- Вид работы: Реферат
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 22,96 Кб
Отношения в семье у гагаузов. Особенности историко-этнографического и литературно-фольклорного представления
Отношения в семье у гагаузов. Особенности историко-этнографического и литературно-фольклорного представления
Введение
Несмотря на имевшееся в XIX веке в Бессарабии законодательство, многие вопросы семейно-родственных отношений зачастую регулировались нормами обычного права. Статус женщины и мужчины в гагаузском селе был определен в правилах поведения, в нормах этикета, которые закрепляли и освящали подчиненное положение женщины на бытовом уровне.
Актуальность. Сфера отношений в семье, и брак, как социальный институт, в той или иной мере являются предметом исследования многих наук – философии, социологии, психологии и некоторых других. И, разумеется, большой вклад вносит как история, так и литература, так или иначе, в стихах и в прозе, затрагивающая семейно – брачные отношения. Каждая из наук изучает специфические стороны функционирования и развития института брака, даёт общее представление о семейно – брачных отношениях в рамках своей области научного знания. Кроме того, вопросы семьи постоянно присутствуют в фольклоре гагаузского народа. В течение многих веков существования человечества люди стремятся жить семьями. За это время появлялись и отмирали другие формы совместного проживания, но семья, объединяющая мужа, жену, детей и других родственников остаётся основной единицей человеческих сообществ. Человек, не имеющий семьи, бобыль, одиночка, в старину считался ущербным, обиженным судьбой и богом. Иметь семью, детей было необходимо и естественно, так же, как есть, пить. Совместная жизнь двух людей – это довольно серьёзная психологическая работа, и если один из партнёров к ней не готов, брак распадается или превращается в страдания. Причём страдают, не только муж, жена, но и все окружающие родственники, особенно дети. Таким образом, романтическим, сказочным ореолом окружён период ухаживания и стремления к счастью совместного проживания, но то, что будет дальше и, собственно должно длиться гораздо дольше – само это счастье, – оказывается покрытым мраком неизвестности. В своем реферате я предлагаю заглянуть за эту занавесу и постараться понять, что такое брак и семья в понимании, как гагаузских историков, этнографов, так и гагаузских писателей. Есть такая народная мудрость: «Любовь – как хлеб, её нужно печь каждый день». То есть это постоянные совместные усилия, труд по поддерживанию комфортных отношений.
Историография. В области изучения устного народного творчества гагаузов уже сделано немало. Фольклор гагаузов Бессарабии впервые был собран русским исследователем В.А. Мошковым. Современными исследователями опубликовано несколько книг по гагаузским народным песням: Л. Покровская, Д. Танасоглу, Н. Бабоглу, М. Чернышева, М. Дурбайло, Е. Квилинкова.
В.А. Мошков в своем труде «Гагаузы Бендерского уезда» [8] уделил внимание отношениям в семье и среди других родственников в главе «Семейные и общественные отношения у гагаузов» своей книги. В ней рассматриваются обычаи гагаузов и отношения в семье, положение женщины в семье и обществе, отношение к детям.
По книге А.В. Шабашова Гагаузы: система терминов родства и происхождение народа, можно проследить параллель между наименованием термина родства и отношением друг к другу у родных.
Квилинкова Е. в своих статьях подробно рассматривает обычное право у гагаузского народа. В частности в статье «Отражение элементов обычного права в гагаузском фольклоре» четко разложены отношения между родственниками через баллады. Статья «Обычное право гагаузов» и книга «Гагаузы Молдовы и Болгарии» также включают в себя разные взаимоотношения.
Использовалась нами и книга Чеботарь П. «Гагаузская художественная литература» которая является представлением наиболее ярких представителей литературы гагаузов. Что ценно книга описывает и дает переводы некоторых трудов писателей гагаузов, в частности и описывающих взаимоотношения в семье.
Работа с учебниками по гагаузской литературе 8-х и 10-11-х классов. В них напечатаны рассказы Д. Карачобан, Н. Бабоглу, П. Чеботарь, Т. Занет – в них тоже отражены взаимоотношения между родными как внутри семьи, так и вне ее.
Целью моего исследования является анализ основных работ как историков и этнографов, так и народное, литературное творчество.
Достижение этой цели возможно вследствие реализации задач исследования. К их числу относятся:
рассмотреть и проследить как историки и этнографы исследуют отношения в семье;
анализ фольклорного наследия о взаимоотношениях в семье;
анализ некоторых работ гагаузских писателей в сфере отношений между родственниками.
1. Историки и этнографы об отношениях в гагаузской семье
Семейные отношения представляли собой один из важных правовых институтов и в значительной степени основывались на обычном праве, на принятом понятии «брачный союз». Область семейно-брачных отношений включает в себя различные аспекты, связанные со статусом мужа и жены в семье, с принципом субординации, с вопросом распределения земли в семье, с правом наследования и т.д.
