- Вид работы: Доклад
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 9,78 Кб
Отношение Католической церкви к экуменическому движению
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего профессионального образования
"Ярославский государственный педагогический университет
им. К.Д.Ушинского"
Кафедра Теологии
Направление 033400.62 "Теология"
Доклад на тему:
Отношение Католической церкви к экуменическому движению
Выполнила:
Калашникова Д.А., 134 гр.
Ярославль, 2014г.
1. Понятие "экуменизм"
Слово "экуменизм" происходит от греческого слова Оikoumene. Две тысячи лет назад оно обозначало понятие "вселенная" или же "весь населенный мир". Соборы в древней Церкви, которые мы по-русски именуем Вселенскими, по-гречески назывались Экуменическими соборами. Один из титулов Константинопольского Патриарха – Вселенский, по-гречески "Экуменический". В ХХ веке христиане, мечтавшие вернуться к единству древней Церкви, назвали движение по пути восстановления единства экуменическим, т.е. вселенским. Экуменическое движение – это общее обозначение самых различных инициатив, действий, организаций и движений, целью которых является достижение видимого единства христиан. В широком смысле экуменизм обычно рассматривается как взаимоотношения различных конфессий и церквей, а в узком – как их потенциальное объединение в туманном будущем. Нередко понятия "экуменизм" и "экуменическое движение" употребляются в качестве синонимов межрелигиозного движения.Понятие "экуменизм"- это скорее идея, поиск, стремление обрести единство, сторонники которого понимают молитву Иисуса Христа "Да будут все едино" (Ин. 17, 21) как заповедь.
Разделения (расколы, секты и пр.) имели место с первых веков существования Церкви, и поэтому стремления к обретению единства имеют долгую историю, но институциализация этих поисков относится к ХХ в. Мы можем говорить об экуменическом движении, которое имеет обозримую историю и определенные формы. Организационное начало этому движению положила протестантская Всемирная миссионерская конференция 1910 г. в Эдинбурге. Последствием ее решений стало образование в 1921г. Международного миссионерского совета. Позже, в 1925 г. было создано международное общество "Жизнь и деятельность", которое занималось взаимоотношением христианства с общественно-политическими и экономическими явлениями; потом в 1927 г. было образовано общество "Вера и церковное устройство", ставившее целью воссоединение разрозненных деноминаций. С 1937 г. в их обиход вошел предложенный теологами Принстонской семинарии термин "экуменизм". В 1938 г. началась работа по слиянию этих организаций, завершившаяся на Первой ассамблее в Амстердаме в 1948г. учреждением Всемирного совета церквей (далее – ВСЦ). Базисом – вероучительной основой, общим догматическим минимумом является вера в Триединого Бога и в то, что Иисус Христос – Господь и Спаситель. Ныне ВСЦ объединяет 342 церкви из 120 стран мира, что составляет около 440 миллионов христиан. В состав ВСЦ, наряду с протестантскими церквями, входит ряд православных церквей, в том числе с 1961 г. Русская Православная Церковь. Римско-католическая церковь принимает в его работе наблюдательное участие. Центр ВСЦ находится в Женеве, где регулярно проводятся всемирные конференции и согласовываются позиции по вопросам вероучения и общественного служения церквей.
2. Отношение католической церкви к экуменизму
До II Ватиканского собора католики обычно отождествляли Церковь Христа только с собственной церковью. Но в 1964 году II Ватиканский Собор торжественно обнародовал Декрет об экуменизме "Unitatis redintegratio". Уже в самом вступлении документ утверждает, что "Христом Господом была основана одна и единая Церковь", что разделение противно воле Господа и что оно является "соблазном для мира и вредит самому святому делу – проповеди Евангелия". Декрет призывает всех христиан по всему миру "исповедовать свою веру в Триединого Бога, в воплощённого Сына Божия, Искупителя и Господа нашего", а также поощряет совместное сотрудничество в приложении Евангелия к социальной жизни, в развитии наук и искусств в христианском духе, в использовании различных средств к преодолению бедствий нашего времени, каковыми являются голод и стихийные бедствия, неграмотность и нищета, нехватка жилья и несправедливое распределение благ. Благодаря такому сотрудничеству все, кто верит во Христа, легко могут научиться тому, как лучше узнать и больше уважать друг друга и как проложить путь к единству христиан.
Соборные документы призвали ради создания мира в мире уважать и вести диалог со всеми без исключения: с христианами и иудаистами, мусульманами, последователями других религий и даже с противниками и преследователями Католической церкви.
