- Вид работы: Контрольная работа
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 14,83 Кб
Отражение природы родного края в зеркале русской хореографии
Отражение природы родного края в зеркале русской хореографии
Введение
Мы часто задаем себе вопрос, что такое прекрасное? Прекрасен утренний рассвет и первый крик ребенка, прекрасны лес, море, горы… Прекрасно наше искусство, прекрасен танец. Человека, не умеющего танцевать, приходиться только жалеть. А человек, танцующий увлеченно, в эту минуту немного художник, артист, поэт… Меняется мода, но какого бы направления не был танец – бальный, классический, эстрадный – в основе лежит народный.
Одним из самых распространенных и древних видов народного танца является русский. Он всегда был тесно связан с бытом и обычаями русского народа, является красочным творением народа, который создавал орнаментальные и игровые хороводы, мудреные кадрили, виртуозные пляски, лихие переплясы. Великий русский народ накапливал, сохранял и совершенствовал свое национальное танцевальное богатство. Талантливые народные мастера-исполнители не только участвовали в танцах, но и собирали по крупицам различные движения, своеобразные жесты, беря из жизни сюжеты и темы, развивали старые и создавали новые танцы. Многие профессиональные и самодеятельные коллективы являются его пропагандистами. Есть и в Саратовской области хореографический ансамбль, который изучает и пропагандирует русский народный танец, создает разные по содержанию образы на сцене. Это хореографический ансамбль «Созвездие» ГОУ СПО «Вольское музыкальное училище им. В.В. Ковалева (техникум)».
Что такое народный танец? Это пластический портрет народа, немая поэзия, зримая песня, таящая в себе часть народной души. В них отражены творческая сила народной фантазии, поэтичность и образность мысли, выразительность и неповторимость форм. Глубина и свежесть чувств. Другими словами, это эмоциональная, поэтическая летопись душевных волнений.
Меня часто спрашивают: «Чем привлекает тебя народный танец?»
Задумываясь над этим, я пришла к выводу, что не вижу более праздничного, жизнелюбивого вида искусств, чем народный танец. Он с детской непосредственностью раскрывает свои чувства, вовлекает в свое веселье. Народный танец румянит щеки, зажигает кровь мышечной радостью. В нем таится такой заряд веселья и бодрости, который в состоянии опрокинуть все печали, заботы и страхи, нависшие над человеком наших дней.
Народный танец нуждается в тщательном изучении. Опираясь на народный опыт, мы стараемся расширить возможности танца, обогащая его режиссерской выдумкой, техникой танца, благодаря которой он еще ярче выражает себя. Короче говоря, мы подходим к народному танцу как к материалу для творчества, не скрывая своего авторства в каждом народном танце, но наше творчество продолжается в природе самого народного танца и в его костюме. Неиссякаемый интерес к изучению народной хореографии и, особенно, ее неразрывной связи с миром природы в настоящее время свидетельствует об актуальности темы моего исследования.
Цель работы – отобразить образы природы родного края в области хореографического искусства. Цель работы определила следующие задачи:
1.Воспитать любовь к родному краю, национальным обычаям и традициям, окружающему миру;
.Обогатить знания об образах природы в хореографическом искусстве;
.Пропагандировать идеи сохранения природных образов в произведениях хореографического искусства.
Методологическую основу работы составляют труды: Матвеева В.Ф., В.М. Захарова, Т.В. Пуртовой, Мурашко М.П. Структура работы: исследовательская работа состоит из введения, двух разделов, заключения, списка использованных источников.
1. Наша малая Родина – Саратовская область
1.1 Природа родного края
Наша малая Родина – Саратовская область, с ее просторами, полями, лесами, дубравами, перелесками, пустынями и степями.
Вольск – один из городов Саратовского Поволжья, расположен на правом берегу Волги. Словно в полукруглой живописной чаше, раскинулся наш город. С трех сторон его обрамляет гряда меловых гор, покрытых лиственными и, реже, хвойными лесами, а на противоположном берегу тянется зеленая лента пойменных лесов. В Вольском районе издавна засевали большие площади земли подсолнечником и зерном.
Многие богатства хранят недра гор и холмов, окружающих город. Множество неповторимых лесных угодий разбросано по их поверхности. Некоторые по праву стали памятниками природы. Есть среди холмов, в самом центре района, место, где лес как будто с севера случайно забрел кусочком тайги и встретился со степью, широкой и травной. Это Серебряков дол, символ наших заповедных «жемчужин».
