- Вид работы: Курсовая работа (т)
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 76,76 Кб
Особенности управления в центральной районной библиотеке (и системе соответственно)
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Забайкальский государственный университет»
Факультет культуры и искусств
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Библиотечный менеджмент»
специальность «Библиотечно-информационная деятельность»
Тема: Тема «Особенности управления в центральной районной библиотеке (и системе соответственно)»
Выполнила: Тимофеева В.А
Чита 2013 г
Оглавление
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты управления центральной районной библиотекой
.1 Нормативные основы управления центральной районной библиотекой
.2 Понятие, структура и особенности управления центральной районной библиотекой
Глава 2. Управление деятельностью центральной районной библиотеки на примере РМБУК «ОМЦБ»
.1 Характеристика и структура РМБУК «ОМЦБ»
.2 Оптимизация структуры управления РМБУК «ОМЦБ» на современном этапе
Заключение
Список использованных источников
Введение
В условиях современной информационной эпохи, отличающееся беспрецедентными темпами и сложностью изменений, существенно меняется содержание организационных, управленческих и социальных отношений в системе управления библиотечной деятельностью. Что обуславливает актуальность изучения «Особенностей управления в центральной районной библиотеке (и системе соответственно)»
Сегодня руководитель районной библиотеки должен самостоятельно определять перспективные и текущие цели, задачи и направления деятельности своей библиотеки.
Цель курсовой работы: Целью курсовой работы – изучение и рассмотрение особенностей управления районной библиотеки.
Объектом исследования – особенности управления в районной библиотеке.
Предметом работы является роль организационно управленческих работ в жизни районной библиотеки.
Структура курсовой работы: Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка.
Глава 1. Теоретические аспекты управления центральной районной библиотекой
.1 Нормативные основы управления центральной районной библиотекой
В последнее время правовое регулирование отношений в области библиотечного дела выделяется в качестве самостоятельного раздела информационного права, получившегося название « библиотечное право». Субъектами правоотношений, регулируемых библиотечным правом являются библиотеки, государство, физические и юридические лица, организации: взаимодействующие с библиотеками.
Источниками библиотечного права являются: Конституция Российской Федерации, федеральные и региональные законы, указы президента и постановления правительства, муниципальные и ведомственно -отраслевые нормативные материалы, внутри библиотечная организационно-правовая документация.
Правовое поле муниципальных библиотек формируют также: федеральные законы «Об информации, информатизации и защите информации», «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», и многие другие вплоть до Уголовного кодекса РФ.
После принятия Федерального закона «О библиотечном деле» начался процесс принятия библиотечных законов в субъектах РФ. В настоящее время большинство из них охвачены законотворческой деятельностью, многие уже приняли региональные законы, другие подготовили проекты и находятся в стадии рассмотрения законодательными органами. Все это свидетельствует об активном развитии правового пространства библиотек.
С учетом «Основ законодательства Российской Федерации о культуре» был разработан Федеральный закон «О библиотечном деле», который стал новым этапом в формировании правовой базы библиотек и поднял ее на новую ступень, принципиально изменив (на законодательном уровне) подход к библиотечной деятельности. Он закрепил юридически новую социальную роль библиотек, определил ее задачи, гарантировал основные права граждан – на свободный доступ к информации и ее получение.
Муниципальные библиотеки являются одним из основных видов библиотек, что зафиксировано в ст. 4 ФЗ « О библиотечном деле», которая определяет их как библиотеки, учрежденные органами местного самоуправления. Органы местного самоуправления – это «выборные и другие органы, наделенные полномочиями на решение вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной власти». Таким образом, муниципальные библиотеки создаются местными органами власти для библиотечного обслуживания местного сообщества, т.е. населения муниципальных образований. Согласно Гражданскому кодексу РФ муниципальными образованиями являются все территориальные уровни ниже субъектов Федерации. Это сельские районы, поселки городского типа, а также административные районы городов, муниципалитеты, территории сельских администраций .
Система местного самоуправления находится в начальной стадии своего формирования, не имеет опыта, правовое поле ее еще не полностью сформировано, отсутствуют квалифицированные кадры муниципальных служащих и т.д. Процесс этот рассчитан на годы и даже десятилетия. Возникают и, возможно, будут усугубляться сложности, связанные с разделом муниципальных библиотек между разными муниципальными образованиями. Проблема раздела в каждом конкретном случае решается отдельно, исходя из компетенции и (достаточно часто) субъективного восприятия представителей местной власти. Муниципальные библиотеки – это, прежде всего определенный комплекс имущества, имеющего конкретную стоимость, главное из которых – помещение (пусть часто небольшое). Все это порой создает большие трудности для библиотек.
В настоящее время муниципальная библиотечная сеть в основном состоит из библиотек, объединенных в централизованные библиотечные системы. Их учредителями (в том случае, если ЦБС обладает статусом юридического лица) являются органы местного самоуправления (районного, сельского уровней). При этом на них распространяется действие Гражданского кодекса Российской Федерации, который регулирует отношения юридических лиц. Если же библиотеки являются структурными подразделениями органов местного самоуправления – чаще всего именуемых Управлениями культуры, – то на них распространяется действие нормативных актов, регулирующих административные взаимоотношения, поскольку библиотеки находятся в непосредственном административном ведении органов культуры.
Встречаются случаи совместного владения (ведения) муниципальными библиотеками, составляющими ЦБС: в частности, в сельской местности могут быть разделены функции по содержанию библиотеки – филиала между районной и сельской администрациями, о чем заключается соответствующий договор. Имеются попытки полной передачи библиотек, являющихся филиалами ЦБС, в собственность сельским администрациям, что часто влечет их выход из ЦБС. Как правило, этот процесс проходит в целом по району, в результате чего районная ЦБС распадается на самостоятельные библиотеки, которые передаются в ведение сельских администраций, а районная администрация остается владельцем (учредителем) центральной библиотеки и филиалов, расположенных на территории районного центра. Подробно рассмотрение этой проблемы не входит в наши задачи, мы ее лишь обозначили потому, что данный факт играет важную роль при изучении вопросов нормирования сети библиотек.
Права и обязанности органов местного самоуправления, в том числе по организации и содержанию библиотек, регулируются теми же законами, что и права и обязанности библиотек. В ведении местного самоуправления согласно ст.6 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» находится владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью, а также создание условий для деятельности учреждений культуры в муниципальном образовании. К муниципальной собственности относятся муниципальные учреждения культуры, в том числе библиотеки. При этом органы местного самоуправления определяют цели, условия и порядок деятельности муниципальных библиотек как учреждений, находящихся в их собственности, а также регулируют цены и тарифы на услуги, утверждают уставы, назначают и увольняют руководителей, заслушивают отчеты о деятельности.
Органы местного самоуправления должны обеспечивать удовлетворение основных жизненных потребностей населения в сфере культуры на уровне не ниже минимальных государственных социальных стандартов. Выполнение социальных стандартов гарантируется государством путем закрепления в доходы местных бюджетов органами государственной власти федерального, республиканского (краевого, областного, районного) уровней отчислений от федеральных налогов и налогов субъектов РФ . При этом закон четко оговаривает финансовую ответственность за увеличение расходов или уменьшение доходов органов местного самоуправления, которые возникли в результате решений, принятых не органами местного самоуправления. Решения органов власти выше муниципального уровня, влекущие дополнительные расходы органов местного самоуправления, должны регулироваться органами местного самоуправления только в пределах переданных средств.
