Ярославский техникум бытового сервиса ОТЧЕТ по практике искусствоведения студентки группы 31Д Пустовгаровой Анастасии Ярославль 2010 Введение Ярославль – один из красивейших русских городов, входящих в созвездие городов Золотого кольца России. Основан город был в 1010 году князем Ярославом Мудрым на неприступном берегу в месте слияния двух рек – Волги и Которосли. Согласно легенде Ярослав Мудрый убил медведя, которому поклонялись местные племена. С этих событий и началась история Ярославля. Поэтому с XVII в. на гербе Ярославля – изображение медведя с секирой. В 11-12 веках Ярославль был небольшим сторожевым пунктом Ростово-Суздальского княжества. На рубеже 12-13 веков в связи с оживлением волжского торгового пути Ярославль бурно развивается. Был заложен каменный Спаса – Преображенский собор. Монгольское нашествие прервало расцвет волжского города. В 1238 году Ярославль был разорен и сожжен. В 1612 году Спасский монастырь стал штаб-квартирой Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Четыре месяца Ярославль был столицей Руси. Никого не оставляет равнодушным знаменитая Волжская набережная с многочисленными памятниками архитектуры прошлого, со знакомой многим по фотографиям и кинофильмам беседкой-ротондой, откуда открывается вид на Речной вокзал, Заволжье и перспективу Волги. Многочисленные храмы XVI-XVIII вв., шедевр русского зодчества церковь Ильи Пророка, стоящей на главной городской площади; остатки старых городских укреплений (Знаменская башня), жилую застройку в стиле модерн начала прошлого столетия, всемирно известный и первый в России общедоступный Драматический театр, носящий имя своего основателя Фёдора Волкова; исторические места, помнящие поэтов Л.Н. Трефолева и Н.А. Некрасова, певца Л.В. Собинова, художника А.К. Саврасова, памятники Ф.Г. Волкову и Н.А. Некрасову. История Ярославля связана с историей нашей Родины. Каждый культурный человек должен знать историю своей малой родины. Особенно важно это сегодня, т.к в 2010 году Ярославль отмечает свое тысячелетие и поэтому необходимо знать и беречь замечательные памятники прошлого.
1.Русская культура XI – XVIII вв. История любой страны, города тесно переплетается с историей жизни отдельных людей. На примере наших земляков можно проследить отдельные вехи истории Ярославля.Это дает возможность изучать не только историю рода, но и культуру дворянских имений, прослеживать влияние и связи с русским художественным процессом, выявлять его особенности на ярославской земле. В данной работе я рассматриваю биографии дворян Глебовых, губернатора Ярославля Мельгунова и адмирала Ушакова. С XVI века род Глебовых связан с ярославской землей. Одно из их имений находилось в Мологском уезде Ярославской губернии. Сама история рода уходит вглубь веков и прослеживается с XII века. С представителями рода Глебовых связаны страницы истории и культуры, в том числе и художественной, в частности, имя известного художника Ф.П. Толстого (1783-1873). Узы родства и достаточно яркие событийные моменты жизни связывают их с представителями дома Мусиных-Пушкиных. В собрании Ярославского художественного музея хранятся четыре портрета 1-й трети XIX века из семейной галереи Глебовых. Глебов Николай Николаевич (1755-1818) – первый городничий г. Мологи. Надворный советник В книге "Очерки Мологского уезда", написанной С.А. Мусиным-Пушкиным (издана в 1902) написано, что, в 1798 году Мологский уезд посетил Павел I и ночевал в городе Мологе в доме городничего Глебова. В 1786 женился на княжне Александре Андреевне Засекиной. У них было два сына Андрей и Сергей. Глебов Андрей Николаевич (1787-1854) – в 1805-1806 участвовал в военных походах русской армии против Наполеона. Участник войны 1812 года, герой Бородинского сражения. Доблесть его отмечена Александром I. За боевые заслуги награжден: 1808 – орденом св. Анны 3-ей степени, 1812 (за Бородино) – орденом Св. Владимира –4-го класса с бантом, 1812 – Золотой саблей «За храбрость», 1814 (за Данциг) – орденом Св. Анны 2-го класса. Большой вклад в развитие Ярославля внес А.П. Мельгунов. Алексей Петрович Мельгунов родился 9 февраля 1722 года, сын петербургского вице-губернатора. Воспитывался в Сухопутном шляхетском корпусе. Хорошо знал немецкий язык. Был камер-пажом при дворе Елизаветы Петровны. Командовал Ингерманландским пехотным полком. С 1756 года адъютант (в чине бригадира) Петра Фёдоровича, начальник Сухопутного шляхетского корпуса. Ближайший сподвижник Петра III. 28 декабря 1761 произведён в генерал-майоры, а в феврале — в генерал-поручики; принимал доносы «об умысле по первому и второму пункту». Пётр III пожаловал ему 1000 душ и землю в столице, назначил его членом Особого собрания при императоре. 10 февраля1761 года награжден орденом Св. Александра Невского. Переворот 28 июня заставил Мельгунова покинуть двор, но Екатерина II вскоре пригласила его вновь на службу и в 1764 назначила генерал-губернаторомНовороссийской губернии. В 1765 он был «пожалован в Москву сенатором и Камер-коллегии президентом». Был депутатом Комитета по составлению Нового Уложения (1767), директором казённых винокуренных заводов. 