Недаром первый градоправитель Вольска купец В.А. Злобин так описывает природу города: «Когда убраны нивы, зачернела вспаханная зябь и изумрудными коврами бархатятся озимые, когда лесные озерки чуть тронуты хрупким ледком, а реки все еще гоняют мелкие стылые барашки, захочешь и услышишь потрескивание хвойных иголок в борках, шум зеленой еще дубравы и осыпь спелых желудей, хлоп-хлоп; на фоне хмурого осеннего неба узришь пламень уходящих в зиму берез, рябин и остролистых кленов, – все это завораживает…»
Не оставила равнодушным панорама Вольска XIX столетия и писателя-этнографа Василия Ивановича Немировича-Данченко: «Меловые горы явились алыми от розового блеска зари… Они расступаются, открывая громадный полукруг, на уступах и террасах которого ютится масса городских домов. Постройки ползут в горы до самых макушек, покрывая отдельные вершины этого поразительно красивого амфитеатра… Все это охвачено огнистым заревом заката, все это сверкает окнами, куполами, и даже стены кажутся сияющими… Глаз не оторвешь от этой прекрасной картины. А в темную ночь, когда везде зажгутся огни, эти горы кажутся иллюминированы».
1.2 Исследовательская деятельность студентов и педагогов по воплощению образов природы в хореографическом искусстве
Главное, к чему призваны хореографы сегодня, чувствовать время. Мы молодое поколение живем в новом веке, нас окружают люди различного возраста, которые знают и ценят традиции русского народного песенно – танцевального творчества. Они прививают уважение к богатому хореографическому наследию легендарных мастеров прошлого, но в тоже время стараются строить хореографию в характере нашего времени. Нельзя сейчас работать по старинке, важно искать новые формы и методы в творчестве, чтобы создавать новые хореографические произведения, которые были бы понятны и близки современникам, зрителю, молодежи, детям. Надо помочь им сформировать свое художественное мировоззрение, исходя из современных режиссерско-пластических и музыкальных приемов, которые, безусловно, должны основываться на особом отношении к Отечеству. Молодежи необходимо прививать любовь к Родине, родной природе, рассказать средствами хореографии о прекрасном, о широте русского характера, о доброте и таланте людей.
У каждого коллектива на своей малой Родине много интересных и своеобразных сюжетов, связанных с местными обычаями, обрядами, праздниками. В каждой местности свои особенности в манере исполнения песен и танцев. Самый верный путь в работе любого хореографа – это умение вдумчиво, с особой заинтересованностью и любовью соединить традиционную манеру исполнения со своими современными взглядами, своим мышлением, фантазией, основанной на конкретных глубоких знаниях в области всех жанров хореографии. Для этого нужен постоянный поиск новых сюжетов, хореографических приемов и гармонии в музыкально-пластическом решении темы. При этом надо всегда стараться не усложнять пластический, хореографический язык, не уходить далеко от традиционной манеры, не засорять хореографическую лексику подделкой, фальшивой координацией, чужеродными положениями рук и корпуса, не характерными для русского танца местного бытования и в целом традиционного наследия.
В репертуаре ансамбля «Созвездие» имеется несколько хореографических постановок, имеющих в своей основе народные образы и образы природы: пляски «Волжские просторы», «Барыня», «Русская плясовая», «Полянка», «Реченька», хороводы «Красный сарафан», «Волжская легенда».
В хореографических постановках нашего ансамбля «Созвездие» мы стараемся подчинить замыслу хореографа, сюжетной линии и композицию, и рисунок, и танцевальную лексику. В плясках мы показываем удаль нашего народа, в хороводах – широту наших родных просторов, величавость реки Волги. В каждом танце есть «изюминка». Где-то она выражается в рисунке танца, который зависит от природных мотивов, где-то в движениях, которые рождены в определенном жанре хореографии и зависят от своеобразной манеры исполнения в нашем регионе. Вместе с постановщиком танцевальной композиции исполнители-студенты ведут поиск решения каждого образа, добавляя к актерскому мастерству какие-либо нюансы в манере исполнения.
В процессе обучения нас, студентов, хореографическому искусству педагогам приходиться постоянно решать задачу развития творческого воображения учеников. Практика показывает, что мы любим фантазировать, пользуясь теми средствами выражения, с которыми они познакомились на уроках. Стоит только направить наше воображение в нужное русло, подсказать, как можно применить знания и технические навыки, получаемые на занятиях, и мы начинаем мыслить пластическими образами – сочинять этюды.