Современное правовое поле муниципальных библиотек определяет новое законодательство. Его формирование осуществляется на двух уровнях: федеральном и субъекта Федерации. Непосредственное управление (в качестве учредителя либо непосредственного администратора) муниципальными библиотеками осуществляют органы местного самоуправления. Сфера их компетенции определена законодательно. Правовое пространство муниципальных библиотек в настоящее время формируют:
а) на федеральном уровне – Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, «Основы законодательства Российской Федерации о культуре», федеральные законы «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», «О библиотечном деле», «О некоммерческих организациях». А также «Об авторском праве и смежных правах», «Об информации, информатизации и защите информации» и так далее.
б) на уровне субъектов Российской Федерации – региональные библиотечные законы и законы о культуре, региональные законы и/или иные правовые акты, регулирующие вопросы организации местного самоуправления, а также другие нормативные акты, утверждаемые на уровне регионов;
в) на уровне органов местного самоуправления – учредительные документы муниципальных библиотек, ЦБС, постановления, распоряжения, иные нормативные правовые акты, утверждаемые органами местного самоуправления и регулирующие различные вопросы, входящие в их компетенцию.
Вопросы организации сети муниципальных библиотек находятся в совместной компетенции их администрации и учредителя, что фиксируется учредительными документами. Могут оказывать влияние на этот процесс (на законодательной основе) органы управления субъектов Российской Федерации и Российской Федерации.
Документы закрепляющие правоотношения внутри библиотеки. Положение о библиотеке, работа любого подразделения библиотеки осуществляется в соответствии с федеральными, региональными (местными) законами и существующей внутрибиблиотечной документацией. Немаловажным документом при этом является Положение о центральной районной библиотеке, где указана структура библиотеки, правоотношения библиотеки и пользователей.
Отдельные позиции Правил пользования библиотекой детализируются в специальных положениях, регламентирующих конкретные направления работы с пользователями, например: Положение о дополнительных услугах; Положении об экономических санкциях за нарушение Правил пользования библиотекой.
Коллективный договор. Социально-трудовые отношения в библиотеке регламентируются коллективным договором. Сторонами договора являются коллектив (в лице председателя профсоюзного комитета) и администрация (в лице директора) библиотеки. Коллективный договор разрабатывается и заключается исходя из принципов социального партнерства и взаимного уважения на основе соблюдения норм законодательства, полномочности сторон, свободы выбора, обсуждения и решения вопросов, составляющих его содержание. Целью документа является обеспечение социальных и трудовых гарантий работникам, стабильности и эффективности работы библиотеки, разграничение прав и обязанностей организующих этот процесс сторон.
Правила внутреннего распорядка. Этот документ содержит условия приема и увольнения работников, обязанности работников и администрации, нормы продолжительности рабочего времени и времени отдыха, способы поощрения за успехи в работе и взысканий за нарушения трудовой дисциплины.
Трудовой договор. Трудовой кодекс Российской Федерации (ТК РФ) предписывает кадровым службам заключать трудовой договор между работодателем и работником. По трудовому соглашению работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной функции, обеспечить условия труда в соответствии с ТК РФ, коллективным договором, соглашениями и другими нормативными актами, своевременно и в полном объеме выплачивать заработную плату. Работник при этом обязуется выполнять работу, оговоренную трудовым договором. Договор скрепляется подписями заключивших его сторон.
Должностные инструкции. К группе нормативных актов, определяющих взаимоотношения между администрацией и сотрудниками, относятся и должностные инструкции, соответствующие утвержденному штатному расписанию.
Должностная инструкция состоит из нескольких разделов: должностные обязанности; перечень законов, постановлений, указов, положений, приказов, которые необходимо знать работнику на определенной должности.
Положение о структурных подразделениях. Это важное звено локальной нормативной документации, регулирующее внутри библиотечные организационно-управленческие отношения. В указанном положении определены цели, задачи, функции конкретного подразделения, организация его работы и методы управления, права и обязанности работников.
Положение о надбавках, доплатах, премировании. В этом документе зафиксировано, что фонд выплат стимулирующего характера образуется за счет экономии фонда заработной платы и реализуется с учетом коэффициентов к тарифным ставкам.
Оперативно-распорядительная документация. Определяющую роль в текущем правовом регламентировании повседневной библиотечной работы играет оперативно распорядительная документация – приказы и распоряжения руководителя библиотеки. В этом же ряду можно рассматривать постановления коллегиальных органов управления библиотекой – советов при директоре: по комплектованию; методического; издательского.
Штатное расписание. Нормативно-бюджетное управление администрации района составляет примерное штатное расписание для библиотек. Его особенностью является утверждение норматива штата на основании показателей обслуживания читателей и категории библиотеки.
Положение о дополнительных услугах. К документам, регулирующим самостоятельную хозяйственную деятельность, следует отнести Положение о дополнительных услугах по основной деятельности районной библиотеки.
В положении оговариваются: система ценообразования; льготы для отдельных категорий пользователей, штрафные санкции; использование средств, полученных от оказания дополнительных услуг; надбавки к зарплате; порядок учета средств, полученных от оказания дополнительных услуг; порядок распределения прибыли, пожертвований; ответственность за качество, организацию и осуществление услуг; методы контроля за осуществлением услуг.
Вывод к главе: От того, насколько оперативно и юридически грамотно подготовлен внутри библиотечный документ, как он соотносится с уже действующими в библиотеке правовыми нормами, зависит результативность юридической регламентации текущей библиотечной деятельности, т. е. правовая культура библиотек.
1.2 Понятие, структура и особенности управления центральной районной библиотекой
На современном этапе в связи с реформированием библиотечного дела встала проблема переоценки как содержания работы библиотек, так и управление ими. Но, к сожалению, многие аспекты управления районной библиотекой до сих пор остаются недостаточно разработанными: нет единства в понимании важнейших терминов и понятий, характеризующих управленческую деятельность; дискуссионной проблемой остается механизм управления. В процессе организационной деятельности устанавливаются целесообразные связи и создаются условия, обеспечивающие взаимодействие всех элементов библиотечного процесса, внутренних подразделений и внешней среды.
В своей статье «Управление библиотечным делом: организационный механизм» Николай Семенович Карташов пишет, что в организации библиотечной деятельности связи носят не всегда устойчивый характер, поэтому их необходимо не только устанавливать, но и постоянно поддерживать. В этом и состоит суть организационной деятельности – она должна быть обеспеченной, управляемой и регулируемой. Николай Семенович пишет что организация и управление тесно связаны между собой, несмотря на то, что между ними есть четкие различия.
Результатом организации библиотечной деятельности, является создание или развитие библиотечного объекта определенного уровня и, кроме того, обеспечение разработки и накопления разнообразных принципов, правил, методов взаимодействия различных частей библиотечной системы для эффективного достижения целей. Используя разнообразие правил и методов достижения целей, управление библиотекой удерживает ее в режиме оперативного функционирования и стратегического развития.
