- Вид работы: Контрольная работа
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 16,96 Кб
Особенности римского скульптурного портрета
Введение
С первого взгляда весьма удивительным кажется то факт, что в Древнеримской истории сохранилось незначительное количество имен великих скульпторов. И это при том, что сам Вечный город буквально изобилует собственными, а также привезенными из Греции памятниками. А дело все в том, что в отличие от греков, всегда гордившихся своими мастерами, римляне воспринимали художников как ремесленников. Местное население считало унизительной их деятельность, поэтому до нашего времени дошло ничтожное число имен римских скульпторов и живописцев.
Изначально римские скульпторы во всем подражали грекам, однако их отличало стремление создавать скульптурные портреты конкретных людей, а не мифологических героев и богов, как это было принято в Греции. Римский скульптурный портрет принято считать величайшим достижением скульптуры Древнего Рима <#”justify”>Целью данной курсовой работы является анализ особенностей римского скульптурного портрета.
В рамках курсовой работы будут решены следующие задачи:
исследованы общие особенности скульптурного портрета раннего периода;
рассмотрены основные виды скульптурного портрета периода Республики;
исследованы особенности римского скульптурного портрета эпохи Августа, Флавиев, Антонинов;
рассмотрены особенности римского исторического рельефа.
Объект исследования – историческая и художественная составляющие римского скульптурного портрета.
Предмет исследования – римские скульптурные портреты разных эпох.
Цель исследования – анализ римского скульптурного портрета как своеобразного художественного явления.
При выполнении данного исследования использовались труды многих авторов. Например, сборник авторов Бритовой Н.Н., Лосевой Н.М., Сидоровой Н.А."Римский скульптурный портрет" (1975). Этот сборник посвящен развитию римского скульптурного портрета от суровых, лаконичных образов к более психологическим, от изысканных к пышно нарочитым, а затем канонически отвлеченным. Глубоко и интересно раскрывают авторы специфику пластического языка древних скульпторов, стилистические особенности каждого периода. Данная книга знакомит с богатым наследием римского скульптурного портрета. Структура исследования: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.
Глава 1. Особенности римского скульптурного портрета различных периодов
скульптурный портрет римский
1.1 Общие особенности скульптурного портрета раннего этапа
Римские портретисты впервые попытались разрешить задачу, которая в конечном счете стоит и перед современными художниками, – передать не только внешний индивидуальный облик определенного человека, но и отличительные особенности его характера. Основы последующего развития европейского реалистического портрета были заложены именно в искусстве Древнего Рима. Характерные особенности римского портрета наиболее четко проявляются при сравнении его с предшествующим ему греческим портретом. Греческие скульпторы периода классики создают не столько портрет определенного человека, сколько некий обобщающий образ, воплощающий в конкретном изображении черты, характеризующие поэта, философа, полководца. Римляне обладали определенным практицизмом, что отражалось в укладе жизни и в искусстве. Римский портрет изначала был призван изображать конкретного гражданина Римского государства, сознававшего свое значение как самостоятельной личности. Этим и объясняется широкое развитие в Риме, наряду с официальными портретами должностных лиц и императоров, изображения частных лиц. Истоки римского скульптурного портрета необходимо искать в искусстве этрусков, с их погребальными скульптурами и масками, обеспечивавшими жизнь души умершего в новом мире. В начале IV века до н.э. наряду с идеализированными, созданными под влиянием греческого искусства произведениями в погребальной скульптуре этрусков появляются индивидуализированные изображения умершего. Примером может служить саркофаг из Кьюзи (Лувр); на его крышке представлен пирующий в окружении гениев смерти умерший с характерным удлиненным лицом, близко посаженными глазами и резкими складками по сторонам рта.
