- Вид работы: Статья
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 8,98 Кб
Отражение духовно-нравственных традиций в пословицах народов Урало-Поволжья
ОТРАЖЕНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ТРАДИЦИЙ В ПОСЛОВИЦАХ НАРОДОВ УРАЛО-ПОВОЛЖЬЯ
Ф.В. Даминдарова
Главное место среди жанров устного народного творчества занимает пословица – мудрое, поучительное изречение, выражающее в лаконичной форме обобщающую философскую мысль, проверенную житейским опытом, вековыми жизненными наблюдениями многих поколений. Пословицу башкиры, как и некоторые другие тюркские народы, называют «макал»1 (термин арабского происхождения, в переводе означает «слово, сказанное к месту»). Наряду с этим термином в народе встречаются определения «слово древних», «слово стариков», «слово предков», «слово народное». Аналогичные явления наблюдаются у многих народов Урало-Поволжья. У чуваш «ваттисем калани» – «слово стариков», у марийцев – «тошто ен мут» – «слово стариков»2. У мордвы – это поучительные и остроумные изречения, кратко выражающие мудрые мысли и житейские наблюдения народа3. У удмуртов – выжыкыл, «слово стариков, слово рода», «мадиськон – то, что рассказывается»4. Так народы выражают свое уважение к изречениям, называя их «словами предков». Несмотря на такое разнообразие определений, нравственный смысл произведений данного жанра остается одним: «слово, выражение, пришедшие из глубины веков; мудрость, переданная предыдущими поколениями».
В жизни людей главным и определяющим фактором является труд. Поэтому вполне естественно, что тема труда в пословицах занимает центральное место.
Основную сущность большинства пословиц народов Урало-Поволжья составляет мысль о том, что труд – основа жизни, источник существования. В пословицах труд выступает как мерило, определяющее достоинство человека: «Сила волка – в его зубах, сила человека – в его делах», «Кто не работает, тот не ест», «Дерево красно плодами, человек делами» (башкирская)5, «Человека труд красит», «Любишь за столом посидеть, люби и за плугом ходить» (удмуртская)6. «Сколько труда вложишь, столько хлеба возьмешь», «Хорошо потрудишься, хорошо поспишь» (мордовская)7. «Труд человека кормит, а лень портит», «Безделье – мать всех пороков, труд – отец всех добродетелей»8, – утверждают русские пословицы. Наряду с прославлением мастерства, пословицы резко осуждают лень, тунеядство: «Трудолюбие – достоинство, лень – позор» (башкирская)9; «Без труда не поешь, без еды не проживешь» (татарская); «Трудолюбивого любит народ» (татарская)10.
Следует выделить пословицы, отражающие конкретные виды хозяйственно-трудовой деятельности людей (охота, скотоводство, бортничество, земледелие и др.). При этом ведущее место занимают пословицы о скотоводстве: «Без скота жизнь пуста» – гласит народная пословица. Наполнены глубокого смысла пословицы, пословицы-приметы, в которых отражен характер взаимодействия человека с природой. О высокой культуре труда наших предков свидетельствуют, например, пословицы: «Человек землю поднимает, а земля человека», «У кого есть земля, у того есть пища, у кого есть пища, у того есть сила» (башкирская)11. «Дерево славится плодами, человек – делами» (удмуртская)12.
В пословицах нашли яркое отражение семейно-бытовые традиции. Народные воззрения и нравственные традиции в них освещены разностронне. Выбор супружеской пары, заключение брака, семейная жизнь, воспитание детей – обо всем этом высказано мнение, основанное на народном опыте.
Главным достоинством девушки-невесты народ считает ее трудолюбие: «Коня не выбирай в дождь, а девушку – на празднике»13, «Выбирай девушку не на посиделках, а на жатве»14. Представление о красоте девушки обычно связано в народном сознании с другими, более важными для жизни качествами. «Красивая девушка – для глаз, умная – для души», «Девушка мила нравом», «Красота нужна на свадьбе, трудолюбие – всегда», «Счастье не в красоте, счастье – в труде»15. Бытует ряд народных изречений, в которых высоко оценивается честь и скромность невесты: «При выборе невесты больше верь ушам, чем глазам», «Стыдливая девушка милее выглядит»16. Большое значение придают пословицы воспитанию, которое получила невеста в семье: «Когда покупаешь корову, смотри на ее копыта, когда берешь жену, смотри на ее родню», «Весну видать по зиме, девушку по родне», «Глядя на мать – выбирай дочь»17.
По башкирским пословицам также можно судить и о народном идеале жениха18: «Люби джигита не за красоту, а за храбрость»; о доброй славе: «Не знайся с тем джигитом, у которого дурная слава»; об умении, предприимчивости: «На брови джигита не смотри, а смотри на дела его», «Достоинство джигита – в делах его». При выборе жениха пословицы советуют учитывать его родственные связи: «Прежде чем выдать дочь замуж, смотри на отца жениха».
