга заставляет человека трудиться, а права защищают от посягательств на результаты его труда) . Согласно этой точке зрения, в современных протестантских странах трудовая этика ухудшается из-за чрезмерного смещения акцента с чувства долга на реализацию прав.
Тест
Приведите в соответствие авторов и их произведений:
1.М. Де Сервантес в. "Дон-Кихот"2.Ф. Рабле г. "Гаргантюа и Пантагрюэль"3.Э. Роттердамский е. "Похвала глупости"4.Т. Мор б. "Утопия"5.В. Шекспир а. "Король Лир"6.У. Фон Гуттен ж. "Письма темных людей"7. Лопе де Вега д. "Учитель танцев"
Литература
2.Grimm H. J., The Reformation Era, 1500-1650, New York: Macmillan, 1973.
.Henryk Grossman The Beginnings of Capitalism and the New Mass Morality (англ.). Journal of Classical Sociology, Vol.6, No.2, 201-213 (2006).
.Вебер М. Протестантская трудовая этика и дух капитализма. // Избранные произведения: Пер. с нем. /Сост., общ, ред. и послесл. Ю.Н. Давыдова; Предисл.П. П. Гайденко. – М.: Прогресс, 1990.
.Викторов В.В. Культурология: Учебник, – изд., доп. – М.: Вузовский учебник: Инфра-М, 2010.
.Винниченко Т. Эль Греко. Чужеземец // Личности 2012 №49
.Дмитриева О.В. Социально-политическая борьба в Англии в конце XVI – начале XVII вв. – М.: Б. и., 1985
8.Евгеньев В. К истории протестантской этики – #”justify”>.Кернс Э. Дорогами Христианства. История церкви. – М.: Протестант, 1992.
.Ковальский Я.В. Папы и папство. – М.: Политиздат, 1991. С.103.
.Краткая художественная энциклопедия. Искусство стран и народов мира. Том 2. /ГНИ "Советская энциклопедия"/1965
.Культурология. Энциклопедия. В 2-х т. М.: РОССПЭН, 2007.
.Левидова И.М. Шекспир: Библиогр. рус. пер. и Крит. лит. на рус. яз., 1748-1962. / Отв. ред. М.П. Алексеев. – М.: М.: Книга, 1964
.Лютер М.95 тезисов. Диспут о прояснении двойственности. СПб, 1996.
.Лютер, Мартин, О рабстве воли. В кн.: Эразм Роттердамский, Философские произведения, М., 1986, с.290-545.
.Пинский Л. Шекспир. М.: Худож. лит., 1971.