Несмотря на влияние греков, в работах этрусских скульпторов уже виден интерес к характеру модели. Один из первых этрусских скульптурных портретов в виде монументальной скульптуры- бронзовая голова мальчика (Флоренция, Археологический музей). Совершенство ее является доказательством существования каких-то более ранних несохранившихся памятников. В правильном лице мальчика с широко открытыми глазами, спокойно смотрящими вдаль, сильны черты обобщенности, отражающей воздействие греческого искусства позднеклассического времени. Но передача волос, падающих длинными прядями на лоб, кубическое построение головы – чисто местные, этрусские особенности, восходящие к головам древних каноп. В асимметричном положении глаз и ушей, в легкой кривизне рта заметно стремление передать индивидуальные черты. Ввиду близости к искусству поздней классики и по аналогии с другими этрусскими произведениями голова мальчика должна датироваться, очевидно, концом IV – началом III века до н.э.. Первой попыткой передать именно характер модели считают голову Брута из дворца Консерваторов в Риме. Ее относят именно к работам этрусских мастеров(2 пол.3 века до н.э). Переходным этапом на рубеже II и I веков до н.э. становится произведение, с одинаковым правом считающееся и этрусским и римским, завершающее ряд этрусских портретов и открывающее новый ряд – портретов римских. Речь идет о знаменитой статуе Оратора – Arringatore, – найденной в Тразименском озере в 1566 году и хранящейся в Археологическом музее Флоренции. На кайме одежды сохранилась этрусская надпись, сообщающая, что статуя воздвигнута в честь Авла Метелла. Очевидно, это этрусская скульптура, изображающая римского или этрусского магистрата в обычной для должностного лица позе оратора. Призывая своих слушателей к вниманию, он протягивает вперед правую руку – жест, который станет традиционным и будет многократно повторен в римских произведениях. Покрой и длина тоги, характерные для раннего времени, подтверждают датировку этого памятника около 100 года до н.э. Особенно интересно лицо; утрата инкрустированных глаз лишила его известной доли выразительности. Тем не менее это портретное изображение конкретного человека, не очень значительного, некрасивого. Голова слегка приподнята, он как бы приготовился начать свою речь. Округлое лицо с полными щеками прорезано морщинами; глубокие складки залегли по сторонам носа, неправильной формы рот слегка приоткрыт. Небрежно перекинутая через плечо тога, спадающая складками, обрисовывает его начавшую полнеть фигуру. В ней также нет ничего торжественного, величавого. В этой скульптуре нет элементов идеализации образа, свойственной греческому портрету. Прозаическая точность воспроизведения натуры – характерная особенность раннеримского портрета – проявляется здесь впервые с такой откровенностью и ясностью.
1.2 Римский скульптурный портрет в эпоху Республики
На первом этапе развития римского портрета в эпоху Республики внутренний мир модели еще слабо отражается в портрете, но анатомические особенности переданы очень точно. Моделировка работ несколько суховата, присутствует перегруженность деталями. В этот период во много заметно влияние этрусского искусства, но римский портрет не является естественным продолжением его традиций, а становится самостоятельным явлением, с неким влиянием предыдущих эпох. Наиболее характерным воплощением римских гражданских идеалов в скульптуре становится тогатус (римлянин, облаченный в тогу за выполнением государственных обязанностей). Портретная статуя римлянина,совершающего возлияние»1 в.до н.э. является дальнейшим развитием тогатуса, продолжающем традицию статуи Авла Метелла. Эта работа хорошо передает движение, а черты лица ее отличаются правдивостью и реалистичностью. К позднему периоду республиканской эпохи относится портрет Цицерона. Он очень точен в передаче характеристики и личных качеств портретируемого. Для скульптурного портрета времени поздней Республики, еще не воспринявшего благотворное эллинское влияние, пришедшее после завоевания Греции во 2 веке до н.э, характерно стремление запечатлеть конкретную человеческую личность, ее внешние черты и особенности, отличающие ее от любого другого лица. Эти тенденции, восходящие еще к этрусским традициям, заметно усиливаются именно в переломный период римской истории, когда столь значительную роль стали играть отдельные лица, а на смену республиканскому образу правления пришла единоличная диктаторская власть. Для большинства римских скульптурных портретов первой половины и середины I века до н.э. – конца Республики характерен «веризм» – реализм, переходящий в натурализм, который никогда больше с такой откровенностью не проявится в портретном искусстве Рима. В I веке до н.э. создаются портреты, поражающие своей беспощадной правдивостью; с особым интересом их авторы обращаются к воспроизведению некрасивых, часто уродливых, но ярко индивидуальных лиц, преимущественно людей немолодых, глубоких стариков.