Павел VI (Джанбаттиста Монтини, 1963-1978), выступая на II Ватиканском соборе, впервые рассматривал евреев не как "распявших Христа богоубийц". Напротив, папа Монтини подчеркивал, что именно евреям христианство обязано Ветхим Заветом и Апостолами. Значительную роль в развитии отношений католиков с мусульманами сыграло прозвучавшее в этом выступлении Павла VI заявление об уважении к исламу, осуждение "многих недружественных актов между христианами и мусульманами" в прошлые века и призывы забыть прошлое ради "истинного взаимопонимания, защиты социальной справедливости, моральных ценностей, мира и свободы".
В заключение II Ватиканского собора Павел VI в католическом, а Вселенский патриарх Афинагор I в православном храме торжественно сняли схизму 1054 г., разделившую христианские церкви. Оба высших церковных иерарха выразили свою заветную мечту о потенциальном едином сакральном общении в виде совместного Причащения.
Тогдашний префект Конгрегации пропаганды веры, кардинал Иозеф Ратцингер, требуя оказывать уважение и стремиться понять иноверцев, впервые в истории официального католицизма признал, что католики не обладают "всей полнотой Божьей истины". Он тогда называл религии дорогой к Богу, подчеркивая, что каждый народ имеет право избрать свой собственный путь.
Смешанная Международная комиссия по теологическому диалогу между католиками и православными отмечала, что искупительная и освободительная направленность на Спасение человека характерна не только для христианства и иудаизма. Эта комиссия предлагала продвигать межрелигиозное сближение как "похвальную попытку гармонизации различных религиозных концепций".
Зимой 1998 г тогдашний президент Папского совета по межрелигиоз-ному диалогу кардинал Френсис Аринзе в Послании к мусульманам призывал к сотрудничеству, взаимному уважению и заключению соглашения о мире в мире, отвергая насилие в качестве метода разрешения противоречий.
После Собора некоторые католические теологи занялись выявлением духовных ценностей ислама, индуизма, афро-азиатских религий, находя во всех них общее с христианством: в почитании единого Бога, благочестии, вере в добро и справедливость, милосердии, отрицании насилия, утверждении равных прав всех людей. И в социальной доктрине католицизма все чаще стали появляться идеи о взаимном проникновении и обогащении различных конфессий на экуменической основе.
По мнению Иоанна Павла II, ради мирного сосуществования и прогресса общества сегодня все религии призваны, опираясь на духовную природу человека, сотрудничать друг с другом и со всеми разделяющими общие ценности людьми доброй воли, наводя мосты между людьми, народами, культурами. Папа Войтыла постоянно говорил о срочной необходимости диалога и взаимопонимания великих мировых религий, особенно христианства и ислама, о межрелигиозном сотрудничестве на всех уровнях – с христианами, иудеями, мусульманами, индуистами, сикхами, буддистами, янсенистами, парсами, приверженцами африканских и нетрадиционных религий. По его словам верующие, христиане ли они или нет, опираясь на объединяющий их "записанный в сердце человека моральный закон", способны обратить свои духовные ресурсы на совместное построение единого, более справедливого и процветающего общества.
Начиная с организованных в 1986 г. в Ассизи (Италия) коллективных дискуссий и молебнов за мир в мире, в которых участвовали представители самых разных конфессий (конечно, каждый молился отдельно), Иоанн Павел II последовательно призывал к продолжению общих встреч такого рода, но уточнял, что молитвы представителей различных религий следует проводить в разных местах. При полном уважении инославных религий каждый верующий должен молиться по своей вере, своей традиции, на своем языке.
С 1987 г. католическая община Сант Эджидио (Рим) ежегодно проводит международные встречи и молитвы в духе Ассизи. Со всех континентов на эти встречи собираются: христиане, иудаисты, мусульмане, буддисты, индуисты и представители многих других религий, религиозных ассоциаций, неправительственных организаций, высших учебных заведений, научно-исследовательских институтов и средств массовой информации. Каждая встреча была посвящена обсуждению одной из волнующих общество проблем (СПИД в Африке, будущее Европейского союза, иммиграция, биоэтика, новый гуманизм, глобализация, неравенство).
По инициативе Католической церкви с прошлого века стала традицией январская Неделя молитвы за единство христиан, когда в разных странах католики, православные и протестанты молятся за достижение полноты общения и размышляют над одними и теми же библейскими текстами.
В мае 1998 г., а затем в июне 2006 г. Папский совет по мирянам собрал в Риме 300 делегатов от более 100 христианских движений и общин под лозунгом "Прекрасно быть христианином и Причащение доставляет радость".