Говоря об историческом исследовании отношений в семье у гагаузов, прежде всего, необходимо обратиться к труду В.А. Мошкова «Гагаузы Бендерского уезда», в частности к главе «Семейные и общественные отношения у гагаузов». Очень подробно В. Мошков описывает в своих материалах жизнь и историю гагаузов благодаря тому, что долгое время жил среди гагаузов. Результатом чего стали труды, в которых были зафиксированы достоверные факты из жизни и быта гагаузов. В состав очерков входят главы описывающие взаимоотношения в семье и между родственниками у гагаузов.
В частности очень подробно описывается гагаузская свадьба и отношения между женщиной и мужчиной. Автор дает подробное описание положению женщины, как в семейном так и в общественном аспекте. В. Мошков пишет, что если «парень полюбит девушку, то он становится крайне ревнивым». Положение девушки в обществе становиться очень щекотливым. Ей необходимо быть очень осторожной в выражениях и в поступках. Например, если девушка не заметит парня и случайно перейдет ему дорогу. Ясно, думает он (т.е. парень), что она не только разлюбила меня, но и потеряла ко мне всякое уважение. Тогда такой случай как и многие другие служили поводом для мщения со стороны молодого человека [8, с. 130].
Не менее интересным кажется положение замужней женщины.
При выходе в общество жена должна была идти на 2-3 шага позади от мужа. Независимо от возраста женщине следовало уступать дорогу мужчине и мальчику старше 7 лет. На праздниках и поминках, при богослужении в церкви – женщины стояли слева от мужчин или позади них. На всех общих трапезах строго соблюдался принцип разделения мужчин и женщин, они рассаживались по половой принадлежности [5].
Битье мужем своей жены считается настолько обыкновенным, что практикуется не только с целью ее наказать или исправить, даже без вины с ее стороны, просто как говориться для порядка. Не обходятся и в современной семье без рукоприкладства, в народе и сейчас от некоторых мужчин можно услышать такое выражение: «небитая жена, это словно не вытрушенный коврик» За советами муж к жене обращается крайне редко, потому что он слишком невысокого мнения о женском уме [8, с. 131]). Здесь же автор приводит ряд пословиц, одна из них: «муж может выслушать только одно слово из ее десяти».
Говоря о взаимоотношениях мужа и жены, мужчины и женщины можно сказать, что в то время в положении гагаузской женщины было еще много восточного, и как следствие очень невысоко ее положение в семье. Но есть и положительное в отношениях полов. Ни один мужчина не посмеет в обществе женщин и детей нескромных разговоров.
У гагаузов в то время семья все еще остается патриархальной. Поэтому во главе всякой благоустроенной семьи должен стоять мужчина. Главой семьи считается дед с отцовской стороны, а если его нет в живых, то глава семейства – отец. Если умер отец, то его заменяет старший брат. Сыновья живут вместе с отцом в одном доме. Но даже если сын и живет отдельно, то ничто не мешает ему уже взрослому, женатому оказывать как внешние признаки уважения, но и подчиняться ему во всем, советоваться с ним и до весьма почтенного возраста чувствовать над собой власть отца даже в случае полной материальной от него независимости [8, с. 174].
Об отношении родителей с детьми можно сказать, что родители придерживаются строгого воспитания детей, не дающее им со стороны отца ни малейшей поблажки. За малейший проступок сын должен понести строгое наказание.
Но наказание детей, как и наказание жены, должно производиться таким образом, чтобы оно не было заметно для людей посторонних. Исследователь говорит, что Бешалминские гагаузы не знают случая, чтобы в их селе жена или дети жаловались на побои мужа или отца в суд. Такие жалобы считались доказательством неуважения к главе семейства, что являлось величайшим грехом.
Несмотря на столь жестокое отношение мужа к жене, разводы в гагаузском селе были чрезвычайно редким явлением. Привилегированное положение мужчины в семье основывалось, с одной стороны, на том, что он являлся владельцем земли, так как земля и другое недвижимое имущество передавалось по наследству по мужской линии. С другой стороны, большое значение сохраняли традиционные нормы, основанные на принципе патриархальности.
Во втором браке женщина была в определенной степени более независима и могла уйти от мужа, если он плохо обращался с ней. И в этом случае общественность поддерживала женщину, в то время как уход женщины от мужа, состоящей в первом браке, осуждался обществом.
Разница в положении женщины объясняется, вероятно, тем, что вдова, выходя второй раз замуж, уже была материально обеспечена наледством, доставшимся ей от первого мужа. Во-вторых, женщина после смерти второго мужа, зачастую, не наследовала ему и не была связана с ним какими-то юридическими обязательствами.
Особенно женщина становилась уязвимой при отсутствии мужа рядом (в армии, на заработках и т.д.). Все права над невесткой до возвращения сына получала свекровь. Любое общение замужней женщины с кем-либо в отсутствии мужа строго контролировалось свекровью. Она получала полную власть над невесткой.