Наши постановочные работы свидетельствуют о неустанном творческом поиске педагогов и учащихся. Одним из разделов в деле полготовки высококвалифицированных специалистов русского народного танца особое место занимает творческая, концертная деятельность ансамбля, созданная из числа студентов, обучающихся на хореографической специализации. Занятия ансамбля являются составной частью учебного процесса.
Ансамбль – это концертно-творческая лаборатория для преподавателей и студентов, он выполняет ряд важнейших функций: студенты получают профессиональные исполнительские навыки, лучшие учебные студенческие работы используются в дальнейшей работе студентов в качестве преподавателей.
Ежегодно, с окончанием училища частью студентов, состав ансамбля обновляется, что создает определенные трудности ввода новых исполнителей, но дает возможность старшекурсникам закрепить свои знания и навыки в качестве педагога-репетитора: старшекурсник-участник ансамбля до окончания училища должен на свое место ввести «новичка», выучить с ним композицию танца, точно передать характер и манеру исполнения.
Концертная деятельность и общение со зрителем воспитывают у студента культуру поведения и общения, пропагандируется хореографическое искусство и культура своего народа, своей страны. В репертуаре нашего хореографического ансамбля «Созвездие» нет ни одного танца, отображающего «просто удаль», «просто веселость», просто умение красиво подвигаться. В нашем творчестве каждый русский народный танец имеет свой смысл, значимый для понимания культуры региона, данной конкретной местности. Мы не просто демонстрируем движения, приемы, а еще и озабочены духовным обогащением зрителя, воспитываем средствами хореографии.
2. Отражение образов природы родного края в сценических костюмах
хореографический русский народный танец
Большое значение в успешном результате создания интересных композиций и миниатюр на тему образов природы, народных обрядов, конечно, имеет духовная связь и творческое единомыслие хореографа с художником по созданию сценических костюмов. Это очень важная и сложная работа. Здесь действительно необходимо, чтобы художник чувствовал и понимал замысел хореографа, как и хореограф, проникся создаваемым образом, чувствовал каждое движение ноги и руки танцовщиков. Здесь важно все: и покрой, и длина юбки или сарафана, и характерные краски, и подбор фактуры материалов, и индивидуальные особенности исполнителей и т.д. А потом одно дело создать эскиз костюма, совсем другое – скроить и сшить его. Часто бывает так, что на эскизе выглядит все красиво, впечатляюще, богато, а знакомство с готовым образцом крайне огорчает, так как все выглядит все иначе: фактура ткани и краски смотрятся безлико, орнамент и рисунок вышивки потеряли колорит, подбор украшений, лент, тесьмы, камней раздражают пестротой или становятся совершенно чужеродными.
В работе над сценическим костюмом мы неоднократно обращались к образцам народных костюмов Саратовской области. Он включал в себя рубашку стан с рукавами из домотканой материи. Рукава рубашки могли шить из цветного ситца. Богатые женщины делали рукава из шелковой ткани, украшали вышивкой, кружевами, оборками. Поверх рубахи надевали сарафан. Более ранний сарафан – косоклинный с застежкой спереди. По застежке и подолу сарафан обычно обшивался набойкой из ткани другого цвета, часто с рисунками, лентами. На голове женщины носили кокошники – уборы на твердой основе самых разнообразных форм. Мужской костюм Саратовского края по сравнению с другими регионами отличался мало – мужская крестьянская одежда более однородна и единообразна по всей России. Основу костюма составляли рубаха-косоворотка и неширокие штаны – порты.
Когда происходит работа над сценическим костюмом, нас, студентов, привлекают к его созданию. Для этой работы необходимы хореографу чувство вкуса, чувство контакта работы с художниками, преодоление их возможного равнодушия. Создание сценических костюмов к народным танцам всегда очень сложное дело, требует особого решения и подхода, хотя по своему содержанию и характеру весьма интересное даже для самих мастеров-исполнителей.
