- Вид работы:
Реферат - Предмет:
Культурология - Язык:
Русский , Формат файла: MS Word 15,80 kb
Переход к информационному обществу: дорога в будущее
Московский
государственный институт
электроники и математики
( технический университет )
Реферат по культурологии
Тема:
Переход к информационному обществу: дорога
в будущее
студент: Малышев Николай Михайлович
группа:
М – 46
преподаватель:
Скок Борис Викторович
Москва 1998
Предисловие
Вначале было слово. А
также жест, рисунок, танец, дым от костров и другие нехитрые способы передачи
информации, которые люди научились использовать примерно тогда же, когда и
примитивные орудия труда.
Потом слово стало
письменным. Это было очень удобно – появилась возможность доверить легенды,
народные сказания, эпос, а также личную и государственную переписку твердым
носителям. Курьерам больше не было нужды заучивать сообщения наизусть,
появилась бюрократия и документооборот.
Величайшими прозрениями
человечества стали типографский станок и регулярные почтовые сообщения. Они
породили два главных признака цивилизации – человек должен иметь возможность
регулярно переписываться с любым количеством респондентов и читать свежие новости
в газетах.
Войти в XXI
век образованным человеком можно, только хорошо владея информационными
технологиями. Ведь деятельность людей все в большей степени зависит от их
информированности, способности эффективно использовать информацию. Для
свободной ориентации в информационных потоках современный специалист любого
профиля должен уметь получать, обрабатывать и использовать информацию с помощью
компьютеров, телекоммуникаций и других средств связи. Об информации начинают
говорить как о стратегическом курсе общества, как о ресурсе, определяющем
уровень развития государства. Информатизация обеспечит переход общества от
индустриального типа развития к информационному. Информационный рынок
предоставит потребителям все необходимые информационные продукты и услуги, а их
производство обеспечит индустрия информатики, часто называемая информационной
индустрией. Все эти вопросы сейчас активно обсуждаются в печати, хотя до сих
пор нет единого мнения относительно путей развития, понимания приоритетности
того или иного направления, формулировок и понятий и т.п.
Представление об информационном обществе.
Роль и значение информационных революций.
В истории развития цивилизации произошло несколько
информационных революций – преобразований общественных отношений из-за
кардинальных изменений в сфере обработки информации. Следствием подобных преобразований
являлось приобретение человеческим обществом нового качества.
– 1 –
Первая революция
связана с изобретением письменности, что привело к гигантскому качественному и
количественному скачку. Появилась возможность передачи знаний от поколения к
поколениям.
Вторая (
середина XVI в. ) вызвана изобретением книгопечатания, которое
радикально изменило индустриальное общество, культуру, организацию
деятельности.
Третья (
конец XIX в. ) обусловлена изобретением электричества,
благодаря которому появились телеграф, телефон, радио, позволяющие оперативно
передавать и накапливать информацию в любом объеме.
Четвертая (
70-е гг. XX в. ) связана с изобретением микропроцессорной
технологии и появлением персонального компьютера. На микропроцессорах и
интегральных схемах создаются компьютеры, компьютерные сети, системы передачи
данных ( информационные коммуникации ). Этот период характеризуют три
фундаментальные инновации:
· переход от механических и электрических средств преобразования
информации к электронным;
· миниатюризация всех узлов, устройств, приборов, машин;
· создание программно – управляемых устройств и процессов.
Последняя информационная
революция выдвигает на первый план новую отрасль – информационную индустрию,
связанную с производством технических средств, методов, технологий для
производства новых знаний. Важнейшими составляющими информационной индустрии становятся
все виды информационных технологий, особенно телекоммуникации. Современная
информационная технология опирается на достижения в области компьютерной
техники и средств связи. ( Информационная технология – процесс,
использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных
( первичной информации ) для получения информации нового качества о состоянии
объекта, процесса или явления. )
Усложнение
индустриального производства, социальной, экономической и политической жизни,
изменение динамики процессов во всех сферах деятельности человека привели, с
одной стороны, к росту потребностей в знаниях, а с другой – к созданию новых
средств и способов удовлетворения этих потребностей.