Организация управления представляет собой процесс, состоящий из ряда последовательных, сменяющих друг друга этапов:
а) создание системы управления – ее проектирование и построение;
б) внесение прогрессивных изменений в порядок функционирования действующей системы управления;
в) развитие – выявление проблем и осуществление мер по их разрешению в целях совершенствования и повышения эффективности системы управляющие.
Практическое применение закономерностей, принципов и методов организационной деятельности позволит избавить управление библиотечным делом субъективизма, полное использовать имеющиеся резервы для организационной перестройки системы.
Карташов информирует нас о том что управление библиотекой невозможно без сознательного установления и поддержания определенных пропорций функционирования различных ее подсистем ( соответствие структуры библиотечных ресурсов структуре информационных потребностей; соответствие формирования и использования фондов, технологического процесса предметам труда, библиотечной продукции и услугам; соответствие квалификации работников технологическому процессу и др.) . Эти пропорции – не застывшая, статичная категория.
Единая система методического руководства одно из важнейших достижений библиотечного строительства в нашей стране, составная часть государственного управления библиотечным делом. Она основана на межведомственной координации и взаимодействии органов управления и библиотек – методических центров и призвана содействовать улучшению информационной и культурно-образовательной деятельности библиотек, обеспечивая совершенствование библиотечно-библиографического обслуживания населения страны, повышение эффективности использования документных фондов.
Функции управления – это сфера деятельности, обособившаяся в силу существующего в библиотеке разделения труда и представляющая собой комплекс повторяющихся видов работ, выполняемых различными субъектами управления. Функции управления подразделяются на общие и специальные. Общие функции управления – это обязанности, выполняемые руководящим персоналом в библиотеках различных типов : планирование, организация дела и труда, регулирование и координация совместной деятельности подразделений, воспитание кадров, учет и контроль, которые по мере снижения ступени управления становятся все более конкретными. Так, например, воспитывая молодых работников, руководители групп, заведующие секторами становятся их наставниками.
Эффективная управленческая деятельность, удовлетворяющая требованиям системного подхода к закономерностям социального управления, определяется правильным понимание, прежде всего, его функций. Место, занимаемое этой категорией в системе управления, можно представить схемой: цели – задачи – структура – функции, где последние выполняют роль средств, обеспечивающих достижение основных целей системы. Как и в общей теории управления, в библиотековедении основные функции управления связываются со спецификой управленческого труда, оказывающего непосредственное побуждающее воздействие на объекты управления и возникающего при непосредственном контакте менеджера, с исполнителями, участниками совместного осуществляемого трудового процесса в библиотеке.
Управленческий труд рассматривается как особый вид умственного труда, как творческий процесс, требующий специфических знаний, навыков и умений, необходимых для осуществления субъектом управления различных управленческих функций. Выполнение каждой из них и всех вместе сосредоточено на каждом уровне библиотечной системы управления, они в той или иной мере присущи руководителям всех уровней управления – от директора библиотеки до заведующего отделом, сектором, группой, филиалом.
Иногда в библиотеках возникают сложные ситуации, требующие принятия особо тщательно подготовленных решений.
Вопросы обще-библиотечного масштаба и перспективного характера решает директор районной библиотеки. Его решение оформляется в виде приказа. Санкции директора требуют все решения, затрагивающие интересы нескольких подразделений или вносящие существенные изменения в установленную технологию.
Управление районной библиотекой основано на следующих принципах:
. Научности – т.е. с применением научных методов и с учетом особенностей библиотечно-библиографических ресурсов.
. Системности – библиотека рассматривается как единая система, в которой отдельные самостоятельные элементы выполняют функции, необходимые для существования библиотеки в целом, то есть ориентация на конечный результат.
. Достижения соответствия действий субъектов управления особенностям объекта управления – качество управления всегда связано с величиной рассогласования (или ошибок) реального библиотечного процесса и соответствующих управленческих действий.
. Обратной связи, составляющей основу развития библиотеки и ее структурных подразделений. Процесс обмена информацией предоставляет средства для выработки и исполнения управленческих решений.
. Рационального соотношения централизации и децентрализации – контроль и координация общесистемных проблем и расширение прав, обязанностей, полномочий нижестоящих уровней управления, инициатива библиотекарей.
К организационным принципам относятся:
единоначалие (руководитель один принимает решения);
коллегиальность (группа лиц принимает решения);
делегирование полномочий (руководитель передает подчиненному права принимать управленческие решения);
рациональность системы управления (задачи функционирования библиотеки решаются экономными способами).
В настоящее время главное внимание в управлении обращается на социальный аспект, то есть на то, чтобы обеспечить результативность совместной деятельности людей .
За развитием районной библиотеки отвечает руководитель, он сам может, решать проблемы по инновационному развитию, а может создать группу по преодолению этой проблемы.
Организационные изменения, в основе которых лежит преобразование структуры организации, становятся одним из наиболее важных условий устойчивого развития библиотеки, так как создают новые возможности для выполнения ее целей и задач.
Одной из главных задач руководителя районной библиотекой является установление целей, ради достижения которых формируется, функционирует и развивается библиотека как целостная система.
Целевая функция начинается с установления миссии библиотеки, выражающей смысл ее существования. В ней детализируется статус библиотеки, декларируются принципы ее работы, заявления и действительные намерения руководства, дается определение самых важных характеристик библиотеки. При этом на первом месте стоят интересы, ожидания и ценности читателей не только в настоящее время, но и в перспективе.
Структура управления районной библиотекой – это упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов, находящихся между собой в устойчивых отношениях, обеспечивающих функционирование и развитие библиотеки как единого целого. Элементами структуры являются отдельные руководители, службы и другие звенья аппарата управления. Отношения между ними поддерживаются благодаря связям, которые принято подразделять на горизонтальные и вертикальные, линейные и функциональные. Горизонтальные связи носят характер согласования и являются одноуровневыми, вертикальные – это связи подчинения. Необходимость в них возникает при иерархичности управления, то есть при наличии нескольких уровней управления. Линейные связи отражают движение управленческих решений и информации между линейными руководителями. Функциональные связи действуют по линии движения информации и управленческих решений в зависимости от различных функций управления.
Структура управления библиотекой является формой разделения и кооперации управленческой деятельности. В рамках структуры управления протекает управленческий процесс, между участниками которого распределены задачи и функции управления, права и ответственность за их выполнение, а также полномочия по принятию управленческих решений.
Самой распространённой является линейно – функциональная структура управления. Она возникает в результате синтеза линейного и функционального управления. В библиотеке создаются специальные управленческие отделы и службы (кадровая, финансово – экономическая, маркетинговая, организационно – методическая и др.), которые готовят информацию для принятия управленческих решений (собирают её, анализируют и обобщают), а также могут подготавливать проекты решений. Функциональные управленческие подразделения и их руководители не имеют права принимать решения и управлять нижестоящими подразделениями, и на отделы библиотеки они воздействуют через вышестоящего линейного руководителя (директора или его заместителя).