Студентам доверяют самое интересное в общей работе над сценическим костюмом – отделку и расшивку готового изделия. Беря в руки пустую скучную «заготовку», каждый из нас приобщается к прекрасному, к своеобразному чуду творения настоящего произведения искусства. В основе мы используем природные мотивы Саратовской области: фрагменты травы, листьев, различные полевые цветы, колосья, их сочетания и переплетения. В дело идут ткань, тесьма, кружево, камни, паетки, бисер и т.д. Сначала мы подготавливаем общий эскиз орнамента, а затем выделяем отдельный его фрагмент и разрабатываем его детально. Работа эта очень кропотливая, и не у всех студентов она получается сразу. Многие переделывают уже сделанный орнамент из-за допущенных ошибок: не выверены расстояния между деталями, нет симметрии в аппликации, неверно пришита тесьма, не соблюдена цветовая гамма и т.д. Некоторым студентам и вовсе не хватает терпения. Но по окончанию работы все бывают рады, когда костюмы получаются красивыми, добротными, становятся шедеврами народного искусства, как они гордятся, что имеют непосредственное отношение к искусству, которое радует людей всех возрастов. Так постепенно возникает неповторимый узор, который воссоздает частицу красоты нашей земли, нашего края в образе сценического костюма.
В хореографической композиции «Волжская легенда» в сюжете содержится глубокий смысл – раскрываются человеческие взаимоотношения. Хореография поставлена по записи танца «Легенда Жигулей» в книге «Русский танец Поволжья», создателем которой является Г.Я. Власенко. В основе сюжета лежит одна из старинных волжских легенд, которая рассказывает о том, как пошел на охоту молодой стрелок. Видит стаю лебедей, которые опускаются на землю и превращаются в девушек-красавиц… Одна особенно очаровала стрелка. Девушка-лебедь остается на земле с юношей-охотником, а лебеди улетают в дальние края. Превращение происходит только с девушкой-солисткой. Этот момент танца связан с двойным костюмом и выглядит более ярко композиционно, так как участвуют солисты и кардебалет. Для этой хореографической постановки были изготовлены костюмы в бело – голубой цветовой гамме. Белые легкие воздушные платья-балахоны отделаны аппликацией, выполненной в виде серебристых волн реки. Украшением является объемный воротник, по форме напоминающий русские расшитые воротники царской эпохи – барма, и головные уборы – облегающие голову шапочки из бисера с длинными свисающими нитями бус у виска – рясами. Костюмы солистов по крою являются отображением исконно русских костюмов: у солистки – белая блуза, голубой сарафан с расшитой каймой, высокий кокошник; у солиста – русская косоворотка, белые штаны и сапоги.
Хоровод с пляской – один из редких видов танцевальной культуры Поволжья использован в хореографической композиции «Волжские просторы». Переплетение узоров хоровода, исполнители которого одеты в длинные сарафаны, и задорных движений пляски, танцующей в более укороченных сарафанах, впечатляет необычностью и в то же время удивительным колоритом русского танца. Для сарафанов была взята в основе желтая ткань, символизирующая цвет холмов, степи, полей подсолнечника и зерновых. Блузы у всех исполнителей одного фасона с длинными рукавами. Цвет яркой зелени напоминает травяные луга, посевы озимых, листву леса. Отделка сарафана гармонирует с поясом из парчи, расшитым цветочным мотивом из переплетения васильков и колокольчиков. Также по подолу сарафана имеются фрагменты, напоминающие растущие колосья. Важным элементом костюма является головной убор в виде богато расшитого кокошника из парчи, дополненного длинной желтой и легкой фатой у исполнителей хоровода.
Хоровод «Красный сарафан», созданный на музыку знаменитого романса А. Варламова передает самобытность русского сарафана. Женский свадебный костюм Саратовской губернии Вольского уезда XVII – нач. XIX вв. имел красный цвет. Самой нарядной во все времена на Руси считалась одежда из красной ткани, поэтому наш хоровод имеет праздничный характер и одновременно связан с традиционным костюмом. Понятие «красный» и «красивый» были в народном преставлении однозначны. Сколько мечтательности, мягкой женственности в девичьем хороводе «Красный сарафан». Благородство, величавость, душевная красота отображаются в образе молодой девушки. Хоровод «течет», словно поет сама душа русского человека. В хороводе участвуют 12 девушек, одетых в красные сарафаны, подчеркнутыми белоснежными блузами и белыми кружевными платками. Невысокий кокошник также контрастирует с белым бантом. Основной орнамент отделки сарафана – расширяющаяся к низу кайма, составленная из разноцветных полевых цветов. Такой же орнамент повторяется и на кокошнике – головном уборе.