1 мая 1766 года женился на Наталье Ивановне Салтыковой, которая была младше его на двадцать лет. У них было двое детей — сын Владимир и дочь Екатерина. В чине действительного тайного советника с 1777 года до конца жизни был ярославским, а с 1780 ещё и вологодскимгенерал-губернатором. Реализовал в Ярославле и других центра наместничества программу масонского просвещения. Открыл в Ярославле Дом призрения ближнего и народное училище, а в Холмогорах — мореходное училище; видный масон, при нём в Ярославле была масонская ложа. Мельгунов любил науку и много занимался немецкой литературой. В 1786—1787 годах издавал ежемесячный журнал «Уединённый пошехонец» — это был первый провинциальный журнал в России, орган масонского просвещения. Содержал домашний дворянский театр. Умер 2 июля 1788 года, похоронен в Больничной церкви Всемилостивого Спаса Толгского монастыря у Ярославля. Фёдор Ушаков родился 13 (24) февраля1745(17450224) в сельце Бурнаково (ныне Рыбинский район Ярославской области), в небогатой дворянской семье: отец — Фёдор Игнатьевич Ушаков (1710—1781), сержант лейб-гвардии Преображенского полка в отставке, дядя — старец Феодор Санаксарский. Крещён в церкви соседнего села Хопылево. Окончил Морской кадетский корпус (1766), служил на Балтийском флоте. С 1769 года в Донской (Азовской) флотилии, участвовал в русско-турецкой войне. В ходе войны Ф. Ф. Ушаков развивает принципы новой тактики маневренного морского боя. Придавая большое значение морской и огневой выучке личного состава, Ушаков был сторонником суворовских принципов воспитания подчинённых. Командуя с 1790 года Черноморским флотом, прибегнув к созданной им новой манёвренной тактике, принципиально отличавшейся от принятой в то время линейной тактики, в 1790 и 1791 гг. одержал ряд блестящих побед над турецким флотом. В 1789 году произведён в контр-адмиралы. В 1793 году произведён в вице-адмиралы. Во время Средиземноморского похода 1798—1800 гг., Ушаков проявил себя как крупный флотоводец, искусный политик и дипломат при создании греческой Республики Семи Островов под протекторатом России и Турции. освобождении от французов Италии, во время блокады Анконы и Генуи, при овладении Неаполем и Римом. В 1799 году произведён в адмиралы. В 1800 году эскадра Ушакова вернулась в Севастополь. Заслуги Ушакова не были оценены императором Александром I, который назначил его на второстепенную должность главного командира Балтийского гребного флота и начальником флотских команд в Петербурге, а в 1807 году уволил в отставку. Во время Отечественной войны 1812 года Ушаков был избран начальником ополчения Тамбовской губернии, но из-за болезни отказался от должности. В последние годы жизни в имении Ф. Ф. Ушаков посвятил себя молитве и широкой благотворительной деятельности. Флотоводец умер 2 (14) октября1817 в своём имении в деревне Алексеевка (ныне Республика Мордовия). Похоронен в Санаксарском монастыре близ города Темникова. Застройка средневекового Ярославля была хаотичной. В городе вспыхивали пожары. В 1769 году Екатерина II утвердила первый регулярный план Ярославля, составленный А. Д. Квасовым. Он не учитывал исторически сложившихся особенностей города и вызвал резкий протест духовенства и купечества. В 1778 году был утвержден новый проект. В нем было сохранены основные направления старых городских магистралей. Ширина улицы определялась местоположением древних церквей. Церковь Ильи Пророка оказалась зрительным ориентиром вокруг которого выстраивалась композиция нового городского центра. Вокруг Ильинской церкви была создана трапециевидная площадь, со всех сторон окруженная административными зданиями. Автор этого замысла не известен, называю т имя И. Е. Старова или Ю. М. Фельтона. Ясно лишь, что планировка Ярославля – один из наиболее зрелых образцов русской градостроительной школы 18 века. Прямоугольная сетка кварталов сочетается здесь с лучевой и частично с радиально-кольцевой композицией, что определялось стремлением выделить дворянско-купеческий центр. Новый генеральный план не означал быстрого изменения планировки, т.к на территории Ярославля работал лишь один архитектор – Э. Левенгаген. Он – автор таких сооружений конца 18 века, как Дом призрения ближнего, новый архиерейский дом на Стрелке, корпуса Присутственных мест. Самым значительным сооружением в начале 20-го века стал новый Драматический театр им. Ф. Волкова, построенный в 1911 году по проекту Н. А. Спирина. История Волковского театра восходит к кожевенному амбару, в котором, по преданию, два с половиной века назад молодой купеческий сын Фёдор Григорьевич Волков с братьями и друзьями начал устраивать в Ярославле театральные представления. Первое из них прошло 10 июля1750 года в кожевенном амбаре отчима Фёдора, купца Полушкина — это была «Эсфирь» Жана Расина в переводе Фёдора Волкова. Специальное театральное здание («театральная хоромина») открылось на берегу Волги7 января1751 года трагедией А. П. Сумарокова «Хорев», были изготовлены костюмы, декорации; сложился постоянный репертуар. Слух о молодых ярославцах дошёл до императрицы Елизаветы Петровны, которая в январе 1752 года вызвала их в Петербург специальным указом. С тех пор основатель театра в Ярославль больше не возвращался. Театр Фёдора Волкова в Ярославле принято считать первым русским публичным общедоступным профессиональным театром. Разумеется, в те времена в России существовало немало театральных трупп, прежде всего иностранных, «баловались театром» школяры, нередки были разовые постановки театральных действ «по случаю». Тем не менее, ярославский театр Фёдора Волкова считается первым. Именно он впервые отвечал всем характеристикам , заложенным в определении — Русский Публичный Профессиональный Театр . Русский — потому что здесь русские актёры играли пьесы на русском языке. Публичный — потому что он был общедоступным, в отличие от театров дворцовых, домашних или школьных; ранжир публики в зале зависел именно от цены на билет, а не от социального статуса. Профессиональный — потому что актёры получали зарплату за свой труд, актёрство стало их профессией. Наконец, Театр — потому что это была не труппа, не отдельная постановка, а именно театр с организационной точки зрения — с постоянным репертуаром, с билетным хозяйством, со всей «матчастью» — зданием, декорациями, костюмами (когда «волковцы» уезжали по вызову Елизаветы Петровны в Петербург, одних костюмов набралось на 19 подвод). «Уединенный пошехонец» — первый в России провинциальный журнал. Издавался в течение 1786 года в Ярославле Η. Ф. Уваровым, А. Н. Хомутовым и Н. И. Коковцевым, под редакцией В. Д. Санковского. В 1787 году выходил под названием «Ежемесячное сочинение». Выходил при участии и активной поддержке ярославского генерал-губернатора А. П. Мельгунова и завершился в связи с его болезнью и смертью. Среди авторов — учителя М. В. Розин и И. Ф. Фортунатов, семинарист В. Васильевский, архиепископ Арсений (Верещагин), В.