Бенедикт XVI, как и его предшественник на папском престоле, объявил приоритетным направлением своего понтификата достижение единства церквей. Папа Ратцингер заявляет, что Католическая церковь готова вести диалог со всякими религиями и культурами, на всех уровнях. Он подчеркивает теологическую общность трех авраамических религий – иудаизма, христианства и ислама, – основанных на вере в "единого Бога, Создателя неба и земли" и потому призванных сотрудничать ради общего блага человечества, справедливости и мира в мире. Бенедикт XVI отмечает потенциал религий в деле разрешения напряженностей и конфликтов.
Папа Ратцингер называет всех верующих братьями. Он считает очень важным и абсолютно необходимым уважительный и доброжелательный диалог между религиями и культурами, также как и между верующими и неверующими. Потому что разрешить кризис международных отношений, снять напряженность, устранить насилие и терроризм, способны только мирные средства (переговоры, диалог, сотрудничество) и выполнение взятых на себя обязательств.
По мнению Бенедикта XVI, экуменический диалог должен включать не только религиозных лидеров всех уровней, но и верующих различных конфессий. Он рекомендует верующим повседневно участвовать в совместных акциях, сотрудничать по важнейшим общественно-политическим проблемам: мира в мире, в борьбе с насилием и терроризмом, защите жизни от зачатия до естественной смерти, брака и семьи (причем исключительно традиционного – союза мужчины и женщины, оформленного по закону), благосостояния детей, охране здоровья, помощи бедным и угнетенным, экологии.
Непросто складывались отношения католицизма с иудаизмом. Расхождения между двумя родственными конфессиями пытался преодолеть Пий XI (Акилле Ратти, 1922 – 1939). Еще в 1928 г. Священная Канцелярия осудила антисемитизм. В 1938 г. папа Ратти сообщил бельгийским паломникам, что чувствует себя "духовным семитом" и считает антисемитизм недостойным христианства. После смерти Пия XI остались наброски энциклики об отношениях Католической церкви к иудаизму. Его преемника Пия XII (Эудженио Пачелли, 1939 – 1958) обвиняют в игнорировании массового уничтожения евреев нацистами[186].
Святой Престол вернулся к диалогу христиан с иудаистами после II мировой войны, на фоне роста возмущения преступлениями нацистов. Сразу после войны Евангелическая церковь Германии признала вину за Холокост. Впоследствии католические немецкий и польский епископаты также опубликовали заявления о своем покаянии за неоказание помощи преследуемым и уничтожаемым евреям. В 1986 г. папа Войтыла впервые посетил Римскую синагогу, назвал иудаистов "старшими братьями" и пообещал в следующем году издать документ об ответственности христиан за антисемитизм.
В 2006-2007 гг. проходили общие христианские богослужения – православных, католиков и иудаистов в Регенсбурге (Германия, сентябрь 2006), католиков и англикан в Риме (сентябрь 2006, архиепископ Кентерберийский доктор Роуэн Уильямс и Бенедикт XVI), римский папа и Константинопольский патриарх Варфоломей I (Стамбул, декабрь 2006), Бенедикт XVI, Варфоломей I и Патриарх всех армян Месроб II (Рим, январь 2007). Представитель Святого Престола в России архиепископ Антонио Меннини отмечает важность уважительного отношения католиков к православной церковной традиции для успеха в экуменическом диалоге и называет социальную деятельность христианских Церквей "местом практического экуменизма". По его убеждению, "именно дела милосердия могут стать той областью сотрудничества в бесконфликтной сфере, о которой мы все чаще слышим в последнее время".
В октябре 2008 г. по инициативе папы Ратцингера католики, протестанты, православные и мусульмане шесть дней и семь ночей читали отрывки из Библии по телевидению.
Таким образом, противоречия доктринально-теологического характера все еще слишком сильны для создания единой Вселенской церкви, даже только из христианских церквей, не говоря уже об иноверческих церквах. В то же время вполне реальны преодоление взаимного недоверия, осуществления диалога и совместных выступлений по многим глобальным проблемам (насилие, терроризм, голод, бедность, загрязнение окружающей среды, этика и биоэтика, аборты, эвтаназия).
Очевидно, религии и церкви уже сегодня способны сыграть положительную роль в стабилизации общественно-политической ситуации на Земле.
экуменический христианин церковь религия
Список использованных источников и литературы
. Православие и экуменизм [Текст] : документы и материалы,1902-1998 / Отдел внешних церковных сношений Московского Патриархата. – 2-е изд.,перераб. – М. : Грааль, 1999. – 495с.
. Ценностные ориентиры и приоритеты в трансформирующемся мире / Под редакцией А.С. Железнякова и З.П. Яхимович. – М.: Изд-во Института социологии РАН, 2010. – 215 с.