Ласки со стороны отца по отношению к сыну практически никакой нет, – не дальше похлопывания по плечу или рукопожатия. У девочек вообще практически никаких отношений с отцом нет. Если возникают вопросы, несмотря на низкое положение женщины, именно мать выступает в качестве проводника, посредника между детьми и отцом. То есть дети по возникающим у них проблемам чаще всего обращаются к матери, особенно девочки, а мать уже согласовывает эти вопросы с отцом [13, с. 83].
Отношение к матери у гагаузов исходит из особенности семейного права, устройства их семьи. В разные периоды своей жизни мать почитается по разному, потому что в течении жизни ее общее положение в семье кардинально изменяется – от неполноправного статуса невестки, приведенной мужем в дом своих родителей, до почетного положения «матери семейства», старшей женщины в семье [13, с. 82]. Будучи маленькими дети больше привязаны к дедушке с бабушкой. Мать уже и почитается, но у нее с одной стороны нет времени уделять много внимания своим детям, а с другой она сама находится под присмотром свекра и свекрови и не может даже проявлять свои чувства к детям в их присутствии. Дети в подростковом возрасте и мама уже имеет больше прав и может относиться к ним по-другому. Существует выражение: «ушаклар бенимь бойунда» – «мои дети с меня ростом» [13, с. 82]. Статус женщины повышается – она выходит из-под наблюдения свекра и свекрови, дети уже к ней приходят за советом. А вот уже, будучи взрослыми, мужчины стыдятся совершать на ее глазах осуждаемые в народе поступки. То, что они могут позволить себе перед женой они не позволяют себе перед матерью.
В семье знаки уважения и внимания были строго определены в зависимости от фактического старшинства, в основу которого ставилось родство по отношению к хозяину дома. «Старшинство» женщин устанавливалось по статусу мужей. Жена младшего брата подчинялась жене старшего брата, даже если она была старше последней.
Наиболее теплые отношения складываются у гагаузов в течении жизни с бабушками и дедушками. Во многом это связано с существующими особенностями семейной организации, структуры семьи. Бабушки и дедушки имеют больше времени, чтобы уделять его своим внукам. Чего не могут делать работающие родители. Также в рамках большой семьи они имеют больше прав, чем их дети и могут проявлять свои чувства в отношении к внукам так, как считают нужным.
Здесь важно отметить, что по имеющимся данным, в XIX – начале XX в. имя ребенку у гагаузов нарекал отец семейства на второй или третий день после рождения. Это означало прием его в семью. Чаще всего имя давалось в честь деда. Обычай этот гагаузы объясняют желанием увековечить род [7, с. 182]. В настоящее время в некоторых семьях этот обычай сохранился, но доминирует способ имя наречения первенцев по именам крестных родителей, а не по имени дедов и бабок. Хотя можно привести пример семьи в селе Конгаз, в которой есть четыре сына и у каждого первенец Кирилл по имени отца семейства.
Важно обязательно уделить внимание отношениям братьев и сестер, младших и старших между собой. Отношение к старшему брату или сестре строго подчиненное. Никакой теплоты отношений, особенно в раннем возрасте между младшими и старшими детьми не было. Старшие являются как бы заместителями родителей, и их приказ закон для младших. Но когда братья и сестры уже женятся, это условие исчезает, и отношения между младшими и старшими смягчаются. Необходимо отметить, что у гагаузов строго соблюдалась очередность, последовательность женитьбы, выхода замуж детей [2, с. 66]. Младший не мог жениться, выйти замуж раньше старшего из детей.
Сыновья находились в большой экономической зависимости от родителей. Обычно отец делил землю поровну между всеми сыновьями, одну долю оставляя за собой для собственного пропитания – она оставалась младшему сыну [5].
Дочери от отца ничего не получали. Неравенство полов в наследовании считалось нормой. В положениях Устава о колониях иностранцев в Империи, на территории Бессарабии с середины XIX века женщина получала право на фиксированную долю наследства. Однако это касалось только движимого имущества. Так в случае смерти главы семьи «оставшееся после него движимое имущество делится на следующем основании: вдове умершего дается из оного четвертая часть, такую же часть получают все дочери вместе, а остальное делится по равным частям между сыновьями» [3, с. 36].
Особую роль в семье играл младший сын – наследник отцовского дома, по крайней мере, при жизни родителей он является центром для остальных выделившихся детей. Ему обычно помогали все материально, поскольку на нем лежала обязанность досматривать родителей.
Но в случае если отец умирал молодым и мать остается вдовой, то в отличие от обычной практики, когда младший сын остается в доме отца, в отцовском доме остается старший брат и становится главой семьи, а младшего позднее выделяют, как и остальных [13, с. 103].
