Меню
  • Главная
  • Новости
    • Cтатьи, культурология
  • Учебные материалы
    • Основные темы по культурологии
    • Студенческие работы
  • Редакция
    • Вопросы по культурологии
  • Архивы по культурологии

Отец социологии – Ибн Халдун

Культурология
Подробнее о Культорологии: Скачать статью

  • Вид работы: Статья
  • Предмет: Культурология
  • Язык: Русский , Формат файла: MS Word 7,28 kb

Отец социологии – Ибн Халдун

Отец социологии – Ибн Халдун

Мухамед Саляхетдинов

В этом году исполняется 600 лет со дня смерти великого мусульманского мыслителя Ибн Халдуна, которого считают предтечей современной социологии. Изыскания средневекового ученого остаются востребованными и сегодня.

Абдуррахман Ибн Халдун (1332-1406) был одним из первых теоретиков истории цивилизаций и автором самых ранних социологических концепций. По словам историка и философа Арнольда Тойнби, исламский ученый «задумал и сформулировал философию истории, которая является, без сомнения, самой великой работой всех времен и народов, когда-либо созданной человеческим разумом». По своей значимости для социологии как науки он может быть поставлен в один ряд с такими более поздними авторами, как Макиавелли, Вико, Монтескье.

Родившись в 1332 году в семье, пришедшей в Тунис из Андалусии (Испания), Ибн Халдун принадлежал к знатному роду. Его прадед, в частности, во времена династии Хафсидов был министром финансов. Осиротев в возрасте 16 лет, Абдуррахман довольно рано начал служить, сначала в качестве писца при дворе султана Туниса, а затем личным секретарем султана Феса, посланником гранадского эмира к королю Кастилии и, наконец, хаджибом (советником) у султана Бужи. Последние годы жизни он провел в Каире, выполняя функции верховного судьи (кады) и занимаясь преподаванием мусульманского права в университете Аль-Азхар. Незадолго до смерти ученый перешел на службу к Тимуру (Тамерлану), по заданию которого им было составлено описание родного Магриба (запад исламского мира – современные Тунис, Алжир и Марокко).

Готовность ученого служить разным правителям в постоянно менявшейся политической обстановке оцениваются неоднозначно. Нельзя, однако, не признать, что непосредственное участие в политической жизни своего времени (служба почти у всех правителей Магриба) благотворно сказалось на историко-социологических занятиях и размышлениях Ибн Халдуна.

Самым значительным из его произведений является “Большая история”, или “Книга поучительных примеров и диван сообщений о днях арабов, аджамов и берберов и их современников, обладавших огромной властью”. Особенно знаменито “Введение” к “Большой истории”, известное под названием “Мукаддима”. Это работа – своего рода энциклопедия социально-экономической и политической жизни современной ему эпохи.

Фрагменты из “Мукаддимы” содержат изложение взглядов мыслителя на социальную природу человека и его познавательные способности, на закономерности эволюции (пять фаз) развития государства и на предпосылки, необходимые для успешного управления государством.

В ней дано вполне научное социодинамическое объяснение циклов смены династий, в основе которого лежит анализ сложного взаимодействия политических, военных, морально-психологических, экономических, географических, климатических и иных факторов.

В своей работе «Закон Ибн Халдуна», новосибирский профессор Николай Розов показал насколько актуальны исследования Ибн Халдуна применительно к российским политическим реалиям. Он, в частности, пишет: «Ясно, что аспекты и факторы средневекового египетского общества радикально отличаются от современных российских. Однако сам взгляд средневекового египтянина оказывается весьма проницательным, а подход к учету множественных причинных связей и циклических закономерностей – вполне современным и поучительным. Неудивительно, что идеи Ибн Халдуна сейчас развиваются и уточняются в математическом моделировании зарубежными и отечественными авторами».

***

Даже приведенные выше заслуги Ибн Халдуна не дают полного представления о нем, если не брать во внимание тот духовный мир, в котором жил и творил ученый. Для всестороннего и глубокого осмысления его трудов необходимо знать ту атмосферу духовных ценностей, которые окружали его, из которых он черпал свое вдохновение.

Ведя научную деятельность, давая наставления людям, он не забывает о своем положении в глазах Творца. Как благочестивый мусульманин, он предваряет свою знаменитую работу следующими словами: «Пишет бедный раб (Всевышнего) Абдуррахман Ибн Мухаммад Ибн Халдун Аль-Хадрами, нуждающийся в своем Господе и уповающий на Его милость».

Его жизнь и творчество пронизаны исламскими ценностями и строятся на исламском нравственном кодексе, культуре и этике, общественном укладе, экономической и политической системе, проистекающими из Божественного писания и законов природы, установленных Всевышним.