Хореографическая композиция «Русская плясовая» композиционно состоит из двух частей: лирической, задушевной и плясовой, задорной. Постановка создана на музыку современных аранжировок фольклорных мелодий. В этой композиции использованы платок и музыкальный инструмент Саратовской области балалайка. Выходят «за околицу» молодые девушки погулять, накинув на плечи косынку. «Проходочкой» они как бы переплетаются замысловатыми рисунками танца, одновременно общаясь друг с другом. Зрителя завораживает игривость и кокетство девушек – деревенских модниц. Затем неожиданно появляется, выбежав на середину сцены, задорная девушка с яркой балалайкой. Она движется совершенно в другой, более энергичной и современной манере исполнения русского танца. Здесь использован момент переодевания постепенно всех участниц. Сценическое пространство не пустует: то одна девушка, то две девушки убегают за кулисы, снимают удлиненную юбку, оставаясь в более короткой, меняют косынку на балалайку. Так постепенно все исполнительницы во второй части танца появляются перед зрителем в другом обличии. Девушки увлечены веселой пляской, они непосредственны, им уже нравится танцевать с балалайкой. Они устали, и затанцевавшись в кружении, как бы «валятся с ног». Это является кульминацией танца. Развязка танца – это выход одной из девушек с косынкой, которая важно проходит по сцене, увлекая за собой остальных. Все девушки обращают на нее внимание и нехотя уходят за кулисы.
В основе костюма хореографической композиции «Барыня» мы опирались на фольклорный костюм Саратовского края. Но сохранив традиции костюма, мы привнесли в него сценическую обработку, придав костюму более яркий, зрелищный вид. Рукава рубашки сшиты из цветного ситца, украшены вышивкой, кружевом, оборкой. Широкая красная юбка напоминает праздничный сарафан и позволяет свободно двигаться танцорам. На голове у исполнителей расшитые ленты-повязки. Поверх блузки одевается кофта свободного покроя «разлетайка», сшитая из ярко красной парчи и отделанной бахромой и аппликацией. В танце «Барыня» участвует солистка, одетая в богатый костюм бордового цвета, отделанный золотой парчой, на голове праздничный платок-повойник.
Таким образом, мы участники-студенты хореографического ансамбля «Созвездие» вместе с педагогами проделали большую исследовательскую и творческую работу в процессе изготовления сценических костюмов своего края – Саратовской области. Использовав природные образы нашей местности, традиционные костюмы, в своих хореографических постановках мы передаем колорит и неповторимость русского Поволжья.
Заключение
Народный танец занимает значительное место в многонациональной культуре России. Говоря о танцевальном творчестве нашего родного края, следует подчеркнуть, что через национальную хореографию передается не только эмоциональная сторона жизни, но и отражается богатое природное окружение. Это прослеживается в орнаментах сценических костюмов, в сюжетах хореографических постановок, в атрибутах и декорациях. В создание одежды народ проявил столько же таланта и художественного вкуса, сколько и в создании песен и плясок. На восприятие костюма влияет яркость освещения, расстояние от сценической площадки до зрителей – все это надо принимать во внимание, воссоздавая как старинные, так и современные костюмы.
В наше время особенно востребованы по-настоящему художественные сценические костюмы. Сценический костюм требует ярких красок, заметных украшений, но в тоже время он должен быть приближен к старинным бытовым костюмам.
Таким образом, мы, как будущие педагоги, приобщая детей к истокам русского танцевального творчества, особое внимание должны уделять воспитанию патриотических чувств, любви к природе родного края, формировать у учащихся эстетическое восприятие, тем самым изучая и сохраняя традиции русской хореографии.
Список литературы
1.Захаров В.М. Радуга русского танца. – М.: Советская Россия, 1986. – 104 с.
2.Захаров В.М. народные промыслы в зеркале русской хореографии. – М.; 2002. – 19 с.
.Катков С. Саратов: Приволжское книжное издательство, 1984. – 208 с.
.Климов А. Основы русского народного танца. – М.: Издательство Московского государственного университета культуры и искусств, 2004. – 320 с.
.Кутырев П.Г., Чулков А.Г. Город Вольск – Саратов: Приволжское книжное издательство, 1985. – 143 с.
.Матвеев В.Ф. Русский народный танец. – Теория и методика преподавания: Учебное пособие. – СПб.: «Издательство планета музыки»; Издательство «Лань», 2010. – 256 с.
.Мурашко М.П. Русская пляска: Учебное пособие – М.: Издательский Дом МГУКИ, 2010. – 488 с.
.Пуртова Т.В. русский народный танец. История и современность: материалы II Всероссийской научно-практической конференции по русскому народному танцу. – М.: ГРДНТ, 2003. – 112 с.