Д. и Н. В. Санковские. Многие статьи печатались анонимно. Тираж журнала едва ли превышал сотню экземпляров. Очевидно, он распространялся бесплатно или по благотворительной подписке среди ярославского дворянства, а возможно, и шире. Журнал был органом масонского кружка А. П. Мельгунова, идейные установки которого отразились в названии журнала, который рассматривался как средство духовного влияния, воспитания читающей публики. На его страницах последовательно излагается социально-философская программа издателей. В её основе — просвещенно-монархический идеал, совмещающийся с масонской заботой о нравственном самосовершенствовании, с проповедью уединения и практикой размышления на возвышенные темы. Второе объяснение названия журнала связывает его с подмосковной усадьбой Мельгунова Суханово, куда, согласно легенде, он удалялся с Санковским для работы над изданием. Похвалы Екатерине II как просвещённой государыне сочетаются в журнале с советами, обращёнными к местным помещикам. Им рекомендовано разумно устраивать свои отношения с крестьянами. Высказывается и мнение о том, что принудительный труд на земле «пленников или преступников» оскорбляет её и мешает изобильному приношению плодов. Предметом критики становятся моральные пороки дворянства: лень, безделье, расточительность, пренебрежение крепостными. Достоинствами же видятся образованность, любовь к книгам, разумность, а также добродетельность, каковая является не сословным отличием, а общим достоянием всех высоких душ. Призывы к осознанию своего общественного долга и к деятельному участию в жизни сменяются в журнале меланхолическими размышлениями о бренности живущего, о скоротечности человеческой жизни, об изменчивости и непостоянстве в мире, который «желает, подвержен, быть обману». Авторы журнала предлагают отрешиться от светской суеты и в мирном уединении искать покоя и гармонии в общении с природой, вдали от городов, в сосредоточенном труде на земле, в размышлениях и занятиях науками. Человеку приличествует «жизнь смешенная с злоключениями», которая научает его «познавать самого себя и изыскивать в себе способы к поправлению» — и в это же время личности, не понимаемой обществом, достойно уйти из него в пустыни и дебри, к тем близким людям, которые способны к благодарности и любви. Человек, по логике авторов журнала, призван к самовоспитанию. Это воспитание духовно развитой, душевно богатой и щедрой личности в процессе упорного и напряжённого переживания и осмысления проблем собственного существования. В «Уединенном пошехонце» были опубликованы «Сведения о Ярославском наместничестве», историко-географические очерки о городах и уездах Ярославского наместничества. Они были одним из этапов составления топографического описания края. В «Ежемесячном сочинении» краеведческих материалов было значительно меньше. Ныне журнал существует в считанных экземплярах и является библиографической редкостью. Л. Н. Трефолев пытался переиздать комплект журнала. 2.Ансамбль средневекового русского монастыря. Спасо-Преображенский монастырь – старейший мужской монастырь Ярославля. Располагается на левом берегу р. Которосли близ ее впадения в Волгу. Точная дата основания неизвестна, предположительно это начало XIII века. Никоновская летопись под 1216 г. гласит: "князь Константин заложил в Ярославле каменную церковь и монастырь святого Преображения". Возникнув как «городовой» княжеский монастырь, он с первых дней своего существования был тесно связан с местным княжеским домом и оказывал огромное влияние на политическую, экономическую и культурную жизнь Ярославля. Монастырские власти были духовными наставниками во всех делах княжеского дома и активно в них вмешивались, соблюдая при этом свои интересы. Подклет Спасского собора служил местом последнего упокоения ярославских удельных князей. Здесь погребены Федор Черный, его сыновья Давид и Константин, Василий Грозные Очи, вплоть до последнего местного правителя – князя Александра, погребенного уже после присоединения Ярославля к Москве, в 1471 г. Монастырская земля служила местом погребения многих титулованных ярославцев – представителей княжеских родов Троекуровых, Львовых, Борятинских, Козловских и др. Здесь же хоронили и нетитулованных именитых горожан и богатых купцов – известен фрагмент надгробия ктитора Богоявленского храма – Алексея Авраамовича Зубчанинова (древний некрополь Спасо-Преображенского монастыря был утрачен уже к началу XIX века, сохраняются фрагменты отдельных надгробных плит). На погребение и помин души родственниками усопших делались богатые вклады, пополнявшие монастырскую ризницу. В 1463г. произошло событие, определившее существование Спасо-Преображенского собора на долгие годы – в подклете Входоиерусалимской церкви были обретены мощи Ярославских Чудотворцев – Святых Благоверных князей Федора, Давида и Константина. Между 1463 и 1473 гг. в Москве по заказу Ивана III и митрополита Филиппа было написано житие Федора Черного, и ярославские чудотворцы вошли в создававшийся в то время пантеон общерусских святых, одновременно став главной святыней Ярославля. Монастырь посещали почти все русские великие князья, цари и императоры, начиная с Ивана III, жалуя его при этом своими милостями. Первые жалованные грамоты монастырю известны с XIV века. Кроме денежных вкладов, они даровали Спасо-Преображенскому монастырю множество льгот и привилегий, освобождение от ряда пошлин и повинностей, а также давали право игумену на собственный суд (т.