Следует отметить то, что пословицы не посягают на непререкаемый авторитет мужа, главы семьи: «Право мужа – право тэнгри (всевышнего)»19. Судя по пословицам, умная жена должна быть опорой мужа в хозяйстве, от нее зависит не только благополучие семьи, но и честь20. Муж – творец, созидатель, жена – опора; «И мужем сделает мужа жена, и в прах превратит его жена». «Богатство достигается благодаря друзьям, доброе имя – благодаря жене». Решительно осуждаются пословицами нерадивые жены : «Хорошая жена – половина счастья», «Плохая жена – погибель для души», «От плохого коня хозяин состарится, а от плохой жены – муж».
Особую группу составляют пословицы народов Урало-Поволжья, отразившие в моральном плане взаимоотношения между членами семьи, например, между отцами и детьми: «Плод человека – дитя его»; «Пусть после тебя род сохранится, на том месте, где ты жил, пусть очаг останется»; «Родился сын – день продлился». В пословицах очень много поучительных изречений, в которых отражены нравственные традиции народа: «Умел дитя родить, умей и ухаживать». «Чему в детстве научился, тем и хлеб будешь зарабатывать» (удмуртская). Если с молоком матери ума не впитал, от коровьего молока ума-разума не наберешься (удмуртская)22. Есть также башкирская пословица, которая говорит об этом гораздо решительнее: «Не та мать, которая родила, а та, которая вырастила». Пословицы «Что в гнезде, то в полете», «Вина ребенка – вина родителей» настаивают на необходимости родительского влияния на детей. В отдельных пословицах, материнская любовь превосходит отцовскую: «За дитя у матери сердце болит, а у отца – руки». Вместе с тем пословицы остро и ярко выражают необходимость для воспитания ребенка обоих родителей. «Отец для ребенка – колчан Золотой, мать – крылья золотые»; «Умерла мать – засохла река, из которой пьешь воду, умер отец – разрушилась гора, на которую опираешься»23, «Ребенок без отца наполовину сирота, без матери – совсем сирота». Образно выражая силу родительской любви, пословицы скорбно напоминают о том, что на любовь родителей дети не всегда отвечают равной любовью: «Сердце матери – в детях, а сердце детей – в степи»24.
Нами рассмотренные пословицы относительно цельно воссоздают существенную сторону национального быта и свидетельствуют о том, что на протяжении веков у народов Урало-Поволжья складывалась система нравственных традиций, связанная с житейской мудростью.
Глубочайшая мудрость и нравственные традиции народа представлены во всех жанрах устного народного творчества, но нигде они не выражаются так сконцентрированно, так зримо, как в пословицах, в виде готовых норм, правил, нравственных поучений. «Порядочности учись, глядя на проделки непорядочности», «Порядочность – в прямоте, красота – в воспитанности» (башкирская), «Порядочный человек – почтенный человек», «Проявление ума – в порядочности, проявление богатства – в щедрости» (татарская), «Запачканную честь мылом не отмоешь», «Там, где есть порядочность, есть и совесть» (чувашская), «Честный человек – счастливый человек» (марийская), «Честь дороже денег», «Честь смолоду, совесть с рождения» (у всех народов Урало-Поволжья), «Будь почтителен к другим, сам будешь в почете», «Хороший человек радуется, выправляя плохое», «У скромного работают руки, у хвастуна – язык», «Добрый конь не устает, добрый человек не отказывает в помощи» (татарская); «Хорошее дело воодушевляет, плохое – настроение портит»; «Зло добро не делает», «Зло забудешь – добро сделаешь» (мордовская), «Добрая душа – половина счастья», «Не желай людям зла, иначе не будет добра (удмуртская)». Несмотря не внешнюю непохожесть культур народов Урало- Поволжья, в любой из них можно обнаружить то единое и непреходящее, образующее общечеловеческие ценности, в основе которых лежат приверженность к Добру, Истине и Красоте.
В основе пословиц лежит утверждение положительных идеалов, положительных человеческих качеств и осуждение отрицательных. Высшим проявлением положительного идеала следует считать патриотические чувства народа, выраженные в его пословицах25: «Дорога не та земля, где дождем сыплется золото и серебро, а та, на которой ты родился и вырос», «Чем быть владыкой на чужбине, лучше быть рабом у себя на родине».
С чувством патриотизма неразрывно связываются в пословицах мотив прославления батыров, высокая оценка в людях таких качеств, как мужество, храбрость и смелость: «Храбрый джигит – гордость страны», «Джигит рождается для себя, умирает за Родину», «Батыр – опора народа».
Издавна в народе высоко ценилось чувство дружбы, коллективизма и товарищества: «Отделившегося – медведь съест, разделившегося – волк съест», «У одинокого и лук может потеряться, а в обществе не потеряется даже стрела», «Где сплоченность, там и благо»26. «Одна пчела меду не принесет»; «Одинокое дерево ветер легко валит» (удмуртская)27. «Одной рукой узел не развяжешь»28 – подчеркивают чуваши, «Одинокий тлеет без огня»29, – говорят татары.