При всем безусловном разнообразии памятников скульптурного портрета времени Республики их можно разделить в основном на две большие группы или, скорее, направления. Одно из них, которое мы условно назовем «староримским», продолжает традиции, зародившиеся еще в этрусской и раннеиталийской портретной пластике, и характеризуется стремлением возможно более точно передать индивидуальные особенности портретируемого лица. Второе направление, эллинизирующее, отмечено проникновением в скульптурный портрет Рима традиций греческого и эллинистического портрета. Это характерно для первой половины века, вплоть до времени I триумвирата и правления Цезаря. Затем происходит известного рода слияние, взаимопроникновение этих двух направлений и возникает качественно новое явление в области скульптурного портрета – произведения, сочетающие предельно точную передачу внешних черт с раскрытием внутреннего мира изображенного. Поскольку наряду с портретами нового типа продолжают существовать и памятники, относящиеся к двум вышеназванным направлениям, римский портрет времени Цезаря представляет еще более сложную и многообразную картину, чем в предыдущий период. Именно к этому периодну и относится портреты Цицерона.
Наиболее ярким образцом эллинизирующего портрета на римской почве является так называемая статуя «полководца», найденная в Тиволи, в субструкциях храма Геркулеса, и хранящаяся теперь в Национальном музее в Риме. Полуобнаженный атлетический торс, живописно перекинутый через левую руку плащ, вся несколько театральная поза оратора напоминают произведения эллинистических скульпторов. Панцирь у ног героя указывает на его профессию. Верхняя часть головы была сделана из другого куска мрамора – прием, нередко встречающийся в эллинистической скульптуре. В лице отсутствуют сухость и графичность – оно очень пластично, поражает сложной лепкой формы, игрой светотени. И все же это лицо, некрасивое, изборожденное подчеркнуто переданными складками, не вяжется с героически-театральной позой и живописным методом исполнения. Требования индивидуального сходства воплощены автором этой скульптуры чисто внешне. Утратив пафос эллинистических портретов, этот образ не обрел достоверности портретов римских.
Глава 2. Расцвет и упадок римского скульптурного портрета
.1 Скульптурный портрет эпохи Августа
В этот период развиваются два направления: официальный портрет и более камерный.
)Строгие формы греческой классической скульптуры были созвучны идеям величия империи, пронизывающим всю духовную жизнь августовской эпохи. Для скульптуры этого времени характерны простота и ясность построения, строгость и сдержанность, четкость формы и стремление к обобщенности, сочетающиеся с присущим римлянам стремлением к документальной точности воспроизведения. Это направление получило название августовского классицизма. Особенно ярко оно проявляется в скульптурном портрете времени Августа, в первую очередь в придворном официальном. В нем наблюдается отход от искусства эпохи эллинизма, оказавшего сильное влияние на позднереспубликанский портрет, и обращение к греческой классике V и IV веков до н.э. Свойственные августовскому портрету обобщенность и идеализация сочетаются с индивидуальной характеристикой.
) В этот период создаются произведения, характеризующиеся гораздо более сильным звучанием реалистических черт. Превосходным образцом является бюст Агриппы в Лувре. Агриппа, выдающийся полководец, ближайший помощник и зять Августа, умер в 12 году до н.э. По существу, его портреты следовало бы отнести к официальным придворным портретам. Однако сравнительно ранний бюст Агриппы в Лувре, датирующийся 25 годом до н.э., по своей выразительности и пластичности еще близок позднереспубликанским портретам. Правдиво, без идеализации переданы грубоватые черты лица Агриппы – мясистый нос, тяжелые, выдающиеся дуги бровей, глубоко посаженные глаза, энергичный подбородок. Сильная лепка формы создает живописную игру светотени. Этот портрет, несомненно, относится к числу лучших образцов раннеавгустовской пластики.
Примером официального портрета служит статуя Августа из Прима -Порта(1 в нэ). Черты его лица несколько идеализированы, в целом облик императора облагорожен. Видно влияние Греции 5 в до н.э. Но есть и типично римские черты. Близка в этой работе и статуя Августа в образе Юпитера из Кум.(Эрмитаж). Они также имеет черты черты торжественного портрета(идеализированность). Существовали и более интимные портреты, камерные, личностные. Например, портрет юного Августа, портрет Ливии( жены Августа). В них видна обобщенная трактовка форм и идеализация.
Примером второго направления в римском искусстве этого периода служит статуя Августа в тоге(Лувр), которая является данью республиканским традициям. Помимо нее и бюста Агриппы интересен портрет племянника Тиберия- Германика.
