- Вид работы: Реферат
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 16,64 Кб
Отношение к женщине в иудаизме
Содержание
Введение
.Вероучение иудаизма: особенности мировоззрения
.Роль женщины в Танахе
.Талмуд о семейной жизни. Женщина в современном иудаизме
Заключение
Список использованной литературы
Введение
иудаизм женщина талмуд семейный
Наша эпоха, характерным признаком которой является ломка старых стереотипов мышления, идеологических схем и становление нового духовного основания общественного развития, остро ставит проблему диалога религий, диффузии, аккультурации, трансформации и адаптации их к современности в условиях духовного плюрализма и культурного диалога.
Отношения «женщина – религия» относятся к числу наиболее парадоксальных отношений в истории развития человечества. В духовных аспектах всех религий женское начало играет важную, а иногда и ведущую роль. Именно единство противоположных начал – мужского и женского – порождает все сущее. Тем не менее, в социально-духовном аспекте почти во всех религиях встречается игнорирование роли женщины, рассмотрение ее как второсортного, даже «нечистого», существа, отведение ей второстепенной роли в религиозной жизни. Женщина, чаще всего, не может быть служителем культа, ей отводят особое место в храме, ограничивают ее функции в системе богослужения. Нередко она рассматривается как главная виновница греха и т.п. И это имело место не только в прошлом, но в значительной мере сказывается в каждой конкретной конфессии и в наше время. Исследование гендерного равенства в нашем мире остается актуальной проблемой.
И если о роли женщины в христианстве или исламе сказано довольно много, то отношение к женщине в иудаизме мало освещено в нашей стране. Авраамистическая традиция, в основе которой лежит иудаизм, стала доминирующей в мире, она влияет на многие социально-культурные процессы, что делает тему работы более актуальной. Изучение роли женщины в иудаизме позволит стимулировать процессы взаимного влияния и обмена между религиями и культурами, что может содействовать утверждению морали, функциональному освоению духовного наследия традиционных религий мира.
.Вероучение иудаизма: особенности мировоззрения
Иудаизм – одна из самых древних мировых монотеистических религий, которая возникла в конце II тыс. до н.э. среди евреев – народа проживающего на территории современного Израиля и прилегающих территорий. Сегодня эту религию исповедуют 15 млн. человек во всем мире, большинство из которых этнические евреи Израили, США, Великобритании, Франции, стран СНГ. Главными священными книгами в иудаизме являются Танах – Ветхий Завет, содержащий заповеди данные Богом праотцу евреев – Аврааму. А также Тора – Пятикнижие пророка Моисея, написанное около 1300 г. до н.э. Основу веры составляет представление о едином всемогущем и вездесущем Боге Яхве (Иегове), создавшем мир и избравшим евреев в качестве «своего» народа – хранителя чистой веры, неискаженных заповедей. На основе священного писания сложился набор обрядов ритуалов, элементов, составляющих иудейский культ. Иудаизм положил основание другим мировым религиям – христианству и исламу.
Существуют пять основных форм или сект иудаизма в современном мире – ортодоксальная, консервативная, реформаторская, реконструктивная и гуманистическая. Убеждение и требования каждой группы сильно отличаются, но короткий перечень традиционных верований включает в себя следующее:
Бог есть Творец всего сущего, Он – единый, бестелесный (не имеет тела, Он – Дух), и только Ему нужно поклоняться как абсолютному правителю вселенной;
Первые пять книг Библии на иврите были откровением Моисею Бога. Они не будут изменены или дополненные в будущем;
Бог общался с еврейским народом через пророков;
Бог контролирует деятельность людей, Он вознаграждает их за добрые дела и наказывает за зло.
Хотя христиане основывают значительную часть своих верований на тех же еврейских Писаниях, между ними и иудеями (или евреями – значения не всегда тождественны) существуют значительные отличия: последователи иудаизма, как правило, считают, что первостепенную важность имеют действия и поведение, а убеждения выходят из действий. Это противоречит консервативным христианским убеждениям, в которых вера имеет приоритетное значение, а действия являются результатом этой веры.
Последователи иудаизма могут освятить свою жизнь и приблизиться к Богу, выполняя «мицвот» (Божьи заповеди). Спаситель не нужен или не является доступным как посредник.
Все аспекты иудейской жизни регулируют 613 заповедей (Закон), которые содержатся в книге Левит и других книгах. Десять Заповедей, изложенных в книге Исход (20:1-17) и Второзаконии (5:6-21), являются кратким изложением Закона.