Бурное развитие
компьютерной техники и информационных технологий послужило толчком к развитию
общества, построенном на использовании различной информации и получившего
название информационного общества.
– 2 –
Как понимают ученые информационное общество
Японские ученые считают,
что в информационном обществе процесс компьютеризации даст людям доступ к
надежным источникам информации, избавит их от рутинной работы, обеспечит
высокий уровень автоматизации обработки информации в производственной и
социальной сферах. Движущей силой развития общества должно стать производство
информационного, а не материального продукта. Материальный же продукт станет
более информационно емким, что означает увеличение доли инноваций, дизайна и
маркетинга в его стоимости.
В информационном
обществе изменятся не только производство, но и весь уклад жизни, система
ценностей, возрастет значимость культурного досуга по отношению к материальным
ценностям. По сравнению с индустриальным обществом, где все направлено на
производство и потребление товаров, в информационном обществе производятся и
потребляются интеллект, знания, что приводит к увеличению доли умственного
труда. От человека потребуется способность к творчеству, возрастет спрос на
знания.
Материальной и
технологической базой информационного общества станут различного рода системы
на базе компьютерной техники и компьютерных сетей, информационной технологии,
телекоммуникационной связи.
В реальной практике
развития науки и техники передовых стран в конце XX в. постепенно
приобретает зримые очертания созданная теоретиками картина информационного
общества. Прогнозируется превращение всего мирового пространства в единое
компьютеризированное и информационное общество людей, проживающих в электронных
квартирах и коттеджах. Любое жилище оснащено всевозможными электронными
приборами и устройствами. Деятельность людей будет сосредоточена главным
образом на обработке информации, а материальное производство и производство
энергии будет возложено на машины.
( Пример:
По данным
социологического исследования, проведенного в США, уже сейчас 27 млн. работающих
могут осуществить свою деятельность, не выходя из дома, а 1/3
всех недавно зарегистрированных фирм основана на широком использовании
самостоятельной занятости. В США к категории самостоятельно нанятых были
отнесены: в 1980 г. – 5,7 млн. человек, в 1989 г. – 14.6 млн., а в 1995 г. –
20.7 млн. человек. )
При переходе к
информационному обществу возникает новая индустрия переработки информации на
базе компьютерных и телекоммуникационных информационных технологий.
– 3 –
Ряд ученых выделяют
характерные черты информационного общества:
· решена проблема информационного кризиса, т.е. разрешено противоречие между
информационной лавиной и информационным голодом;
· обеспечен приоритет информации по сравнению с другими ресурсами;
· главной формой развития станет информационная экономика;
· информационная технология приобретает глобальный характер, охватывая
все сферы социальной деятельности человека;
· формируется информационное единство всей человеческой цивилизации;
· реализованы гуманистические принципы управления обществом и
воздействия на окружающую среду;
Кроме положительных
моментов прогнозируются и опасные тенденции:
· все большее влияние на общество средств массовой информации;
· информационные технологии могут разрушить частную жизнь людей и
организаций;
· многим людям будет трудно адаптироваться к среде нового общества.
Существует опасность разрыва между « информационной элитой » ( людьми,
занимающимися разработкой информационных технологий ) и потребителями.
( Пример:
Мне лично приходилась
встречаться с людьми, практически ничего не понимающими в технике, но
утверждающими, например, что ЭВМ и компьютер – две разные вещи. Хотя вышедший
сейчас из употребления термин ЭВМ – это ранне-советский аналог английского
слова computer ( вычислитель ). По-видимому, это является пережитком
того времени, когда каждое предприятие, так или иначе связанное с электроникой,
выпускало свой собственный компьютер, носивший гордое название, что-то вроде
АРМ, УКНЦ, ДВК, РМУ. Но именно из тех первых программистов работающих на этих ископаемых,
абсолютно ни с чем не совместимых мамонтах, родились сегодняшние специалисты
экстра – класса, ценимые за рубежом ( т.е. не в России ) на вес золота . )
Роль
информатизации в развитии общества
Что такое процесс информатизации общества
Деятельность отдельных людей, групп, коллективов и
организаций сейчас все в большей степени начинает зависеть от их
информированности и способности эффективно использовать имеющуюся информацию.