Быть самой старшей сестрой в гагаузской семье очень тяжело – она принимает не меньшее участие в воспитании младших, чем мать. Она во многом лишена детских радостей и с самого раннего детства «смотрит» за своими младшими братьями и сестрами. Но она пользуется у своих братьев и сестер уважением и авторитетом в семье, часто бывает, что они слушаются ее больше чем мать.
Невестка – в обществе с наиболее патриархальными традициями отношение к невестке выражает наиболее неполноправный статус в семье. Помимо того что она выполняет самую грязную и тяжелую работу по дому, она находится в полном подчинении родственников мужа, особенно свекрови. Это выражается также и в том, что перейдя в дом невестка теряет свое имя, ее как правило называют «gelin» с прибавлением имени мужа. В лучшем положении, конечно, оказывается невестка тогда, когда новобрачные живут отдельно от родителей.
Особенно сильно проявлялась деспотическая власть бабушки в тех случаях, когда не было наследника мужского пола и наследство должно было перейти к внучке. Если жених был беден, то она не давала своего согласия на брак. Определяющая роль бабушки в выборе жениха для внучки четко прослеживается в гагаузском фольклоре. [1, c. 117, 121]. Нередки случаи, когда брак расстраивался по причине несогласия бабушки. Внучка должна была подчиниться ее решению, несмотря на то, что родители не возражали против выбора дочери. Анализ родственных взаимоотношений в семье свидетельствует о том, что принцип верховенства мужского начала не входил в противоречие с принципом подчинения младших старшим независимо от пола.
Продолжая тему отношений детей и родителей по В. Мошкову можно сказать, что эти отношения еще характеризуются именами, которыми друг друга в семье называют.
Так как гагаузы православный народ, то все они при крещении получают христианское имя. И это имя становиться для человека его официальным именем, а в большинстве своем в обыденной жизни его этим именем не зовут. Дают другое имя которое может являться произвольным от официального имени (Николай – Коли, Кольчу, Иван – Вани, Юван и др.), а может быть и уменьшительным от другого имени. Например, Манзул-оолу, Кёся-оолу. Кроме того у гагаузов употребительны уличные прозвища. Одни из прозвищ старинные, так что утратили воспоминания о их происхождении, а другие новейшие [8, с. 176]. в настоящее время такие прозвища в селах еще присутствуют, например, в селе Бешалма – семья Кюрчумели, в Кирсово – «шукер» (шюкюр что в переводе означает «благодарность»). Что интересно у болгар Бессарабии сейчас в ХХI веке тоже есть уличные прозвища, например, в Тараклии есть семья Жоржики, по имени своего предка Георгия (род произошедший от Георгия – Жоры).
По именам или по прозвищу гагаузы называют людей за глаза. В глаза же называют различно исходя из степени родства, от возраста и разницы в летах.
Каждый случай имеет свое особое наименование. Об этом пишут в своих исследованиях В. Мошков (начало XX века) [8] и А. Шабашов очень подробно уже в начале XXI века в книге «Гагаузы» [13].
Родственники по всем ступеням родства имеют названия. Эти названия и сегодня в большинстве семей обязательно употребляемые при родственных отношениях в гагаузской семье. Например, старший брат «batü», а его жена «bulü» или «Зина-булю» (к термину добавляли имя собственное), зятя «enişte», невестку «gelin», и др.
Муж и жена обращаются друг к другу по именам. За исключением моментов, когда муж хочет обратиться к жене ласково, он прибавляет к имени слово «mari». Слово непереводимое, что-то вроде «милая».
И в общем ласкательными выражениями у гагаузов может пользоваться только мама в обращении к своим детям. Например, употребительны такие слова как «canım» – душа моя, «uşacıım, uşaam» – мой ребеночек и др.
Соответственно родству между гагаузами устанавливаются правила общения между ними при встречах. Так, равный с равным, подают друг другу правую руку, причем мужчины должны первые подать руку женщине. Девушка первая протягивает руку парню лишь если парень пришел к девушке в дом. Шапку при встрече снимают только когда встречающиеся находятся далеко друг от друга, и голос их не долетает – они подают сигналы друг другу, снимают шапку и поднимают ее вверх [8, с. 179].
У гагаузов распространен обычай целования руки. Так если в дом приходит молодой но уже женатый гость, то все холостые парни, девушки и дети в доме целуют ему руку, если же гость холостой, то руку целуют только маленькие дети. В случае, когда гагауз сам приходит в дом, то он также целует руки у всех старших себя. На улице один у другого руки не целуют. Исключением являются крестные родители. Им крестник должен целовать руку где бы он их ни встретил. Обычай целования в губы считается неприличным даже между женщинами.
Подводя итоги первой главы можно сказать, что исторически слоилось так, что семья у гагаузов была патриархальной с ее особым и очень неординарным отношением к женщине. Положение женщины было разнообразным сообразно ее продвижению по семейной карьерной лестнице. Женщина занимала сложное положение если с одной стороны она могла постепенно в семье стать опорой мужу, советчиком детям, то с другой стороны выходя в общество, она должна была быть позади мужа проявляя таким образом уважение к мужу, также уступать дорогу всем особам мужского пола начиная с 7 лет.