2.2 Скульптурный портрет эпохи Флавиев, Антонинов
Вторая половина 1 в н.э., в частности эпоха Флавиев, время высоких достижений в портретном искусстве. Лучшие произведения этого периода соединяют в себе правдивость в передаче натуры с более многосторонней, чем в республиканском портрет, образной характеристикой и развитым художественным обобщением. Если мастера идеализирующей эпохи Августа обращались к классическим греческим традициям образца 5-4 в до н.э., то портретисты 2 пол. 1 в. Опирались на реалистические мотивы в эллинизме. В отличие от кажущихся внутренне бесстрастными портретов эпохи Августа, флавиевские портреты стремятся к передаче эмоционального настроя модели через мимику. Чаще всего в портретах этой эпохи видна динамика (применялись наклоны, повороты), они настроена не только на фронтальную т.з. Благодаря композиционным приемам они производят впечатление реальной жизненности. Эти черты мы можем увидеть в портрете Вителия, портрете Веспансиана (передает черты личности императора), бюсте банкира Юкунда (душевная черствость и расчетливость очень заметны) и портрете римлянки с высокой прической (Капитолийский музей)-очень тонкая техника, передача личных качеств
Во 2 веке н.э. в эпоху правления Антонинов кризис римской империи и философские размышления получают отражение в скульптурном портрете. Прежние грубые и волевые черты в облике римлян исчезают. Теперь они больше напоминают греческих философов. Портрет Марка Аврелия наиболее характерный для этого периода памятник. Скульптор обращается к внутреннему состоянию модели, ее душе. Для антониновского портрета характерны опущенные веки – этот слегка затуманенный взгляд создает ощущение погруженности в себя(зрачки переданы глубокими врезами). Также характерен контраст в обработке лица и волос. Лицо полируется, а волосы и борода обрабатываются глубокими врезами бурава. Лучшими образцами этого периода служат портрет Сириянки из Эрмитажа, портреты негра и малыша-ливийца из Берлинского музея. Очень интересен дошедший до нас единственный античный конный памятник -статуя Марка Аврелия. В нем по-прежнему сохраняются черты антониновского портрета, сочетаясь с героической идеей, которую призван воплотить конный памятник. К концу эпохи Антониев появляются также памятники такие, как портрет императора Комода в виде Геракла. Это своего рода символ его величия. Для этого используются только внешние приемы и атрибутика, портрет скорее смешон, чем репрезентативен.
В 3 -нач. 4 в н.э. происходит постепенное коллапсирование всем художественной римской традиции. В портрете Юлии Домны (жены Севера) внешняя выразительность усилена за счет контраста волос и заглаженности лица. В портрете Каракаллы отчетливо читается общая брутальность образа.
Портрет эпохи солдатских императоров наглядно иллюстрирует портрет Филиппа Аравитянина. В нем виден отход от сложности личности. В парадном портрете часто встречаются грубые черты, все очень схематично, видна стилизация и обобщение. В конце 3 в. Н.э становится очень важно не то, что мы видим, а намеки на это. Примером портрета этой эпохи служит портрет Максимилиана Дазы.
2.3 Римский исторический рельеф
В эпоху республики на римский исторический рельеф большое влияние оказывают греческие тенденции. Основным памятником можно назвать алтарь Гнея Домиция Аргенобарба. (36-32 г. до н.э). Большую роль там играют мифологические сцены. Также есть стена жертвоприношения(связанная с составлением цензовых книг?).Она построена в простой последовательности отдельных сцен, вместе с другими персонажами у алтаря присутствует Марс. 3 остальные стены покрыты мифологическими сценами(свадьба Посейдона и Амфитриты). Здесь видно характерной для этого периода сочетание чисто римской темы жертвоприношения с греческой мифологической темой.