Прежде чем предпринять
– 4-
какие-то действия,
необходимо провести большую работу по сбору и переработке информации, ее
осмыслению и анализу. Отыскание рациональных решений в любой сфере требует
обработки больших объемов информации, что подчас невозможно без привлечения
специальных технических средств.
Возрастание объема
информации особенно стало заметно в середине XX в.
Лавинообразный поток информации хлынул на человека, не давая ему возможности
воспринять эту информацию в полной мере. В ежедневно появляющемся новом потоке
информации ориентироваться становилось все труднее. Подчас выгоднее стало
создавать новый материальный или интеллектуальный продукт, нежели вести розыск
аналога, сделанного ранее. Образование больших потоков информации
обуславливается:
· быстрым ростом числа документов, отчетов, диссертаций и т.п., в
которых излагаются результаты научных исследований и опытно – конструкторских
работ;
· постоянно увеличивающимся числом периодических изданий по разным
областям человеческой деятельности;
· появлением данных ( геофизических, медицинских и др. ), записываемых
обычно на магнитных лентах и поэтому не попадающих в сферу действия системы
коммуникации.
Как результат –
наступает информационный кризис, который имеет следующие проявления:
· появляются противоречия между ограниченными возможностями человека по
восприятию и переработке информации и существующими мощными потоками и
массивами хранящейся информации. Так, например, общая сумма знаний менялась
вначале очень медленно, но уже с 1900 г. она удваивалась каждые 50 лет, к 1950
г. удвоение происходило каждые 10 лет, к 1970 г. – уже каждые 5 лет, с 1990 г.
– ежегодно;
· существует большое количество избыточной информации, которая
затрудняет восприятие полезной для потребителя информации;
· возникают определенные экономические, политические и другие социальные
барьеры, которые препятствуют распространению информации. Например, по причине
соблюдения секретности часто необходимой информацией не могут воспользоваться
работники разных ведомств.
Эти причины породили
весьма парадоксальную ситуацию – в мире накоплен громадный информационный
потенциал, но люди не могут им воспользоваться в полном объеме в силу
ограниченности своих возможностей. Информационный кризис поставил общество
перед необходимостью поиска путей выхода из создавшегося положения. Внедрение
компьютеров, современных средств переработки и передачи информации в различные
сферы деятельности послужило началом нового эволюционного процесса, называемого
информатизацией, в развитии человеческого общества, находящегося
на этапе индустриального
– 5 –
Информатизация общества
является одной из закономерностей современного социального прогресса. Этот
термин все настойчивее вытесняет широко используемый до недавнего времени «
компьютеризация общества ». При внешней схожести этих понятий они имеют существенное
различие.
При компьютеризации
общества основное внимание уделяется развитию и внедрению технической
базы компьютеров, обеспечивающих оперативное получение результатов переработки
информации и ее накопление.
При информатизации
общества основное внимание уделяется комплексу мер, направленных на
обеспечение полного использования достоверного, исчерпывающего и своевременного
знания во всех видах человеческой деятельности.
Таким образом, « информатизация
общества » является более широким понятием, чем « компьютеризации общества », и
направлена на скорейшее овладение информацией для удовлетворения своих
потребностей. Информатизация на базе внедрения компьютерных и
телекоммуникационных технологий является реакцией общества на потребность в
существенном увеличении производительности труда в информационном секторе
общественного производства, где сосредоточено более половины трудоспособного
населения. Так, например, в информационной сфере США занято более 60% трудоспособного населения, в СНГ – около 40%.
Опыт информатизации
и перспективные идеи
В настоящее время все
страны мира в той или иной степени осуществляют процесс информатизации.