Аналогичные характеристики имеет и линейно – штабная структура управления. Она характеризуется созданием особых координационных звеньев, получающих право воздействовать на все подразделения библиотеки. Типичными органами в рамках линейно – штабной структуры управления являются: совет при директоре, научно – методический совет, редакционный совет, совет трудового коллектива.
Совет при директоре библиотеки – это совещательный орган, обеспечивающий коллегиальность управления. В его состав, как правило, входят директор, заместители директора, руководители структурных подразделений, руководитель профсоюзной организации. Действует такой совет в соответствии с положением, утверждаемым директором библиотеки.
Наилучшая структура – та, которая позволяет библиотеке эффективно взаимодействовать с внешней средой, продуктивно и целесообразно распределять и направлять усилия своих сотрудников, а также удовлетворять информационные потребности своих пользователей и достигать своих целей с высокой эффективностью.
В современных условиях ориентация на обособленное выполнение заранее заданных функций без заинтересованности в общих результатах недопустима, и поэтому в библиотеках осуществляется переход к более гибким структурам, лучше приспособленным к органическим (или адаптивным) изменениям.
Тип структуры управления должен соответствовать целям библиотеки, легко и своевременно реагировать на изменения, содействовать эффективному развитию, рациональному использованию ресурсов.
Организационная система управления библиотекой на современном этапе это сложный процесс. И если брать во внимание характеристику каждого типа и вида системы, то к управлению районной библиотекой необходимо применять адаптивный вид структуры управления (гибкие структуры, способные изменяться (адаптироваться) к требованиям среды (по аналогии с живыми организмами). Именно адаптивные организационные структуры способны, используя все эффективные аспекты линейных и функциональных структур, успешно функционировать в постоянно изменяющемся мире.
районный библиотека управление
Глава 2. Управление деятельностью центральной районной библиотеки на примере РМБУК «ОМЦБ»
.1 Характеристика и структура РМБУК «ОМЦБ»
Районное Муниципальное Бюджетное Учреждение Культуры «Ононская межпоселенческая центральная библиотека» , далее РМБУК «ОМЦБ», является методическим и координационным центром для библиотек района.
Из истории: В мае 1941 открывается районная библиотека. Свою историю библиотека ведет именно с этой даты. Библиотека расположилась в деревянном здании вместе с домом культуры. Фонд насчитывал тысячу экземпляров. Библиотека была подведомственна отделу Народного образования. С 1947 по 1949 организация открытого доступа читателей к книгам, открытие читального зала, строительство нового здания библиотеки, централизация массовых библиотек района, создание отдела комплектования. Библиотека становятся активными проводниками политики партии и правительства, проводят разностороннюю массово-политическую работу среди тружеников района. В 1956 году при районной библиотеке открылось детское отделение.
В библиотечной системе с 1983 по 1986 меняется деятельность библиотеки, она становится информационным, культурным, образовательным учреждением. В 2001 году библиотека переехала в 2-х этажное здание. На первом этаже разместилась ЦДБ. В Детской библиотеке кроме абонемента и читального зала появилась игровая комната, создан сектор литературы по искусству. На втором этаже ЦРБ появилось отдельное помещение для отдела комплектования и обработки литературы, созданы условия для проведения массовых мероприятий. Библиотеки сельских поселений по постановлению Главы МР «Ононский район» № 19 от 17.01.08г. являются филиалами Ононской межпоселенческой Центральной библиотеки, корорая является головной для библиотек района.
В 2008 г. библиотека получила статус юридического лица. При этом все библиотеки филиалы сохранены. Сеть осталась та же.
Библиотеки-филиалы:
– детская библиотека-филиал;
– сельская библиотека-филиал №1 с.Новая Заря;
– сельская библиотека-филиал №2 с.Холуй-База;
– сельская библиотека-филиал №3 с.Буйлэсан;
– сельская библиотека-филиал №4 с.Куранжа;
– сельская библиотека-филиал №5 с.Тут-Халтуй;
– сельская библиотека-филиал №6 с.Старый Чиндант;
– сельская библиотека-филиал №7 с.Новый Дурулгуй;
– сельская библиотека-филиал №8 с.Старый Дурулгуй;
– сельская библиотека-филиал №9 с.Кулусутай;
– сельская библиотека-филиал №10 с.Красная Ималка;
– сельская библиотека-филиал №11 с.Первый Чиндант;
– сельская библиотека-филиал №12 с.Верхний Цасучей;
– сельская библиотека-филиал №13 с.Кубухай;
– сельская библиотека-филиал №14 с.Большевик;
– сельская библиотека-филиал №16 с.Усть-Лиска;
– сельская библиотека-филиал №17 с.Икарал;
– сельская библиотека-филиал №18 с.Усть-Борзя;
– сельская библиотека-филиал №19с.Усть-Ималка.
В РМБУК «ОМЦБ» проводятся районные семинарские занятия, мастер-классы, приглашаются методисты с областных библиотек. Библиотекари района выезжают на региональные курсы повышения квалификации, семинары
Рис. 1 Структура РМУК «ОМЦБ»
Приоритетные направления деятельности библиотек района:
патриотическое воспитани;
экологическое просвещение;
краеведческая работа;
нравственно-правовое воспитание;
художественно-эстетическое воспитание;
работа с семьёй;
профориентация;
работа с безработными гражданами.
Районная библиотека работает над проектами на участие в Федеральной целевой программе «Культура России (2012 – 2018 г.г.)». Разработано 3 проекта.
На базе Центральной районной библиотеки с. Нижний Цасучей прошел выездной кустовой семинар для специалистов центральных и сельских библиотек «Взаимодействие библиотечного сообщества с органами государственной власти». Организаторы мероприятия – Забайкальская краевая универсальная научная библиотека им. А.С. Пушкина. В семинаре приняли участие специалисты из Агинского, Могойтуйского, Борзинского, Дульдургинского, и, конечно же, Ононского района.
Сегодня коллектив работает в тесном контакте с Районной администрацией, сельской администрацией, с реабилитационным центром «Россинка», с заповедником «Даурский», Детскими садами и школами села Нижний Цасучей и Верхний Цасучей и другими учреждениями.
Библиотека оснащена хорошими специалистами, В РМУК «ОМЦБ» работает 68 работников, из них 35 -и библиотечных . В районной библиотеке работает 13 специалистов с высшем образованием -10, в том числе высшее библиотечное – 9 человек, 3 – высшее педагогическое.
Основными организационно методическими направлениями методико-библиографического отдела являются: деятельность по повышению квалификации, использование новых активных форм, способствующих профессиональному росту библиотекарей, организация дифференцированное обслуживание читателей в читальных залах, на абонементах и других пунктах выдачи ,применяя методы индивидуального и группового обслуживания.