Глубоко содержательны пословицы о чести и славе: «Озеро красит камыш, мужчину красит честь», «Чем жить в позоре, лучше умереть со славой» (башкирская); «Красота в мужестве», «Батыр рождается для себя, умирает за родину» (татарская).
В пословицах осуждаются трусость, лицемерие, ложь, коварство, зависть и другие отрицательные качества, поступки. Понятия добра и зла в них поднимаются до уровня философских обобщений. Следует отметить то, что при всей специфике этих реалий суть пословиц единая. Причем суть определяется не столько в силу законов одного жанра, сколько в силу извечных истин, которые человечество пытается постичь и передать в столь лаконичной и доступной форме последующим поколениям.
Что такое добро и зло? В чем смысл жизни? Все эти жизненные вопросы лежат в нами исследуемых пословицах народов Урало-Поволжья.
Таким образом, следует отметить, что данные исследования убедительно свидетельствуют о большом нравственном потенциале пословиц. Передаваясь на протяжении столетий из поколения в поколение, они содержат в себе сведения о древних философских воззрениях народов Урало-Поволжья, об их общественном строе, быте, о тех или иных крупных исторических событиях, раскрывают духовный облик народа, помогают познать историю, особенности их культуры. Пословицы народов Урало-Поволжья, заключая в себе глубокие мысли о жизни, перерастают в своем познавательном значении национальные рамки и приобретают общечеловеческую ценность, ибо в устном народном творчестве каждого народа, каким бы своеобразием и самобытностью оно не отличалось, отражаются его нравственные традиции в целом.
Список литературы
духовный нравственный пословица народный
1Башкирское народное творчество. Т. 7. Пословицы и поговорки. Приметы. Загадки. Уфа : Китап, 1993.
2Чувашские пословицы, поговорки и загадки / сост. Н. Р. Романов. – Чебоксары, 1960.
3См.: Мордовское устное народное творчество : учеб. пособие. – Саранск : Мордов. ун-т, 1987.
4Перевозчикова, Т. Г. К вопросу о структурно-стилистических особенностях афористических жанров удмуртского фольклора / Т. Г. Перевозчикова // Вопросы своеобразия жанров удмуртской литературы и фольклора. – Ижевск, 1983.
5Исанбет, Н. Татарские народные пословицы. Т. I / Н. Исанбет. – Казань, 1959.
6Удмуртский фольклор : пословицы и поговорки / сост. Т. Г. Перевозчикова. – Устинов : Удмуртия, 1987.
7Мордовское устное народное творчество : учеб. пособие. – Саранск : Мордов. ун-т, 1987. – С. 84.
8Ахияров, К. Ш. Башкирская народная педагогика и воспитание подрастающего поколения / К. Ш. Ахияров. – Уфа : Изд-во БГПУ, 1996.
9Башкирское народное творчество. Т. 7. Пословицы и поговорки. Приметы. Загадки. Уфа : Китап, 1993. – С. 11.
10Исанбет, Н. Татарские народные пословицы. Т. I / Н. Исанбет. – Казань, 1959. – С. 37.
11Башкирское народное творчество. Т. 7. Пословицы и поговорки. Приметы. Загадки. – Уфа : Китап, 1993. – С. 51.
12Удмуртский фольклор : пословицы и поговорки / сост. Т. Г. Перевозчикова. – Устинов : Удмуртия, 1987. – С. 16.
13Башкирское народное творчество. Т. 7. Пословицы и поговорки. Приметы. Загадки. – Уфа : Китап, 1993. – С. 11.
14Удмуртский фольклор : пословицы и поговорки / сост. Т. Г. Перевозчикова. – Устинов : Удмуртия, 1987. – С. 105.
15Мордовское устное народное творчество : учеб. пособие. – Саранск : Мордов. унт, 1987. – С. 91.
16Башкирское народное творчество. Т. 7. Пословицы и поговорки. Приметы. Загадки. – Уфа : Китап, 1993. – С. 113.
17Там же. – С. 11
18См.: там же. – С. 79.
20См.: там же. – С. 107.
21См.: Удмуртский фольклор : пословицы и поговорки / сост. Т. Г. Перевозчикова. – Устинов : Удмуртия, 1987. – С. 22.
22Башкирское народное творчество. Т. 7. Пословицы и поговорки. Приметы. Загадки. – Уфа : Китап, 1993. – С. 109.
23Там же. – С. 106.
24См.: там же. – С. 157.
25Там же. – С. 182, 183.
26Удмуртский фольклор: пословицы и поговорки / сост. Т. Г. Перевозчикова. – Устинов : Удмуртия, 1987. – С. 22, 7.
27Чувашские пословицы, поговорки и загадки / сост. Н. Р. Романов. – Чебоксары, 1960. – С. 55.
28Ярмухаметов, Х. Х. Поэтическое творчество татарского народа / Х. Х. Ярмухаметов. – Алма-Ата : Изд-во Ин-та яз., лит. и ист. им. Г. Ибрагимова, 1969.
29Шолохов, М. А. Сокровища народной мудрости / М. А. Шолохов // Даль, В. Пословицы русского народа / В. Даль. – М., 1957.