Мессия (помазанник Божий) придет в будущем и снова соберет иудеев на земле Израиля. Там состоится общее воскресение мертвых. Иерусалимский храм, разрушенный в 70 г. н.э. римлянами, будет восстановлен. Соответственно иудеи не признают Иисуса Христа Мессией и Спасителем, равно, как и отвергают веру в Мухаммада – как порока Бога. Но некоторые из течений признают реальное существование Иисуса Христа. Одни считают Его моральным учителем. Другие усматривают в Нем пророка, чьи слова неверно истолкованы христианами, лжепророка или христианского идола. Некоторые секты иудаизма не могут даже называть Его Имя из-за запрета произносить имя кумира.
Иудеев часто называют избранным Богом народом. Это не означает, что они в какой-то мере считаются лучше других людей. Библейские тексты, такие как Исход (19:5), просто заявляют, что Бог избрал Израиль для получения и изучение Торы, для поклонения Ему, для отдыха в субботу и празднования Господних праздников. Евреи не были избраны, чтобы бы быть лучше других, они были просто избраны, чтобы стать светочем для язычников и благословением для всех народов. Иудаизм – это преимущественно национальная религия, большинство иудеев – евреи. Переход представителей других национальностей в иудаизм не приветствуется большинством течений и является довольно сложным. В России сегодня проживают около 230 тыс. иудеев. В основном они представлены консервативным и реформистским движением. Права женщин – иудеек охраняются Конституцией РФ и законодательством о религиях.
В религии иудаизма центральное место занимает семья. Значительное количество религиозных праздников одновременно являются и семейными праздниками. Самый важный и них – еженедельный Шабат (евр. – суббота), который начинается вечером в пятницу с закатом солнца. Хозяйка зажигает светильник Шабату и осуществляет молитву о своем труде, своей семье и просит Бога благословить вех членов семьи и хозяйство. В этот день стол накрывается чистой скатертью, на него ставится чаша с вином и две ковриги (халы). Перед Шабат – ужином глава семьи провозглашает прославление, похвалу добропорядочной жене и стихотворения из Торы о сотворении мира (Бытие 2,3). После этого он от имени Бога благословляет хлеб и вино. В этот день верующий иудей не работает, не пользуется транспортом и не берет в руки никаких орудий, если только не возникает опасности для жизни, которая автоматически снимает все субботние запрещения.
Главный праздник иудеев – Песах (Пасха) выпадает на 15-й день месяца нисана – в апреле или марте. Он символизирует возрождение израильской нации после выхода из Египта и обретение евреями Земли Обетованной.
Помимо Танаха и Торы у иудеев также есть Талмуд – большой кодекс религиозно-юридических правил, что регламентируют все стороны общественной и личной жизни верующих. Создавался он на протяжении IV в. – IV в. до н.э. До этого правила передавались в устной традиции. Талмуд состоит из Мишны и Гемары. Поскольку Гемару писали в Вавилоне (во время Вавилонского пленения евреев), то сложилось два варианта Талмуда: Палестинский и Вавилонский. Мишна в них одинакова, а Гемара (Тосефта) – отличается. Палестинский Талмуд был написан чуть раньше, Вавилонский – позже.
Мишна содержит 6 разделов (63 трактата), которые регулируют вопросы, связанные с земледелием, проведением религиозных праздников, родственно-брачными взаимоотношениями, нормами гражданского и криминального права, осуществления жертвоприношений, соблюдением ритуальной чистоты.
В Гемарах, состоящих также из шести разделов содержатся правила молитв, проведения праздников, вступления в брак, отношений между родителями и детьми, мужчинами и женщинами, воспитания детей, в т.ч. обучения их ремеслам, выбора и применения наказаний за проступки, законы обрядовости, храмовой службы, ритуальной чистоты, жертвоприношений и др. сторон культа.
Именно Талмуд в большей мере определяет правила жизни иудеев, включая место женщины в обществе и семье.
.Роль женщине в Танахе
Мужчина и женщина, согласно Торе, как части Танаха, внутренне взаимосвязаны: только вместе, в семье, они, дополняя друг друга, представляют целостное существо. Поэтому мужчина и женщина созданы Богом для взаимной любви и уважения. Не мог они жить друг без друга также потому, что от этого зависит продолжение человеческого рода.