– Учреждение осуществляет в установленном действующим законодательством порядке следующие виды деятельности, приносящие доход:
– составление библиографических списков, справок и каталогов по запросам читателей;
– предоставление услуг по издательской деятельности;
– предоставление услуг по копированию документов, музыкальных и видеозаписей, иных материалов, распечатка материалов, полученных по глобальным информационным сетям;
– доставка читателям книг на дом, к месту работы;
– формирование тематических подборок материалов по запросу читателей;
– организация и проведение платных форм культурно-просветительской и информационной деятельности;
– организация мероприятий по подготовке и переподготовке кадров в установленном законом порядке;
– сдача помещений в аренду;
– иные виды предпринимательской деятельности, направленные на расширение перечня предоставляемых пользователям библиотек услуг и социально-творческое развитие библиотеки;
– творческой помощи в подготовке и проведении культурно-досуговых
– мероприятий;
– предоставление услуг по прокату аудио- и видеокассет, DVD-дисков с записями отечественных и зарубежных музыкальных и художественных произведений, и с записями тематической направленности;
– организация и проведение ярмарок, лотерей, аукционов, выставок – продаж;
– иные виды предпринимательской деятельности, содействующие достижению целей создания Учреждения.
РМБУК «ОМЦБ» ведет учет доходов и расходов по предпринимательской деятельности.
Муниципальное задание для Учреждения в соответствии с предусмотренными Уставом основными видами деятельности формирует и утверждает отдел культуры администрации муниципального района «Ононский район». Учреждение не вправе отказаться от выполнения муниципального задания. Учреждение вправе сверх установленного муниципального задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного муниципального задания выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, предусмотренным Уставом, в сферах, указанных в пункте 1.6 Устава, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях. Порядок определения указанной платы устанавливается отделом культуры администрации муниципального района «Ононский район», если иное не предусмотрено федеральным законом.
Учреждение в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, Федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, законами Забайкальского края, нормативно – правовыми актами органов местного самоуправления муниципального района «Ононский район», стандартом качества оказания муниципальной услуги «Обеспечение библиотечного обслуживания населения», муниципальными заданиями и Уставом.
РМБУК «ОМЦБ» является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, лицевые счета в территориальном органе Федерального казначейства, эмблему, гербовую печать, иные печати, штампы и бланки установленного образца со своим наименованием.
Собственник имущества РМБУК «ОМЦБ» – муниципальный район «Ононский район». Имущество закреплено за ним на праве оперативного управления, является обособленным и отражается на самостоятельном балансе учреждения. Источниками формирования имущества и финансовых ресурсов являются: средства бюджета муниципального района «Ононский район».
Финансовое обеспечение выполнения муниципального задания Учреждением осуществляется в виде субсидий из бюджета муниципального района «Ононский район».
РМБУК «ОМЦБ» осуществляет операции с поступающими ему в соответствии с законодательством Российской Федерации средствами через лицевые счета, открываемые в территориальном органе Федерального казначейства в соответствии с положениями Бюджетного кодекса РФ.
Организация деятельности библиотеки осуществляет самостоятельную деятельность в пределах, установленных законодательством Российской Федерации и с Уставом.
Для достижения определенных целей РМБУК «ОМЦБ» имеет право:
– создавать филиалы, структурные подразделения; утверждать положения о филиалах, структурных подразделений, назначать их руководителей, принимать решения об их реорганизации и ликвидации;
– заключать все виды договоров с юридическими и физическими лицами, не противоречащие законодательству Российской Федерации, а также целям и видам деятельности;
– приобретать или арендовать имущество в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. РМБУК «ОМЦБ» обязано:
– неукоснительно соблюдать законодательство Российской Федерации и Устав;
– осуществлять своевременную и качественную работу по учету муниципального имущества в реестре и ежегодному обновлению карт учета;
– нести ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за нарушение договорных, расчетных обязательств, за нарушение правил финансово-хозяйственной деятельности, установленных законодательством Российской Федерации;
– возмещать ущерб, причиненный нерациональным использованием земли и других природных ресурсов, загрязнением окружающей природной среды, нарушением санитарно-гигиенических норм и требований по защите здоровья работников, населения и потребителей продукции;
– обеспечивать своим работникам безопасные условия труда и нести ответственность в установленном порядке за ущерб, причиненный их здоровью и трудоспособности;
– оплачивать труд работников с соблюдением гарантий, установленных законодательством Российской Федерации, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и положением об оплате труда работников РМБУК «ОМЦБ»;
– своевременно разрабатывать и представлять на утверждение в администрацию муниципального района «Ононский район» план финансово-хозяйственной деятельности, отчет о результатах деятельности Учреждения и об использовании закрепленного за ним муниципального имущества;
– обеспечивать учет и сохранность документов по личному составу и своевременную передачу их правопреемнику при реорганизации или на хранение при ликвидации учреждения в муниципальный архив.
Директор РМБУК «ОМЦБ» несет персональную ответственность за:
– неэффективное и нецелевое использование средств бюджета;
– получение учреждением кредитов (займов);
приобретение акций, облигаций и иных ценных бумаг и получение доходов (дивидендов, процентов) по ним в нарушение законодательства Российской Федерации; другие нарушения законодательства.
Структурные подразделения не являются самостоятельными юридическими лицами и действуют в соответствии с положениями, утверждаемыми Руководителем Учреждения в установленном законодательством Российской Федерации порядке. Учреждение несет ответственность за деятельность своих структурных подразделений и филиалов.
Контроль за деятельностью учреждения и за использованием по назначению и сохранностью муниципального имущества, находящегося в оперативном управлении учреждения, осуществляет отдел культуры администрации муниципального района «Ононский район» в установленном порядке.
Информация о деятельности учреждения. Учреждение обеспечивает открытость и доступность следующих документов:
) учредительные документы, в том числе внесенные в них изменения;
) свидетельство о государственной регистрации Учреждения;
) решение учредителя о создании Учреждения;
) решение учредителя о назначении руководителя Учреждения;
) положения о филиалах Учреждения;
) план финансово-хозяйственной деятельности Учреждения, составляемый и утверждаемый в порядке, определенном администрацией муниципального района «Ононский район», осуществляющим функции и полномочия учредителя;
) годовая бухгалтерская отчетность Учреждения;
) сведения о проведенных в отношении Учреждения контрольных мероприятиях и их результатах;
) муниципальное задание на оказание услуг (выполнение работ);
) отчет о результатах своей деятельности и об использовании закрепленного за ними государственного имущества.
Вся работа РМБУК «ОМЦБ» носит систематический и комплексный характер, находиться в постоянном творческом поиске, совершенствует свои формы и методы работы, а главное в работе, что она становиться любимым местом общения и досуга любителей книги и знания.
С открытием модельной библиотеки в районе положено начало новому витку развития отрасли. Библиотеки смело смотрят в будущее и мечтают о дальнейших технических нововведениях. Опираясь на достигнутое, планируют будущее, находят понимание коллег в своих делах и начинаниях. Резко изменилось профессиональное мышление, формируется образ сельского библиотекаря нового профессионального качества.
Итоги работы в 2012 году были озвучены на Совете отдела культуры и на Производственном совещании работников культуры Ононского района. Работа РМБУК «ОМЦБ» по итогам 2012 года признана отличной.
С 2012 года районная библиотека выпускает вестник «В рамках культуры». Периодичностью один раз в месяц.