н. иммунитет). Только Иван Грозный пожаловал Спасо-Преображенскому монастырю 55 грамот. К XVII веку Спасо-Преображенский монастырь становится крупным собственником, владея обширными вотчинами, дававшими огромный доход. Кроме Ярославля, земельные угодья Спасо-Преображенского монастыря находились в пределах соседних уделов: Костромы, Ростова, Романова, Пошехонья, Переславль-Залесского, в Московском и даже Сольвычегодском уездах. Это позволило Спасо-Преображенскому монастырю стать сильнейшей крепостью Верхнего Поволжья и сыграть историческую роль в жизни страны в период «смутного времени», когда монастырь оказался надежной защитой не только Ярославля, но и всей русской государственности. В мае 1609 г. Спасо-Преображенский монастырь выдержал 24-дневную осаду вражеских войск, а в 1612 г. здесь располагался центр дружин Минина и Пожарского, проводились торжественные молебны и освящались полковые хоругви перед походом войска на освобождение Москвы. Весной 1613 г. новоизбранный царь Михаил Романов, направляясь из Костромы в Москву, прожил некоторое время в Спасо-Преображенском монастыре, направив отсюда свою первую царскую грамоту о согласии на принятие царского венца. В XVII веке братия Спасо-Преображенского монастыря составляла около 150 человек, кроме того, на монастырь работали около 300 «бельцов» – светских людей. В 1764 г. Спасо-Преображенский монастырь входит в число 16 крупнейших монастырей России, владея огромными землями, городскими слободами, мельницами, рыбными ловлями. Он ведет крупные торговые операции, ему принадлежит около 14000 крепостных душ. Располагает Спасо-Преображенский монастырь и величайшими художественными ценностями, являясь важным культурным центром на северо-востоке страны. Еще в начале XIII века здесь существовало первое в этом регионе училище, хранилось уникальное Спасское Евангелие и особо чтимая икона Богоматери «Ярославская Оранта». В Спасо-Преображенском монастыре в конце XVIII столетия был обнаружен рукописный список шедевра древнерусской литературы «Слово о полку Игореве». В 1747 г. открывается Славяно-Латинская семинария – одна из первых в России. Храмы и ризницы монастыря хранили замечательные иконы, предметы церковной утвари и облачения – уникальные произведения древнерусского искусства, большая часть из которых была вкладной. В 1787 году по указу Екатерины II Спасо-Преображенский монастырь был преобразован в Архиерейский дом. Это было связано с образованием Ярославской губернии и переводом сюда центра Епархии из Ростова. Период пребывания здесь церковной власти губернии ознаменован обретением в 1823 г. новой святыни – чудотворного образа Печерской Богоматери, который вместе с древней святыней – Чудотворными мощами Федора, Давида и Константина привлекал в Спасо-Преображенский монастырь огромное количество паломников. Архиерейский дом прекращает свое существование в 1918 г., после подавления белогвардейского мятежа. Территория Спасо-Преображенского монастыря используется для различных нужд. Здесь размещаются различные организации, часть помещений переоборудуется под жилье. С начала 1950-х гг. на территории Спасо-Преображенского монастыря начинаются масштабные реставрационные работы. С 1959 года здесь располагается Ярославский историко-архитектурный музей-заповедник. Архитектурный ансамбль монастыря занимает достойное место в истории древнерусской архитектуры. Он складывался на протяжении многих веков и в настоящее время представляет собой комплекс разновременных построек. Каменные храмы XIII века, о строительстве которых сообщают древние летописи, погибли при пожаре 1501 г. Сохранились лишь фундаменты Спасо-Преображенского собора (1216-1224 гг.) и сопридельной ему церкви Входа Господня в Иерусалим (1218-1224 гг.), расположенные ныне в подклете церкви Ярославских Чудотворцев. В настоящее время основу монастырского ансамбля составляют строения начала XVI века, являющиеся древнейшими монументальными памятниками на территории Ярославля. Ансамбль Спасо-Преображенского монастыря в Ярославле, созданный почти заново в начале XVI века по распоряжению Ивана III и при участии московских зодчих, отвечал уровню лучших столичных сооружений. Монастырь-крепость, выдержавший тяжелейшую вражескую осаду – двадцатичетырехдневную оборону в период литовско-польской интервенции (XVII век), делали непреступным глубокие рвы с водой, высокие каменные стены с бойницами, массивные квадратные башни, из которых две – Угличская и Богородицкая – сохранились и поныне. Самая мощная и крупная боевая башня, приспособленная для длительной обороны, поднималась над аркой Святых ворот, которые в свою очередь имели дополнительные боевые укрепления. Преобразование Спасо-Преображенского монастыря в Архиерейский дом повлекло за собой многочисленные переделки монастырских зданий. Древние памятники расширяли, надстраивали, пристраивали к ним новые объемы, приспосабливая их для новых нужд. Строились и новые сооружения. Так, в 1820-х гг. была разобрана сопридельная Спасо-Преображенскому собору Входоиерусалимская церковь XVII века и на ее месте в 1827 – 1831 гг. возведена огромная церковь Ярославских Чудотворцев (проект П.Я.