В эпоху Империи( расцвет Рима) римский исторический рельеф меняется. Примером этого периода служит алтарь Мира (13-9 г. до н.э. Марсово поле. Рим) Это обнесенная стенами прямоугольная площадка. В центре стоит алтарь. Он расположен на ступенях, внутри и снаружи стены украшены рельефами. В верхней части наружных продольных стен распложен фриз с изображением торжественной процессии, направляющейся к алтарю. Рельефные композиции очень строгие и ясные. Ниже фриза идет растительный орнамент из листьев и побегов аканфа. На торцевой стене алтаря изображено благоденствие империи в эпоху правления Августа. На торжественное процессии, изображенной на фризе мы видим: Августа, членов его семьи, его приближенных, сенаторов, жрецов(сильное портретное сходство). Сцена благоденствия империи в эпоху августа изображена аллегорически: богиня земли Теллус, ветры-Ауры, жирные стада. Композиция рельефов расчленена на отдельные сцены сюжетно и ритмически связанные между собой. Пластика строгая и ясная. Орнамент очень реалистичен, но в то же время декоративен. Такие орнаменты широко используются в римском декоративном искусстве 1 в.н.э. Другим примером исторического рельефа служат рельефы на арке Тита. Она была воздвигнута в 81 г. в честь взятия Иерусалима. Это образец римской имперской архитектуры. Однопролетная арка очень богато декорирована. Свод арки украшен розетками. На стенах внутри арки- рельефы с изображением Тита и его войск, победоносно вступающих в Рим. В рельефах сцены исполнены движения, фигуры идут не вдоль фона, а из глубины и по диагонали, за счет чего фон воспринимается как реальное пространство. Изображения очень живые, фигуры выпуклые. В этих рельефах в отличие от алтаря Мира плоскость стены не утверждается, а разрывается, но поскольку архитектура арки очень живописна, то рельефы объединяются в единое целое. В эпоху императора Траяна окончательно формируется один из самых важных жанров в Риме – повествовательный исторический рельеф. Колонна Траяна -рельефы спиральны, имеют 22 витка, количество фигур около 2500. На рельефе изображены походы Траяна в Дакию. Рельефы повествовательны, очень реалистичны, в них показывается мощь римского войска, во главе которого часто появляется сам Траян. В некоторых случаях скульптор применяет аллегории. Иногда чувствуется архаизация (по сравнению с аркой Тита) Близкие и дальние предметы одинаково четкие, одного масштаба, поэтому фигуры расположены одна над другой. Изображения полихромные, имею резкие линейные контуры. Однако, в некоторых изображениях черты архаизации отсутствуют(статуи пленных даков). Очень интересным памятником эпохи Антонинов является колонна Антонина Пия (Рим. Марсово поле. Ок. 161 г. нэ) До наших дней дошла только база колонны со скульптурными изображениями. Это официальный памятник, установленный в честь умершего императора. На передней части базы колонны изображены император со своей женой Фаустиной и гением. В этом изображении виден кризис классической композиции (нет симметрии, не соблюден масштаб, однако изображения императора и его жены очень реалистичны. На боковых сторонах базы колонны даны сцены с изображением военного парада. Заметен новый принцип изображения пространства, очень похожий на реализованный впоследствии в христианском искусстве. В рельефе нет глубины, фигуры как бы прилеплены к плоскости. Все очень условно, ни масштаб, ни симметрии, ни глубина пространства не соответствуют классическому образцу. Плоскость, на которой находится фигуры, обозначена полочкой под ними.
Следующим периодом является правление Северов. Примером памятника со скульптурным декором является арка Септимия Севера(203 г нэ). Она очень обильно украшена. Основная идея Основные изображения сосредоточены на панно в верхней части пилона. Предположительно их создавали несколько скульпторов. Изображения представляют повествование, но сохранились лишь 4 сцены, они иллюстрируют Парфянску кампанию(195-199гг). На этих рельефах воскрешается жанр, распространенный в эпоху Республики- триумфальные картины. Присутствует «ящикообразный рельеф» Также как и в рельефах колонны Антонина Пия плоскость под фигурами изображена в виде полочки. На примере этой арки видно, что в рамках римской традиции появляется другое искусство, отличное от традиций. Апогея искусство 3 века достигло в саркофаге Людовизи. Отчетливо видны черты упадка римского искусства. Рельефы саркофага заполнены крупными изображениями с четкими контурами, которые занимают все пространство саркофага. Рельеф высокий, но нет объема. Композиция нечеткая, но, несмотря на упрощение формы, композиция отличается сильной экспрессией.
Рассмотрев основные черты римского скульптурного портрета и исторического рельефа, можно прийти к выводу, что данные виды искусства активно развивались на протяжении всего периода римского владычества. Если наметить основные этапы истории древнеримского искусства, то в общих чертах их можно представить так. Древнейшая (VII – V вв. до н.э.) и республиканская эпохи (V в. до н.э. – I в. до н.э.) – период становления римского искусства. В этих широких временных границах медленно, часто в противоборстве с этрусскими, италийскими, греческими влияниями формировались принципы собственно римского творчества. Из-за недостатка вещественных материалов, весьма слабого освещения этого длительного периода в древних источниках дифференцировать более детально этот этап невозможно. В VIII – V вв. до н.э. римское искусство еще не могло соперничать не только с развитым художественным творчеством этрусков и греков, но, очевидно, и с достаточно отчетливо заявлявшей о себе художественной деятельностью италиков.