2.2 Оптимизация структуры управления РМБУК «ОМЦБ» на современном этапе
Процесс самоорганизации библиотеки как системы может протекать в двояком плане – структурном и функциональном. Структурное преобразование означает изменение внутреннего строения системы, функциональное – изменение качества функционирования, качества выходом, предназначения системы. Относительная самостоятельность структуры и функции весьма существенна, поскольку определяет возможность двух подходов к исследованию библиотеки как системы – через описание строения и через описание функционирования.
Структурные изменения в определенных пределах не ведут к изменению уровня качественного разнообразия системы. Подобные явления можно наблюдать в начале 1990-х гг., когда перед библиотеками остро встала проблема освоения инноваций. В тот период она была решена инструктивно путем реорганизации методических отделов в отделы маркетинга, осваивавшие функции управления изменениями.
Проблема заключается в том, что развитие особенностей элементов, необходимое для успешной реализации функций управления в нестабильной и динамичной среде, может прийти в противоречие с реализацией общесистемных функций. Следовательно, при организации управления необходимо четко представлять себе те характеристики, общность которых принципиальна для существования системы в целом. К числу таких характеристик можно отнести: соответствие общим, интегральным целям библиотеки соблюдение требований организационной культуры; стремление к интеграции при решении функциональных задач.
Качественное развитие библиотеки как системы может происходить путем структурных и функциональных преобразований. Относительная независимость структуры и функции повышает гибкость системы, диапазон ее проявлений, качественное разнообразие.
Системный подход, обоснованный в теории менеджмента в 1970-е гг. тогда же развившийся в отечественном библиотековедении в трудах Н. С. Карташова и Ю. Н. Столярова, переживает сегодня определенную трансформацию, вызванную изменениями среды, в которой функционируют библиотеки. В соответствии с новой парадигмой отдельные элементы анализируются на основе динамики библиотеки как системы в целом. Таким образом, фокус переносится с элементарных блоков (подсистем) на фундаментальные принципы организации. В новой парадигме системного подхода сохраняется тенденция к образованию многоуровневых структур, каждая из которых представляет собой целое по отношению к своим составляющим, одновременно являясь частью более крупной системы.
Построить универсально новую модель оптимизации деятельности библиотек невозможно, так как каждая библиотечная система развивается в уникальных условиях.
Признаками оптимальной структуры управления в РМБУК «Ононская межпоселенческая Центральная библиотека» на наш взгляд будут:
– небольшое количество подразделений с высококвалифицированным персоналом;
– наличие в структуре управления групп специалистов;
– ориентация графика работ на потребителя;
– быстрота реакции на изменения;
– высокая производительность и низкие затраты.
Поэтому единственно верным решением представляется построение новой модели управления – выделение алгоритмов оптимизации, выбор которых будет зависеть от социокультурной ситуации.
Обозначим основные принципы, на которых, по нашему мнению, базируется оптимизация управления библиотекой, для этого необходимо определить этапы.
Основные этапы, которые необходимо пройти РМБУК «Ононская межпоселенческая Центральная библиотека» на пути оптимизации своего развития с целью обеспечения эффективности работы следующие:
Первый этап – анализ ситуации и оценки ресурсов организации:анализ- это популярная методика анализа ситуации и оценки ресурсов организации. Ее название складывается из первых букв английских слов Strengths (сильные стороны, что подразумевает имеющиеся в наличии внутренние ресурсы организации), Weaknesses (слабые стороны или имеющиеся внутренние проблемы), Opportunities (возможности, которые существуют вне организации для ее развития) и Threats (угрозы благополучию организации, имеющиеся во внешней среде).
Второй этап – определение миссии и целей:
При определении миссии РМБУК «ОМЦБ» нужно, прежде всего, задаться вопросом: в чьих интересах работает библиотека, удовлетворение, чьих потребностей для нее является приоритетным. Приоритетные интересы – первое основание определения миссии библиотеки. Второе основание -это та модель, на которой предполагается строить весь процесс работы библиотеки. Она определяет, какие интересы потенциальных потребителей, и в какой мере библиотека может удовлетворить.
Если миссия задаёт общие ориентиры, направления деятельности библиотеки, выражающие смысл её существования, то конечные результаты, к которым стремится организация, фиксируется в виде её целей. Значимость целей для библиотеки невозможно переоценить. Цели являются исходной точкой планирования деятельности, лежат в основе построения организационных отношений; на целях базируется система мотивирования, используемая в библиотеке. Наконец, цели являются точкой отсчёта в процессе контроля и оценки результатов труда отдельных работников, подразделений и библиотеки в целом. Цели библиотеки должны обладать рядом характеристик. Это конкретность, измеримость, ориентированность, во времени, гибкость, достижимость. Данные характеристики иногда называют критериями качества, так как они во многом определяют уровень реализации целевых установок. Конкретность цели позволяет однозначно определить, в каком направлении должна развиваться библиотека. Чем более конкретна цель, тем легче выработать стратегию её достижения. Для того чтобы успешно осуществлять миссию библиотеки, достигая при этом поставленных целей, необходимо выбрать для себя стратегию всей дальнейшей деятельности.
Третий этап включает выработку стратегии:
Выработка стратегии – дело творческое. Поэтому жесткие алгоритмы здесь вряд ли возможны. При выборе стратегии нужно помнить, что для их реализации необходимо учитывать:
– возможности библиотеки;
– степень риска;
– достаточность необходимых ресурсов;
– внешние опасности и возможности;
– способы применения ресурсов.
При разработке новой модели управления мы выяснили, что в РМБУК «ОМЦБ» не в полной мере используют возможности социологии, прибегают к ее методам лишь эпизодически. Зачастую библиотечная деятельность в данной библиотеке деформирована. Изменить ситуацию можно только одним способом, а именно: сделать библиотеку социально отзывчивой, создать альтернативные структуры управления. В условиях конкуренции библиотеки вынуждены бороться за пользователя, изучать рынок общественных интересов, в том числе и методами социологии.
Знание социологии в библиотеке специалистом – управленцем поможет ему грамотно анализировать общественную жизнь, вырабатывать соответствующие стратегии и технологии, т.е. стать социологически грамотным менеджером, тонко чувствующим социальную среду, учитывающим ее реакцию на управленческие решения.
Централизация управления имеет несомненные преимущества при решении глобальных стратегических задач. Она позволяет масштабно распределять все виды резервов и ресурсов, но при этом неизбежно подавляется творческая инициатива, не всегда оптимально решаются тактические задачи. Децентрализация управления освобождает членов коллектива от постоянной опеки, эффективно стимулирует инициативу, полнее раскрывает потенциальные возможности личностей.
В последние годы стал очевидным тот факт, что для улучшения деятельности в РМБУК «ОМЦБ» ее структура управления нуждается в разработке специальных технологий эффективного управления качеством работы. Библиотека как посредник между информацией и потребителем информации должна уметь доказывать, что она предлагает услуги высокого качества.
При изучении структуры управления РМБУК «ОМЦБ» на первый взгляд, нет стимулов для повышения качества работы. Однако ситуация меняется. Значительные массивы информации уже существуют вне библиотеки. Любой потребитель, располагающий необходимым оборудованием, может получить непосредственный интерактивный доступ к базам данных, содержащим библиографическую информацию и даже полные тексты документов, а информация может обрабатываться и пакетироваться информационными посредниками.