Панькова), которая закрыла южный фасад собора. Кроме того, все основные постройки монастыря соединили между собой двухъярусным крытым переходом. Многочисленные перестройки, продолжавшиеся в течение всего XIX века, до неузнаваемости изменили фасады древних памятников. Святые ворота 1516 г. – самая древняя крепостная башня Спасо-Преображенского монастыря. От XVI века в ней сохранился нижний ярус с двумя арками проезда. Своды основного проезда расписаны на темы Апокалипсиса в 1563-1564 гг. живописцами Спасо-Преображенского собора. Перестраивались в XVII, XVIII и XIX вв., в результате чего здание получило дополнительные объемы – дозорную четырехгранную башню, надвратную церковь, большое домообразное крыльцо. К западу от соборной площади располагается корпус трапезной палаты с церковью Рождества (16 в.) и настоятельскими покоями(17 в.) Для всех построек XVI века характерны лаконичная конструкция, четкие объемы, скупой, но выразительный декор и высокое качество исполнения. Все они возведены при участии московских мастеров в русле общерусской или московской традиции. Можно предположить, что участие в строительных работах Спасо-Преображенского монастыря послужило для ярославских мастеров большой школой и именно эти памятники положили начало развитию в XVII веке самобытной ярославской архитектуры. Частично это уже видно на постройках монастыря XVII века – келейном братском корпусе и настоятельских покоях, в оформлении которых значительно повышается роль декора. Оборонительные сооружения монастыря на протяжении его истории перестраивались несколько раз. Первые каменные стены и башни возвели в 50-е гг. XVI столетия. После военных событий начала XVII века возникла необходимость в строительстве новых крепостных стен, что и было сделано в I половине XVII века. Фрагменты этих оборонительных сооружений сохранились до сих пор: это Водяные ворота, Богородицкая (1623 г.) и Углическая (1635 г.) крепостные башни и прясло стены между ними. На восточной стороне центральной монастырской площади, отсекая старый хозяйственный двор, располагается массив звонницы. Звонница – самое высокое сооружение монастыря (около 32 м). Ее основная нижняя часть была построена в второй половине XVI века в виде мощной стены с двумя приземистыми арками звона во втором ярусе и двумя широко поставленными каменными шатрами. Основания шатров до сих пор видны внутри звонницы, на стыке старого массива с надстроенным позднее объемом. В нижнем ярусе располагалась церковь “иже под колоколы” с первоначальным посвящением во имя Происхождения Древ Честного и Животворящего Креста Господня, переосвященного в 1860 году во имя Печерской Богоматери. В ее южной части в конце XVII века был устроен придел Александра Свирского. Реставрационные работы на территории Спасо-Преображенского монастыря начались с 1920-х гг. Тогда были ликвидированы последствия подавления белогвардейского мятежа и разобрана основная часть поздних пристроек. Основная реставрация проводилась в 1950-1960-е гг. В настоящее время ведется реставрация памятников архитектуры ансамбля Спасо-Преображенского монастыря – Большой Звонницы, Богоявленской башни, здания погребов. 3.Ярославская иконопись XII – XVII вв. В числе основных художественных богатств Ярославля – иконы. Рассмотрим некоторые из них. Спас Вседержитель – нач. XIIIв. Единственная ярославская икона домонгольского периода. Стоит особняком среди ранних ярославских икон. Они импульсивны, охристого коричневого цвета. Здесь – более светлые тона, созерцательность. Сочетание цветов на иконе гармонично. По краям сохранились углубления, видимо, следы от драгоценных камней, которыми была украшена икона. Напоминает произведения, связанные с владимирской традицией, очевидно, что мастер, ее создававший, ориентировался на греческие и владимирские образцы. Устная легенда утверждает, что икона принадлежала ярославским князьям 13 века Василию (1238 – 1249) и Константину (1249 – 1257, погиб на Туговой горе), ведущим свой род от Всеволода Большое Гнездо, великого владимирского князя, Сына Юрия Долгорукого, внука Владимира Мономаха. Может быть, эта икона привезена кем-то из членов семьи из Владимира. Начиная с 1380 года, когда ярославская дружина выступила на Куликовом поле под знамением Дмитрия Донского, Ярославль попадает в сферу московской политики. В 15 веке он вошел в состав Московского княжества. Богоматерь Толгская с житием – 17 век. Как Владимир чтил Богоматерь Владимирскую 12 века, Новгород – Богоматерь Знамение 12 века, так покровительницей Ярославль считалась эта икона. «Сказание об иконе Толгской Богоматери» рассказывает, что в 1314 году ростовский архиепископ Трифон ехал из Ростова в Ярославль, но неподалеку от Ярославля заночевал на берегу Волги. Ночью все уснули. Около 12 ночи он проснулся от сильного свечения, вышел из шатра и обнаружил, «столп огненный, сияющ неизреченным светом от земли и до небеси. И мост устроен некако Божиим повелением, преславно утвержден через великую Волгу реку»… Он перешел через мост, там увидел икону на пять локтей над землей. Он молился, а потом ушел обратно и никому ничего не сказал. Но утром оказалось, что у него пропал посох, и нигде не могли его найти. Он понял, что это знак о том, что нельзя скрывать свое видение, и обо всем рассказал. Посох нашли там, где и икону. На этом месте был заложен храм, а потом и монастырь, где хранилась икона, от которой было много чудес. Потом – в музей, потом – опять в монастырь. Первоначальный образ 14 века возвращен Толгскому монастырю. Лик, изображенный на иконе, полон драматизма – сумрачно-смуглый лик, запавшие глаза, печальные губы. Печаль и скорбь – как и во всем искусстве периода монголо-татарского ига. С иконы был выполнен спискок в 17 веке. В нем проявились черты зрелой ярославской школы. Образ умиротворенный, спокойный, в клеймах изображена история одноименной иконы 14 века, начиная с ее явления. Сцены из жизни Толгского монастыря изобилуют деталями. В нескольких клеймах показаны монастырские постройки, Ярославль, обнесенный рубленой деревянной стеной. В повествовании о чудесах – реалистичность. Мужик тонет в полынье, а другой в красной рубахе ползет к нему. В трех последних клеймах изображен крестный ход в городе по случаю мирового поветрия 1652 года. То есть эта икона – не только священный предмет, памятник живописи, но еще и исторический документ. Богоматерь Корсунская – сер. XVII в. Происходит из церкви Димитрия Солунского в Ярославле. Эпитет «Корсунская» происходит от названия византийского города Херсонес в Крыму, который на Руси был известен под именем Корсуни. «Корсунскими» в XVI–XVII веках именовались древние святыни византийского и русского происхождения, появление которых связывали с эпохой князя Владимира, захватившего Корсунь и принявшего крещение в этом городе. Предания сообщают о нескольких иконах Богоматери с таким названием (празднование в их честь совершается 9/22 октября). Одна из них была принесена из Корсуни в Киев князем Владимиром. Затем ее поставили в новгородском Софийском соборе, а позже перенесли в Успенский собор Московского Кремля. Другая Корсунская икона, копия чудотворного образа, находившегося в Эфесе, хранилась в Торопце и, согласно легенде, была написана в XII веке для княжны Ефросинии Полоцкой. Еще одна Корсунская икона Богоматери находилась в нижегородском Благовещенском монастыре. Несмотря на общее название, эти иконы принадлежали к разным иконографическим типам. Чаще всего Корсунскими назывались иконы Богоматери Умиление, близкие к публикуемой иконе из Ярославля. Отличительной чертой таких икон является оплечное изображение Богоматери и Младенца. Как правило, иконы Богоматери Корсунской были домашними образами небольшого размера. Ярославский памятник — редкий пример крупной иконы с таким изображением, предназначенной для местного ряда иконостаса. Композиция иконы из церкви Димитрия Солунского сосредотачивает внимание зрителя на ликах и жестах Богоматери и Младенца. В подчеркнуто крупном образе воплощена идея покровительства и любви Богоматери к миру. Возможно, что графичность ликов, миндалевидный разрез глаз, форма носа с изгибом на конце и рисунок полной нижней губы передают черты греческого прототипа иконы. Выразительны жесты красивых рук с тонкими гибкими пальцами. Пальцы правой руки Младенца, сжимающей свиток, сложены в жесте, напоминающем именословное благословение, левой рукой он держит край мафория Богоматери. Руки Богоматери заключают Младенца в нежные объятья: левая рука с согнутым мизинцем видна из-под укрывающего Младенца края мафория, а правая простерта в молитвенном жесте. Икона «Богоматерь Корсунская» принадлежит к одному из направлений ярославской живописи первой половины XVII века, для которого характерна монументализация образцов, созданных в предшествующие десятилетия. 4.Ярославское искусство XVII – XIX вв. Одной из красивейших площадей Ярославля считается Ильинская площадь. Три эпохи Ярославля гармонично соединились в ее строениях. В 17 веке был построен храм Ильи Пророка, в 19 веке – здания присутственных мест, в 20 веке современное здание, предназначенное для обкома Коммунистической партии, а сейчас – здание, где размещается правительство Ярославской области. Ильинская церковь построена в 17 веке купцами гостиной сотни Вонифатием и Иоаникием Скрипиными, переселившимися в Ярославль из Новгорода. Торговля жемчугом, драгоценными камнями, пушниной приносила им огромные доходы. Храм они обустроили с русским купеческим размахом. В его облике отразились все особенности сложившейся к тому времени местной школы архитектуры и живописи. Построена церковь в честь православного святого пророка Ильи. Расписывали храм художники Гурий Никитин и Сила Савин. Пятиглавый, на высоком подклете, окруженный широкой двухэтажной галереей с большим нарядным крыльцом, при полной асимметрии объемов, он поражает своим изяществом и гармоничностью. Под стать внешнему виду и внутреннее убранство церкви, в котором роскошь удивительным образом соединилась с чувством меры. Интерьер Ильинского храма сохранился до наших дней практически без изменений. Великолепный резной иконостас, молельные места для царя и патриарха деревянная кружевная напрестольная сень в алтаре, свидетельствуют о высочайшем мастерстве ярославских резчиков по дереву. Все внутреннее пространство храма покрыто многоцветными росписями. Они были созданы за два летних сезона (1680-1681г) бригадой из 15 художников во главе со знаменитыми костромичами Гурием Никитиным и Силой Савиным. Композиции расположены в шесть ярусов, главное место в них занимает подробное описание жизни пророков Ильи и Елисея. Главной святыней церкви была частичка ризы Господней, подаренная храму царем Михаилом Федоровичем и патриархом Иосифом в знак благословения новой церкви и признания заслуг скрипиных, хранимая в специальном Ризоположенском приделе. Самую большую известность из всего фрескового ансамбля Ильинской церкви получила композиция из деяний пророка Елисея, которая в искусствоведении именуется «Жатвой». В ней идет речь о смерти и воскрешении Елисеем сына сонамитянки. Но житийный сюжет о чуде, сотворенном пророком, занимает второстепенное место: он расположен в нижнем правом углу. На основном плане разворачивается картина сельского труда. Жнецы красочно выписаны в нарядных одеждах на фоне золотистого поля ржи. Фрескист любуется их легкими фигурами, плавными движениями. Сцена тяжелого крестьянского труда полна лирического пафоса. Острота наблюдательности мастера фрески сочетается со своеобразной поэтизации сельского труда. Фасады галерей, крыльца, шатровые покрытия придела и колокольни поражают разнообразием декоративных элементов Великолепное декоративное убранство — еще одно достоинство церкви Ильи Пророка в Ярославле. Стены храма почти не имеют украшений, традиционно разделены на три части широкими выступами — лопатками, а окна оставлены без наличников. Зато в убранстве галерей, крылец, приделов, расположенных ближе к зрителю, в полной мере проявилось стремление к узорочью и красочности, характерное для местного зодчества второй половины XVII века. Разнообразной формы наличники, арки четко прорисованы и придают живописность памятнику. Фасад