Незавидным было положение детей, которые подчинялись во всем своим родителям, в особенности отцу. Обычаи говорят о непреклонности в характере отца. Отсутствие ласкательных слов в обращении к детям с его стороны, невозможность обратиться к отцу напрямую – все это говорит о строгости в воспитании.
2. Гагаузская литература и фольклор об отношениях в семье
.1 Отражение в фольклоре семейных отношений
гагаузский семья фольклор этнограф
Сведения, содержащиеся в фольклоре, свидетельствуют о том, что гагаузская женщина в исследуемый период фактически была в бесправном положении. Она должна была быть покорной, робкой, беспрекословно подчиняться мужу. С изменением своего социального положения женщина попадала под деспотическую власть не только мужа, но и свекрови.
Наиболее распространенными являются песни с сюжетом о свекрови-клеветнице («Petrana, İvançu, Tudorka» и др.) [1, с. 111-116]. Записано несколько вариантов этой песни, в которых имеются некоторые различия в сюжете и в именах основных участников драмы. Из содержания песен видно, что причиной возникшего между мужем и женой конфликта является свекровь, которая клевещет на свою невестку. Уязвленное самолюбие иболезненная ревность толкают мужа на совершение поступка, унижающее достоинство женщины как человека: муж впрягает свою жену в плуг пашет на ней.
İvançu öküzü salverer, Länkayı koşêr. – Иван вола отпускает, ляну запрягает
Необходимо отметить, что одевание хомута на девушку (женщину) или запрягание в телегу, согласно обычному праву, являлось одной из мер наказания при нарушении ею традиционных норм нравственности.
У гагаузов с. Джолтай сохранился следующий обычай: на следующий день после свадьбы молодых запрягали в телегу и они катали в ней родителей жениха [11]. Возможно, данный обычай представляет собой реликт существовавшего в прошлом способа наказания, который со временем трансформировался и приобрел форму увеселительного свадебного обычая.
Возвращаясь к вопросу о причинах возникновения столь трагичных конфликтов, описанных в песнях, можно сказать, что в его основе лежало соперничество между двумя женщинами (свекровью и невесткой) за господствующее положение в семье, так как в результате старения свекровь постепенно утрачивала свое влияние как главы семьи. Данный вывод подтверждается словами песни, в которых мать, жалуясь на невестку своему сыну, просит его наказать супругу «takaza et». Нарекание свекрови заключается в том, что невестка игнорирует ее своим поведением, не оказывает ей должных знаков уважения и почитания, нарушая тем самым нормы гагаузского этикета. Непочтение со стороны невестки выражается в том, что она не смотрит в глаза свекрови и не уступает ей дорогу [1, с. 111].
Из народных песен видно, что основной причиной кровавых семейных драм была ревность, которая сильно развита у гагаузских мужчин. Женщина со своей стороны не должна была допускать даже малейшего намека на честность своей репутации. Любой повод мог послужить причиной для наказания супруги. Главным образом это выражалось в систематическом избиения мужьями своих жен, что являлось нормой.
В то же время необходимо отметить, что бесправное положение женщины характерно в большей степени для первого брака. Об этом свидетельствует как содержание народных песен («Ha, be çoban»), так и имеющиеся этнографические данные [1, с. 103-104].
Любое нарушение членами семьи (в данном случае невесткой) традиционных норм нравственности и морали, давали основание главе семьи использовать даже самые крайние меры. Как видно из песни, свекровь, расценив общение ее невестки и путника как нарушение нравственности, убивает их («Maşu») [1, с. 98]
Анализ содержания народных песен свидетельствует о том, что значительное число лирических и бытовых песен отражают широкий круг вопросов, относящихся к семейной обрядности: выбор возлюбленного, возраствступления в брак, подготовка свадебного торжества и др.
На основании сведений содержащихся в фольклоре можно говорить о том, что важную роль в обряде сватовства на начальном этапе играли женщины: мать жениха или жена брата (bulü). В песнях прослеживается также, чье слово являлось решающим в вопросе о выдачи девушки замуж. При живой бабушке родители не всегда могли единолично разрешить этот вопрос. Зачастую именно за бабушкой оставалось решающее слово в вопросе о выдачи внучки замуж [1, с. 117, 121].
Anası verer, bobası verer, Babusu vermeer.
После смерти отца, при отсутствии бабушки, разрешение на брак девушка должна была получить не только от своей матери, но и от старшего брата, исполняющего функции отца [1, с. 116].