Согласно исламу, все люди рождаются безгрешными и праведными, и в равной степени ответственны перед Всевышним, независимо от национальности, пола, и расовой принадлежности: «О люди! Воистину, Мы создали вас мужчинами и женщинами, сделали вас народами и племенами, чтобы вы познавали друг друга, ибо самый уважаемый Аллахом среди вас – наиболее благочестивый. Воистину, Аллах – знающий, сведущий» (Коран, 49:13).

Ибн Халдун изучал самые разные народы, племена и цивилизации, их обычаи, политические и экономические системы. Он выявлял законы и причинно-следственные связи, лежащие в основе формирования личности, а также целых обществ, государств и культур, исследовал связи между географией народов и их образом жизни, нравственными и мировоззренческими основами.

Ислам создал из общин невежественных бедуинов передовую цивилизацию, подарившую миру великих ученых и первооткрывателей. Это учение превратило безжалостных грабителей в справедливых мудрецов, а развратных пьяниц – в выдающихся общественных деятелей. Они были благородными рыцарями днем и плачущими в молитвах монахами ночью – так называли сподвижников Пророка Ислама.

Ибн Халдун стал продолжателем этого наследия. Он был из той же плеяды благочестивых ученых, что и великий врач Ибн Сина или выдающийся математик Аль-Хорезми. Они олицетворяли величайшую цивилизацию, стоящую на двух столпах – вере и науке.

Стремясь познать законы человеческого бытия, Ибн Халдун был историком, географом и языковедом, таким образом исполняя волю Всевышнего, подобно многим другим выдающимся ученым и мыслителям, которые раскрывали глубину знамений Аллаха: «Скоро Мы покажем им Наши знамения в разных краях и среди них самих, пока они не удостоверятся, что он (т. е. Коран) – истина» (Коран, 41:53).

Великий мусульманский мыслитель Ибн Халдун, а вместе с ним плеяда других не менее известных миру мусульманских ученых средневековья внесли бесценный вклад в развитие человечества. Они создавали и творили, будучи вдохновленными аятами священного Корана, наследием заключительного пророка и его благочестивыми последователями. Свидетельством этого стали их бесценные труды, которые пронизаны священными текстами и богословской риторикой, в которых религиозное неразрывно связанно с научным.

Список литературы

1. Ибн Халдун. «Тарих Ибн Халдун» (“Большая история”) . Бейрут, 1992 г.

2. Арифов С. «Ибн Халдун – наследие его научных трудов». Газета «Арраид» № 73.

3. Розов Н. «Закон Ибн Халдуна». Журнал «Политический класс» № 15.

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://islam.com.ua

Похожие записи

Сергей Ромашко “Раздуть в прошлом искру надежды…”

Культурология

История плюшевого мишки

Культурология

Феноменология в контексте наук о религии

Культурология

Рубрики

  • Cтатьи
  • Архивы по культурологии
  • Вопросы по культурологии
  • Новости
  • Редакция
  • Социология как наука
  • Студенческие работы
  • Учебные материалы
  • Основные темы по культурологии

Последние статьи о культурологии

  • Культурная антропология
  • Теоретические подходы к пониманию природы культуры
  • Господство сократической философии
  • Георг Зиммель и Освальд Шпенглер
  • Противостояние культуры и цивилизации
  • Духовная культура
  • Культурно-исторический подход к культуре. Основные варианты культурно-исторической типологии
  • Данилевский
  • Тойнби
  • Общая концепция цивилизаций
  • Ясперс
  • Своеобразие архаической культуры (первобытно-синкретической)
  • Транзитивный контекст современной культурной политики
  • ТЕМА 2. Возникновение и становление культуры в первобытном обществе и древних цивилизациях
  • Культура Древней Греции и Дpевнегo Рима
  • Культура Западноевропейского Средневековья
  • Культура эпохи Возрождения и Нового времени до второй половины XIX века
  • ТЕМА 6. Своеобразие русской культуры в ее историческом становлении
  • ТЕМА 7. Цивилизация и культура XX века
  • Выполнение контрольной работы
  • Темы контрольных работ и рекомендуемая литература
  • Основные функции культуры
  • Понятие «Культура»
  • Основные культурологические школыКультурно-исторические типы Данилевского
  • Особенности концепции Тойнби
  • Осевое время в концепции Ясперса
  • Культура в концепции З.Фрейда
  • Понятие культуры как символ в концепции Кассирера
  • Элитарная и массовая культура



© 2011 - 2021 Copyright :: Культурология / карта сайта | культура
При копировании материалов с сайта обратная активная ссылка обязательна.