При постоянном сокращении бюджетных ассигнований, снижении уровня финансирования, сокращении штатов и одновременном возрастании требований потребителей данная библиотека не может себе позволить иметь нечетко сформулированные цели, выполнять ненужную работу или осуществлять неэффективные рабочие процессы. Для библиотеки управление качеством работы может означать следующее:
– определение миссии библиотеки и приоритетных групп пользователей; выявление существующих и предполагаемых потребностей пользователей; установление долгосрочных целей и краткосрочных задач;
– создание адекватных потребностям услуг;
– предоставление этих услуг на максимально высоком уровне;
– измерение эффективности работы и ее сравнение с поставленными целями; формирование оптимальных условий для постоянного повышения эффективности работы;
– создание атмосферы внимания к запросам пользователей и обеспечение высокого качества работы.
Оптимизация библиотечной деятельности осуществляется также благодаря маркетинговому подходу. Библиотечные менеджеры ищут гарантии того, что их организация развивается, так как потребности пользователей меняются с течением времени, отражая тем самым динамично меняющееся окружение. Если обобщить понятия «библиотечного маркетинга», то можно сформулировать его определение так: библиотечный маркетинг – это разновидность инновационной управленческой деятельности, которая содействует становлению, производству и продвижению библиотечных товаров и услуг.
Маркетинг может явиться тем средством, которое потребует оценить собственные возможности, посмотреть на работу библиотеки с точки зрения пользователя, изменить свои стереотипы. В библиотеках требуется использование маркетинга как системы, позволяющей осуществлять эффективную работу в современной социокультурной ситуации.
Концепция библиотечного маркетинга определяет стратегические цели, задачи и функции библиотеки, приоритеты и направления работы. Свой путь библиотеке приходится искать между желаниями, ожиданиями пользователей и собственными культурными и информационными функциями. Все это и применяется в маркетинговой деятельности.
Социально-культурная ситуация в последние годы заметно меняется, досуг заполняется не столько чтением, сколько другими, как правило, более зрелищными формами. В то же время основной информационный запрос в большей степени обусловлен необходимостью получения образования, самообразованием, занятостью, социальной защитой интересов личности, здоровья.
Обеспечение целевого доступа к информации является существенным профессиональным признаком библиотечной деятельности в социальной сфере. Эта направленность позволяет не только предоставлять новые информационные услуги для пользователей, реализовывать задачи, стоящие перед библиотекарями, но и активно развивать профессиональную библиотечную деятельность, внедряя новые информационные технологии, инновационные формы работы. Ориентация на социальную деятельность позволяет библиотекам сформировать современный пакет услуг, поскольку именно услуги являются результатом социальной работы.
Позиция РМБУК «ОМЦБ» в обществе определяется не социальной работой, а информационным обеспечением социальных запросов различных групп. Представляется возможным дополнить модель оптимизации управления библиотекой более подробным рассмотрением стратегий, ориентированных на каждый элемент библиотечной структуры. При воздействии на целевую аудиторию библиотеки (библиотечный контингент) требуется проведение информационного мониторинга потребностей пользователей и степени их удовлетворенности качеством предоставляемых услуг; прогнозирование изменений в социокультурной ситуации; внедрение в библиотечную работу новых информационных технологий; оценка востребованности и эффективности внедрения новых услуг; усиление презентативности библиотеки – PR.
Комплексный характер управления библиотечной деятельностью:
Целевая аудитория:
. Информационный мониторинг потребностей пользователей и степени их удовлетворенности качеством предоставляемых услуг;
. Прогнозирование изменений в социокультурной ситуации;
. Внедрение в работу новых информационных технологий;
. Оценка востребованности и эффективности внедрения новых услуг;
. Усиление презентативности библиотеки – PR.
Библиотечный персонал:
. Анализ и корректировка организационной культуры;
. Принятие эффективных управленческих решений, оценка их результативности;
. Демократизация организационной структуры;
. Создание системы непрерывного повышения квалификация сотрудников библиотеки;
. Объединение библиотечных процессов в единый технологический процесс;
. Проведение бенчмаркинговых исследований.
Материально-техническая база:
. Стабильное финансирование;
. Ремонт помещений;
. Обновление библиотечной мебели, оборудования;
. Программное обеспечение;
. Усиление презентативности библиотеки – PR, формирование благоприятного имиджа библиотеки.
Для оптимизации работы персонала данной библиотеки необходимы осуществление анализа и корректировки организационной культуры в библиотеке; принятие эффективных управленческих решений и оценка их результативности; демократизация организационной структуры; создание системы непрерывного повышения квалификации сотрудников библиотеки; объединение работы библиотечных подразделений в единый технологический процесс; проведение бенчмаркинговых исследований.
Достаточно сложный аспект библиотечной деятельности – модернизация материально-технической базы, которая предполагает необходимость стабильного финансирования; систематического ремонта помещений; обновления библиотечной мебели; обновления и закупки необходимого оборудования и соответствующего программного обеспечения; формирования благоприятного имиджа.
Таким образом, рассмотренные нами процессы структурных преобразований, принципы и подходы способствуют оптимизации структуры управления библиотекой на современном этапе. Успех по усовершенствования организационной системы управления районной библиотеки (РМБУК «ОМЦБ») я считаю, возможным дополнить, созданной нами моделью, которая включает все компоненты работы библиотеки и в комплексе позволит оптимизировать деятельность названной библиотеки.
Заключение
В России, изначально ориентированной на создание единой библиотечной сети, сложилась особая ситуация. С изменением социально – культурного устройства общества распались не только экономические, но и многие культурные связи, существовавшие между отдельными территориальными образованиями. Значительно ослабли функции центральных федеральных библиотек как методических и образовательных библиотечных центров. Финансирование из разных источников привело к различиям в планировании, отчетности и нормативной деятельности и, тем самым, к разобщенности библиотек, сориентированных на местные задачи в ущерб общим профессиональным нуждам. В условиях жесткого финансового дефицита, отсутствия единой нормативной базы и профессионально, адресно-направляемой государственной помощи районным библиотекам пришлось самостоятельно принимать решения.
В связи с этим смена парадигмы включает соответствующий сдвиг структур социальных организаций. Эффективной формой подобных организаций являются – гибкие функциональные иерархические формы, которые быстро создаются и преобразуются в соответствии с меняющимися потребностями.
Современная библиотека представляет собой сложный комплекс, успешная работа которого во многом зависит от структуры управления.
Большинство библиотек используют сегодня бюрократические управленческие структуры (линейно-функциональные, линейно-штабные). В современных условиях отчетливо проявляется ограниченность иерархических структур: жесткая заданность поведения в рамках инструкций и циркуляров; затрудненность взаимодействия внутри библиотеки; неспособность к быстрым нововведениям.
В рамках любой структуры целесообразно развивать процессы децентрализации с тем, чтобы улучшать взаимодействие и обмен информацией между руководителями, усиливать мотивацию руководителей низших уровней, повышать эффективность принятия управленческих решений.