Неправильно выбранная стратегия информатизации или ее недостаточные динамизм и
мобильность могут привести к существенным, а подчас драматическим изменениям во
всех сферах жизни страны. Как известно, первая страна, которая начала
информатизацию, – это США. Другие промышленно развитые страны мира, поняв
перспективность и неизбежность этого направления, достаточно быстро
сориентировались и стали наращивать темпы внедрения компьютеров и средств
телекоммуникаций. В настоящее время вся деловая и политическая пресса США полна
бесконечных дискуссий о потере рынков сбыта этой страной в компьютерной и
микроэлектронной областях за счет вытеснения США другими развитыми странами (
Японией, Германией и др.).
– 6 –
В большинстве развитых
стран понимают, что без чрезвычайных усилий отставание в области информационных
и коммуникационных технологий может стать необратимым для их развития в целом.
Руководители некоторых стран « третьего мира » с нарастающей тревогой
наблюдают за все большим отставанием их от промышленно развитых стран,
осуществляющих информатизацию. Это может привести к тому, что страна будет
восприниматься как сырьевой придаток сообщества информационно и промышленно
развитых стран. Это в полной мере относится и к России.
В любой стране, независимо от уровня ее развития
понимают в той или иной мере неизбежность и необходимость претворения в жизнь
идей информатизации общества. Многие страны имеют национальные программы
информатизации с учетом местных особенностей и условий. Однако при создании и
внедрении таких программ следует опираться на опыт передовых стран, учесть их
успехи и неудачи, отразить в них существующие и перспективные тенденции
информатизации.
Результатом процесса
информатизации является создание информационного общества, где манипулируют не
материальными объектами, а символами, идеями, образами, интеллектом, знаниями.
Если рассмотреть человечество в целом, то оно в настоящее время переходит от
индустриального общества к информационному.
Для каждой страны ее
движение от индустриального этапа развития к информационному определяется
степенью информатизации общества.
Роль средств массовой информации
Одной из отличительных
особенностей жизни в современном обществе является гигантское развитие средств
массовой информации. Поставленные современными научно-техническими разработками
на качественно новый уровень и объединенные средствами связи в мировые
информационно-коммуникационные сети, они оказывают чрезвычайно сильное влияние
на психологию громадной массы людей во всем мире. Особенно сильно и отчетливо
это обнаруживается в наиболее развитых странах Западной Европы, США, Японии,
Великобритании. С помощью средств массовой информации возможно манипулирование
общественным мнением, создание необходимых психологических предпосылок для
формирования политических решений в различных сферах деятельности.
Развитию средств
массовой информации во многом способствует процесс информатизации общества.
Появление новых технических средств, информационных технологий и др.
обеспечивает своевременный сбор, накопление, оперативную обработку и передачу
информации в любую точку
– 7 –
мирового пространства. Как
следствие, становится возможным принятие оперативных решений и целенаправленных
воздействий на общество. Это одна из причин, вследствие которых правительства
наиболее передовых стран в последние годы стали уделять большое внимание
развитию информационной сферы производства. Наряду с позитивным влиянием
информатизации общества на средства массовой информации существует и
негативное. Так, ряд ученых во многих странах заявляют, что технический
прогресс в сфере массовой коммуникации служит в некоторых случаях социальному
регрессу общества, так как порой разрушает веками создаваемые социальные
коммуникационные связи.
В свою очередь, и
средства массовой информации могут оказывать влияние на процесс информатизации
общества, рекламируя новые информационные продукты и услуги, формируя
общественное мнение о приоритетности этого процесса по сравнению с другими, о
первостепенной важности проводимых мероприятий по его интенсификации, о роли
информационной сферы в модели будущего информационного общества.
Об информационной культуре
В период перехода к
информационному обществу кроме решения описанных выше проблем необходимо
подготовить человека к быстрому восприятию и обработке больших объемов
информации, овладению им современными средствами, методами и технологией
работы. Кроме того, новые условия работы порождают зависимость
информированности одного человека от информации, приобретенной другими людьми.
Поэтому уже недостаточно уметь самостоятельно осваивать и накапливать
информацию, а надо научиться такой технологии работы с информацией, когда
подготавливаются и принимаются решения на основе коллективного знания. Это
говорит о том, что человек должен иметь определенный уровень культуры по
обращению с информацией. Для отражения этого факта был введен термин информационная
культура.