Создав людей, Бог дал им заповедь «плодиться и размножаться», благословил их сексуальную жизнь. Иудаизм рассматривает семейную и сексуальную жизнь в браке как наибольшие ценности. Стыд, связанный с сексуальной жизнью, напряженное к нему отношение – считается следствием греха. В Торе сказано, что до того, как Адам и Ева согрешили, они были наги и не стыдились этого (Быт. 2.25).
Заповедь семейной жизни и любви – это первая заповедь, которую дал Творец людям: мужчина «прилепится к жене своей; и будут одной плотью» (Быт. 2.24).
Слово «своей», как подчеркивают комментаторы, означает, что безгрешная, счастливая сексуальная жизнь завещанная Богом возможна только в семье. Вне ее оно превратится в свою моральную противоположность и не принесет людям счастья. «Единая плоть», которой должны стать муж и жена, – это их дети.
Принципиальное равенство мужчины и женщины перед Богом не означает их равенства в религиозной жизни. Им предназначено выполнять разные заповеди, причем религиозные требования к женщине существенным образом мягче, чем к мужчине. Разность их служения нашла отражение и в молитве. Мужчина каждый день благодарит Бог за то, что Он не создал его женщиной, женщина – именно за то, что создал ее женщиной.
Об уважении, которым окружена женщина в иудаизме, свидетельствует, в частности, и то, что принадлежность ребенка к еврейству определяется не по отцовской, а по материнской линии.
Однако, Танах подает и негативные примеры отношения к женщине. В Старом Завете, особенно в книге Исход (Исх.20,17) указывается иерархия женщины: «Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, [ни поля его,] ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, [ни всякого скота его,] ничего, что у ближнего твоего».
Женщина в отдельных фрагментах Танаха рассматривается как часть материальной собственности мужчины, наряду с жильем, рабами, домашним скотом и другими необходимыми вещами. Мужчина в иудейской традиции имел больше полномочий, в отличие от женщины. Часто в текстологии Старого Завета для обозначения мужчины употребляется еврейское слово «бааль», что означает – хозяин. О том же самом говорится в книге Бытия: «… и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою». (Быт 3:16)
Израильская семья ко времени написания Танаха называлась «бет-ав», т.е. «дом отца». В отличие от дома женщина оценивалась в меньшую сумму, но больше, чем раб. Статус рабыни тогда приравнивался к статусу быка.
в книге Судей, особенно в рассказе о судье Иеффае. Описывается, как он приносит свою дочь в жертву, и, кажется, никому даже в главу не пришла мысль усомниться в правовой силе действий – ни священнослужителям, ни даже самой дочери судьи Иеффая;
в книге Бытия, из истории праведного Лота проясняется другая ситуация: когда дом Лота окружили жители города Содом и требовали выдать им трех путешествующих, которые остановились у него, для группового насилия, гостеприимный Лот предложил для их удовлетворения своих дочерей вместо этих путешественников: «Вот у меня две дочери, которые не познали мужа; лучше я выведу их к вам, делайте с ними, что вам угодно» (Быт. 19:8);
в книге Исход, особенно в старинном еврейском праве не допускалось, чтобы женщина могла обесчестить другую женщину через сексуальные отношения с ее мужем, так как мужчина не может совершить прелюбодеяние. Мужчина мог иметь сексуальные отношения с другой женщиной безнаказанно, а посещение им проститутки не бесчестило ни его как мужчины, ни его жены. К тому времени проституция считалась простым естественным явлением, вместе с тем даже необходимой. Здесь можно вспомнить сюжет об Иуде и его невестке Фамари.
Если же взглянуть с христианской точки зрения, а отчасти и с точки зрения ислама, то все это расценивается как супружеская измена и является проявлением нелюбви и неуважения к жене, вместо нежности, любви, заботы, доверия друг к другу. Неприемлемо это и для современной религиозной и даже светской морали. Отец имел право продать свою дочь в рабство, так как это подтверждалось законодательством Торы о нормативности рабовладельческого строя. Продажа в рабство была фактической продажей в наложницы.
Если еврейский мужчина имел малейшее подозрение в супружеской измене, он имел право заставить свою женщину пройти сквозь унизительный обряд проверки ее верности. Женщина же по отношению к мужчине такого права не имела. По закону Моисея (Торы) за супружескую неверность женщину забрасывали камнями. Однако, при разбирательстве особых доказательств не требовалось. Эта заповедь, скорее всего, была причиной гибели многих женщин, часто даже невиновных в измене.