После смерти родителей роль главы семьи переходила к старшему брату, который заменял отца младшим братьям и сестрам. Таким образом, разрешение вопроса, связанного с замужеством младшей сестры, целиком зависело от старшего брата и его жены. Согласно установившейся традиции, они также проявляли полный диктат в вопросах выбора сестрой брачного партнера («Gözäl Tudorka») [1, с. 118].
Вопросы этикета, широко представленные в фольклоре, включали в себя конкретные формулировки, связанные с обрядом сватовства. В частности, форма отказа сватам, согласно обычному праву, не должна была унижать достоинства семьи жениха. Поэтому обычно отказ включал в себя общепринятые отговорки: дочь возрастом не вышла или она не успела еще подготовить себе приданое [1, с. 118].
Одним из важных моментов, представленных в народных песнях – это сюжеты, отражающие конфликтные ситуации, связанные с правом собственности на землю, с правом наследования. Песни с подобным мотивом являются отражением реальных событий. В основе сюжета – конфликт между родственниками или между односельчанами из-за земли, результатом которого является неумышленное убийство («Aleksiy em babası») [4].
Конфликты, возникающие в результате нарушения частной собственности, отражены и в фольклоре гагаузов Бессарабии («Lambunun türküsü» [1, с. 77-78]. Народные песни, которые были сложены на подобные печальные события, представлены также в сборнике фольклорных текстов, опубликованных В.А. Мошковым.
Одним из наиболее распространенных в гагаузском фольклоре мотивов является сюжет о том, как сын шел с отцом судиться («Ollan boba daavaya giderlär», «Nikola») [1, с. 107-109] В песне дается отрицательная оценка подобного отношения к родителям и в символической форме обосновывается извечный закон – необходимость безоговорочного почитания родителей, их непогрешимость перед детьми, их правота. Данный постулат выражен следующими словами песни: когда сын запел – вся зелень вокруг начала увядала, а когда отец запел свою песню – зелень распускалась («Nikola») [1, с. 109].
Nikola çalêr türküsünü,
Baa yaprakları hepsi kuruyêr.
Bobası çalêr türkücüünü,
Baa yaprakları hepsi şennener.
Составной частью значительного числа песен такого содержания является родительская клятва, которая выполняет функцию регулятора социальной справедливости. При несоблюдении принципа почитания детьми родителей, последние имели право применить самую крайнюю меру – проклясть их («Nikola», «Mariya») [1, с. 107-110].
На основании изложенного выше материала можно говорить о том, что в традиционном селе существовал особый тип культуры – так называемая фольклорная, или народная культура. Фольклор являлся одним из действенных средств воздействия общины на каждого члена. Все наиболее важные события и поступки, привлекшие внимание сельского общества, находили отражение в песнях. Они содержат в себе оценочную характеристику совершенных поступков и произошедших событий. Таким образом, в сельской общине фольклор выполнял важную воспитательную функцию и способствовал сохранению традиционных ценностей и принципов, являвшихся основой семейных и общественных отношений: уважение и почитание старших и родителей, главенство мужа, подчиненное положение женщины и т.д. В песнях были закреплены также нормы морали и поведения по отношению к молодежи предбрачного возраста, согласно которым возлюбленным запрещалось открыто выказывать друг другу знаки внимания («Her sabaa Kalinka suya gidärdi») [1, с. 87-89].
В целом можно говорить о том, что в песнях нашел отражение процесс ослабления традиционных норм, выражавшийся в падении авторитета старших перед младшими, родителей перед детьми. Произошедшая в определенной степени трансформация традиционных норм и ценностей была связана со значительными социально-экономическими изменениями, с усилением капиталистического развития и увеличением независимости детей от родителей. Данные сведения позволяют сделать вывод, что происходившие в конце XIX – начале XX в. значительные социально-экономические изменения оказывали огромное влияние на традиционный образ жизни, что в свою очередь привело к пересмотру наиболее консервативных традиционных норм.
Исследование элементов обычного права в фольклоре позволяет рассматривать его как одну из форм идентичности гагаузов. Некоторые положения норм обычного права (в частности семейного права) и в настоящее время не потеряли своего значения. В устном народном творчестве содержится частица истории народа и его культурные ценности.
2.2 Отношение в семье в творчестве писателей
Гагаузы относятся к той группе народов, у которых подчеркнуто уважительное отношение к старшим и особенно к пожилым людям, оно занимает большое место в повседневном быту. Ритуализированное отношение к старикам у гагаузов можно представить, вспомнив притчу о происхождении уважения к пожилым родителям, записанная у гагаузов.
«В голодовку один мужчина взял своего отца, посадил в корзину и понес выкидывать в яму. Сына своего взял в попутчики. Много ли шел, мало ли шел, дошел до той ямы. Выкинул мужчина своего отца. На обратном пути мальчик спросил отца: Папа, почему корзину не забрал назад? Папа отвечал: Что с ней будешь делать она старая? Мальчик ответил: Ты постареешь, я тебя в чем буду выкидывать в яму? Этот мужчина вернулся назад и забрал отца домой». С тех пор стариков не выкидывали и стали уважительно к ним относиться.