Расцвет римского искусства приходится на I -II вв. н.э. В рамках этого этапа стилистические особенности памятников позволяют различить: ранний период – время Августа, первый период – годы правления Юлиев – Клавдиев и Флавиев, второй – время Траяна, поздний период – время позднего Адриана и последних Антонионов. Времена Септимия Севера, как ранее Помпея и Цезаря, при этом, очевидно, следует считать переходными. С конца правления Септимия Севера начинается кризис римского искусства. Однако, некоторые нововведения заложенные римскими скульпторами нашли свое отражение и в раннехристианском искусстве и более поздние эпохи, в частности заложенные основы реалистичного скульптурного портрета.
Заключение
Республиканские портреты получали различную эмоциональную окраску в зависимости от места их исполнения и распространенных в той области вкусов и склонностей делавшего их скульптора. Конечно, играло роль и назначение портрета – предназначался ли он для надгробия или для увековечивания заслуг еще живого человека. В связи с этими обстоятельствами статуи и бюсты порой несли в себе этрусские черты, иногда явно зависели от эллинистических оригиналов, но чаще сохраняли исключительную резкость образов и черт, присущих римским вкусам.
Скульптурный портрет ранней империи можно разделить на несколько групп, каждая из которых обладает особыми качествами. Прежде всего, это портреты Августа. В них наиболее сильны идеи классицизма. Затем группа мужских портретов: приближенные принцепса, военачальники или чиновники и другие частные лица. Далее – женские портреты, прежде всего портреты жены Августа и его дочери, и еще одна группа – детские образы.
Материалами для портретов служили, как и раньше, известняк, мрамор, бронза, глина. Портретный жанр включал различные формы: статуи, изображавшие человека во весь рост (стоящим или сидящим), бюсты, а также надгробные рельефные портреты, в которых хотя и продолжались традиции республиканских памятников этого рода, но возникали и новые черты.
Скульптурных портретов Августа сохранилось довольно много. Они прославляли Августа как миротворца, украшали площади и общественные здания огромной столицы новой Римской империи и других городов Апеннинского полуострова, а также провинций. Не исключено, что многие статуи были воздвигнуты уже после его смерти, в годы правления преемников, но большая часть – несомненно, при жизни. Сохранились они в большом количестве также и потому, что их не разбивали и не уничтожали после смерти Августа, как позднее после свержения многих других римских императоров, вызывавших у народа и сената не только страх, но и ненависть. Можно считать, что Августу «повезло» в этом отношении. Его преемники сумели постепенно сгладить и дипломатично оправдать жестокости, творившиеся в годы правления «миротворца».
Портретисты классицистического направления очищали пластическую форму от случайных и не слишком необходимых для определения личности деталей лица, оставляя лишь самые основные. При этом утрачивалась острота индивидуальной характеристики, столь отчетливо проступающая в образах, близких позднереспубликанским (в частности, в женском портрете А 843). Нередко классицисты отказывались и от ярких особенностей, обычно оживлявших лицо.
Список литературы:
1.Бритова Н.Н., Лосева Н.М. Сидорова Н.А. Римский скульптурный портрет. – М.: Искусство, 1975.
2.Вальдгауер О. Ф. Этюды по истории античного портрета, 1938.
.Власов В. Г. Стили в искусстве. – СПб., 1995.
.Вощинина А. И. Римский портрет. Коллекция Государственного Эрмитажа. – Л., 1974.
.Древнеримская живопись. Альбом репродукций. / Сост. А.П. Чубова Л. – М., 1966.
.Искусство стран и народов мира. Краткая художественная энциклопедия. Т.1. – М., 1967.
.История культуры Древней Греции и Рима: пер. с пол. – М.: Высш. школа., 1990.
.Кобылина М.М. Искусство Древнего Рима. – М. – Л., 1939.
.Культура Древнего Рима. Т.1. – М.: Наука, 1985.
.Римская портретная скульптура III века н. э. // Искусство: Живопись, скульптура, архитектура, графика. Часть 1: Древний мир, средние века, эпоха Возрождения. – М., 2010.
.Соколов Г.И. Римский скульптурный портрет III века. – М.: Искусство, 1983.
.Чубова А.П. Искусство Европы 1-3 веков. – М., 1970.