Женщины получали право наследования имущества лишь тогда, когда вообще не оставалось наследников по мужской линии.
Еще хуже обстояли дела в криминальном праве древних иудеев. Если мужчина насиловал девственницу, которая еще не была помолвлена, то в таком случае он обязан, был вступить с ней в брак, заплатив ее отцу определенную сумму денег. Историки говорят, что это постановление могло выглядеть гуманным (иначе «обесчещенная» женщина не смогла бы даже надеяться вступить в брак с другим мужчиной), но оно приносила психологические страдания многим женщинам. Ведь фактически Тора их заставляла выходить замуж за насильников. С другой стороны это правило позволяло любому мужчине силой получить женщину.
По древнему иудейскому закону инициировать развод имел право только мужчина, если супруга чем-то не устраивала его. До недавнего времени эта заповедь являлась причиной многих личных трагедий, семейных драм, не позволяя женщине уйти от жестокого, несправедливого, не любящего ее и детей супруга.
Возможно, именно поэтому отношения к женщине как к простому второстепенному существу стало основанием для характерных пророческих прообразов в Старом Завете. Даже ветхозаветные пророки, желая показать отступления израильского народа от Бога, часто сравнивали его (народ) с проституткой или неверной женщиной (Ер.16, 23, Ос. 1,3). Подобное можно найти и в апокрифических, и второканонических текстах, повествующих о ненависти к женщинам. Так в книге Иисуса, сына Сирахового есть такие строки: «От женщины – начало греха, а через нее мы все умрем» (Сир. 25,27). Хотя в Синодальном переводе Библии смысл книги Сираха смягчён.
Очевидно, что противоречия между гуманистическими и антигуманными женоненавистническими выпадами Танаха против женщин сглаживает именно Талмуд, как регулятор общественной и семейной жизни, сформированный на основании более поздних обычаев.
3.Талмуд о семейной жизни. Женщина в современном иудаизме
Как мы отметили ранее, Талмуд определяет особую ценность семьи в иудаизме. В нем также обсуждается вопрос, что сохраняет свою важность и сегодня: в какой момент человек становится человеком? Мудрецы Талмуда отвечают: в момент зачатия. Такое понимание, естественно, делает аборт в иудаизме морально невозможным, так как он равнозначен убийству. Хотя в Израиле и других странах, где проживают иудеи, аборты официально разрешены. Но процедура получения разрешения на аборт в Израиле очень сложная. Для этого женщина должна обратиться в специальную комиссию. Имеют право на аборт женщины, страдающие тяжелыми заболеваниями и патологиями плода, несовершеннолетние девушки, жертвы сексуального насилия, одинокие женщины с низким уровнем дохода, женщины, забеременевшие в результате внебрачной связи и проходящие срочную армейскую службу. Во всех остальных случаях комиссия вынуждена будет отказать в операции.
Выполнение заповедей «плодиться и размножаться», «прилепиться к жене» с точки зрения иудаизма несовместимо с формами крайнего аскетизма, отрицающего семейную жизнь или рассматривающего ее как что-то маловажное, как уступку животной природе человека, как что-то, предназначенное для духовно слабых людей, не способных жить исключительно духовной жизнью.
В еврейской истории были отдельные (далеко не все) выдающиеся люди, которые жили без семьи. Но они скорее являлись исключением. В древности существовало даже монашеское движение – ессеи, повлиявшее на христианское мировоззрение. Однако оно не оставило в иудаизме заметного следа.
Семья в понимании евреев – это не препятствие, а необходимое условие для служения Богу. Такое высокое значение семейной жизни соседствует с целиком трезвым взглядом на человеческую природу, на то, что люди, к сожалению, часто не способны хранить верность. В иудаизме развод не поощряется, но и не запрещается.
В Талмуде сказано, что мужчина может разойтись с женой даже из-за подгоревшего завтрака. Размышляя над этим неожиданным текстом, один толкователь делает замечание, что людям, для которых подгоревший завтрак может стать поводом для развода, действительно лучше разойтись.
В Талмуде сказано, что муж должен любить свою жену, как самого себя, а уважать больше, чем самого себя (Йевамот, 62б, Сангедрин, 76б). Также говориться, что «Мужчина должен есть и пить меньше, чем ему позволяют средства; одеваться так, как ему позволяют средства; уважать жену и детей больше, чем позволяют ему средства» (Хулин, 846). Значит, жена и дети для иудея являются главной ценностью. В доме мужчина следует советам своей жены, которая выполняет более легкую работу. Относительно внешнего вида и поведения женщины иудейское правило гласит: «нескромно вести себя на улице – как в спальне, и в спальне – как на улице».