Обращаясь к женщине и ее положению у гагаузов можно прочесть необычный стих написанный Д. Карачобан:
Прощай, пора весенняя!
Девичество, прощай!
Я после воскресения
Покину отчий край.
Не в тундру незнакомую
Торить тропу мою,
А к мужу в избу новую
И в новую семью.
Автор обращается к чувству тревоги у гагаузской девушки перед замужеством, и как мы уже знаем из первой главы, это подчас бывает небезосновательным [12, с. 54].
Положение невестки в доме мужа стало стереотипом гагаузского народа. И об этом очень ярко можно прочесть в гагаузской балладе, в которой рассказывается, как золовка отравила невестку только за то, что отец на людях похвалил не ее, а последнюю.
Три хозяина
Сели,
Посидели,
Посмеиваясь, разговаривали,
Посмеиваясь, разговаривали,
Закусывали попивая.
А почтенный хозяин
Свою невестку ох как нахваливал:
«Моя невестка, – он говорил,-
Всего за три дня
Триста локтей холста наткала
А Йена – дочь –
Даже и трех локтей веретеном не наткала»
Откуда-то пришла Йена,
Услышала этот разговор.
Йена собирается
И идет в большой лес.
И в этом лесу
Один камень находит,
Под этим камнем
Змея была
Змея была,
Со своими детенышами.
Йена берет их, кладет в свой фартук
И домой идет,
Ставит варить
Ставит варить,
На улицу выходит пронзительно кричит:
«сестричка, сестричка!
Батя домой пришел, рыбу принес.
Я ее сестричка
Поставила варить
Иди-ка попробуй,
Вкусно-ли, а?
Вкусно ли
Солено ли сестричка?»
Невестка приходит
Словом, два раза проглатывает,
Один раз пробует,
Три раза кричит:
Золовушка, Йена-золовушка!
Когда мне застелила
Эту постель
Замок поставила.
Детей моих
В ряды сирот ввела.
Старшего брата, золовушка,
В ряды вдовцов ввела
Вдовым
Да холостым оставила,
А меня, золовушка
Молоденькой, потеряла [1, с. 74-76].
В рассказе «Tanaslan Nadi» у Н. Бабоглу описывается отношения невестки и свекрови. Непонимания между ними возникли из-за пения невестки, а пела она всегда и всюду. Это приводит к тому, что сын с невесткой уезжают из дому в город. Через некоторое время родители взяли квартиранта-учителя. Он привез из города в собой и магнитофон и телевизор. Одним вечером учитель спросил у хозяев, нет ли у них родственников в Кишиневе, потому что в этот вечер по телевизору будут показывать концерт Надежды Зимбач и кем она может им приходиться. Хозяин ответил что это жена их сына. Вечером сидя перед телевизором хозяин понял и сказал жене что не надо было с ней ругаться, пусть бы пела. Невестка хороший человек и поет хорошо, но свекровь все равно стояла на своем и возмущалась невесткиным поведением. Рассказ четко показывает взаимоотношения между женщинами в семье и то как обычаи ломались и как непокорность могла возыметь положительные результаты.
Очень ярко описывает Н. Бабоглу сельскую семью, но здесь уже речь идет об отношениях мужа и жены. Обратим внимание на рассказ «Gaydaci» («Волынщик»). Герои семейная пара Андрей и Кирана – очень отличаются от соседей. Андрей играет на волынке, и не просто играет, а не расстаётся с ней буквально ни днем ни ночью. Кирана испытывает противоречивые чувства она любит Андрея и ей нравиться его музыка, но с другой стороны он не успевает следить за хозяйством и живут они достаточно бедно. Ей хотелось не отставать от других, жить не беднее остальных. Музыка доходов не приносила, она была увлечением, а не основным занятием. Весьма противоречивы были мысли Кираны и автор очень ярко их описывает. Но терпение и любовь ее к мужу, традиционная покорность жены не позволили ему перечить. Она пошла за ним. И много лет спустя, автор пишет, он пошел на концерт фольклорного ансамбля в большом городе и встретил там Кирану в зале среди зрителей. А Андрей был среди музыкантов на сцене со своей неизменной волынкой.
У Д. Карачобан есть рассказ под названием «Nişannar». Взаимоотношения отца и сына. Отец учил сына с детства быть добрым, честным и хорошим человеком. Но сын решил по своему, – сначала я побуду недолго плохим и с пользой для себя, а когда всего достигну и у меня будет все, я успею побыть и хорошим человеком. Когда совершал какое-либо злодеяние он в доску забивал гвоздь. Став богатым, он решил что уже можно стать добрым и совершая добрые дела бон выдергивал гвозди. Когда гвоздей в доске уже не осталось сын пошел к отцу с этой доской и показал отцу. Сказал что сделал достаточно добрых дел и искупил свою вину за свои плохие поступки. Что ответил отец: гвозди то ты выдернул, но отметины остались, так и в душах людей эти отметины есть. Рассказ говорит о старшинстве в семье и о том, что отец всегда умнее сына. Его надо слушать.