паперти, крыльца-всходы обильно украшены ширинками, бусинами и белокаменными резными вставками. Фантазия зодчего проявилась в необычайном разнообразии каждой, даже самой малой, архитектурной детали. Особенно хороши ряды богато профилированных ширинок – квадратных углублений, украшенных резными белокаменными вставками с изображением фантастических зверей и птиц. Искусный мастер вырезал двуглавого орла, цветок "розан", крылатого грифона и птицу "неясыть пустынную", как в старину называли пеликана. Края шириночных впадин выложены из тесаного кирпича. Каждый фасад имеет индивидуальный облик, наиболее нарядно декорированы западный и северный фасады, восточный и северный оформлены строже. В облике церкви Ильи Пророка сочетаются в органическом единстве простота и живописная декоративная асимметричность архитектуры 17 в. Свернуть Википедия обретает новый вид.Help us find bugs and complete user interface translations
5.Парковая архитектура XVIII – XIX вв. Образцом парковой архитектуры 18-19 веков является музей-усадьба Н.А. Некрасова Карабиха. На рубеже ХVIII-ХIХ вв. селом владел ярославский губернатор князь М.Н. Голицын, брат известного фаворита Александра I. По его заказу неизвестным архитектором и была выстроена усадьба — одна из самых крупных в Ярославской губернии. Дворянство губернии было в большинстве мелкопоместным. Большие, богатые усадьбы здесь редкость. Старший сын М.Н. CГолицына, Николай, погиб во время Бородинской битвы; младший, Валериан, был арестован за участие в движении декабристов и в 1826 г. осужден на бессрочную ссылку в Сибирь. Оставшись без хозяина, усадьба обветшала. Некрасов решил приобрести усадьбу для летнего отдыха в 1861 г. Хозяйственные заботы взял на себя поселившийся с Некрасовым его брат Федор. Десять летних сезонов провел здесь поэт. Здесь им были созданы поэмы «Мороз, Красный нос», «Русские женщины», здесь он работал над поэмой «Кому на Руси жить хорошо». В последний раз Некрасов посетил Карабиху в 1875 г. В этот приезд он навестил могилу матери в Аббакумцеве, осмотрел основанную им школу. Побывал в Грешневе, где на пепелище старого некрасовского дома, сгоревшего незадолго перед тем, его брат открыл трактир. Больше Некрасов сюда уже не возвращался. "Карабиха" – единственный в Ярославской области усадебный комплекс второй половины XVIII – начала XX веков, сохранивший свой архитектурный облик. Он принадлежит к числу усадеб дворцового типа, с характерным делением на жилую и хозяйственную зоны, с регулярным и пейзажным парками. Основным архитектурным ансамблем усадьбы является симметричная трехчастная композиция центрального дома и двух флигелей, которые раньше соединялись с домом двухъярусными галереями.( Галереи не сохранились). Облик центрального дома типичен для архитектуры классицизма.Двухэтажный главный дом возвышается на высоком холме над Которослью. Он имеет два фасада: парадный и парковый. Дом соединялся крытой двухъярусной галереей (не сохранилась) с расположенными по сторонам флигелями. Нижний парк, спускающийся по склону холма, был устроен в живописном «английском» стиле, верхний — в геометрическом, «французском». В парке был пруд с традиционным островком уединения. Облик центрального дома типичен для архитектуры классицизма. Главный усадебный дом представляет собой двухэтажное каменное здание с фронтонами на колоннах, бельведером и верандами. Сразу за домом – отлогий спуск к реке Которосли. Интерьер Большого дома сохранил элементы оформления, относящиеся к концу XVIII – началу XIX века. Флигели, в свою очередь, сохранили элементы, свойственные более раннему архитектурному периоду – фрагменты барочных наличников, полуциркульное завершение оконного проема в Восточном флигеле. Все это свойственно более раннему периоду ( XVII – началу XVIII века). Конный двор, располагавшийся на территории усадьбы, был построен в начале XIX века изначально представлял собой симметричную композицию, состоявшую из трех частей – центрального здания и двух флигелей – каретников. В начале XX века на месте северного каретника был построен двухэтажный жилой дом. Верхний парк расположен перед домом. Здесь все деревья и кустарники аккуратно подстрижены, расположены геометрически четко. Нижний парк расположен за домом. Это парк английского типа: создается впечатление дикой природы, но каждое дерево растет на определенном запланированном месте. Есть два пруда – Верхний и Нижний и каскад «Гремиха»- ручей, огибающий Нижний парк и образующий мелкие пруды. В 1928 году к 50-летию со дня смерти Н.А. Некрасова губернское музейное управление подняло вопрос об объявлении усадьбы Карабиха государственным заповедником. В 1940 году Отдел охраны памятников Управления по делам искусств ходатайствовал о создании в Карабихе Государственного заповедника с музеем типа "Ясной Поляны". 5 декабря 1946 года Советом Министров СССР было принято постановление "О мероприятиях по увековечению памяти Н.А. Некрасова в связи с 125-летием со дня его рождения", что предусматривало создание музея в бывшей усадьбе поэта в селе Карабиха. С 1956-го по 1987-й год музей входил в состав Ярославского историко-архитектурного музея-заповедника на правах филиала. Ежегодно вот уже более 40 лет в первую субботу июля в Карабихе проходит традиционный Некрасовский праздник поэзии. 6. Ярославская живопись XVIII – XX вв. Собрание русской живописи XVIII века представлено в Ярославском художественном музее портретной галереей. С начала столетия портрет стал одним из ведущих жанров искусства. Учеником Левицкого был художник П.С.Дрождин. Он представлен в музее «Портретом мальчика» 1780-е годы. Работа написана маслом. Фон картины достаточно темный, сдержанный. И на этом фоне наше внимание привлекает лицо мальчика. Мы видим некрасивого ребенка, но художник сумел передать его живой ум, добродушие, веселый характер. В экспозиции музея находятся несколько полотен известного мариниста И.