Жена рассматривается как помощник мужа, любящий советчик и друг, утешитель. Традиционно женщина не работала в сфере ремесла или торговли, кругом ее обязанностей были домашние дела и сельское хозяйство. Но со временем она освоила новые сферы деятельности. Брачный союз подобен отношениям Бога с человеком, он крепок и никто из супругов не должен его разрушать. Если жена будет мужу «служанкой» в хорошем смысле этого слова, то и он будет ей «слугой», но если она попытается властвовать, то муж будет с ней суров. Супруги в равной мере занимаются воспитанием детей, благословляют их на вступление в брак.
В религиозной жизни ортодоксальных иудеев женщина считается неполноценной, поэтому их синагоги разделены на женскую и мужскую части. Однако в других течениях женщина может ходить в синагогу вместе с мужчинами, и, как мы убедились, отправлять некоторые ритуалы дома. Но она не может быть священнослужителем, что характерно в основном для всех религий мира. В древности в Иерусалимском храме могли обучаться и служить девочки до начала полового созревания, например, предание гласит, что в Храме воспитывалась Богородица. Во время менструации и после родов женщина считается нечистой и по их окончании должна совершить ритуальное омовение.
Однако, модернизация современных религий и гендерное равенство не обошли и иудаизм. Реформистский иудаизм, широко распространённый в Израиле призывает к равенству мужчин и женщин во всех сферах жизни. Богослужения правятся на национальном языке, для женщин и мужчин одновременно, головной убор стал не обязательным для представителей обоих полов. С 1983 года представители консервативного иудаизма в США отошли от ортодоксии, разрешив рукополагать в раввины женщин. Главный центр консервативного иудаизма находится в Нью-Йорке, где расположена Еврейская богословская семинария. Хотя в таких странах как Россия и Израиль это течение отсутствует. В Израиле женщины активно борются за свои религиозные права, в частности за права молиться перед иудейской святыней – Стеной Плача, что раньше разрешалось делать только мужчинам. В 2013 году Верховный Суд Израиля отменил запрет на женскую молитву у этого культового места. Против этого выступают в основном представители ортодоксального иудаизма, подкрепляя свое мнение выдержками их Танаха. В целом эту ситуация очень схожа с положением женщин в странах ислама, где сторонники фундаментализма стараются сохранить гендерное неравенство, рассматривая священные тексты лишь под одним углом зрения.
Замуж израильтянки выходят теперь позже, сказывается общемировая тенденция. Однако брак, как и развод, заключается не через светские органы, а через раввинов. Брачный контракт, составленный лишь в адвокатской конторе, не имеет юридической силы. Дети, рожденные в незарегистрированном браке, имеют равные права с детьми, рожденными в законном браке. «Гражданские» браки становятся все более популярными. Во многом это обусловлено либеральностью законодательства, а также нежеланием пар вступать в официальный религиозный брак. В израильском законодательстве отсутствует понятие фактических брачных отношений и поэтому их определение выработано судебной практикой, т.е. прецедентными решениями Верховного суда.
Среди верующих иудеев сильна практика эндогамии – браков исключительно с представителями своей нации и веры.
Молодые люди могут свободно общаться и встречаться до свадьбы. В случае развода иудеи обращаются в раввинский суд, при этом инициатором может выступать женщина. Имущественные вопросы чаще оговариваются заранее в брачном контракте – ктуба, что признается в синагоге и юридических фирмах. Подобное положение закреплено в Законе «Об имущественных отношениях между супругами» от 1973 г. Закон установил, что брачный договор, а также его изменения должны быть закреплены в письменной форме. Договор утверждается судом по семейным делам либо, если договор подписан до брака, должен быть заверен нотариусом, либо в момент брака – оформляющим брак. Например, если будущие супруги – евреи, то оформление брака происходит в раввинате (высшем духовном органе), и раввин вправе утвердить данный договор. В этом случае полномочия раввина равны полномочиям суда. Кроме того, договор о разводе между супругами, утверждённый судом, приравнивается к договору об имуществе между супругами.