Рассказ об отношении отца к своим детям – «Bobasi anneer boba» П. Чеботарь. Из истории и этнологии мы видели, что отец был по отношению к детям строг и даже суров. Этот рассказ показывает отношения отца изнутри к своим детям. И то, как и когда сын понял чувства и поведение отца при землетрясении. В какой ситуации сын вспомнил слова отца взывающие к другим своим детям.
Рассмотрев несколько произведений гагаузских писателей можно сказать, что в литературе проявляются отношения между родными в семье. Семья является основой для гагаузов. В литературе ярко и отчетливо описываются изменения, происходящие с течением времени. Современная семья в отношениях переходит от патриархального уклада. Хотя во многом он еще проявляется. В литературе отражаются отношения между всеми членами семьи, в том числе между невесткой и свекровью и другими.
Заключение
Исторически сложилось так, что семья у гагаузов была патриархальной с ее особым и очень неординарным отношением к женщине. Положение женщины было разнообразным сообразно ее продвижению по семейной карьерной лестнице. Женщина занимала сложное положение если с одной стороны она могла постепенно в семье стать опорой мужу, советчиком детям, то с другой стороны выходя в общество, она должна была быть позади мужа проявляя таким образом уважение к мужу, также уступать дорогу всем особам мужского пола начиная с 7 лет.
Незавидным было положение детей, которые подчинялись во всем своим родителям, в особенности отцу. Обычаи говорят о непреклонности в характере отца. Отсутствие ласкательных слов в обращении к детям с его стороны, невозможность обратиться к отцу напрямую – все это говорит о строгости в воспитании.
В целом можно говорить о том, что в песнях нашел отражение процесс ослабления традиционных норм, выражавшийся в падении авторитета старших перед младшими, родителей перед детьми. Произошедшая в определенной степени трансформация традиционных норм и ценностей была связана со значительными социально-экономическими изменениями, с усилением капиталистического развития и увеличением независимости детей от родителей. Данные сведения позволяют сделать вывод, что происходившие в конце XIX – начале XX в. значительные социально-экономические изменения оказывали огромное влияние на традиционный образ жизни, что в свою очередь привело к пересмотру наиболее консервативных традиционных норм.
Исследование элементов обычного права в фольклоре позволяет рассматривать его как одну из форм идентичности гагаузов. Некоторые положения норм обычного права (в частности семейного права) и в настоящее время не потеряли своего значения. В устном народном творчестве содержится частица истории народа и его культурные ценности.
Рассмотрев несколько произведений гагаузских писателей можно сказать, что в литературе проявляются отношения между родными в семье. Семья является основой для гагаузов. В литературе ярко и отчетливо описываются изменения, происходящие с течением времени. Современная семья в отношениях уходит от патриархального уклада. Хотя во многом он еще проявляется. В литературе отражаются отношения между всеми членами семьи, в том числе между невесткой и свекровью и другими.
Оглядываясь на проделанную работу можно сказать, что гагаузы глубоко верующий народ с особенным укладом жизни. Отношения между родными базировались на традициях, но проанализировав литературные произведения можно сказать, что отношения ломаются и меняются.
Цивилизация идет и к нам!
Список источников и литературы
1.Moldova gagauzların halk türküleri / Toplayan hem hazırlayan E. Kvilinkova. Kişinöv, 2003.
2.Георгиева, Москова, Радева
3.Державин, 1914
4.Квилинкова Е.Н. Гагаузы Молдовы и Болгарии.
.Квилинкова Обычное право гагаузов
.КвилинковаЕ.Н. Отражение элементов обычного права в гагаузском фольклоре // Закон и жизнь №11 Кишинэу 2005
.Курогло С.С. Личные имена у гагаузов // Историческая ономастика. М., 1977
8.Мошков В.А. Гагаузы Бендерского уезда: Этнографические очерки и материалы. Кишинев,2004.
9.Мошков В.А. Наречия бессарабских гагаузов // Образцы народной литературы тюркских племен, изд. В. Радловым. Ч. X. СПб., 1904.
10.Покровская Л.А. Народные песни гагаузов Молдавии и Украины: Сообщение советской делегации: (Первый конгресс балканских исследований. София, 26 авг. – 1 сент. 1966 г.). Москва, 1966.
.Полевые материалы автора за 2002 г. с. Джолтай. Стамова Е.
.Чеботарь П. Гагаузская художественная литература (50-80-е гг. ХХв.) очерки. Кишинев, Штиинца 1993
.Шабашов А.В. Гагаузы: система терминов родства и происхождение народа.Одесса, 2002а