К. Айвазовского. Одно из полотен – «Буря» 1886 год, выполненное в стиле романтизма. На картине передана разбушевавшаяся стихия: огромные морские волны, потерпевший крушение корабль. Вся картина выполнена в темно синих, зеленоватых и серых тонах. Все цвета преобладающие на картине передают тревожность, страх бури. Даже мельчайшие подробности помогают ощутить это состояние: испуганные чайки, хаотично летающие над водой и потерпевший крушение корабль. Так же мне понравилась картина художника Мокрицкого «Турчанка» написанная в 1843 году. На этом полотне изображена девушка с темными волосами и глазами, но светлой фарфоровой кожей. По видимому знатного рода этому свидетельствуют ее одежды и украшения. В руке она держит веер с изящной ручкой и павлиньими перьями. Фон у картины достаточно темный поэтому фигура выделяется и получает больший объем. Вся картина пропитана нежностью и изяществом. 7. Современное искусство в Ярославле . В здании Ярославского Историко-архитектурного музея-заповедника, расположенного на территории Спасо-Преображенского монастыря, с 22 мая 2010 открыта выставка современной художницы И. Затуловской. Выставка дает две уникальные возможности. Во-первых – познакомиться с творчеством известной московской художницы, особым явлением в современном российском искусстве. Во-вторых – по-новому взглянуть на хрестоматийные образы русских литераторов. Ирина Затуловская – коренная москвичка. Родилась в творческой семье. Ее дед, Сергей Павлович Михайлов, преподавал в художественной школе, мама писала великолепные натюрморты. Ирина окончила Московский полиграфический институт в 1976 г. В 1979г. вступила в Московское отделение Союза художников СССР. В 2004г. награждена премией «Мастер». Затуловская работает не только как живописец, но и как график, иллюстратор книг, автор проекта часовни. Живописную манеру Ирины Затуловской называют «неопримитивизмом». В ее творчестве действительно можно найти отсылки к традициям народного искусства, иконы, авангарда, к детским рисункам. “Ей удалось прорваться к искусству в чистом виде – берет железку и почти ничего в нее не добавляет, возьмет две красочки, чуть-чуть помажет, и вот он, художественный образ… У нее ясное детское зрение на мир сохранилось, вернее, восстановилось. Нет никакого обмана”, – пишет об Ирине Затуловской священник Дмитрий Смирнов. Использование бросовых, отживших свою жизнь, но насыщенных «культурной памятью» материалов стало ее фирменным приемом. Каждый классик представлен по своему: образ Тургенева выполнен карандашом на фанере с бумагой. Я думаю что художница, таким образом, передала суть его произведения «Записки охотника», где в коротких рассказах простым языком, с любовью и болью описаны крепостные крестьяне. Другой портрет – поэта Есенина. Стихотворения Есенина очень лиричны, многие из них стали народными песнями, и эти особенности творчества Есенина переданы материалами – береста, снегоступ и масло. Портрет Даниила Хармса выполнен на шахматной доске символизирующей переменчивость жизни черная и белая клетки, а возможно это максимализм черное и белое – полутонов нет. Таким было и творчество Хармса и его судьба(он был репрессирован в 30-е годы 20 века). Работы Затуловской – не картины, а именно живописные объекты. Фактура и форма куска фанеры или бересты сплавляется с грубыми мазками краски нескольких цветов в единое целое. В результате появляются хрупкие, точные и щемящие в своей подлинности образы. Заключение Неповторим облик Ярославля – древнего города, устремленного в будущее.К числу его выдающихся памятников относится Спасо – Преображенский монастырь, который являлся культурной и духовной доминантой Ярославля (основан в конце 12 –начале 13вв.). Никого не оставляет равнодушным ансамбль Ильинской площади и церковь Ильи Пророка (17в), Митрополичьи палаты (1680 – 1690 гг), многочисленные храмы, расположенные в различных частях города. Образцом парковой архитектуры 17 – 19 вв служит музей – усадьба Карабиха. В 19 – начале 20 века происходит окончательное оформление облика города, представляющего некоторый стилистический «котел». Это придает ему неповторимое обаяние. Невозможно не вспомнить о музеях Ярославля – музейных собраниях разных направлений. Например, в 1985 году был открыт Музей истории города в особняке 19 века, принадлежавшем купцу В.Я. Кузнецову. С Ярославлем связаны имена многих деятелей русской культуры: основателя первого русского театра Ф. Волкова, поэта Н.А. Некрасова, певца Л.А. Собинова и других. В настоящее время облик древнего города меняется. Ведется строительство Успенского собора на месте разрушенного в 1937году, меняется облик Волжской набережной, Стрелки. Ярославль занимает почетное место в ряду старинных русских городов. Признанием международной значимости Ярославля стало включение его в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Список литературы 1.Болотцева И.П., Федорова И.Н., Битколова И.Я. Ярославский художественный музей. М.,1983. 2.Выголов В.П. Ярославль. Памятники архитектуры и искусства. М.,1985. 3.Гнедовский Б.В., Добровольская Э.Д. Ярославль.Тутаев.М.,1981 4.Государственный литературно – мемориальный музей – заповедник Н. А. Некрасова «Карабиха» //www.museum.ru/ М587 5.История Ярославля с древнейших времен до наших дней. Под ред. А.А. Андриевского. –М.,1999 6.Козлов П.И., Маров В.Ф. Ярославль(путеводитель-справочник) Ярославль,1988. 7.Музей древнерусского искусства «Митрополичьи палаты» http://www.museum.ru/ М2327. 8.Музеи Ярославской области http://www.museum.ru/mus/location.asp? map=ru®ion=58. 9.Ярославль. Ю. В. Мудров, Санкт-Петербург, 2009. 10.Ярославский государственный историко-архитектурный и художественный музей – заповедник http://www.museum.ru/ М855 |