Полученные в ходе исследования выводы говорят о том, что управление районной библиотекой требует реализации системного подхода к управленческой деятельности, а именно: постановки перспективных целей, выдвижения текущих задач, разработки, и осуществления необходимых организационно-экономических мероприятий.
К наиболее полезным и основным организационно методическим работам библиотек системы относятся такой показатель эффективности как удовлетворенность пользователей режимом работы, справочными службами, каталогами, инструментами поиска. Результатом организации библиотечной деятельности, является создание или развитие библиотечного объекта определенного уровня и, кроме того, обеспечение разработки и накопления разнообразных принципов, правил, методов взаимодействия различных частей библиотечной системы для эффективного достижения целей. Используя разнообразие правил и методов достижения целей, управление библиотекой удерживает ее в режиме оперативного функционирования и стратегического развития.
Власть определяет социальную стратегию библиотечной деятельности, обеспечивает ее финансами, библиотеки же наполняют ее конкретным содержанием. Организационно-правовой механизм отношений библиотеки и учредителя предполагает наличие таких учредительных документов, как устав библиотеки и контракт учредителя (собственника) с руководителем библиотеки. Юридически эти документы представляют собой соглашения, отражающие взаимные права и обязанности. Так, например, в уставе как основном документе формулируются задачи и функции, система управления, регламентируются организация и деятельность библиотеки, порядок использования ресурсов, принципы хозяйствования и т.д. Результаты данного анализа можно будет использовать во всех областях науки, касающихся менеджмента по организацию и управления библиотеками.
Организационная система управления районной библиотекой на современном этапе это сложный процесс. И если брать во внимание характеристику каждого типа и вида системы, то к управлению районной библиотекой необходимо применять адаптивный вид структуры управления (гибкие структуры, способные изменяться (адаптироваться) к требованиям среды (по аналогии с живыми организмами). Именно адаптивные организационные структуры способны, используя все эффективные аспекты линейных и функциональных структур, успешно функционировать в постоянно изменяющемся мире.
При детальном рассмотрении подходов и принципов, с помощью которых нам необходимо оптимизировать организационную структуру РМБУК «ОМЦБ» мы пришли к выводу, что на данном этапе развития организационной системы управления библиотеки необходимо использовать предложенную нами модель оптимизации. Современное учреждение культуры должно стать обучающей организацией, которая постоянно повышает свои способности путем освоения новых способов деятельности и отказа от устаревших методов. Это позволит адаптироваться в постоянно меняющейся среде, реализовать свой потенциал, реально влиять на общественные информационные процессы и повышать авторитет культуры в обществе.
Список использованных источников
2. Атаманчук Г.В. Государственное управление. Организационно -функциональные вопросы. / Г.В. Атаманчук. – М.: Наука, 2008.- С. 48 – 52.
. Ахмадова Ю.А. Система менеджмента качества библиотеки: учеб-практ. пособие / Ю.А. Ахмадова; науч.ред. В.В. Брежнева. – Спб.: Профессия, 2007. – 264 с. (Серия «Библиотека»)
. Василенко И.А. Государственное и муниципальное управление: учебник. – 2-е изд. испр. и доп. / И.А. Василенко – М.: Гардарики, 2010. – С. 24 – 30.
. Герчикова И.Н. Менеджмент: учебное пособие / И.Н. Герчикова. – М.: ЮНИТИ, 2005. – 685 с.
. Гриханов Ю.А. Содействие и рекомендации – единственно возможный стиль работы/ Ю.А. Гриханов // Библиотека. 1996. № 6. – C. 13 – 14.
. Жадько Н.В. Управленческая эффективность руководителя/ Н.В. Жадько, М.А. Чуркина. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2009 г. – 245с.
. Карташов Н.С. Особенности современного библиотечного управления / Н.С. Карташов // Библиотека. – 2002. – № 9. – С.14 – 21.
. Карташов Н.С. Инновационные процессы: общее и частное/ Н.С. Карташов // Библиотека. – 1998. – № 3. – С. 39 – 42.
. Карташов Н.С. Качество управления обусловлено технологией / Н.С. Карташов // Библиотека. – 2009. – №5. – С. 47.
. Карташов Н.С. О трех заблуждениях в науке управления / Н.С. Карташов // Библиотека. – 2001. – № 6. – С. 59 – 62.
. Карташов Н.С. Управление библиотечным делом: организационный механизм / Н.С. Карташов // Библиотековедение. – 2001. – №4. – С.17 – 25.
. Качанова Е.Ю. Инновации в библиотеках/ Е.Ю. Качанова; науч. ред. В.А. Минкина; СПбГУКИ. – СПб.: Профессия, 2003. – 318 с. – (Серия « Библиотека»).
. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6 – ФКЗ, от 30.12.2008 № 7 -ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 26.01.2009, № 4, ст. 44
. Клюев В.К. Маркетинг в системе управления библиотекой: учебное пособие / В.К. Клюев, Е.М. Ястребова. – М.: МГУКИ,1995. – 132 с.
. Кривова Н. Новые методы и старые принципы/ Н.Кривова // Библиотека. – 1999. – № 1. – С. 24 – 25.
. Матлина С.Г. Инновационное творчество библиотекарей в контексте социокультурной динамики: (Постановка проблемы) / С.Г. Матлина // Библиотековедение. – 1998. – № 2. – С. 39 – 53.
. Столяров Ю.Н. Библиотека: структурно-функциональный подход / Ю.Н. Столяров. – М.: Книга, 1981. – 255 с.
. Суслова И.М. Менеджмент в современной библиотеке: научно-методическое пособие/ И.М. Суслова, В.В. Кармовский. – М.: Либерия, 2004. – 175 с.
. Суслова И.М. Основы библиотечного менеджмента: учебно-практическое пособие / И.М. Суслова. – М.: Либерия, 2000. – 232 с.
. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197- ФЗ (ред. от 23.07.2013)
. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996г. №64 – ФЗ (в последней ред. ФЗ от 29.12.2009 №383-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 1996. №25. Ст. 2954; 2010. №1.
. Федеральный закон от 29.12.1994 № 78 – ФЗ (ред. от 02.07.2013) «О библиотечном деле» // Собрание законодательства РФ, 02.01.1995, № 1, ст. 2
. Федеральный закон от 27.07.2006 № 149 – ФЗ (ред. от 02.07.2013) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // Собрание законодательства РФ, 31.07.2006, № 31 (1 ч.), ст. 3448
. Федеральный закон от 29.12.1994 № 77 – ФЗ (ред. от 11.07.2011) «Об обязательном экземпляре документов» // Собрание законодательства РФ, 02.01.1995, № 1, ст. 1
. Федеральный закон от 03.06.2009 № 119- ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О библиотечном деле» // Собрание законодательства РФ, 08.06.2009, № 23, ст. 2774.
. Федеральный закон от 20.02.1995 № 24 – ФЗ (ред. от 10.01.2003) «Об информации, информатизации и защите информации» // Документ утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 27.07. 2006 № 149 – ФЗ, вступившего в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования (опубликован в «Российской газете» – 29.07. 2006).
. Цыганова Н.Н. Управление нововведениями/ Н.Н. Цыганова // Мир библиотек сегодня. – 1998. – № 2. – С. 44 – 49.