Если супругами не составлен брачный договор, либо в нём не определен раздел той части имущества, которая подлежит разделу, то имущество делится пополам. Исключается лишь то имущество, которое супруги получили по наследству или которое было у них в собственности до заключения брака или если они его получили как подарок. Это правило распространяется также на пособие от Института национального страхования или на компенсацию за ущерб здоровью или в случае смерти. То есть если из ста совместных шекелей 70 – принадлежат мужу и 30 – жене, то при отсутствии брачного договора либо пункта, регулирующего порядок раздела данного имущества, оно будет разделено между супругами пополам, то есть каждый получит по 50 шекелей.
Женщины активны в политической жизни, в правительстве Израиля немало женщин. В связи с процессами секуляризации в обществе, страна стала довольно терпима к сексуальным меньшинствам и феминистическому движению.
Равноправие простирается так далеко, что женщины обязаны нести службу в армии. Если они не могут сделать этого по религиозным соображениям, то они должны пройти аналогичный срок службы в госпитале. Однако, от службы в армии, как правило, отказываются только представительницы ортодоксального течения.
В целом отношение к женщине в иудаизме, по сравнению с другими религиями является гуманным, умеренным и демократичным.
Заключение
Иудаизм является одной из древнейших монотеистических религия мира. В своем традиционном вероучении он, подобно многим другим религиям, развивал идею вторичности женщины по отношению к мужчине (сюжет о создании Евы из ребра Адама), ее подчиненности мужу, однако при этом делал акцент на заботе мужа о жене, на уважении к женщине как к матери. Священные тексты иудеев Танах (Ветхий Завет) и Тора (Пятикнижие Моисея), написанные почти три тысячи лет назад отражали довольно противоречивые тенденции. С одной стороны в некоторых частях Ветхого Завета женщина выступает в качестве рабыни, бесправной и всецело подвластной мужчине (отцу, мужу, брату). С другой стороны, Тора закрепляет принципиальное равенство мужчины и женщины, как творений Бога. Скорее всего, в этом противоречии отразилась борьба древних языческих традиций Ханаана, которые евреи переняли от кочевых индоевропейских племен и новых более гуманных традиций иудаизма.
Как бы там ни было, большинство гендерных противоречий сглаживает Талмуд – свод правил жизни иудеев. Он рассматривает брак как священный акт единения мужского и женского начала – равноправных и равноценных творений Бога. А в обязанность мужу вменяет любить и заботиться о жене и детях. Согласно ему женщина имеет минимум ритуальных обязанностей в доме, но ограничена в религиозной жизни.
Сегодня в большинстве течений иудаизма, кроме ортодоксального ответвления, женщины получили равные права с мужчинами в светской, семейной и духовной жизни. Так в Израиле, где иудаизм исповедуют 75% жителей, женщины активно реализуют себя в семье, на работе, в общественных организациях, в политике и даже служат в армии. Законом защищены их имущественные права в браке, не допускающие дискриминацию даже тех женщин, что не вступали в официальный религиозный брак. В целом гендерная проблема в иудаизме успешно решена.
Список использованной литературы
1.Библия. – М.: Российское Библейское общество, 2011. – 1248 с.
.Вихнович В.Л. Иудаизм. – М.: Академия исследования культуры, 2010. – 224 с.
.Вихнович В.Л. 2000 лет истории евреев в России. – М.: Академия исследования культуры, 2012. – 608 с.
.Воробьев Е.В. Конституционно-правовой статус человека и гражданина в Государстве Израиль. – М.: Издательство МГИМО, 2099. – 155 с.
.Гурьева К.А. Гендерный подход в изучении религиозных аспектов феминизма // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2012. № 20. С. 24-26.
.Дубсон Б.И. Современный Израиль. Социально-экономические очерки. – М.: Международные отношения, 2014. – 376 с.
.Курганова У. Иудаизм. – М.: Фолио, 2013. – 160 с.
.Лбова Я.М.. Федорова Е.Л. Культура семейных отношений древних евреев (по данным Ветхого Завета) // Вестник гуманитарного факультета Ивановского государственного химико-технологического университета. 2009. № 4. С. 101-108.
.Николас де Ланж. Иудаизм. Древнейшая мировая религия. – М.: Эксмо. 2012. – 360 с.
.Пятикнижие Моисеево. В современном русском переводе. – М.: Источник жизни, 2011. – 502 с.
.Талмуд: Мишна и Тосефта. – М.: Триумф, 2011. – 430 с.