Информационная
культура – умение целенаправленно работать с информацией и использовать
для ее получения, обработки и передачи компьютерную информационную технологию,
современные технические средства и методы.
Для свободной ориентации
в информационном потоке человек должен обладать информационной культурой как
одной из составляющих общей культуры. Информационная культура связана с
социальной природой человека. Она является продуктом разнообразных творческих
способностей человека и проявляется в следующих аспектах:
· в конкретных навыках по использованию технических устройств;
· в способности использовать в своей деятельности компьютерную
информационную технологию;
– 8 –
· в умении извлекать информацию из различных источников: как из
периодической печати, так и из электронных коммуникаций, представлять ее в
понятном виде и уметь ее эффективно использовать;
· во владении основами аналитической переработки информации;
· в умении работать с различной информацией;
· в знании особенностей информационных потоков в своей области
деятельности.
Информационная культура
вбирает в себя знания из тех наук, которые способствуют ее развитию и
приспособлению к конкретному виду деятельности ( кибернетика, теория
информации и др. ). Неотъемлемой частью информационной культуры являются знание
новой информационной технологии и умение ее применять как для автоматизации
рутинных операций, так и в неординарных ситуациях, требующих нетрадиционного
творческого подхода.
В информационном
обществе необходимо начать овладевать информационной культурой с детства,
сначала с помощью электронных игрушек, а затем привлекая персональный
компьютер. Для ВУЗов социальным заказом информационного общества следует
считать обеспечение уровня информационной культуры студента, необходимой для
работы в конкретной сфере деятельности. Причем наряду с изучением теоретических
дисциплин информационного направления много времени необходимо уделить
компьютерным информационным технологиям, являющимся базовыми составляющими
будущей сферы деятельности. Качество обучения должно определяться степенью
закрепленных устойчивых навыков работы в среде базовых информационных технологий
при решении типовых задач сферы деятельности.
В информационном
обществе центр тяжести приходится на общественное производство, где существенно
повышаются требования к уровню подготовки всех его участников. Поэтому в
программе информатизации следует особое внимание уделить информатизации
образования как направления, связанного с приобретением и развитием
информационной культуры человека. Это, в свою очередь, ставит образование в
положение « объекта » информации, где требуется так изменить содержание
подготовки, чтобы обеспечить будущему специалисту не только общеобразовательные
и профессиональные знания в области информатики, но и необходимый уровень
информационной культуры. Повсеместное внедрение персонального компьютера во все
сферы народного хозяйства, новые его возможности по организации « дружественной
» программной среды, ориентированной на пользователя, использование
телекоммуникационной связи, обеспечивающей новые условия работы специалистов,
применение информационных технологий для самой разнообразной деятельности,
постоянно растущая потребность в специалистах, способных ее осуществлять,
ставят перед государством проблему по пересмотру всей системы подготовки на
современных технологических принципах. В нашей
– 9 –
стране решение этой
проблемы находится на начальной стадии, поэтому целесообразно учесть опыт
наиболее развитых стран, где этот процесс уже получил значительное развитие.
– 10 –
Список используемой
литературы:
1) Блюменау Д.И.
Информация и информационный сервис. – М.:Наука,1989.
2) Информационные
ресурсы России. – М.:Росинформресурс,1996
3) Ракитов А.И.
Философия компьютерной революции. – М.:Политическая литература,1990.
4) Урсул А.Д.
Информатизация общества. – М.:1990.
5) Голицын
Г.А., Петров В.М. Информация.Поведение.Творчество. – М.:Наука,1991.
6) Фигурнов
В.Э. IBM PC для пользователя. – М.:Инфра-М,1995.
7) Кушниренко
А.Г. и др. Основы информатики и вычислительной техники. – М.:
Просвещение,1990.
8) Бауэр
Ф.Л. Информатика. – М.:Мир,1990
9) Подшивки
журналов:
Компьютер пресс,
Компьютерра,
Мир ПК за 1996-1998.
10) Словарь современных
компьютерных терминов.
– 11 –